Православные воины руси. Ежемесячная газета "мир православия"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой



Владимир Всеволодович родной город А. Невского Мономах () г. Переславль-Залесский


В XIII веке Русь переживала очень тяжелые времена. Она была раздроблена, русские князья непрерывно воевали между собой. Этой слабостью и раздробленностью воспользовались монгольские завоеватели. Они разоряли русские города, уводили в рабство сотни тысячи людей.






Невская битва 1240 Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину исполненными веры словами: " Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!". Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину исполненными веры словами: " Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!".







Закованные в тяжелые доспехи рыцари врезались в русское войско и решили, что победа уже за ними. Но внезапно их атаковали с флангов главные силы русских дружин – конники и лучники. Спасаясь бегством, рыцари в панике стали отступать на лед Чудского озера. Здесь они и нашли свою могилу.


Из « Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра », XIII век: « И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью …»« И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться …» Из « Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра », XIII век: « И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью …» « И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться …»










Князь Александр Ярославович был православным человеком и непобедимым в открытом бою. Полководцу предстояло одержать наивысшую победу над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю в интересах Родины. В этом заключается наивысший подвиг Александра Невского.





Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых. Сегодня мы предлагаем вспомнить русских святых воинов и их великие свершения:

1. Благоверный князь Довмонт Псковский

Святой князь Довмонт (в крещении Тимофей) происходил из литовского княжеского рода и был младшим современником святого благоверного князя Александра Невского.

В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, князь был вынужден бежать из Литвы с дружиной и с 300 литовскими семьями во Псков.

Псковская земля стала его второй родиной, здесь он принял крещение и уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В течение 33 лет князь Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святому много пришлось повоевать за свободу Пскова с различными западными неприятелями. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками, а свою последнюю победу одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.

2. Святой благоверный князь Александр Невский

Эта личность столь известна в русской истории, что не будем излишне подробно останавливаться на его известных победах. Напомним только, что в 1240 году князь одержал победу над шведами на Неве, за что и получил своё летописное прозвище, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей.

Позже князь Александр перешёл от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы и уничтожив большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом так, что тот запросил мира. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его».

Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога, а в своей княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.

Перед своей смертью (предположительно, был отравлен в Орде), князь принял монашество с именем Алексей.

3. Праведный Феодор Ушаков

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии.

Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления.

Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта.

Родной дядя Адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов.

Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.

4. Праведный Иоанн Русский

Потомственный казак Иоанн родился в семье благочестивых родителей на землях Войска Запорожского в Русском царстве около 1690 года.

Достигнув зрелости, Иоанн был рекрутирован вместе со многими другими казаками в армию Петра Великого, который в те годы (1710-1713 годы) вёл борьбу с Турцией за выход к Чёрному морю.

О его воинских подвигах сведений не сохранилось, но можно сказать, что он был честным солдатом и защищал своё отечество до того момента, когда во время Прутского похода Петра I, вероятнее всего, это произошло в битве за Азов, вместе с другими солдатами не был взят в плен союзниками татарами.

После пленения Иоанн был переправлен в Константинополь и продан в рабство аге (воинское звание) турецкой кавалерии из города Ургюп, что он воспринял, как волю Божию.

Иоанн твёрдо отказался от перехода в ислам, за что поначалу был подвергаем издевательствам со стороны своего хозяина. Несмотря на это, он честно и усердно выполнял порученную работу, понимая её как свой христианский долг, за что его шельмовали уже другие рабы аги.

Со временем, однако, незлобие, трудолюбие и готовность святого помочь каждому расположили к нему сердце его господина и всех, кто его только знал. Ага даже предложил ему свободу, но Иоанн отказался покидать его, объяснив это промыслом Божьим.

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Тайн, так что со временем приобрёл от Бога дар чудотворения.

Однажды, когда его господин совершал хадж в Мекку, Иоанн, находясь в Ургюпе, передал ему от жены блюдо с пловом. Когда ага вернулся из путешествия, то привёз домашнее блюдо с собой. Этот случай так поразил местных жителей, что Иоанна Русского стали почитать как святого все жители тех мест, в том числе и мусульмане.

После смерти святого почитание его только укрепилось, на его могиле стали совершаться чудеса, а в 1962 году Церковь причислила Иоанна Русского к лику православных святых.

5. Мученик Меркурий Смоленский

Святой был родом из Моравии и происходил из семьи тамошних князей. В юности он прибыл в Смоленск, где поступил на службу в княжескую дружину.

Воин Меркурий нёс охрану на городских стенах и вёл строгую подвижническую жизнь, посвящая много времени посту и молитве.

В 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск татарские войска, по преданию, остановились в 25 верстах от города, на Долгомостье. В тот же вечер молившемуся в храме Меркурию явилась Божья Матерь и повелела ему выступить против татар: «Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Меркурий послушался веления Пресвятой Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силой. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено смолянами в Успенском соборе города. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Святые воины

Русские мученики

Продолжение. Начало в номере 5.

Русская земля славится множеством святых мучеников воинов. Каждый младенец мужеского пола с детства воспитывался в походных условиях, если он принадлежал княжескому роду. До крещения язычество на Руси имело самые мрачные и безобразные черты. Идолы требовали в жертву не только животных, но и людей. В жертву приносили не только пленников, но и собратьев, если на них выпадал жребий. Так в 983 году незадолго до всеобщего крещения, жребий пал на Иоанна - сына православного варяга Феодора, жившего в Киеве. Пришедшая толпа умертвила сына и отца, отказавшегося отдать им его. Впоследствии князь Владимир воздвиг на этом месте Десятинную церковь. Младшие сыновья равноапостольного великого князя Владимира Борис и Глеб прославились, как страстотерпцы пострадавшие от рук старшего брата Святополка. Братья - воины по своём преставлении неоднократно являлись в помощь своим сродникам.

Рано утром плыли они по реке Неве, как предвестники победы Александра Невского над «Вельвеегером свейским и воями его». Двадцатилетний князь воспринял их явление, как знамение от Господа на борьбу за сохранение православия на Руси. Было это в 1240 году, затем последовало освобождение крепости Конопорье и Пскова, а в 1242 году на льду Чудского озера были разбиты войска Ливонского ордена. Таким образом, были остановлены притязания латинян на Русские земли. Одновременно Золотая Орда расширяла свои границы, и поэтому приходилось платить большую дань. Но при Чингиз хане и хане Батые не было гонений на православие, и Александр Невский неоднократно ездил в Орду для урегулирования различных вопросов. Возвращаясь после очередной такой поездки в 1263 году, князь Александр Невский тяжело заболел, и, приняв схиму с именем Алексий, преставился. Нетленные мощи святого великого благоверного князя Александра Невского были обретены в 1380 году.

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский родился примерно в 1120 году и был сыном ростово-суздалького князя Юрия Владимировича Долгорукого. Любовь к Богу и почитание византийской иконы Богородицы, впоследствии получившей название «Владимирской», побудили его покинуть Киев без отчего благословения и поселиться в своих наследных владимирских землях. Каменное зодчество Владимиро-Суздальского княжества - это результат воплощения замыслов Андрея Боголюбского по укреплению своей вотчины. Прежде всего, он создал достойный дом для почитаемой «Владимирской» иконы - Успенский собор. Златые врата с церковью Благовещения украсили главный город княжества. Большое внимание он уделял своей резиденции в Боголюбове. Храм Покрова Пресвятой Богородице на Нерли был воздвигнут в честь его сына Глеба, погибшего в походе против Волжской Булгарии. В результате этого похода была одержана победа. Празднование Покрова Пресвятой Богородицы на Руси было установлено Андреем Боголюбским. «Мужество и ум в нем живяше, правда же и истина с ним ходяста»,- так характеризовал князя близко знавший его современник.

Автократические же стремления князя Андрея привели к конфликту с боярами, и в результате заговора он был убит 30 июня 1174 года.

Почитание Андрея Боголюбского начинается с 16 века, а с 17 века его память встречается в святцах. Мощи князя были обретены 15 октября 1702 года и положены в раку в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский вёл активную военную деятельность и одерживал победы над неприятелем, например, над волжскими булгарами. Но с такой грозной силой, с какой столкнулся Александр Невский, ему сталкиваться не приходилось. Это татаро-монгольское нашествие. Ордынский хан выдавал ярлык на княжеское правление и брал огромную дань. Конец этому положил московский князь Димитрий Донской. После Куликовской битвы он передал своему наследнику Василию I великое княжение как свою вотчину без согласия ордынского хана. Но до этого Куликовскую битву нужно было выиграть.

Князь Димитрий использовал средства, скопленные предыдущими московскими князьями, на укрепление Москвы и на создание боеспособного войска. Ведя мудрую политику, он призвал на свою сторону многих русских князей, которые сражались вместе с ним на Куликовом поле.

Духовным отцом Димитрия Донского был преподобный Сергий Радонежский. Прося благословения на битву, князь испросил у игумена Троицкой обители двух иноков, которые были опытными ратниками, - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Было это 18 августа 1380 года. Прп. Сергий дал им вместо тленного оружия нетленное - Крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо шлемов возложить на себя. В день Рождества Пресвятой Богородицы русские войска и мамаево полчище встретились на Куликовом поле. Дмитрий Донской вспоминал слова Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде». В середину выехал громадный ордынский силач Челубей и вызывал всех на поединок. Вызов принял инок Александр Пересвет и на всём скаку поразил Челубея копием, но и сам не уберёгся от смертельного удара. С Божьей помощью победа на Куликовом поле, которая положила начало освобождению Руси от ордынской зависимости, досталась Димитрию Донскому.

Преставился святой благоверный князь Димитрий Донской 19 мая 1389 года и похоронен в великокняжеской усыпальнице Архангельского собора. Прославлен основоположник расширения русских земель в 1988 году в дни празднования тысячелетия крещения Руси.

Святой праведный Иоанн Русский.

Пётр Первый вёл войну за выход к Чёрному морю, в той войне в 1714 году был взят в плен русский солдат Иоанн. Турки отвезли его в Стамбул и продали некоему Аге, проживавшему в древнем городе Прокопион на территории Каппадокии. Основным населением этого района были православные греки, и пленник постоянно посещал близлежащий храм Георгия Победоносца и причащался Святых Христовых Таинств. Уговоры хозяина перейти в мусульманство не действовали и постепенно прекратились. Иоанн имел кроткий нрав, трудолюбие, сострадание. Постоянное воздержание, бдение, молитва и причастие сделали его угодным Богу. К нему уже при жизни обращались в печалях не только православные, но и мусульмане и получали помощь. По его молитвам исцелялись больные, разрешались проблемы. Однажды хозяин был в отъезде, а дома его жена приготовила праздничный плов и очень сокрушалась, что муж не попробует свой любимый плов. Иоанн попросил поднос с пловом, ушёл к себе в комнату и помолился. Велико было всех удивление, когда вернувшийся из поездки хозяин рассказал о чуде, случившемся с ним в гостинице. Когда он вернулся с торга и открыл ключом дверь, то увидел на столе свой семейный поднос с горячим пловом.

27 мая 1730 года, причастившись Святых Христовых Таин, праведный Иоанн Русский скончался. Нетленные мощи святого были обретены в 1733 году. Покоились они в храме Георгия Победоносца в городе Прокопион. И православные, и мусульмане, и армяне - все приходили с мольбой о помощи к праведнику. Он лежал как живой до 1832 года, пока не случился пожар вследствие египетско-турецкой войны.

С 1924 года мощи святого покоятся на острове Эвбея. В 1951 году был воздвигнут храм в честь св. Иоанна Русского, а в 1962 году состоялась его канонизация.

С турецкими войнами и с Крымом также связано имя ещё одного воина - благоверного боярина Феодора Ушакова.

Родился будущий адмирал Российского флота 13 февраля 1745 года. День его рождения приходится между празднованием двух воинов - великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (8 и 17 февраля). Преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков) был его родным дядей и имел большое духовное влияние на своего племянника.

Родители будущего флотоводца Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична имели небольшое родовое имение в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и были благочестивыми прихожанами храма Богоявления - на - Острову.

В 1761 году Феодор зачисляется в морской кадетский корпус в Петербурге на Васильевском острове, по окончании которого проходит службу на Балтике. Приобретя навыки морского искусства, и, проявив себя как способный организатор, он был назначен командующим Севастопольской эскадры.

9 сентября 1787 года началась война с Турцией. Феодор Ушаков всегда помнил слова Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде». Выйдя из Севастополя и оказавшись вблизи противника с подветренной стороны, на полных парусах Ушаков нанёс противнику первое сокрушительное поражение. Князь Потёмкин писал ему: «Бог с вами! Возлагайте на Него надежду. Ополчась верою, конечно победим. Молю Создателя и поручаю вас ходатайству Господа нашего Иисуса Христа!» Затем последовали столь же дерзкие и убедительные победы с Божьей помощью, результатом которых стал мир с Турцией. Екатерина Вторая писала: «Победу Черноморского флота над Турецким мы праздновали вчера молебствием у Казанской. Контр-адмиралу Ушакову великое спасибо прошу от меня сказать и всем его подчинённым.» И далее самому контр-адмиралу Феодору Ушакову «...ознаменовали Мы благоволение Наше к вам пожалованием вас кавалером Ордена Нашего Святаго Александра Невского...»

Недолгие мирные годы Феодор Ушаков занимался благоустройством Севастополя. Историк того времени пишет: «Он чрезвычайно дорожил казённым интересом, утверждая, что в собственных деньгах должно быть щедрым, а в казённых скупым, - и правило сие доказывал на деле. При усиленной и настойчивой деятельности Ушакова по части корабельного и прочего благоустройства... ему и его неустанной заботливости мы обязаны не только тем что наш флот является хорошо вооруженным, но и тем, что порт Севастополь за последнее время управления Ушаковым гораздо быстрее обстроился новыми зданиями, нежели во всё продолжение своего существования.» В начале 1793 года за заслуги перед Престолом и Отечеством Екатерина Вторая поднесла ему в дар необыкновенной красоты золотой складень - крест с мощами Святых Угодников. Ему пожалован был чин вице-адмирала.

Тем временем французская революция выдвинула на первый план бригадного генерала Наполеона Бонапарта. Под его руководством французская армия завоевала значительную часть Европы, в том числе и греческие острова Занте, Кефалония и Корфу, где находится великая христианская святыня - мощи святителя Спиридона Тримифунского. Феодор Ушаков поступил мудро: после получения Высочайшего повеления от Павла Первого начать военные действия против французов, он, прежде всего, обратился с письменным воззванием к жителям островов, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига» безбожников. При поддержке греческого населения русская эскадра быстро освободила все острова от захватчиков.

Узнав о победе при Корфу, великий русский полководец Суворов воскликнул: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю сам себе: зачем не был я при Корфу хотя мичманом?»

20 февраля на другой день после сдачи крепости Корфу Ушаков отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия. А 27 марта в день Святой Пасхи, при стечении народа со всех ближайших островов, был совершён вынос мощей угодника Божиего Спиридона Тримифунского.

Затем последовало освобождение Италии. Неаполитанский министр Мишуру писал Ушакову: «В промежуток в 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства... русские войска заставили население обожать их... осыпать их ласками и благословениями... одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена».

Окончилась средиземноморская кампания, и последовало перемещение на Балтику. А затем отход от ратных дел и переезд в своё имение поближе к Санаксарской обители.

Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков, сосед и благотворитель Санаксарской обители, никогда не имевший своих детей и семьи, вёл жизнь уединённую в собственном своём доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время... Остаток дней своих провёл крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребён по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия преподобного Феодора Санаксарского по фамилии Ушакова же».

Всякий святой - воин, но не всякий воин - святой.

Диакон Вячеслав Зарецкий.

Использованы материалы книги «Иконы святых воинов». Авторы: Е.М.Саенкова, Н.В.Герасименко. А также «Житие Адмирала Российского флота, благоверного боярина Феодора Ушакова».

В этот день:

Родился Сидор Ковпак

Родился Сидор Ковпак

7 июня 1887 года родился Сидор Артемович КОВПАК, дважды Герой Советского Союза.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Один из организаторов партизанского движения на Украине — командир Путивльского партизанского отряда, а затем — соединения партизанских отрядов Сумской области.

В 1941—1942 годах соединением Ковпака были осуществлены рейды в тылу врага по Сумской, Курской, Орловской и Брянской областям, в 1942—1943 годах — рейд из брянских лесов на Правобережную Украину по Гомельской, Пинской, Волынской, Ровенской, Житомирской и Киевской областям; в 1943 году — Карпатский рейд. Сумское партизанское соединение под командованием Ковпака прошло с боями по тылам немецко-фашистских войск более 10 тысяч километров, разгромило гарнизоны противника в 39 населённых пунктах. Рейды Ковпака сыграли большую роль в развёртывании партизанского движения против немецких оккупантов.

31 августа 1942 года был лично принят Сталиным и Ворошиловым в Москве, где вместе с другими партизанскими командирами участвовал в совещании. Партизанскому соединению Ковпака была поставлена задача совершить рейд за Днепр с целью расширения партизанской борьбы на Правобережную Украину. К выходу в Карпатский рейд соединение насчитывало около 2000 партизан. На вооружении было 130 пулемётов, 380 автоматов, 9 орудий, 30 миномётов, 30 противотанковых ружей, винтовки и другое оружие.

В апреле 1943 года С. А. Ковпаку было присвоено воинское звание «генерал-майор».

В январе 1944 года Сумское партизанское соединение было переименовано в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию имени С. А. Ковпака под командованием П. П. Вершигоры.

Антарктида для всех

Антарктида для всех

7 июня 1950 года Советское правительство выступило с меморандумом о шестом континенте

В нем разоблачалось стремление США рассматривать проблемы освоения Антарктиды в узком кругу западных государств.
В меморандуме говорилось о непризнании никаких решений в отношении Антарктиды, принятых без участия СССР, и упоминался приоритет русских открытий в этом регионе. Только через девять лет Советский Союз добьется заключения Международного договора об использовании Антарктики в мирных целях и о свободе научных исследований на шестом континенте.

7 июня 1990 года был запущен процесс развала системы коллективной безопасности соцсодружества

Начало распада Варшавского договора

7 июня 1990 года был запущен процесс развала системы коллективной безопасности соцсодружества

На встрече в Москве представители 7 государств Варшавского договора, приняли решение пересмотреть его характер и функции, превратив военную организацию в политическую в целях подачи миролюбивого примера странам НАТО.

Венгрия заявила о своём намерении выйти из Договора до конца 1991 года. Это стало началом распада коллективной системы безопасности, противостоявшей НАТО, поскольку североатлантический альянс плевать хотел на миролюбивые примеры.

Последний начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил Варшавского договора генерал армии Владимир Лобов рассказал:
- Никаких объективных причин для роспуска военной организации Варшавского договора не было. Как известно, Варшавский договор был подписан в 1955 году в ответ на создание шестью годами раньше военного блока НАТО, который сразу же проявил сврою агрессивную антисоветскую направленность. Н икто даже не обещал тогдашнему президенту СССР Горбачеву в ответ на роспуск Варшавского договора демонтировать НАТО. Тот в состоянии непонятной эйфории сам убедил себя в том, что «холодная» война закончилась, и США стали для нас чуть ли не родным братом.

Строго говоря, решение о ликвидации военной организации Варшавского договора было окончательно принято в феврале 1991 года на последнеме заседании Политического Консультативного Комитета, которое проходило в московской гостинице "Октябрьская". Присутствовали все главы государств. Горбачев только приехал из США - и сразу на заседание, по сути дела, без подготовки. Председательствовал в тот день венгерский руководитель. Он встал и сказал: мол, у нас в повестке дня три вопроса, но давайте все обсуждать не будем, а возьмем только один - о ликвидации военной организации Варшавского договора. Присутствующие закивали головами. Только румынский лидер возразил: мол, это несвоевременно. Подошла очередь высказаться Горбачеву. Он прямо с места начал говорить не о Варшавском договоре, а о визите в США. После этого заседание быстренько закруглилось. Председательствующий предложил поручить подготовку и подписание соответствующих документов министрам иностранных дел и обороны. К 31 марта 1991 года все было закончено.

Космический центр M. B. Хруничева

7 июня 1993 года бразован Государственный космический научно-производственный центр имени M. B. Хруничева


Фактически эта эскадрилья стала первой в СССР официально признанной пилотажной группой на реактивных истребителях. Летчики эскадрильи летали на самолётах МиГ-21 и МиГ-23. За полтора десятка лет они провели свыше 800 показов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой:

Рассказать друзьям