Самые древние города руси. Древнейшие города России: список

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Краткая историография вопроса. Проблема возникновения первых русских городов до сих пор вызывает споры. В. О. Ключевский считал, что они возникли вследствие успехов восточной торговли славян, как пункты склада и отправления русского вывоза. В советское время против этого выступил М. Н. Тихомиров. По его мнению, торговля не вызывала города к жизни, она лишь создала условия для выделения из них наиболее крупных и богатых. Настоящей силой, вызывавшей к жизни русские города, он считал развитие земледелия и ремесла в области экономики и феодализма – в области общественных отношений. Конкретные пути появления городов представлялись советским историкам достаточно разнообразными. По убеждению Н. Н. Воронина, города на Руси строились на основе торгово-ремесленных поселений, феодальных замков или княжеских крепостей. С ним, в той или иной степени, соглашались Е. И. Горюнова, М. Г. Рабинович, В. Т. Пашуто, А. В. Куза, В. В. Седов и другие. М. Ю. Брайчевский выделяет одну из перечисленных возможностей. Большинство городов, с его точки зрения, возникло вокруг раннефеодальных крепостей-замков. В. Л. Янин и М. Х. Алешковский полагают, что древнерусский город развился не из княжеских замков или торгово-ремесленных поселений, а из административных вечевых центров сельских округ-погостов, мест концентрирования дани и её сборщиков. В. В. Мавродин, И. Я. Фроянов и А. Ю. Дворниченко считают, что города на Руси конца IX – X вв. строились на родоплеменной основе. Они возникли в результате образования племенных союзов, как жизненно необходимые органы, координирующие и направляющие деятельность союзов.

Киев. Согласно археологическим данным о появлении усадебной застройки, мостовых, дренажных систем и т.п., применительно к X веку, можно говорить о существовании только пяти настоящих городов. В конце IX – начале X века возникли Киев и Ладога, в первой половине века – Новгород и в конце столетия – Полоцк и Чернигов.

Автор «Повести временных лет» первым русским городом называет Киев , а основателем Русской земли считает Олега . Это следует из слов, которые он вкладывает в уста вещего князя: «И сел Олег, княжа, в Киеве и сказал Олег: “ Это будет мать городам русским ”. И были у него , – продолжает летописец, – варяги, и словени, и прочие прозвавшиеся Русью » . Под «прочими» он подразумевал других участников похода (чудь, мерю, кривичей) и полян . Получается, что «Русская земля» возникла в результате слияния разноплемённых родов с приходом в Киев Олега и его войска . Смысл явления понятен. Оно хорошо известно с глубокой древности и называется обычно греческим словом «синойкизм». Выражение «мать городов русских», как и греческое «metropolis» (от meter – мать и polis – город) – означает город-основатель. Слова Вещего Олега «Киев – мать городов русских» – своего рода пророчество, предрекающее Киеву лавры оснавателя всех русских городов (или старших городов).

В летопись проникли и такие сведения, которые не укладываются в концепцию киевского книжника. Опираясь на греческие хроники, он рассказывает о том, что Русская земля стала известна еще в правление императора ромеев Михаила. Согласно летописи, в 866 году (по греческим источникам в 860), русы напали на Константинополь. Эти русы связываются летописцем с киевскими князьями Аскольдом и Диром. Если это и в самом деле было так, получается, что Русская земля возникла, по меньшей мере, на четверть века раньше прихода Олега.

Рассказ о походе Олега на Киев противоречив, и как выясняется – полон легендарных подробностей, на самом деле никогда не происходивших. Летописец утверждает, что Олег взял по пути Смоленск и Любеч и посадил там своих мужей. Однако в то время этих городов не существовало. По данным летописи Олег шёл на Киев с большим войском – «поимъ воя многи». Но, придя к горам Киевским, почему-то стал прятать его в ладьях и притворяться купцом. Во-первых, если это разноплеменное войско было действительно велико, запрятать его было не так уж просто. Во-вторых, если оно на самом деле было значительным, почему Олег не взял Киев открыто – осадой или приступом, как это он якобы сделал с Любечем и Смоленском, вести о взятии которых дошли бы до киевских князей раньше самого огромного воинства? Скорее всего, поход Олега был в действительности разбойничьим набегом небольшого отряда, состоявшего из представителей словен, кривичей, варягов, мери и т.п. Но никак не предприятием государственного масштаба. В этом случае смысл притворяться купцами есть, тем более что в определенной мере это на самом деле было так. Набеги русов на славян, о которых рассказывают восточные авторы, были напрямую связаны с торговыми интересами последних.

Согласно археологическим раскопкам, Киев возник на месте гнезда славянских поселений, располагавшихся в VII – IX веках на Старокиевской горе и её склонах, горах Киселёвке, Детинке, Щековице и на Подоле. Поселения перемежались пустыми пространствами, пашнями и могильниками. Древнейшее городище располагалось на северо-западе Старокиевской горы. По мнению Б. А. Рыбакова, оно датируется концом V – нач. VI вв. В конце IX века бурно развивается киевский Подол, здесь появляется дворовая застройка и уличная планировка.

В 969 – 971 годах, в княжение знаменитого князя-воителя Святослава Игоревича, Киев едва не потерял свой статус «середины» Русской земли. Его могли покинуть не только князь и его семья, но и лучшая часть местной знати. Киевское боярство готово было поменять место своего пребывания на более привлекательное, согласившись вместе с князем разместиться в другом городе – Переяславце на Дунае. И Святослав, и его дружина ждали только смерти больной матери князя. Причиной, по которой такой исход не состоялся, стала неудача русичей в борьбе с империей ромеев. Причиной, по которой такой исход мог бы состояться, было то, что киевская дружина к тому времени ещё не осела окончательно на землю и старые дружинные идеалы верности и братства значили для неё больше, чем собственные сёла в округе Киева.

При Владимире была изменена не только религия, но и сделан окончательный шаг к оседанию русской дружины. Развитие Киева, его укрепление и разрастание начинается именно в это время. Это видно по предпринятому князем строительству. Вначале было построено языческое святилище «вне двора» теремного, затем – Десятинная церковь и укрепления «города Владимира».

Настоящий скачок в развитии Киева произошёл в эпоху Ярослава Мудрого после периода временного упадка, вызванного шоком от введения христианства и борьбой сыновей Владимира за киевское наследство. Тогда пределы города заметно расширяются. Планировка становится устойчивой. Окончательно оформляется центр – «город Владимира» и «город Ярослава» с Золотыми воротами и грандиозным Софийским собором. Крепостные сооружения Киева увеличиваются по площади в 7 раз.

Ладога. Судя по археологическим данным, Ладога возникла в то же время, что и Киев. Это единственно возможное место, куда мог прийти легендарный Рюрик, и откуда мог двинуться в поход на Киев Вещий Олег. О призвании Рюрика в Ладогу, а не Новгород говорится в Ипатьевской и Радзивиловской летописях.

Археологические раскопки показали, что Ладога как поселение возникает ещё в середине VIII века, но в то время наряду со славянами здесь жили балты, финны и скандинавы. Археологи обнаруживают и славянские квадратные срубы с печью в углу, и скандинавского облика большие дома. Славяне стали преобладать здесь в X веке. Первая крепость в Ладоге построена на рубеже IX – X веков. Постепенно Ладога становится славянским городом. Появляются первые улицы, вытянувшиеся вдоль берега Волхова, и дворовоусадебная застройка, типичная для древнерусских городов.

Когда Рюрик пришёл в Ладогу – это была международная торговая фактория, с более-менее постоянным земледельческим и торговоремесленным населением. Олег покинул её вместе со своей ватагой ещё тогда, когда Ладога не представляла собой единого организма. И только при непосредственном его участии она приобретает городские черты. Скорее всего, именно Олег строит здесь каменную крепость, датируемую археологами концом IX – началом X веков, ставшую первым шагом к славянскому преобладанию. Олег и его люди брали торговый путь «из варяг в греки» под свой контроль – в этом заключается цель укрепления самого северного пункта данной торговой системы. В X веке Киевская община настойчиво стремилась освоить восточнославянские земли, отстраивая крепости в наиболее важных, с точки зрения Киева, местах. Древнейшие русские города (киевские крепости) обеспечивали господство Киева среди славянских племён.

Новгород . Сведения о строительстве Новгорода противоречивы. Первоначально, согласно летописным данным, новгородская крепость была построена пришедшими в эти места словенами, затем свои укрепления поставил здесь Рюрик. Наконец, в 1044 году Новгород ещё раз заложил Владимир, сын Ярослава Мудрого. Словенский Новгород – родовой посёлок или племенной центр, местоположение которого неизвестно. Новгород Рюрика многие соотносят с «Рюриковым городищем», расположенном в 2-х км от древнерусского Новгорода. Раскопки показали, что поселение здесь существовало уже в середине IX века. Наряду со славянами, которые строили здесь деревянные срубы (длина стен 4 – 6 метров) и оставили после себя лепную посуду и втульчатые наконечники стрел, характерные для западных славян, здесь обитало какое-то число скандинавов. Скандинавский след представлен гривнами с привесками в виде молоточков Тора, равноплечными и скорлупообразными фибулами, игральными шашками, подвесками с руническими заклинаниями и т.п. К известному ныне новгородскому детинцу относится только последнее сообщение. Оно подтверждено археологическими раскопками. Новгород Владимира Ярославича – древнейший детинец, который занимал северо-западную часть современного детинца и включал Софийский собор и епископский двор. В. Л. Янин и М. Х. Алешковский считают, что на месте Софийского собора раньше находилось языческое капище, т.е. эта часть детинца и в дохристианские времена была центром, окружавших его боярских хуторов. Здесь стоял и более древний детинец. Первая крепостьдетинец могла быть поставлена на этом месте при Олеге или Игоре.

Первоначально новгородцы – часть киевской городской общины. О единстве Киева и Новгорода X века говорят сообщения летописи о данях, установленных Олегом, а затем Ольгой, оброках, ловищах и знаменьях киевских князей в новгородской земле. Связь с «матерью» была главным образом политическая. Из Киева присылались посадники. Если это был князь, например, Святослав, Владимир, Ярослав – это льстило новгородцам и делало их более самостоятельными. Личность князя придавала городу завершённость – как политическую, так и духовную: язычники верили в мистическую связь между правителем и благом общества.

Полоцк. Впервые Полоцк упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом в числе городов, подвластных Рюрику. Есть он и в списке русских городов, которым предназначалась греческая дань, взятая Олегом в 907 году. Под 980 годом в летописи говорится о первом полоцком князе Рогволоде, якобы пришедшем «из-за морья».

Системное археологическое изучение города началось в советское время. Здесь вели раскопки А. Н. Лявданский, М. К. Каргер, П. А. Раппопорт, Л. В. Алексеев и другие. По археологическим данным первоначальное поселение в Полоцке возникло в IX веке на правом берегу р. Полоты. Древнейшие славянские напластования датируются X веком. Детинец в устье реки Полоты сооружается во второй половине X века. Он и стал центром будущего города. Городские черты Полоцк приобретает в конце X – начале XI веков, когда распространяется дворово-усадебная застройка и строятся мостовые. Полоцк был основан для осуществления контроля торгового пути «из варяг в арабы» (как выражается И. В. Дубов), проходившего из Балтийского моря по Западной Двине, через волок по Волге в Каспийское море.

Чернигов. Город впервые упоминается в летописи под 907 годом, в числе русских городов – получателей греческой дани. Константин Багрянородный говорит о Чернигове как об одной из «росских крепостей», откуда приходят в Константинополь славянские однодревки. Первое событие, связанное с городом, датируется 1024 годом. Тогда князь Мстислав Владимирович, не принятый в Киеве, «седе на столе Чернигове ».

Город давно привлекает внимание исследователей. Массовые раскопки черниговских курганов осуществлял в 70-е годы XIX века Д. Я. Самоквасов. Детинец изучал Б. А. Рыбаков. Архитектурные памятники исследовали Н. В. Холостенко и П. Д. Барановский. В наше время раскопками в Чернигове руководит В. П. Коваленко. К истории Чернигова обращались П. В. Голубовский, Д. И. Багалей, М. Н. Тихомиров, А. Н. Насонов, В. В. Мавродин, А. К. Зайцев, М. Ю. Брайчевский, А. В. Куза и другие.

Археологические раскопки показали, что на территории Чернигова в VIII – IX веках существовало несколько поселений Роменской культуры, традиционно связываемой с племенами северян. В конце IX века они прекращают своё существование в результате военного разгрома. Их место занимают памятники древнерусского типа. Первые укрепления в районе черниговского детинца, по всей видимости, были сооружены в начале X века (точных данных на этот счёт нет). Считается, что в 80 – 90-е годы X века детинец был заново отстроен князем Владимиром. Городской характер Чернигов приобретает в начале XI века, как и Полоцк. Город, вероятно, следил за движением по Десне и держал выход к торговому пути «из варяг в греки», соединяя его через Угру и Оку с Волжским путём.

Принудительный синойкизм. К числу первых киевских крепостей относятся Вышгород и Псков. ВВышгороде нет непотревоженных отложений X века, есть только отдельные находки. В Пскове первые укрепления относятся к началу или середине X века, но городом поселение становится только в XI столетии.

В конце X века Владимир Святославич строит ряд крепостей вблизи Киева для защиты его от набегов печенегов. Среди них были Белгород и Переяславль . Археологические раскопки подтвердили сведения летописи. Белгород был построен на месте славянского городища (площадью 8,5 га), располагавшегося на мысу, образованном оврагом и берегом р. Ирпень. По данным раскопок, в конце X века здесь были построены укрепления детинца (12,5 га) и первого окольного города. Валы города имели внутренние срубные конструкции и мощную кладку из сырцового кирпича. Древнейшие укрепления Переяславля также относятся к концу X века.

Сообщения летописи о строительстве Белгорода и сведения, стоящие под 988 годом, позволяют выяснить, как именно создавал свои колонии Киев. Согласно летописи, Владимир «наруби », т.е. собрал ,набрал людей в Белгород из иных городов . То же самое он делал и при заселении других, безымянных городов, о постройке которых сообщается в статье 988 года. Следовательно, Владимир соединял в одно целое представителей различных племён и родов , т.е. искусственно делал то, что раньше само собой случилось в Киеве. Перед нами самый настоящий принудительный синойкизм , подобный тем, что устраивали Селевкиды в своём царстве более чем за тысячу лет до этого.

Сведения летописей о других древнейших русских городах не получили подтверждения в результате археологических раскопок. Первые укрепления Смоленска датируются археологами рубежом XI – XII веков. Заселение подола относится к середине XI века. Как известно, древнерусскому Смоленску предшествовало Гнёздово X – XI веков – открытое торгово-ремесленное поселение с многонациональным населением. Однако Гнёздово невозможно признать за первоначальный Смоленск. В действительности это было поселение, тесно связанное с интересами международной торговли и далёкими грабительскими походами. Оно представляло собой в первую очередь торговое место , факторию и прямого отношения к будущему Смоленску не имело. Белоозеро (уп. под 862 г.) в X веке – посёлок веси. Древнерусским городом он становится только в XII столетии. Укрепления Изборска были сооружены на рубеже X – XI веков, хотя поселение здесь известно ещё с VIII века. Ростов по археологическим данным появляется не ранее XI века. Ему предшествует Сарское городище IX – X веков, но его, как и Гнёздово по отношению к Смоленску, нельзя признать первоначальным Ростовом. Древнейшие напластования Турова относятся к рубежу X – XI веков, а укрепления города были сооружены не ранее XI столетия. Укрепления Любеча были построены также в XI веке .

Древние города России, прожившие долгую жизнь и существующие поныне, дают возможность проследить историю нашей страны, этапы ее становления и развития. Пройдя через испытания веков, они сумели выстоять и сохранить до наших дней уникальные исторические памятники архитектуры и культуры. Сохранившиеся земляные валы, крепостные стены, древние соборы и монастыри свидетельствуют о былом могуществе древней Руси и таланте мастеровых людей. Путешествие по этим городам оставляет неизгладимые и ни с чем несравнимые впечатления. На северо-западе страны находится "Серебряное кольцо России", включающее великие древнерусские города Великий Новгород и Псков. Тысячи километров преодолеваются туристами ради того, чтобы увидеть Кижский погост и Валаамский монастырь в Карелии, Кирилло-Белозерский монастырь на вологодчине и жемчужину Беломорья - Соловецкие острова. Туристские центры Поволжья – это, основанный на месте слияния Волги и Оки, Нижний Новгород, столица республики Татарстан - Казань, город-герой Волгоград и старинные волжские города Самара и Саратов.

Датой возникновения города, как правило, считается первое упоминание о нем в летописи. Но археологические раскопки нередко отодвигают ее еще вглубь веков. Чем дольше существует город, тем больше испытаний выпадает на его долю. Многие из них не раз начинали свою историю «с нуля». Но не всем городам удалось восстановиться. И от них осталось только упоминание в летописи да остатки древних укреплений. Так, например, следы исчезнувших городов хранит территория к западу от Москвы.

Самыми древними русскими городами являются пять городов исторического ядра России: имевший в Древней Руси такое же значение, как и Киев – , связывавший крупнейшие русские города Новгород и Киев – , столицы крупных княжеств - и , а также Белозерск, где по преданию «сидел» один из братьев Рюриковичей – Синеус. Но наиболее древним городом на территории Российской Федерации является Дербент, основанный в 438 году.

Если распределить по времени образования все существующие города России, то окажется, что 56 городов возникло до монголо-татарского ига, а 111 городов появилось в процессе преодоления политической раздробленности Руси в период формирования централизованного государства.

Своеобразную историческую атмосферу древних городов создают кремли и крепости, соборы и монастыри, дворцы и усадьбы, фабричные и заводские корпуса эпохи промышленного расцвета. Некоторые исторические города приобретают индивидуальность за счет преобладания одного архитектурного стиля. Но при всем своем многообразии и уникальности они имеют и общие черты. Во-первых, большинство древнерусских городов возводилось у стрелки – в месте слияния реки с ее притоками. Во-вторых, в средней полосе города строились в основном на высоком берегу реки. Их планировка подчинялась рельефу местности. На самом высоком месте возводились храмы. А ядро города – крепость - занимало труднодоступное место, защищенное оврагами и крутыми речными берегами. Улицам древних городов свойственна кривизна, что имеет определённые художественные достоинства. В-третьих, набережные в русском городе, расположенном на реке, как правило, играли роль фасада, лица города, можно сказать, его визитной карточки. Древнерусские градостроители искусно использовали особенности ландшафта и создавали красивые города, гармонирующие с окружающей природой.

Большое значение для древних городов на Руси имели монастыри. Они были не только местом религиозного служения, но и культурными и образовательными центрами. А так же местом пребывания в разные периоды истории знатных и царственных особ. Так, например, в , что находится недалеко от Костромы, жил некоторое время Михаил Федорович Романов. Именно здесь он получил известие об избрании его на престол. С тех пор семья Романовых стала почитать этот монастырь, как свою фамильную святыню. В беспокойное время вражеских набегов и княжеских междоусобиц монастыри защищали городских жителей. Нередко городами становились слободы, возникавшие вокруг монастырей. Вокруг монастырей сложились города Череповец, Печоры, Покров, Валдай, Киржач. положила начало Сергиеву Посаду. стал завязью города Истра. Вокруг образовался город Кириллов.

Выдающимися достижениями средневекового градостроительства являются кремли, внутри которых возводились наиболее значительные сооружения города. сохранились и украшают Москву, Великий Новгород, Псков, Смоленск, Ростов Великий, Тулу, Зарайск, Тобольск, Казань, Астрахань, Нижний Новгород. Русское зодчество внесло огромный вклад в прославление России. Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. Их в русских городах огромное количество. Храмы, соборы, монастыри – каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

Вопрос о том, какой же город России можно назвать самым старым до сих пор остается открытым. Существуют различные гипотезы, проводятся разные исследования, но исчерпывающих данных нет.

По данным из некоторых источников, мне удалось составить список из десяти самых старых городов России:

0. Дербент - Средний по численности город, входящий в состав Республики Дагестан. Дата основания — конец IV тыс. до н. э.
1. Великий Новгород - Небольшой по-численности населения областной центр. Дата основания — 859 год.
2/3/4. - Средний по численности город. Входит в состав Владимирской области. Год основания — 862
2/3/4. Ростов Великий — ровесник города Мурома, небольшой город входящий в Ярославскую область. В 1995 году музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
2/3/4. Белозерск (Первое название — Белоозеро). Ровесник Ростова Великого. Малый по численности город. Год основания — 862
5. Смоленск - Крупный город, областной центр Смоленской области. Дата основания — 863 год.
6. Псков — Малый по численности областной центр. Год основания — 859 год.
7/13 Углич — Впервые упоминается в летописи 1148 годом, однако некоторые местные источники сообщают и другие сведения: 937, 947, 952 и другие годы.
7/8. Трубчевск - Малый по численности населения город. Год основания — 975.
8/9. Брянск — областной центр. Город основан 985 году.
9/10/11/12 - Областной центр. Дата основания (одна из версий) — 990 год.
10/11/12 - Небольшой город, который входит в состав Владимирской области. Дата основания — 999, либо 1024 год.
10/11/12 Казань - Областной центр, столица республики Татарстан. Дата основания — 1005 год.
11/12/13 Ярославль - Крупный областной центр. Дата основания — 1010 год.

Есть мнение, что самым древнем городом в России является Дербент. Он существовал, когда еще не было Древней Руси, а примерный его возраст составляет 5000 лет. Однако, в состав Российского государство этот город стал входить только в 1813 году. Сейчас Дербент принадлежит к республике Дагестан в составе Северо-Кавказского федерального округа.

Однако самым старым исконно-русским городом России по-праву можно считать Великий Новгород . Этот город был основан в 859 году и является прародителем христианской веры. На левом берегу реки Волхов в Новгороде находится один из самых красивых кремлей России.

В десятку самых старых городов России, входят два города, входящие в состав Владимирской области. По некоторым источникам Суздаль был основан в 999 году и также претендует на попадание в десятку самых древних российских городов.

Муром считается третьим по-древности городом на Руси, наравне с Ростовом Великим и Белозерском. Первое письменное упоминание о нем дает «Повесть временных лет». Из летописи становиться ясно, что свое название Муром получил от древнего финно-угорского племени «мурома», которое некогда проживало в бассейне оки. Первым муромским князем был — Глеб. В далеком 988 году он получил Муром в удел из рук своего отца — равноапостольного князя Владимира. Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь является одним из древнейших в России.

Владимир — один из самых красивых городов России, который стоит на берегу реки Клязьмы. Согласно последним исследованиям краеведами, по сведениям из ряда летописных источников Владимир-на-Клязьме основал Владимир Святославич Мономах в 990 году. Древнейшими жителями этого края были финно-угорские племена (VI-VII века), часть которых впоследствии была ассимилирована славянами.

Другой древний город — Суздаль впервые упоминается в летописи, когда говорится о восстании волхвов в 1024 году. По другим исследованиям, Суздаль впервые упомянут в письменных источниках под 999 годом. Считается, что город возник на месте древнейших земледельческих и торгово-ремесленных поселений, которые, есть все основания так полагать, появились здесь не позднее IX века. Сейчас Суздаль - город-заповедник, который входит в Золотое кольцо России. По обилию архитектурных памятников и целостности своего облика, он не знает себе равных.

Если говорить не только о городах, то можно вспомнить еще один древний населенный пункт — это село Старая Ладога, которое до 1703 года являлось городом. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село позиционировалось как «древняя столица Северной Руси».

Сегодня я решила затронуть такую тему как «древнерусские города» и выявить, что способствовало развитию и формированию русских городов в IX-X веках.

Хронологические рамки данного вопроса падают на IX-XIII столетия. Прежде чем ответить на выше поставленные мною вопросы, стоит проследить процесс развития древнерусских городов.

Данный вопрос интересен не только для историка Российского государства, но и для научного общества и мировой истории. Это легко проследить. Крупнейшие города появлялись там, где ранее не существовали и развивались не под чьим-либо влиянием, а самостоятельно, развивая древнерусскую культуру, что вызывает особый интерес для мировой истории. Аналогично развивались города Чехии и Польши.

Освещенность данного вопроса имеет огромное значение для современного общества. Здесь я подчёркиваю то культурное наследие, сохранившееся в виде архитектуры, живописи, письменности и города в целом, так как он, в первую очередь, является основным источником наследия общества и государства.

Соответствующие предметы наследия передаются из поколения в поколение и чтобы не прервать эту цепочку необходимы определённые знания в этой сфере деятельности. Тем более в наше время нет недостатка информации. С помощью довольно большого накопившегося материала можно проследить процесс образования, развития, уклад жизни, культуру древнерусских городов. И к тому же знания о становлении русских городов и, следовательно, об истории древнерусского государства говорят о культурном развитии человека. А сейчас, в наше время, это очень актуально.

В письменных источниках русские города упоминаются впервые в IX веке. Анонимный баварский географ IX века перечислял, сколько городов было у разных славянских племен в то время. В русских летописях первые упоминания о городах на Руси тоже датированы IX веком. В древнерусском смысле слово «город» означало, прежде всего укрепленное место, однако летописец имел в виду и какие-то другие качества укрепленных поселений, так как городами им действительно названы города. В реальности существования русских городов IX века нет сомнений. Вряд ли возможно, чтобы какой-либо древнерусский город появился ранее IX-X веков, так как только к этому времени на Руси сложились условия для возникновения городов, одинаковые на севере и на юге.

Другие иностранные источники упоминают русские города с X века. Византийский император Константин Багрянородный, оставивший записки «Об управлении империей», писал о русских городах с чужих слов. Названия городов в большинстве случаев искажены: Немогардас-Новгород, Милинск-Смоленск, Телюцы-Любеч, Чернигога-Чернигов и т.д. Поражает отсутствие каких-либо названий, которые могут быть отнесены к названиям скандинавского или хазарского происхождения. Даже Ладога не может считаться построенной скандинавскими выходцами, так как в самих скандинавских источниках этот город известен под другим названием. Исследование названий древнерусских городов убеждает нас в том, что подавляющее большинство их носит славянские названия. Таковы Белгород, Бело-озеро, Васильев, Изборск, Новгород, Полоцк, Псков, Смоленск, Вышгород и т.д. Из этого следует, что древнейшие древнерусские города были основаны восточными славянами, а не каким-либо другим народом.

Наиболее полные, как письменные, так и археологические, сведения имеются по истории древнего Киева. Предполагают, что Киев появился путем слияния нескольких поселений, существовавших на его территории. При этом сопоставляют одновременное существование в Киеве городища на Андреевской горе, на Киселевке и в Щековице с легендой о трёх братьях – основателях Киева – Кие, Щеке и Хориве [Д.А. Авдусин, 1980]. Город, основанный братьями, был незначительным поселением. Значение торгового центра Киев получил в позднейшее время, и рост города начинается только в IX-X веках [М.Н. Тихомиров, 1956, с.17-21].

Аналогичные наблюдения можно сделать и над территорией других древнерусских городов, в первую очередь Новгорода. Первоначальный Новгород представляют в виде трёх разноэтничных одновременных посёлков, соответствующих последующему делению на концы. Объединение этих посёлков и обнесение единой стеной знаменовало появление Нового Города, получившего, таким образом, своё название от новых укреплений [Д.А. Авдусин, 1980]. Усиленное развитие городской жизни в Новгороде, как и в Киеве, происходит в определенное время – в IX-X столетиях.

Несколько иную картину дают археологические наблюдения, сделанные в Пскове. Раскопки на территории Пскова подтвердили, что Псков уже в IX столетии был значительным городским пунктом. Таким образом, Псков возник раньше, чем Новгород, и в этом нет ничего невероятного, так как торговая дорога по реке Великой восходит к очень раннему времени.

В понятие средневекового города на Руси, как и в других странах, входило, прежде всего, представление об огороженном месте. В этом и было первоначальное отличие между городом и сельской местностью, к которому позже прибавляется представление о городе как ремесленном и торговом центре. Поэтому при оценке хозяйственного значения древнерусского города не следует забывать о том, что ремесло на Руси IX-XIII веков находилось ещё на начальной стадии отделения от сельского хозяйства. Археологические раскопки в русских городах IX-XII веков подтверждают постоянную связь горожан с сельским хозяйством. Степень значения сельского хозяйства для горожан была не одинаковой в мелких и больших городах. Сельское хозяйство доминировало в маленьких городах, подобных Райковецкому городищу, меньше всего было развито в больших центрах (Киеве, Новгороде и т.д.), но в том или ином виде существовало везде. Тем не менее, не сельское хозяйство определяло хозяйство русских городов X-XIII веков, а ремесло и торговля. Крупнейшие городские пункты не могли уже существовать без постоянной связи с ближайшей земледельческой округой. Они потребляли продукты сельского хозяйства в большей мере, чем их производили, являясь центрами ремесла, торговли и административного управления [М.Н. Тихомиров, 1956, с.67-69].

Ремесленный характер русских городов хорошо показан археологами. При раскопках главной и частой находкой являются остатки ремесленных мастерских. Встречаются кузнечные, ювелирные, сапожные, кожевенные и многие другие ремесленные мастерские. Обычны находки веретен, ткацких челноков и пряслиц – несомненных следов домашнего производства тканей [Д.А. Авдусин, 1980].

Существование ряда литейных форм, употреблявшихся для выпуска ремесленных изделий одного и того же типа, привело некоторых исследователей к предположению о работе этих мастерских на рыночный сбыт. Но понятие товара само по себе предполагает существование определённого рынка для сбыта. Такой рынок был известен под названием торга, торговища, торжища. Товарное производство, несомненно, уже в какой-то мере существовало в Древней Руси, но значение его нельзя преувеличивать. Известные нам письменные свидетельства в подавляющем большинстве говорят о ремесленном производстве на заказ. Преобладала, именно, работа на заказ, хотя товарное производство тоже имело место в Древней Руси.

Торговля городов IX-XIII веков развёртывалась в условиях господства натурального хозяйства и слабой потребности в привозных товарах. Поэтому торговля с иноземными странами была уделом в основном больших городов, мелкие городские пункты были связаны только с ближайшей сельскохозяйственной округой.

Внутренняя торговля была явлением повседневным, мало привлекавшим к себе внимание писателей того времени. Поэтому отрывочны сведения о внутреннем обмене в Древней Руси. Несомненно, что такие связи, как торговля внутри города, между городом и деревней и между различными городами, существовали, но их трудно уловить вследствие единства древнерусской культуры. Можно проследить связь городского рынка с окружающими деревнями (голод в городе обычно связывается с неурожаем в области) и зависимость деревни от городского ремесла и торговли (запросы деревни в железных предметах удовлетворялись деревенскими и городскими кузницами).

Значительно больше известно о торговле иноземной, «заморской». Внешняя торговля в основном обслуживала потребности феодалов и церкви; только в голодные годы хлеб становился товаром, доставляемым заморскими купцами. В ещё большей степени деревня являлась поставщиком экспортных товаров: мёд, воск, меха, сало, лён и прочее доставлялись в город из деревни, которая таким образом втягивалась в торговый оборот, хотя эти предметы и поступали на рынок не путём непосредственной продажи, а в составе оброка или дани [М.Н. Тихомиров, 1956, с.92-103].

Россия огромная страна со своей уникальной и культурой. У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурно-планировочный облик, свои достопримечательности, свой вклад в исторические события, свои выдающиеся деятели, которые прославили город. Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически.

Творчество, культурное наследие России значительно выделяется в мировой культуре. В городах есть галереи, где местные художники выставляют свои работы, и может быть, когда-то некоторые из них займут достойное место в Эрмитаже или Третьяковской галерее.

Многие города являются интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. Возникают определенные ассоциации, например, говоря о русском самоваре, мы обязательно говорим о , о пуховом платке - вспоминаем Оренбург. А сколько восхищения вызывает гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы. Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

Города России издревле славились своим величием, своей неповторимой красотой. Славу земли русской обеспечивали многие города и , и , Муром и многие другие. Все знали, придя в Россию с мечом, от него и погибнешь. славилась не только храбростью и отвагой своих людей. Русское зодчество внесло огромный вклад в прославление России.

Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. Их в русских городах огромное количество. Храмы, соборы, монастыри - каждый со своей историей, своей неповторимой красотой. А природа… В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. Красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские поэты.

По древним русским городам проходит интереснейший туристический маршрут Золотое кольцо́ Росси́и, захватывающий несколько областей России: Ярославскую, Костромскую, Владимирскую, Ивановскую, Московскую. Здесь сохранены уникальные памятники культуры и истории, центры народных ремёсел. Ярославль является столицей этих городов. Только в нем 140 памятников архитектуры!!! Выделяются своим неповторимым зодчеством Церковь Иоанна Предтечи XVII века, Спасо-Преображенский собор, Церковь Ильи Пророка и многие- многие другие.

Каждый город неповторим, и мы должны научить молодое поколение уважать и любить достояние русского народа. И сохранять все наше богатство…



Рассказать друзьям