Святой Петр Афонский: история и вымысел. Преподобный петр афонский Молитва преподобному петру балтийскому морю

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и других обителях Святой Горы 12/25 июня празднуют память преподобного Петра Афонского (+734), часть святых чудотворных мощей которого хранится в Свято-Покровском соборе русской святогорской обители, - сообщает корреспондент портала «Русский Афон».

Родом грек, служил воеводой в византийской императорской армии и жил в Константинополе. В 667 году во время войны с сирийцами святой Петр был взят в плен и заключен в крепости города Самары на реке Евфрате.

Долгое время он томился в темнице и размышлял о том, за какие грехи подвергся наказанию Божию. Святой Петр вспомнил, что однажды имел намерение оставить мир и уйти в монастырь, но так и не исполнил его. Он стал соблюдать в темнице строгий пост, усердно молиться и просил у святителя Николая Чудотворца заступничества перед Богом.

Святитель Николай явился святому Петру во сне и дал совет призывать на помощь святого Симеона Богоприимца. Укрепляя узника в терпении и надежде, святитель еще раз являлся ему во сне. В третий раз он явился вместе со святым Симеоном Богоприимцем наяву. Святой Симеон коснулся жезлом цепей святого Петра, и железо при этом растаяло, словно воск. Двери темницы раскрылись, и святой Петр вышел на свободу. Святой Симеон Богоприимец стал невидим, а святитель Николай проводил святого Петра до границы греческой земли. Напомнив об обете, святитель Николай также стал невидим.

Для принятия иноческого образа при гробнице апостола Петра святой Петр ушел в Рим. Святитель Николай не оставил его без своей помощи: он явился во сне Римскому Папе и рассказал об обстоятельствах освобождения святого Петра из плена, повелев Папе постричь бывшего узника в монашество.

На следующий день, при многолюдном стечении народа во время Богослужения, Папа громко сказал: «Петр, пришедший из греческой земли, которого святитель Николай освободил в Самаре из темницы, приди ко мне». Святой Петр предстал перед Папой, который постриг его в монашество при гробнице апостола Петра. Папа учил святого Петра правилам иноческой жизни и держал инока при себе. Потом он с благословением отпустил святого Петра туда, куда Бог соблаговолит его направить.

Святой Петр сел на корабль, плывший на восток. Корабельщики, во время остановки сходившие на берег, просили святого Петра придти помолиться в один дом, где хозяин и все домашние лежали больные. Святой Петр исцелил их своей молитвой.

Во сне святому Петру явилась Пресвятая Богородица и указала место, где он должен был жить до конца своих дней - Святую Гору Афон. Когда корабль проплывал мимо Афона, то остановился сам по себе. Святой Петр понял, что в этом месте ему надлежит сойти, и сошел на берег. Это было в 681 году.

Преподобный Петр провел в пустынных местах Святой Горы, не видя никого из людей, 53 года. Одежда его истлела, а волосы и борода отросли и покрыли тело вместо одежды.

В первое время преподобный Петр многократно подвергался бесовским нападениям. Стараясь принудить святого покинуть пещеру, бесы принимали вид то вооруженных воинов, то свирепых зверей и гадов, готовых растерзать отшельника. Но горячей молитвой к Богу и Матери Божией преподобный Петр побеждал бесовские нападения. Тогда враг стал действовать хитростью. Явившись под видом отрока, посланного к нему из родного дома, он со слезами умолял преподобного оставить пустыню и вернуться в свой дом. Преподобный прослезился, но без колебаний ответил: «Сюда меня привел Господь и Пресвятая Богородица, без Ее позволения я отсюда не пойду». Услышав имя Матери Божией, бес исчез.

Через семь лет бес предстал перед преподобным в виде светлого Ангела и сказал, что Бог повелевает ему идти в мир для просвещения и спасения нуждавшихся в его руководстве людей. Опытный подвижник снова ответил, что без повеления Божией Матери не покинет пустыни. Бес исчез и больше не смел приступать к преподобному.

Матерь Божия явилась преподобному Петру во сне вместе со святителем Николаем и сказала мужественному отшельнику, что каждые 40 дней Ангел будет приносить ему Небесную манну. С того времени преподобный Петр 40 дней постился, а на сороковой день подкреплялся Небесной манной, получая крепость на дальнейшее сорокадневное воздержание.

Однажды охотник, гнавшийся за оленем, увидел нагого человека, обросшего волосами и препоясанного по чреслам листвой. Он испугался и бросился бежать. Преподобный Петр остановил его и рассказал о своей жизни. Охотник просил позволения остаться с ним, но святой отослал его домой. Преподобный Петр дал охотнику год для самоиспытания и запретил рассказывать о встрече с ним.

Через год охотник возвратился с братом, одержимым бесом, и другими спутниками. Когда они вошли в пещеру преподобного Петра, то увидели, что он уже преставился к Богу. Охотник с горьким плачем рассказал своим спутникам о жизни преподобного Петра, а его брат, как только прикоснулся к телу святого, получил исцеление.

Преподобный Петр скончался в 734 году. Его святые мощи находились на Афоне в обители святого Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в 969 году перенесены во Фракийское селение Фотоками. Часть святых чудотворных мощей преподобного Петра Афонского хранится в Свято-Покровском соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

С именем преподобного Петра Афонского связан священный завет Матери Божией о своем земном уделе - Святой Горе Афон, который и поныне остается в силе: «Во Афонстей Горе будет покой его, то бо есть жребий Мой от Сына Моего и Бога, данный Мне, да отлучающийся мирских молв и емлющиися духовных по силе своей подвигов, верою же и любовию от души призывающий имя Мое, тамо временное свое житие проводят без печали, и Богоугодных ради дел своих жизнь вечную получат: зело бо люблю то место и хощу на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога имущим тамо иночествовати не разорится во веки, аще и они соблюдут спасительныя заповеди; и распространю их в Горе на юг и север, и возобладают ею от мира до мира, и имя их во всей подсолнечной хвально сотворю и защищу тех, иже тамо терпеливно в постничестве подвизатися будут».

ВИДЕО:

В Православной Церкви почитается примерно тридцать святых с именем Петр. Святой Петр Афонский не является самым известным из них, но и не принадлежит к тем, память о которых осталась лишь в виде одного упоминании каким-либо синаксарем: ему посвящено два текста – один повествовательный и один богослужебный.

Канон святому Петру Афонскому

Канон святому Петру написал Иосиф Гимнограф. Имя автора устанавливает terminus ante quem относительно времени составления канона: это – 886 год, в который, как считается умер Иосиф. Тем не менее, можно установить и более точную дату.


Действительно, рассказ об обретении неких чудотворных мощей на Афоне, о котором упоминает канон, легче мог стать известным в Салониках, чем в Константинополе. По всей видимости Иосиф, который опирался при составлении своего канона на устную традицию, обнаружил материал о его деятельности в Салониках, куда он прибыл примерно в 831 г. и где пробыл до окончательного своего ухода, случившегося немного ранее 841 г. Иосиф составил свой канон во время своего пребывания в Салониках или несколько позже. Таким образом составление канона следует поместить между 831 и 841 годами.

Краткий обзор тематики канона

Церковь показывает тебя как нового Петра; ты умертвил свои члены и возродил свою душу, укрывшись в горах и пещерах и борясь со страстями и низменностями; твои мощи, скрытые много лет, теперь явились для нашего спасения, источая волны исцелений и благодатное миро; ты ученик и тезка верховного Петра; фимиам Христов, своим миром, которое ты изливаешь от своих мощей, ты вдохновляешь мучеников и прогоняешь страсти; необитаемая пустыня и крутые скалы говорят о твоих трудах и подвигах; ты населил гору Афон как Илия гору Кармил; твое миро проистекает от твоих мощей и привлекает своим ароматом верующих; стань посредником для всех нас, с верой и благоговением притекающих к тебе.

Очевидно, что историческое содержание очень скудно: некий аскет жил какое-то количество лет в самых неприступных частях Афона; его мощи были найдены годы спустя после его кончины; Церковь признала его святость и установила празднование дня его памяти. Такова хронология составления канона, которая с исторической точки зрения имеет особое значение: если, что кажется вероятным, канон был составлен в 831-841 годах, то это означает, что по крайней мере с начала IX в. монахи жили на Афоне, а с середины этого века весть о них стала распространяться, что видно также из других источников.

Житие святого Петра Афонского

Некий афонский монах по имени Николай где-то в конце X века написал житие Петра Афонского. Произведение состоит из трех отдельных частей:

  1. Чудо св. Николая, которым был облагодетельствован некий Петр Схоларий, которого автор произвольно отождествляет с Петром Афонским.
  2. Описание жизни Петра, который провел «пятьдесят лет» в пещере на Афоне.
  3. Чудеса, произошедшие во Фракии и которые автор приписывает мощам Петра Афонского, хотя по всей видимости речь идет о некоем местном святом.

Пещера на склонах Святой Горы Афон

Следовательно, только средняя часть жития может быть использована для обоснования исторического существования Петра и может дать сведения об образе жизни монахов на Афоне в IX веке.

К сожалению действительность опровергает эту надежду: автор жития не предоставляет никаких новых сведений, поскольку канон Иосифа, переполненный общими местами известными в агиографии, является единственным источником, из которого берется информация. Следовательно, житие святого Петра Афонского мы не будем использовать в качестве источника, разве только в случае, когда оно дает сведения об образе жизни афонских монахов в эпоху, когда жил сам автор, то есть в последней четверти X века.

Развитие почитания святого Петра Афонского

По сведениям из источников мы можем проследить постепенные этапы религиозного почитания пустынника Петра, до того момента, пока оно не оформилось окончательно. В первые десятилетия IX века в одном пустынном месте Афона были обнаружены мощи некоего пустынника. Конечно, в том месте сохранилась и память о некоем подвижнике по имени Петр; соединение обретения и памяти об подвижнике произошло само собой и вероятно справедливо. Сразу после этого или же несколько спустя окрестные монахи стали воздавать останкам религиозное почитание. Эта традиция признания святым сразу после обретения мощей была весьма распространена, несмотря на осуждение ее Церковью. После установления почитания, естественным стало совершение ежегодного богослужебного дня памяти, очевидно в день годовщины обретения мощей. Несомненно, что почитание распространялось афонитами не только на конкретного подвижника Петра, но и на всех безымянных и незаметных героев подвижнической жизни.

Сколько времени прошло между началом его почитания на Афоне и составлением канона в честь Петра Иосифом Гимнографом останется неизвестным навсегда; однако очевидно, что это не было большим промежутком времени.

Сведения, которые приводит Иосиф (глубоко укорененное почитание, преданность дню его памяти, молебное прошение о его заступничестве) обогатились бы намного больше, если бы два этих события были разделены большим промежутком времени.

Согласно со всем вышесказанным, кажется логичным, что почитание Петра укоренилось сперва в месте обретения его мощей, но весть о нем быстро распространилась далее: в одной Минее за июнь из монастыря Акаталипту в Константинополе, датируемой концом X века, содержится старое последование святому Петру. Значит, следует полагать, что этот монастырь, по крайней мере некоторое время, совершал память святого Петра Афонского. Напротив, типикон Великой Церкви не содержит никаких следов почитания святого Петра. Исходя из того, что византийские монастыри свободно формировали свои богослужебные уставы, тот факт, что один столичный монастырь прославлял Петра среди своих святых в X-XI веках, не означат, что Великая Церковь признавала Петра святым в ту эпоху, а также что Петр в какой-то момент перечислялся среди святых в ее типиконе. Тем не менее, следует признать, что память святого Петра совершалась и за пределами Афона в XII веке, так как одна из Миней этого периода, происхождение которой не связано с Афоном, содержит последование Петру.

Эти две упомянутые Минеи – древнейшие рукописи, которые содержат последование святому Петру, дают нам одну важную информацию: в них день памяти помещен на 22 июня, а не на 12 июня – день, который будет установлен позже и до сегодняшнего времени останется днем памяти Петра Афонского вместе с египетским подвижником прп. Онуфрием. Два этих празднования были вначале отдельными, но близкое расположение в богослужебном календаре двух святых, которые прославились сходными аскетическими подвигами, в результате привело к объединению двух празднований в один день – в годовщину наиболее известного из них – святого Онуфрия. Когда именно это произошло теперь узнать уже невозможно.


Преподобные Петр Афонский и Онуфрий. Икона. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон).

Теория о том, что Иосиф Гимнограф объединил два последования не имеет под собой основания, так как рукописи, датированные одним или двумя веками позднее эпохи Иосифа, продолжают разделять два этих празднования. Объединение празднования Петра и Онуфрия произошло на Афоне, на котором монахи испытывали глубокое уважение к подвижникам пустыни, а день памяти Петра, хотя и не прекращал совершаться совсем, тем не менее потерял часть своего блеска между XI и XIV веками. Перенесение памяти святого Петра с 22 на 12 июня, произошло вероятно с XI века. Остается под вопросом совпало ли это изменение дня памяти со значительным угасанием ревности афонитов по отношению к святому Петру. Во всяком случае, ни одна рукопись за пределами Афона старше XV века не содержит его жития и ни одна Минея за пределами Афона, кроме того, что было описано выше, не содержит его последования. Напротив, его почитание, которое как было сказано, несколько угасло в течение XII и XIII веков и на самом Афоне, начиная с XIV века снова вернулось с прежним блеском и с того момента не прекращало развиваться.


Преподобные. Макарий, Онуфрий и Петр Афонский. Икона (Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Любопытно, что в XV веке в Новгороде появляется икона, которая свидетельствует об объединенном почитании не только св. Петра Афонского совместно с прп. Онуфрием, как пустынников, отличавшихся самым аскетичным образом жизни, но включает также образ прп. Макария Великого, имевшего сходное житие.

ЛИТЕРАТУРА

По материалам книги: Παπαχρυσάνθου Δ . Ο Αθωνικός μοναχισμός. Αρχές και οργάνωση. Ελληνική έκδοση βελτιωμένη και επαυξημένη. Αθήνα, 1992. Σ. 85-92.

Преподобный Петр Афонский

Святой Петр был родом из Царьграда. О имени и звании его родителей нет достоверных исторических сведений, а сам он был одним из схоластиков византийской столицы , и вместе c тем имел чин полководца. Так как он был искусен и опытен в воинском деле, царь многократно посылал его на войну. В один из таковых походов в пределы великой Сирии, лежащей на границе Вавилона и Финикии, попущением Божиим случилось Петру потерпеть совершенное поражение.

Он со многими другими воинами взят был в плен, и варвары отвели его в одну из сильных в Аравии крепостей, Самару, находящуюся на берегах Евфрата. В Самаре они обложили пленника тяжкими оковами и ввергли в смрадную темницу, под крепкую стражу, запретив к нему всякий вход и таким образом лишив его всякого утешения. Неся столь горькую участь, благоразумный схоластик вместо ропота стал безпрестанно испытывать себя: не был ли он сам причиной такого своего несчастья? — И вспомнил, что когда-то, не один раз, обещал он Богу оставить мир и вся яже в мире и быть иноком, а между тем - и доныне не исполнил своего обещания. Поэтому, вполне сознавая себя достойным своего злополучия, он много и жестоко обвинял себя и, таким образом, с благодарением терпел ниспосланное ему от Бога наказание.

Много уже провел времени Петр Афонский в этом горьком своем заключении и, не чая никаких человеческих средств для освобождения себя, решился просить помощи свыше, у всесильного Бога, могущего освободить его от этих тяжких уз неведомыми судьбами, как извел Он апостола Петра из Иродовой темницы. Вспомнил тогда Петр о великом чудотворце Николае, к которому всегда питал великую веру и любовь и глубоко благоговел пред его чудесами, какие творил святой для всех, с верой призывавших его в своих нуждах. Посему со многими слезами стал он вопиять к скорому помощнику всем сущим в бедах, святителю Николаю.

К теплым своим мольбам святой Петр приложил также и пост, и бдение, так что один раз в продолжение целой седмицы не вкусил никакой пищи. По окончании столь напряженной молитвы узника явился ему во сне великий Николай , скорый помощник всем призывающим его.

Великий Николай заповедал тогда святому Петру иметь терпение в трудах и, приказав ему подкрепиться пищей, стал невидим. После сего Петр еще более усилил подвиги поста и молитвы. Наконец, как бы с торжествующим видом, является блаженному Петру св. чудотворец Николай, уже наяву, и говорит: «Дерзай, брат Петр, и воздай славу Богу: наконец услышал Он наше о тебе моление, и вот великий Симеон, которого я предлагал тебе в помощники в наших к Богу молитвах, пришел освободить тебя от уз.»

Когда Петр взглянул и увидел идущего к себе великого подзаконного праведника, тогда от чудного вида небесного посетителя объял его невольный страх и трепет. Священнолепный старец Симеон имел в руке своей златой жезл и был облечен в полное ветхозаветное архиерейское облачение. Петр показал ему ноги свои, которые были забиты в дерево. Но Богоприимец коснулся жезлом своим оков, и они в мгновение ока распались, как воск от огня. Освободив таким образом Петра от уз, святой Симеон пошел вон из темницы и велел ему следовать за собой, и тотчас же они все трое - святой Николай, Богоприимец Симеон и Петр - оказались идущими вне крепости самарской. Петр от изумления это совершившееся с ним преславное чудо почитал в мысли своей сновидением.

Уверившись таким образом в истине чудного своего избавления и воздав благодарение Богу и небесным своим ходатаям Симеону и Николаю, Петр начал в точности исполнять свои обеты , данные им Господу Богу во время злострадания, - т.е. из Аравии, достигнув пределов греческих, не отправился в свою отчизну, но направил стопы свои прямо в древний Рим. Святитель же Христов Николай, однажды взяв его под свой покров, уже не оставлял своей помощью на всем пути, но, как сострадательный и чадолюбивый отец или как благой детоводитель, руководил им видимо и невидимо и скоро привел в Рим в совершенной безопасности и благополучии.

Пред вшествием Петра в Рим святитель Христов Николай явился во сне папе, которому, держа Петра за руку и указывая на него, рассказал все подробно, причем объявил ему и самое его имя и вместе с тем повелевал ему представляемого им немедленно облечь в иноческий ангельский образ при гробе святого верховного апостола Петра. Папа, встав от сна, долго размышлял о виденном им ночью. Когда же настало время Литургии, он отправился в церковь. День был воскресный. В числе многих других богомольцев в церковь верховного Апостола пришел и Петр. Папа прилежно рассматривал собравшихся молитвенников, желая узнать человека, виденного им во сне, и лишь только среди множества народа распознал его, тотчас подал ему знак, чтобы он подошел к нему.

Засим папа тотчас же, пред всем народом, облек Петра в иноческий чин . По принятии этого святого образа Петр пробыл у папы несколько времени, слушая душеполезные и спасительные его наставления. А потом папа, следуя открытой ему воле Божией, отпустил его из Рима и напутствовал святительским своим благословением. Итак, святой Петр, испросив себе у отца своего, преблаженного папы, святых молитв и, со своей стороны, пожелав ему вечного спасения и приветствовав весь его клир, вышел из ветхого Рима с усердной молитвой к Богу, да сопровождает Он его всюду всесвятой Своей волей, и скоро явился на берегу моря. Устроением Божиим случился тогда корабль, идущий на восток, - и Петр, предавая себя Промыслу Божию, вошел в него. Скоро затем подул попутный ветер, и корабль понесся по своему направлению.

В продолжение плавания святой Петр восхотел немного уснуть, и лишь только легкий сон смежил его очи, как явилась ему, осияваемая небесной славой, Царица неба и земли и указала, что «…для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как Гора Афонская, которую Я прияла от Сына Моего и Бога в наследие Себе, дабы те, которые хотят удалиться от мирских забот и смущений, приходили туда и служили там Богу безпрепятственно и спокойно.»

Проснувшись, преподобный мнил еще зреть бывшее ему во сне Божественное видение, а потом, успокоившись немного, от всей души славил и благодарил Бога, сподобившего его видеть Божественное сие чудо. Когда же плыли они против Св. Афонской Горы, корабль их каким-то чудом остановился близ места, называемого ныне Каравастаси, и стал там как вкопанный, и Петр сошел на берег.

Оставшись один на берегу горы, святой Петр принес там прилежную ко Господу Богу молитву, а потом, сотворив знамение Честнаго Креста на всем своем теле, начал восходить на гору по некоей узкой, каменистой тропинке, едва пробитой в страшной густоте леса не стопой человеческой, а дикими зверями, — в намерении найти место, совершенно соответствующее влечениям души своей, то есть во всех отношениях удобное для глубокого безмолвия. С великим трудом и со многим потом восходил он на верх горы. Обозрев многие горы и юдоли, расселины и пропасти афонские, святой нашел наконец одну глубокую и весьма темную пещеру, так как вход в нее загромождался сгустившимися деревьями, но очень удобную для помещения. В этой пещере гнездилось безчисленное множество змей и ядовитых гадов, а еще больше демонов.

Лишь только демоны увидели святого, приближавшегося к их гнездилищу, как восстали против него со всей своей злобой, но он, презирая злобу их, решился водвориться в этом богосозданном убежище, потому что находил его во всем соответствующим святой своей мысли. Итак, призвав многомощное имя Иисуса и Пречистой Его Матери и вооружившись всесильным оружием Креста, он дерзновенно вошел в эту пещеру — и все множество бесов и гадов как дым исчезло.

После сего святой, прославляя Христа Бога и Пренепорочную Его Матерь, подвизался в ангельских своих подвигах целых 53 года. В продолжение стольких лет он не видал даже и подобия человеческого. Во все это время пищей служила ему манна, показанная Ангелом; она падала с неба в виде росы, потом сгущалась и делалась подобной меду. А об одежде, о постели, о зданиях и прочих требованиях природы человеческой он не имел и мысли: одеждой для него служила первобытная невинность; о действиях зноя, бурь и холода, одушевляясь пламенной любовью к своему Творцу и Богу и мыслью о будущем воздаянии за все свои страдания, он не безпокоился; ложем была для него земля, а покровом служило ему украшенное звездами небо. Одним словом — он как безплотный жил на земле неземным образом; до того же времени, как показана была ему манна, питался кореньями и пустынными зельями.

Предание

Бог восхотел явить ангельскую жизнь Своего угодника людям и устроил это таким образом. Один охотник, для ловли зверей пришедши на Гору Афонскую, обошел уже много на ней мест и наконец достиг до того места, где святой проводил равноангельскую свою жизнь. Недалеко от пещеры Петровой увидел он одну огромную и красивую лань и при виде такой хорошей добычи, оставив преследование всех других животных, целый день ухищрялся поймать только это прекрасное животное. Лань, как будто кем руководимая, долго избегала преследований ловца и наконец остановилась у самой пещеры святого. Ловец долго гнался по следам ее и теперь, почти уже догнав ее, только было хотел бросить стрелу, как вдруг в правой стороне пещеры увидел некоего человека с предлинной седой бородой, с белыми на главе волосами (покрывавшими до половины тело его) и не имевшего на себе никакой другой одежды, кроме травных листьев.

Святой рассказал ловцу, откуда он сюда пришел, сколько уже времени здесь живет и чем питается, какие претерпел страдания ради небесных утешений, какие имеет утешения в своих скорбях и какие получил залоги вечного блаженства: словом, описал ему подробно всю свою жизнь.

Итак, славя и благодаря Бога, что сподобился видеть такого Его угодника, ловец удалился домой и, живя там, провел весь следующий год по наставлению святого.

По окончании этого года ловец, взяв с собой двух иноков и своего брата, прибыл на Святую Гору. Вышедши на берег Афона, все они отправились к пещере святого Петра. Ловец, имея большую против своих спутников любовь к нему, предупредил своих спутников и достиг пещеры его прежде других, но — какое горе! — он нашел святого уже скончавшимся о Господе; руки его были крестообразно сложены на персях, очи, как следовало, закрыты, и все тело честно лежало на земле.

Преподобный Петр скончался в 734 году. Его святые мощи находились на Афоне в обители святого Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в 969 году перенесены во Фракийское селение Фотоками. И здесь также от святых сих мощей совершились безчисленные чудеса, в радость и утешение пришельцев и туземцев, во славу Единосущной Троицы, в честь и похвалу преподобного и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на святоименной Горе Афонской вышечеловечески.

Преподобный Петр Афонский, родом грек , служил воеводой в императорских войсках и жил в Константинополе . В году во время войны с сирийцами святой Петр был взят в плен и заключен в крепости города Самарры в Сирии .

Долгое время он томился в темнице и размышлял о том, за какие грехи подвергся наказанию Божию. Святой Петр вспомнил, что однажды имел намерение оставить мир и уйти в монастырь, но так и не исполнил его. Он стал соблюдать в темнице строгий пост, усердно молиться и просил у святителя Николая Чудотворца заступничества перед Богом. Святитель Николай явился святому во сне и дал совет призывать на помощь святого Симеона Богоприимца . Укрепляя узника в терпении и надежде, святитель еще раз являлся ему во сне. В третий раз он явился вместе со святым Симеоном Богоприимцем наяву. Святой Симеон коснулся жезлом цепей святого Петра и железо растаяло словно воск. Двери темницы раскрылись, и святой Петр вышел на свободу. Святой Симеон Богоприимец стал невидим, а святитель Николай проводил святого Петра до границы греческой земли. Напомнив об обете, святитель Николай также стал невидим.

Для принятия иноческого образа при гробнице апостола Петра святой Петр ушел в Рим . Святитель Николай не оставил его без своей помощи: он явился во сне Папе Римскому и рассказал об обстоятельствах освобождения святого Петра из плена, наказав Папе постричь бывшего узника в монашество . На следующий день, при многолюдном стечении народа во время Богослужения, Папа громко сказал: "Петр, пришедший из греческой земли, которого святитель Николай освободил в Самарре из темницы, приди ко мне". Святой Петр предстал перед Папой, который постриг его в монашество при гробнице апостола Петра. Папа учил святого Петра правилам иноческой жизни и держал инока при себе. Потом он с благословением отпустил святого туда, куда Бог соблаговолит его направить.

Святой Петр сел на корабль, плывший на восток. Корабельщики, во время остановки сходившие на берег, просили святого Петра придти помолиться в один дом, где хозяин и все домашние лежали больные. Святой Петр исцелил их своей молитвой.

Во сне святому Петру явилась Пресвятая Богородица и указала место, где он должен был жить до конца своих дней - Святую Гору Афон . Когда корабль проплывал мимо Афона, то остановился сам по себе. Святой Петр понял, что в этом месте ему надлежит сойти, и сошел на берег. Это было в году. С тех пор преподобный Петр провел в пустынных местах Святой Горы 53 года не видя никого из людей. Одежда его истлела, а волосы и борода отросли и покрыли тело вместо одежды.

В первое время преподобный Петр многократно подвергался бесовским нападениям. Стараясь принудить святого покинуть пещеру, бесы принимали вид то вооруженных воинов, то свирепых зверей и гадов, готовых растерзать отшельника. Но горячей молитвой к Богу и Матери Божией преподобный Петр побеждал бесовские нападения. Тогда враг стал действовать хитростью. Явившись под видом отрока, посланного к нему из родного дома, он со слезами умолял преподобного оставить пустыню и вернуться в свой дом. Преподобный прослезился, но без колебаний ответил: "Сюда меня привел Господь и Пресвятая Богородица, без Ее позволения я отсюда не пойду". Услышав имя Матери Божией, бес исчез.

Через семь лет бес предстал перед преподобным в виде светлого ангела и сказал, что Бог повелевает ему идти в мир для просвещения и спасения нуждавшихся в его руководстве людей. Опытный подвижник снова ответил, что без повеления Божией Матери не покинет пустыни. Бес исчез и больше не смел приступать к преподобному. Матерь Божия явилась преподобному Петру во сне вместе со святителем Николаем и сказала мужественному отшельнику, что каждые 40 дней ангел будет приносить ему Небесную манну . С того времени преподобный Петр 40 дней постился, а на сороковой день подкреплялся Небесной манной, получая крепость на дальнейшее сорокадневное воздержание.

Однажды охотник, гнавшийся за оленем, увидел нагого человека, обросшего волосами и препоясанного по чреслам листвой. Он испугался и бросился бежать, но преподобный Петр остановил его и рассказал о своей жизни. Охотник просил позволения остаться с ним, но святой отослал его домой, дав год для самоиспытания, и запретил рассказывать об их встрече.

Через год охотник возвратился с братом, одержимым бесом, и другими спутниками. Когда они вошли в пещеру преподобного Петра, то увидели, что он уже преставился к Богу. Охотник с горьким плачем рассказал своим спутникам о жизни преподобного Петра, а его брат, как только прикоснулся к телу святого, получил исцеление.

Преподобный Петр скончался в году. Его святые мощи находились на Афоне в обители святого Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в году перенесены во Фракийское селение Фотоками . С именем преподобного Петра Афонского связан переданный ему в сонном видении священный завет Матери Божией о своем земном уделе - Святой Горе Афон, который и поныне остается в силе:

Во Афонстей Горе будет покой его, то бо есть жребий Мой от Сына Моего и Бога, данный Мне, да отлучающийся мирских молв и емлющиися духовных по силе своей подвигов, верою же и любовию от души призывающий имя Мое, тамо временное свое житие проводят без печали, и Богоугодных ради дел своих жизнь вечную получат: зело бо люблю то место и хощу на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога имущим тамо иночествовати не разорится во веки, аще и они соблюдут спасительныя заповеди; и распространю их в Горе на юг и север, и возобладают ею от мира до мира, и имя их во всей подсолнечной хвально сотворю и защищу тех, иже тамо терпеливно в постничестве подвизатися будут.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Мир оставил еси, Петре, Господа ради своего/ и крест восприим на рамо свое,/ на гору достигл еси Афонскую,/ якоже древле фесвитянин Илия./ И в ней пребыв пощением, и молитвами, и бдением,/ Бога милостива творя,/ и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/ сего ради вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 2

Удалив себе человеческаго сожительства, в пещерах каменных и разселинах пожил еси, желанием божественным и любовию, Петре, Господа твоего, от Негоже венец приял еси: моли непрестанно спастися нам.

Использованные материалы

  • Статья портала Православие.ру :
  • Свт. Димитрий Ростовский , Жития Святых :

Молитва первая

Преподобне отче Петре! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Петре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Петру Афонскому

Тропарь, глас 4

Мир оставил еси, Петре, Господа ради своего и крест восприим на рамо свое, на гору достигл еси Афонскую, якоже Древле фесвитянин Илия. И в ней пребыв пощением, и молитвами, и бдением, Бога милостива творя, и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая, сего ради вопием ти: моли Христа Бога, да спасет души наша.



Рассказать друзьям