Система образования Эльконина и Давыдова. Её плюсы и минусы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

обучение экспериментальный занков эльконин

Другой системой, ставшей популярной, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Система Эльконина-Давыдова наиболее адаптированная методика раннего развития для современных детских садов и школ. Она с успехом используется как самостоятельно, так и в качестве одного из элементов многих учебных программ.

Данная система раннего развития существенно отличается от традиционной методики. Программы, разработанные основоположниками методики, применяются при обучении различным предметам: математике, родным и иностранным языкам, изобразительному искусству и даже музыке.

Главная идея системы Эльконина-Давыдова заключается в том, что для усвоения материала необходимо отойти от традиционного подхода в обучении, помочь ребенку не напрямую достигать поставленной цели, а скорее находить способы достижения цели, анализировать альтернативы, аргументировано отстаивать свое мнение и таким способом приходить к решению.

Система не предполагает заучивания фактов, классификаций и установленных правил. Она направлена на выявление системности в подходе к решению той или иной задачи, выявлению главного и второстепенного в этой системности.

Концепция предполагает развитие мышления у ребенка. Занятия не проводятся в игровой форме, скорее перед детьми ставятся цели, после чего дети объясняют (желательно вслух) свою логику решения задания. Особенностью системы Эльконина-Давыдова являются активные дискуссии, которые развиваются в детских группах. В ходе дискуссии, дети открывают для себя преподаваемый предмет с различных сторон и точек зрения.

Так же следует отметить, что оценок в начальной школе детям не ставят, а домашние задания практически отсутствуют. Все проверки знаний и закрепление материала проходят во время занятий. Суть проверки заключается в том, что для решения новой задачи, ребенку необходимо использовать уже пройденный материал.

Поскольку во время уроков дети активно общаются и имеют полную свободу в рассуждениях, поэтому занятия проходят в легкой и приятной форме, у них не происходит переутомления, что помогает избежать нежелания учиться, а наоборот рождает желание вновь возвращаться к урокам.

Система Эльконина-Давыдова постоянна таким образом, что обучение будет более эффективным если ребенок не станет воспринимать на веру уже доказанные правила, а постарается сам их вывести, прикладывая к этому свои умения, опыт и знания.

Принципы системы Эльконина-Давыдова

Одним из важнейших принципов системы Эльконина-Давыдова является утверждение, что процессы воспитания и обучения являются единым целым. Это значит что, воспитывая ребенка, Вы его обучаете, а в ходе обучения невозможно избежать собственно воспитательного процесса.

Также следует отметить, что система Эльконина-Давыдова предполагает различные подходы к обучению у разных возрастных групп детей. Так, например, в дошкольных учреждениях следует делать больший акцент на возможностях воображения у ребенка и стараться через него пропускать информацию.

В младшем школьном возрасте у детей начинается период активного обучения. Ребенок легко и глубоко воспринимает новую информацию, а значит, благодаря искреннему интересу может воспринять большие объемы информации.

В подростковом возрасте система Эльконина-Давыдова предлагает делать акцент на общении. Именно посредством общения воспринимается большая часть информации, а с ней и знания. Качество и глубина общения достигается участием детей в различных группах, например, спортивных, музыкальных или любых других тематических по интересам.

Так же к основополагающим принципам концепции можно отнести:

1. разнообразие групп (считается, что каждый предмет необходимо изучать в новой группе, чтобы развивать логическое мышление, а не шаблонно реагировать на привычных оппонентов и их реакции);

2. развитие образного и логического мышления;

3. изменение способов обучения в зависимости от возраста ребенка;

4. исключение неправильного ответа, с акцентом на пути к правильному ответу http://www.kengyru.ru Сластёнин В.А. педагогика. Учебное пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. 334с..

Системы обучения, прошедшие проверку временем, вызывают доверие и уважение. Именно к таким образовательным методикам относится развивающая технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Сорокалетний «стаж» программы говорит о востребованности в начальной школе.

Суть развивающей системы обучения

Как уже понятно из названия, у истоков образовательной программы стоят психологи Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Целью их работы было выявление особенностей развития детей младшего школьного возраста с точки зрения психологии. Проведённые исследования (основанные на разработках Л.Н. Выготского) показали, что в этот период ребёнок развивается в большей степени под влиянием процесса обучения. Этот факт и был положен в основу педагогической системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Учёные сделали предположение (которое подтвердили затем экспериментальным путём), что логичнее и естественнее адаптировать не ребёнка к условиям образовательной системы, а методы и приёмы обучения изменять под наиболее гармоничные взаимоотношения взрослых и детей, школы и учеников.

1995–1996 учебный год стал временем признания системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова наравне с традиционной формой обучения и методикой Л.В. Занкова.

Особенностями педагогической технологии является следующее:

Педагогическая технология неизбирательная, она может быть применима к детям с разным уровнем интеллекта, личностных характеристик и имеющихся знаний.

Программа внедрена в школах России, Казахстана, Беларуси, Латвии, Украины. Страны дальнего зарубежья также заинтересованы подобной системой: Норвегия - страна, в которой учат детей с использованием принципов развивающего обучения не только в начальной школе, но и в средних, старших классах, колледжах и некоторых ВУЗах.

Преимущества и недостатки теории

Все участники учебного процесса получают определённые преимущества, связанные с особенностями преподавания и обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Для школьников это заключается в следующем:


Для учителей, работающих по этой системе, открывается возможность организации увлекательных уроков для школьников, наблюдения за процессом становления индивидуального роста учеников и формирования их как самостоятельных личностей, а также более лёгкого получения высшей категории в результате успешного преподавания по технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Родители, мечтающие вырастить умного и развитого ребёнка, могут не сомневаться, что система поможет им в воспитании мыслящего и равного собеседника, который не растеряется в критической или нестандартной ситуации и примет правильное решение.

Недостатками системы могут быть такие моменты:

  • невозможность продолжения обучения по технологии в будущем (в среднем, старшем звене);
  • сложность понимания основ системы для родителей, учившихся по традиционным методикам;
  • низкий уровень владения учителем приёмами образовательной программы может привести к обратному результату - нежеланию учащихся посещать школу, невозможности получения должного эффекта.

Отсутствие балльной системы отметок может стать отталкивающим фактором для некоторых родителей, так как многие просто не понимают, как происходит оценивание знаний, действий и выступлений ребёнка.

Построение урока по технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Уроки строятся на основе учебных пособий для учащихся по основным дисциплинам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. В федеральном перечне учебников, рекомендованном Министерством образования и науки РФ, есть все издания развивающей системы Эльконина-Давыдова, кроме окружающего мира.

Разнообразные формы дискуссии, включённые в канву учебного процесса - одно из условий эффективного обучения по рассматриваемой технологии. Учащиеся во время «мирных» споров получают основные знания по предметам.

Главные особенности построения урока:


Камнем преткновения для многих в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова стало отсутствие оценок в их традиционном понимании. Пятёрки, четвёрки, тройки, двойки не ставятся детям ни при каких обстоятельствах. Вместо этого ребёнок должен получить характеристику своих действий и знаний, выбора метода или способа решения поставленной проблемы или задачи. Учитель, оценивая сделанное задание по русскому языку, например, подробно пишет о том, где и какая буква пропущена, есть ли ошибки в словах. Очень часто преподаватель не указывает место ошибки, а предлагает ученику самостоятельно найти его.

Цель безотметочной системы состоит не в устранении двоек и троек как факта, а в прививании детям с начальной школы умения самостоятельно и объективно оценивать свою деятельность. Ученик вместе с учителем, одноклассниками или родителями (дома) должен научиться давать характеристику своих действий на уроке, оценивать те шаги, какие он предпринял для поиска верного решения, делать выводы и извлекать необходимое для неповторения ошибок.

Не стоит понимать отсутствие отметок буквально, заменяя балльную систему на выдачу наклеек, солнышек, флажков, открыток и тому подобных знаков.

Урок математики

Вот как может быть проведён урок математики в начальной школе по теме «Повторение измерения величин с помощью мерки и описание его стрелочной схемой», целью которого является анализ условий для построения числовой прямой. Занятие проводится в форме игры с применением методов наблюдения, поиска, общеклассной дискуссии.


Для снятия умственного напряжения на том или ином этапе урока проводится физкультминутка.

Пример занятия по русскому языку

Урок по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции» проводится для контроля и оценки знаний учащихся.

  1. В начале занятия учитель предлагает ученикам, взявшись за руки, поприветствовать друг друга искренними улыбками и пожеланиями успехов.
  2. Детям демонстрируются слайды с темой, планом и целями урока. Школьники могут работать самостоятельно, парами или группой. Им предлагается написать родственные слова к слову «гриб», затем поменяться местами с соседом по парте и проверить работу друг друга.
  3. Преподаватель подводит детей вопросами к актуальности использования родственных слов для проверки слабых позиций по сильным. Ученики в течение занятия выполняют соответствующие задания, выведенные на слайдах.
  4. Продолжение урока осуществляется в групповом режиме. Школьники из разных команд проверяют работу друг друга и оценивают её с помощью установленных заранее знаков.
  5. В конце занятия учащиеся обсуждают итоги работы и качество полученных знаний, благодарят тех, кто помог им справиться с заданиями.

Динамическая пауза может быть направлена на спортивные события того или иного временного периода, происходящие в стране или за рубежом. Чаще всего это имитационные упражнения или небольшие физкультминутки.

Не возбраняется парная работа на уроках и совместное обсуждение

Литературное чтение

Урок по теме «Капризное настроение» проводится по комбинированному принципу (в форме занятия-наблюдения).

  1. Учитель цитирует высказывания Жан-Жака Руссо о талантливых детях, призывая и своих учеников ощущать себя такими.
  2. Ребятам предлагается вспомнить сказку «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Педагог активизирует учащихся, предложив им оценить настроение цветика-семицветика, изображение которого выводится на экран. Школьники отвечают: радостное, грустное, весёлое, скучное и так далее.
  3. Дети вместе с преподавателем обсуждают, как можно было догадаться об этом, и приходят к выводу, что при помощи цвета. Ученики (по заданию учителя) самостоятельно сопоставляют карточки разных оттенков и словесного обозначения настроения, затем все вместе смотрят на доску и сравнивают полученные результаты.
  4. Педагог при помощи записи плача ребёнка и чтения стихотворения Агнии Барто «Девочка-рёвушка» создаёт проблемную ситуацию, предлагая школьникам самим придумать название произведения. Ученики вспоминают правильное и называют другие известные стихи автора.
  5. Потом все открывают учебники и читают самостоятельно рассматриваемое стихотворение и выбирают непонятные термины и незнакомые слова. Учитель и ребята стараются разъяснить эти понятия для всех. Преподаватель по наводящим вопросам активизирует работу детей в направлении определения главного героя, её поведения, и призывает найти подтверждение этому в тексте. Восклицательный знак помогает учащимся понимать интонационные акценты настроения и требований капризной девочки.
  6. В заключении урока педагог предлагает школьникам оценить музыкальные произведения из мультфильмов, выделив подходящий фрагмент для капризного настроения, и подвести итог занятия, отвечая на вопросы преподавателя.

Во время урока можно предложить прочитать стихотворение по ролям, придумать изображения лица цветика-семицветика для отображения его капризного настроения. Можно создать мини-театры и инсценировать произведение, а затем дать оценку выступления каждой группы с аргументацией мнений.

Окружающий мир

Занятие, рассматривающее свойства воздуха, может быть построено так:


В начальных классах во многих школах сегодня используется программа Эльконина-Давыдова . Что нужно знать об этой системе родителям, чтобы решить — отдавать ли детей в такой класс или искать школу, использующую традиционные методики?

На родительском собрании накануне первого класса нам сообщили, что детям нашим предстоит учиться по системе Эльконина-Давыдова. Чем это грозит нам, родителям? Пока что мы поняли, что не будет домашних заданий и оценок. Первая реакцией — ура! Долой тяжкую обязанность делать с ребенком уроки и ругать его за двойки. Но потом мы призадумались и поняли, что все не так уж просто. Однако выбор есть — в параллельном классе учатся по «традиционной методике». Что же выбрать?

Достоинства и преимущества

Что главное в системе Эльконина-Давыдова? Я бы сформулировала это так: отсутствие зубрежки, занудства, готовых правил и аксиом. Каждый ребенок словно первым «изобретает велосипед» — сам выводит новое правило или новую формулу. То есть основное — сознательный, творческий подход к обучению. Важно не просто усвоить, что дважды два — четыре, но понять, почему это четыре, а не пять или шесть.

Дети обучаются не конкретному знанию, а общему. Ну, например, все мы в первом классе знали, что если гласная в корне проверяется, то надо подобрать однокоренное слово и проверить, да и дело с концом (слово «вода», к примеру, проверяется словом «водный»). Если же слово не проверяется (как с пресловутой «собакой», которую все норовят написать через «а»), то надо просто зазубрить. Некоторые учителя добивались результата, заставляя бедняг первоклассников писать ненавистное слово по 10-20 раз. В результате их ученики ненавидели предмет, старались как можно чаще выходить на мороз без шапки, чтобы лишний раз остаться дома, и вообще о школе у них остались самые неприятные воспоминания. Не факт, кстати, что правила они усвоили. Дети, которые учатся по системе Эльконина-Давыдова, не зубрят правила про проверку орфограмм. Их учат определять «слабое», «ошибкоопасное», место в слове, на письме они на этом месте букву просто пропускают, то есть пишут: в_да. Это общее знание: в словах есть потенциально опасные места, и их надо уметь определять. Потом от общего знания перейдут к общим: научатся проверять слова, чтобы вставлять нужные буквы.

Или таблица умножения. Кто из нас не провел лето накануне второго класса в мучительном зазубривании! По системе Эльконина-Давыдова ни зубрить, ни подглядывать на оборотную сторону тетрадной обложки не надо

Учитель чертит две параллельные координатные прямые, называемые мерками С и Е, деления на которых нанесены в соотношении 1:4. Чтобы умножить, к примеру, 3 на 4, надо на нижней мерке С отсчитать три деления и подняться вверх, на мерку Е, — палец попадает на 12. (Деление соответственно происходит в обратном порядке.) Дети, еще не изучавшие дробные числа, могут с легкостью разделить, например, 19 на 4. Они не могут назвать число, но могут его показать на координатной прямой. Они формулируют это как «почти пять» или «между четырьмя и пятью». То есть, владея общим алгоритмом, могут найти решение любой частной задачи.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина -- В.В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.

Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия. Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Важно было установить роль и значение младшего школьного возраста в общей системе возрастов. Данная задача была решена в концепции Д.Б.Эльконина (Избранные психологические труды. М., 1989), работах некоторых других сотрудников коллектива (см.: Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения; Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского университета, 1978. N 178, и др.)

Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-х -- 90-х годах XX столетия.

В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением.

Ученые в своем экспериментальном исследовании стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С. Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. Это потребовало разработки нескольких вспомогательных теорий, которые конкретизировали и углубили основные моменты гипотезы Л.С. Выготского.

Прежде всего, были выявлены основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

  • Ш учебная деятельность и ее субъект;
  • Ш абстрактно-теоретическое мышление;
  • Ш произвольное управление поведением.

Было также обнаружено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает в работе с детьми необходимых зон их ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.). Необходимо было организовать (сначала в экспериментальном порядке) такое обучение младших школьников, которое могло бы создавать у них необходимые зоны ближайшего развития, превращающиеся со временем в требуемые новообразования. Такая работа начата в 1950-х гг. и продолжается этим коллективом до сих пор.

На основе соответствующих предпосылок разработана также вспомогательная теория, раскрывающая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий (В.В. Давыдов и др.).

По мнению Эльконина и В.В. Давыдова, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии (теория учебной деятельности и ее субъекта представлена в работах В.В. Давыдова, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, Й. Ломпшера и др.). Осуществление детьми этой деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе ее становления, когда ребенок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершенствующего самого себя.

Основные принципы:

  • Ш дедукция на основе содержательных обобщений;
  • Ш содержательный анализ;
  • Ш содержательное абстрагирование;
  • Ш теоретическое содержательное обобщение;
  • Ш восхождение от абстрактного к конкретному;
  • Ш содержательная рефлексия.

Особенности технологии.

  • * Отрицание концентрического построения учебных программ.
  • * Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.
  • * Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.
  • * Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.
  • * Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.
  • * На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором -- проблемное обучение.

Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию:

  • - принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; - преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • - моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах;
  • - преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
  • - построение системы частных задач, решаемых общим способом; - контроль за выполнением предыдущих действий;
  • - оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя -- вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.

Некоторые особенности СРО Эльконина - Давыдова.

К началу 60-х гг. ХХ в. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов закончили первый цикл самостоятельных работ, посвященных изучению возрастных возможностей усвоения знаний младшими школьниками. Было экспериментально доказано, что установившиеся в традиционной возрастной психологии представления о "нормах" интеллектуального развития мышления школьников справедливы лишь для определенной модели обучения и что развивающий потенциал обучения определяется не столько методами организации (формирования) действий учащихся, сколько реальным содержанием их деятельности, развертывающейся в процессе обучения. Тем самым было положено начало разработке теории учебной деятельности и теории содержательного (теоретического) обобщения, которые впоследствии легли в основание теоретической концепции развивающего обучения. Вместе с тем был определен и метод решения поставленных проблем - генетико-моделирующий эксперимент в форме систематического школьного обучения.

Важными компонентами мышления являются такие действия, как анализ, планирование и рефлексия, имеющие две основные формы - эмпирико-формальную и теоретико-содержательную. Для теоретико-содержательной рефлексии характерно то, что она связана с отражением существенных отношений собственных действий. Содержательный анализ направлен на поиск и отделение в некотором целостном объекте существенного от частных особенностей. Содержательное планирование заключается в поиске и построении системы важнейших действий и определении оптимального действия.

В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает другую, собственно психолого-педагогическую их природу.

Во-первых, принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разным этапом психического развития.

Во-вторых, принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием.

В-третьих, принцип сознательности получает новое содержание как принцип деятельности. На основе этого принципа ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности. Третий принцип послужил основой для формирования новой модели обучения как преобразующе-воспроизводящей деятельности обучающихся.

В-четвертых, это принцип наглядности, фиксируемый В.В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели. Это существенная характеристика преобразующе-воспроизводящей деятельности обучения, когда модельное, знаково-символическое представление ее процесса и результата занимают значительное место.

Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями (В.В. Давыдов). Соответственно, В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформулированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

  • 1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
  • 2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
  • 3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
  • 4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических и буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
  • 5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.
  • 6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действия в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно (Давыдов В.В., 1986, С. 130).

Таким образом, развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. На этом системе Эльконина-Давыдова построены логика и содержание учебных предметов и организация учебного процесса, в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта. В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретному.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребёнка.

Принципы

Развитие происходит путём врастания ребёнка в культуру и опирается как на своё основание на достижения естественного созревания (Л.С. Выготский).

Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).

Принцип субъектности ребёнка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом , а не объектом обучения.

Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).

Приоритетная цель - формирование способов умственных действий (СУД).

Дидактика

Система научных понятий есть фактор умственного развития в процессе школьного обучения.

Повышение роли теоретического мышления (приоритет СУД, а не ЗУН).

-Основой развивающего обучения служит его содержание , от которого производны методы и формы организации обучения.

Методика:

-Дедуктивный способ подачи информации. Усвоение знаний общего и абстрактного характера, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учениками из общего и абстрактного как из своей единой основы.

Принцип проблемности как условие мотивации.

- , ориентация на основные отношения изучаемого предмета.

Принцип моделирования . Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.

Обучение как активный деятельностный процесс:

Понимание учебной деятельности ребёнка как деятельности по самоизменению.

Выделение в структуре учебной деятельности четырёх компонентов - учебной задачи, учебного действия, действия контроля и действия оценки.

Принцип диалога - полилога.

Концепция коллективно-распределённой учебной деятельности , переход от совместного, социального действия к самостоятельному внутреннему действию.

Особенности содержания

Построение учебного предмета моделирует содержание и методы научной области, организует познание ребёнком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.

Повышается теоретический уровень образования, который предполагает передачу детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).

Теоретические знания (ЗУН)

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний . В основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщений получаются путём выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путём генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений,внутри системы абстрактных элементов.

Содержательные обобщения . Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения . Это могут быть :

Наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);

Понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, исторические, генетические);

-теоретические образы , полученные путём мыслительных операций с абстрактными объектами.

Пример : понятие «плод» может быть эмпирическим, если определять внешние признаки (часть растения, родившееся животное). И содержательным, если абстрагировать его до всеобщих процессов развития, изменения (порождение, результат процесса развития).

В дидактической структуре учебных предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений. Ребёнок ищет общий способ подхода к многочисленным частным ситуациям.

Способы умственных действий (СУД)

«Способы деятельности» являются ключевым психолого-педагогическим элементом технологии. По В.В. Давыдову, способы умственных действий, способы мышления подразделяются на рассудочные (эмпирические, опирающиеся на наглядные образы) и разумные, или диалектические.

Рассудочно-эмпирическое мышление направлено на расчленение и сравнение свойств предметов для абстрагирования формальной общности и придания ей формы понятия. Это мышление - начальная ступень познания, его виды (индукция, дедукция, абстрагирование, анализ, синтез и др.) доступны и высшим животным, различие только в степени (Ф. Энгельс).

Разумно-теоретическое, диалектическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие. При этом, естественно, рассудочная логика входит в диалектическую как в логику более высокой формы.

Суть теоретического мышления, по В. В. Давыдову, состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий путём анализа условий их происхождения и развития.

Базой теоретического мышления служат мысленно идеализированные понятия, системы символов (выступающие как первичные по отношению к конкретным эмпирическим предметам и явлениям). В связи с этим способы умственных действий в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеют ряд характерных отличий от формально-логического истолкования.

Особое значение в технологий Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеет действие обобщения. В формальной логике оно состоит в вычленении существенных признаков в объектах и объединении объектов по этим признакам, подведении их под общее понятие.

Эмпирическое обобщение идёт от частных предметов и явлений через их сравнение к общему эмпирическому понятию.

Теоретическое, содержательное обобщение , по В.В. Давыдову, осуществляется путём анализа некоторого целого в конкретном множестве, чтобы открыть его генетически исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

Восхождение от абстрактного к конкретному - это использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций. Восхождение от абстрактного к конкретному является общим принципом ориентации учащихся во всём многообразии фактического учебного материала Способ развития мышления школьников - прежде всего дедуктивный.

Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

Из всех СУМ (потребности, способности, направленность, Я-концепция) ставка делается на познавательные потребности и способности личности; они стимулируются, формируются, развиваются в разнообразных вариантах их удовлетворения. Кроме того, формируется положительная Я-концепция: применяется личностный подход, постановка ребёнка в положение субъекта, стимулирование успеха.

Особенности содержания обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Русский язык . Задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.

В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В этом её принципиальное отличие от традиционной программы обучения языку, в которой усвоение способов решения той или иной частной орфографической задачи представляет собой самодовлеющую и замкнутую в себе цель. В программе русского языка выделена система понятий , раскрывающая содержание фонематического принципа письма, и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися ряда существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

Все учебники (включая «Букварь») выдержаны в едином педагогическом стиле, имеют схожую структуру, методический аппарат, преемственность персонажей, насыщены яркими литературными образами. Каждый учебник сопровождается методическим комментарием с поурочным планированием.

Математика. Основное содержание этого курса - формирование содержательного обобщения - понятия действительного числа , стержневого для всей школьной математики. Генетически исходное отношение, порождающее все виды действительного числа, - отношение величин , получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки).

Особое место отведено текстовым задачам, формированию рациональных способов анализа текстов, т.е. выделения математической структуры задачи и её моделирования с помощью специальных знаково-символических средств.

Литературное чтение . Его цель - воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, побуждать собственное суждение о произведении и отражённых в нём жизненных явлениях.

Формирование техники чтения - не самоцель, а средство эстетического развития школьников. Формирование литературного творчества младшего школьника - ведущая задача («от маленького писателя к большому читателю»).

Основная форма работы для 6-7-летних детей - ролевые игры и игры-драматизации.

2-й класс: понятия «точка зрения», «рассказчик-герой»; «точка зрения героя»;

3-4-е классы: освоение художественного текста как содержательной формы, открытие закона художественной формы на «малых» и прикладных жанрах;

4-й класс: понятие «род литературы» (эпос, лирика, драма).

Вся программа (1-4-е классы) построена по основным содержательным линиям:

Формирование представлений о литературе как искусстве слова (теоретический блок);

Практическое освоение работы в позиции «читателя-критика», практическое освоение работы в позиции «автора-художника»;

Практическое освоение работы в позиции «публициста»;

Практическое освоение работы в позиции «чтеца».

Коллективно-распределённая деятельность , в соответствии с которой в реальном детском взаимодействии происходят освоение разных позиций, чередование, переход из одной в другую, постоянная смена которых обеспечивает их взаимовлияние.

Основные методические приёмы , используемые в программе по литературному чтению:

Становление позиции «читателя»;

Акцентное вычитывание: при работе с лирическим стихотворением - выявление развития настроения лирического героя; при работе с эпическими и драматически ми текстами - воссоздание картины мира, различение точек зрения автора, рассказчика и героев.

Этапы становления акцентного вычитывания:

1) коллективная классная работа;

2) индивидуальное письменное сочинение (переход в позицию «автора-критика») в форме свободного читательского отзыва;

3) коллективное обсуждение индивидуальных литературно-критических сочинений (уроки-обсуждения);

Непосредственно-эмоциональное вслушивание направлено на развитие мотивационной сферы читателя- школьника. Форма урока «праздник читательских удовольствий» - предваряющее выразительное чтение взрослого (эталон чтения художественного текста);

Выразительное чтение самих детей - своеобразный отчёт учителю, классу, себе самому о своём понимании текста, его интерпретации. Форма урока - конкурс чтецов;

Проверка домашнего чтения. Форма - письменный фронтальный опрос детей по прочитанному.

Для реализации программы созданы учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя .

Окружающий мир. Основная задача курса «Окружающий мир» - формирование основ научного мышления ребёнка в области природы и социума. Кроме того, решаются следующие задачи:

Первоначальное знакомство ребёнка с методами естественных и социальных наук;

Ориентация ребёнка в мире природных и социальных явлений;

Формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры;

Воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми.

Основой объединения знаний из двух областей (естествознания и обществознания) в курсе «Окружающий мир» является логика «развёртывания» знаний по естествознанию, поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.

В предлагаемом курсе основной целью является не построение картины мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

Ведущий метод обучения - решение детьми системы учебных задач. В курсе «Окружающий мир» важнейшей учебной задачей является открытие и использование эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений.

Особенности методики Центральное понятие методики РО - деятельность ребёнка: игровая, учебная, трудовая и общения. Главная методическая задача - вовлечение детей во всё усложняющиеся ситуации, игровые по форме и учебные по содержанию. Игра и учение - одновременно .

Целенаправленная (полноценная) учебная деятельность (ЦУД)

По мнению многих учителей, участие ребёнка в учебном процессе и есть учебная деятельность. Но с точки зрения теории Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова не всякая деятельность ребёнка на уроке рассматривается как учебная, а только такая, которая направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления, на воссоздание, конструирование знания.

Целенаправленная (полноценная) учебная деятельность - особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения (рис. 10), имеет следующие отличительные качества .

1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов , идущих от познавательных потребностей. Выполняя одну и ту же деятельность, ученик может руководствоваться совершенно разными мотивами: обеспечивать свою безопасность; угождать учителю; исполнять обязанности (роль) или искать ответ на собственный вопрос . Только наличие мотива последнего типа определяет деятельность ребёнка как целенаправленную учебную - ЦУД.

2. Наличие цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, решу»), понимание и принятие ребёнком учебной задачи . В сравнении с традиционным подходом это выглядит так:


3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.

4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, СУД : поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса.

ЦУД не тождественна активности. Активность может существовать на уровне операций (система программированного обучения). В случае же целенаправленной учебной деятельности активизируется поиск обобщённых способов действий, отыскание закономерностей, принципов.

5.Ученик ставится в положение исследователя-творца . Ведь для того чтобы он мог овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. В этом смысле ЦУД представляет собой аналог исследовательской деятельности (квазиисследовательская, квазихудожественная). Все правила и законы выстраиваются самим ребёнком.

6.Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий. Опыт творческой рефлексии - основополагающий элемент в формировании личности.

Пример. Что такое рефлексивная учебная деятельность, можно проиллюстрировать следующим тестом. Попробуйте вставить пропущенные знаки арифметических действий: -, +, х, :, () в левую колонку.

В правой колонке даны решения. Одни подучают их способом подстановки, другие будут искать принцип решения. Тест точно показывает, возникает ЦУД или нет . Если был поиск принципа, значит, была ЦУД.

В технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. Организовать её - основная и наиболее сложная методическая задача учителя РО.

Используются различные варианты привлечения ученика к собственной целенаправленной учебной деятельности:

Ученикам предлагается на основе накопленного опыта самостоятельно составить и осуществить общий план деятельности по решению задач;

Даются готовая инструкция (план, алгоритм и т.п.) по решению задач, образец её применения и задание для самостоятельной работы. Затруднения анализируются коллективно;

После решения задач по новой теме по плану, предложенному учителем, при переходе к следующей теме учащиеся составляют план самостоятельно;

На основе общего плана работы и методов его конкретизации учащиеся составляют вариант плана соответственно теме занятия и закрепляют его в процессе решения задач;

На конкретном примере учащихся обучают решению задач по заданной теме, разделу. Сконструированные планы используются затем при решении определённых классов задач;

Формируется обобщённый приём составления планов (общих и частных) и воплощения их в реальной учебной деятельности путём выделения её компонентов: образ (цель) конечного результата; объект преобразования (его состав и структура, свойства и т.д.); средство планирования и порядок (последовательность операций) разработки и использования плана в конкретной учебной деятельности.

Проблематизация

Проблемное изложение (проблематизация) знаний означает преподнесение материала в сочетании с мотивационным введением. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведёт их к открытию, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребёнка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Метод учебных задач Термин «учебная задача» в широком понимании - это то, что даётся ученику (или выдвигается им самим) для выполнения в процессе учения в познавательных целях.

Учебная задача в технологии развивающего обучения - это цель, личностно значимая для ученика , которая мотивирует изучение нового материала. Она похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия , принципа решения целого класса аналогичных задач.

Школьники решают учебную задачу, выполняя определённые действия :

Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

Построение системы частных задач, решаемых общим способом;

Контроль за выполнением предыдущих действий;

Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

В технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обучение путём решения учебных задач является основным методом.

Моделирование

Решить задачу теоретически - значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование способа решения задачи в предметной, графической или знаковой форме. Учебной моделью можно назвать такое изображение (отражение), которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.

Поскольку в учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение (свойство), найденное и выделенное в процессе преобразования условий задачи, то содержание этой модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно. Таким образом, учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, затем сама может стать особым инструментом мыслительной деятельности человека.

Отношение объекта (всеобщее) как бы «заслоняется» многими частными признаками, что затрудняет его специальное рассмотрение. В модели это отношение выступает зримо и в «чистом» виде. Поэтому школьники, преобразовывая и переконструируя учебную модель, получают возможность изучать свойства всеобщего отношения как такового. Работа с учебной моделью выступает как процесс изучения свойств содержательной абстракции - некоторого всеобщего отношения.

Далее, опираясь на него, учащиеся строят систему частных задач, решаемых общим способом, и выводят многообразные частные особенности данной учебной задачи (восхождение от абстрактного к конкретному). И, наконец, весь ход решения задачи подвергается рефлексии.

Концепция коллективно(совместно)-распределённой деятельности (В.В. Рубцов, ГА. Цукерман и др.)

Проблемные вопросы вызывают у ученика определённые творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая «коллективно-распределённая мысле -деятелъностъ» даёт двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому общению.

Организовать, направить, поддержать диалог (полилог) - одна из важнейших задач учителя. Но решить её он может только «изнутри», как равноправный участник диалога. Его предложения, мнения, оценки должны быть открыты для критики в той же мере, что и действия и высказывания других. В диалоге «учитель - ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности ребёнка.

В технологии Д.Б. Элъконина - В.В. Давыдова обучение - это коллективная мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей.

Оценивание, контроль, самоконтроль

В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности . Качество и объём выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения её соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятёрки сами по себе, а пятёрки как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития , пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.

Позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом», учитель ведёт к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребёнка в нужном направлении (остальные направления, к сожалению, игнорирует).

Позиция ученика: субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях).

Технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени обучения (см. табл. 1).

Таблица 1


Сравнение технологий ТО и РО

Объяснительно-иллюстративный способ обучения ТО

Развивающее обучение РО по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову

Рассчитан на понимание, запоминание - воспроизведение - применение ЗУН

Рассчитано на освоение СУД - умение добывать ЗУН

Цели: Ориентация на личностные сферы и структуры

  1. ЗУН + 2) все
Образование - обогащение памяти всеми теми богатствами, которые выработало человечество

  1. СУД + 2) СУМ + 3) ЗУН + ...
Формирование теоретических способов умственных действий, так как

1) овладение ЗУН наиболее эффективно с помощью СУД и СУМ;

2) обществу нужны не столько функционалы (ЗУН), сколько инициативные универсалы (СУД, СУМ);

3) надо разгрузить школу от ЗУН, заменить желанием и умением добывать их



Принципы

Последовательность - от простого к сложному, индукция - от части к целому

Линейная логика

Природосообразностъ

Обучение пристраивается к развитию (обучаемое развитие)

Доступность


Дедукция - от целого к части, от сложного к частному (простому)

Нелинейная логика

Опережение

Обучение впереди развития, ускоряет его (развивающее обучение)

Трудности, зона ближайшего развития: повышение трудности, теоретический уровень материала способствует росту умственных способностей ребёнка


Наглядность (эмпирическое мышление)

Приоритет образного мышления

Сознательность - осознание цели учения

Учёт индивидуальных особенностей



Содержательные обобщения; моделирование

Широкое применение знаковых систем

Рефлексия, осознание ребёнком процесса учения

Признание индивидуальности развития



Содержание

Индуктивная логика

На основе усложнения обобщений Восхождение от конкретного к абстрактному

Эмпирическое мышление (логика ЗУН)

В логике взаимодействия правого и левого полушарий

Опора на правое полушарие (эмоции)


Возможности стимулирования умственного развития таятся прежде всего в содержании материала, в его дидактической организации

Дедуктивная логика

Восхождение от абстрактного к конкретному

Теоретическое мышление (логика развития СУД)

В логике левого полушария

Опора на левое полушарие (разум)


Деятельность

Ученик - объект

Учебная деятельность - любое взаимодействие ученика с учителем, с информацией

1) Характер мотивов:

а) социальный + б) познавательный

2) Цель - овладение ЗУН на уровне воспроизведения

3) Решение задачи - просто нахождение неизвестного

4) Принудительная позиция исполнителя работы (раба), за которого выполняют все функции, за исключением основной


Ученик - субъект (и не только действующее лицо, а источник деятельности)

Учебная деятельность имеет целенаправленный характер (ЦУД).

Это особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения

Отличительные качества ЦУД

1) Наличие у ребёнка внутреннего познавательного мотива (к содержанию, цели, способам деятельности)

2) Наличие цели сознательного самоизменения (я это узнаю, пойму, решу)

3) Понимание и принятие ребёнком учебной задачи (поиск общего способа решения)

4) Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности (присутствуют все этапы деятельности)

5) Направленность на усвоение не просто СУД, а теоретических оснований, на которых строятся способы деятельности

а) творческое преобразование усвоенного материала;

б) аналог исследовательской деятельности, ученик - творец, открыватель способа

7) Рефлексивный характер рассмотрения своих действий

8) ЦУД по организации является коллективно-распределённой, осуществляется в форме диалога, полилога


Методы

Объяснительно-иллюстративный подход

Регламентация, принуждение

Метод готовых знаний

Монолог учителя



Деятельностный подход

Свободный выбор

Проблемные, поисковые, творческие Диалог, полилог, дебаты


Недостатки

Крен в сторону ЗУН Пассивность на занятиях Малая доля самостоятельной работы Изоляция учащихся друг от друга

Трактовка учебной деятельности как преимущественно теоретико- познавательной

Абсолютизация дедукции

Очень высокий уровень сложности содержания



Рассказать друзьям