Субъективность чувственное отражение реальности сфера культуры. Чувственное отражение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Согласно мнению психологов, взаимодействие индивида со средой может осуществляться лишь в том случае, если он имеет свою, индивидуальную "картину происходящего". Субъект, беспристрастно формируя образ объекта, осуществляет процесс психического отражения. Причем под образом объекта в данном случае понимаются свойства, явления, события внешнего или внутреннего мира. Что же все-таки такое психическое отражение и в чем его смысл для субъекта и для человека в первую очередь?

Суть психического отражения.

В рамках советской психологической школы изучением отражения занимались представители культурно-исторической концепции. Психическое отражение там понимается как ориентировочно-регулирующий процесс формирования условий, в которых происходит деятельность. Результатом такого отражения психики является образ, т.е. субъективная совокупность данных о внешнем или внутреннем мире, позволяющая направить деятельность на удовлетворение потребности. Здесь следует внести важное замечание: психическое отражение - это всегда процесс, безраздельно связанный с самим субъектом. Образ он на то и индивидуальный, что без субъекта, его создавшего, смысла не имеет. Кроме того, образ не статичен, он существует лишь в момент непосредственно процесса отражения психическими процессами. Они же, в свою очередь, нераздельны и не изолированы между собой. Представления о процессах психики как о "мышлении", "восприятии" или "воображении" является лишь моделью психики, в реальности она целостна и едина.

Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности.

Б. Ф. Ломов выделял уровни психического отражения:

  1. Сенсорно-перцептивный - это базовый уровень построения психических образов, в процессе развития возникающий в первую очередь, однако не теряющий актуальности в последующей деятельности. Субъект, основываясь на информации, поступающей благодаря стимуляции реальными объектами, выстраивает собственную тактику поведения. Проще говоря, стимул вызывает реакцию: событие, происходящее в реальном времени, влияет на последующее действие субъекта, обуславливает его.
  2. Уровень представлений. Образ может возникнуть без непосредственного влияния объекта на органы чувств субъекта, т.е это воображение, память, За счет многократного появления объекта в зоне восприятия субъекта, некоторые наиболее важные особенности первого запоминаются, отсеиваются от второстепенных, отчего возникает образ, независимый от непосредственного наличия раздражителя. Человек учится оперировать уже образами объектов, условно говоря, виденных некогда ранее, не представленных в текущей ситуации. Основная функция этого уровня психического отражения: планирование, контроль и коррекция действий во внутреннем плане, составления эталонов.
  3. Вербально или речемыслительный уровень. Операции этого уровня еще менее связаны с событийным рядом актуального времени. Индивид оперирует логическими понятиями и приемами, сложившимися в ходе культурно-исторического развития человечества. Абстрагируясь от собственного непосредственного опыта, от воображения и памяти о событиях, имевших место в его жизни, он ориентируется и строит деятельность, опираясь на опыт человечества в целом. Тех и умозаключений, что были произведены не им. Это предоставляет возможность планировать и регулировать события различной направленности и временной удаленности, вплоть до планирования жизненного пути личности.

Несмотря на значительную разницу между третьим и первым, начальным уровнем: процессы чувственной и рациональной регуляции деятельности непрестанно перетекают из одного в другой, формируя психическое отражение в многообразии его уровней и образов.

Введение

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Рассмотрим играющего на лужайке щенка. Он имеет определенную форму, размеры и окраску; в каждый момент времени он занимает в пространстве определенное место, находящееся от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным; он выглядит как плотное тело, т. е. как объект, у которого можно потрогать только поверхность, в отличие, скажем, от воды или неба. Окраска щенка является свойством поверхности его тела, т. е. его поверхность имеет цвет. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что щенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его лай, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства, фактически из того места, в котором мы видим щенка. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - щенок. Воспринимаемые качества, такие, как цвет, размер и т. п. остаются постоянными и не зависят от того что, например, изображение на сетчатке глаз постоянно меняется. Так, нам не кажется, что в тени щенок меняет свою окраску или что его размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, приближается или удаляется он от нас.

Это можно объяснить тем, что процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: щенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия). Все это ведет не совсем адекватному восприятию, к искажению воспринимаемого объекта, в том числе ведет и к искажению зрительного образа, к появлению так называемых иллюзий зрения.

Ощущение - отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

1. Отличие восприятия от ощущений

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия.

2. Виды восприятия

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют осязательное, зрительное и слуховое восприятие.

2. 1. Осязательное восприятие

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются “луковички”, разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления – своеобразные нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини, также расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность. Тонкость чувствительности различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной площадью тех областей постцентральных отделов коры головного мозга, куда приходят волокна от соответствующих участков периферии. Чем более тонкую функцию выполняет тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его проекция в коре головного мозга. Наиболее сложные формы осязательной чувствительности – ощущение локализации прикосновения, различительная чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи), ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья ведут к кисти или от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением острия делающего на коже фигуру круга или изображение цифры. К сложным формам относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных отделов коры. Для исследования различных видов чувствительности используют разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если оба прикосновения даются одновременно.При этом обычно выпадает ощущение прикосновения к точке, противоположной пораженному полушарию.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; кожа обладает способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Основания объединять все эти способности в одну группу и называть все это способностью к чувственному отражению действительности, или «чувственным», имеются: эти способности заключены в органах чувств человека. В переводе с латинского «sensitiv» - «воспринимаемый чувствами». Да и в истории философии мы встречаемся с особым направлением в теории познания - сенсуализмом, представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или чувственным (конкретно-чувственным) познанием. Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение, восприятие и представление. Ощущение - отображение отдельных свойств объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус субъекта. Зрение отражает световые волны, слух - звуковые колебания, обоняние и вкус - химические свойства, а осязание - механические и тепловые свойства объекта. Все органы чувств имеют свои пределы. Но это не столько недостаток, сколько их достоинство. Если бы глаз человека фиксировал все лучи, а его ухо улавливало все звуки, то жизнь человека была бы невыносимой, а его познание мира было бы сомнительно. Восприятие – целостный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств субъекта. Но целостность особая. Этот образ не подлежит квантованию на его составляющие. Кроме того, на формирование этого образа существенное влияние оказывает накопленный опыт субъекта, его психический настрой, психологическая установка. Например, следователь со стажем при осмотре места происшествия «считывает» больше информации, чем его молодой коллега, хотя последний может превосходить первого по биологической остроте зрения. Чувственное восприятие является конкретным образом единичного объекта со стороны его внешнего проявления. Иными словами, восприятие - это образ формы объекта, хранящего тайну своего содержания, своей сущности. Восприятие как непосредственный чувственный образ подготавливает представление. Представление – это тот чувственный, целостный образ объекта, который возникает вследствие опосредованного воздействия объекта на органы чувств субъекта. В его формировании принимают участие два фактора: опыт прошлого восприятия и способность субъекта к воображению. В отличие от восприятия образ представления менее отчетливый, в нем упущен ряд деталей, но зато он более обобщенный. Главное, этот образ несет в себе возможность субъекту проявить свою меру воображения и фантазии, «дорисовать» образ, сделав его более устойчивым и привычным для себя. В этом смысле представление есть тот наглядный и целостный образ, который рождается силой воображения на основе прошлого чувственного опыта. Представление, преобразованное силой воображения, удаляется от конкретной наглядности объекта, приближаясь к его обобщенным характеристикам. Высших форм своего выражения представление достигает в процессе научного и художественного освоения бытия. Но достоинство воображения таит в себе и недостаток, суть которого заключается в «дорисовке» образа, а стало быть, и ухода от его адекватности с объектом этого образа. Образ теряет свое сходство с объектом и трансформируется в знак, замещающий объект. Чувственный уровень познания не является изначально заданным. Он имеет свою социокультурную обусловленность. Мощным фактором развития чувственного уровня является жизнедеятельность человека, совершенствование навыков его руки, специализация языка и появление орудий как посредника в системе «субъект-объект». Социализация человека привела к тому, что его чувственное восприятие обрело сознательный и осмысленный характер. Например, животное смотрит, а человек может и видеть. Субъект, объект и их информационный посредник образуют исходную гносеологическую ситуацию, формируют образ как предпосылку и условие рационального уровня познания. Чувственное восприятие объекта и его представление в качестве образа внешней формы недостаточно для познания, ибо общие закономерные связи объекта не схватываются на чувственном уровне. Это прерогатива мышления как рационального познания. Благодаря мышлению осуществляется переход от чувственного познания внешних характеристик единичного объекта к рациональному (логическому) познанию внутренних, общих характеристик определенности, обусловленности и целостности объекта, исследованию закономерностей его развития. Мышление – это функция мозга, обеспечивающая отвлеченное и обобщенное освоение бытия в мире на уровне вскрытия его существенных сторон, свойств, связей и отношений. Мышление является отвлеченным познанием, ибо ориентировано на познание существенных признаков объекта, отвлекаясь от несущественных. Рассматривая мышление как процесс познания, следует выделять объект мысли, содержание мысли и форму мысли. Объект мысли – это реальность, существующая независимо от сознания субъекта. Содержание мысли – это мысленное отражение объекта. И, наконец, форма мысли – это форма этого отражения.


Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – есть мыслимое отражение объекта в его общих и существенных признаках. Понятие является рациональным отражением действительности, формой концентрированного знания. Объект в понятии характеризуется обобщенно. Эта обобщенность достигается средствами абстракции, идеализации, сравнения, определения и т.д. Другой формой мышления является суждение. Суждение, как и понятие, есть отражение связей и отношений познаваемого объекта с другими объектами, а также их оценка. Мыслить на этом уровне - значит судить о чем-либо конкретно.

Суждение – это такая форма рационального уровня познания, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается. Язык является средством общения между людьми. Логически это высказывание типа «S» суть «Р». Иванов – судья. В этом суждении заложена конкретизирующая информация об Иванове. Как решение определенной познавательной ситуации, суждение есть акт мысли в форме логической операции. Если содержащаяся в суждении связь понятий соответствует действительности, то суждение является истинным. Если не соответствует – ложным. Суждение имеет свою структуру. В нем в той или иной форме отражается отношение между единичным и общим. В суждении: «Иванов есть судья» - единичное (Иванов) относится к общему (судья). Третьей формой логического мышления является умозаключение. Оно позволяет из исходного знания логическим путем получать новое знание. Умозаключение - это такая форма рационального уровня познания, которая обеспечивает возможность из суждений, именуемых «посылками», вывести суждение (заключение). Заключение логически вытекает из посылок, но не по желанию субъекта познания, а в соответствии с реальностью. Например, шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля в период лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Следовательно, Земля имеет форму шара. Благодаря этой форме рационального познания нет необходимости каждое суждение получать из чувственного опыта, обращаться к эмпирическим фактам. Нужно лишь соблюдать определенные логические правила. Чтобы новое суждение (заключение) было истинным, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, исходные суждения (посылки) должны быть истинными, и эта истина должна иметь социокультурное подтверждение. Во-вторых, форма умозаключения должна соблюдать правила связи суждений (посылок). Чувственное и рациональное познание вместе обеспечивают единство человеческого познания. Люди формируют задачи познания, интерпретируют его результаты на рациональном уровне, а получают необходимую рабочую информацию на чувственном уровне. Проникнув на уровни реальности, недоступной чувственному познанию, абстрактное мышление создает образы - проекты, которые после их опредмечивания приумножают поле чувственного опыта. Чувственное и рациональное познание выступают необходимыми моментами целостного процесса познания, где чувственное обеспечивает эмпирический этап познания, а рациональное - теоретический. Первый служит предпосылкой второго, ибо на эмпирическом этапе осуществляется познание объекта как явления, а на теоретическом – объясняется его сущность. И все же во взаимосвязи чувственного и рационального есть свои проблемы. Чувственное познание представляет собой совокупность ощущений отраженной реальности, но эти ощущения сугубо индивидуальны. Они зависят от устройства сенсорного аппарата конкретного субъекта. Кроме того, чувственные данные исключают возможность разграничить в образе объективную реальность и субъективную иллюзию, что заведомо ставит под сомнение чувственный образ как образ познания. Что касается рационального познания, то оно оперирует понятиями, имеющими всеобщий характер. А логические правила мышления одинаковы для всех людей и не зависят от особенностей индивидуального восприятия. Но и на уровне рационального познания есть свои проблемы. И одна из них состоит в отрыве мысли от реального объекта. На уровне рационального познания возможны свои логические, гносеологические и психологические трудности, особенно когда в качестве объекта познания выступают феномен смысла жизни, счастья, любви или другой человек. При рассмотрении этих явлений всегда существует тенденция недооценивать объект и переоценивать представление субъекта, обильно сдобренное его воображением. Когда субъект оценивает свое поведение, он склонен объяснять его объективными обстоятельствами. И наоборот, когда он рассматривает чужое поведение, то проявляет склонность объяснить его не объективными, а личными качествами рассматриваемого человека. Таким образом, познание не является простым актом «фотографирования», копирования действительности, а предстает как сложнейший многофазовый процесс, где взаимосвязь чувственного и логического (рационального) существенно дополняется субъективными предположениями. Последнее находится в зависимости от личностных и социокультурных предпосылок, а также психологических установок и ценностных ориентаций субъекта. Интуиции достаточно для усмотрения истины, но ее не всегда бывает достаточно, чтобы убедить в этой истине других и даже себя. Для этого необходимы доказательства, практика. Вывод о том, что познание в системе «субъект-объект» представляет собой сложный многоступенчатый процесс, где реализуется взаимосвязь субъективного и объективного, опредмечивания и распредмечивания, не исключает, а предполагает выход на практику. Практика выступает и источником чувственных данных, и условием формирования рационального мышления. Виднейшими представителями материалистического сенсуализма были французские материалисты XVIII в. Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах. Представители рационализма – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Совместно они обеспечивают чувственное отражение объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств. Необходимо понимать и сам процесс чувственного отражения, и соотношение между восприятием и ощущениями.

Восприятие - это процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, протекающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Ощущение - психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств воспринимаемых предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма достигает мозга человека. Все ощущения есть результат активности именно органов чувств, которые благодаря своему специфическому устройству преобразуют энергию раздражителей в энергию ощущений. Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств человека, а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений справедливая, хотя и не полная.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экс герорецептивные. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Третья и самая большая группа ощущений - экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Всю группу экстерорецептивных ощущений принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела, и реакцией соответствующего воспринимающего органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах этого вида ощущений. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора. Длительность ощущения - его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Этот след - физиологическая основа кратковременной памяти.

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧУВСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

(Чувственное познание)

Структура приема информации включает следующие этапы:

Р-ОЧ-НИ-ГМ-ОЩ-ЦВ-ЭП-ОП-М-ОС-Вн

Раздражитель (Р) (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там, и формируются отдельные ощущения (ОЩ), из которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). При мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (Вн) должно быть направлено на прием и понимание информации.

ОЩУЩЕНИЯ

Понятие «ощущение». Субъективность и объективность ощущений

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живух существ, обладающих нервной системой. Что касается осознаваемых ощущений, то они естьтолько у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Ощущения – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Ощущения с одной стороны, – объективны (в них всегда отражен внешний раздражитель), с другой – субъективны , так как зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированый для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения – анализаторы. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействий (свет, звук и др.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

2) проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;

3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Виды ощущений

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Существует несколько возможных вариантов классификации тех двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек. Наиболее используемой считается систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном. Он выделяет 3 основных класса ощущений:

1. Экстерорецептивные – возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

1.1. Дистантные: зрительные, слуховые.

Зрительные ощущения. Ощущения различного цвета порождают электромагнитные волны определенной длины (диапазон 380-780 миллиардные доли метра): 480-синий, 600-650-оранжевый, 650-780-красный и т.д.

Слуховые ощущения. Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с колебаниями атмосферного давления. Слуховые ощущения отражают:

§ высоту звука (зависит от частоты колебаний);

§ громкость (зависит от амплитуды колебаний);

§ тембр звука (форма колебаний звуковых волн).

Заметим, что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их функционировании. Воздействие сильного света в течение длительного времени – человек слепнет; длительные и сильные звуки, амплитуда которых превышает 90 дб – может наступить временная потеря слуха.

1.2. Обонятельные (занимают промежуточное положение).

Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений.

1.3. Контактные: осязательные и вкусовые.

Осязание – это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Ощущения при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи представляет сложное комбинирование четырех более простых видов ощущений- давления, боли, тепла и холода. Для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Вкусовые – имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальное – разнообразное сочетание этих 4-х.

2. Интерорецептивные (органические) сигнализируют о состоянии организма. Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны (за исключением болезненных), не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются ЦНС.

3. Проприорецептивные – информация о состоянии мышечной системы: движение и положение различных частей тела (степень сокращения или расслабления мышц): обычно не осознаются.

Кинестетические (ощущения движения тела) – без этих ощущений мы испытывали бы большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловнорефлекторные реакции, навыки и т.д.), все они включают в себя такие двигательные моменты, которые выполняются автоматически и очень быстро. От работы рецепторов равновесия (находятся во внутреннем ухе) зависит чувство ускорения или замедления движений.

Свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся:

§ качество;

§ интенсивность;

§ продолжительность.

Качество – особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (по цвету, насыщенности).

Интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность – временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа. Абсолютная чувствительность того или иного органа характеризуется величиной нижнего порога ощущений.

Нижним порогом ощущения называется минимальная величина, или сила раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Раздражители меньшей силы (подпороговые) не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них в кору больших полушарий передаются слабо. Абсолютная чувствительность наших органов чувств включает не только нижний абсолютный порог чувствительности, но и верхний абсолютный порог.

Верхний порог ощущения – максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.

Дифференциальный, разностный порог ощущения – минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Определяет раздражения по качеству и силе.

Оперативный порог различимости сигналов – это величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше, чем дифференциальный (разностный) порог.

Зависимость силы ощущений от силы раздражителей определяется психофизическим законом Вебера-Фехнера : интенсивность ощущений изменяется в арифметической прогрессии, тогда как интенсивность соответствующих раздражителей изменяется в геометрической прогрессии.

Временной порог ощущений – это минимальная длительность действия раздражителя, которая необходима для возникновения ощущений.

Пространственный порог минимальный размер раздражителя, едва ощутимого органом восприятия.

Латентный период реакции – это промежуток времени от момента подачи сигнала до того момента, когда возникает ощущение.

Различают две основные формы изменения чувствительности анализаторов: адаптация и сенсибилизация .

Адаптация – изменение чувствительности анализаторов для приспособления к внешним условиям. Различают следующие разновидности данного явления:

1. Полное угасание ощущения при длительном воздействии раздражителей. Например, исчезновение ощущения сильного запаха после того, как человек некоторое время пробудет в атмосфере этого запаха.

2. Понижение чувствительности при воздействии очень сильного раздражителя. Например, мы не различаем предметов при переходе из света в темноту и наоборот.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

В основе сенсибилизации лежат процессы иррадиации и взаимной индукции в коре больших полушарий головного мозга. По законам нервных процессов происходит взаимодействие различных анализаторов.

Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов; например, слуховые ощущения (ощущения ритма) способствуют усилению мышечно-двигательной. Взаимодействие анализаторов (или их взаимосвязь) значительно усиливается при участии их в какой-нибуддь общей деятельностич увствительности.

Синестезия – возникновение ощущения, характерного для одного анализатора под влиянием раздражения другого анализатора. Это могут быть зрительно-слуховые синестезии, когда при звуковых раздражителях у человека возникают зрительные образы. Подобное взаимодействие анализаторов способствует чувственному отражению человеком окружающего его мира.

ВОСПРИЯТИЕ

Понятие восприятия. Объективность и субъективность восприятия

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективности восприятия – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному – субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

Свойства восприятия

1) Апперцепция.

2) Целостность и структурность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Компоненты структуры целого могут действовать одновременно или последовательно на один и тот же анализатор или на разные анализаторы. Целостность образа складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является всегда врожденной (об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которые возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнавали ранее путем осязания).

3) константность. Мы воспринимаем окружаюшие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источник константности восприятия – активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Это не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушения константности восприятия происходят когда человек попадает в незнакомую ситуацию (люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, автомобили илюди кажутся им маленькими; строители работающие на высоте, сообщают, что видят объекты находящиеся внизу без искажения их размеров).

4) предметность . Воспринимая какой-то предмет, мы осознаем его не как наше субъективное переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.

5) осмысленность (категориальность ) – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

6) избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия

Восприятие пространства. Вступая во взаимодействие со средой, человек во многом полагается на то, как он воспринимает пространство. В восприятии пространства различают: восприятие формы, величины, объема объектов, расстояние между ними, их взаимное расположение, удаленность и направления, в котором они находятся. Установлено, что в основе пространственного восприятия лежит деятельность различных анализаторов. При этом ни одному из них не придается какое-либо особое значение в анализе пространственных факторов среды, хотя одну из заметных ролей выполняет ве-таки мышечно-двигательный анализатор. С эго помощью устанавливается взаимодействие между различными анализаторами.

В связи с этим определенное значение имеет функциональная ассиметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная ассиметрия заключается в том, что одна из сторон парного анализатора является ведущей, доминирующей.

Восприятие формы, объемности и величины предметов. Это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Основную роль при восприятии объемности играет бинокулярное зрение . Изображение на сетчатках правого и левого глаза не совсем одинаковые (поочередное рассмотрение правым и левым глазом какого-либо объемного предмета, каторый находится на расстоянии 30-50 см от глаза). При одновременном рассматривании этого предмета двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаз интегрируются в корковом отделе зрительного анализатора и дают впечатление объемности воспринимаемого предмета.

При восприятии объемности предметов следует учитывать законы перспективы и светотени . Восприятие величины предметов определяется размером их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от наблюдателя. При одинаковом удалении предметов большее изображение на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее – от меньшего предмета. Однако при разной удаленности меньший, находящийся ближе к нам предмет дает большее изображение на сетчатке, чем предмет больший, расположенный дальше. Но человек правильно воспринимает предметы: первый – как меньший, второй – как больший, так как величина предметов определяется не только величиной образа на сетчатке глаза, но и напряжением глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. Они и вносят поправки в восприятие величины предметов.

Восприятие глубины и удаленности предметов. Осуществляется при помощи как монокулярного , так и бинокулярно зрения .

Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать расстояния в очень ограниченных пределах. В монокулярном воприятии глубины и удаленности главная роль отводится аккомодации хрусталика.

Аккомодация – это рефлекторное изменение толщины хрусталика, связанное с увеличением или уменьшением его преломляющей силы. Пример: при взгляде на близко расположенные предметы в результате мышечного сокращения уменьшается степень натяжения хрусталика, и он становится выпуклым.

Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Линейная перспектива: кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги. Воздушная перспектива: свет и цвет, отражаемый предметами, в некоторой степени искажаются под влиянием слов воздуха. Чем больше воздушное пространство до воспринимаемого объекта, тем «дымка», покрывающая объекты, сильнее, предметы кажутся более тусклыми, расплывчатыми по сравнению с расположенными ближе. В горных местностях, где воздух чист и прозрачен, отдаленные предметы – очень ясно видимы и воспринимаются как расположенные на значительно более близком расстоянии, чем в действительности.

Определенное значение при восприятии удаленных предметов придается величине расположения отбрасываемых предметами теней и их цвету. Тени и цвет у близких предметов более насыщенные и четки, у удаленных – почти незаметны.

Восприятие пространства является сенсорным навыком . У взрослых людей пространственные восприятия (глазомер) развиты не у всех одинаково. Развитие глазомера требует специальных упражнений.

Зрительные иллюзии. Это искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов, возникающие в некоторых случаях привосприятии пространственных свойств предметов. Вот некоторые виды зрительных иллюзий.

Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной. Иллюзия переоценки вертикальных линий объясняется тем, что движения глаз в вертикальной плоскости требуют большего мышечного напряжения, чем движения в горизонтальной плоскости. Интенсивность мышечного напряжения может служить мерой пройденного пути, поэтому вертикальные расстояния кажутся нам больше горизонтальных.

Неправильное восприятие величины предмета. В этом виде зрительных иллюзий различают:

а) иллюзию контраста (высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают их больший или меньший кружки). Объясняется действием закона контраста, по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов.

б) иллюзию геометрической перспективы (одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет расположенный ближе, кажется меньше, а далекий – больше своей действительной величины). Эти иллюзии объясняются законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций . Иллюзии возникают при непосредственном восприятии реальных и воздействующих на наши рецепторы предметов, пространственные свойства которых неправильно воспринимаются. Галлюцинации возникают при отсутствии каких-либо предметов внешней действительности и связаны с расстройством мозговой деятельности.

Восприятие времени. Это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Фйизическое время, то есть длительность объективных процессов, легко может быть измерено, но длительность сама по себе не является стимулом в обычном смысле этого слова. Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности.

Восприятие последовательности явлений. Опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. При этом одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие – кк уже ранее воспринимавшиеся, третьи – как ожидаемые и еще не наступившие. Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, которые отражают объективные, периодически повторяющиеся процессв в природе. Воспринятое ранее явление остается в памяти в виде представления о нем.

Неоднократное повторение ранее бывших восприятий приводит к образованию условного рефлекса.

Восприятие длительности явлений. В основе лежат представления о начале и конце явления. Длительность явления воспринимается нами субъективно. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа и ритма. Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.

Восприятие темпа отражает скорость, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы соверешающегося во времени процесса (чередование звуков).

Восприятие ритма (равномерное чередование стимулов, их размеренность) в той или иной степени всегда сопряжено с двигательными реакциями. Восприятие ритма имеет большое значение в разных видах деятельности (в том числе в спорте) и отличается большой сложностью. Развитие и совершенствование этого восприятия достигается в процессе практической деятельности, а также путем специальной и целенаправленной тренировки.

При восприятии времени часто наблюдаются ошибки в его оценке или иллюзии времени , которые заключаются в преувеличении, преуменьшении его. Короткие интервалы кажутся более длительными, длинные – более короткими. На это оказывают влияния богатство впечатлений, интересная и разнообразная деятельность, эмоциональное состояние.

При воспоминании о событиях наблюдается несколько иной характер ошибок. Время, отмеченное разнообразными и интересными событиями, кажется более продолжительным, чем то, которое было наполнено однообразными и неинтересными событиями.

Восприятие движений. Является отражением во времени изменения положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение прежде всего воспринимают:

1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.);

2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.);

3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

5) продолжительность движения (краткое, длительное);

6) скорость движения (быстрое или медленное; при циклических движениях – быстрый или медленный темп);

7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое),

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.



Рассказать друзьям