Церковь илии пророка, что под сосенками. Церковь Илии Пророка (Благовещения Пресвятой Богородицы) на Воронцовом Поле Ильинская церковь воронцово поле

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 388-390

Церковь Илии Пророка (или Благовещения) на Воронцовом поле

ул. Воронцово поле, 16

"В XIV в. здесь было окруженное лугами и лесами село, принадлежавшее знатным боярам Воронцовым-Вельяминовым. Один из них был последним московским тысяцким (военачальником). После его казни село перешло к великому князю Димитрию Донскому. Тот завещал его Андроньеву монастырю. Через 100 лет Иван III выменял село у монастыря. В 1514 г. по распоряжению Василия III Алевиз Фрязин построил в Воронцове церковь Благовещения, более известную по приделу во имя пророка Ильи. 20 июля в день храмового праздника из Кремля сюда с крестным ходом приходил Патриарх в сопровождении многочисленного духовенства и народа. После богослужения открывалась ярмарка и начиналось народное гуляние: водили хороводы, качались на качелях и прочее. Эти гулянья устраивали здесь до середины XIX в. Церковь Ильи в 1702 г. была построена вновь".

"На месте нынешней стояла деревянная (? - П. П.) церковь 1515-1518 гг. Каменная построена в 1653 г., именовалась "под сосенками". Перестроена в 1702 и 1878 гг.".

"В документах Патриаршего приказа значится с 1620 г.".

"Пожар 1547 г. прошел "по Воронцовский двор и по Илью под Сосенки" - последнее название подтверждает существование здесь соснового леса. Прежнее название улицы - Воронцове поле - дано по владельцам XIV в. боярам Воронцовым-Вельяминовым, имевшим здесь село и незастроенное поле" .

"Церковь названа Благовещенской, потому что на этот день 25 марта приходилось рождение Василия III. Освящение было 29 ноября 1515 г. Придел Параскевы Пятницы, теплый, известен с 1629 г. Придел Илии Пророка - с 1589 г. Правую - двухпрестольную каменную церковь выстроил царь Алексей Михайлович: Благовещенский престол освящен 19 июля 1653 г., а Ильинский 29 июня 1654 г. Это небольшой храм с сомкнутым сводом, на котором поставлено два декоративных шатра. С середины XVII в. установился обычай совершать сюда крестный ход Успенского собора 20 июля. В 1702 г. братья - прихожане Иван и Матвей Петровичи Гагарины рядом со зданием 1653 г. построили новый пятиглавый храм Благовещения, в связи с чем один из двух престолов в старом переосвящен в честь Параскевы Пятницы (известия об этом приделе идут от 1589 г.). В 1745 г. было обновление храма, к которому относится основная часть колокольни. В 1840 г. сломана старая трапезная и выстроена новая в стиле ампир; храмоздателями были В. и П. Н. Усачевы. В этой постройке 1840 г. устроены вновь приделы Илии и Параскевы. Двухшатровая церковь 1653 г. стала притвором с севера пятиглавого храма 1702 г. После 1862 г. разобраны обе абсиды 1653 г. В 1876-1878 гг. произведена архитектором П. П. Зыковым новая переделка. Колокольня 1745 г. получила новый верх и обработку в русском стиле, так же была переоформлена и трапезная 1840 г. В 1878 г. главный иконостас 1702 г. заменен новым и частью переложен главный алтарь. В храме сохранялись некоторые старые образа и ампирная обстановка приделов.

В 1611 г. при церкви был погребен Прокопий Ляпунов и погибший вместе с ним дворянин Ржевский".

"С еще более декоративной шатровой "двойней" встречаемся в церкви Илии Пророка на Воронцовой поле, построенной в 1665 г. (ныне этот небольшой храмик положительно задавлен пристройкой 1870-х гг.). Два миниатюрных шатрика, поставленные на четырехскатной кровле продолговатого "четверика", перекрытого лотковым сводом, являются уже последними представителями когда-то могучих и величественных шатровых форм".

"При церкви - приходской комитет Елисаветинского благотворительного общества".

По воспоминаниям Н. А. Найденова, вплоть до середины XIX в. под горой у Яузы в день Илии Пророка устраивалось гулянье, закрытое лишь после проведения по Садовому кольцу конки.

"Церковь закрыта в 1928 г.".

"В 1930-1931 гг. во время приспособления здания под Музей восточных культур уничтожены завершения обоих храмов. Колокольня разобрана в 1935 г. В 1965 г. на месте алтарей основного храма построено складское здание".

Ныне на месте колокольни - столбы, означающие вход на территорию поместившегося в здании храма Государственного музея искусств народов Востока. Внутри все перестроено для экспозиционных залов и запасника. Не одно десятилетие шли толки о переводе музея на Суворовский бульвар, но так ничего реально для этого долгое время и не было предпринято. Церковная ограда сохранилась почти полностью. Здание стоит на государственной охране под № 524, но искажено настолько сильно, что подавляющее большинство посетителей музея даже не догадывались о его прежнем назначении.

К 1990 г. музей переехал, а в храме остались его мастерские.

Александровский, № 76.

Рукопись Александровского, № 114.

Синодальный справочник.

Сытин. С. 441-442.

Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 219.

Путеводитель Машкова. С. 181 и LXXXIII.

Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 805.

Найденов Н. А. Храм св. пророка Ильи на Воронцовой поле. М., 1903.

Материалы. С. 766.

Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и других примечательных сооружений. М., 1884 (вид из-за Яузы на храм пророка Илии и его колокольню, вместе с другими храмами округи).

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 24.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 582; Вып. 5. С. 312.

Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 266.

Материалы для истории храма Илии Пророка, что на Воронцовом поле... М., 1878.

Языков Д. М. Храм св. славнаго Пророка Илии, что на Воронцовом поле в Москве. М., 1879.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Адрес храма Илии Пророка на Воронцовом поле: г.Москва, ул. Воронцово Поле, д.16 стр.7.
Сегодня мы рассказываем о церкви, говоря о которой в современных терминах, можно сказать – виртуальной. То есть – она как бы есть, и в то же время ее нет.
Это Церковь Илии Пророка, что под Сосенками на Воронцовом поле.
Село Воронцово принадлежало когда-то семье московского воеводы из семьи Воронцовых-Вельяминовых. После казни оного – видать, было за что – село перешло к Дмитрию Донскому. Тот подарил его Андроникову монастырю. А у монастыря на другой участок земли выменял село Иван Третий.
Вот в этом-то селе в 1515 году итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый построил церковь Благовещения, которая также называлась по приделу церковью Илии Пророка. А вот уточнение «под Сосенками» говорит, скорее всего о том, что в те годы здесь рос сосновый лес.
В 1653г. храм перестроили по приказу царя Алексея Михайловича. Здание было небольшим и поставленным на фундамент предыдущей церкви. Позже это известный в Москве храм многократно обновляли и достраивали.
В 1702 году средствами князей братьев Гагариных рядом с древним шатровым храмом возвели большую пятиглавую церковь, да так, что старая церковь стала притвором новой.
Через 40 лет обновили старую колокольню, а еще через сто лет, в 1840-м, снесли старую трапезную и на средства купцов Усачевых, которые владели близлежащей усадьбой «Высокое» выстроили большую новую трапезную в стиле ампир.
Еще через сорок лет, в 1878-м, архитектор П.П.Зыков перестроил и эту трапезную и надстроил колокольню декоративным шатровым ярусом.
В результате храм стал весьма сложным комплексом: пятиглавое основное храмовое здание 1702-го года, двухшатровый храм-притвор 1654 года, большая трапезная 1839 года и колокольня 1745 года.
На поляне вблизи храма в день храмового праздника обычно собиралась большая ярмарка, куда съезжались жители множества подмосковных сел. Перед открытием ярмарки из Кремля с крестным ходом приходил патриарх, и после богослужения, собственно и начиналась ярмарка с народными гуляниями, хороводами, качелями и прочими увеселениями.
Увы, церковь закрыли, а в 1930-м в ней открылся Музей восточных культур. Шатровую колокольню, одну из самых высоких в Москве, снесли. Да и здание перестроили так, что признать его церковью практически невозможно.
И когда церковь Илии Пророка на Воронцовом поле, 16 снова станет церковью – пока неизвестно.

Контакты храма Илии Пророка церковь на Воронцовом поле:

г.Москва, ул. Воронцово Поле, д.16 стр.7


Рис.67.18. «Ц. Ильи Пророка на Воронцовском поле в 1841 г.» [Найденов т.IV, № LIII]

Ветхая трапезная была разобрана, а на ее месте соорудили новую в модном для того времени стиле ампир [Бураков, с.204-206]. Ее вид представлен на чертеже из альбома Найденова, изображающем храм в 1841 году, а также на фотографии 1875 года. Северный фасад трапезной украшен четырехколонным портиком с пилястрами, а крышу венчает громадный полусферический купол, равный по высоте центральной главе пятиглавого храма 1702 г. В целом объем новой трапезной почти в два раза превосходит объем самого храма, а древний шатровый придел 1653 г. и вообще теряется на фоне последних.


Рис.67.19. «Ц. Ильи Пророка на Воронцовском поле (вид, снятый с колокольни ц. Грузинской Божией Матери) в 1875 г.» [Найденов, т.IV, № XXIX]

На фотографии местности близ Воронцова поля с высоты птичьего полета хорошо видно, что даже сегодня большая часть территории бывшего поля остается незастроенной.

Архитектура

Древнейшая часть Ильинской церкви на Воронцовом поле представляет из себя вытянутый с севера на юг четверик с лотковым сводом, над четырехскатной кровлей которого некогда возвышались два миниатюрных декоративных шатрика, об облике которых мы можем судить по фотографиям 1880-х годов, а также по чертехам XIX в.

Восьмерики шатров были украшены ширинками, опирающимися на карниз с миниатюрными стрелами (по две на каждой грани) и отдаленно напоминающими редуцированный вариант стрел на восьмериках шатров ц. Рождества в Путинках, надвратной шатровой ц. Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом и боковых столпов собора Василия Блаженного. Венчающий карниз с сухариками, появившимися, вероятно, при переделоке храма в 1876-78 гг., поддерживает декоративные кокошники, оформляющие грани шатриков, завершенных маленькими луковичными главками. На акварели 1812 г. шатры изображены выкрашенными в красный цвет, с выступающими белыми ребрами. На чертежах первой половины XIX грани шатров изображены уже плоскими, а на фотографиях 1880-х годов, помимо сухариков карниза, также хорошо заметны ребра граней шатров, раскрашенных в ромб наподобие шатра ц. Вознесения в Коломенском. Можно предположить, что шатры были покрыты железом при реставрации храма после пожара 1812 г., а затем вновь раскрыты при перестройке трапезной в псевдорусском стиле в 1876-78 гг. Выполняющее чисто декоративную функцию шатровое завершение Ильинской церкви ближе всего стоит к шатрам московской ц. Космы и Дамиана в Старых Панех 1640 г., а также к декоративным шатрам ряда других храмов середины XVII в. (ц. Св. Духа в Рязани 1642 г., Введенской ц. Спас-Воротынского монастыря 1640-50 гг и надвратной ц. Ферапонтова монастыря 1649 г.).

Для освещения внутреннего пространства храма в северной (и, вероятно, в южной) стене четверика были устроены два ряда окон. Согласно чертежам XIX в., двум окнам верхнего ряда вторили окно и дверной проем нижнего ряда, которые были заложены при перестройке 1876-78 гг., а вместо них на центральной оси четверика устроен новый портал с шатровым крыльцом в псевдорусском стиле. Аналогичное крыльцо было сооружено и у южного портала пятиглавого храма Гагариных (ныне оба крыльца утрачены).

Углы четверика Ильинского храма оформлены лопатками, перерезанными двумя рядами карниза на уровне нижней и верхней части окон второго яруса. Как видно из чертежей храма XIX в., нижний ряд карниза на лопатках является остатком раскрепованного венчающего карниза абсид и трапезной до ее перестройки в 1840 г.

На северной стене храма - два яруса окон со сложными наличниками, украшенными полуколонками с капителями и сандриками в виде кокошников, врезающихся в широкий фриз с раскрепловкой по угловым пилястрам, составленный из ряда прямоугольных ширинок с пиками. Декоративный пояс ширинок с пиками довольно характерен для церковного зодчества середины XVII в. и встречается в ц. Одигитрии Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме (1635 г.), ц. Воскресения на Дебре в Костроме (1630-1645 гг.), Успенском приделе ц. Космы и Дамиана в Старых панех в Москве (1640 г.), Неопалимовском приделе ц. Рождества Богородицы в Путинках (1649-52 гг.), колокольне Троицкого монастыря в Муроме (1652 г.), Знаменской теплой ц. на Дебре в Костроме (2-я пол. XVII в.), Благовещенском соборе Благовещенского монастыря в Муроме (декор 1664 г.), ц. Благовещения в Тайнинском (1675 г.), ц. Преображения за Волгой в Костроме (1685-88 г.). Аналогичным поясом ширинок с пиками, дополненным бегунцом, а также характерными для русского барокко сдвоенными полуколонками украшены стены трапезной, оформленной в псевдорусском стиле при перестройке Ильинского храма П.П. Зыковым в 1876-78 гг.

Верхный профилированный ярус карниза поддерживает ряд ложных полуциркульных кокошников сложного профиля (четыре кокошника - на северной стене и один - на выступающей за трапезную части западной стены), наложенных на плоскость стены. На фотографии Найденова 1881 г. внешний контур кокошников сверху заострен, однако сегодня от этих заострений остались лишь следы на венчающем карнизе.

Утраченные ныне двухчастные абсиды храма с широкими окнами в длину равнялись расстоянию между угловыми лопатками четверика, а в высоту доходили до основания окон второго яруса четверика. Северная абсида была чуть короче южной.
Интерьеры храма в настоящее время для осмотра не доступны.

Размеры и пропорции, по чертежам и планам

Литература

1. Тихомиров М.Н. Труды по истории Москвы. - М.: Языки славянской культуры, 2003.

2. Кучкин В.А. Вельяминовы на службе у московских князей в XIV - начале XV вв. Режим доступа: http://aksakoff.ru/2010/02/veliaminovi/ . См. также: Вторая международная научная конференция «Верховная власть, элита и общество в России XIV - первой половины XIX века.Российская монархия в контексте европейских и азиатских монархий и империй.», 24-26 июня 2009 года, тезисы докладов. Режим доступа: http://www.kreml.ru/ru/main/science/conferences/2009/power/thesis/Kuchkin/

3. Семеоновская летопись / Полное собрание русских летописей, т.XVIII. - СПб., Типография М.А. Александрова, 1913, с.115

4. Юшко А. Древние села Подмосковья. - 2007. Режим доступа: http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200700305; Всё Подмосковье. Географический словарь Московской области. М., 1967 г.

5. Паламарчук П.Г. Сорок сороков, в 4-х томах. - М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1994.

6. Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М.: Московский рабочий, 1991.

7. Голубцов И.А. Старинная топография и урочища Москвы до 1389 г. / История Москвы, т. 1. Приложение. М., 1952.

8. Программный продукт Google Планета Земля 5. Режим доступа: http://earth.google.com/intl/ru/

9. Интернет-сайт храма Ильи Пророка на Воронцовом поле: http://www.iliya-hram.ru/history.html .

10. Фехнер М.В. Москва и ближайшие окрестности в XV и начале XVI века // Mатериалы и исследования по археологии СССР, №12, М.-Л., 1949, стр. 106-124. Режим доступа: http://www.russiancity.ru/books/b38.htm .

11. Забелин И.Е. История города Москвы, ч. 2. М., 1905.

12. Сытин П.В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959.

13. История московских районов: энциклопедия / под ред. К.А. Аверьянова. - М.: Астрель. АСТ, 2005, с.103

14. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_1g.htm и http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_2g.htm

15. Кондратьев. И.К. Седая старина Москвы. - М.: Цитадель, 1997.

16. Лѣтопись по Воскресенскому списку / Полное собраніе русскcкихъ лѣтописей, т.VIII. - СПб.: Типографія Э.Праца, 1859, с.182.

17. Лѣтописный сборникъ, именуемый Патріаршею или Никоновскою лѣтописью / Полное собраніе русскcкихъ лѣтописей, т.XII. - СПб.: Типографія И.Н. Скороходова, 1901, с.168

18. Татищев В.Н. История Российская, ч.4, гл. 57

19. Лѣтописный сборникъ, именуемый Патріаршею или Никоновскою лѣтописью / ПСРЛ, т.XIII. - СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1904, с.152-154;

20. Пискаревский летописец / ПСРЛ, т.XXXIV. - М., 1978, с.182-183

21. Александровский М. Указатель московских церквей. - М, 1996.

22. Ляпишев Г.В. Москва 1812 года на рисунках Х.В. Фабер дю Фора // Московский журнал, 9 (2009),с. 29.

24. Найденов Н.А. Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений. т.IV - М., 1886, № XXIX.

25. Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1: Часть Земляного города по левую сторону реки Москвы. М., 1882, N 54А

Дополнительная литература

27. Найденов Н. Храм св. пророка Илии, что на Воронцовском поле. М., 1903, 28 с., 13 л. ил.

28. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 266.

29. Материалы для истории храма Илии Пророка, что на Воронцовом поле... М., 1878.

30. Языков Д.М. Храм св. славнаго Пророка Илии, что на Воронцовом поле в Москве. М., 1879.

31. Воронцовский М. Храм Пророка Илии на Воронцовом поле // Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1907. Вып.21. Прибавление. С. 23—27.

32. Проект наружной облицовки церкви св. Ильи на Воронцовом поле в Москве и наружной облицовки и надстройки верхнего яруса колокольни при ней. Существующий и проектируемый фасады церкви, существующий и проектируемый фасады колокольни, разрез колокольни, план церкви, поярусный план колокольни. Архитектор Зыков. Подл. тушь, акв. бум. 32х120, 32х60. 9 января 1876г. ЦГИА СССР. ф.1293. оп.167. д.160. 2л. (Каталог «История архитектуры и градостроительства Москвы, С-Петербурга и их пригородов». РГАНТД

Церковь Илии Пророка (Благовещения Пресвятой Богородицы), что под Сосенками, первоначально была построена в селе Воронцово великого князя Ивана III, который выменял его у Андроникова монастыря. Монастырь, в свою очередь, получил это село в подарок от Дмитрия Донского, а Дмитрию оно досталось после казни московского военачальника из семьи Воронцовых-Вельяминовых, давших название месту.

В этом селе с древней историей в 1514-1515 гг. итальянский зодчий Алевиз Фрязин Новый построил церковь Благовещения, которая также называлась по приделу Илии Пророка. Наименование «под Сосенки» (или "что под Сосенками") указывает на то, что в XVI веке здесь рос сосновый лес.
В день храмового праздника (одного из основных церковных праздников – Благовещения) здесь на службе присутствовал Патриарх, а после богослужения открывалась праздничная ярмарка с народными гуляниями. Эта традиция продолжала жить до XIX века.

От постройки Алевиза остался только фундамент. В 1653г. храм был перестроен по приказу царя Алексея Михайловича. Это здание было небольшим (возможно, по размеру более древней церкви) и увенчивалось двумя узкими декоративными шатрами. Известный в Москве храм многократно обновляли и достраивали. В 1702г. на средства братьев Ивана и Матвея Гагариных рядом с древним шатровым храмом была возведена новая большая пятиглавая церковь, а старая церковь обратилась в притвор новой. В 1745г. значительно обновили и старую колокольню, а еще через сто лет, в 1840г., снесли старую трапезную и выстроили новую, огромную, в стиле ампир. Еще немного позже разобрали и апсиды древнего храма, окончательно превратив его в придел более нового и просторного.

Сейчас узнать бывшую церковь в странном массивном здании под номером 16 на улице Воронцово Поле практически невозможно. В 1928г. ее закрыли, а спустя два года, в 1930-1931гг. по какой-то злой иронии переоборудовали в Музей восточных культур. Шатровая колокольня, одна из самых высоких в Москве, была снесена, на ее месте сейчас стоят столбы ворот музея. Уничтожили и маленькие шатры над древней частью храма. Внутри здания все было переделано до неузнаваемости, исчезли все настенные росписи, утварь, иконы. После того, как музей переехал в более просторное здание на Никитском бульваре, здесь остались его запасники и библиотека.

Так и стоит искаженный до неузнаваемости храм, остающийся собственностью Музея Востока, обнесенный оградой с постоянно запертыми воротами и калиткой, и рассмотреть его можно либо издалека, либо с обратной стороны, от старого приходского дома, где в советское время были коммунальные квартиры, а сейчас разместилась церковная община, все же надеющаяся на возвращение храма верующим.

Конечно, этому храму повезло больше, чем тем, в которых устраивали овощные базы или просто ничего не устраивали и бросали открытыми и без присмотра. Хотя бы основной объем его сохранился в полной мере. Но когда храм снова обретет свои купола, а может быть, и шатры, – остается неизвестным.


Координаты:55.75382, 37.65476
Церковь. Не действует.
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы, Илии Пророка, Параскевы Пятницы
Во времена Василия III в 1514 - 1518 гг. на этом месте был построен храм Благовещения с приделами Параскевы Пятницы и пророка Илии, сооруженный архитектором Алевизом Фрязиным на земле, принадлежавшей в XIV в. боярам Воронцовым-Вельяминовым. Отсюда и название - Воронцово Поле.
По указу царя Алексея Михайловича на фундаменте, оставшимся от храма Благовещения в 1653-1654 гг. (по др. источникам - 1658г.) возвели каменный храм Пророка Илии.
В 1702 г. на средства братьев Ивана и Матвея Гагариных рядом с шатровым храмом (1653-1654 гг.) была возведена новая большая пятиглавая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с одноименным главным престолом, а старая церковь обратилась в притвор новой, который переосвятили в честь мученицы Параскевы Пятницы.
В 1745 г. при храме была возведена трехъярусная каменная колокольня с тремя проездными арками внизу. Восточнее колокольни располагались здания богаделен.
В 1812 году церковь изрядно пострадала. После изгнания французских войск, храм был заново освящен, а в 1840 году архитектурный облик храма перетерпел значительные изменения. Вместо трапезных палат обеих церквей выстроили большую новую в стиле ампир на средства купцов Усачевых. Но смерть обоих братьев помешала завершить задуманную перестройку. В 1870 году купец Хлудов завершил строительные работы. Храм получился в стиле русской старины с одной из самых высоких колоколен в Москве.
Церковь была закрыта в 1928 г. и приспособлена для экспозиции Музея восточных культур (ныне Музея Востока), в 1932-1935 гг. разрушены купола и шатровые завершения, разобрана колокольня.
В настоящее время в церкви остались мастерские и складские помещения музея. Рядом с церковью действует домовой храм, который был устроен и освящен в одном из церковных домов рядом с основным зданием храма.

В 1514 г. по распоряжению Василия III архитектор Алевиз Фрязин построил здесь церковь Благовещения. Предполагают, что церковь построена с связи с тем, что Василий III летом жил во дворце в великокняжеских садах. Церковь называлась "что под Сосенками".
С 1629 г. рядом с ней (к северу) была небольшая церковь во имя Илии Пророка.
В 1654 г. церковь Илии заменил небольшой каменный двухшатровый храм. Два миниатюрных шатрика были поставлены на четрехскатной кровле четверика, перекрытого лотковым сводом.
В 1702 г. на средства прихожан князей Ивана Петровича и Матвея Петровича Гагариных на месте Благовещенского храма Алевиза был поставлен новый крупный пятиглавый храм. Двусветный бесстолпный четверик его завершал декоративный ряд закомар.
В 1745 г. по линии улицы была возведена трехярусная каменная колокольня с тремя проездными арками внизу. К востоку от нее стояли здания богаделен.
В 1839 г. вместо прежних трапезных обеих церквей была построена новая обширная трапезная в стиле ампир на средства купцов Усачевых, владельцев усадьбы "Высокое" на берегу Яузы.
В трапезной были устроены вновь приделы Илии Пророка и Параскевы, а двухшатровая церковь стала притвором пятиглавого храма.
В 1878 г. архитектор П.П.Зыков перестроил эту трапезную и надстроил колокольню декоративным шатровым ярусом. Алтари двухшатровой церкви были разобраны.
В результате храм представлял собой сложный комплекс: пятиглавое основное храмовое здание 1702 г.; двухшатровый храмик-притвор 1654 г.; большая трапезная 1839 г.; колокольня 1745 г.
На поляне вблизи храма в день храмового праздника собиралась большая ярмарка, куда съезжались жители подмосковных сел. Из Кремля с крестным ходом приходил патриарх, и после богослужения открывалась ярмарка, начиналось народное гулянье с хороводами, качелями и другими увеселениями.
Ярмарка была закрыта в середине XIX в. после проведения конки по Садовому кольцу.
Храм был закрыт 6 ноября 1929 года
В 1930 г. здание приспособили под Музей восточных культур. Были сломаны завершения обоих храмов.
В 1935 г. сломали колокольню (ее место обозначают столбы у входа в музей).
С 1962 г. музей называется Музеем искусства народов Востока.
В 1965 г. на месте алтарей построено складское здание.
К 1990 г. Музей переехал в здание на Никитском б-ре, 12А, а на Воронцовом поле остались его мастерские и складские помещения.
В мае 2000г. прихожанами храма были заняты два исторических церковных дома, находящихся рядом с храмом на его исторической территории. В одном из домов по благословению Святейшего Патриарха был устроен и освящен домовый храм для возобновления литургической жизни Прихода.
К 2009 году здание храма музеем не освобождено.

По преданию, храм Святого Илии пророка (Воронцово поле, 16) был построен в память успешной битвы с татарами, которые грозили Москве разорением. Эта битва произошла в день памяти Св. пророка Илии, близ Воронцова, где сходились дороги на Москву из Коломны и Владимира. Точный год этой битвы история не сохранила, но из летописей известно, что в 1476 г. храм Св. Илии пророка уже стоял в Воронцове, а местность называлась Ильинской слободой. Храм был деревянный и стоял на высоком склоне на берегу реки Яузы в сосновом бору, поэтому и стал именоваться «под сосенками».
В 1514-1518 гг. по распоряжению Василия III архитектором Алевизом Фрязиным на этом месте был выстроен храм Благовещения с приделами Параскевы Пятницы и пророка Илии.
В 1612 г. при этом храме были похоронены организатор первого земского ополчения П. Ляпунов и погибший вместе с ним дворянин Ржевский.
В 1653-1654 гг. рядом с этим храмом царь Алексей Михайлович построил каменный храм Пророка Илии с сомкнутым сводом, завершающийся двумя шатрами на четырехскатной кровле (заменил прежний одноименный храм, известный с 1629 г.).
В 1702 г. на средства князей Гагариных рядом с храмом 1653-1654 гг. постройки возвели новый, пятиглавый - Благовещения Пресвятой Богородицы с одноименным главным престолом.
В 1745 г. храм был обновлен, coopужена надвратная колокольня (разобрана в 1935 г.).
В 1840 г. вместо прежних трапезных обоих храмов выстроена новая, обширная в стиле ампир. Старый храм стал северным притвором нового (1702) храма.
В 1876-1878 гг. церковь перестроили в духе эклектики (арх. П. П. Зыков).
В настоящее время лишённое завершений и апсид здание воспринимается как несимметричное по композиции, перегруженное деталями архитектурного декора сооружение. На четверике собственно храма и приделе преобладают декоративные формы «русского стиля»; отчётливо эклектичный характер носит оформление трапезной.
В 1928 г. церковь закрыли и перестроили. С 1930 г. в ней размещается Музей восточных культур (Музей искусства народов Востока).

Церковь Илии Пророка была построена в 1702 году, слившись воедино со старой церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в 1514 году. В 1839 г. вместо прежних трапезных обеих церквей была построена новая трапезная в стиле ампир. В трапезной были устроены приделы Илии Пророка и Параскевы, а двухшатровая церковь стала притвором пятиглавого храма. Храм представлял собой очень сложный комплекс: пятиглавое основное храмовое здание постройки 1702 г.; двухшатровая церковь-притвор, постройки 1654 г.; обширная трапезная, постройки 1839 г. и колокольня 1745 г. Такой редкий пирог. Но в 1928 году церковь закрывают. И уже через два года передают под Музей Восточных культур, заменив православное на восточное. И после этого начинается «окультуривание» храма. В 1935 году ломают колокольню. Ломают шатровые завершения храмов. Сейчас это помещение представляет жалкое подобие когда-то красивого храма.

Часовня Казанской иконы Божией Матери на Воронцовом поле.
Год постройки: сер. 2000-х гг.
Адрес:Россия, город Москва, улица Воронцово Поле, дом 16.
Проезд:Станция метро "Курская".

DSCN9446.JPG


DSCN9448.JPG
Координаты:55.754427, 37.654726
Часовня.
Освящена в честь: Казанской иконы Божией Матери
Часовня, устроенная в сер. 2000-х в небольшой старой постройке в северном углу ограды церкви Ильи Пророка на Воронцовом поле.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в настоящее время действует домовой храм, который был устроен и освящен в одном из церковных домов рядом с основным зданием храма. По адресу Москва, улица Воронцово Поле, 16с7
В настоящее время ведутся работы по возвращению главного здания храма.

Домовой храм Святого Илии Пророка
Москва, улица Воронцово Поле, 16с7 Справа церковная постройка по адресу Москва, улица Воронцово Поле, 16с6


Церковь устроена в 2000г. на 2-м этаже бывшего дома причта Ильинской церкви.

Церковная постройка по адресу Москва, улица Воронцово Поле, 16с6


22 сентября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия была возобновлена и зарегистрирована Приходская община храма Св. пророка Божия Илии.

В мае 2000г. прихожанами храма были заняты два исторических церковных дома, находящихся рядом с храмом на его исторической территории. В одном из домов по благословению Святейшего Патриарха был устроен и освящен домовый храм для возобновления литургической жизни Прихода.



Рассказать друзьям