Эскадренный миноносец «Стерегущий»: основные характеристики, командиры, история гибели, память. Подвиг "стерегущего" в русско-японской войне и дореволюционная пропаганда

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Стерегущий

Эскадренный миноносец типа «Сокол»

Стерегущий

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

«Прыткий» («Сокол») · «Послушный» («Коршун») · «Пылкий» («Кречет») · «Прочный » («Ястреб») · «Поражающий» («Нырок») · «Пронзительный» («Беркут») · «Подвижный» («Альбатрос») · «Прозорливый» («Гагара») · «Резвый» («Ворон») · «Ретивый» («Филин») · «Рьяный» («Сова») · «Решительный» («Кондор», «Баклан») · «Сердитый» («Бекас») · «Смелый» («Горлица») · «Сторожевой» («Грач») · «Скорый» («Перепел») · «Страшный» («Скворец») · «Стройный» («Стриж») ·«Статный» («Щегол») · «Разящий» («Дрозд») · «Расторопный» («Дятел») · «Сильный» («Баклан», «Кондор») · «Строгий» («Лебедь») · «Сметливый» («Пеликан») · «Свирепый» («Павлин») · «Стремительный» («Фазан»)

Миноносец «Стерегущий» (до 9 марта 1902 года «Кулик») принадлежал к серийным . От ранее построенных кораблей этого типа он отличался разборной конструкцией корпуса, так как предназначался для пополнения миноносных сил Тихоокеанской эскадры. Заложен на Невском заводе в Петербурге.

После разборки 12 разборных миноносцев Невского и Ижорского завода в марте – ноябре 1900 г были доставлены на пароходах Добровольного флота в базу Тихоокеанской эскадры - Порт-Артур . Сборка осуществлялась на косе Тигровый хвост силами специалистов Невского завода. «Стерегущий» был спущен на воду 9 июня 1902 г. После окончания испытаний 30 августа 1903 года «Стерегущий» был принят в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры.

Погиб в неравном бою с превосходящими силами японцев 10 марта (26 февраля) 1904 года во время русско-японской войны. Против миноносцев «Стерегущий» и «Решительный» действовало четыре японских миноносца, которые по вооружению, водоизмещению и количеству экипажа существенно превосходили русские миноносцы.

Описание конструкции

Корпус

Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогиба­лась даже под весом человека. У истребителей отечественной пост­ройки толщину обшивки в средней час­ти увеличили до 6-7,5 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но при­вело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.

Энергетическая установка и ходовые качества

ГЭУ миноносца состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми водотрубных котлов системы Ярроу. Расчетная мощность каждой машины 1900 л.с. при 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу. Время разводки паров составляло около часа. Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза

Вооружение

Вооружен одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).

Стерегущий

Стерегущий

История службы

С началом Русско-японской войны 27 января 1904 г. «Стерегущий» использовался в дозорах и сторожевой службе на внешнем рейде Порт-Артура, а также в проходе у Золотой горы и за месяц боевых действий совершил 13 выходов в море. 28 января на рейде «Стерегущий» столкнулся с миноносцем «Боевой», 11 февраля участвовал в перестрелке с японскими миноносцами.

Гибель

Вступив в командование флотом, решил усилить разведку, для чего организовал почти ежедневные выходы миноносцев в море. Уже на следующий день после своего прибытия в Порт-Артур он вызвал к себе.командиров миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» капитана. 2 ранга Ф. Э. Боссе и лейтенанта А. С. Сергеева, поручив им подробный осмотр побережья.

Закончив приготовления к походу, оба миноносца 25 февраля 1904 года около 19 ч вышли в море. Согласно полученной инструкции им надлежало «в случае встречи с неприятельскими крейсерами или транспортами» произвести «внезапную атаку». С миноносцами же противника «без особой нужды» в бой не вступать, «стараясь избегать столкновений в целях выполнения основного задания -разведки»*.

Во время разведки «Решительный» и «Стерегущий» у входа в бухту Талиевань обнаружили превосходящие силы противника. Капитан Боссе от боя уклонился…

Утром следующего дня, при возвращении, когда до Порт-Артура оставалось около 20 миль, наши миноносцы в утреннем тумане заметили сразу четыре вражеских корабля двигавшихся пересекающимся курсом. Это были японские миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно». Всю ночь они безрезультатно курсировали у входа на рейд Порт-Артура, надеясь торпедировать какой-нибудь русский корабль. Русские корабли попытались прорваться с боем, но это удалось только «Решительному», обмениваясь выстрелами в упор с «Акебоно» и «Сазанами»,он смог проскочить. Японские корабли не стали преследовать «Решительный» и сосредоточили огонь на «Стерегущем», шедшем вторым, положение которого быстро стало безнадежным.

Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он почти час продолжал бой. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Выясняя характер повреждений, японский миноносец не надолго вышел из боя, и вскоре вернулся в строй, заняв место между «Синономе» и «Усугумо». Еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 ч 40 мин японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. «Стерегущий» стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист 2-й статьи Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке № 2, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.


Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А. С. Сергеев и мичман К. В. Кудревич, был убит лейтенант Н. С. Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В. С. Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 ч 10 мин орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца «Усугумо». Доклады, полученные начальником отряда, дополнили картину боя. Если сам «Усугумо» и «Синономе» отделались незначительными повреждениями, то в «Сазанами» попало восемь снарядов, а в «Акебоно» - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые.

Командир «Сазанами» капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему. Так как на горизонте уже показались знакомые силуэты японских крейсеров 3-го боевого отряда, а порт-артурские береговые батареи продолжали молчать, начальник отряда капитан 2 ранга Микикане Цуция согласился, и «Сазанами» направился к «Стерегущему»...

Между тем, как только сигнальная станция Золотой горы донесла, что в море идет бой между миноносцами, адмирал С. О. Макаров приказал крейсерам и готовиться к выходу в море. Прорвавшийся в Порт-Артур «Решительный» сообщил о бедственном положении «Стерегущего». Медлить было нельзя, и адмирал перенес свой флаг на «Новик», уже разворачивавшийся для выхода из гавани...

Остановившись недалеко от «Стерегущего», «Сазанами» спустил вельбот подготовить русский миноносец к буксировке.

В 8 ч 10 мин японцы завели буксир, и «Сазанами», постепенно увеличивая скорость, потащил «Стерегущий» в море, навстречу приближавшимся кораблям японского флота. Три других миноносца составляли как бы почетный эскорт.

Однако буксировка не удалась - через 18 мин буксир лопнул. Тогда, отклепав стальной трос правого якоря, японцы приготовились переправить его на «Сазанами», который вернулся к «Стерегущему» и уже спустил вельбот. Но тут приближавшиеся со стороны Порт-Артура «Новик» и «Баян» с максимальной дистанции открыли огонь по неподвижно стоявшим японским миноносцам. Одновременно открыли огонь и молчавшие до сих пор береговые батареи.

Падавшие вокруг русские снаряды, крутая волна и постепенное заполнение «Стерегущего» водой - все это заставило Кондо отказаться от дальнейшей буксировки. Правильность этого решения подтвердил последовавший с флагманского крейсера «Читосе» приказ: бросить захваченный миноносец!

Оставленный «Стерегущий» еще около получаса держался на воде, пока наконец в 9 ч 20 мин волны Желтого моря не сомкнулись над ним. В составленном Морским генеральным штабом в Токио «Описании военных действий японского флота на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)» сказано, что затонул он в 7 милях на OSO от маяка Ляотешань.

В 10 ч 45 мин «Сазанами» подошел к борту «Токива», и четырех русских моряков обнаруженных живыми на борту «Стерегущего» переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем, - и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы.» Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину.

Насколько восхищение врага было искренним, подтверждает ответ, полученный Н. П. Сергеевой - женой командира «Стерегущего» на запрос о судьбе ее мужа (она направила его в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца). В нем от имени адмирала Ямамото Оговорилось: «Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца "Стерегущий", который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда».

Командиры

хх.хх.хххх-хх.хх.1904 - лейтенант Б. Л. Кузьмин-Караваев 2-й

17.02.1904-26.02.1904 - лейтенант А. С. Сергеев

Память

Николай II на открытии памятника

26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник «Стерегущему» открыли в Александровском парке рядом с Каменноостровским проспектом в Петербурге. На торжествах присутствовал и Николай II. Четыре оставшихся в живых матроса «Стерегущего» получили награды. 10 мая 1913 года по «высочайшему повелению» памятник передали городу Петербургу «при описи и особом акте», а гипсовую модель памятника -Кронштадтскому порту. До настоящего времени этот великолепный памятник с лаконичной надписью «СТЕРЕГУЩИЙ» украшает один из красивейших проспектов города на Неве.


В ходе русско-японской войны вступивший в командование флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров решил усилить разведку. Для этого он организовал почти ежедневные выходы миноносцев в море. На следующий день после своего прибытия в Порт-Артур он вызвал к себе командиров "Решительного" и "Стерегущего" и поручил им подробный осмотр побережья.

Вечером 25 февраля 1904 года оба миноносца вышли в море. Им надлежало избегать столкновений с вражескими миноносцами, а при встрече крейсеров или транспортов - атаковать их. Через два часа было решено увеличить скорость, чтобы напасть на замеченный с "Решительного" корабль. Из дымовых труб выбросило языки пламени, они были замечены на стоящих неподалёку японских миноносцах. Японцы попытались окружить русские корабли, но те, пользуясь темнотой, сумели укрыться в тени острова Южный Саншантао.

Возвращаясь на рассвете, "Решительный" и "Стерегущий" натолкнулись на четыре японских "истребителя", подошедших к Порт-Артуру. Они выполнили несколько манёвров, но все они были разгаданы японцами и не увенчались успехом. "Решительный" оторвался вперёд, а "Стерегущий" оказался зажат между двумя японскими судами, которые осыпали его снарядами.

Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные. Попав в правый борт "Решительного", неприятельский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод. Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения. В этот момент открыли огонь береговые батареи, но, сделав три выстрела, неожиданно замолчали.

Видя, что "Решительный" уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на "Стерегущем". Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он продолжал бой.

Пока работала машина, еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.

Одно за другим замолкали орудия "Стерегущего". Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А.С.Сергеев и мичман К.В.Кудревич, был убит лейтенант Н.С.Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В.С.Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 часов 10 минут орудия "Стерегущего" замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

Торжественное открытие памятника произошло 10 мая 1911 года в Александровском парке. В почётном карауле стоял кочегар Алексей Осинин - один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовал император Николай II, председатель Совета министров П.А.Столыпин, высшие чины армии и флота. Император был облачен в морскую форму с андреевской лентой. Прибыли также великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей Михайлович и супруга Кирилла Владимировича Великая Княгиня Виктория Федоровна. Великий Князь Кирилл сам чудом спасся во время взрыва крейсера "Петропавловск", на котором погибли знаменитый флотоводец адмирал С.О.Макаров и прославленный художник-баталист В.В.Верещагин. Создатель монумента Константин Изенберг был лично представлен императору и пожалован орденом Владимира IV степени.

Памятник представляет самый драматический момент подвига. Двое моряков вращают маховик и открывают кингстоны. Бронзовая вода врывается в машину и начинает заливать героев. Фрагмент корабля по форме напоминает крест, возвышающийся на глыбе серого гранита. Со стороны, обращенной к Каменноостровскому проспекту, по двум сторонам памятника стоят фонари, выполненные в виде маяков. С обратной стороны памятника, на металлической доске, подробно описан подвиг российских моряков.

Интересно, что когда-то этот памятник был еще и фонтаном. Первоначально перед памятником был установлен небольшой декоративный фонтан, а в 1930-е годы с тыльной стороны памятника подвели дополнительные трубы, и из кингстонов полилась самая настоящая вода. В 1970-х годах воду решили отключить, так как она, придавая реалистичность изображенным событиям, разрушала сам памятник.

Впоследствии имя "Стерегущий" не раз присваивалось кораблям российского и советского флота.

Использованные материалы:

Н.Н.Афонин. Стерегущий
Новиков Василий Николаевич
Памятные места нахимовцев
Памятник миноносцу "Стерегущий"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Дважды легендарный миноносец

11 марта 1904 года в ходе русско-японской войны в неравном бою геройски погиб миноносец «Стерегущий».

С тех пор его имя по традиции передается новым кораблям русского флота. Но вот что парадоксально - в Российском флоте было немало кораблей, отмеченных высокими наградами и заслуживших всенародное признание в виде почетного определения - героический. Однако только миноносец «Стерегущий» стал сразу двойной легендой. Во-первых, потому, что его экипаж действительно геройски сражался с врагом. Но гораздо большую и долгую славу обеспечила ему красивая легенда о двух матросах, которые закрылись в нижних помещениях и затопили корабль, чтобы он не достался врагу.

А вот как это было на самом деле. «Стерегущий» принадлежал к крупной и очень удачной серии миноносцев, родоначальником которой был знаменитый «Сокол», построенный по заказу России на одной из английских верфей. После испытаний «Сокола» было решено построить серию таких кораблей на отечественных верфях.

В 1898-1902 годах заложили 26 «Соколов» улучшенного типа, причем 12 из них выполнили разборными. Секции миноносца, построенного на Невском заводе, на пароходах Добровольного флота доставили в Порт-Артур, базу Тихоокеанской эскадры. Там, в 1900 году началась его сборка, а в мае 1903 года «Стерегущий» зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры.

Водоизмещение нормальное 340 т; длина 57,9 м, ширина 5,6 м, осадка 3,5 м; мощность паровой машины 3800 л. с, скорость хода максимальная 26,5 уз, дальность плавания 600 миль. Вооружение: 1- 75-мм и 3 - 47-мм орудия, 2 - 457-мм торпедных аппарата. Экипаж 52 человека и 3 офицера.

Начало 1904 года. Международная обстановка становится все более напряженной, война с Японией приобретала реальные очертания.

В тихую, темную ночь на 10 февраля стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура 16 основных кораблей Тихоокеанской эскадры были атакованы японскими миноносцами.

в гавани Порт-Артура

Так началась война и боевая служба «Стерегущего». Вместе с другими миноносцами ему часто приходилось выходить в море на поиски японских кораблей, в дозор и в разведку. Активность русского флота, особенно миноносцев, резко возросла после 24 февраля, когда вице-адмирал С. О. Макаров прибыл в Порт-Артур и вступил в командование флотом на Тихом океане.

Степан Осипович Макаров

Особое внимание Макаров обратил на улучшение разведывательной службы. Ежедневно в море на разведку высылались миноносцы. В ночь с 10 на 11 марта для выявления мест базирования японских кораблей вышли в море 2 отряда миноносцев.

отряд миноносцев в Порт-Артуре

Первый отряд направился в Ляодунский залив.

Ночью миноносцы "Выносливый", "Властный", "Внимательный" и "Бесстрашный" вышли из гавани навстречу огням. Как вскоре обнаружили, огни горели на четырех японских миноносцах - "Сиракумо", "Асасиво", "Касуми" и "Акацуки".

Эскадренный миноносец <Сиракумо>, Япония, 1902 г. Построен в Англии фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение нормальное 342 т, полное 428 т. Длина наибольшая 67,5 м, ширина 6,34 м, осадка 1,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 7000 л.с., скорость 31 узел. Вооружение: одно 76-мм и пять 57-мм орудий, два торпедных аппарата.

Всего построено две единицы: <Сиракумо> и <Асасиво>.

Эскадренный миноносец <Инадзума>, Япония, 1899 г. Построен в Англии фирмой <Ярроу>. Водоизмещение нормальное 306 т, полное 410 т. Длина наибольшая 68,4 м, ширина 6,27 м, осадка 1,6 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 30 узлов, Вооружение: одно 76-мм и пять 57-мм орудий, два торпедных аппарата. Всего построено восемь единиц: <Инадзума>, <Икадзучи>, <Акебоно>, <Сазанами>, <Оборо>, <Нидзи>, <Акацуки> и <Касуми>. Последние два отличались увеличенной мощностью механизмов (6500 л.с.) и скоростью (31 уз.). <Нидзи> погиб в результате навигационной аварии 29.7.1900, <Акацуки> - от взрыва на мине 17.5.1904, <Инадзума> - в результате столкновения в декабре 1909 года, <Икадзучи> - от взрыва котла 10.10.1913. <Касуми> в 1913 году переоборудован в плавучую мишень и сдан на слом в 1920 году, остальные списаны в 1921 году.

Было решено внезапно напасть на неприятеля.

миноносец “ Выносливый “

Русские корабли, под прикрытием темноты и горного массива Ляотеньшаня, подбираются незамеченными к вражеским кораблям почти вплотную.

Завязывается бой. Японцы, несмотря на внезапность атаки, быстро пришли в себя и на полном ходу открыли ответный огонь. Два из четырех японских миноносцев сосредотачивают огонь на вырвавшемся вперед "Выносливом", один из снарядов попадает в машинное отделение, и русский миноносец лишается хода. Окружив миноносец с трех сторон японские миноносцы начинают заваливать его снарядами. На "Выносливом" критическая ситуация, в кормовой части вспыхивает пожар, взрыв в боевой рубке ранит начальника отряда. На полном ходу к "Выносливому", ведя огонь из всех орудий, спешит миноносец "Властный". Командир "Властного" Карцев принимает решение таранить ближайший к себе миноносец. Японцы стопорят машины, намереваясь уклониться от атаки миноносца и протаранить его. Карцев поворачивает “ Властный “ и выпускает в борт одного из вражеских кораблей две торпеды. Японский миноносец после двух взрывов крениться и тонет.

Через несколько минут к "Властному" подбирается японский миноносец "Касуми" и, высветив того прожектором, начинает обстрел, но, не выдерживая ответного огня, гасит прожектор и начинает отходной маневр.В это время миноносцы "Внимательный" и "Бесстрашный" ведут бой с "Акацуки". После попадания в машинное отделение вражеский корабль теряет ход, и превращается в неподвижную мишень. Но уничтожить миноносец противника русским морякам не удается, в ходе постоянного маневрирования темнота скрывает его (миноносец "Акацуки"). На смену ему в бой вступает миноносец "Кацуми". Вскоре противники теряют друг друга в темноте, и русские начинают отходить к берегу Лаотеньшаня, где согласно инструкции находится место встречи. "Внимательный" берет на буксир сильно поврежденный "Властный", после чего отряд без происшествий прибывает на базу.

Второй - в составе миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» под командованием капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе - к островам. Миноносцам предписывалось ночью скрытно пройти по намеченному маршруту вдоль побережья, осмотреть все бухты и места якорных стоянок и на рассвете 26 февраля вернуться обратно. Около 19 часов 25 февраля миноносцы вышли из Порт-Артура.

Море было спокойным, погода идеальная для ведения разведки. Около 21 часа с «Решительного», шедшего головным, заметили огонь японского корабля, находившегося у входа в залив Талиевань. Ф. Э. Боссе решил выйти на него в торпедную атаку. При увеличении скорости из трубы корабля стали вырываться языки пламени. Внезапность была утрачена, и наши корабли решили возвращаться в базу. Теперь их курс проходил вдали от берега. Около 6 часов утра миноносцы находились примерно в 20 милях от Порт-Артура. До базы оставалось каких-нибудь 20 миль, когда наши миноносцы заметили сразу 4 вражеских корабля. Это были японские миноносцы «Усугумо», «Синонаме», «Сазанами» и «Акебано». Всю ночь они безрезультатно рыскали у входа на рейд Порт-Артура, надеясь торпедировать какой-нибудь русский корабль. Этим отрядом японских кораблей командовал капитан второго ранга Цуция. Теперь они уходили на соединение с основными силами японского флота, который в предрассветных сумерках надвигался на Порт-Артур.

Противники увидели друг друга почти одновременно. Японские корабли увеличили скорость и пошли на сближение, отрезая нашим миноносцам путь к Порт-Артуру. Ф. Э. Боссе решил с боем прорваться в базу. Один из первых японских снарядов попал в борт «Стерегущего», вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость. Тем временем «Решительный», отстреливаясь от преследовавших его двух японских кораблей, успел уйти под прикрытие наших береговых батарей.

Упустив «Решительный», японцы в ярости сосредоточили весь огонь на «Стерегущем», который уже почти полностью потерял ход. Ему пришлось вести бой с четырьмя кораблями противника, на которых было 24 пушки против 4 русских.

Это был настоящий ад: вражеские снаряды рвали металл корабля, осколки косили людей. Погиб командир миноносца А.С. Сергеев, тогда командование кораблем принял лейтенант Н. Головизнин.

От «Стерегущего» поднимались густые клубы дыма, он стоял среди вздыбленной взрывами воды и отбивался. Наши моряки стояли насмерть, усилив скромное вооружение корабля отчаянной храбростью и мужеством. Своей жизнью они доказали верность старинной традиции Российского флота: «Погибаю, но не сдаюсь!».

Одно за другим умолкали орудия. Погибла почти вся палубная команда.

Последний из офицеров «Стерегущего», инженер-механик В. Анастасов, принял командование уже погибающим кораблем. В эти минуты смертельно раненый сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина выбросил за борт сигнальные книги и секретные документы, привязав к ним кусок железа. Сделали это вовремя - к миноносцу подходил вельбот с японскими моряками.

Им предстала ужасающая картина. Вот выдержки из доклада командира вельбота мичмана Ямазаки.

С обоих бортов снаружи следы попадания десятков больших и малых снарядов. Через пробоины близ ватерлинии внутрь корпуса поступает вода. Фок-мачта упала на правый борт. Командирский мостик разбит полностью. Вся передняя половина судна в полном разрушении. На верхней палубе было видно около 20 обезображенных взрывами трупов. Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию. Японцы взяли в плен четырех раненых и обожженных русских моряков, подняли японский флаг и завели буксирный трос.

При буксировке миноносец стал зарываться в волны, натяжение троса возросло, и он лопнул.

В это время со стороны Порт-Артура показались два русских крейсера - “ Баян “ и “ Новик “. Это адмирал С. О. Макаров шел на выручку миноносцу.

крейсер “ Баян “

крейсер “ Новик “

Находившиеся на «Стерегущем» японцы в спешке спустили свой флаг и на полном ходу отошли к своим кораблям. Вскоре «Стерегущий» затонул. Так завершился бой, благодаря которому миноносец «Стерегущий» навсегда вошел в историю Российского флота с такими определениями как легендарный и героический. Но героических кораблей в нашем флоте было немало и далеко не все они удостоились такого внимания и почета, какие выпали на долю «Стерегущего».

Здесь мы подходим ко второй легенде. Именно она обеспечила миноносцу столь долгую память и почитание в нашем народе. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. Это сообщение было многократно перепечатано в русских изданиях, широко обсуждалось общественностью, а позднее стало настолько привычным и само собой разумеющимся, что вошло даже в Большую советскую энциклопедию 1976 года. Между тем первые сомнения в достоверности этого описания возникли еще в 1910 году при отливке памятника в честь подвига «двух неизвестных моряков-героев» - так первоначально назывался этот памятник, установленный в Петербурге 26 апреля 1911 года. Для выяснения этого вопроса создали авторитетную комиссию, которая изучила все обстоятельства дела, получила необходимые документы из Японии и пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а все сообщения о подвиге двух моряков не более, чем красивая легенда. Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий».

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

памятник “ Стерегущему “

БПК “ Стерегущий “ Тихоокеанского флота СССР

В этот день (26 февраля по старому стилю) в 1904 году свой подвиг совершили моряки миноносца "Стерегущий".
..
Шла русско-японская война. Адмирал С.О.Макаров, прибыв в Порт Артур, организовал практически ежедневные разведывательные рейды миноносцев. 25 февраля миноносцы «Решительный» (командир - капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе) и «Стерегущий» (лейтенант А. С. Сергеев) вышли в такой рейд.
На рассвете 26 февраля в проливе Лаотешань миноносцы были обнаружены и атакованы четырьмя японскими миноносцами, к которым потом присоединились ещё и два легких крейсера. Наши корабли приняли решение прорываться в Порт Артур.
.

«Решительный», находившийся чуть впереди японцев, успешно отбивался и отрывался от преследования, а шедший вторым «Стерегущий» оказался на траверзе сразу двух миноносцев - «Акебоно» и «Сазанами» - и с первых минут боя получил значительные повреждения. Видя, что «Решительный» уходит, японцы сосредоточили весь огонь на «Стерегущем».
Оставшись один против шести японских кораблей, "Стерегущий" продолжал бой, нанося урон врагу. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя.
Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погиб командир миноносца лейтенант
Александр Семёнович Сергеев. Во время боя осколками был перебит фал, на котором держался Андреевский флаг. Моряки прибили флаг гвоздями к мачте. В 7 ч 10 мин утра орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. японцы спустили вельбот и высадились на миноносец.
«В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная, — писал в своем донесений командир высадившейся группы Ямазаки, — в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного -только на самой корме лежал один труп.
Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».
На борту японцы обнаружили двух живых защитников «Стерегущего» - легко раненного кочегаря А Осининя и трюмного машиниста В. Новикова.. Вместе с ранее подобранными из воды Ф Юрьевым и И. Хиринским (выброшенных в море взрывом) только они остались в живых. Командир, три офицера и сорок пять человек команды «Стерегущего» погибли в бою.
.

.
Японцы завели буксирный трос, чтобы буксировать повреждённый корабль в качестве трофея. Однако в этот момент подошли со стороны Порт Артура «Новик» и «Баян» и с максимальной дистанции открыли огонь по лежащим в дрейфе японским кораблям.
Это вынудило японцев отказаться от буксировки. Брошеный «Стерегущий» ещё около получаса держался на воде, пока в 9 ч 20 мин волны Жёлтого моря не сомкнулись над ним.
Четырёх пленных русских моряков переправили на японский крейсер. На нём они были доставлены в Сасебо, где их ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы — молодцы.»
Н. П. Сергеева, вдова командира «Стерегущего» на запрос о судьбе её мужа (который она направила в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца) получила ответ адмирала Ямамото: «Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца "Стерегущий", который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда».
Позже она писала касательно "Решительного": «...выходит, выгоднее спасаться самому, чем честь Родины и флага». Адмирал С. О. Макаров имел другое мнение, изложенное в рапорте на имя адмирала Е. И. Алексеева: «Повернуть ему («Решительному») на выручку — значило погубить вместо одного миноносца два. В этих условиях выручить „Стерегущий" было невозможно».
Все офицеры и команда «Решительного» были удостоены наград «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт».
Одно из первых сообщений о бое и гибели «Стерегущего» появилось в газете «Новое время» (№ 10 065) от 12 марта 1904 года и затем с различными изменениями перекочевало и в другие издания. Суть публикации сводилась к следующему: когда японцы взяли на буксир русский миноносец, оставшиеся на «Стерегущем» два матроса заперлись в трюме и, несмотря на все уговоры японцев, не только «не сдались врагу, но вырвали у него добычу»; открыв кингстоны, они «наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах».
Было решено поставить памятник "Стерегущему". Скульптор К. Изенберг создал модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям» и в августе 1908 года она удостоилась «высочайшего одобрения» Царём.
Однако, как выяснилось позднее, на "Стерегущем" не было кингстонов затопления. Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, «есть выдумка» и «как выдумка она не может быть увековечена в памятнике», Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года доложил на «высочайшее имя» ситуацию, поставив вопрос: «надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооружённым в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца „Стерегущий", или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца „Стерегущий"?»
«Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца „Стерегущий"», — такова была резолюция Императора Николая II...
26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник «Стерегущему» открыли на Каменноостровском проспекте в Петербурге.

Памятник миноносцу Стерегущий, который в феврале 1904 года вступил в неравный бой с кораблями японской эскадры установлен в восточной части Александровского парка (не спутайте его с Александровским садом, что у Адмиралтейства).

Как доехать?

Как добраться до памятника миноносцу Стерегущей? Он находится в Санкт-Петербурге на Петроградской стороне, нужно доехать до станции метро Горьковская, а выйдя из неё пройти чуть вперёд по Каменноостровскому проспекту в сторону Петропавловки. Меньше трёх минут хода неспешным шагом и вы на месте.

История монумента

Памятник Стерегущему в Санкт-Петербурге - один из самых удивительных монументов города. Выполненный в стилистике северного модерна - это достаточно сложное инженерное сооружение является одной из самых запоминающихся достопримечательностей Северной Столицы.
Немного об истории его создания и о том событии которому он посвящён.
9 февраля 1904 года (27 января по старому стилю) начинается Русско-японская война. Начинается она с внезапного нападения японской эскадры на российские корабли стоящие на рейде города Порт-Артур. 26 февраля миноносец «Стерегущий» и «Решительный», возвращающиеся с ночной разведки встретились с отрядом японских кораблей. Командиры русских кораблей принимают решение избежать сражения с судами ВМС Японии, но прорыв к Порт-Артуру удаётся только «Решительному», а Стерегущий вступает в неравный бой с четырьмя японскими миноносцами. Практически весь экипаж судна гибнет, а само судно находящееся в критическом состоянии, но пока на плаву японцы пытаются взять на буксир и при в этот момент судно тонет из-за огромного числа пробоин. Согласно бытовой легенде, двое оставшихся в живых моряков открыли кингстоны, затопили корабль и героически погибли вместе с ним. Позже, специалисты Генштаба выяснили, что корабль погиб в результате полученных им повреждений, а открытый кингстон не более чем легенда выдуманная журналистами, для поддержания патриотических настроений. У этого судна просто не было забортных кингстонов… На самом деле автором этой «пули» были отнюдь не российские СМИ, а английский корреспондент наблюдавший за ходом сражения и настолько был восхищён мужеством русских матросов, что не поленился сочинить эту легенду, сославшись при этом, как и положено в таких случаях, на «достоверные японские источники». Далее эта красивая сказка тиражируется всеми газетами мира.
Но, тем не менее, это выяснилось позже, а, пока было принято решение установить памятник героическому кораблю - мужества российских моряков с миноносца Стерегущий никто не отрицал. Напротив, в Японии, ещё во время войны была воздвигнута стела память русских военных, которые предпочли геройскую смерть - позорному плену.
Создание памятника было начато в 1905 году по проекту скульптора К.В. Изенберга, 28 октября 1908 года Николай Второй утверждает общий проект. Архитектором стал А.И. фон Гоген. В виду особой сложности фундамента памятника выполняет профессор Института гражданских инженеров В.Н. Соколовский. Отливку выполнил литейщик В.З. Гаврилов, о чём свидетельствует надпись на обратной стороне памятника.
Через два с половиной года памятник миноносцу Стерегущий был торжественно открыт, произошло это 10 мая 1911 года.
В почётном карауле стоял один из немногих выживших в том бою матросов, кочегар 1-й статьи Алексей Осинин. На церемонии открытия присутствовал император Николай Второй и председатель Совета министров П.А. Столыпин, великий князь великий князь Кирилл Владимирович, спасшийся при взрыве броненосца «Петропавловск», вдова адмирала С.О. Макарова, а также высшие чины флота и армии.
Многофигурная композиция памятника была спроектирована как декоративный водопад. Вода поступала к памятнику по скрытой системе труб, а затем стекала в гранитный бассейн у подножия. После революции, 30-х годах, к тыльной стороне памятника подвели трубы, чтобы подавать воду непосредственно к кингстону. После этого памятник стал выглядеть ещё эффектней, однако потоки воды стали разрушать поверхность монумента и в 1935 году подачу воды прекратили. Но, после войны, памятник подшаманили, трубы восстановили и 1947 году стали опять подавать воду к кингстону, но в 1971 году подачу воды окончательно прекратили и, тогда же, разобрали систему подводящих труб.
Внешне памятник выполнен в виде фрагмента отсека вырезанного в виде могильного креста и фигуры двух матросов - один открывает иллюминатор, через который внутрь врывается поток воды, а другой крутит вентиль кингстона. Кингстонов в отсеках с иллюминаторами не бывает. Как не было и забортных кингстонов на этом корабле - фигура у иллюминатора потребовалась исключительно для того, чтобы эффектно показать поступление забортной воды внутрь корпуса.

Надпись на тыльной стороне памятника Стерегущему

«В ночь на 26 февраля 1904 года из Порт-Артура выслан был отряд миноносцев в море на разведки. За ночь миноносцы разделились и с рассветом миноносец СТЕРЕГУЩИЙ оказался вблизи четырёх японских миноносцев. А вдали были видны ещё другие неприятельские суда.

СТЕРЕГУЩИЙ повернул к Порт-Артуру, а японцы, обстреливая, преследовали его. Вскоре один из неприятельских снарядов попал в машину СТЕРЕГУЩЕГО. И миноносец остался без движения, среди врагов, осыпаемый градом снарядов. СТЕРЕГУЩИЙ отстреливался из своих пушек до последней возможности.
Одним из первых был смертельно ранен командир лейтенант Сергеев. Умирая, он напомнил оставшимся матросам какая великая слава будет для них, если они погибнут, но не позволят неприятелю овладеть миноносцем. Эти слова умирающего командира глубоко врезались в сердца матросов: следствием их и был тот бессмертный подвиг, который совершил миноносец СТЕРЕГУЩИЙ. Вскоре были убиты и все офицеры: лейтенант Головизнин, мичман Кудревич и инженер-механик Анастасов; вся палуба миноносца покрылась убитыми и ранеными, которые при качке безпомощно скатывались за борт.
Тогда японцы спустили шлюпки, чтобы подать на СТЕРЕГУЩИЙ буксир и увести его. По пути ими подобраны были с воды четверо раненых, державшихся за обломки: минно-машинный квартирмейстер Фёдор Юрьев, машинист 2-й статьи Василий Новиков, кочегар 1-й статьи Алексей Осинин и кочегар 2-й статьи Иван Хиринский. По окончании войны они возвратились в Россию.
На самом СТЕРЕГУЩЕМ из всей команды остались в живых только два человека. Увидя приближение японцев, эти два матроса спустились вниз и, задраив за собой горловины, открыли кингстоны, чтобы утопить миноносец.
Они предпочли геройскую смерть японскому плену.
СТЕРЕГУЩИЙ, взятый уже на буксир японцами, начал тонуть и вскоре погрузился на дно моря, вместе с двумя героями… ».



Рассказать друзьям