Храм елецкой божьей матери. Икона Божией Матери «Елецкая

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

История иконы связана с явлением Царицы Небесной Тамерлану, бывшим в 1395 году в городе Ельце. На горе Аргамачь Светоносная Дева с сонмом святых явилась на устрашение грозного Тамерлана, двинувшего орду на Русь. В тот же день, 26 августа, жители Москвы встречали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и молились пред ней о спасении от страшного нашествия. Впоследствии на месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь.

Устрашенный видением, Тамерлан воскликнул: «Итак, мы не одолеем земли русской!» — и повернул с ордой назад. Так заступничеством Царицы Небесной Отечество наше было спасено от неминуемого разорения.
В память об этом чудесном событии была написана Елецкая икона и установлено ей празднование.

ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В НАШЕМ ХРАМЕ

Уникальным иконографическим образцом является Елецкая икона Божией Матери второй половины XVIII столетия, выполненная на холсте и закрытая бисерным окладом. Извод, известный по небольшим иконописным и гравированным воспроизведениям на изображениях сводов Богородичных образов, относится к типу Умиление. Он дополнен сюжетом увенчания Богородицы Ангелами. В Ельце, вероятно, в Знаменском женском монастыре, процветало искусство бисерного шитья. Можно предполагать, что единственный известный сейчас список утраченной святыни, прославившейся в 1395 году, происходит оттуда и достаточно точно повторяет оригинал.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Днесь светло красуется древний град Елец, / поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы: / егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы / икону Ея чудную людие московстии сретаху, / тогда Сама, Владычице, на горе Аргомачестей во граде Ельце, / на сретение нечестивому Тамерлану изшедше, / грозное его нашествие вспять обрати. / Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще / и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще, / умильно Ей взываем: // и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

АКАФИСТ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПЕРЕД ИКОНОЙ «ЕЛЕЦКАЯ»

Кондак 1

Избранней от всего рода человеческаго быти вместилищем воплотившагося Сына Божия, Божией Матери же и Деве, миру дольнему небесней заступнице, дерзаем мы, недостойнии и грешнии, воспети акафистное похваление в честь явления Ея во граде Ельце, зовуще: Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Икос 1

Ангелов превысшая, от Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго славою неизглаголанною на небеси увенчанная, в дар Владыце всяческих от всех родов земных принесенная, весь род человечь Себе усыновившая чрез Сына Своего Христа Бога нашего, тако и отечеству нашему благоволила еси явити милости Своя, землю Руси Киевския некогда уделом Своим избравши, да вси живущии в ней воспевают Тя: Радуйся, Тобою болезни наша врачуются; Радуйся, Твоими молитвами вся прошения наша исполняются. Радуйся, Пресвятая Мати Господня; Радуйся, славнейшая Дщи рода человеческаго. Радуйся, дивная исполнительнице воли Создателя; Радуйся, от всея твари славимая и воспеваемая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 2

Видящи, Мати Господня, благочестие народа русскаго, яко той, отринув некогда нечестие языческое, ко Христу Богу, Сыну Твоему, всем сердцем прилепился есть, возлюбила еси вельми людей рода сего, приносящих на всяк день Богу пение: Аллилуиа.

Икос 2

Разумеша праотцы наша славу и честь Бога христианскаго, прославляху Его со Пречистою Богородицею, храмы и обители бесчисленны воздвизая повсюду и украшая их благолепием, идеже и величаху Триединаго Бога и Тебе возсылаху похвалы сия: Радуйся, молитвеннице о нас к Богу, Богом нам дарованная; Радуйся, Дщи от земли происшедшая, Материю нам Небесною явльшаяся. Радуйся, Господем паче иных возлюбленная и возвеличенная; Радуйся, Матернею любовию нас падших и недостойных возлюбившая. Радуйся, Бога и ближних любити нас научающая; Радуйся, за грехи наша Господа Умилостивляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 3

Сила благодати Христовой храняше Русь Святую и преумножаше ей Господь милости богатыя молитвами Пречистыя Матере Своея по реченному: достоин делатель мзды своея, ибо дело великое вверено бысть народу русскому - хранителем истиннаго Богопочитания быти и веру Православную содержати, тако творяше сие, поем: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще помощь Всевышняго, осеняемое Твоим Богомати покровом, крепляшеся отечество наше и в нем растяше вера Православная - семя Христово, на добрую почву русскую всеянное, иже стократный плод Сеятелю принесло есть в сердцах рабов Христовых, благодарящих Пречистую Матерь Господню тако: Радуйся, Мати наша, многообразне милосердие нам являющая; Радуйся, воспетая богодухновенными устами пророков. Радуйся, кивоте святыни Духа Святаго; Радуйся, Дщи Царева, Еяже слава внутрь Ея. Радуйся, Владычице, рясны златыми добродетелей одеяна и преиспещрена; Радуйся, горо тучная, горо усыренная, юже благоволи Бог жити в ней. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 4

Буря гнева Божия излияся на страну нашу во дни оны, егда тяжко согрешиша отцы наши, во бранех междоусобных истребляя брат брата своего, и сего ради попусти Господь нашествие агарянское во вразумление заблуждшим, да покаявшеся воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша, яко рече Писание: егоже любит Господь, наказует, людие русстии, разумеша силу Духа Святаго, пременящаго устроение мыслей и сердец человеческих и злое во благое претворяющаго, смиришася до зла и Тебе яко Божией Матери глаголаше: Радуйся, злочестивое иго монгольское сокрушившая; Радуйся, Русь Святую паче прежняго славою Своею осенившая. Радуйся, яко молитвы избранника Твоего преподобного Сергия услышавшая; Радуйся, его молитвами гнев на милость пременити Сына Своего умолившая. Радуйся, воином русским на поли Куликовом победу даровавшая; Радуйся, скоро в бедах и напастех нас утешающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 5

Боготечную звезду, честное Твое явление, нам показала еси, Владычице Всепетая, во дни новаго нашествия грознаго хана татарскаго Тамерлана со ратию неисчислимою, егоже клевреты сатанинския на Русь посылаху, дабы Православие и род православный истребити, обаче укрепляеми надеждою на Тя, Пресвятая, не преставаху вернии звати Ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще новое испытание тяжкое, яко тьмочисленное войско агарянское на Москву идуще, град Елец разориша до основания и вся живущия в нем умертвиша, князя же елецкаго Феодора плениша, народ русский укрепися духом, и Матерь Бога Своего призывая, взывал сице: Радуйся, дух истины Христовой в сердцах обновляющая; Радуйся, ревность о славе Божией в души наша вселяющая. Радуйся, право стояти за веру правую нас подвизающая; Радуйся, во бранех за отечество православное нас укрепляющая. Радуйся, венцы мученическия убиенным православным воином уготовляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 6

Проповедник воли Господни бысть святитель Киприан, егда, видя бедствие народа своего, повеле из града Владимира святыню велию, икону Богоматери, во град Москву изнести, да щит и ограждение граду стольному и всем живущим в нем пребудет, вопиющим в скорби Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия яко луча солнечная весть прерадостная, яко Сама Пречистая во образе святем Своем во град Москву на спасение верным изыде. Сего ради людие исходяще в сретение святыни, моляху Тя, взывая: «О Владычице, спаси землю Русскую», и зваху Тебе тако: Радуйся, помощнице наша, испрашивающая у Господа нам грехов отпущение; Радуйся, умоляющая Его подати беззаконием нашим прощение. Радуйся, покаяния падших приемлющая и к престолу Божию возносящая; Радуйся, из глубины греховныя к высоте духовней нас возводящая. Радуйся, гнев Господень, праведно движимый на нас, Твоим молением умягчающая; Радуйся, учением благодати и доныне нас питаюшая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 7

Хотяше злочестивый Тамерлан землю русскую огнем и мечем пленити и уже стояше со многою ратию на реке Сосне в пределех московских, яко граду Ельцу и всей стране той уже разоренным быти. Внезапу же устрашися видением Богородицы в той час, егда людие московстии сретаху икону Владимирскую и моляшеся пред нею, поя: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение свершися благоволения Божия: дремлющу Тамерлану в шатре своем, виде внезапу святителей многих со жезлами златыми, над ними же Жену, благолепия и величия неописанного исполненную, окруженную молниями и воинством, устремившимся на него. Тамерлан же устрашися и очнуся, недоумевая, что есть видение сие. Мы же разумеюще прославляем Богородицу звании сими: Радуйся, достохвальная Дево Мати Господня; Радуйся, предвестнице пришедшаго в мир Спасителя. Радуйся, златозарное знамение победы Его над тьмою смерти; Радуйся, в сониих и видениих многим показующая яко славен рожденный Тобою Христос Бог наш. Радуйся, и неверных подвизающая прославляти всехвальное имя Его; Радуйся, тем явлением Твоим новое знамение благодати в Церкви показующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 8

Странное соние сие узревше хан татарский, вопроси вельмож сановитых своих, хотя уразумети бывшее. Тии же рекоша ему, яко Жена Велелепная - Матерь Божия есть, христианом заступница и защитница. Нечестивый же сей в страсе возопи: «О, тако мы не одолеем их», и в бегство обратися. Вернии же прославиша Бога дивнаго во святых Своих, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Вся дружина княжеская дивляхуся, зряще Тамерлана зверонравнаго внезапу вспять от Ельца в степи бежащаго со всею ратию своею, посрамленнаго явлением Богоматери. Войско же русское и весь народ воспеша Ей похвалы сия: Радуйся, гордыню нечестивых посрамляющая; Радуйся, крепосте наша, от лица вражия нас сохраняющая. Радуйся, многоязычное войско иноплеменников поразившая; Радуйся, многохитрость лукаваго посрамившая. Радуйся, граде ограждения и надеждо нашего спасения; Радуйся, на клевреты сатанинския наше оружие и одоление. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 9

Всякия похвалы достойна еси, Пресвятая Богородице, некогда греком противу нашествия славян ратоборствовавшая, и корабли их потопившая и вихрем морским развеявшая. Тако, Дево Владычице, и сим славяном, токмо уже право стоящим в вере православной, в грозный час беды великия на враги противостала еси, егда Тя призываху, поя: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя яко рабы безгласныя умолкают, мы же прославим Матерь Господню, ибо в день той возсияла слава Божия на брегах Дона реки, яко Господь чрез Пречистую Богородицу побораше нечестивых и в бегство полки их обративше, войску русскому яко новому Израилю соратуя, сего ради Возбранную Воеводу, восхвалим звании сими: Радуйся, яко луча солнца Божественнаго тьму вражию попаляющая; Радуйся, мглу бесовскую посещением Своим разгоняющая. Радуйся, в явлениих Своих в правой вере людей утверждающая; Радуйся, дубраво, осеняющая нас от зноя страстей и прохладою благости покрывающая. Радуйся, от смертоносныя раны рабов Божиих, прибегающих к Тебе, целительнице; Радуйся, воинств христианских ратнице непреоборимая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 10

Спасти хотя страну нашу и в ней Церковь Свою святую, Господь многажды чрез Матерь Свою от враг и напастей, от бед и козней защищаше отечество наше, храняще е за веру Православную, заповеда бо некогда: врата адова не одолеют ея. Посему людие российстии николиже преставаху Богу пети: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси державе Российстей и преграда неодолимая, и щит крепок, и Воевода всехвальная, Мати Господня, в иноках своих дважды явленных во граде Ельце благословение Свое посылающая и по земли Руси Святой незримо шествующая. Спаси и помилуй нас, Дево Богородице, к тебе бо зовем: Радуйся, земли русския Царице Небесная; Радуйся, страны нашея державная покровительнице. Радуйся, простирающая над нами омофор Свой честный; Радуйся, Русь Святую покровом Своим покрывающая. Радуйся, тайны промышления Божия о народе Своем людем открывающая; Радуйся, дарованием икон чудотворных благодать неоскудную грешным дарующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 11

Пение сие от уст наших недостойных приими, Всепетая, пред иконою Твоею Елецкой приносимое, в память чудеснаго явления Твоего написанною, имже Присноблагословенная, спасла еси Русь Святую - удел Свой. Защити и помилуй и ныне нас убогих, якоже и прежде помиловала еси отцев наших, да во веки поем Тебе хвалу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемныя свещи, иконы Матери Господни по всей земли страны Российския сияют яко знамения попечения велия Владычицы о нас, промышляющей о прославляющих Ю, сего ради и отцы наши нарекоша Русь Святую домом Пресвятыя Богородицы, да и мы, недостойныя чада, воспоем Ей: Радуйся, избравшая некогда землю русскую преемницею благодати страны Византийския; Радуйся, о новом народе Богоизбраннем в земле нашей промысляющая. Радуйся, яко людие российстии, на Тя уповавшия, не посрамившая; Радуйся, не оставившая нас и егда согрешиша тяжко. Радуйся, яко по преумножению беззаконий преумножается благодать Твоя, да не погибнем люте; Радуйся, в скорбех и печалех нас утешающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 12

Благодать Христова сохранит Русь христианскую и мир весь, аще покается народ русский православный, - рекла еси Пречистая некогда в видении избранным Своим. Да восплачемся о гресех своих, и продлит Господь долготерпение Свое роду человечу, мы же возопим Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, прославляем Тя, отверзаем уста наша к пению Твоему, Всепетая, обаче изнемогая от немощи, дерзаем приносити похвалы Ти. Да не отвержиши нас за грехи наша, но призри на словеса сии: Радуйся, златая кадильнице - сокровище велие нам Богом данное; Радуйся, род человечь доныне млеком милости Своея питающая. Радуйся, таиннице промышлений Господних о Святой Руси; Радуйся, народа русскаго православнаго славо и похвало. Радуйся, царей Боговенчанных небесная державо; Радуйся, народы и племена во истине Православия наставляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 13

О Мати Всепетая, Владычице Преблагословенная, пение наше приими и к престолу Сына твоего вознеси, спаси и помилуй люди Твоя и землю Руси Святой паки защити и возроди ю яко царство Твое, да удобее возмощи нам и Царствия Небеснаго достигнути, потомком же нашим веру Православную помоги в непорочности соблюсти, да нескончаемо поют людие Богу хвалу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.)

МОЛИТВА

О Дево Пресвятая Богородице, земли Русския и мира всего хранительнице и заступнице, просим Тя, чадолюбивая Мати, даруй нам покаяние во гресех и настави разум наш к познанию истины во спасение, град наш и вся грады и веси христианския защити и сохрани, спаси всех имиже веси судьбами и тамо умоли, державная Царице, землю Русскую покаянием возродити и к Царству Небесному путеводствуй нас, грешных и убогих, да тамо воспоем Богу в Троице Святей славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу песнь хваления, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Много где побывал Елец не сходя со своего места - и в Азовской, и в Воронежской, и в Курской, и в Орловской губерниях, а сейчас пришвартовался в Липецкой области. Но в своей карьере максимум чего он достиг - это стать в 1719-м году центром провинции. Провинция была большая, по площади больше нынешней Липецкой области, и Липецк входил в состав Елецкой провинции в ранге уездного города. А очень хотелось Ельцу стать губернским городом, и основания у него для этого были. По легенде, отправили ельчане к царю делегацию из самых знатных купцов, чтобы попросили те царя сделать Елец губернским городом. Но царь тот был опытным бюрократом, напрямую купцам не отказал, а поставил условие - как будет в городе 33 храма, так и сделаю его губернским. И принялись строить храмы, причём с расчётом, что будут они украшать уже губернский город. Поэтому храмы ставили большие, не мелочились. К 1917-му году успели построить 31 храм и 15 часовен. Было ещё два монастыря, но они в зачёт не шли. Немного не успели...
А начну я свой рассказ о елецких храмах не с самого большого и административно главного, а с самого интересного.
Церковь Михаила Тверского и Александра Невского, она же Великокняжеская.

Храм сооружён обществом хоругвеносцев на средства купца Заусайлова в память о посещении Ельца Великим князем Михаилом Александровичем. Там же стоит и памятник самому Заусайлову.

2. Храм построен по проекту архитектора Вильфарата как продолжение царской часовни в память Александра II, убитого народовольцами в знак благодарности за отмену крепостного права.

3. Под церковью в 1913-м году устроили ещё и пещерный храм, а возле был открыт дом призрения в честь 300-летия дома Романовых.


Сам храм выполнен в византийском стиле, как было модно в начале прошлого века, да и внутри чем-то он напомнил мне греческие церкви.

4. Главный храм Ельца - Вознесенский собор. Он хорошо виден с противоположного берега Сосны.


5. С другой стороны в него упирается въездная в город улица Коммунаров

6. Храм строился 44 года, с 1845 по 1889. Собор является кафедральным, в нём проводит службы епископ елецкий и лебедянский.


7. Храм построен архитектором Тоном на месте старого, который стоял здесь, на Красной площади с 17-го века.


8. При советской власти до 1947-го года в храме было зернохранилище, кулинарный цех, бондарная мастерская.

9. Вознесенская часовня рядом с собором построена намного раньше него, в 1801-м году на месте братской могилы горожан, погибших при нашествии Тамерлана в 1395-м году.


При строительстве фундамента собора землю не вывозили, а рассыпали вокруг, поэтому часовня получилась такой заглублённой.

10. Введенская церковь расположена на улице Шевченко, рядом с собором. Считается самой древней церковью Ельца.


11. Немного севернее собора, на улице Маяковского находится Покровская церковь. Вернее, то, что от неё осталось.


12. Колокольня церкви в своё время была самой высокой в Ельце, сейчас от неё остались только руины, но вроде пытаются восстановить. А в центральной части уже проходят богослужения.


13. Дальше на север по улице Маяковского. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Чёрной слободе.


14. Здесь всё ещё хуже.


15. Церковь вернули верующим только в 2010-м. Что-то накрыли, поставили леса, похоже что давно.


Получится ли её восстановить?
По одному из старинных преданий, на месте нынешней Владимирской церкви находилась ставка Тамерлана, который совершил набег на Елец и собирался пойти на Москву. Предание гласит, что именно в районе Владимирского храма, в то время как в Москву перенесли икону Владимирской Божией матери, в Ельце Богородица явилась Тамерлану. Божья Мать велела захватчику покинуть пределы России и отказаться от своих военных амбиций по отношению к нашей стране. Легенда легендой, но место это находится в низине, и я на месте Тамерлана ставку бы там не расположил.
Ещё одна легенда говорит, что в декорировании этого храма принимали участие французы, оставшиеся в плену после Отечественной войны 1812 года, которые ранее работали над созданием царских дворцов.

16. Церковь Рождества Христова на улице Ярославского.


17. Ещё один грандиозный по своим размерам храм, а внутри, кроме бабушки, которая продаёт свечки, никого.


18. Успенская церковь на углу Советской и Карла Маркса. Тоже достаточно большая.


19. Памятник победе в Отечественной войне 1812-го года.

20. Колокольню ещё предстоит восстановить.

21. Церковь Преображения Господня на углу Октябрьской и Льва Толстого. 18-й век, колокольня пристроена в 1871-м.

22. Переместимся в южную часть города. Ещё один грандиозный храм - иконы Елецкой Божией Матери.

Храм был построен по случаю 500-летнего юбилея сражения с войсками Тамерлана, а одолеть его как раз и помог образ с иконы Богоматери, обративший вражеских воинов вспять. Восстановлен же храм был уже к 600-летию сражения.
23.


24. Этот храм один из самых молодых в Ельце, да и от коммунистов пострадал не сильно.
.
Как-то не попал в объектив моего фотоаппарата храм Михаила Архангела - ещё один большой храм на углу Свердлова и Октябрьской.
Не смотря на такое количество храмов, не скажешь, что Елец - город религиозный, или что сюда едут паломники. Мы заходили в несколько храмов, но только в одном из них - Вознесенском было более или менее людно, да и то, почти половину составляли туристы типа нас. Конечно, хорошо было бы восстановить полуразрушенные храмы, внешний вид города от этого только выиграл бы. А с другой стороны - для кого? Прихожан мало. Второй вопрос - за какие средства? Меценатов там не густо, прихожан, повторюсь, мало, за государственные деньги нельзя по нашим законам. Сделать в восстановленных храмах музеи? Не те сейчас времена, да и музеев в Ельце тоже достаточно. И сносить нельзя. Так и стоят полуразрушенные церкви, ждут решения этой очень непростой задачи.
Есть в Ельце и небольшие церквушки.
25. Казанская церковь на старом городском кладбище начала свою историю в виде небольшого деревянного приходского храма в центре Ельца.


Впервые церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на месте современного Михаило-Архангельского храма на средства донского казака Иосифа Лося в 1680-х годах. Просуществовавшую почти сто лет и пришедшую в ветхость деревянную церковь в 1771-м году года заменил Михаило-Архангельский храм. А новая Казанская церковь построена была в камне на вновь отведённом кладбище в полуверсте от города.
Первоначально была выстроена небольшая часовня для отпевания, освящённая в 1781 году как храм. В то время церковь прихода не имела и использовалась лишь с целью отпевания умерших. В 1789 году Казанская церковь была расширена: с запада к ней пристроили притвор и колокольню, чтобы придать часовне вид церковного здания.

26. Рядом с кладбищем ещё одна небольшая действующая церковь - Иоанна Златоуста.


Церковь была построена в 1872 году. До революции она выполняла роль домашнего храма для жителей городского мужского приюта, расположенного рядом с храмом. В приюте, организованном по инициативе управления Общественного банка, жили сироты и дети из бедных семей, а также пожилые люди, оставшиеся в одиночестве. Важнейшей частью воспитания подопечных приюта стало их религиозное просвещение. Чтобы у жителей социального учреждения появилась возможность посещать храм регулярно, местные купцы-меценаты решили сообща построить для них домовую церковь. На месте бывшего приюта и сейчас действует интернат.

27. Раз уж мы оказались в этом районе, посмотрим и на Троицкий Елецкий мужской монастырь. Вернее на то, что от него осталось.


На территории монастыря расположилась автобаза.
28. Стены и башни монастыря продолжают разрушаться.

После революции здесь размещалась коммуна люмпен-пролетариев с кожевенных заводов. 31 августа 1919 года часть коммунаров была расстреляна мамонтовцами за попытку оказать сопротивление и вандализм по отношению к зданиям монастыря. Эх, некому наказать за вандализм автоколонну.
Из культовых зданий осталась только колокольня, храмы разрушены до основания. А на старых фотографиях были два величественных храма. Монастырь был перенесён из центра города на это место подальше, от городской суеты, в середине 19-го века.

29. Братский корпус спасло только то, что он был превращён в многоквартирный дом.


В 2008 году часть квартир в бывшем братском корпусе с церковью святого Пантелеймона и колокольней монастыря переданы монашествующим.

30. Но есть в Ельце и действующий монастырь - Елецкая Знаменская епархиальная женская обитель, расположенная на левом берегу Ельчика.


31. Монастырь построен на "языке", образованном двумя оврагами, и добраться до него непросто.


Несколько раз, пытаясь подъехать на машине, мы упирались в овраги. И даже несмотря на такую территориальную обособленность монастыря, в 1769 году, когда почти весь город был уничтожен страшным пожаром, он тоже полностью сгорел. Нескольким послушницам удалось спасти часть церковной утвари. Помимо этого, было найдено несколько монастырских икон совершенно не тронутых огнем, в том числе, чудотворная икона Знамения Божией Матери. Несмотря на то, что находиться на территории монастыря было опасно, и все кельи сгорели, две инокини отказались покидать территорию монастыря. Вместо келий, они поселились в погребе, спасаясь от холода, ветра и влаги подручными средствами. Весть об их подвиге достигла Тихона Задонского. Святитель Тихон стал инициатором и организатором сбора средств на строительство новых келий для послушниц.

32. Во время одного из визита в монастырь он определил место, на котором надлежит построить новый каменный собор, получивший имя Знаменский в честь спасённой иконы.

Строительство приходского храма в районе Лучка планировалось ещё в конце 18 века. С 1769 года переселённые жители этой части города продолжали числиться в приходах теперь уже далёких от них Покровской и Введенской церквей. Они подали прошение о строительстве на южной окраине города - Лучке - каменной церкви Богоявления Господня. Но далее рассмотрения прошения дело не пошло. Церковь в Лучке предусматривалась так же генеральным планом Ельца 1827 года, но к строительству приступили лишь в конце 19 века.

В октябре 1890 года жители Лучковской слободы подали прошение городской думе о строительстве в преддверии 500-летнего юбилея явления в Ельце Богородицы во время нашествия Тамерлана храма-памятника с главным престолом во имя Елецкой иконы Божией Матери. В ноябре дума поддержала данное предложение и ходатайствовала о строительстве храма перед епархиальным начальством. В том же году архитектору А.С. Каминскому (строитель Вознесенского собора в Ельце) заказан проект новой церкви. В 1893 году проект был закончен и начаты земляные работы. В августе того года произошла торжественная закладка первого камня. Когда же стало ясно, что быстро соорудить второй по величине храм Ельца не удаётся, прихожане устроили в 1895 году в амбаре рядом с новостроящимся храмом молитвенный дом, в следующем году освящённый в церковь Иверской иконы. Главной причиной замедление постройки стал недостаток средств у будущих прихожан. Для обеспечения стройки кирпичом за рекой Лучком был построен кирпичный завод. При сооружении храма были использованы многие технические новшества того времени: железобетонные перекрытия, пробковый пол, облицовочная плитка, цемент, система парового отопления. Построенная церковь не имеет аналогов в Ельце. Традиционные трапезная и аспида отсутствуют, от чего в общей композиции усиливается вертикальное движение архитектурных объёмов. Храм пятиглавый, шестипрестольный. Композиция храма, архитектурное оформление наличников, ряды кокошников - всё это указывает на то, что прообразом храма явились древнерусские храмы 16-17 веков. Строительные и отделочные работы ещё не были завершены, но служить в храме начали уже в 1913 году. Весной 1915 года был установлен деревянный резной иконостас. Стены были побелены по штукатурке, а на полу был положен асфальт (химический гидролит). Колокольня была сооружена на всю высоту (53,5 метра) к лету 1915 года. Освящение храма совершил 26 ноября 1915 года епископ Елецкий Павел. Главный престол был освящён в честь Благовещения Божией Матери, правый во имя Елецкой иконы и св. пр. Осии, левый Иверской иконы и св. Алексия, митрополита Московского. По неизвестной причине храм освятили не в честь Елецкой иконы Божией Матери, как планировалось, а Благовещения. Но для ельчан храм навсегда останется храмом Елецкой иконы Божией Матери.

После революции 1917 года, храм постигла учесть всех елецких церквей. В 1922 году из храма изъяли церковную утварь. В 1929 году городская общественность развернула компанию по закрытию церквей, одним из первых в списках «к закрытию» был Лучковский храм. В этом же году договор с общиной был расторгнут, а церковь закрыта в целях «использования для культурных нужд города». До 1941 года помещение использовалось как склад «Заготзерна», а с 1948 года используется Елецким горторгом. После войны лишённый кровли храм ветшал, с 1970-х годов, после строительства в непосредственной близости к храму многоэтажных домов и прокладки коммуникаций, вовсе стал разрушаться. В 1975 году храм поставили под охрану как памятник архитектуры, а в 1989 году его передали верующим. После расчистки мусора, весной 1991 года в храме Елецкой иконы Божией Матери состоялась первая служба. С 1990 по 1995 годы храм реставрировался и предстал во всей красоте в год 600-летия избавления Руси от полчищ Тамерлана.

Использован перередактированный материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» - Липецк, 2006.

В Елец можно приезжать каждые выходные и каждый раз открывать его заново. Город уникален, интересен и самобытен. Настоящий музей под открытым небом. Не знаю людей, посетивших Елец, но оставшихся равнодушными к атмосфере этого города. Он цепляет всех, даже тех, в чьи интересы архитектурное наследие входит лишь отчасти.

Прогулку по Ельцу предлагаю начать отсюда, с улицы Толстого (бывшей Кладбищенской). Здесь, на старом кладбище, том самом, история которого началась с указа императрицы Екатерины Второй, подписанного в 1770 году при утверждении нового генерального плана Ельца, находится Казанская церковь. Вместе с городским кладбищем началась история храма во имя Казанской иконы Божией Матери, затерявшегося ныне в зелени кладбищенской рощи.
Указ же Екатерины гласил: "В городе кладбищи уничтожить, а отвести за городом способные места при церкви или часовне и огородить забором".

По церковным документам известно, что освящён Казанский храм в 1781 г. Но церковь не сразу приобрела тот облик, который имеет сегодня. Первоначально была выстроена небольшая часовня для отпевания. Этим объясняется необычность низкого объёма, объединившего в себе и храмовую часть, и апсиду, и трапезную. Не имела церковь в то время и своего прихода.
Но город продолжал расти, и застройка вплотную подошла к кладбищу. В 1789 году Казанская церковь была расширена. И лишь в первой половине XIX века церковь наконец получила свой штат священно- и церковнослужителей, который первое время составлял лишь священник, а во второй половине ХIХ - начале XX в. - священник, диакон и псаломщик.

"3"
В середине XIX века вблизи церкви была выстроена часовня-ротонда на месте перезахоронения останков ельчан, извлечённых при строительстве Вознесенского собора.

Решением исполнительного комитета липецкого областного Совета народных депутатов от 26.01.1983 г. № 51 часовне присвоен статус памятника регионального значения.



После революции 1917 года из Казанской церкви властями изымалось ранее пожертвованное верующими. Казанская церковь была закрыта в сентябре 1941 года (последняя в городе), а священник Никанор Лисянский арестован.
В 1941-1942 году в Елецкий горосовет неоднократно поступали просьбы о возвращении Кладбищенской церкви верующим. Однако прошение было удовлетворено лишь в декабре 1942 года, а официальное открытие состоялось 3 января 1943 года. Священником был назначен обновленец протоирей Николай Лыков, получивший в 1947 году медаль "За добросовестный труд во время ВОВ 1941-1945 гг." за сбор и перечисление в фонд Красной армии огромной суммы денег.




"9"
Решением исполнительного комитета липецкого областного Совета трудящихся от 02.11.1971 г. № 874 Казанской церкви присвоен статус памятника регионального значения. В целом памятник ценен как редкий тип раннеклассического культового здания с необычным объёмно-планировочным решением.


Координаты церкви: 52.624,38.4796

При подготовке поста использовались следующие источники:

В августе 1395 г., через две недели после разорения Ельца , Тамерлан вдруг повернул обратно. Причиной же неожиданного отступления "грозного Тимура" от первоначального намерения идти на Москву предание называет чудесное заступничество Царицы Небесной за православных. Ожидая наступления Тамерлана, московский князь Василий Дмитриевич по благословению митрополита Киприана повелел привезти из Владимира в столицу чудотворный образ Божией Матери, с которым князь Андрей Боголюбский в свое время победил болгар.

26 августа (по ст. ст.) москвичи торжественно встречали чудотворную икону на том месте, где позднее был основан Сретенский монастырь. Непрестанные молитвы русских людей были услышаны Царицей Небесной - в тот же день, как прибывший образ был поставлен в Успенском соборе Московского Кремля , Тамерлан неожиданно развернул свои войска и покинул пределы Русской земли.

Поводом для такого поворота событий называется сон, в котором грозный завоеватель увидел: "...высокую гору и с ея вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами. Над ними в сиянии лучезарном явилась Жена, благолепия и величия неописанного, окруженная тьмами молниеобразных воинов, которые все грозно устремились на Тамерлана. Он затрепетал, очнулся и, созвав вельмож своих... велел полкам своим идти обратно". В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Тамерлану Пресвятой Богородицы связывают Аргамаченскую слободу в устье реки Ельчик напротив елецкой крепости.

В память чудесного спасения Руси от нашествия войск Тамерлана ельчанами позднее была написана икона Божией Матери, называемая "Елецкая" и ставшая одной из самых почитаемых святынь Елецкой земли. По мнению ряда исследователей, впервые она появилась в Ельце в 1737 г., будучи принесённой из Москвы клириками храма св. Николая Чудотворца в елецкой Агамаченской слободе священником Иоасафом Никифоровым, диаконом Иоанном и дьячком Алексием.

Бытует предание о том, что они отправились в Москву для того, чтобы "отыскать явленную на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм... намерение увенчалось успехом: они списали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли её на своих руках на Аргамач-гору, в церковь". История создания иконы была запечатлена в надписях на двух клеймах внизу иконы.

Почитание образа Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери в городе было столь велико, что списки её находились почти во всех городских храмах. Список Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, выполненный в последней четверти XIX в., был передан в Елецкий Вознесенский собор в 1995 г. из фондов Елецкого краеведческого музея, пока не был украден неизвестными злоумышленниками в 1999 г. В настоящее время у левого клироса собора находится список этой иконы, сделанный по фотографии.

Широко известен и появившийся, очевидно, в позднее время краткий извод композиции иконы: Богородица с воздетыми в молении руками (тип "Оранта") стоит на облаке, ангелы - по сторонам вверху. А в 1893 г., к 500-летнему юбилею чудесного заступничества Царицы Небесной за православный народ, в Ельце был заложен храм во имя Елецкой иконы Божией Матери.

Летописи запечатлели в XV -XVI вв. десятки разорительных нашествий вражеских полчищ, после которых Елец , как птица Феникс, вновь и вновь отстраивал свои укрепления, налаживал жизнь, восстанавливал сгоревшие и строил новые храмы.


Вознесенский кафедральный собор г.Ельца.

При восстановлении Елецкой крепости в 1592 - 1594 гг. под руководством владимирского городового мастера Ильи Катеринина в её стенах были построены и новые храмы. По мере заселения посада и пригородных слобод к началу XVII в. сооружены ещё несколько церквей вне крепости.

В это время Елец в церковном отношении подчинялся рязанским архипастырям. Об этом свидетельствуют указы царя Михаила Фёдоровича , повелевшего в 1636 г. вновь построенные "...острожки Талецкой и Чернавской при реке Быстрой Сосне... ведать архиепископам Рязанским.



Рассказать друзьям