Информация о ленинградской блокаде. Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны считается блокада Ленинграда. История сохранила множество фактов, свидетельствующих об этом ужасном испытании в жизни города на Неве. Ленинград находился в окружении фашистских захватчиков почти 900 дней (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.). Из двух с половиной миллионов жителей, проживающих в северной столице перед началом войны, за время блокады только от голода умерло более 600 000 человек, ещё несколько десятков тысяч горожан погибло от бомбёжек. Несмотря на катастрофическую нехватку продовольствия, сильные морозы, отсутствие тепла и электричества, ленинградцы мужественно выстояли перед фашистским натиском и не отдали врагу свой город.

О блокадном городе сквозь десятилетия

В 2014 году в России отмечалось 70-летие блокады Ленинграда. Сегодня, как и несколько десятилетий тому назад, русский народ высоко чтит подвиг жителей города на Неве. О блокадном Ленинграде написано большое количество книг, снято множество документальных и художественных фильмов. Про героическую оборону города рассказывают школьникам и студентам. Чтобы лучше представить себе положение людей, оказавшихся в окружённом фашистскими войсками Ленинграде, предлагаем вам ознакомиться с событиями, связанными с его осаждением.

Блокада Ленинграда: интересные факты о значении города для захватчиков

Для захвата советских земель у гитлеровцев был разработан В соответствии с ним фашисты планировали за несколько месяцев завоевать европейскую часть СССР. Городу на Неве в процессе оккупации отводилась важная роль, ведь Гитлер считал, что если Москва - это сердце страны, то Ленинград - его душа. Фюрер был уверен, что как только северная столица падёт под натиском немецко-фашистских войск, боевой дух огромного государства ослабнет, и после этого его с лёгкостью можно будет завоевать.

Несмотря на сопротивление наших войск, гитлеровцам удалось значительно продвинуться вглубь страны и окружить город на Неве со всех сторон. 8 сентября 1941 года вошло в историю как первый день блокады Ленинграда. Именно тогда все сухопутные пути из города были перерезаны, и он оказался в окружении врага. Ежедневно Ленинград подвергался артиллерийским обстрелам, однако не сдавался.

Северная столица находилась в блокадном кольце почти 900 дней. За всю историю существования человечества это была самая длительная и страшная осада города. что перед началом блокады часть жителей удалось эвакуировать из Ленинграда, в нём продолжало оставаться большое количество горожан. На долю этих людей выпали страшные мучения, и далеко не всем им удалось дожить до освобождения своего родного города.

Ужасы голода

Регулярные авиаудары - это не самое ужасное, что довелось пережить ленинградцам во время войны. Запаса продуктов в осаждённом городе оказалось недостаточно, и это привело к страшному голоду. Завозить продовольствие из других населённых пунктов мешала блокада Ленинграда. Интересные факты оставили горожане об этом периоде: местное население падало в прямо на улице, случаи каннибализма уже никого не удивляли. С каждым днём фиксировалось всё больше смертей от истощения, трупы лежали на городских улицах, и их некому было убирать.

С началом блокады ленинградцам стали выдавать по которым можно было получить хлеб. С октября 1941 года суточная норма хлеба для работников составляла 400 г на человека, а для детей до 12 лет, иждивенцев и служащих - 200 г. Но и это не спасло горожан от голода. Продовольственные запасы стремительно сокращались, и уже к ноябрю 1941 года суточную порцию хлеба были вынуждены уменьшить до 250 г для работников и до 125 г для остальных категорий граждан. Из-за нехватки муки он состоял наполовину из несъедобных примесей, был чёрным и горьким. Ленинградцы не жаловались, ведь для них кусочек такого хлеба был единственным спасением от смерти. Но голод не продолжался все 900 дней блокады Ленинграда. Уже в начале 1942 года суточные нормы хлеба повысились, а сам он стал более качественным. В середине февраля 1942 года жителям города на Неве впервые выдали в пайке замороженное баранье и говяжье мясо. Постепенно продовольственное положение в северной столице удалось стабилизировать.

Аномальная зима

Но не только голодом запомнилась горожанам блокада Ленинграда. История содержит факты того, что зима 1941-1942 годов была необычайно холодной. Морозы в городе стояли с октября по апрель и были гораздо сильнее, чем в предыдущие годы. В некоторые месяцы столбик термометра опускался до -32 градусов. Усугубляли ситуацию и обильные снегопады: к апрелю 1942 года высота сугробов составила 53 см.

Несмотря на аномально холодную зиму, из-за нехватки топлива в городе не удалось запустить централизованное отопление, отсутствовало электричество, было отключено водоснабжение. Чтобы хоть как-то обогреть жильё, ленинградцы использовали печки-буржуйки: в них жгли всё, что могло гореть - книги, тряпки, старую мебель. Измученные голодом люди не выдерживали холодов и умирали. Общее количество горожан, погибших от истощения и морозов, к концу февраля 1942 г. превысило 200 тысяч человек.

По «дороге жизни» и жизнь в окружении врага

Пока не произошло полное снятие блокады Ленинграда, единственным путём, по которому эвакуировали жителей и снабжали город, оставалось Ладожское озеро. По нему зимой переправляли грузовики и конные обозы, а в летнее время круглосуточно ходили баржи. Узкая дорога, совершенно не защищённая от бомбардировок с воздуха, была единственной связью блокадного Ленинграда с миром. Местные жители называли Ладожское озеро «дорогой жизни», ведь если бы не оно, жертв фашистов было бы несоизмеримо больше.

Около трёх лет длилась блокада Ленинграда. Интересные факты этого периода указывают на то, что, несмотря на катастрофическое положение, в городе продолжалась жизнь. В Ленинграде даже во время голода выпускалась военная техника, были открыты театры и музеи. Боевой дух горожан поддерживали знаменитые писатели и поэты, которые регулярно выступали по радио. К зиме 1942-1943 годов ситуация в северной столице была уже не такой критичной, как раньше. Несмотря на регулярные бомбёжки, жизнь в Ленинграде стабилизировалась. Заработали заводы, школы, кинотеатры, бани, удалось восстановить водоснабжение, по городу начал ходить общественный транспорт.

Любопытные факты об Исаакиевском соборе и кошках

По самый последний день блокады Ленинграда он подвергался регулярным артобстрелам. Снаряды, сравнявшие с землёй многие сооружения в городе, облетали стороной Исаакиевский собор. Неизвестно, почему фашисты не трогали здание. Существует версия, что они использовали его высокий купол в качестве ориентира для обстрела города. Подвал собора служил ленинградцам хранилищем для ценных музейных экспонатов, благодаря чему их удалось сберечь в целости до самого окончания войны.

Не только фашисты были проблемой для горожан, пока длилась блокада Ленинграда. Интересные факты свидетельствуют о том, что в северной столице в огромном количестве развелись крысы. Они уничтожали те мизерные запасы продовольствия, которые оставались в городе. Для того чтобы спасти население Ленинграда от голодной смерти, в него по «дороге жизни» из Ярославской области было переправлено 4 вагона дымчатых котов, считающихся лучшими крысоловами. Животные достойно справились с возложенной на них миссией и постепенно уничтожили грызунов, спася людей от очередного голода.

Избавление города от вражеских сил

Освобождение Ленинграда от фашистской блокады произошло 27 января 1944 года. Советским войскам после двухнедельного наступления удалось отбросить гитлеровцев от города. Но, несмотря на поражение, захватчики ещё около полугода осаждали северную столицу. Окончательно оттеснить врага от города удалось только после Выборгской и Свирско-Петрозаводской наступательных операций, проведённых советскими войсками летом 1944 года.

Память о блокадном Ленинграде

27 января в России отмечается день, когда произошло полное снятие блокады Ленинграда. В эту памятную дату руководители страны, церковные служители и простые граждане приходят на в Санкт-Петербурге, где в покоится прах сотен тысяч ленинградцев, погибших от голода и артобстрелов. 900 дней блокады Ленинграда навсегда останутся чёрной страницей в отечественной истории и будут напоминать людям о бесчеловечных преступлениях фашизма.

Девятьсот дней! Эта цифра поражает воображение, ибо именно столько продержался город Петра, выстоял, выжил, не растеряв себя, своего достоинства и чести, зажатый в кольцо вражескими немецкими войсками.

Возможно, в истории человечества были примеры, когда осажденные древние города держались в блокаде и дольше, но в новейшей истории блокада Ленинграда считается самой страшной и самой продолжительной.

Начало блокады

Задаваясь вопросом о том, можно ли было избежать блокады города на Неве, ответ будет, скорее, отрицательным, даже учитывая тот факт, что история не приемлет сослагательного наклонения.

Дело в том, что в Ленинграде располагался Балтийский флот, а также, взяв северную столицу измором, для Гитлера открывались все пути на Архангельск, на Мурманск, куда регулярно поступала помощь от союзников. Так что, избежать блокады удалось бы вряд ли, а вот спрогнозировать ее и минимизировать ее ужасающие последствия для Ленинграда и его жителей, наверное, было возможно.



Впрочем, в первые дни блокады, которая началась восьмого сентября 1941-го г., когда гитлеровские войска взяли город Шлиссельбург и окончательно замкнули кольцо, почти никто из жителей Ленинграда не в состоянии был оценить страшные последствия этого события. Поэтому в первые дни блокады город продолжал жить своей жизнью, в то время, как единицы начали лихорадочно снимать свои сбережения, в огромном количестве скупать провизию, сметая с магазинных полок все съедобное, запасались мылом, свечами, керосином. Жителей города постарались эвакуировать, но вывести удалось не всех.

Сразу же после начала блокады, город начали обстреливать и к концу сентября все пути из города уже были отрезаны. Затем случилась немыслимая трагедия - пожар на бадаевских складах. Огонь уничтожил все стратегические запасы продовольствия города, чем частично и был спровоцирован голод.


Впрочем, в то время Ленинград насчитывал около трех миллионов жителей, поэтому город существовал за счет привозной провизии, однако запасы, существовавшие в городе, все же могли облегчить участь ленинградцев. Почти сразу после начала блокады в городе были закрыты все школы, начал действовать комендантский час, а также были введены в обращение продуктовые карточки.

Жизнь и смерть в блокадном Ленинграде

Трагические последствия блокады обрушились на жителей города внезапно и быстро. Обесценились деньги, поэтому их наличие не спасло жителей от ужасного голода. Обесценилось и золото, потому что обменять ювелирные украшения на продовольствие не было никакой возможности у рядовых граждан.

Эвакуация ленинградцев началась сразу же после блокады, в 1941-ом, но только год спустя появилась реальная возможность вывозить из города чуть больше людей. В первую очередь эвакуировали женщин и детей, благодаря, так называемой, через Ладожское озеро. Это был единственный путь, который соединял Ленинград с землей.



Зимой через озеро по льду шли грузовики с провизией, летом - баржи. Не весь транспорт достигал цели, так как «Дорога Жизни» постоянно подвергалась артиллерийским обстрелам фашистский войск. В булочные выстраивались огромные километровые очереди за ежедневным пайком хлеба. Многие люди умирали от голода прямо на улицах, а у ленинградцев не было сил, чтобы убрать тела.

Но, при этом, в городе продолжало работать , по которому жители узнавали последние новости с фронта. Это радио было пульсом жизни блокадного, умирающего от голода и холода города. Известный композитор во время блокады начал работать над своей симфонией «Ленинградская», которую завершил уже в эвакуации. Люди в Ленинграде продолжали и мыслить, и творить, а, значит, они продолжали жить.

Долгожданный прорыв блокады

Как известно, 1943-ий год стал переломным не только в , но и в целом во Второй мировой. К концу 43-го наши войска начали подготовку к началу прорыва блокады северной столицы.

В самом начале нового 1944 года, а точнее, четырнадцатого января, началось наступление. Перед советскими войсками стояла задача нанести удар по немецко-фашистским войскам, расположенным чуть южнее от Ладожского озера. Таким образом, планировалось вернуть контроль над сухопутными дорогами, ведущими в Ленинград.



В наступлении участвовали Волховский и ы. Именно благодаря мужеству и героизму солдат этих фронтов, 24 января того же, 1944-го года, блокада была прорвана. Участие кронштадской артиллерии обеспечило положительный результат наступления советский войск. Вслед за Ленинградом, наступая, наши войска освободили Гатчину и Пушкин.

Таким образом, блокада была полностью разрушена. Блокада Ленинграда остается одной из самых трагических страниц в истории ВОВ. За 900 дней, отрезанные от большой земли город, потерял более двух миллионов своих жителей: стариков, женщин, детей. Город выстоял в смертельной схватке с врагов, не растеряв ни своего достоинства, ни чести, став образцом мужества и героизма.

Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было! - Пишет Aki Rama по материалам статьи Д. Байды.

Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации, определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года:

«После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной…»

Почему было так мало снарядов?

Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148.478 снарядов. Историки описывают эти события следующим образом:

«Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября - 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов…»

Кунгуров, путём несложных арифметических вычислений показывает, что эта цифра взята с потолка и может отличаться от реальности на несколько порядков! Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232.000 выстрелов!

Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили.

С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, чторазрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией.

Однако, если судить по картам, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым.

Почему не было приказа?

У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом:

«Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.

Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамваи. Фронт был прорван, и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город, давали приказ отойти с выгодных позиций…»

Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше (мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в кино, серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе), захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему.

А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.

Почему работал Кировский завод?

«Известно, что Кировский завод работал всё время блокады. Факт тоже известный - он находился в 3 (трёх!!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу).

Из района Кировского завода эвакуировали жителей, но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов)…»

Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день!

Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию, пока нам неведомую…

Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, найдите военные фото Сталинграда, который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени…

А вот так выглядел Дрезден после бомбардировки англо-американской авиацией в феврале 1945. Количество бомб сброшенных на город за 2 дня составило около 650 тысяч! Тогда на переполненный беженцами мирный город было сброшено 1 478 тонн фугасных и 1 182 тонны зажигательных бомб.

Как снабжался Кировский завод?

«Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1, самоходки САУ-152, к 1943 году освоили производство танков ИС-1, ИС-2 и САУ-152. По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев… Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками…»

Для того чтобы работало и выпускало продукцию крупное машино-строительное предприятие, каким был «Кировский завод», необходимо очень серьёзное, постоянное снабжение. И это должна быть не только электроэнергия в необходимых и весьма больших объёмах, но и сырьё (металл нужных марок тысячами тонн), комплектующие тысяч наименований, инструменты тысяч наименований, продукты питания и вода для рабочих и очень много всего остального.

Кроме этого, нужно же было куда-то девать готовую продукцию! Это же не авторучки! Это же крупные изделия, которые можно было транспортировать только своим ходом, морским или железнодорожным транспортом. А то, что продукция изготавливалась, подтверждают письменные свидетельства:

«Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. снарядов и мин, более 3 тыс. полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов…»

Странная блокада получается: 30 августа 1941 года было прервано железнодорожное сообщение с «большой землёй», а осенью 1941 года на Западный фронт были отправлены «свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения…»

Как можно было вывезти из «блокадного» Ленинграда такое колоссальное количество вооружений на Западный фронт, если железнодорожного сообщения уже не было? На плотах и лодках через Ладожское озеро под непрерывным обстрелом немецкой артиллерии и самолётов, господствовавших в воздухе в то время?

Теоретически такое возможно, но практически очень маловероятно…

Куда девалась продукция Кировского завода?

«Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки.

Первый вопрос - по способу доставки из осаждённого города в действующую армию и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное - 58 бронепоездов - всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят (таких катеров (паромов) ещё не существовало).

Второй вопрос - это озвучено массовое производство (и это в условиях осады). Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям!

Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья. Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами!

«Историки» утверждают, что станки вращали вручную - это просто домысел безграмотных в технике людей: попробуйте станок с приводом 3-10 кВт (а именно такие приводы имеют промышленные сверлильные и токарные станки) провернуть вручную и выточить металлическую заготовку. Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка, руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно!..»

Снарядов самим не хватало?

”Историки” также утверждают, что основной причиной увеличения продолжительности рабочего времени был не героический порыв отдать все для общей победы, а отсутствие электроэнергии. Из работ «историков»:

”Осенью и зимой 1941/42 года советская артиллерия вела эту борьбу в чрезвычайно трудных условиях: не хватало боеприпасов, средств артиллерийской инструментальной разведки, отсутствовала корректировочная авиация, дальность стрельбы советских орудий в первое время уступала немецким, поэтому вплоть до весны 1942 года противодействие артиллерии противника носило оборонительный характер, хотя ответные удары советской артиллерии и ослабили боевую мощь врага...”

Всё-таки интересно - у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии?! Почему? У них в блокаде не было проблем? А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, а полной фальсификации!

Дальность стрельбы орудия сама не увеличивается и не уменьшается, и изначально задана конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что были спроектированы, изготовлены, испытаны и приняты на вооружение новые орудия с увеличенной дальностью стрельбы. Похоже, историки писали так, надеясь, что это никто не будет читать или анализировать…

Откуда бралась электроэнергия?

«На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Энергетики про это время пишут так:

Энергетическая блокада

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций.

Однако и на них из-за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию.

На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод.

Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская ГЭС вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру - 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатт. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно, 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая. Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт)…

Осталось подвести баланс по электроэнергии

На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:
- десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), - 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);
- десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),
- прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),
- много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт…

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.»

Откуда поступало продовольствие?

«Потребность в продовольствии города составляла (2 миллиона 544 тысячи жителей города - без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп - это общевойсковой паёк) - 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагона). Напомню, это без учёта численности войск и флота, и жителей области.

Проведённый 10 и 11 сентября вторичный учёт продуктов питания показал, что для обеспечения войск и населения в Ленинграде имелись запасы зерна, муки и сухарей на 35 дней, крупы и макарон - на 30 суток, мяса и мясопродуктов - на 33 дня, жиров - на 45 суток, сахара и кондитерских изделий - на 60 суток (к ноябрю должно было всё закончиться, и это с учётом сокращения потребления в два раза).

Чтобы облегчить продовольственное положение Ленинграда, для переброски грузов были выделены транспортные самолёты. Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации.

С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских лётчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс. т грузов, в том числе 4325 т высококалорийных продуктов питания и 1660 т боеприпасов и вооружения.

(За 3 месяца привезли продовольствия на 2 дня. Непонятно, для чего возили боеприпасы, если в Ленинграде их сами выпускали и ещё на большую землю перевозили).

Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия (Википедия) (ещё на 20 суток продовольствия).

Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия (Википедия) (то есть, перевозилось менее, чем по 2000 тонн продовольствия в сутки - это меньше суточной потребности города)…»

Давайте и мы с вами немножко посчитаем. Для того, чтобы полуторками перевезти 360 000 тонн грузов, необходимо совершить 360 000 / 1,5 = 240 000 поездок, которые были выполнены за 152 дня (округлим до 150 дней, нам здесь высокая точность не нужна). На одни сутки приходится 240 000 / 150 = 1600 поездок. В сутках мы имеем 60 х 24 = 1440 минут.

Из этого следует, что, для того, чтобы обеспечить 1600 поездок в сутки по «дороге жизни», необходимо было, чтобы автомобили двигались днём и ночью с интервалом чуть меньше 1 минуты!

Но ведь «дорогой жизни» был лёд Ладожского озера, расчищенный от снега (по глубокому снегу обычные автомобили ездить не могут). Для езды по льду такой интервал вполне приемлем, ведь лёд - это не асфальт, и превышение нагрузки сразу же приводит к катастрофе и длительной остановке всей колонны.

Если всё было так, как нам сообщают историки и пропагандисты тех времён, то у врага была очень простая задача: периодически постреливать из пушек по озеру и портить дорогу.

Ведь ледяную дорогу испортить очень легко, а вот «отремонтировать» быстро невозможно! Нужно расчищать объезд, а на это нужно несколько часов, ведь трактор туда не пошлёшь — он слишком тяжёл.

Поэтому утверждение о том, что за 152 дня по «дороге жизни» было перевезено 360 тысяч тонн грузов, не кажется правдоподобным хотя бы только в силу приведённых расчётов! А ведь ещё нужно было обеспечивать круглосуточную, ритмичную разгрузку, погрузку и заправку автомобилей, и этот конвейер не должен был останавливаться ни на минуту!

Ещё нужно было иметь достаточно транспорта и горючего, чтобы подвозить то, что нужно отправлять на «большую землю» и вывозить то, что привозилось в окружённый район.

А сколько же автомобилей было задействовано в этой операции? Это можно приблизительно подсчитать.

По карте легко определить, что расстояние, которое нужно было преодолевать по Ладожскому озеру составляет около 30 км. Если мы предположим, что автомобили двигались со скоростью около 30 км в час; добавим 1 час на погрузку и 1 час на разгрузку; то получим, что каждый автомобиль делал 8 рейсов в сутки.

Следовательно, для того, чтобы сделать 1600 рейсов в сутки, нужно было иметь 200 автомобилей.

Конечно, это идеальный расклад. В действительности и время в пути могло быть больше 1 часа, и автомобили выходили из строя по разным причинам. Поэтому для обеспечения указанного объёма перевозок, число автомобилей можно смело увеличить в 2 раза.

И все эти 400 полуторок нужно было постоянно заправлять бензином. Расход топлива у них составлял около 20 литров на 100 км. За сутки каждый автомобиль, проезжавший 480 км, расходовал, как минимум, 100 литров бензина. На весь парк автомобилей каждый день нужно было доставлять не менее 40 тонн бензина...

Эта, работа, вполне выполнимая в мирное время при постоянном и достаточном финансировании, в военное время при постоянном, целенаправленном противодействии противника становится непосильной, почти невыполнимой задачей.

Нет, я не сомневаюсь в том, что попытка организовать снабжение города и области таким образом могла иметь место. Но я абсолютно уверен, что результаты этой работы были совсем другими.

Похоже ли это всё на правду?

«К ноябрю должны были закончиться (что и произошло) не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия. Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъёмностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности (да и то не полностью).

Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. других грузов, привезённых в первую зиму, но потребность промышленности это не покрывало (это тысячи и тысячи тонн). Промышленность должна была остановиться. Но заводы всё работали и работали (это факт).

Откуда взялась дополнительная энергия, неизвестно (наверное, немцы поставляли). Откуда брались ресурсы, и как отправляли готовую продукцию, тоже неясно.

При этом германскому командованию для полной парализации всей деятельности города достаточно было разрушить всего 5 электростанций (на начальном этапе войны, и одну — после января 1942 года), которые по дыму из труб хорошо были видны для корректировщиков артиллерийского огня. Это ещё одна случайная невнимательность?

Совершенно непонятно, почему 713 танков КВ не решили вопроса снятия блокады Ленинграда, ведь на момент начала войны мы имели только 636 танков КВ, и эти танки не пробивались немецкими пушками.

Одновременное и массированное применение этих танков должно было продавить любую оборону с поддержкой 3000 выпущенных орудий (а на начало войны у нас было всего 1928 орудия) и в условиях отсутствия экономии боеприпасов. Этого количества танков и артиллерии должно было хватить, чтобы отбросить немцев даже к границе…»

На имеющихся картах действительно хорошо видно, что войска Ленинградского и Волховского фронтов были разделены в районе Шлиссельбурга узкой полоской, шириной всего в 12 км!

И поверить в то, что войска этих фронтов, при огромном количестве мощной военной техники и боеприпасов, выпускавшихся в Ленинграде, не имели возможности отбросить немцев от Ладожского озера хотя бы на 20-30 км, просто невозможно!

Мало того, оказывается, в марте 1942 года произошло следующее эпохальное событие:

«29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областейпартизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало и неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам…»

Тем не менее, окружение прорвано не было, и причин этому мы пока не знаем…

ВЫВОДЫ

1. Город Ленинград не был блокирован во время войны, блокады города, как таковой, никогда не было.

2. Утверждается, что из Ленинграда к октябрю 1942 года было эвакуировано 1,5 млн. человек. Утверждается, что за время блокады в Ленинграде погибло около 1,5 млн. человек. Но перед войной в Ленинграде проживало всего 2,5 млн. жителей. Откуда могли взяться дополнительные 0,5 млн. чтобы погибнуть, и кто же работал 3 года на военных заводах, ежемесячно выпускавших сотни танков, тысячи пушек и миллионы снарядов? Общепринятая статистика по этим вопросам не выдерживает даже элементарного анализа.

3. Если, как утверждается, за 1,5 года из Ленинграда было эвакуировано 1,5 млн. человек, то снабжение продовольствием 1 млн. оставшихся людей было уже не очень трудной задачей. Если бы со снабжением всё было так, как нам рассказывают, то не было бы 1,5 млн. погибших от голода!!!

4. Элементарные подсчёты убедительно показывают, что ни автотранспортом, ни катерами и самолётами невозможно было обеспечить военную промышленность сырьём, материалами, инструментами и комплектующими.

5. Нет никакой информации об обеспечении города и промышленности достаточными мощностями электроэнергии. Для работы военных заводов, которые действительно работали, энергии нужно было в несколько раз больше, чем имелось по официальной информации.

6. Совершенно непонятно, куда девалась большая часть произведённой военной техники, особенно тяжёлой. Если в Ленинграде за 3 месяца было выпущено более 700 тяжёлых танков, то за 30 месяцев блокады их можно было сделать столько, что хватило бы раскатать в пыль всю Европу!

7. Пока нет никаких догадок по поводу причин, по которым немцы не разрушили работавший у них под носом (в 3-х километрах) Кировский завод, выпускавший военную технику всё время «блокады».

8. Так же неясны причины, по которым немцы не разрушили Ленинград артиллерией и авиацией, хотя поначалу имели большое преимущество в этих видах вооружений.

9. Нет вразумительных объяснений тому, что окружение района не было прорвано советскими войсками. Ленинградский и Волховский фронты в районе Шлиссельбурга разделяла полоска шириной всего в 12 км! Партизаны привозили продовольствие на телегах, а регулярные войска ничего не могли сделать. Абсурд!

10. Очень похоже на то, что вариации на тему «блокады» Ленинграда призваны замаскировать нечто, гораздо более серьёзное, чем то, что нам известно из общедоступной информации. Вполне возможно, что в то время происходили совсем другие события, для сокрытия которых не остановились перед миллионными жертвами, и которые тщательно скрывают до сих пор…

ПОСТСКРИПТУМ

С историей Второй мировой войны нам предстоит ещё разбираться и разбираться.

В ней много непонятных моментов. Непонятно, каким видом оружия германские войска уничтожили к зиме 1941 года около 20.000 (двадцати тысяч) танков РККА, при этом сами имели только 4171 танков и САУ.

Непонятно, как РККА потеряла ещё большую часть из выпущенных в годы войны 104.840 танков и САУ, при этом, большая часть танков ремонтировалась и возвращалась в бой неоднократно.

Наряду с этим, элементарные подсчёты показывают, что много информации от нас просто скрыто, и из-за этого остальное невозможно объяснить. Создаётся впечатление глобального предательства, что вся эта блокада специально была организована так, чтобы убить как можно больше людей.

Если вы не знаете, сколько дней длилась блокада Ленинграда, тогда вы никогда не поймете той силы и мужества людей, которые страдали ради того, чтобы остальные жили в мире. Блокада Ленинграда стала одной из самых продолжительных и жестоких осад города, которые происходили за всю историю нашего мира. Она длилась ровно 871 день, и за это время люди, которые попали под осаду, пережили самое страшное в своей жизни время: голод, смерти, болезни, страдания…

Спустя много лет с того момента историки не раз задавались вопросом: а можно ли было избежать этого и не жертвовать столькими людьми? С одной стороны, погибло очень много людей, а с другой, погибло бы в несколько сотен раз больше, если бы ленинградовцы своими костями не защитили остальных, приняв на себя долг сдерживать армию Гитлера.

Начало блокады Ленинграда. Люди, которым не оставили выбора

Когда началась блокада Ленинграда? В августе 1941 года, когда немецкое войско прорвалось к Южному берегу Ладижского озера, а Финско-Корельская армия вышла к старой границе между СССР и Финляндией. Сухопутное сообщение между Ленинградом и «большой землей» было разорвано более, чем на два месяца. Этого времени было бы вполне достаточно, чтобы эвакуировать большую часть населения, или хотя бы предоставить достаточный запас продовольства, чтобы пережить осаду. В начале 1941 года в городе проживало более 2 млн человек, и ещё 200 тыс. в пригороде.

Недавно опубликованные документы показывают, что вывоз населения в безопасные районы осуществлялся очень медленно, да и сам Сталин негативно относился к идее даже частичной эвакуации больших городов. Около 43% населения на тот момент составляли дети и старики. Также на тот момент в городе проживало несколько сотен беженцев из других городов и районов, которые уже пострадали в ходе войны. Из рассекреченных документов люди узнали, что до начала блокады из Ленинграда было вывезено около 620 тыс. человек и 90 тыс. беженцев, а незадолго до того, как окончательно прервалось железнодорожное сообщение, вагоны к городу для эвакуации больше не подавались, хотя в другие дни вывозили более 23 тыс. человек.

Ресурсы для выживания

Советские власти не рассчитывали, что немецкая армия так быстро доберется до города и сможет отрезать все пути для экспорта зерна, муки, мяса, растительного масла и т.д. К началу войны муки в городе хватало всего на 52 дня, круп на 89 дней, растительного масла всего на 29 дней, а мяса на 38 дней. Так как незадолго до этого ввели нормированное распределение продовольствия по специальным карточкам, меньше чем за месяц с начала войны потребление основных продуктов снизилось в несколько раз. Итого, рабочий получал в месяц 2,2 кг мяса, 2 кг круп, 800 г жиров, 1 кг рыбы и 1,5 кг сахара и других кондитерских изделий. Служащие получали 1,5 кг различных круп, 1,2 кг мяса, 800 г рыбы, 400 г жиров и всего 1,2 кг сахара. Это было в два раза меньше довоенного потребления, и прожить с таким запасом месяц было безумно трудно. Но, тем не менее, существенно экономить до конца не получалось, так как продолжали работать коммерческие магазины и столовые, где любой продукт можно было приобрести без карточки. Через магазины и столовые реализовалось около 8-12% мяса, жиров и кондитерских изделий.

До блокады в Ленинград было доставлено 84 000 т муки, менее 7 000 т картофеля и 30 5000 т овощей. Это катастрофически мало для 3 млн. человек, да ещё и осенний завоз фактически не состоялся. К примеру, за год до блокады в город было ввезено в 35 раз больше картофеля и в 5 раз больше овощей. Нормы выдачи продовольствия жителям очень быстро сокращалось, личные закрома у людей были безумно малы, а постоянное «сосание под ложечкой» превратилось в голод.

Хроника блокады Ленинграда

  • Апрель 1941 год – начало блокады Ленинграда. Согласно плану «Ост» и «Барбаросса», Гитлер собирается полностью захватить, а потом и уничтожить город Ленинград;
  • 22 июня 1941 год – вторжение нацистских войск на территорию Советского Союза;
  • 19-23 июля 1941 года – проведена первая атака на Ленинград группой армии «Север». Была остановлена в 10-км южнее самого города;
  • 4-8 сентября 1941 года – немцы обстреливают тяжелой артиллерией жилые районы Ленинграда;
  • 8 сентября 1941 года – кольцо блокады замкнулось после захвата Ладожского озера;
  • 21 ноября – отключено электричество в городе;
  • 6 декабря 1941 года – отключено водоснабжение, прекратилась подача тепла в дома;
  • Июнь-сентябрь 1942 года – начало обстрела немецкими войсками города новыми 800-килограммовыми снарядами;
  • 23 сентября 1942 года – снова поступает электричество по «кабелю жизни» с Волховской ГЭС;
  • 18 января 1943 года – впервые блокадное кольцо было разорвано;
  • Февраль 1943 года – в строй вступила «Дорога победы» - 33 километровая ж/д линия, которая снова связала Ленинград с «большой землей». В блокадный Ленинград поступил первый поезд с «большой земли»;
  • 14 января – 1 марта 1944 года – предпринята стратегия Ленинградско-Новгородской наступательной операции;
  • 27 января 1944 года – год снятия блокады Ленинграда.

«Смертное время»

Голод во время блокады Ленинграда впервые был назван «Смертным временем» в книге историка Сергея Ярова, который во время работы над книгой «Блокадная этика» заработал немало седых волос. Люди, мучаясь от сильного голода, начинали искать любые способы, чтобы как-то выжить. Они прибегали к различным ухищрениям: ели столярный клей, кожу, жмыхи. Голодающие вылавливали домашний скот, иногда продавали его за хлеб, учились ловить голубей и других диких птиц. Когда жить хотелось больше, чем оставаться человеком, ели кошек, мышей и собак. Даже последние надежды на «черный рынок» очень быстро умерли. Все попытки проникнуть в пригород и поесть урожай с полей и огородов быстро и жестоко пресекались, в том числе огнем.

В декабре, когда квалификационный рабочий получал от 800 до 1200 рублей, рядовые служащие 600-700 рублей, а неквалифицированные работники всего 200, одна буханка хлеба, причем не лучшего качества (с конца ноября и начала декабря хлеб выпекался наполовину из примесей), стоила 400 рублей на рынке, а масло вообще 500 рублей. С 20 ноября паек ленинградцев сократился до самого мизера, который не мог обеспечить даже самые минимальные физиологические потребности (250 г хлеба, для рабочих, 125 г для служащих и безработных). Если вы поищите в Интернете «Блокада Ленинграда» смотреть онлайн, то увидев тела и лица людей, возможно, сможете понять, насколько тогда было трудно не только физически, но и морально.

Надежда на свободу

В декабре месяце и даже после Нового Года в людях жила надежда, что скоро этот кошмар кончиться, и они смогут жить спокойно. Советское правительство также надеялось на освобождение Ленинграда, особенно после контрнаступления под Москвой и успешной операцией под Тихвином, но этого не произошло. Ситуация со снабжением города ухудшалась с каждым днем. По распоряжению городских властей 11 декабря все остатки топлива из больничных и домовых котельных перевезли в единственную работающую электростанцию. В итоге, помимо голода, к страданиям людей прибавился мучительный холод. Зима в 1941-1942 годах, как назло, достигала отметки в -35º.

Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда, столько же времени верхушка СССР искала способа освободить город или хотя бы спасти его жителей. Власти продолжали искать пути для эвакуации жителей. Кремль предложил проложить трассу по Ладожскому озеру, но это было весьма сомнительной идеей. Тем не менее, Ладожская ледяная трасса отправила первые пробные подводы с грузом 22 ноября, а 6 декабря планировалось, что ежедневно можно будет отправлять на «большую землю» около 5 000 человек. Но к сожалению, 8 декабря эвакуацию снова остановили. Ее смогли возобновить лишь через полтора месяца – 22 января. Даже предположить страшно, сколько уже умерло людей за это время.

Потеряв последнюю надежду на правительство, люди стали самостоятельно находить пути для освобождения. «Походных порядком» в самые лютые декабрьские и январские морозы они укутывали своих детей во все теплое, что было в доме, жены хватали своих изнеможенных мужей под руки и шли по заледеневшему озеру, пока их не догоняла смерть. Всего 36 118 человек смогло пройти этот путь, потеряв все, кроме собственной жизни.

Во время «Смертного времени» в городе появилась жуткая примета – «санки с пеленашками». Так называли санки, в которых были завернуты трупы в простыни (декабрь). В январе трупы уже не так тщательно убирали (не было сил таскать истощенные тела), а в феврале их просто складывали в штабеля. Сколько продолжалась блокада Ленинграда – столько и умирало людей, которые не смогли выдержать осаду.

Годы блокады Ленинграда – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было разорвано 18 января 1943 года). Если подсчитать, то мы узнаем, сколько лет длилась блокада Ленинграда – почти два с половиной года. Жертвами блокады стало около 1 млн человек. Голод и истощение настигало даже тех, кто успел эвакуироваться и уже надеялся, что самое страшное позади. Нацисты – главные виновники этой трагедии – периодично обстреливали жилые районы, чтобы подавить волю людей. Даже после окончания осады, немецкие и финские войска продолжали измываться над жителями Ленинграда в течении полугода. Прорыв блокады Ленинграда произошел, когда войска СССР стремительно наступали врагу на горло, из-за чего спустя 871 день Ленинград был наконец-то освобожден.

Мужество и непоколебимая воля ленинградовцев поражает наше сознание и по сегодняшний день, с их стойкости нужно брать пример. Вычеркнуть этот период из отечественной истории нельзя, ибо именно их жертва подарила жизни сотням и тысячам людей, которые так и не встретились с теми бедами, что приносили немецкие солдаты. Просто прочитать материалы о данной трагедии недостаточно, чтобы понять всю ценность героической отваги ленинградовцев. Вы можете посмотреть «Блокада Ленинграда», документальный фильм, или же фрагменты блокады Ленинграда, видео.

История Петербурга наизнанку. Заметки на полях городских летописей Шерих Дмитрий Юрьевич

Математика подвига Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда?

Математика подвига

Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда?

Попробуйте в любой из крупных поисковых систем Интернета задать такое словосочетание: «900 дней и ночей». Результатом станут сотни тысяч ссылок на страницы, содержащие рассказы или упоминания о героической блокаде Ленинграда. Кажется, не только граждане России, но и иностранцы знают: эта осада, равных которой не было в мировой истории, длилась ровно 900 дней и ночей.

Именно эта цифра запечатлена на знаке «Жителю блокадного Ленинграда». То же в названии литературно-художественного и документального сборника, посвященного героической обороне Ленинграда: «Девятьсот дней». А вот слова советского поэта Николая Семеновича Тихонова в предисловии к альбому блокадных фотоснимков: «Весь мир знает бессмертный подвиг Ленинграда, совершенный им в годы Великой Отечественной войны, про битву, которая длилась девятьсот дней и кончилась разгромом фашистов под Ленинградом».

Можно привести еще множество примеров, когда скорбная и магическая цифра 900 употребляется в летописях блокады. Читаю Даниила Александровича Гранина, его статью об истоках знаменитой «Блокадной книги»: «Это была эпопея страданий человеческих. Это была история не девятисот дней подвига, а девятисот дней невыносимых мучений». Или вот вижу знаменитую надпись на доме № 14 по Невскому проспекту: «Граждане! При арт-обстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Под этой надписью находится мемориальная доска: «В память о героизме и мужестве ленинградцев в дни 900-дневной блокады города сохранена эта надпись».

Магия и убедительность этой цифры такова, что современные авторы пускаются в рассуждения: «Даже само это число – круглое в математической терминологии – заставляет испытывать некий мистический трепет. Как странно и жутко – ни днем меньше, ни днем больше» (статья 2009 года – не петербургская, правда, а тверская, в еженедельнике «Афанасий-биржа»).

Но возьмем теперь на вооружение элементарную математику. История Великой Отечественной войны изучена хорошо и летопись ленинградской блокады тоже, а потому всякому грамотному человеку известны ее ключевые даты. Замкнулось вражеское кольцо вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, когда вражеские войска вышли к Ладожскому озеру, захватив Шлиссельбург. Прорыв блокады случился 18 января 1943 года, когда на окраине Рабочего поселка №1 встретились воины Ленинградского и Волховского фронтов. Полное освобождение Ленинграда от блокады состоялось 27 января 1944 года, и этот день вписан в память каждого жителя города как один из главных наших исторических праздников. Наравне с Днем Победы. Это наш, ленинградский День Победы.

А теперь займемся несложными подсчетами. Остаток 1941 года с момента начала блокады до 31 декабря – это ровным счетом 115 дней. Годы 1942-й и 1943-й, оба не високосные, учитываем целиком: 730 дней. В 1944 году блокадных дней было только 27. Осталось просуммировать: 115 + 730 + 27 = 872.

Еще раз прописью: восемьсот семьдесят два, с учетом первого и последнего блокадных дней. И ни днем больше.

Вот такой подсчет. Это значит, что общеизвестное число «900» больше реальной ленинградской блокады на целых 28 дней – считай, на месяц. Не самый удачный подарок людям, спасшим свой город от вражеского нашествия.

Отчего же некруглое число «872» уступило место круглому «900»?

Логика решения, думается, ясна из самого вопроса. Это логика пропагандиста, которому легче и эффектнее оперировать круглыми числами. Запомнить «900» куда проще, чем «872», да и звучит такое число внушительней.

Кому пришло в голову такое решение? А вот на этот вопрос ответить сложнее: документальных свидетельств на сей счет не сохранилось. Но предложение высказать можно.

Начну с того, что всего через несколько дней после снятия блокады, 3 февраля 1944 года, великий блокадный поэт Ольга Федоровна Берггольц написала посвященную этому торжеству статью «В Ленинграде тихо», где говорилось: «Быть может, только теперь, когда в городе стало тихо, начинаем мы понимать, какой жизнью жили мы все эти тридцать месяцев».

Тридцать месяцев – подсчет столь же округленный, сколь и 900 дней, блокадных месяцев было примерно двадцать девять. Но именно от тридцати месяцев – всего один шаг до девятисот дней, и совершается он простым умножением тридцати на тридцать. И уже в апреле 1944 года Ольга Берггольц писала в стихотворении «Второй разговор с соседкой»:

Вот они, наши 900! Вполне можно предположить, что именно это стихотворение Ольги Федоровны положило начало широкому распространению этого числа, этого образа. А когда летом 1944 года работники ленинградского радио решили создать масштабный «радиофильм», посвященный блокаде – с документальными записями бомбежек, инсценировками, стихами той же Берггольц и музыкой Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, – назвать его было решено «900 дней».

Радиофильм этот впервые прозвучал в эфире 27 января 1945 года, а потом многократно повторялся. Наверное, он тоже внес свой вклад в то, чтобы словосочетание «900 дней и ночей» стало каноническим. А потом были и стихи Михаила Александровича Дудина, и Зеленый пояс Славы с рощей из девятисот берез близ памятника «Цветок Жизни», и памятник Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, где по краям «разорванного кольца» бронзой обозначены слова «900 дней» и «900 ночей», а по периметру подземного Памятного зала проходит бронзовая лента со светильниками, которых ровно 900.

Но повторю еще раз: блокадных дней и ночей было 872.

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

АСТРОНОМИЯ И МАТЕМАТИКА В отличие от темного времени от Птолемея до Коперника, шумеры хорошо знали, что Земля вращается вокруг Солнца и что планеты движутся, тогда как звезды неподвижны. Имеются также свидетельства тому, что они знали планеты Солнечной системы задолго до

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

4. МАТЕМАТИКА, АСТРОНОМИЯ, ГЕОГРАФИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРИЙСКИХ УЧЕНЫХ Уровень знаний о природе вбирал в себя результаты предшествующего развития натурфилософии в классический и эллинистический периоды. Несмотря на развитие новых областей теоретического и

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

Из книги Благодарю, за всё благодарю: Собрание стихотворений автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

Из книги За руку с учителем автора Сборник мастер-классов

«О дитя осиянных ночей…» О дитя осиянных ночей, Почему тебя прельстил Нежный сумрак белых ночей И пожар полярных светил? Там, над омутами вешних вод, Остановлен солнца поворот И русалок песни звучат, Непривычные слуху наяд. И такая в них страсть и печаль, Перелив

Из книги 125 запрещённых фильмов: цензурная история мирового кинематографа автора Соува Дон Б

Сколько хороших и сколько плохих ПритчаУчитель решил проверить своих двух учеников: поняли ли они его наставления, что людей надо понимать душой, сердцем.- Пойдите в ближайшую деревню и посчитайте, сколько там хороших и сколько плохих людей! - сказал он им.Один вернулся

Из книги Без Москвы автора Лурье Лев Яковлевич

БЛОКАДА BLOCKADE Страна-производитель и год выпуска: США, 1938Компания-производитель / дистрибьютор: Walter Wanger Productions, Inc. / United ArtistsФормат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 85 минЯзык: английскийПродюсер: Уолтер УонджерРежиссер: Уильям ДитерлеАвтор сценария: Джон Ховард

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Метафизика Петербурга. Историко-культурологические очерки автора Спивак Дмитрий Леонидович

Блокада «Бомбежки и обстрелы начались ранней осенью, – вспоминал Борис Сергеевич Гусев, живший на Рашетовой улице. – К нам в сад пригнали человек пятьдесят женщин, и они под командой воентехника рыли окопы. Работали быстро и четко, просили попить, и я с кружкой бегал из

Из книги Образ России в современном мире и другие сюжеты автора Земсков Валерий Борисович

Нацистская метафизика Ленинграда Всего через месяц после нападения на Советский Союз, немецко-фашистские войска вышли на подступы к Ленинграду. Скорейший захват города был поставлен в качестве главной задачи перед группой армий «Север». Превышая советские войска

Из книги автора

Советская метафизика Ленинграда Поддержать дух защитников осажденного города, а также его многочисленных жителей, было важной задачей. Советская система агитации и пропаганды вступила в войну, основываясь на концепции Ленинграда, как образцового социалистического

Из книги автора

Архитектурный текст Ленинграда Для целей нашей работы, достаточным будет обратиться к творчеству такого ведущего советского архитектора, каким был Н.А.Троцкий. Получив профессиональную подготовку под руководством И.А.Фомина и Л.Н.Бенуа, он владел языком классицизма и

Из книги автора

Арифметика или высшая математика? Возвращаясь к вопросу о специфичности строя русского/российского и, соответственно, их рецепции и репрезентации, повторим, что никакая однозначная характеристика не исчерпывает проблемы русской истории и современности, ни один из



Рассказать друзьям