Интеллектуальные игры шахматы. Сеги (японские шахматы)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Шахматы — это интеллектуальная спортивная игра между двумя оппонентами с использованием 64-клеточной доски и специального набора фигур. Истоками названия игры являются персидское слово шах (sah), означающее «царь», и арабское — мат (mat), имеющее значение «умер».

Прародителем шахмат считается древняя индийская игра — чатуранга, упоминания о которой есть в различных источниках 6 века нашей эры. Из Индии чатуранга распространилась в Персию, где претерпев изменения в правилах игры, получила название шатрандж. Эта игра была очень популярна на ближнем востоке в 7-9 веках. От арабов игра пошла в Африку, на Русь и через Испанию в Европу.

Если вы уже знаете правила игры в шахматы, то можете спокойно начать играть шахматную партию.


Шахматы. Три этапа в партии:

1) Дебют (от фр. debut — начало) — начальная стадия игры, которая в зависимости от развития событий за доской, длится первые 10 — 15 ходов. Этот этап партии наиболее хорошо изучен шахматной теорией, существуют десятки различных дебютов с множествами вариантами в каждом из них.

2) Миттельшпиль (от нем. mittelspiel) — середина игры. Этап, начинающийся после завершения дебюта. В миттельшпиле в полной мере проявляются: комбинационная игра, тактические удары, атаки на короля и т.п. Если партия не заканчивается на этой стадии, то она переход на следующую.

3) Эндшпиль — (от нем. endspiel) — конец игры. В этой заключительной стадии шахматной партии на доске остается мало фигур, но это не значит, что играть эндшпиль просто. Здесь, в отличии от комбинационного миттельшпиля, на первый план выходят навыки позиционной игры, грамотного доведения до конца, полученных ранее преимуществ и т.п.

В 1999 году была признана Международным олимпийским комитетом, через 2 года ФИДЕ ввела антидопинговые правила в шахматы, все это направлено на то, чтобы шахматы стали олимпийском видом спорта в скором будущем.

Неоценимым плюсом шахмат также является использование одновременно двух видов памяти: долговременной и оперативной. Мозг человека демонстрирует во время игры уникальные способности по анализированию цифровых и визуальных источников, а также восприятия цветовой гаммы в один момент. Практические навыки эффективно сказываются на памяти и других функциях мозга, повышается общий уровень интеллекта.

Как можно поиграть в эту игру:

Принимать решения и делать правильные прогнозы при игре в шахматы крайне важно. Также необходимо предугадывать исход проведения некоторых ходов. Все это требует сноровки от игрока. Тренировать эти качества можно долгое время, что приведет к быстрому успеху за счет развития способностей.

Обучать шахматам эксперты советуют с детства. Принятие самостоятельных решений и обыгрывание разных ситуаций на доске благоприятно скажется на формировании личности. Дети с легкостью и азартом преодолевают любые трудности и учатся на ошибках. Они обладают духом соперничества, готовы приобретать опыт владения определенными приемами. Извлекая урок из каждого хода, дети учатся находить выгоду в промахах. Правила шахматной партии

Шахматная игра — совсем не развлечение, как может показаться при поверхностном изучении ее правил. Понять принципы, как перемещаются фигуры по доске, недостаточно. Необходимо владение определенными способностями, ведущими к успеху. Ведь не даром регулярно организуются чемпионаты даже на мировом уровне среди стран, чтобы определить победителя. Хорошим стратегом можно стать только при условии постоянной практики. Тренировки должны проводится постоянно, это поможет шахматистам приобрести такие качества, как терпение, внимание, тактические навыки, возможность составления множества комбинаций за ограниченное время.

Понять правила достаточно просто. Для этого достаточно прочитать книгу об увлечении. Найти любое издание можно в библиотеках, магазинах или Интернете. В Сети выложены электронные табло с шахматами, там же можно найти соперника — робота. Установить приложение можно на ПК, планшет или даже телефон. Если из хобби увлечение превратиться в что-то большее, то в городах всегда можно найти свободное место в шахматном клубе. Там найти друзей по интересам и пройти обучение у тренеров совместно.

Лучше, если кто-то, разбирающийся хорошо в шахматах, проведет пробный урок. Ходы нужно выполнять не спеша, тщательно обдумывая последствия перестановки каждой фигуры на доске. «Живой наставник» подскажет ошибки и расскажет, как их избежать.

Первое впечатление о шахматах может показаться ошибочным. Кому-то покажутся они слишком сложными и запутанными, требующими много времени на подготовку, другим — скучными. Занятия нужно повторять ежедневно, только так становится ясным суть игры. Со временем игроки замечают, что начинают по-другому мыслить, анализировать события, делать совершенно другие выводы, да и мир для них начинает выглядеть, как и рассуждения сверстников, иначе.

Не забывайте про активный образ жизни! От шахмат есть не только польза, но и бывает вред. Связан он с тем, что на продумывание ходов требуется много времени. Все это время требуется сохранять неподвижность. Следует сочетать этот вид спорта с подвижными занятиями, плаванием, бегом, баскетболом, футболом.

Если вы еще не начали играть в шахматы, прочитайте обязательно книгу-автобиографию Каспарова «Шахматы, как модель жизни».


Шахматы – это интеллектуальный вид спорта. В ней очень хорошо развивается память, интеллект, мышление, логика. Начинать обучение этой игры лучше с детства, у детей очень хорошая память и она будет сохраняться очень долго.

Нужно уметь продумать несколько ходов вперёд. У шахматистов развивается, обычно, математический склад ума. Почему данную игру отнесли к спорту? Обычно в спорте накачивают мышцы, а тут мозг. Официально, шахматы стали спортом в 2006 году, его признали более ста стран. Вот только в Олимпийские игры данный вид спорта так и не вошёл, как, собственно, и другие интеллектуальные игры. Не для всех видов спорта требуется физическая сила, например, в стрельбе, важна меткость.

Для игры в шахматы необходимы тренировки, постоянные тренировки. Для шахмат важна также скорость, скорость мышления, как и в других видах спорта. Физически слабый человек не сможет долго просидеть за доской, для этого нужна усидчивость, спокойствие, энергия, что не в каждом спорте встретишь.

Доска состоит из 64 клеток, белые и чёрные поровну. Каждый игрок имеет в начале игры по 16 фигур. Восемь пешек, два слона, два слона, ферзь и король – фигуры, которые имеются у каждого игрока. Цель игры заключается в том, чтобы поставить мат сопернику. Мат можно поставить, когда королю нет хода, все поля заняты фигурами противника или своими. Игрок с белыми фигурами ходит первым, всегда. Все фигурки ходят по-разному, например, конь ходит буквой Г, а также единственный может перепрыгивать через фигуры. Король может двигаться только на одну клетку, в любом направлении, ферзь - по любой прямой и на любое расстояние, только перепрыгивать не может через фигуры. Ладья может ходить только по горизонтали или вертикали. Конь движется на любое расстояние, но только по вертикали. Пешки не ходят назад, двигается вперёд на одно поле за ход. Также они могут превращаться в другие фигуры.

Есть много пособий по обучению игры в шахматы. Научиться не так то и сложно. Но лучше, когда учатся с раннего возраста, есть все шансы стать профессионалом. На самом деле, в этой игре необходима и сила и ум, а лучше сила ума. Кстати, говоря о безопасности данного спорта, интеллектуальная игра действительно является самой безопасной. Хотя есть такие люди, которые в случае поражения, вступают в драку.

Интеллектуальная игра "Своя игра" по шахматам

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Повторить и закрепить знания по курсу “Шахматы” о тактике и стратегии игры, ключевые термины.

Развивать мыслительную деятельность детей, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.

Вырабатывать у подростков настойчивость, выдержку, волю, спокойствие в ходе игры.

Формы работы: коллективная.

Оборудование:

ПК, проектор

интерактивная доска

презентация PowerPoint с заданиями

листы с заданиями конкурсов для команд

бланк для жюри

листы ответов для жюри

Oформление доски. название мероприятия, эпиграф “Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд”. Владимир Путин

1. Организационный момент

Сегодня у нас необычный день. Мы проводим Интеллектуальную игру “Своя игра”.

Встречаются две команды.

Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.

Представление команд (представляют капитаны).

Команда “Почему?” . Наша команда называется “Почему?”. В ней играют. Мы пойдем под лозунгом “Не оставляй загадку без разгадки, вопрос без ответа”!

Команда “Отчего?” Наша команда называется “Отчего?”. А в нашей команде играют. Мы пойдем под лозунгом “Береги каждую минуту, старайся узнать что-то новое”.

2. Знакомство с ходом и содержанием занятия

“Своя игра” - излюбленная игра и младших, и старших школьников.

Главная цель - ответить на вопросы и набрать большее количество балов.

В эту игру играет 2 команды. Игровое поле - одно для всех команд. Команды получают игровое поле с темами и ценой вопроса (с увеличением цены вопроса увеличивается и сложность задания).

Участникам необходимо по очереди выбирают тему и цену вопроса. Ведущий открывает указанный квадратик. На обдумывание ответа - 10 с. Если ответ правильный, команда набирает балы и ход переходит следующей команде.

Игра завершается после того, как участники ответят на все вопросы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Слово по-персидски взял, К нему другое приписал Да прибавил букву “Ы”. Как название игры? (шахматы)

64 близнеца На два лица: Половина белых, Половина чёрных. Что это? (клетки, поля шахматного поля)

Дважды шагает однажды и то вначале. Самая слабая, а всем фигурам – мерило. Силу если их сложить, Можно восемь получить.

Что за птица в ферзи стремиться? Кто никогда назад не ходит? (пешка)

В какую фигуру пешка не может превратиться?(Ферзь)

Cами одного цвета, а дороги их – разного. Что это?(Слоны)

Вот так фигура: любые преграды ей нипочём. Что такое: “хитраста”, “глазаста”, “гриваста”, “копытаста”?(Конь)

Какая фигура сильнее всех? Фигура эта так сильна, потерять её — беда. Скорей всего потеря эта – Конец игре, тут песня спета.

В начале игры углы сторожат. От мощи тяжёлой их в войске дрожат. (Ладья)

Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)

Что за конечная цель: обе стороны о ней мечтают, а достигает лишь одна и то не всегда? (Мат.)

Что такое пат? (Ничья

Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)

А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:

– первая защита – отойти на свободное соседнее поле; – вторая защита – закрыться своей фигурой; – третья защита – “срубить обидчика”.

Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).

Каких клеток больше, черных или белых? (равное кол-во)

Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)

Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (Ладья, слон)

Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь.)

Если в шахматы играешь, То, конечно, это знаешь – Будет лучший результат, Если ты поставишь. (Мат)

Это есть не пораженье, Не фиаско, и не крах, А всего лишь нападенье – Королю объявлен. (Шах)

Быть особо защищённым – У него такая роль, Это правило резонно, Потому что он -. (Король)

Иногда король с ладьёй Ходят вместе очень ловко, Шахматисты ход такой Называют. (Рокировка)

Вот я выиграл почти, И заранее был рад, Но сопернику зайти Удалось в ничейный. (Пат)

Родиной шахмат считается. (Индия)

Назовите дату Международного дня шахмат?

Назовите дату Всекузбасского дня шахмат?

Первый чемпион мира?

Знаешь ли ты чемпионов? Кто есть кто?

1. Михаил Нехемьевич Таль

2. Анатомлий Евгемньевич Камрпов

3. Каспаров Гарри Кимович

5. Подведение итогов. Награждение участников.

какие трудности возникли в ходе работы?

что было проще выполнять?

какой вопрос наиболее интересен вам? (при подведении итогов игры)

Если зря не зазнаваться, Каждый день тренироваться: Думать, размышлять, играть – Сильным шахматистом можно стать!

Всем спасибо! Увидимся на следующем занятии.

Список литературы для педагога

Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель: учебное пособие [Текст] / / Ю.А. Авербах.– М. Просвещение, 2004.– 64 с.

Винокурова Я.Г. Знакомьтесь – шахматы: учеб. пособие [Текст] /Я.Г. М. Владимиров. –М: Просвещение, 2003.– 82 с.

Владимиров Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников [Текст] / Н.К. Винокуров.- М: Просвещение, 2008.– 102 с.

Максаков А.И. Учите играя: учебное пособие [Текст ] / А.И. Максаковой М.–. Просвещение, 2003.– 84 с.

Пожарский В.В. 1000 шахматных задач: учебное пособие [Текст] /В.В. Пожарский. – М. Просвещение, 2005.– 128 с.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика: учебное пособие [Текст]/ Л.П. Савина. – М. ООО Издательство АСТ, 2005. – 44 с.

Сухин И.Г. удивительные приключения в шахматной стране: занимательное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ И.Г. Сухин. – ростов-н/Д. Феникс, 2004. – 320 с.


Исследовательская работа
учащегося 2 «В» класса МОУ «СОШ № 46»
Ленинского района г. Саратова
Волкова Михаила
«Шахматы – интеллектуальная игра или спорт?»
(Руководитель Абдуллина Виктория Борисовна)
Оглавление.
Введение стр. 3
Основная часть стр. 3 - 6
Заключение стр. 6
Список использованных источников и литературы стр. 7
Введение.
Цель. Выявить, являются шахматы интеллектуальной игрой, или шахматы – это спорт.
Задачи.1. Изучить литературу, подобрать необходимый материал.2. Провести анализ результатов исследований, обобщить их и ответить на вопрос «Шахматы – это спорт или интеллектуальная игра?»
Методы исследования:
анкетирование
тестирование
сбор и анализ данных
подбор литературы
Гипотеза. Шахматы – интеллектуальная игра, не требующая физической нагрузки, поэтому к спорту не имеет никакого отношения.
В современном мире все больше детей, подобно мне, увлекаются физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы – тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мне очень давно нравится играть в шахматы. Раньше, когда я приставал ко всем моим родственникам поиграть со мной, то получал ответы, что они не умеют играть. Я всё время говорил, что я научу. И только когда я пошёл в секцию по шахматам, я понял, что играть в шахматы совсем не просто. Теперь я понимаю, что сам ничего не умею, и готов учиться.
Но пока ты играешь в шахматы, ты сидишь неподвижно, только продумывая ходы, нет никакой физической активности. Возникает вопрос, что же такое шахматы – игра или спорт?
Основная часть
«Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют –
Гениальная игра!»
Каждый из нас неоднократно слышал слово «шахматы». Некоторые играют в эту игру на уровне любителя, а кто-то достиг уже вершин шахматного искусства. Кому-то шахматы кажутся скучными и неинтересными, а кто-то и дня не может прожить без шахматной партии. Одно можно сказать точно – тот, кто один раз выиграет в шахматах своего противника, захочет попробовать ещё и ещё. Кто-то забрасывает, а кто-то оттачивает мастерство и набирается опыта в интересной игре.
Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и неудивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.
Когда один индийский султан впервые в жизни увидел шахматы, он упал на колени перед ними и стал бить поклоны. Его слуга, еле сдержав смех, сказал: «Сир, это не идолы для молитвы, а фигуры, которые надобно располагать на доске, а потом, двигая ими, играть».
Так просто можно было объяснить, что такое шахматы в V-VII веках на их родине Индии.
Одну из легенд, связанных с шахматами, я хочу рассказать. Чтобы понять её, не нужно вовсе уметь играть в шахматы: достаточно знать, что игра происходит на доске, разделённой на 64 клетки (попеременно чёрные и белые).
Легенда.
В Индии жил беспощадный раджа. Один из подданных придумал игру, где король мало что значит без поддержки и защиты фигур. Игра оказалась удивительно интересной, и раджа предложил создателю любую награду. Подданный захотел получить награду хлебными зернами, но так, чтобы за первую клетку шахматной доски ему дали одно зернышко, за вторую - два, за третью - четыре, потом восемь, шестнадцать и т. д. Раджа оскорбился и сказал, что он очень богат, чтобы наградить подданного чем-то более стоящим, а он просит лишь зерно. Однако оказалось, что во всем мире не найти столько зерен. Вот это число: 18 446 744 073 709 551 615!
Конечно же, со временем менялись правила, виды доски и фигур. Да и назывались шахматы когда-то совсем иначе: чатранг, чатуранга, шатрандж. Но всегда и везде люди считали, что шахматы обладают сказочной силой, что в них скрыта великая тайна, и что с их помощью можно решить самые сложные вопросы и даже сделать выбор между жизнью и смертью.
В Индии первое время чатранг использовали для обучения военных командиров. Один арабский визирь проиграл в шахматы всё, что имел, и стал играть на любимую жену Диларам. Но умная женщина, увидев победный ход, шепнула мужу: «Пожертвуй две ладьи, не пожалей», - и спасла свою честь и свободу, а мужу вернула богатство. В Ирландии два соседних знатных семейства решали: кто на Рождество проиграет в шахматы, тот весь год будет платить соседу штраф.
В 1061 году разгорелась война (поход Вильгельма Завоевателя) между Англией и Францией. Причина – Французское Величество ударило шахматной доской по голове Их Английское Величество.
В Испании в церкви священники проповедовали: «Тот, кто обманывает в шахматной игре, не попадёт в царство небесное».
В Англии любовь к шахматам дошла до того, что доску с чёрно-белыми клетками использовали для распределения государственных финансов.
Правда, известны и безрадостные факты. Фашисты в годы второй мировой войны минировали поля ходом шахматного коня.
Получалось, что шахматы, как зеркало, отражали жизнь людей.
Многие известные люди высказывались о шахматах. Например, первый официальный чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц говорил, что «шахматы не для слабых духом». Говард Стаунтон высказывался: «Играйте в шахматы, - и Вы сделаете из себя человека». Эммануил Ласкер: «Шахматная игра является театром, куклы которого играют с большой силой и жизненной правдой».
А наш русский чемпион Александр Алёхин писал: «С помощью шахмат я воспитал свой характер. В них всё совершенно так, как в жизни». Анатолий Карпов же говорил: «Шахматы – колоссальный расход энергии. Я не вижу ничего удивительного в том, что шахматисты-мужчины сильнее. Они лучше выносят перегрузки».
До последнего дня шахматы были вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным.
«И каждый свершает положенный путь,
Не смея ни ближе, ни дальше шагнуть».
Ни ближе, ни дальше не смог шагнуть А.С. Пушкин, когда пришла очередь стрелять Дантесу. Говорят, что накануне дуэли Пушкин играл в шахматы. Снимая с доски слона, он прошептал: «Этот офицер грозит мне матом, поэтому я убью его». Но…
«Хоть жизнь на шахматы похожа,
Но жить – не в шахматы играть».
Наш президент Владимир Владимирович Путин высказывается о шахматах так: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд».
Другой вопрос в том, является ли эта игра видом спорта или это всего лишь игра? Конечно, если рассуждать со стороны физической активности, то в шахматной игре она минимальна. Мы ведь все привыкли думать, что спорт – это движение, активность. Но спорт – это тренировки, рвение к первенству, стремление добиться всё больших результатов, умение контролировать себя и свои эмоции и идти только вперёд. Шахматы получают заслуженное звание вида спорта, в этой игре присутствует всё вышеперечисленное. Игра в шахматы способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания и воспитывает волю к победе. Это игра для умных, ведь главным качеством настоящего шахматиста является умение не только анализировать ход игры, но и предвидеть возможные ходы соперника.
Шахматы – это вид спорта?
Спорт – это в первую очередь преодоление себя, достижение мастерства, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.
Шахматы развивают память, внимание, смекалку, воображение, воспитывают волю, характер, приучают к самостоятельной работе.
Чтобы добиться высоких результатов в шахматах, не обойтись без упорной и напряжённой работы. Также успех в других видах спорта, скажем, в беге или плавании, достигается огромным трудом. Однако разница есть. Чтобы победить на беговой дорожке или в плавательном бассейне, нужно как можно больше бегать или, соответственно, плавать. Иное дело – шахматы. Участвовать в турнирах необходимо для поддержания «спортивной формы», но основную работу гроссмейстер проводит в кабинетной тиши. Он изучает партии будущих соперников, разбирает различные типы позиций, исследует новые идеи. И от того, насколько плодотворно протекает эта работа, зависят результаты шахматиста.
Следует также сказать о системе индивидуальных коэффициентов шахматистов – рейтингах. Она основана на научном подходе. Применение рейтингов вынуждает игроков стремиться к высокому результату, как в спорте, и играть творчески, с полной отдачей сил, подобно истинному художнику.
Человек, играющий в эту игру, приобретает и ценные качества.
Заключение.
Изучив материал, я понял что: шахматы – это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую борьбу. Чтобы дать достойный бой сопернику, необходимо много тренироваться, как и в любом виде спорта.
Шахматы делают нас выносливее, сильнее духом.
Шахматы, как зеркало, отражают нашу жизнь.
Теперь я смог ответить на свой главный вопрос своего исследования. Я считаю, что шахматы – это спорт со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами. Ведь побеждают только сильнейшие.
Шахматы – игра простая,
Я давно в неё играю.
В ней соперники – фигурки
По доске передвигают.
Много тут фигурок есть,
Сразу все не перечесть.
В два ряда они стоят.
И соперники хотят
Королей съесть друг у друга,
Это, значит, сделать МАТ.
Всех подвижней королева:
Коль захочет, то пойдёт
И направо, и налево,
Ну, а пешке не везёт
Лишь на клеточку вперёд
Пешка может сделать ход.
И король, представьте, тоже
Далеко пойти не может.
Впрочем, это – ничего,
Есть защита у него:
Пешка, кони и ладья…
Что за славная игра!
Список использованных источников и литературы.
Г.П. Шалаева «Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте» - М., 2005
«Энциклопедия для детей» Т.20 «Спорт» - 2-е издание / ред. коллегия: М. Аксёнова, В. Володин, Г. Вильчек и др. – М., 2005
В.В. Костров «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей» - СПб., 2015
http://chess-poljany.ru/?page_id=146



Рассказать друзьям