Как построить церковь. Основные правила

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На Архиерейском соборе, открывшемся на этой неделе в Москве, патриарх Кирилл в очередной раз отметил, что православных храмов на душу населения в России сильно не хватает. По его мнению, эту проблему невозможно решить путем долгосрочного монументального строительства. Если там, где вы живете, нет церкви, как можно построить ее здесь и сейчас?

"Год назад я говорил о том, что нам следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства. К сожалению, пока статистика соотношения численности населения и количества приходящихся на него храмов весьма неутешительна", — сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его слова приводит "Интерфакс-Религия ".

В этой связи закономерен вопрос о том, где взять священнослужителей для большего, чем сейчас, числа храмов, продолжил патриарх, однако предостерег от того, чтобы жестко увязывать эти две задачи.

"Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов. Может быть, в большинстве из них служба не будет совершаться регулярно, но даже периодический приезд священника, раз в месяц или полтора, значительно расширит пастырскую работу с людьми. А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя… то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм, находящийся в отдалении от места проживания", — считает патриарх Кирилл.

Для иллюстрации своих слов патриарх Кирилл привел среднюю цифру по России: на один храм приходится 11 600 человек населения, исторически относящегося к православию, причем даже лучший из региональных показателей по стране — целых три тысячи человек на один храм.

Предстоятель Церкви считает необходимым разработать общецерковную программу увеличения численности приходов. При этом возникающую проблему финансирования, по его мнению, можно разрешить, например, путем создания епархиальных и благочиннических попечительских советов, в которые входили бы представители региональных властей, интеллектуальной и экономической элиты. Советы могли бы регулировать не только вопросы материального обеспечения церковного строительства, но и юридического, медийного, культурного сопровождения церковных проектов, сообщает официальный сайт Русской церкви.

Как быть, если вы живете в спальном районе мегаполиса, городе или селе, где до ближайшей православной церкви далеко? Специально для тех, кто ощутил потребность в создании нового прихода и решил его официально зарегистрировать, священник Даниил Сысоев , который сам был строителем храма в честь Апостола Фомы на Кантемировской, оставил пошаговую инструкцию.

Итак, для регистрации прихода и строительства новой церкви нужно:

1. Собрать группу активистов, желающих заниматься организацией прихода и строительством храма. По закону сейчас достаточно десяти человек, но будет лучше, если соберется пятнадцать-двадцать.

2. Из числа активистов выбрать старосту, помощника старосты, казначея, главу ревизионной комиссии и двух ее членов. Глава ревизионной комиссии и ее члены не должны состоять между собой в родственных отношениях.

3. Староста, помощник старосты и казначей — это люди, которым предстоит серьезная работа по "обиванию порогов", хождению по разным инстанциям, поэтому они должны быть очень мобильны.

4. Нужно написать прошение на имя правящего архиерея (в Москве — Святейшего Патриарха) о создании прихода и прийти с ним к своему благочинному.

5. После согласования с благочинным прошение подается правящему архиерею. При общении с архиереем и благочинным желательно указать предполагаемые источники финансирования работ (если они уже известны).

6. Правящий архиерей подает документы в Минюст. После того, как приход будет зарегистрирован как юридическое лицо, нужно открыть банковский счет и встать на учет во всех фондах.

7. После этого вы снова отправляетесь на прием к правящему архиерею. Архиерей должен обратиться к мэру, городской или районной администрации с просьбой о землеотводе под строительство храма данного прихода.

После того, как работа по оформлению документов завершена, начинается строительство. И предстоятель Русской церкви, и многие имеющие опыт храмового строительства священники отмечают, что сразу мечтать о строительстве огромного каменного собора — дело безнадежное. Если вы выберете дорогостоящий и масштабный проект, то велики шансы, что многие годы на месте запланированного храма вы будете созерцать только раскопанную стройплощадку с котлованом или фундаментом.

Самое главное — чтобы на этом месте как можно скорее начала совершаться молитва. А для этого достаточно небольшого деревянного церковного здания, стоимость которого начинается от 100 тысяч рублей. Ведь в церкви, хотя бы маленькой и скромной, с первых дней ее существования собираются люди, образуется община. Место и время не пропадают зря. А когда соберется большой приход, которому в маленькой церквушке станет тесно, проще будет заняться и сбором средств на величественный собор.

Православные верят, что храм дается тем, кто его вымаливает. Существуют приходские общины, которые были зарегистрированы очень давно, но им так и не удалось ничего построить. А у других, напротив, дело сразу пошло на лад — через полгода появилась часовенка, потом ее сменила деревянная церковь, теперь рядом строят каменную. Как показывает опыт, церковь построить удается тем общинам, которые совершают весь суточный круг богослужения. Даже если священника пока нет, миряне каждый день сами вычитывают полунощницу, утреню, часы, вечерню. Ведь если не молиться, то зачем церковь нужна?

Можно ли считать, что храмы, которые во множестве строятся сейчас в России, отражают облик возрождающегося Православия? Известный церковный архитектор Андрей Анисимов думает, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, быстрое возведение по всей стране новых храмов не может не радовать, с другой - открытыми остаются вопросы преемственности художественных традиций, соблюдения стиля, канона, да и хотя бы просто чувства меры.

- Кто обычно решает, как будет выглядеть новый храм?

В лучшем случае - настоятель, но, как правило, старается диктовать свою волю попечитель. И если заказчики имеют какое-то представление о церковной архитектуре, о церковном искусстве, то это хорошо. А если у них нет таких представлений и они основываются только на своем вкусе, который к тому же сформировался в советское время, когда церквей не строили, то, конечно, ситуация более сложная. Но ведь архитектор может показать свои варианты и найти какой-то компромисс. Главная проблема в том, что церковная архитектура - молодая специальность, и очень часто неопытны не только заказчики, но и сами архитекторы.

Прихожане и клирики часто жалуются, что в новом храме тесно, холодно или душно, что акустика плохая; художники жалуются, что им непонятно, как современные храмы, в основе архитектуры которых синтез разных традиций, расписывать изнутри… Должны ли учитываться все эти пожелания при проектировании новой церкви?

Все, что вы перечислили, - это беда неопытных архитекторов, которых выдернули с проектирования какого-нибудь торгового комплекса и попросили построить храм по случаю.

Конечно, главная задача храмостроителя - организовать пространство удобно; надо хотя бы знать, где что в храме находится, как идет служба, откуда произносится возглас, какой должна быть акустика, что происходит в алтаре и сколько там должно быть места. Мне пришлось видеть проект, созданный, кстати, академиком, в котором в подклет вела винтовая лестница вокруг престола…

Так как любое церковное искусство имеет сакральное значение, каждый элемент внешнего и внутреннего убранства храма должен быть четко продуман, вплоть до дверной ручки. То есть когда проектируется храм, уже понятно, какой там будет иконостас, какие росписи, понятно, музыка какого стиля там должна звучать. Для меня идеал - это наша древность: иконопись, знаменный распев.

Храмовая архитектура - это колоссальная отдельная сфера, для работы в которой необходимо обладать очень серьезными знаниями. Архитектор, который впервые с этим сталкивается, очень самоуверен. Я сам прошел через все это - мне казалось 25 лет назад, что я все знал. Это теперь я понимаю, что нахожусь только в самом начале пути и с каждым проектом узнаю все больше и больше, что-то новое и важное.

А поначалу кажется все просто, и заказчики и архитекторы кидаются в «творчество». А потом ведь по этим зданиям, которые построены по наитию, без понимания гармонии храмового пространства, потомки будут судить о духовной культуре нашей эпохи!

А нет ли готового решения? Например, типовых проектов храмов, которые легко, быстро и недорого можно построить?

Каждый раз это индивидуальный проект. Есть традиция, разнообразие церковной архитектуры колоссальное, поэтому нет смысла строить что-то однотипное - на сложности работ и стоимости это никак не отразится.

Кстати, когда к нам в мастерскую приходят заказчики, то мы их, как правило, приятно удивляем: они открывают для себя столько разных интересных архитектурных решений, что появляется возможность подумать и выбрать проект в зависимости от того, где будет стоять новый храм, какое будет посвящение и кто будет в него ходить.

К примеру, иконостас. Он не обязательно может быть деревянным или закрытым… Так, сейчас мы сделали проект интерьера храма в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Тут мы предложили заказчику открытый иконостас - ведь в этом храме будут собираться новоначальные, молодежь, и, конечно, такой иконостас будет выполнять просветительские, миссионерские задачи.

Хорошо, если заказчик точно знает, что именно он хочет, но так редко бывает. Проблема в том, что у людей существуют не просто вкусовые какие-то предпочтения, а стереотипы.

- То есть все, кто заказывает строительство храма, хотят одного и того же? А чего именно?

Например, одно время все хотели храм, подобный тому, что на Поклонной горе. И это несмотря на то, что проект этот не самый удачный. Но многим нравится, что он выглядит под стать современной архитектуре - много стекла и бетон. Но не могут быть у храма стеклянные стены, иначе как тогда в нем молиться! Храм должен быть закрытым пространством.

- А что «модно» сейчас?

Как правило, если строят храм в каком-либо городе, местная областная администрация вместе со спонсорами вкладывают туда очень большие деньги. Ведь в провинции храмов не хватает, а новый большой собор - это уже как визитная карточка. И власти стремятся сделать так, чтобы она выглядела как можно более монументально и богато. Поэтому приветствуется мрамор, золото, а если не так много средств - то искусственный мрамор и нитрид титана, что еще хуже. Например, золотой крест на фоне медной крыши воспринимается как некий акцент, он венчает здание, а если все покрыть нитридом титана? Когда вся крыша золотая - это уже перебор, должна же выстраиваться какая-то логика, драматургия пространства…

Обычно такие крупные стройки поручают местным строительным организациям и архитекторам. Губернатора можно понять: почетно, если все сделают его местные мастера. Но проблема в том, что церковных архитекторов с опытом в принципе очень мало, а в провинции тем более трудно найти специалиста.

В этих условиях очень правильной мне кажется рекомендация Святейшего Патриарха Кирилла: «Давайте поскромнее». Например, когда мы строили Владимирский скит на Валааме, средства были, но расходовать их надо было разумно, вот и решили потратить их не на блеск куполов, не на мраморную роскошь, а сделать храм более строгим, кирпичным, чтобы он вписывался в окружающий северный пейзаж: немного резьбы, немного мозаики… Ведь церковь располагается в монашеской обители. При этом храмовый комплекс включает в себя и келейный корпус, и крестильню, и многие другие необходимые монахам помещения. Нужно было создать именно живой храм, а не просто памятник - поэтому решили деньги потратить на то, что действительно необходимо.

Очень жалко, когда есть все возможности, денег потрачено много, а храм получается невнятным. Именно поэтому, кстати, многие прихожане не любят посещать такие храмы, называют их «новоделами», чувствуют там себя неуютно. Не надо забывать, что эстетическое впечатление от здания церкви имеет важное миссионерское значение.

Но далеко не каждый приход или город в провинции может «пожаловаться» на избыток денег на строительство храмов.

Самое главное здесь - не количество денег, а то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. Не нужно задаваться целью за 3 копейки построить храм Христа Спасителя, нельзя делать дешевку с искусственным золотым блеском и фальшивыми брильянтами. Ведь и из недорогих материалов можно создать художественное произведение.

Должен использоваться качественный материал, который подходит для храма. На мой взгляд, это не может быть бетон. Он не пропускает воздух и влагу, это холодный материал, ночью он охлаждается, а когда днем в храм приходят люди, температура повышается, образуется конденсат. В таком здании всегда душно: сложно продумать вентиляцию, она потребует дополнительных больших денег. То есть, придумав храм из «современного и недорогого» материала - бетона, мы должны придумать к нему эффективную систему отопления, вентиляции, специальные краски для внутренних росписей, чтобы выдержали конденсат, и так далее.

В кирпичном храме, который расписан фресками, стены «дышат», впитывают в себя влагу, а потом долго ее отдают: часть - наружу, часть - внутрь. Поэтому в старинных храмах никогда не бывает очень холодно или очень душно. Так что архитектурная традиция тут не просто выполняет эстетические функции - следование ей помогает решать многие практические проблемы, пришедшим в храм помолиться комфортно находиться в этом помещении.

Поэтому и за небольшие деньги можно сделать храм, который будет отвечать определенным необходимым запросам: он должен быть вместительным, теплым, но главное - он должен быть храмом.


Если говорить о недорогих материалах, то можно использовать газосиликатные блоки, которые обладают всеми характеристиками кирпича, но они дешевле. Чаше всего мы ищем материалы, которые используются при реставрации. Цемент - это зло для храма.

Используя такие традиционные приемы, можно возвести небольшой храм даже за 5-6 миллионов рублей (без учета стоимости коммуникаций) и за 2,5 месяца работы - и там сразу можно будет служить.

Сейчас мы разрабатываем как раз такую «линейку» бюджетных храмов. Их принцип - легкое и быстрое возведение, так как многолетняя стройка выжимает огромные средства.

- А можете ли вы назвать какие-то конкретные удачные проекты, глядя на которые потомки не осудят нас?

Может быть, это новый храм в Зачатьевском монастыре в Москве. По крайней мере, для столицы, где вообще много всего очень разного строят, это удачная работа, в которой старые традиции сочетаются с современными технологиями. Этот собор хорошо вписывается в архитектуру центра Москвы.


Вообще всего десять лет назад я не смог бы ответить на этот вопрос - то, что строили тогда, трудно назвать шедеврами, особенно в глубинке. Теперь постепенно возникают какие-то интересные архитектурные проекты.

К сожалению, нет такой традиции сейчас, чтобы архитектурные мастерские существовали при Церкви; может быть, была бы полезна такая централизация. Тогда был бы единый центр, который мог бы анализировать и упорядочивать все разнородные процессы, которые происходят в храмостроительстве.

- Но ведь вы сказали, что типовые проекты невозможны?

Конечно, не надо типовые… Но ведь можно как-то задать направление, заказы распределять тем, кто лучше с ними справится. Может быть, я не прав, но лично мне хочется несколько ограничить полет фантазии строителей, ведь сейчас, просто имея желание, можно строить все что угодно…

В этом году в МАРХИ наконец собираются открыть обучение по специальности «Храмостроитель»; за этим новым начинанием все архитекторы следят с надеждой.

В предыдущие эпохи в искусстве господствовал какой-либо один стиль. Как можно охарактеризовать стиль сегодняшней храмовой архитектуры?

Я не знаю, существует ли в России современная светская архитектура. Но, в любом случае, могу сказать точно, что ее законы не применимы к храмостроительству. Мы не можем использовать в ней современные приемы, тот же хай-тек. Ведь храмовая архитектура построена на символике. Задачи у нее другие. Поэтому для меня как для архитектора нет смысла искать необыкновенные новаторские приемы, которые бы порывали с традициями.

В своих вкусах я опираюсь на древние образцы. Я, например, не буду строить церковь в стиле классицизма или барокко.

Какой стиль господствует в современном храмостроительстве? Скорее всего, никакого. Часто это самовыражение архитекторов или заказчиков, не имеющее отношения к церковной традиции. Есть несколько архитекторов, которые занимаются храмостроительством постоянно - тут уже есть на что посмотреть. Ведь если появляются знания, практический опыт, да еще если и сам архитектор воцерковляется, он уже начинает жить в этой традиции.

Общей концепции ни у кого нет. Все делают по-разному. Да и я сам могу, например, сделать проект в стиле модерн, или в стиле XVII века, или в стиле византийской архитектуры. Это не потому, что у меня в голове каша, а потому, что это все - любимое. Зависит от ситуации, местоположения, посвящения, предназначения, истории создания храма.

- Есть ли в архитектуре канон как в иконописи?

Как такового прописанного канона нет. Есть в Писании указания, каким должен быть храм, они даны Самим Богом: как строить Скинию. Сказано, что должен быть сам храм, что должен быть алтарь, святая святых, должен быть притвор, двор и так далее. Это является догматичным. Все остальное - это традиция. Наша задача - выбрать из этой традиции то, что относится именно к традиции, а не к вкусам, которые господствовали в данный период времени. То есть, например, храмы эпохи классицизма или барокко более близки светской архитектуре. В барочном иконостасе, например, вам и иконы будут плохо видны за элементами декора - в то время архитекторов стиль интересовал больше, чем сакральный смысл каждой детали интерьера.

А вот, например, если мы посмотрим на византийский храм, мы не найдем в архитектуре ничего лишнего - все подчинено определенной символике. Причем если это царская архитектура - то она монументальная, там есть и золото, и мозаики, и мрамор. Но существуют и простые маленькие храмы; вспомните, например, Балканы - и там тоже пространство организовано удивительно гармонично.

В любом церковном искусстве главное - это пропорция, потому что пропорции подчеркивают красоту формы. Ведь церковное здание должно быть красивым. Оно может быть простым, но при этом оно должно быть красивым. Любой маленький балканский храм, который площадью 3 на 4 метра, очень красив.

- А русскую традицию маленьких деревянных сельских храмов не стоит ли продолжить?

Деревянный храм в древнем карельском селе было построить естественно и несложно. Под рукой был и необходимый материал, и мастера, которые отлично владели своим ремеслом, передавали его из поколения в поколение.


Сейчас лес диаметром 36 см уже надо заказывать чуть ли не через Правительство России, а строители уже не владеют приемами деревянного храмостроительства - надо тогда искать специалистов-реставраторов, которых всего несколько. Стоить такой «правильный» деревянный храм будет столько же, сколько и каменный. А строить из «карандашиков» - оцилиндрованного бруса, из которых строят дачи и баньки?.. Да из них же нельзя возводить храмы, это уже не архитектура! Конечно, сейчас строят такие варианты только как временные: эти здания некрасивы, недолговечны, да и пожароопасность высокая.

Сейчас широко обсуждается создание в разных районах Москвы храмов «шаговой доступности», которые возведут из модулей. Сама идея вопросов не вызывает, а как вы можете оценить замысел с точки зрения архитектуры?

Если это модули, значит это бетон… Правда, я проектов этих не видел лично, поэтому судить не берусь.

Быстровозводимые храмы - это просто воплотить; например, сейчас мы строим храм на Ленинском проспекте, он почти готов за 2,5 месяца.

Можно быстро построить маленькие храмы - хотя бы по примеру псковской архитектуры, которая до невозможности простая, но удивительно одухотворенная.

Для меня не очень понятны огромные городские храмы вместимостью в 1,5 тысячи человек. Ясно, если это кафедральный собор. Но церковную жизнь организовать в нем, создать общину - трудно. Люди пришли и ушли, и священник не в состоянии пообщаться с каждым. Это будут уже не прихожане, а захожане.

Сейчас в многомиллионном мегаполисе церквей очень мало. У нас в московских храмах в воскресенье и праздники яблоку негде упасть, а в будние дни туда приходят на службу 10-15 человек. Огромный храм дорого содержать. То есть всю неделю надо отапливать храм ради того, чтобы в воскресенье там была служба. А потом приходят счета за коммунальные услуги, и всем становится плохо.

А вот наполнить Москву огромным количеством маленьких храмов - это было бы прекрасно. Там батюшка сможет организовать небольшую, но общину, сможет каждого прихожанина окормить.

Многие жители городов считают, что архитектура храма должна вписываться в окружающую городскую застройку. Целесообразно ли это, по-вашему?

Это смотря какая застройка. Иногда в той же Москве такая городская современная архитектура, что в ней жить-то не хочется, а не то что впихивать в нее здание храма, да еще подгонять его стиль под нее. Наоборот, я считаю, что церковное сооружение должно выглядеть как райский сад посреди всего этого. То есть храм должен не подделываться под индустриальный пейзаж, а быть контрапунктом. Такая Церковь как бы говорит: есть мирская жизнь, а есть церковная, и если вы хотите такой жизни - приходите сюда. То есть все архитектурные изыски должны подчеркнуть, а не затемнить символический образ храма и прилегающей к нему территории. Например, в Сретенском монастыре храм окружен садом. И это не потому так устроено, что наместник, отец Тихон, розы любит, это так должно быть - как образ райского сада в центре Москвы.

Вы говорили об архитектуре Византии и Святой Руси как об эталоне, который нужно копировать. Но, например, стиль модерн, возникший в начале XX века, тоже претворял древние образцы, однако художники тогда строили по-настоящему новаторские храмы.

Стиль модерн, в котором, например, построена Марфо-Мариинская обитель в Москве и к которому принадлежат А.В. Щусев и И.Е. Бондаренко, - это образец прекрасной церковной архитектуры. Почему он был удачным? Потому что художники изучали Псков и Новгород, изучали древность, исконные традиции… Ведь именно в ту эпоху, в начале XX века пришло понимание, что наше традиционное наследие очень богатое и интересное. И тогда стали ориентироваться не на Запад, как это было на протяжении несколько веков, начиная с Петра I, а на свое собственное искусство.

Искусственный поиск нового - дело пагубное. Например, иконописец не подписывает свою работу - не он ее автор. Так и архитектор, создавая новое здание, должен каждый раз изучить древние образцы и, уже пропустив их через себя, создавать свой проект. Этот процесс для меня всегда самое приятное в работе. Он дает моему мастерству и моей душе гораздо больше, чем если бы я просто самовыражался как жутко талантливый архитектор.

- Вы считаете, что идеи «русского ренессанса» начала XX века созвучны и нашей эпохе?

Сейчас многие художники ощущают себя в том же состоянии - им еще предстоит изучить, открыть, скопировать многое. Тогда только они смогут творить в рамках традиции. Но, например, новое поколение архитекторов, которым сейчас 20-22 года, уже идет дальше - я это вижу на примере своих учеников. Так, например, я видел проекты храмов в новаторском стиле, но которые созданы не просто в целях самовыражения, а на основе глубокого понимания православных традиций: там остаются формы, пропорции «золотого сечения», построение на четырех столпах, с барабаном и главками, то есть крестово-купольная система. Но такую архитектуру могут создавать только верующие люди, которые знают жизнь Церкви.

Везде, где есть вера православная, христиане всегда строили храмы.

Откуда же у людей такая нужда в рукотворных храмах на земле для Бога? Эта нужда лежит в самом сердце человеческом, в неудержимом стремлении его приблизиться к Богу.

Храм Божий есть училище Божественной премудрости. Здесь все учит. Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится утешительным познанием о Боге, мире и человеке.

Храм Божий есть лечебница, врачующая и восстанавливающая наши духовные силы. Пост, говенье, исповедь и святое причащение - вот курс этого врачевания. Проходившие его знают, насколько все это целительно.

Храм есть пристанище усталых, обремененных и отчаявшихся людей. Мы все странники на земле, Отечество наше на небе. Существование в мире, преисполненном искушениями, утомляет дух, истощает силы, а иногда наполняет сердце человека и отчаянием. Где найти отдых и подкрепление? В храме Божием.

Православный храм - это то место, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение Христу.

Вот и получается, что невозможно человеку без полноценной церковной жизни и регулярного посещения храма вести борьбу с грехом. А любимое утверждение скрытых атеистов, каким оправдывают они свое нехождение в церковь: мол, «вера должна быть в душе», лишь отговорка людей, не желающих отказаться от порабощения темным силам или не осознающих своего пленения грехом.

В последние годы количество православных храмов, построенных на территориях исправительных учреждений, неуклонно растет. Это показатель не только возрождения традиционного вероисповедания после длительного богоборческого периода в истории нашей страны, но и осознания руководством Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России необходимости подведения под всю структуру воспитания и исправления отбывающих наказание прочной духовной платформы.

Идея построить в ФГУ ИК-1 У ФСИН России по Республике Мордовия православный храм родилась два года назад у членов уже существовавшей в колонии общины Молитвенного дома, освященного во имя святителя Николая Чудотворца. Идея родилась потому, что православные верующие просто перестали помещаться в стенах небольшого Молитвенного дома, особенно в дни, когда в колонию приезжали священнослужители. Так, для таинства соборования, которое впервые совершалось в колонии Великим постом 2006 года, пришлось «арендовать» помещение профилактория учреждения, так как желание принять в нем участие выразило более 60 человек.

Окормляющие колонию священники Мордовской епархии иерей Павел и иеромонах Евсевий (Машковы) поддержали инициативу осужденных и ознакомили с ней администрацию исправительного учреждения. Принципиальных возражений не было, но возник вопрос: где взять средства на строительство? Набрать начальную сумму, достаточную хотя бы для приобретения деревянного сруба, казалось делом фантастическим.

Сложно было даже найти подходящий проект храма. В ответ на многочисленные письма с просьбами о помощи в различные организации и ведомства приходили лишь советы, обещания и рекомендации.

Что делает православный христианин в трудных ситуациях? Обращается за помощью к Богу. Начали усердно молиться и мы. И не только сами, но и обратились за молитвенной помощью в известные нам приходы и монастыри. О благополучном разрешении проблем, связанных со строительством храма в нашей колонии, были отслужены молебны даже у мощей таких угодниц Божиих, как блаженная Ксения Петербургская и блаженная Матрона Московская. И лед тронулся. Примечательно, что все значительные события и решения, касающиеся возведения храма, выпадали на четверг - день, когда на общей молитве мы всегда читаем акафист святителю Николаю Чудотворцу. А будущий храм, как и старый Молитвенный дом, было решено с самого начала освятить во имя этого особо почитаемого на Руси святого.

Верующий человек в случайности не верит. Не верим в совпадения и мы…

О благотворительной деятельности в местах лишения свободы Олега Григорьевича Калашникова мы были наслышаны давно. В колонии пользовались большим успехом снятые им видеофильмы «Шансон на зоне» и «Православные чудеса XX века». Но особое впечатление произвел на нас фильм «Умягчение злых сердец» - притча-размышление о судьбе малолетних преступниц, снятый в одной из женских колоний для несовершеннолетних под Рязанью, где усилиями О.Г. Калашникова был построен храм в честь иконы Божией Матери «Семистрельница». Из сообщений в прессе мы узнали, что в настоящее время он занимается строительством в местах лишения свободы уже третьего по счету православного храма. Но связаться с ним нам, к сожалению, не удавалось.

В этой ситуации, взяв инициативу в свои руки, безусловно, решающую роль сыграл начальник учреждения полковник внутренней службы В.И. Гангеев. Заручившись поддержкой начальника УФСИН России по Республике Мордовия генерал-майора В.А. Малькова, он разыскал Олега Калашникова и пригласил его в колонию для встречи с нами и обсуждения вопроса о возможности строительства храма.

Здесь необходимо отметить, что учреждение наше специфическое. На территории колонии отбывают наказание осужденные особого и строгого режимов, а также имеется участок, на котором содержаться осужденные, приговоренные к пожизненному лишению свободы.

Поговорив с членами общины, Олег Калашников после осмотра территории ИК-1 согласился оказать помощь в строительстве православного храма во имя святителя Николая Чудотворца, сразу обговорив с администрацией только одно условие - храм должны иметь возможность посещать и приговоренные к пожизненному заключению.

Договоренность была достигнута.

Через шесть недель мы уже выгружали части готового деревянного сруба пятикупольного храма со звонницей.

Наше состояние можно было смело назвать ликованием.

На наших глазах произошло чудо. Господь явно явил нам через людей свою помощь.

21 марта иеромонах Евсевий освятил поклонный крест на месте будущего строительства храма. 5 июня был заложен памятный камень и освящен фундамент, а через два дня силами осужденных была воздвигнута основная часть храма - крестообразный сруб шестиметровой высоты.

«Фанатики», - говорят одни. «На свободе бы так работали», - говорят другие. Но счастливые улыбки на уставших лицах в ответ на колкости и подтрунивания заставляли замолчать местных острословов.

Нельзя сказать, что строительство церкви вся колония восприняла с радостью и энтузиазмом. Было много людей, равнодушно относящихся к происходящему, достаточно критиков и недобрых советчиков, были и выражающие явное недовольство по различным причинам. Но по-другому и быть не должно. Ведь мы-то знаем, что без искушений ни одного доброго дела не происходит. Не нравится лукавому сияние церковных куполов и колокольный перезвон. Но больше всего ему не нравится, когда бывшие его почитатели и служители вдруг на Бога начинают работать, отвергая его лукавые нападки смиренно и терпеливо.

Понимание того, что мы трудимся во славу Божию и реально делаем богоугодное дело и что по милости своей Господь сподобил нам, недостойным и многогрешным, участвовать в возведении храма Своего, наполняет сердца глубоким и непередаваемым словами чувством.

Однажды один из участников строительства поделился своим внутренним состоянием: «Я в течение жизни никогда так не работал и даже не знал, что могу так работать. А сейчас мне тяжело, я устаю, у меня кровавые мозоли на руках, но я впервые по-настоящему счастлив!».

Мы строим храм Господу на земле, а Господь помогает нам создать храм Свой в душах наших. Это чувство труднообъяснимо. Впрочем, как труднообъяснимо и многое в вере.

С Божией помощью вопросы, связанные с ведением текущих работ, решаются. Во славу Божию и в память об убиенном рабе Божием Игоре на нашу церковь пожертвовал малую звонницу из пяти колоколов Виталий Коткин, который вместе с Олегом Калашниковым не только помогает решать проблемы финансирования строительства, но и совместно организуют доставку различной гуманитарной помощи. Сумев построить добрые отношения сотрудничества с администрацией учреждения, они смогли изменить мнение большинства к возведению храма. Сейчас даже бывшие скептики из руководства живо интересуются ходом работ и при возможности помогают решать возникающие вопросы. Можно с уверенностью сказать, что строительство церкви существенно изменило психологический климат в колонии к лучшему. Ведь общее благое дело всегда сплачивает людей, выявляя их лучшие качества.

Строительство церкви в нашей колонии можно назвать эпохальным событием в развитии отношений сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний России, потому что это будет первый православный храм, который смогут посещать и где смогут участвовать в богослужениях осужденные, отбывающие пожизненное наказание.

Трудно даже представить себе внутреннее состояние человека, нашедшего свой последний земной приют в тюремной камере во время перезвона церковных колоколов, реально призывающих к покаянию и пробуждению от греховного сна. Поистине велика милость Божия!

Из осужденных, отбывающих наказание на участке ПЛС, многие пришли к вере. Почти 30 человек учатся на заочных курсах православного образования «Ступени» Липецкого педагогического университета. Большим спросом пользуется духовная литература. Многие активно переписываются с приходами и монастырями.

Узнав, что на территории колонии начато строительство храма, большая часть осужденных из отбывающих пожизненное наказание проявили огромное желание хоть как-то внести свою посильную лепту в это богоугодное дело. Администрация учреждения пошла навстречу и разрешила организовать шлифовку различных деревянных деталей для храма прямо в камерах.

Когда смотришь на рвение к участию в любых работах, связанных со строительством церкви, «пожизненников» и сравниваешь его со встречающимся равнодушием среди осужденных особого и строгого режимов, то невольно задумываешься о том, что падшая человеческая натура, одурманенная грехом, до последнего упорствует принятию Бога. Иногда человеку так надо в грязи изваляться, столько горя людям принести, да и свою жизнь так искалечить, что только, оказавшись в результате до конца дней своих в тюремной камере, он очнется, ужаснется содеянного и впервые прошепчет: «Господи, помилуй».

Конечно, нерешенных проблем еще много. Это и недостаток средств на окончание строительства, и отсутствие пока основного церковного убранства и инвентаря. Но есть начало, значит, будет и конец. Уповаем на милость Божию, да и сами на печи не лежим. Господь наяву доказал нам истинность своих слов: «Просите и дано будет вам» (Мф 7: 7).

С Божией помощью в этом году планируется закончить работы и освятить храм во имя святителя Николая Чудотворца в ФГУ ИК-1. Засияет куполами корабль спасения, пристанище заблудших и лечебница истерзанных грехами душ. Издавна русский боголюбивый народ выражал свое особое отношение к Церкви, называя ее дорогим для каждого человека словом «матушка», неся туда свою радость и свое горе, получая там силы и укрепляясь в вере. И вера эта помогла ему пройти через горнила великих испытаний. Поэтому и говорят: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».

Слава Богу за все!

Материал подготовлен православной общиной ФГУ ИК-1 (пос. Сосновка, Мордовия)

Строительство православного храма ‑ дело очень непростое. В храме важно все, в его устройстве не бывает мелочей. Каждая деталь в нем подчинена канонам и традициям, и даже современные проекты православных храмов разрабатываются с учетом строгого их соблюдения. Первое, на что обращают внимание, ‑ выбор места под строительство. Раньше на Руси, согласно традициям, место под строительство православного храма или монастыря выбиралось возвышенное, видное издалека. должен был доминировать среди окружающих застроек, напоминая людям о возвышенности духовного мира по сравнению с земным. Место, на котором будет стоять храм, старались выбрать так, чтобы оно «обдувалось четырьмя ветрами» ‑ звук от колоколов тогда был слышен за несколько десятков верст.

Церковные предания утверждают, что очень часто место для строительства православного храма или монастыря указывал Сам Господь, Богородица, или кто-то из святых угодников Божиих ‑ виденями, явлениями во сне, другими знамениями. Результатом такого скрупулезного выбора является то, что до сих пор, приходя на места даже разрушенных старых церквей, мы отчетливо ощущаем то, что они особенные, благодатные.

Проект православного храма и внешнее благоустройство

После выбора места, рабочими утрамбовывалась площадка под его строительство. Важным было и расположение православного храма: проект его всегда рассчитывался таким образом, чтобы церковный алтарь обязательно смотрел на восток. За неимением компасов и прочих измерительных приборов, восточное направление определяли следующим образом: просыпались до восхода, и на храмовой площадке проводили ось, строго параллельную первому лучу восходящего солнца.

Этот фактор при строительстве православного храма учитывается до сих пор, и исключения делаются только в очень редких случаях. Почему же это так важно? Одни исследователи утверждают, что в этом присутствует наследие древнего солярного культа славян, другие опираются на то, что в христианстве Восток всегда был связан со светлыми силами, а Запад ‑ с темными.

Не менее важной частью православного храма является и его верхняя часть, увенчанная куполами. Количество куполов всегда нечетное, и может доходить до тридцати трех, и все они увенчиваются крестом.

Прекрасным образцом храмового зодчества является 33-купольная деревянная церковь Николая Угодника на Троицкой горе в Санкт-Петербурге.

Главные части православного храма

При создании проекта православного храма строго учитываются все его составляющие. С давних времен церковь символизировала собой трехмерность Вселенной: божественную ее часть, небесную и земную. Именно поэтому православный храм состоит из трех частей: алтаря, где молятся священники, центральной части, предназначенной для молитвы верных (крещенных) христиан, и притвора, в котором раньше молились оглашенные ‑ те, кто только проходил катехизацию и готовился принять святое крещение.

Верхняя часть православного храма ‑ неф (потолок) ‑ символизирует небо, и покрывается росписями, изображающими Святую Троицу, Бога Отца, Господа Иисуса Христа и Божью Матерь. Пол под ногами означает землю, и поэтому он тоже украшается мозаиками и орнаментами.

С чего начать?

Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек -- так называемая «десятка». Община -- это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.

Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город -- то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.

В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено -- например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, -- все это может очень осложнить процесс согласования.

Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка -- именно под строительство храма.

По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.

Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.

Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., -- поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.

Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, -- в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.

Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.

Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».

Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, -- говорит отец Даниил. -- И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, -- например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому -- и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.

Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье -- таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, -- говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. -- Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату -- это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».

Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона -- благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», -- говорит отец Варфоломей.

В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. -- Если просто отправить рассылку и ждать ответа -- откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке -- откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.

Есть интересный способ для сбора средств на храм -- именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.

«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап -- предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.

Как устроен храм

Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма -- это алтарь, в центре которого находится престол -- самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви -- Евхаристия (благодарение) -- пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом. По словам священника Павла Флоренского, иконостас -- это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.

Возвышение -- продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, -- называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи -- полукруглый выступ -- амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником -- проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.

Крестовокупольная церковь мч. Трифона в Напрудной слободе в Москве. XV в. В основе такого храма - равносторонний крест
Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы -- три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь -- семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав -- девять чинов ангельских, тринадцать -- Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Святая София в Константинополе. VI в. Этот храм представляет собой базилику, доминантой которой является величественный купол, "как на цепи подвешенный к небесам"
Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей -- алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть -- притвор. Притвор -- место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди -- оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.

Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная, поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс -- место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение -- в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии -- молитвы, совершаемые вне храма (от греч. ???? -- усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.

Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти -- площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.

Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор -- главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» -- возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.

Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня. В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников -- чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно -- например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).
Базилика Спасителя в г. Дечаны. Сербия. XIV в. В отличие от равносторонних крестово-купольных храмов, в основе базилики - крест, одна сторона которого вытянута на запад
Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг -- это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.



Рассказать друзьям