Кто построил храм василия блаженного. История создания храма василия блаженного

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в народе более известен как храм Василия Блаженного, входит в список главнейших достопримечательностей Москвы и России в целом.

Краткая история собора Василия Блаженного

В XVI веке на территории современного храма располагалась деревянная Троицкая церковь, которая еще упоминалась как «иерусалимская».

Возведение собора Василия Блаженного началось в 1555 году благодаря обету, данному Иваном Грозным. Царь торжественно пообещал, что в случае удачного завершения Казанского похода построит изумительный храм в память об этом событии.

После каждого удачного сражения рядом с Троицким храмом строилась деревянная церковь небольшого размера в честь того святого, которого чтили в день победного поединка.

После триумфального возвращения войска в столицу, Иван Грозный постановил на месте этих церквей возвести большое сооружение из кирпича и белого камня - собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.

Объясняется название просто: именно в праздник Покрова была взята Казань. Что касается рва, то раньше там действительно находился оборонительный ров, тянувшийся вдоль Кремля со стороны главной площади. Сейчас его место занимает советский некрополь и Мавзолей Ленина.

Строительство Покровского собора завершено в 1561 году. В 1588 году прибавилась пристройка в честь московского юродивого Василия Блаженного.

Москвичи очень любили святого Василия, пророчества которого имели свойство сбываться, поэтому храм в честь Покрова Богоматери и доныне известен под именем блаженного, хотя ему посвящен лишь один из пределов собора.

Храм Василия Блаженного в Москве неоднократно достраивался и реставрировался, попадал под угрозу снесения, грабился и восстанавливался. После революции и до 1991 года функционировал исключительно как музей. Ныне же собор на Красной площади находится под совместным пользованием Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви.

Кто построил храм Василия Блаженного

Доподлинно неизвестно, кто был архитектором Покровского собора и сколько их вообще было. Одна из версий утверждает, что его зодчие - некие Постник и Барма. Однако новейшие исследования стоят на том, что создатель проекта Иван Яковлевич Барма на прозвище Постник. Есть и третья версия об архитекторе собора Василия Блаженного в Москве, возможно это был неизвестный итальянский мастер, что и объясняет сочетание элементов исконно русской и западноевропейской архитектуры эпохи Ренессанса.

Архитектура собора на Красной площади

Если посмотреть с высоты на собор Василия Блаженного, то вид сверху напомнит восьмиконечную звезду, которая в Православии является символом Богородицы.

Храмы объединены двумя галереями. С запада к собору пристроены два крыльца, на которые ведут лестницы из белого камня. С северо-востока размещается десятый придел - церковь Василия Блаженного, в честь которой и утвердилось принятое в народе название известнейшего московского храма. Одиннадцатый придел - увенчанная восьмигранным шатром колокольня на юго-востоке здания.

Таким образом, несложно сделать вывод о количестве куполов на храме Василия Блаженного: их - одиннадцать.

Собор Василия Блаженного: интересные факты

  • Древнее предание о строителях собора Василия Блаженного гласит, что когда был построен собор, зодчие Постник и Барма по приказу Ивана Грозного подверглись ослеплению, чтобы они больше не смогли возвести ничего столь прекрасного.
  • Оформление собора Василия Блаженного внутри при Иване IV было намного проще, чем сейчас. Уникальные фрески на стенах созданы уже в ХVII веке. Внешне храмовый комплекс также выглядел совсем по-другому. Куполов было 25, их цвет был золотым, а форма - не луковичная, а шлемовидная. Стены изначально были белыми. Нынешний вид здание приобретало в течение ХVI, ХVII и даже ХIХ вв.
  • Высота собора Покрова на Рву составляет 61 метр, что для ХVI века было очень и очень высоко.
  • В нишах нижнего этажа Покровского храма до конца ХVI века располагались тайники, в которых хранилась царская казна, а также имущество богатейших горожан.
  • В 1812 г. Наполеон разграбил ценности собора Покрова на Рву, а само здание пытался подорвать, однако, по преданию, ведущие к взрывчатке фитили затухли из-за внезапно начавшегося дождя.
  • Существует также легенда советских времен, согласно которой от снесения Покровский собор в Москве спас сам Сталин. Посмотрев на принесенный Кагановичем макет Красной площади, из которого был убрана съемная модель собора, Иосиф Виссарионович воскликнул: «Лазарь, поставь на место!», давая таким образом понять, что ему не нравится идея расчистить место для военных парадов.


Режим работы музея «Покровский собор»

Как музей собор Василия Блаженного в Москве открыт ежедневно.

Часы работы музея :

  • май, сентябрь-октябрь: с 11:00 до 18:00;
  • июнь-август: с 10:00 до 19:00;
  • ноябрь-апрель: 11:00 до 17:00.

Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание – восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного – настоящее название

Храм Василия Блаженного – культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это – самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название – Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного – история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, – так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке – храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название – храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали:

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: “Лазарь, поставь на место!”. Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Василия Блаженного – архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую – девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг – символ вечности, треугольник – символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка – начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду – символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого – Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца – Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного – задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного – прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор. Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного. Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.

Предпосылки строительства собора

Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.

На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, - почитанием святых Киприана и Иустины.

По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.

Причины основания храма

Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича. Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.

Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.

Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.

В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.

Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:

  • Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
  • Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы - это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.

Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.

Как строился собор: версии

О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.

  • Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
  • Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма - это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
  • Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.


Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX - начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX-XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.


Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Основание музея в XIX–XX веках

Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.


В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.

До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.

С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.

Современное состояние храма


Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.

В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.


Визитная карточка Белокаменной, храм, который стал самым ярким и запоминающимся украшением Московского Кремля, культовое, поистине народное сооружение, пережившее массу событий и войн — все это по праву можно сказать о соборе Василия Блаженного.

Аристарх Лентулов. Василий Блаженный. 1913

Этот собор является одним из самых знаменитых памятников древнерусского зодчества, уже в XVI веке он восхищал путешественников из Европы и гостей Москвы, а для россиян является символом национального характера и отечественной истории.

Официально сооружение носит совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, однако более известен под именем храма Василия Блаженного, которое было дано строению обычными москвичами сразу после возведения. Это православный собор, расположенный на Красной площади в Китай-городе, в Москве, его яркие купола можно увидеть не только на многочисленных открытках и фотографиях, но и в некоторых фильмах, действие которых происходит в российской столице, в частности «Елки-2», «Тариф Новогодний», «Фантом», а в киноленте «Жизнь после людей» показано, как выглядел бы Василий Блаженный через 125 лет после исчезновения человеческой цивилизации.

Храм Василия Блаженного на фоне Спасской башни Кремля

Именно Покровский собор в Москве стал образцом при возведении Храма Воскресения Христова (более известен как Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Этот собор был достроен в 1907 году в память об императоре Александре Втором и имеет много общего с московским.

Собор Спас на Крови, Санкт-Петербург

Немного истории

История собора насчитывает уже более 450 лет — решение о его возведении было принято Иваном Грозным в 1554 году. Первоначально, в 1552 на месте собора была возведена церковь в честь победы русских войск в долгой войне за покорение Астраханского и Казанского ханства. Этот храм был освящен в честь Святой Троицы, именно поэтому еще в XVII веке новый собор назывался Троицким.

Через два года Иван Грозный повелел возвести на месте небольшого храма более крупный собор, в честь Покрова Богородицы с приделами, каждый из которых прославлял бы победу над татарами. Среди горожан он именовался как Покрова на Рву, так как был построен рядом с довольно глубоким рвом, который проходил вдоль всей восточной стены Кремля.

Строительство собора велось с 1555 по 1561 годы, а в 1588 году к основному сооружению была пристроена церковь Василия Блаженного, для ее устройства в северо-восточной части храма были заложены высокие арочные проемы. Эта новая церковь в архитектурном отношении представляла собой самостоятельный храм со своим отдельным входом и крыльцом.

В конце XVI века были оформлены уникальные фигурные главы собора — первоначально использовалось золотое покрытие, сильно пострадавшее во время очередного московского пожара.

Гравюра XVI века, изображающая службу у храма Василия Блаженного

Уже во второй половине XVII века во внешний облик собора были внесены существенные изменения, так, окружавшая верхние церкви открытая галерея-гульбище была перекрыта сводом, а над широкими белокаменными лестницами возвели крыльца, главным украшение которых стали шатры.

Тогда же внутренняя и внешняя галереи, парапеты и площадки крылец были расписаны растительным, вернее, травным орнаментом. Все эти изменения были завершены только в 1683 году, информация об этом содержится в керамических изразцах, украсивших фасад храма.

Пожары, столь часто становившиеся настоящим бедствием в деревянной Москве, причиняли большой вред и собору Покрова Богородицы, потому уже с конца XVI века в нем регулярно проводились ремонтные работы. В 1737 году архитектор Иван Мичурин проводил работы по восстановлению храма после сильнейшего «Троицкого пожара», по велению Екатерины Второй в 1784-1786 годах под руководством Ивана Яковлева снова была осуществлена реконструкция интерьеров и фасадов собора. Затем в 1900-1912 года новую реставрацию храма провел архитектор Соловьев.

В 1918 году московский собор Покрова Богородицы стал одним из первых памятников культуры, которые были взяты под государственную охрану, в качестве памятника мирового и национального значения. Именно с этого момента прерывается история Василия Блаженного как православного храма — он постепенно становится одним из самых известных музеев столицы.

В 20-е годы собор находился в самом плачевном состоянии — текла крыша, были выбиты окна, многие ценные иконы оказались утеряны. В 1923 году было решено создать в храме историко-архитектурный музей, его первым заведующим стал Е.И. Силин, тогда же начал комплектоваться музейный фонд.

В 1928 году «Покровский собор» (уже в качестве обычного исторического и архитектурного памятника) стал одним из филиалов Государственного исторического музея. В следующем году были сняты колокола собора и полностью запрещены богослужения. Интересно, что реставрационные работы в храме ведутся с 20-х годов практически непрерывно — обновляется интерьер или фасад то одного, то другого предела, однако он всегда открыт для посетителей. Единственный раз, когда музей закрыли полностью — во время Великой Отечественной войны. В 1947 году, к празднованию 800-летия Москвы собор снова распахнул опять двери перед москвичами и гостями столицы.

Вид на собор с Красной площади

В 1991 году храм Василия Блаженного снова был возвращен Русской православной церкви и хотя он остается филиалом Государственного исторического музея, а также входит в Список объектов Всемирного наследия, составленный ЮНЕСКО, в нем, как и сотни лет назад, проводятся богослужения, а Музей и православная церковь совместно осуществляют управление комплексом.

Структура и состав собора Покрова Богородицы

Яркий, сразу притягивающий взгляд собор Василия Блаженного славится своими уникальными куполами, среди который невозможно отыскать не только одинаковые, но даже просто похожие. На самом деле куполов в храме одиннадцать, все они имеют свои названия:

  1. Центральный купол — Покрова Богородицы.
  2. Юго-западный — Варлаама Хутынского.
  3. Восточный — Святой Троицы.
  4. Северо-западный — Григория Армянского.
  5. Западный — Входа Господня в Иерусалим.
  6. Юго-восточный — Александра Свирского.
  7. Северо-восточный — Иоанна Милостивого (ранее носил название в честь Павла, Иоанна и Александра Константинопольских).
  8. Южный — Николая Чудотворца.
  9. Северный — Наталии и Адриана (ранее — Иустины и Киприана).
  10. Купол Василия Блаженного.
  11. Купол, венчающий колокольню храма.

Купола собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

Такое большое количество куполов связано с тем, что собор — это единый комплекс, объединяющий несколько церквей, престолы которых были в свое время освящены в честь праздников, пришедшихся на дни решающих боев с Казанским ханством:

  • церковь Александра Свирского — в день памяти этого святого русское войско разгромило конницу царевича Япанчи в битве на Арском поле;
  • церковь Святого Николая Чудотворца, в честь его иконы Великорецкой из Вятки;
  • церковь Троицы — построена на месте древнего храма, ранее весь собор называли Троицким;
  • церковь Григория Армянского, просветителя Армении, сделавшего много для становления православия в этой стране. В день памяти святого произошло важнейшее событие войны с Казанским ханством — взрыв Арской башни;
  • церковь Варлаама Хутынского — известна своей отдельно висящей иконой «Видение пономаря Тарасия», описавшего в конце XVI века бедствия, которые угрожали Новгороду;
  • церковь Входа Господня в Иерусалим — видимо, строительство этого предела связано с триумфальным возвращением войска во главе с Иваном Грозным в столицу после победы над частью бывшей Золотой Орды — Казанским ханством;
  • церковь мучеников Наталии и Адриана (первоначально была названа в честь святых Иустины и Киприана, переименована в 1786 году в честь небесных покровителей богатой вкладчицы, пожертвовавшей на реконструкцию собора значительную сумму) — в день памяти святых войска Ивана Грозного штурмом взяли столицу ханства — город Казань;
  • церковь святого Иоанна Милостивого (до XVIII века именовалась в честь святых Павла, Иоанна и Александра Константинопольских) — в день святых патриархов произошла знаковая битва между русскими войсками и конницей татар, пришедших на помощь Казанскому ханству.

Четыре осевые церкви отличаются большими размерами, остальные четыре, поменьше, располагаются между ними. Все восемь церквей Покровского собора на Красной площади увенчаны луковичными куполами и сгруппированы вокруг более высокой церкви Покрова Божией Матери. Эти девять церквей объединяют единое основание, обходная галерея, которая была застеклена только во второй половине XVII века, а также внутренние сводчатые переходы.

Отдельно пристроена церковь Василия Блаженного, освященная в честь московского святого (1469-1552 года), мощи которого располагались на месте постройки.

Отдельного упоминания заслуживают шатровая колокольня, которая была возведена на месте древней звонницы в 1680 году, а также подклет — основание собора, который не имеет подвальных помещений.

Колокольня собора Покрова Пресвятой Богородицы

Именно в подклете, где благодаря уникальной для того времени строительной технологии и использованию «дышащего» кирпича был создан особый микроклимат, хранится древняя икона святого Василия Блаженного конца XVI века, написанная специально для собора, также иконы «Богоматерь Знамение» и «Покров Пресвятой Богородицы» (обе — XVII века). Ранее прихожане даже не подозревали о существовании этого тайного помещения, где хранилась царская казна и имущество особо важных и богатых горожан, только во время реконструкции в 1930-х годах был найден тайный ход и сейчас подклет храма Василия Блаженного стал частью музейной экспозиции. Толщина стен подклета достигает 3 метров, основными строительными материалами являлись камень и тонкий кирпич, использовавшийся при отделке.

Высота собора — 65 метров, до конца XVI столетия, когда Борис Годунов завершил строительство колокольни кремлевской церкви Иоанна Лествичника, она поднялась до 81 метра, а в столице появился Иван Великий, храм оставался самым высоким зданием Москвы.

Подклет храма Василия Блаженного с иконой «Богоматерь Знамение»

Легенды собора

Первая легенда этого московского храма связана с принятием решения о его строительстве Иваном Грозным. Как известно, суровый царь отличался истовой религиозностью, так что казни и жестокие наказания чередовались у него с периодами раскаяния. Также Иван Четвертый отличался суеверностью, так что, когда в походной церкви, наскоро возведенной под Казанью, на очередной обеденной службе диакон возгласил строфы из Евангелия: «Да будет едино стадо и один пастырь», и в то же время большой кусок крепостной стены неприятельского города взлетел на воздух, благодаря чему русские войска смогли войти в Казань, царь решил возвести в Москве храм, чтобы отблагодарить небесных покровителей.

Есть и другая версия начала строительства, которая связана с самым известным московским юродивым — Василием Блаженным. Он начал собирать деньги на строительство собора задолго до начала возведения храма, приносил собранные гроши на Красную площадь и бросал через правое плечо — «пятачок к пятачку, грош к грошику», причем даже самые отъявленные воры не трогали эти монетки. Иван Грозный беседовал со старцем и даже посещал его лично с царицей во время болезни, именно почитаемый юродивый указал ему место для строительства. Кстати, с Василием Блаженным связано множество легенд московского храма — его мощи стали одной из главных реликвий собора, а на месте захоронения нередко случались исцеления. Однако сама церковь Василия Блаженного была возведена на месте погребения святого уже во времена царствования Федора Иоанновича, тогда же была сооружена и серебряная рака для его мощей.

Серебряная рака и сень над могилой Василия Блаженного

Также существует легенда, что Иван Грозный дал указ ослепить архитекторов — русских зодчих Барму и Постника, которые на его вопрос — «Сумеете ли построить еще что-то столь же прекрасное», дерзко ответили — «Да, и даже еще лучше». Историки же считают, что главным архитектором собора Покрова Богородицы был один человек — Иван Яковлевич Барма, имевший прозвище Постник, так как всегда придерживался строгого поста. И вовсе он не был ослеплен — после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

Еще одна легенда гласит, что строительством храма на Красной площади руководил некий итальянец, именно поэтому собор несколько похож на строения эпохи европейского Возрождения, однако подтверждения данная версия не нашла.

Интересно, что многие мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородица «иконой, запечатленной в камне». Его форма — восемь церквей, объединенных двумя квадратами в основании, не случайна — число 8 символизирует дату Воскресения Христа, кроме того, при желании можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, ставшую напоминанием о Вифлеемской звезде, взошедшей в день Рождения Христа.

Еще одна интересная деталь — при всем своем великолепном убранстве и красоте, храм Василия Блаженного вовсе невелик и уже в XVI не мог вместить всех верующих, приходивших на праздничные богослужения. Тогда на Лобное место ставился аналой, духовенство проводило службу, а сам собор становился настоящим алтарем огромного Храма, раскинувшегося под открытым небом.

Собор Покрова Богородицы на Красной площади

Много легенд связано со счастливой судьбой храма — он неоднократно оказывался под угрозой уничтожения и каждый раз бывал чудесным образом спасен. Так, во время войны 1812 года, когда Наполеон сумел занять Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Конечно, технологии того времени не позволяли воплотить в жизнь задумку Наполеона Бонапарта. Тогда французы просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо — начался проливной дождь, который потушил фитиль.

Еще раз храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен — идти на попятную вождь уже не стал.

Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что якобы Барановский, который был приглашен по этому вопросу в кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало. Правда, затем Барановский на немалый срок отправился в ГУЛАГ.

В свое время историк Иван Забелин сказал: «Собор Василия Блаженного — это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол и царь-пушка». Действительно, представить себе Красную площадь без ярких, всегда праздничных куполов и стен храма Покрова Пресвятой Богородицы просто невозможно, он легко узнаваем и не так давно являлся одним из самых популярных претендентов на звание новых семи чудес света.

Анна Седых, рмнт.ру

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму, которые, вполне вероятно, строили собор вообще без чертежей. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый -самый высокий - храм, увенчанный шатром. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.

До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Всего в соборе Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.



Рассказать друзьям