Кто такой иаков брат господень. Проповедники Христова учения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Святой апостол Иаков, брат Господень - один из 70 апостолов Христа, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Почитается как первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.

Иисусу Христу Иаков приходится сводным братом. Он не входил в число 12 апостолов, т.к. во время служения Иисуса Иаков, как и все его братья, по свидетельству Евангелий (Мк.3:21; Ин.7:5), не признавал его Мессией. Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. Он причтен был к числу 70 апостолов.

Иаков был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме, и там коленопреклоненно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого Иаков упоминается в Деяниях Апостолов (Деяния 12:17; Деяния 15:13-21; Деяния 21:18) и в Послании к Галатам (Гал. 1:18; Гал. 2:9).

Иаков был первым епископом Иерусалима. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.

Литургия святого апостола Иакова

Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст.

Как известно, во времена апостолов еще не существовало строго сложившегося чина Божественной литургии. Первые христиане совершали литургию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом. Предстоятель возносил молитвы и благодарения "так долго, как мог" и "сколько позволяло время". Литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения.

Божественная литургия Святого Апостола Иакова, брата Господня - это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рождённое в её колыбели, иерусалимской христианской первообщине (знакомые каждому православному человеку литургия Иоанна Златоуста, которая отличается особой торжественностью и служится сегодня во всех православных храмах, а также литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров появились значительно позже) . В первые века христианства, до IX века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай.

Несмотря на то, что в течение веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто "константинопольском" виде.

Единственные два места на Земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие - это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы (в Иерусалиме - три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе - в любое время года, по желанию настоятеля).

Особенным для данной литургии является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.

Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге.

Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-м году (по другим данным - в 49 году) . Голос его здесь фактически был решающим. Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава).

Иерусалимский Апостольский Собор 51 года

Когда христианство стало распространяться по всему миру и множество язычников стали принимать христианскую веру, между христианами произошло недоумение. Христиане из иудеев стали утверждать, что христиане из язычников должны строго соблюдать обрядовый закон Моисеев (в первую очередь обрезание, т. е. что нужно прежде обращать их в еврейскую веру), т. к. иначе они не могут спастись. По этому поводу среди христиан возникли жаркие споры.

В отдельности, т. е. самостоятельно, ни один из апостолов не мог решить такого важного вопроса. Это заставило св. Апостолов, совместно с пресвитерами (священниками) согласно заповеди Христовой (Матф. 18:17) собраться на первый Апостольский Собор, в Иерусалиме в 51 г. по Р. X.

На этом соборе христиане отказались от необходимости соблюдения крещёными язычниками обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев, за слепое последование которым книжников и фарисеев обличал ещё Сам Христос. И, несмотря на то, что христиане из евреев вынуждены были ещё соблюдать традиции и обряды, установленные старцами (Деян.15:10), окончательный разрыв с иудаизмом стал свершившимся фактом.

Смерть Иакова, брата Господня

Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30-ти лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следуюшими словами: "Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона" (Деян. 21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: "Скажи нам о Распятом?" - "Вы спрашиваете меня об Иисусе? -громко сказал праведник. - Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных" . В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: "Осанна Сыну Давидову!" Первосвященники же и книжники закричали: "О, и сам праведник в заблуждении!" - и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: "Господи, прости Они не ведают, что творят" . "Побьем его камнями" , - закричали враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли пшеницы, ни возделывали винограда) начал уговаривать их: "Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится". Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова.

Соборное послание апостола Иакова, брата Господня по плоти

Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. В отличие от посланий апостола Павла, Послание Иакова адресовано не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан.

Центральная мысль Послания - «вера без дел мертва» . По этой причине послание недолюбливали протестантские богословы периода Реформации, формулировавшие принцип «sola fide» – оправдание одной верой. Однако противоречие послания Иакова с тезисом апостола Павла «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» лишь кажущееся. Павел говорит о невозможности спасения одними делами без веры в Спасителя, Иаков же показывает, что настоящая вера обязательно должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.

Исторические сведения об апостоле Иакове, брате Иисуса

Канонические Евангелия содержат целый ряд упоминаний о братьях Иисуса Христа и об апостолах с именем Иаков. В средневековье Иакова, «брата Господня» зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица.

В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении иудейского оссуария (ящика из известняка для вторичного захоронения костей, обычно использовавшегося при погребении в каменных гробницах) , надпись на котором гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова однозначно не решён.

Оссуарий апостола Иакова, брата Господня

Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею.

Святой Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева1. От юности своей возлюбил он строгое житие: никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял масла, но один только хлеб служил ему пищею; также никогда он не пил ни вина, ни другого какого-либо хмельного напитка, но утолял жажду водой; не посещал он и бани, – словом, отвергал все, что доставляло телу удовольствие; на теле своем он постоянно носил грубую власяницу; все ночи посвящал он молитве, забываясь сном лишь на короткое время; от частых земных поклонов кожа на коленах у него загрубела на подобие верблюжьей. Чистоту девства своего Иаков соблюдал до конца своей жизни2.
О том, почему он называется братом Божиим, дошло до нас такое предание. Когда отец его Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу, родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу; все сыновья Иосифа воспротивились сему желанию их отца; один лишь Иаков принял Иисуса Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью, почему и стал называться братом Господним. Название сие было дано Иакову также и по следующему случаю. Когда Господь наш Иисус Христос воплотился, и Пречистая Дева Богородица бежала с Ним в Египет, тогда и Иаков бежал вместе с ними, сопутствуя Пречистой Богородице и святому Иосифу, отцу своему.
Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и учил народ о царствии Божием, являя себя истинным Мессиею, святой Иаков уверовал в Него и, внимая Его Божественному учению, еще сильнее воспламенился, любовью к Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил святого Иакова. Так, после добровольного Своего страдания и воскресения из мертвых Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату Своему по плоти, как о сем упоминает апостол Павел, говоря:
– Потом же явися Иакову, таже апостолам всем (1Кор.18:7)3.
Видя праведное и Богоугодное житие Иакова, все нарекли Иакова праведным, – и он причтен был к числу семидесяти апостолов. Ему была вверена новопросвещенная церковь Иерусалимская4. Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст5. Пася в Иерусалиме стадо Христово, святой многих Иудеев и Еллинов своим учением обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное послание к двенадцати коленам Израилевым, – источник воистину богодухновенного и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь Христова, поучаясь вере и добрым делам6. Все не только верующие7, но даже и неверные относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, кои сами только раз в год входили во Святая Святых8 для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно стали именовать его Обли или Офли9, что значит: "ограда, утверждение людям", или же называли его праведнейшим из всех. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания10. Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и, затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. И сговорились они просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить его.
Между тем приближался праздник Пасхи, и множество народа стекалось отовсюду в Иерусалим, чтобы там встретить сей праздник.
Фест, проконсул, избавивший апостола Павла от рук Евреев11 и пославший его в Рим, тогда уже умер, а преемника ему еще не присылали из Рима. Воспользовавшись сим, книжники и фарисеи обратились в храме с такой просьбой к Иакову:
– Умоляем тебя, праведный человек, чтобы ты в день праздника Пасхи, на который собралось отовсюду множество народа, произнес ему поучение; убеди их, что они заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божиим, и уговори их отказаться от ложного своего мнения. Мы все почитаем тебя, внимаем тебе, – как и весь народ; все мы твердо убеждены в том, что ты говоришь одну только истину и не взираешь на лица; так уговори же народ, чтобы он не прельщался Распятым Иисусом; молим тебя – стань на высокой кровле храма, чтобы всем можно было видеть и слышать тебя, ибо на праздник собралось – ты сам видишь – много людей, как из евреев, так и из других народов.
После сих слов они возвели его на крышу храма и громко закричали:
– О, праведник! тебе все мы должны верить. Народ сей заблуждается, последуя Распятому Иисусу; посему скажи нам по истине, что думаешь сам ты о Христе?
На сие святой ответил громким голосом:
– Что спрашиваете вы меня о Сыне Человеческом, Который добровольно потерпел страдание, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых? Он ныне сидит на небесах одесную Вышняго и снова приидет на облаках небесных судить живых и мертвых.
Слыша такое свидетельство Иакова о Иисусе Христе, народ весьма возрадовался, и все в один голос воскликнули:
– Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!
Фарисеи же и книжники сказали:
– Неосмотрительно поступили мы, позволив Иакову говорить о Иисусе, ибо народ пришел еще в большее смущение.
И вот, в злобе и ярости, они свергли с кровли храма Иакова на страх всем, чтобы не верил народ словам святого.
– И праведник прельстился, – кричали они.
Упав с крыши храма, Иаков сильно разбился; еле живой, праведник стал на колени и, подняв свои руки к небу, так молился:
– Господи! отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят.
Фарисеи же стали бросать камни в святого, которые причиняли ему раны. Один человек из рода Рихавова воскликнул:
– Остановитесь, что вы делаете? праведник молится за вас, а вы побиваете его камнями.
В это время один человек с белильным вальком в руках бросился на святого и с такой силой ударил его по голове, что весь мозг вытек на землю, и в сем мучении Иаков предал дух свой Господу.
Святое тело его погребено было там же около храма, причем верующие горько оплакивали праведника. В течение 30 лет святой был епископом Иерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадал за Христа, Коему со Отцем и Святым Духом – честь и слава во веки веков12. Аминь.
Тропарь, глас 2:
Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, / яко мученик имаши еже неописанное, / дерзновение яко брат Божий, / еже молитися яко иерарх: / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 4:
Отчее единородное Бог Слово, пришедшее к нам в последняя дни, Иакове божественне: перваго тя показа иерусалимлян пастыря и учителя, и вернаго строителя таинств духовных. Темже тя вси чтим, Апостоле.

1 Память св. праведного Иосифа, обрученника Пресвятой Девы Марии совершается 26-го декабря. Согласно с ясными свидетельствами Писания (Мф.13:55; Мрк.6:3; Гал.1:17), Церковь, вопреки мнению некоторых толкователей явно отличает святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12 апостолов Иакова Зеведеева, память которого празднуется 30-го апреля, и Иакова Алфеева, память которого совершается 9-го октября. Иаков, брат Господень по плоти, именуется так, как сын Иосифа от первой жены. Он был родным братом апостола Иуды из лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получил наименование Иаковлева, и Иосии из лика 70 апостолов, и известен также под именем Иакова "малого" или "меньшого" (Мрк.15:40).
2 Св. апостол Иаков от самого рождения был назореем, т. е. лицом, посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты и святости жизни, какая должна принадлежать всему народу Израильскому, как народу богоизбранному и потому священному.
3 Предание к сему прибавляет, что в продолжение страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, и теперь еще ее показывают благочестивым поклонникам.
4 По словам древних писателей, ближайших ко времени апостольскому (Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.), по вознесении Спасителя, апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви – матери христианских церквей, когда ему было 34 года от рождения, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самим Христом.
5 Божественная литургия, составленная св. апостолом Иаковом, братом Господним, доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего апостола.
6 Соборное послание написано св. Иаковом около 59 года по Р. Хр. к христианам из Иудеев, живших в рассеянии, во время гонения на христиан, заставившего их удалиться из Иерусалима. Послание сие исполнено высокого учения и евангельского духа. Оно состоит из различного рода нравственных наставлений и, по общему содержанию своему, может быть названо увещанием к терпеливому перенесению страданий. За богослужением православной Церкви соборное послание апостола Иакова прочитывается все, не только в качестве рядового апостольского чтения за литургией, а и за другими молитвословиями (напр. во время елеосвящения, на молебне во время бездождия и даже за всенощным бдением, в качестве паремии).
7 Всеобщее благоговейное уважение к апостолу Иакову верующих, во главе с самими апостолами, особенно сильно выразилось на апостольском соборе, бывшем в Иерусалиме около 60 года по Р. Хр. для решения вопроса: должно ли обращающихся к Церкви из язычников принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового. Апостол Иаков председательствовал на сем соборе и, после долгих споров и рассуждений, после речи апостола Петра и рассказа апостолов Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников, заключил соборные рассуждения своею речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение поднятому вопросу, полагая "не затруднять обращающихся к Богу язычников", а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе" (Деян.15:13-20). Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было всем собором и утверждено явным для всех изволением Св. Духа (28 ст.). Около того же времени апостол Павел, желая проверить чистоту своего учения, обратился к апостолам: Петру, Иоанну и Иакову, которых почитал столпами Церкви Христовой, поставляя первым из них Иакова (Гал.2:10), – и те признали в нем великое достоинство учителя языков. С таким глубоким уважением относился апостол Павел к св. Иакову и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к св. Иакову и рассказал ему, как столпу Церкви Христовой и предстоятелю старейшей Церкви Иерусалимской, о том, что сотворил Бог у язычников его служением (Деян.21:18-19).
8 "Святое Святых" представляло собою внутреннюю, самую священнейшую часть храма Иерусалимского, куда входил один лишь первосвященник, и при том только раз в год, в день очищения, поставлял свою кадильницу с фимиамом и кропил жертвенною кровью над очистилищем для очищения грехов народа. Но ковчега завета с его святынями (жезлом Аарона прозябшим, златым сосудом с манною, скрижалями закона, данными Богом чрез Моисея) в храме в это время уже не было. Здесь находился только один камень от первого храма Соломонова, а завеса, отделявшая Святое Святых от следующего отделения храма – святилища, во время крестной смерти Иисуса Христа разодралась на двое, сверху до низу.
9 По-гречески: "овлиас" – защита или оплот народа и правда.
10 Анания – первосвященник Еврейский, сын Неведея, получивший первосвященническое достоинство от Ирода Агриппы II; был упорным врагом христиан и вообще человеком дерзким, жестоким и несправедливым и принадлежал к секте саддукеев, отвергавших предания, Промысл Божий, духовность и бессмертие души, бытие ангелов, – и утопавших в чувственных наслаждениях и пороках и земных интересах. Будучи виновником смерти апостола Иакова, Анания впоследствии несправедливо судил также апостола Павла и желал погубить его (Деян.23:2,14-15;24:1-9), но за свои неправды сам испытал самую горькую участь: тем же царем Агриппою лишен первосвященства и, наконец, был убит во время восстания иудеев против Римлян.
11 Фест, по прозванию Порций, – Римский правитель Иудеи, управлявший ею не более трех лет и скончавшийся около 62 года по Р. Хр.; он заботился о восстановлении рядка в Палестине, употребляя для сего и строгость, и правосудие.
12 Мученическая кончина апостола Иакова последовала около 63 года по Р. Хр. Он скончался в престарелом возрасте. На месте кончины его и погребли; над его могилою подле храма и доселе стоит памятник. По свидетельству Оригена, церковного писателя III века, смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до войны Иудейской, произвела такое впечатление на Иудеев, что следовавшая за нею бедствия войны и разрушение Иерусалима почитались ими наказанием Божиим за убиение сего праведника. – В XI веке св. Феофан песнопевец, архиепископ Никейский, блаж. Георгий Никомидийский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь св. ап. Иакова, ныне поемые в день его памяти. Мощи св. ап. Иакова были в Константинополе при русском паломнике Антонии в 1200 году в приделе Халкопратийского храма, а глава – в храме святых апостолов. В настоящее время мощи его, по свидетельству некоторых, находятся в Риме в Церкви 12 апостолов. В Москве на Старо-Иерусалимском подворье сохраняется часть мощей его, присланная Александрийским патриархом Иерофеем в 1853 году.

Начиная разговор об апостоле Иакове Зеведееве ─ одном из 12 ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, следует обратить внимание на то, что его нередко путают с двумя другими Новозаветными святыми, носившими это имя. Одним из них является также входивший в ближайшее окружение Спасителя. Кроме того, Иаковом звали брата Иисуса Христа ─ сына Иосифа, рождённого до его обручения с Девой Марией. Ошибка бывает особенно заметна при чтении тропаря апостолу Иакову Зеведееву, а также посвящённой ему молитвы и акафиста.

«Сыны грома»

В Евагелиях от Матфея (4:21) и Марка (1:19) описывается сцена призвания ко служению Иисусом Христом будущих апостолов Иакова Зеведеева и его младшего брата Иоанна Богослова. Оба они были сыновьями рыбака Зеведея и так же, как их отец, добывали себе пропитание, забрасывая сети в воды моря Галилейского (современное название ─ За порывистый и необузданный нрав Иисус нарек братьев именем Боанергес, что в переводе с арамейского языка означает «Сыны грома».

Черты характера, послужившие поводом для столь необычного имени, проявляются у них в эпизоде, описанном евангелистом Лукой (9:54), когда братья предлагают Иисусу низвергнуть небесный огонь на жителей саморянского селения, отказавших Ему в гостеприимстве.

То же прослеживается и в сцене из Евангелия от Марка (10:35 ─ 37), где святой апостол Иаков Зеведеев и его брат просят Учителя дать им почётные места во Царствии Небесном. В обоих случаях Господь снисходительно относится к душевным порывам своих учеников, используя их опрометчивость и наивность, как повод для мудрого наставления.

Наряду с и Иоанном Богословом, Иаков Заведеев входил в число самых близких учеников и последователей Иисуса Христа. Именно их Он сделал свидетелями трёх важнейших Евангельских событий ─ воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37), чудесного Преображения на вершине (Мф. 17:1, Мк. 9:2 и Лк. 9:28) и полной драматизма сцены в Гефсиманском саду.

Проповедники Христова учения

О той деятельности, которой посвятил себя апостол Иаков Зеведеев после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, мы узнаём со страниц ещё одной книги, включённой в Новый Завет. Это В ней повествуется о том, как, исполнившись Духа Святого, сошедшего на апостолов в пятидесятый день по Вознесении Иисуса (праздник Пятидесятницы), он и прочие ученики Христовы трудились над устроением первых христианских общин.

Для проповеди слова Божьего каждому из них был предначертан свой путь. Апостол Иаков Зеведеев, житие которого было написано вскоре после его кончины, занимался миссионерской деятельностью среди жителей Испании, в то время утопавших во мраке язычества. Вернувшись затем в Иудею, ученик Иисуса Христа продолжал смело заявлять о Нём, как о Спасителе мира, подтверждая свои слова выдержками из Священного Писания.

Проповедуя в синагогах и на площадях Иерусалима, он неизменно собирал толпы слушателей. Многие из них, вняв его простым и мудрым словам, доходившим до глубины сердца, обращались к новой вере и втайне ото всех принимали крещение. Именно из них впоследствии сложились те первые общины, благодаря которым христианство из катакомбной церкви превратилось в ведущую мировую религию.

Обращение философа-волхва в христианство

Проповеди, с которыми выступал апостол Иаков Зеведеев, часто вызывали злобную реакцию со стороны ортодоксальных иудеев, которых он открыто обвинял в жестокосердии, фарисействе и неверии, прикрываемом показным благочестием. Не имея достаточных богословских знаний, чтобы вступать в публичную полемику со своим врагом, иудеи наняли за денежное вознаграждение некоего философа-волхва по имени Гермоген.

Ему было поручено при большом скоплении народа, аргументировано опровергнуть евангельское учение о приходе в мир Христа Спасителя и о Царствии Небесном, ожидающим всех последователей, созданной Им Церкви. Перед началом богословского диспута апостол Иаков Зеведеевимелбеседу с учеником волхва Филиппом, и тот, услышав исполненные мудрые речи их будущего оппонента, сам уверовал во Христа.

Не стал упорствовать в своих заблуждениях и Гермоген. Вникнув в глубинную сущность учения, проповедуемого апостолом, он решительно отрёкся от прежних убеждений, сжёг свои богопротивные книги и, приняв святое крещение, вошёл в число наиболее ярых приверженцев христианской веры. Этот пример весьма показателен, поскольку он демонстрирует силу убеждения, которой Спаситель наделил Своих ближайших учеников.

Казнь ученика Христова

Священное Предание повествует о мученической кончине, которая в 44 году от Р. Х. стала венцом земной жизни Иакова Зеведеева. Враги святого апостола, оставшиеся глухи к его боговдохновенным проповедям, убедили правившего в те дни царя Ирода Агриппу I арестовать ненавистного им Иакова и предать суду за попрание основ иудейской веры.

Суд был скор и неправеден. Приговорённый к смерти апостол даже в последние минуты жизни продолжал свидетельствовать своим палачам о великой миссии Иисуса Христа. Разгневанный царь, выхватив меч, собственноручно отсёк ему голову. Об этом трагическом эпизоде упоминается в книге "Деяния апостолов" (2:1-4). Кстати, Иаков Зеведеев является единственным апостолом, чья смерть описывается в Новом Завете.

Последнее путешествие апостола Иакова

Далее Священное Предание говорит, что после казни останки святого мученика были по приказанию царя Ирода Агриппы положены в лодку, которая была пущена по волнам Средиземного моря. Но Господь не позволил бесследно пропасть мощам Своего ученика.

Через некоторое время гонимая неведомой силой лодка благополучно достигла берегов Испании в том месте, где когда-то звучали пламенные проповеди апостола Иакова, и была выброшена волнами на берег. Там она пролежала, сокрытая от людских глаз, в течение нескольких веков.

Начало почитания святого апостола

В 813 году, согласно Преданию, в той местности поселился одинокий монах-отшельник по имени Пелайо. Однажды ему было некое видение в образе путеводной звезды, указавшей путь к ковчегу с нетленными мощами апостола. С этого времени началось их всеобщее почитание, а в 898 году испанский король Альфонс III приказал на месте чудесной находки воздвигнуть Храм апостола Иакова Зеведеева.

По свидетельству исторических документов тех лет, он представлял собой лишь маленькую церковь, стоявшую на берегу моря и открытую всем ветрам, но тем не менее начало было положено, и в последующие столетия эта традиция продолжилась во многих христианских странах.

В качестве примера можно привести московский храм апостола Иакова Зеведеева в Казенной слободе, первое летописное упоминание о котором относится к 1620 году, то есть периоду царствования основателя династии Романовых ─ государя Михаила Фёдоровича. Многократно перестроенный, в соответствии с менявшимися архитектурными особенностями различных эпох, он дошёл до нас как уникальный памятник церковного зодчества. И сегодня в нём регулярно звучат молитвы и акафист апостолу Иакову Зеведееву, день памяти которого Православная церковь отмечает 13 мая и 13 июля.

Под защитой небесного покровителя

Но вернёмся в Испанию. Её жители в память о чудесном обретении мощей и видении, посетившем некогда отшельника Пелайо, стали называть тот участок побережья Компостелла, что переводится с латыни как «Место, указанное звездой». Со временем он стал заселяться, превратившись, наконец, в большой и шумный город.

Святой апостол Иаков почитается как один из небесных покровителей Испании. Его ходатайство перед Престолом Отца Небесного особенно помогло испанцам в период так называемой Реконкисты ─ борьбы за освобождение Пиренейского полуострова от арабов, продолжавшейся с VIII по XV век. В течение почти 700 лет они шли в бой, укрепив свой дух молитвой апостолу Иакову Зеведееву.

Путь Иакова

В отличие от православного мира, католики празднуют день памяти этого святого 25 июля, и если торжество выпадает на воскресенье, то в Испании официально объявляется «год апостола Иакова», в продолжение которого все посвящённые ему празднества проводятся с особенной пышностью. Почитание апостола Иакова Зеведеева среди испанцев приобрело столь массовый характер, что место обретения его мощей, называющееся Сантьяго-де-Компостела. С XI века оно стало вторым по значимости объектом паломничества, уступающим лишь Иерусалиму.

В XX веке традиция его посещения приобрела у католиков довольно своеобразную форму. Для того чтобы считаться настоящим пилигримом необходимо, по прибытии в город получить специальный сертификат. Он выдаётся лишь тем, кто, направляясь в Сантьяго-де-Компостела, пройдёт так называемый путь Иакова. Для этого следует преодолеть 100 километров пешком или 200 на велосипеде.

Образ апостола Иакова Зеведеева в изобразительном искусстве

Поскольку согласно Священному Преданию, во дни своего земного служения апостол нередко предпринимал дальние странствования, одним из которых и было его посещение Испании, у католиков он считается покровителем путешественников. В связи с этим художники разных эпох его изображали в образе пилигрима, держащего в руке посох или раковину морского гребешка, являющуюся общепринятой эмблемой паломничества в Компостелу, где на протяжении уже многих веков покоятся его мощи. Известны также его изображения в виде рыцаря, сидящего на коне. Такая трактовка образа связана с его ролью в изгнании арабов с Пиринейского полуострова.

), в Неделю по Рождестве Христовом , в Соборах Пресвятой Богородицы и Семидесяти апостолов

По преданию, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом апостолов Иуды из лика 12 и Иосии из лика 70, и назывался также Иаковом меньшим или малым (Мк. 15,40) . От юности возлюбил он строгое житие и сделался назореем , посвятив себя Богу и соблюдая строгое воздержание.

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию , которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом . Церковь также сохранила Послание апостола , которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета .

Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания . Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и решили его погубить. Они замыслили просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа, а если он откажется - убить его. Возведя святителя на кровлю храма, они призвали его отречься от Спасителя мира и учить народ против Христа. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Иисус есть Истинный Мессия. Тогда иудейские учители столкнули праведника вниз. Святой умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями, и наконец размозжили ему голову. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около года.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Я́ко Госпо́день учени́к восприя́л еси́, пра́ведне, Ева́нгелие,/ я́ко му́ченик и́маши е́же неопи́санное,/ дерзнове́ние я́ко бра́т Бо́жий,/ е́же моли́тися я́ко иера́рх:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим .

Он же известен под именем Иакова малого, или меньшего.

Иаков называется братом Господним по плоти, как сын Обручника Богоматери, считавшегося отцом Христа. До нас дошло такое предание. Когда Иисус был отроком, Иосиф Обручник разделял землю свою между сыновьями, которых имел от первой жены, и при этом хотел и Христу уделить некоторую часть; но сыновья Иосифа воспротивились, и только Иаков взял Христа сонаследником своей части, после чего и стал известен под именем брата Господня. По преданию, Иаков сопровождал святое семейство в Египет, куда оно удалилось от преследований царя Ирода.

Апостол Иаков был назореем от рождения. Он вел жизнь очень строгую и неустанно пребывал в посте и молитве. На сон употреблял малое время и целые ночи проводил в молитвенном бдении, так что от частого коленопреклонения кожа у него на коленах огрубела и стала, как верблюжья. Иаков носил на теле жесткую власяницу, пил одну только воду, и то в малом количестве, никогда не употреблял вина, не ел ничего мясного, не вкушал даже масла и молока, а только один хлеб, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Чистоту своего девства он непорочно соблюл до самой кончины.

Когда Господь наш Иисус Христос выступил на общественную деятельность, проповедуя Евангелие Царствия Божия, - Иаков пошел вслед за Ним и сделался Его ревностным учеником и апостолом. В продолжение страстей Христовых Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых. По воскресении Своем Господь удостоил Иакова особенным посещением (1 Кор. 15:7). Он явился ему, как повествуют, в той самой пещере, в которой апостол постился, с верою ожидая воскресения Христова. Поэтому впоследствии, в первые века христианства, пещера та была обращена в храм.

После вознесения Спасителя Петр , Иаков Зеведеев и Иоанн , хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали Иакова, брата Господня, прозваннаго за его добродетельную жизнь праведным, епископом и предстоятелем Иерусалимской церкви - матери христианских церквей. Было ему тогда 34 года. К этому служению он был избран и назначен Самим Господом во время Его земной жизни.

Каким глубоким уважением пользовался в первенствующей церкви Иаков, брат Господень - можно видеть из свидетельств Нового Завета. Апостол Павел , называя его вместе с апостолами Петром и Иоанном столпами церкви, между ними первым поставляет Иакова (Гал. 2:9). Брат его, апостол Иуда Иаковлев , соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд. 1:1), тем показывая особенную важность апостола Иакова в церкви апостольской.

На соборе апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Рождестве Христовом для решения вопроса: должно ли обращающихся принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового - председательствовал Иаков, епископ Иерусалимский. Долгие споры и рассуждения, выступление апостола Петра и рассказ Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников Иаков заключил своей речью. «Мужи братия! - сказал он собранию. - Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу язычников, а написать им, чтоб они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе». Он привел ветхозаветные пророчества - «чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое...» (Деян. 15:13-20).

Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было собором единодушно и утверждено ощутительным изволением Святаго Духа. Тогда же апостол Павел, желая поверить чистоту своего учения, обратился к апостолам, которых он считал столпами церкви Христовой; он наедине предложил Петру, Иакову, брату Господню и Иоанну благовествование, проповедуемое им язычникам. Иаков вместе с Петром и Иоанном не нашел в нем ни излишества, ни недостатка, и признал великое достоинство учителя языков. С таким же глубоким уважением относился апостол Павел к Иакову и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к Иакову и рассказать предстоятелю старейшей церкви Иерусалимской, что сотворил Бог у язычников служением его (Деян. 21:18-19).

Но не только среди христиан апостольской церкви пользовался Иаков глубоким уважением. Его добродетельная, строго подвижническая жизнь везде стяжала ему славу святого человека; все, даже неверные иудеи, уважали его за святость и необыкновенную правоту. Его называли праведным, утверждением верующих, защитою и оплотом народа. Об уважении, какое приобрел апостол Иаков у нехристиан, можно судить по тому, что, например, иудейские начальники позволяли ему входить в ту часть храма Иерусалимского, которая называлась Святая Святых. Первосвященники иудейские входили туда только раз в год, а Иаков мог молиться там во все часы дня и ночи. Во храм входил он один; и его находили стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу.

Тридцать лет был апостол Иаков епископом Иерусалимской церкви. К нему постоянно собиралось множество народа, одни желая послушать его поучения, другие - хотя бы прикоснуться к краю одежды святителя. Приходили не только простолюдины, но и старейшины, и начальники иудейские. Церковь Христова чрез проповедь Иакова с каждым днем приобретала множество новых уверовавших. Наконец благовестие Евангелия Иаковом возбудило против него ожесточенную злобу фарисеев. Вместе с новым первосвященником Ананием, упорным врагом христиан, они задумали погубить праведного старца и надеялись гонением остановить ревность исповедников Христовых. Недовольные умножением христиан, они начали кричать и говорить, что скоро, пожалуй, и весь народ признает распятого Христа. Иакова предупреждали, чтобы он перестал благовествовать Спасителя - иначе его убьют.

Настал праздник Пасхи, и в Иерусалиме собралось множество народа. Римский правитель Иудеи Фест, при котором фарисеи боялись приступить к убийствам и жестоким гонениям христиан, в это время умер, а новый правитель еще не был назначен; фарисеи могли безнаказанно совершать свои злодейства. Они обратились к Иакову с такой просьбой: «Умоляем тебя, праведный, удержи народ, отврати его от Иисуса, Которым многие прельстились и в заблуждении признают Христа Сыном Божиим. Вразуми их в день Пасхи. Мы доверяем тебе, - льстиво добавляли фарисеи, - потому что сами вместе с народом признаем, что ты праведен и безпристрастен. Тебя все послушают, и мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты был виден».

И апостола Иакова, несмотря на его сопротивление, силою втащили на кровлю храма и с угрозами требовали, чтобы он оттуда говорил с народом, стоявшим на площади. Но вместо отречения от Христа - святитель всенародно исповедал Его Спасителем мира. «Для чего вы спрашиваете меня об Иисусе, Сыне человеческом? - громко воскликнул праведный старец. - Он волею пострадал, был распят, погребен, и на третий день воскрес из мертвых. Он сидит ныне одесную Бога, превыше всех сил бесплотных и опять придет на землю на облаках небесных судить живых и мертвых». Верующие, находившиеся в толпе народа, и многие из иудеев, готовые уверовать во Христа, услышав эти слова, воскликнули: «Слава Богу - осанна Сыну Давидову!»

Фарисеи и книжники смутились и говорили между собою: «Худо же мы сделали, доставив Иисусу такое свидетельство; взойдем и сбросим Иакова, чтобы другие, по крайней мере, из страха не поверили ему». С диким криком устремились они наверх, к Иакову, восклицая: «О, о, праведный прельстился!» Столкнув апостола с высокой кровли храма, начали бросать в него камнями. Старец упал на острые камни, весь расшибся, но не сразу испустил дух.

Собрав остатки сил, он, приподнявшись, стал на колени, поднял руки к небу и начал молиться за своих убийц: «Господи! отпусти им грех сей, ибо не ведают, что творят». Между тем озлобленные враги имени Христова метали в апостола камни. Тогда один из сынов Рихавовых, священник, воскликнул: «Перестаньте; что вы делаете? Праведный за нас молится». Не успел он договорить этих слов, как на апостола бросился из толпы один суконщик и ударил святителя белильным валиком по голове. Честная глава мученика Христова была совершенно рассечена этим страшным ударом - и праведный Иаков предал дух свой Богу. Он скончался примерно 66 лет от роду.

Святое тело его было погребено на месте мученической кончины; над могилою святителя, рядом с храмом, и доселе стоит памятник. Беспристрастные из иудеев, хотя и не веровавшие во Христа, мученическую смерть Иакова почитали причиною немедленно после того открывшейся осады и разрушения Иерусалима от римлян, как справедливый суд Божий за убиение праведника. До того все удивлялись Иакову и уважали его!

Святой апостол Иаков первый, по внушению Святаго Духа, написал Божественную литургию, которая и ныне совершается раз в год в Иерусалиме над гробом его, в день преставления праведного. Впоследствии святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили литургию апостола Иакова, ради немощи человеческой, и в этом виде совершается она у нас до настоящего времени. Святой Иаков написал также первое из так называемых соборных посланий к христианам из иудеев, живущих в рассеянии, исполненное высокого евангельского духа.


Память святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, совершается церковью 23 октября (5 ноября).



Рассказать друзьям