Мелхиседек, архиепископ (Лебедев Василий Михайлович). Митрополит Кирилл наградил архиепископа Мелхиседека (Лебедева) медалью «130-летие Екатеринбургской епархии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

АРХИЕПИСКОП МЕЛХИСЕДЕК (Лебедев)

Архиепископ Мелхиседек (в миру Василий Михайлович Лебедев) родился 27 января 1927 года в сельской местности близ г. Рязани. Выступая на встрече выпускников Московской духовной академии 2 декабря 1998 года, владыка Мелхиседек вспоминал: "Бедность в нашей семье была ужасная, но помогала вера в Бога. Я с раннего детства посещал храм, который находился близко, читал и пел на клиросе, имел хорошего духовного отца и наставника. После школы был рабочим на заводе в г. Кашире Московской области. Там тоже ходил в церковь, надо мной смеялись и издевались, но я продолжал ходить. Из Каширы по рекомендации благочинного в 1946 году поступил в Московскую духовную семинарию".

Автор этих строк, обучаясь в семинарии, хорошо помнит жизнерадостного юношу Василия Лебедева, с которым дружил. В 1950 году по окончании семинарии Василий Лебедев принимает священный сан и уезжает в Рязанскую епархию. Дети о. Василия пошли духовным путем: старший сын принял монашество с наречением имени Пантелеимон и служил в Московской епархии (+1994 г.), средний сын Константин стал священником, дочь вышла замуж за Александра Ганабу, теперь благочинного Подольского округа Московской епархии.

Отец Василий, потеряв жену, принял монашество с наречением имени Мелхиседек. 17 июня 1965 г. наш выпуск МДА собрался отметить 10-летний юбилей, и вдруг слышим: в Успенском соборе хиротония. Там о. Мелхиседек, возведенный в сан архимандрита собором иерархов во главе с митрополитом Ленинградским Никодимом, хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. В хиротонии участвовал и архиепископ Алексий (Коноплев), который прибыл на наш юбилей.

Прибыв на Вологодскую кафедру, епископ Мелхиседек энергично взялся за ведение епархиальных дел, часто служил в кафедральном соборе, настоятелем которого был протоиерей Петр Терентьевич Устьянчук. Служил епископ Мелхиседек вдохновенно, голос имел красивый и сильный. Всегда говорил содержательные проповеди.

На Пасху 1966 г. владыка Мелхиседек ездил в Иерусалим в составе делегации Московской Патриархии, по возвращении он организовал особенно торжественное служение. Храм наполнился множеством приехавших с владыкой молодых людей. Это было редкостью: вологодская молодежь посещала храм редко в силу известных причин.

По отношению к клиру архиепископ Мелхиседек был добр, любил делать подарки. За два года он объездил все приходы Вологод-ской епархии. Особенно обращал он внимание на посещение бедных приходов, таких, как Покровская церковь в Усть-Печеньге, Успенская в с. Чернецком и им подобных. Очень любил ездить в г. Великий Устюг и Череповец. Часто собирал у себя дома духовенство. Своим авторитетом еп. Мелхиседек значительно укрепил положение кафедрального собора, о котором постоянно ходили слухи, что его если не закроют, то переведут в другой храм города, например, в Андреевскую церковь. А это было бы равносильно закрытию. В то время уничтожалось Богородицкое кладбище, вскрывались могилы. Хотели сделать на месте кладбища парк ветеранов. Но ветераны написали Н.С. Хрущеву: "Мы сами скоро умрем и не хотим, чтобы с нашими телами поступили, как с костями наших предков", идею оставили. Тогда было много влиятельных людей в Вологде, желавших закрытия кафедрального собора, но деятельный епископ Мелхиседек помешал осуществлению таких планов.

Со слезами скорби многочисленные верующие и весь клир кафедрального собора провожали 4 ноября 1967 г. владыку Мелхиседека, назначенного епископом Венским и Австрийским. Правящим архиереем этой епархии еп. Мелхиседек пробыл до 25 октября 1970 года, а затем был назначен епископом Пензенским и Саранским. Во время пребывания на этой кафедре еп. Мелхиседек в 1975 г. был возведен в сан архиепископа. С 10.10.1978 г. по 17.12.1984 г. он - архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший экзарх Средней Европы. Когда владыка был на этой кафедре, с ним произошел удивительный случай. В одной из поездок на родину он вез в своем багаже довольно много церковных книг, изданных за рубежом и посвященных коммунистическим гонениям на РПЦ после революции 1917 года. В то время это могло быть квалифицировано властями как ввоз антисоветской литературы с последствиями по соответствующей статье УК. В аэропорту Шереметьево таможенники начали (впервые за несколько лет регулярных поездок Владыки за рубеж) производить подробный досмотр багажа. Запрещенные к провозу в СССР книги Владыка поместил в чемодан с церковным облачением, в сложенный саккос. Если бы книги обнаружили, то в лучшем случае это закончилось бы отправкой на покой. Владыка начал молиться, особенно усердно обращаясь к царю-мученику Николаю II. Таможенники не спеша просматривали чемоданы, вынимая каждую вещь. Извлекли и саккос со спрятанными там тяжелыми книгами. Простучали днища всех чемоданов и так же неспешно начали все укладывать обратно. Владыка не переставал молиться. На облачение с книгами таможенники обратили внимание не больше, чем на любой другой предмет из багажа архиерея.

С 17.12.1984 по 26.02.1994 г. владыка Мелхиседек - архиепископ Свердловский и Курганский. С 26.02.1994 г. он назначен архиепископом Брянским и Севским, на каковой кафедре пребывает и сейчас. Где бы ни служил владыка Мелхиседек, он всегда вспоминал с любовью свое краткое служение в Вологде, которое, по его словам, было поистине счастливым... В 1988 году, когда вся полнота Русской Православной Церкви торжественно отмечала 1000-летие Крещения Руси и во всех епархиях проходили торжества, гостем Вологодской епархии был архиепископ Мелхиседек. Радостные встречи и общение с духовенством и верующими, участие Владыки в чине канонизации блаженного Николая, совместные богослужения с архиепископом Михаилом - все оставило в душе каждого верующего неизгладимый след.

В памяти моей запечатлелся образ владыки Мелхиседека как образцового служителя, прекрасного проповедника, доброго архипастыря.

Митрофорный протоиерей

Василий ЧУГУНОВ

ЕПИСКОП ДАМАСКИН

(БОДРЫЙ)

Епископ Дамаскин (Алексей Иванович Бодрый) родился 20 апреля 1937 года в дер. Белины Невельского района Великолукской (ныне Псковской) области в простой крестьянской многодетной семье. Как себя помнил Владыка, в их дом всегда вхожи были божии люди. Родители с детства приобщали детей к Церкви. Юному Алексею, вместе с братьями и сестрой, выпала горькая участь - пережить тяжелое военное время в самом опасном месте - фактически на передней линии фронта. Несколько раз его мать Наталью немцы пугали расстрелом, но Господь хранил своих рабов, и семеро детей из восьми остались живы (старший сын погиб на фронте). Когда Алексей подрос, местный батюшка взял его пономарить, а потом отправил в Ленинградскую семинарию.

В семинарии и академии в 60-е годы - время хрущевских гонений - училось совсем мало студентов, и власти собирались закрыть семинарию. Будущий Владыка вынужден был год пустынножительствовать в горах Кавказа, где и познакомился с Глинскими старцами. Потом, уже по возвращении в семинарию, его приметил владыка Никодим, и под руководством этого мудрого архипастыря Алексей восходил от силы в силу и в 1972 г. был посвящен во епископа Тамбовского и Мичуринского. За два года служения на Тамбовской земле Владыка привел епархиальные дела в порядок и Святейшим Патриархом Пименом был назначен в Вологду, где из 17 храмов пять были без священников. В труднейшее для Церкви время - диктата уполномоченных и КГБ - Владыка умел добиться пользы для Церкви благодаря своей непоколебимой вере в помощь Божию и простому русскому характеру.

Теперь, наверное, уже можно рассказать, как Владыка обратил к вере православной областного уполномоченного и некоторых других высокопоставленных в то время лиц. И теперь они и их дети, крестники Владыки, приходят в храм и молятся.

Все люди, которые помнят Владыку или кому приходилось с ним общаться, до сих пор вспоминают его как доброго, доступного и милостивого архипастыря. С ним было везде легко и интересно, будь то на службе или за праздничной трапезой. Выезжая на приходы, служил иерейским чином, совершал даже приходские требы.

За пять лет его служения на Вологодской кафедре была восстановлена служба во всех храмах епархии и много сделано для процветания епархии. В то время возможности Церкви были существенно ограничены, но именно в такое время были нужны такие архиереи, как владыка Дамаскин.

Впоследствии Владыка занимал Полтав-скую и Мукачевскую кафедры, где ничуть не изменился в своей доброте и ревностном служении Господу и Его Святой Церкви. Подвижнические труды, постоянные тревоги и переживания подорвали и без того некрепкое здоровье Владыки, и на 53-м году жизни перед иконой Божией Матери епископ Дамаскин предал свою душу в руки Божии.

Протоиерей Георгий ИВАНОВ

ИЗ НЕКРОЛОГА

1 июля 1989 года скоропостижно скончался епископ Мукачевский и Ужгородский Дамаскин... По окончании средней школы работал на предприятиях Ленинграда. В 1966 году закончил Ленинградскую Духовную Семинарию, в 1970 - академию со степенью кандидата богословия за сочинение на тему: "Учение Иоанна Богослова о Логосе в связи с учением Филона Александрийского о том же предмете". 13 декабря 1968 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Дамаскин - в честь преподобного Иоанна Дамаскина, 17 декабря того же года рукоположен во иеродиакона, а 29 марта 1970 года - во иеромонаха. Служил на приходах Ленинградской епархии. В 1972 году возведен в сан игумена, затем - архимандрита. 18 октября 1972 года архимандрит Дамаскин в Богоявленском патриаршем соборе хиротонисан во епископа Тамбовского и Мичуринского. С 1974 по 1979 год управлял Вологодской епархией, затем Полтавской, а с 1985 года - Мукачевской.

За усердное служение Церкви Христовой в 1987 году епископ Дамаскин был награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени...

Вечером 2 июля заупокойное Всенощное бдение совершил митрополит Львовский и Дрогобычский Никодим в сослужениии многочисленных клириков.

3 июля Божественную литургию и чин монашеского отпевания (по завещанию почившего архипастыря) совершили митрополит Никодим, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий и епископ Черновицкий и Буковинский Антоний.

Епископ Дамаскин погребен на территории Мукачевского Свято-Николаевского женского монастыря. Да упокоит Господь душу усопшего раба Своего в Небесных обителях Своих!

("Журнал Московской Патриархии", № 11, 1989 г.)

№ 6-8(62-64) 2000

20 августа 2010 года исполнилось ровно 10 лет с тех пор как Архиерейский Собор Русской Православной Церкви под председательством почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославил новомучеников и исповедников Российских во главе со Святыми Царственными Страстотерпцами.

Сейчас мало кто помнит, что почти за 10 лет до всецерковного прославления Царственные Страстотерпцы были прославлены как местночтимые святые Екатеринбургской епархии. Решающую роль в этом сыграл тогда архиепископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек (Лебедев). Владыка всегда с особым почтением, очень душевно, относился к Царственным Мученикам, особенно к Государю Императору Николаю Александровичу. Когда заходил разговор о Царской Семье, на его глаза часто наворачивались слёзы.

Особой принципиальностью отличалась позиция Владыки по вопросу так называемых «екатеринбургских останков». Владыка Мелхисидек отказался признавать их за останки убиенной Царской Семьи. Свою позицию по этому вопросу он не изменил, несмотря на всё оказываемое на него давление.

Сегодня, в годовщину прославления Царской Семьи, мы с низким поклоном вспоминаем Владыку Мелхиседека, и молим Бога о здравии старца, который уже ряд лет проживает на покое в подмосковном Климовске.

Архиепископ Мелхиседек (в миру Василий Михайлович Лебедев) родился 26 января 1927 года в подмосковной деревне Ново-Черкасово в семье крестьянина. Деревня эта находится в 100 км к востоку от Москвы в Шатурском районе, в подмосковной Мещере, о которой писал еще К. Г. Паустовский: «Мещера – остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы...»

Родители будущего архиепископа были глубоко верующими людьми. Маленький Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковно-славянски, читал и пел на клиросе. Его ум, любознательность, хорошая память помогали ему познавать из чтения святых книг Бога. Своё благотворное действие оказала на него и природа. Повлияли на формирование склада души отрока Василия жизнь и воспитание в простой крестьянской семье. И вот Господь сподобил Василия прислуживать священнику в алтаре. Владыка вспоминает, что было страшно перед величием Бога, но в то же время что-то внутренне влекло к этому.

После школы будущий архиерей стал рабочим на заводе в г. Кашире Московской области.

Сельская церковь, в которой прислуживал Василий, простояла до 1937 года, пока её не закрыли коммунисты. Стало невозможно исповедаться, причащаться. Через несколько лет над страной нависли свинцовые тучи. Радио объявило о начале войны с Германией. Василию, работавшему тогда на заводе, исполнилось 14 лет. Работать приходилось много, тяжело, подросток очень уставал, но Господь не оставлял Василия и здесь. С работой он всё же справлялся… И вот настал победный 1945-й – год всеобщей радости, наполненной слезами сирот, вдов, обездоленных, увечных, потерявших близких. Незадолго до окончания войны по распоряжению правительства были открыты монастыри, храмы, духовные семинарии – места духовного утешения, спасения людей.

В 1946 году Василий Лебедев узнал, что в Москве можно получить богословское образование. Чтобы быть уверенным, что на этот ответственный шаг есть благословение, воля Божия, Василий взял в руки канон Божией Матери. С того времени Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица была Покровительницей всей его жизни. А жизнь для верующих в то время была несладкой. Накануне поступления в семинарию пришла учительница местной школы, немолодая женщина, атеистка, говорит: «Что вы идёте на какое-то поповство?!» Василий ответил: «Почему вы меня стыдите? Я ведь не украл, не нахулиганил». И её ответ запомнился Василию на всю жизнь: «Нам легче иметь дело с вором, чем с классовым врагом».

Осенью 1946 года Василий Михайлович Лебедев поступил в Московскую Духовную семинарию в Сергиевом Посаде, а в 1950-м окончил её по первому разряду. Почти все выпускники стали священниками, среди них и Василий Лебедев. На нём теперь не только семейная жизнь, но и пастырское служение, особенно трудное в то тяжелое, атеистическое время.

Рукоположение в июле 1950 года совершил архиепископ Можайский Макарий. Первый храм, куда был направлен молодой священник настоятелем – Преображения Господня в одном из сёл Московской области. А в декабре того же года – в храм Великомученицы Параскевы Пятницы с. Туголес. Здесь будущий архиерей служил 5 лет. Село это – любимый приют святителя Киприана (†1406), где он устроил церковь Преображения Господня и предавался молитве и ученым занятиям. Не менее митрополита Киприана любил посещать погост Спаса святитель Фотий (†1431). Здесь трудами и заботами о. Василия были проведены большие ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтарь.

В феврале 1955 года последовало новое назначение – настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди, а в 1961 году отец Василий становится настоятелем городской Богородице-Рождественской церкви г. Орехово-Зуево и благочинным церквей Орехово-Зуевского округа.

В семье отца Василия к этому времени уже было трое детей. Вначале семейная жизнь отца Василия шла хорошо, но затем более и более стали появляться на «пшеничном поле» сорняки плевел. Но попущение Божие в несложении семьи ведёт через боль к какой-то другой цели, Богу ведомой.

В 1962 году о. Василий поступает в Московскую Духовную академию. В 1963 году принимает монашество. Новое имя Мелхиседек («Царь правды») он получил от митрополита Никодима, относившегося к иеромонаху очень тепло. После 3 курса постановлением Священного Синода ему было определено быть епископом Вологодским и Великоустюжским. Однако занятий в академии он не оставил и, подготовившись за лето по 8 предметам, оставшимся на 4 курсе, сдал их экстерном за два дня и взялся за подготовку кандидатской работы «II Ватиканский Собор. Историко-критический обзор». Через два года работа была завершена и получила одобрение Совета академии, а автору была присвоена степень кандидата богословия.

17 июля 1965 года в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры была совершена хиротония архимандрита Мелхиседека во епископа. Её совершили епископ Питирим Волоколамский (родственник святителя Питирима Тамбовского), митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий и епископ Дмитровский Филарет.

7 октября 1967 г. Священный Синод своим постановлением направил епископа Мелхиседека в Вену. Венская епархия по своему положению занимает видное место среди русских православных кафедр в Европе. И здесь Владыка проявил свою готовность помочь и дать ответ каждому вопрошающему. Его полюбили и здесь. Здесь, на австрийской земле, епископ Мелхиседек нёс свое послушание до 1970 г., когда Священный Синод отозвал его, назначив епископом Пензенским и Саранским. Осенью того же года Владыка стал архиепископом.

Тогда же Господь сподобил Своего архиерея побывать на Святой Горе Афон – в 1977 году Святейший Патриарх Пимен благословил группу паломников в составе 6 человек, во главе которой был архиепископ Мелхиседек. Утром в Великий Понедельник самолет отбыл в Афины.

С трепетом ожидали паломники встречи с местами, освященными подвигами, молитвою и трудом многих иноков. Однако первое впечатление было грустным, когда катер проплывал мимо опустевших строений, в которых когда-то подвизались русские иноки. Владыка и паломники обратились в молитве к Богу, чтобы вновь ожили оскудевшие русские келии… Вскоре показался хорошо знакомый по фотографиям Русский Пантелеимонов монастырь. У причала паломников встречала группа насельников: улыбки, радость, объятия. Все вместе запели тропарь: «Днесь спасения нашего главизна…» Затем поклонились святым мощам (честной главе) великомученика Пантелеимона, Небесного покровителя монастыря. Паломники остались здесь и на всю Пасхальную седмицу.

С 1975 по 1984 Владыка Мелхиседек – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы – знакомит инославный мир с духовными сокровищами Православия, его внутренней жизнью и внешней церковной деятельностью. Владыка Мелхиседек вёл большую общественную и миротворческую деятельность. В составе делегаций он побывал во многих странах мира. В период его служения на этой кафедре произошел случай, в котором особенно проявился Промысел Божий.

В одну из поездок на родину Владыка вёз в своем багаже довольно много церковных книг, изданных за рубежом и посвященных коммунистическим гонениям на Русскую Церковь. Если бы книги обнаружили, то в лучшем случае это закончилось бы отправкой на покой. Владыка начал молиться, особенно усердно обращаясь к Царю Мученику Николаю II, которого давно почитал за святого. Таможенники не спеша просматривали чемоданы, вынимая каждую вещь. Извлекли и саккос со спрятанными там тяжелыми книгами. Простучали днища всех чемоданов и, так же не спеша, начали все укладывать обратно. Владыка не переставал молиться Государю. На облачение с книгами таможенники обратили внимание не больше, чем на любой другой предмет из багажа архиерея.

26 декабря 1984 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Пимена Владыка назначен на Свердловскую и Курганскую епархию и временно управляющим Челябинской епархией. На Урал архиепископ прибыл 14 января 1985 г. и занялся упорядочением церковной жизни вверенных ему епархий. Владыка часто ездил на приходы, узнавал о приходской жизни, способствовал возрождению храмов. Жил Владыка и принимал многочисленных посетителей в Епархиальном управлении на окраине города (Искровцев, 16).

При архиепископе Мелхиседеке произошло обретение честных мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 году. В год празднования 1000-летия Крещения Руси Владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении святыни. По освящении храма Всемилостивого Спаса 23 мая 1989 года, 25 мая состоялось перенесение мощей во вновь освящённый храм.

7 июля 1991 года, по благословению архиепископа Екатеринбургского и Курганского Мелхиседека, на Ганиной яме, месте уничтожения останков Святых Царственных Страстотерпцев, почитатели Царской Семьи установили первый крест. 17 июля 1992 года на Ганину яму был совершён первый Архиерейский Крестный ход. С этого времени, по благословению Правящего Архиерея, в Екатеринбургской епархии впервые в России началось открытое почитание Святых Царственных Страстотерпцев, как местночтимых святых. 23 сентября 1992 года на месте дома Ипатьева, в котором в 1918 году большевики расстреляли Царскую Семью, был заложен первый камень будущего Храма-на-Крови, а 22 июля 1993 года на Ганиной яме, по благословению архиепископа Мелхиседека, братством во имя Святых Царственных Мучеников был установлен новый деревянный крест с киотом.

В ходе общецерковной полемики о прославлении Царской Семьи противники прославления выдвинули в числе других такой аргумент: по их мнению, прославление Царской Семьи могло бы привести к расколу среди верующих. Самый факт отсутствия даже какого-либо намёка на напряжённость в отношениях верующих за без малого десятилетие почитания Царственных Страстотерпцев в Екатеринбургской епархии опровергал опасения сомневающихся. Вряд ли мы погрешим против истины, если будем считать, что открытое исповедание архиепископом Мельхиседеком Царской Семьи святыми мучениками сыграло немаловажную роль в положительном решении этого вопроса на Архиерейском Соборе 2000 года, прославившем Царственных Страстотерпцев.

Владыка Мелхиседек помогал Комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви. По имеющимся данным, только в Свердловской области с 1935 по 1940 гг. было репрессировано 35 390 человек. 14 августа 1991 года на 12 километре Московского шоссе, где находится массовое захоронение, состоялась Великая панихида по невинно убиенным.

Большое внимание Владыка уделял укреплению мира между разобщенными людьми и народами. 25 июня 1991 г. в Доме мира и дружбы он был награждён золотой медалью «За укрепление мира». Ежегодно архиепископ переводил в Фонд мира 1000 рублей, Владыка перечислял средства в Детский фонд, в Фонд охраны памятников. Его епархия откликалась и на человеческую беду: взрыв на станции Свердловск-Сортировочный, землетрясение в Армении и т. п. Большое внимание архиепископ Мелхиседек уделял просвещению в Свердловской и Курганской епархии. Создавались воскресные школы, возобновилось издание «Екатеринбургских епархиальных ведомостей», «Православного вестника». Многим запомнились проповеди о любви к ближнему, об уважении в семье, о послушании детей, о таинстве Брака и верности супружеской любви, о почитании престарелых. На примерах из житий святых, чтения Евангелия строились глубокие, входящие в сердца, возвышенные, но понятные проповеди архиерея.

Вспоминают люди, близко знавшие архиепископа Мелхиседека:

– Псалтирь он знал наизусть, а также некоторые акафисты Божией Матери. О себе рассказывал, что он никогда не ложится спать, пока не прочитает акафист. Засыпал он поздно, и никто его не будил. Ни к какому транспорту, будь это самолет или поезд раннего следования, он никогда не опаздывал. Мы удивлялись и спрашивали: «А кто же Вас будит?»

– Ангел-хранитель, – отвечал он…

– Владыка является основателем воскресной школы. Она была при Иоанно-Предтеченском соборе. В классе было до 105 человек. Уроки он вёл эмоционально, без книг, без подглядываний куда-то, вёл интересно и почти на каждом занятии плакал. Дети его очень любили. Следил, чтобы дети были напоены чаем, раздавал гостинцы.

С 25 сентября 1991 г. в связи с возвращением исторического названия кафедрального города архиепископ Мелхиседек стал титуловаться Екатеринбургский и Курганский. С 23 сентября 1993 г. в связи с образованием Курганской епархии Владыка стал носить титул – Екатеринбургский и Верхотурский.

26 февраля 1994 года по решению Священного Синода Владыка направлен на служение во вновь образованную Брянскую и Севскую епархию. В Екатеринбурге он прослужил 10 лет.

Сейчас Владыка Мелхиседек на покое; по некоторым сведениям, тяжко болеет. Мы просим всех православных христиан помолиться о здравии русского архиепископа, который всегда был верен Христу Спасителю, святой Церкви Христовой и своей совести.

Петр Мультатули
«Русская линия»

(Василий Михайлович). Бывший архиепископ Брянский и Севский (1994-2002); родился 26 января 1927 г. в с. Ново-Черкасово Шатурского района Московской области; после окончания средней школы работал на заводе слесарем; окончил Московскую духовную семинарию в 1950 г., Московскую духовную академию (экстерном), кандидат богословия; в 1950 г. был рукоположен во священника, служил настоятелем ряда сельских церквей Московской епархии, с 1961 г. - благочинным церквей Орехово-Зуевского округа; в 1962 г. был пострижен в монашество в 1962 г., зачислен в братию Троице-Сергиевой Лавры; в 1965 г. был определен епископом Вологодским и Великоустюжским, посвящен в сан архимандрита; хиротонисан 17 июня 1965 г.; 1967-1970 - епископ Венский и Австрийский; с 1970 г. епископ, с 9 сентября 1976 г. - архиепископ Пензенский и Саранский; 1978-1984 - архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы; с 1984 г. - архиепископ Екатеринбургский (Екатеринбургский) и Курганский, 1993-1994 - архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский; являлся также управляющим Челябинской епархией (1984-1989); в марте 2002 г., согласно уставу церкви, по достижении 75 летнего возраста ушел на покой с поста архиепископа Брянского и Севского.

  • - царь справедливый"), царь см. Салима, к-рый вынес навстречу Аврааму хлеб и вино, когда тот возвращался после победы над царем Северного Ханаана Кедорлаомером и его союзниками; священник Бога Всевышнего...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - встречает Авраама хлебом и вином. Деталь мозаики церкви Сан Витале в Равенне. царь и священник Салима, называемый в Ветхом Завете "священником Бога Всевышнего"...

    Энциклопедия Кольера

  • - автор рукописи "Человек " . {Венгеров} поэт 1830 гг., автор "Лиры". {Венгеров} автор "История I часть. Введение: идея, содержание и форма истории" . {Венгеров} автор "Бесед о военной администрации" ...
  • - епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии. Родился в семье диакона села Золотихина Новоторжского уезда Тверской губернии. В 1811 году окончил курс Тверской духовной семинарии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ хушский, потом романский; образование получил в киевской духовной академии. В его исторических трудах: "Chronica Romanului si a episcopiei de Romanuů" и "Chronica Husilor si a episopei cu aseminea numire"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - библейская личность, о которой говорится в книге Бытия. Он называется царем Салимским и вместе с тем "священником Бога Всевышнего"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - епископ хушский, потом романский; образование получил в киевской духовной академии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Ле́бедев Александр Алексеевич, советский физик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. После окончания Петроградского университета работал там же. Один из основателей Оптического института...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Владимир Васильевич, график. Один из основателей петербургских "Окон РОСТА"...

    Современная энциклопедия

  • - Евгений Алексеевич, актер. На сцене с 1940. С 1956 в Ленинградском Большом драматическом театре...

    Современная энциклопедия

  • - Петр Николаевич, глава первой российской школы физиков. Впервые получил и исследовал миллиметровые электромагнитные волны...

    Современная энциклопедия

  • - Сергей Алексеевич, ученый в области электротехнической и вычислительной техники. Основные труды по устойчивости энергосистем, разработке средств вычислительной техники...

    Современная энциклопедия

  • - Сергей Васильевич, химик. С 1908 исследовал полимеризацию непредельных углеводородов. В 1926 - 28 руководил разработкой в СССР первого в мире промышленного способа получения синтетического каучука...

    Современная энциклопедия

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  царь Салима, священник Бога Вышнего, благословивший Авраама...

    Словарь церковнославянского языка

"Мелхиседек Лебедев" в книгах

Схиигумен Мелхиседек

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Схиигумен Мелхиседек Два года я ежедневно после своих послушаний читал Неусыпаемую Псалтирь. Это такая особая традиция, когда в монастыре не прекращают молитву ни днем ни ночью, попеременно читая Псалтирь, а потом, по особым помянникам поминают множество людей о

2. ПУТЕШЕСТВЕННИК МЕЛХИСЕДЕК

Из книги Тайные хозяева времени автора Бержье Жак

2. ПУТЕШЕСТВЕННИК МЕЛХИСЕДЕК Впервые Мелхиседек упоминается в Библии в Книге Бытие. Там написано: «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, владыки неба и земли. И

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том I. Мир

Из книги Мелхиседек. Книга I. Мир автора Нюхтилин Виктор

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том I. Мир Эта книга посвящается Константину Константиновичу Минджия с улицы Инге, который научил меня учиться, когда я учусь; Русудан Григорьевне Гогия из Ткварчели, которая научила меня работать, когда я работаю; Аркадию Иосифовичу Слуцкому

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том 3. Бог Библия

автора Нюхтилин Виктор

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том 3. Бог Библия Однако, обращение к Библии, кстати говоря, столь же естественно, сколь и проблематично для целей поиска знания о Вере. Такое сочетание целей, которое предполагает получение Веры через знание, вероятно можно определять как

Мелхиседек

Из книги Мелхиседек Том 3. Бог автора Нюхтилин Виктор

Мелхиседек На этом можно было бы и закончить эту книгу, тем более что конец любой книги - всегда процесс искусственный, а не закономерный. Но осталось два вопроса, на которые надо ответить. Первый - несущественный, но он слегка раздражает. И в самом деле - почему книга

МЕЛХИСЕДЕК, царь салимский

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

МЕЛХИСЕДЕК, царь салимский Среди праведников Ветхого Завета, о которых в Писании даются исторические повествования, Мелхиседек – лицо наиболее загадочное. В книге Бытия ему посвящены всего три стиха (см.: Быт. 14,18-20). После того как Авраам освободил своего племянника Лота

7:1–19 11. Эта загадочная личность - Мелхиседек

Из книги Послание к Евреям автора Браун Р.

7:1–19 11. Эта загадочная личность - Мелхиседек Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, - тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2 Которому и десятину отделил Авраам от всего, - во–первых по знаменованию

Мелхиседек

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Мелхиседек Мелхиседек (правильнее Малкицедек) - один из загадочных образов Библии. На её страницах он упомянут всего дважды, но каждое из этих упоминаний исполнено глубокой значимости. Первый раз мы встречаемся с Мелхиседеком в 14-й главе Книги Бытия. В ней

Аврам и Мелхиседек

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Аврам и Мелхиседек 18 И Мелхиседек, царь Салима, встречая Аврама, принес хлеб и вино и как священник Бога Всевышнего 19 призвал свыше на Аврама такое благословение:«Бог Всевышний, Создатель неба и земли,да благословит тебя, Аврам!20 Да будет прославлен Бог Всевышний,в твои

Мелхиседек благословляет Аврама

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Мелхиседек благословляет Аврама 18. и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - "И Мелхиседек, царь Салимский..." Из числа других лиц, выходивших на встречу Аврама, священный историк останавливает наше внимание на выдающейся и

Архимандрит Мелхиседек (Короткий)

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Архимандрит Мелхиседек (Короткий) (†15/28 апреля 1841) Замечательный старец сей пребывал на покое в Оптинской обители 17 лет и скончался 15 апреля 1841 года на 80-м году от рождения. Сначала поступил он в Николаевский Пешношский монастырь в 1782 году, где и пострижен был в

Мелхиседек, царь Салимский

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Мелхиседек, царь Салимский И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского,2 Пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя

Мелхиседек

Из книги Библиотека Наг-Хаммади автора Автор неизвестен

Мелхиседек Иисус Христос, сын Бога [...] из...{...(2 строки не читаются)}...эоны, что мог рассказать всем эонам, и, в (случае) каждого эона, что я мог рассказать характер эона, что это есть, и что я мог бы облачиться в дружбу и совершенство как в одежду, О брат, [...] и...{...(7 строк не

Мелхиседек

автора Азимов Айзек

Мелхиседек 105-й псалом заканчивается славословием, а 106-й начинает пятое и последнее собрание, включенное в Псалтирь. Псалом 109 - еще один, в котором восхваляется царь, возможно, по случаю его коронации, - предрекает ему величие и силу. Более того, называет его обетованным

Мелхиседек

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Мелхиседек Поэтому большая часть Послания к евреям является красноречивой попыткой со стороны автора продемонстрировать, полностью через ссылки на Ветхий Завет, что учение Иисуса превосходит учение Моисея и что древнееврейское учение может только подвести к вершине,

8 июня 2016 года в г. Климовске Московской области на 90-м году жизни отошел ко Господу архиепископ Мелхиседек (Лебедев) .

10 июня 2016 года в Троицком соборе г. Подольска состоялось отпевание Высокопреосвященнейшего архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Божественную литургию и отпевание почившего владыки возглавил управляющий Московской епархией Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский в сослужении высокопреосвященнейших: митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа, митрополита Брянского и Севского Александра, митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, архиепископа Сурожского Елисея, настоятеля Троицкоко собора города Подольска протоиерея Александра Ганабы и многочисленного духовенства Московской, Екатеринбургской, Брянской, Иваново-Вознесенской и Вологодской митрополий.

Перед началом отпевания Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий зачитал обращение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла участникам погребения Высокопреосвященнейшего архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Гроб с телом почившего святителя был обнесён вокруг Троицкого собора города Подольска, похоронен Высокопреосвященнейший архиепископ Мелхиседек на территории Воскресенского храма села Молоди Московской епархии.

Архиепископ Мелхиседек (в миру ― Василий Михайлович Лебедев) родился 26 января 1927 г. в д. Ново-Черкасово Шатурского р-на Московской обл. в семье крестьянина.

Осенью 1946 г. поступил в духовную семинарию в Загорске, а в 1950 г. закончил ее по первому разряду.

18 июля 1950 г. архиепископом Можайским Макарием рукоположен во диакона, а 21 июля - во священника к Преображенской церкви с. Бесово Московской обл. В декабре того же года переведен в Пятницкую церковь с. Туголес. В феврале 1955 г. назначен настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди. В январе 1961 г. переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии и назначен настоятелем Богородице-Рождественской церкви г. Орехово-Зуево.

В 1962 г. поступил в Московскую духовную академию. В 1963 г. вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. В том же году митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество и направлен на Троицкое Патриаршее подворье в с. Переделкино.

17 июня 1965 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Вологодского. Богослужение совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископы Дмитровский Филарет и Волоколамский Питирим.

7 октября 1967 г. назначен епископом Венским и Австрийским, 25 июня 1970 г. ― епископом Пензенским и Саранским.

Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г. избран в состав Синодальной комиссии по вопросам христианского единства.

10 октября 1978 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

С 25 сентября 1991 г., в связи с возвращением исторического названия кафедрального города, стал титуловаться Екатеринбургским и Курганским, а с 23 сентября 1993 г., с образованием Курганской епархии, - Екатеринбургским и Верхотурским.

В год празднования 1000-летия Крещения Руси владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 г., и святыня была передана верующим. Помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 26 февраля 1994 г. переведен на вновь образованную Брянскую и Севскую кафедру.

Священный Синод на заседании 12-13 марта 2002 г. удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.

8 июня 2016 года в г. Климовске Московской области на 90-м году жизни отошел ко Господу архиепископ Мелхиседек (Лебедев). Перед своею блаженною кончиною Владыка Мелхиседек каждый день причащался Св. Христовых Таин, был соборован и мирно почил при чтении канона на исход души.

10 июня 2016 года состоялось отпевание и погребение Высокопреосвященнейшего архиепископа Мелхиседека. Заупокойную Литургию в Свято-Троицком соборе города Подольска совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии. Митрополиту Ювеналию сослужили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Брянский и Севский Александр, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, архиепископ Сурожский Елисей, настоятель Троицкого собора протоиерей Александр Ганаба, Московское духовенство, а так же клирики из других епархий, в которых в различное время совершал своё Святительское служение архиепископ Мелхиседек.

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) принял участие в соборном служении и отпевании новопреставленного Владыки Мелхиседека, поскольку в 1989 году был рукоположен и пострижен в монашество этим Святителем.

Проститься с архипастырем, отдавшим более 50 лет служению Святой Матери Церкви, прибыло многочисленное духовенство из епархий, которые возглавлял владыка Мелхиседек, и где его имя с благодарностью поминают. Пришли представители администрации Московской области и города, руководители предприятий и общественных организаций, а также жители Подольска и многочисленные прихожане собора и других городских храмов.

По окончании Божественной литургии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий зачитал собравшимся в храме слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: "Участникам погребения Преосвященного архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Дорогие братья и сестры! Господь призвал к Себе одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви - бывшего правящего архипастыря Брянской епархии архиепископа Мелхиседека. Вся жизнь покойного была посвящена служению Богу и людям. Родившись в Подмосковье в простой крестьянской семье, будущий владыка прошел нелегкий путь от воспитанника Московской духовной семинарии до архиепископа. За многие годы трудов на ниве Христовой он неизменно стремился со тщанием и усердием исполнять все возлагаемые на него Священноначалием послушания. В далеком 1950 году он принял священный сан и на протяжении пятнадцати лет совершал пастырское служение на приходах Московской области. В 1965 году Господь сподобил его принять благодать епископства. Занимая различные кафедры и стараясь быть делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15), владыка немало потрудился во благо Святой Церкви, а посему сникал любовь духовных чад, клира и паствы, признание общественности. Мне памятно участие почившего архипастыря в моей епископской хиротонии. Выражая соболезнование всем вам в связи с кончиной Преосвященного архиепископа Мелхиседека, возношу молитвы к Богу об упокоении его души в обителях небесных. Вечная память новопреставленному служителю алтаря Господня. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ".

По окончании чтения, митрополит Ювеналий возглавил чин отпевания новопреставленного Владыки Мелхиседека, которые длилось около двух часов при умилительном пении двух хоров Троицкого собора г. Подольска.

После этого гроб с телом почившего Святителя был обнесен вокруг Троицкого собора и доставлен к Воскресенскому храму села Молоди Чеховского района, в котором совершал своё священническое служение с 1955 по 1961 год. Гроб с телом архиепископа Мелхиседека был установлен возле отверстой могилы, приготовленной у алтаря Воскресенского храма.

Митрополит Ювеналий отслужил литию, после чего гроб с телом почившего Святителя Божия под пение "Святый Боже" был опущен в могилу. Вечная память новопреставленному Святителю Божию, архиепископу Мелхиседеку.



Рассказать друзьям