Наместник Раифской обители игумен Гавриил: «Отец Всеволод делал монастырь для людей. Архимандрит Всеволод (Захаров): «Если рядом с вами кто-то упал, не нужно забивать его камнями, нужно дать возможность ему подняться

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря

Архимандрит Всеволод (Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в городе Казани в многодетной семье. Его мать одна воспитывала шестерых детей.

В церковь будущий священнослужитель ходил с детства. Нёс послушания алтарника в и иподиакона епископа Казанского и Марийского Пантелеимона.

После окончания Казанской средней школы №1, в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1981 году в г. Курске архиепископом Курским и Рыльским Хризостомом рукоположен во иереи. Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района.

В 1985 году был переведен в Казанскую и Марийскую епархию. Был назначен настоятелем . Активно восстанавливал жизнь прихода, создал одну из первых детских воскресных школ в СССР.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод в честь благоверного князя Всеволода Псковского. В том же году возведен в сан игумена. Постриг и возведение в сан игумена совершил епископ Казанский и Марийский Анастасий.

В 1991 году игумен Всеволод впервые посетил Раифский монастырь, на территории которого располагалось специальное училище для несовершеннолетних преступников. В 1992 году его трудами обитель начала восстанавливаться.

В 1993 году был возведен в сан архимандрита.

В 2007 году окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации. Член Ученого совета Волжско-Камского государственного природного заповедника.

Член Общественного совета Республики Татарстан.

Кавалер Ордена Дружбы. За содействие укреплению дружбы между народами награжден дипломами ряда международных общественных организаций (ЮНЕСКО и др.)

За большой вклад в организацию духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан и личные заслуги в укреплении законности и правопорядка в июне 2002 года награжден медалью министра внутренних дел России «200 лет МВД России».

В октябре 2005 года удостоен медали «В память 1000-летия Казани» за значительный вклад в развитие столицы Татарстана.

Участник энциклопедического издания «Гордость города Казани», приуроченного к празднованию 1000-летия города Казани.

В 2007 году от имени Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева награжден дипломом республиканского конкурса «Благотворитель года».

В ноябре 2007 года в Казани архимандриту Всеволоду был вручен сертификат о присвоении звания «Хранитель Заповедных островов».

Почетный гражданин Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

За большой вклад в совершенствование духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан, а также в связи с 50-летием награжден почетной грамотой от Министерства внутренних дел РТ.

В январе 2009 году удостоен Благодарственного письма от премьер-министра РТ Р.Н. Минниханова за значительный вклад в духовно-нравственное возрождение и укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в республике.

В январе 2009 года, к 50-летию со дня рождения, удостоен Благодарственных писем от Президента РТ М.Ш. Шаймиева, министра внутренних дел по РТ А.Сафарова.

За заслуги в укреплении православных и духовных традиций и за личный вклад в возрождение Православия в России награжден орденом Русской Православной Церкви святого князя Александра Невского II степени.

Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II степени.

За большой вклад в дело сохранения межнационального и межконфессионального согласия в Республике Татарстан 10 февраля 2010 года глава Госсовета РТ — председатель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин вручил отцу Всеволоду благодарственное письмо и памятную медаль Госсовета РТ.

В связи с 55-летием со дня рождения награжден медалью Первосвятителя Гурия Казанского и медалью «За доблестный труд». Впервые в РТ этой светской награды был удостоен священнослужитель.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви 24 декабря 2015 года удостоен юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира».

Близкий знакомый почившего сегодня настоятеля Раифского монастыря рассказывает, каким он был и почему лягушки в пруду обители не квакают

Православный мир Татарстана сегодня скорбит по скоропостижно скончавшемуся наместнику Раифского монастыря отцу Всеволоду. Пока «БИЗНЕС Online» готовит о нем развернутый материал, о своем знакомом рассказывает сенатор от Татарстана Олег Морозов и говорит о нем как о «большом фантазере в хорошем смысле слова», которому удалось очаровать свой мечтой о восстановлении монастыря всех, включая сильных мира сего.

Сегодня рано утром в своем рабочем кабинете скончался наместник Раифского монастыря отец Всеволод (справа), стоявший у истоков возрождения монастыря Фото: «БИЗНЕС Online»

МИТРОПОЛИТ ФЕОФАН: «ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И РАИФСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ПОНЕСЛИ БОЛЬШУЮ УТРАТУ»

Сегодня рано утром в своем рабочем кабинете скончался наместник Раифского монастыря отец Всеволод , стоявший у истоков его возрождения. Основная версия случившегося - тромбоз легочной артерии. Похороны отца Всеволода пройдут завтра. Отпевание начнется в 9:00 в соборе Грузинской иконы Божией Матери. Заупокойную литургию и чин монашеского отпевания почившего в Раифской Богородицкой обители возглавит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан .

«Православная церковь и Раифский Богородицкий мужской монастырь понесли большую утрату со смертью архимандрита Всеволода, - заявил „БИЗНЕС Online“ митрополит Казанский и Татарстанский Феофан . - Этот человек созидал очень многое, а то, что он сделал для Раифской обители, невозможно выразить в двух словах. Только вчера я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, он как раз отслужил божественную литургию по случаю праздника Преображения Господня».

Архимандрит Всеволод (в миру - Вячеслав Захаров ) родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона. После окончания Казанской средней школы №1 в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию. В 1981 году в Курске рукоположен во иереи.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена. В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году был возведен в сан архимандрита. За два с лишним десятка лет из разрушенной обители Раифский монастырь превратился в одну из главных православных жемчужин республики, место паломничества верующих и обязательное место для посещения туристов, включая многочисленных VIP" ов.

«БИЗНЕС Online » готовит подробный репортаж из Раифы, а пока предлагает читателям интервью с членом Совета Федерации Олегом Морозовым , который знал отца Всеволода с самого момента начала восстановления монастыря.

Фото: raifa.ru

«СЛУЧИТСЯ БОЖЕСТВЕННОЕ ЧУДО - И НА ЭТОМ МЕСТЕ БУДЕТ РОСКОШНЫЙ МОНАСТЫРЬ»

- Олег Викторович, говорят, что вы были достаточно близко знакомы с отцом Всеволодом...

Насчет близкого знакомства это преувеличение. Но действительно отец Всеволод был человеком очень неординарным, ярким. Когда в 1993 году началась моя первая избирательная кампания в Государственную Думу, я тогда впервые совершенно случайно оказался на территории Раифского монастыря. Он находился на территории моего избирательного округа в Зеленодольском районе, и я туда заехал посмотреть. Он тогда был в абсолютнейшей разрухе, только начинались реставрационные работы. И вот тогда мы познакомились с отцом Всеволодом. Он мне запомнился таким с хитринкой - очень остроумный, образованный человек.

Он тогда сказал одну фразу, которая мне запомнилась: «Случится Божественное чудо - и на этом месте будет роскошный монастырь. Сейчас разруха, ничего нет, но, поверьте мне, здесь все будет - через некоторое время здесь будет полноценный монастырь, восстановятся все храмы». И так далее.

- Вы тоже оказывали помощь в восстановлении монастыря?

Я по мере сил помогал тогда процессу. Это были разные формы помощи: и спонсоров привлекал, и монахов одевал, и с кровлей помогал на одном из храмов, и станки вывозил из Успенского собора...

Фото: raifa.ru

И мы постоянно раз в год-два с ним пересекались по теме монастыря. Отец Всеволод очень болел этой темой. Для него это был ребенок, его собственный ребенок, которого он холил, лелеял, растил и вкладывал в него душу и сердце. Интересно, что он как-то умел сделать эту историю всеобщей - все, кто хоть раз бывал в этом монастыре, так или иначе включались в процесс его обустройства и восстановления. И я в этом смысле не исключение. Он обладал даром увлекать людей собственными идеями, проектами. Умел так представить свое детище, что все влюблялись в этот монастырь, все туда приезжали и вносили свою лепту в его восстановление.

Однажды у меня был такой проект - я возглавлял депутатскую группу «Регионы России». В нее входили где-то 50 депутатов. Вот представьте, они сняли самолет и с женами - человек 100 - прилетели в Татарстан. Моя цель была показать РТ, и одним из этапов нашей работы в республике было посещение Раифского монастыря.

Представьте, такое количество депутатов приехало в монастырь, нас принимал отец Всеволод, был концерт детей из монастырской школы, пел замечательный хор монастыря, где четыре парня фантастически поют. Я помню, что эффект был ровно такой, какой я и ожидал, - все мои депутаты влюбились и во Всеволода, и в монастырь. Потом многие из тех, кто имел финансовые возможности, тоже помогали.

- Кто был среди этих депутатов?

Мартин Шаккум, Николай Герасименко, Александр Жуков - он тогда был депутатом нашей группы, Тельман Гдлян, Валентин Степанков - бывший прокурор России, Элла Памфилова, Борис Громов - герой Советского Союза. Это были очень знаковые, известные люди. Это было в 1998 году, а может, и позже, точно не помню уже.

Фото: raifa.ru

«ОТЕЦ ВСЕВОЛОД БЫЛ ТАКОЙ БОЛЬШОЙ ФАНТАЗЕР В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА»

- Н е боитесь, что слишком многое в Раифском монастыре было сосредоточено на отце Всеволоде и без него монастырь уже не сможет так развиваться?

Мне кажется, что уже нет. Сейчас это полноценно действующий великолепный объект - архитектурный, исторический. Паломничество туда, как и сам монастырь, известно по всей стране. Нет, наверное, такого известного имени видного политического и общественного деятеля, кто приезжал бы в Татарстан и не побывал бы в Раифском монастыре. Таких, наверное, просто нет. На входе в монастырь есть доска (где, по-моему, есть и моя фамилия), там указаны фамилии людей, которые помогали в деле возрождения Раифского монастыря. Можно посмотреть - там фамилии очень многих известных людей. Там и Чубайс, там и покойный Починок, который, кстати, даже венчался в Раифском монастыре. Очень много известных людей так или иначе связаны с этим монастырем.

И очень много легенд! Отец Всеволод любил рассказывать очень много легенд, которые сам, скорее всего, и сочинял...

- Какие, например?

Про то, что лягушки в Раифском пруду не квакают. Якобы один из старцев, когда лягушки квакали и мешали молитве монахов, вышел на берег, помолился, попросил Бога, чтобы лягушки не квакали. Попросил, чтобы они жили в этом пруду, но, по крайней мере, не квакали. С тех пор лягушки в этом пруду не квакают (смеется ). Так мне рассказывал отец Всеволод. Так это было или нет, я не знаю, но правда в том, что, как говорят, лягушки в этом пруду почему-то действительно не квакают. В брачный период, когда все лягушки поют, там они молчат.

«Этот человек созидал очень многое, а то, что он сделал для Раифской обители, невозможно выразить в двух словах» Фото: raifa.ru

Еще одна легенда связана с Алланом Чумаком. Якобы Чумак как человек, который знался с нечистой силой, не смог войти в этот монастырь. Когда он проходил через входные ворота монастыря, ему стало плохо. Он сделал вторую попытку - опять не получилось... И так и не смог войти на территорию монастыря.

То есть отец Всеволод был такой большой фантазер, в хорошем смысле этого слова. И он умел представить свое детище очень, очень и очень эффектно, и действительно его все в этом смысле любили, помогали ему.

Это был человек, который умел вокруг себя создавать ауру того, что он занимается очень благим делом. И это, кстати, на самом деле соответствовало действительности - он воссоздавал уникальный объект. И те, кто видел монастырь в 1993 году, как я... Прошло всего 23 года... Посмотреть сегодня... Это были развалины, абсолютные развалины, где не было ни одного целого здания, а сегодня это великолепный архитектурный объект, куда не стыдно привезти кого угодно.

- Когда вы виделись последний раз с отцом Всеволодом?

Последний раз я с ним виделся достаточно давно - года 3 - 4 назад. Я приезжал по делам в Зеленодольский район и заезжал в монастырь...

- Он когда-нибудь жаловался на сердце, на здоровье?

Никогда в жизни! Он всегда выглядел очень бодрым. Я слышал, что он скончался в своем кабинете? Он, кстати, показывал мне этот свой кабинет. Он показывал мне свой стол, который якобы находится в монастыре со времен Степана Разина. Показывал мне вещи, которые, с его точки зрения, уникальные, которые имеют свою историю. Это еще одно свидетельство того, что он очень трепетно относился к своему проекту.

Панихиду в Грузинском храме и на могиле отца Всеволода совершил благочинный Раифского монастыря иеромонах Антоний совместно с братией обители и верующими. У подножия креста — свежие охапки роз... Цветы, слова благодарности. Вечная память! Вечная светлая память!

Утренний телефонный звонок от Георгия Фролова — фотографа, историка-археолога, краеведа, извещал меня, что завтра он едет в Раифу на встречу с только что назначенным игуменом — отцом Всеволодом, в монастырь. «Ты знаешь, этому парню удалось-таки пробить упрямство зеленодольских «держиморд», монастырь возвращен Церкви. Колония же ушла за стены монастыря. Приезжай! Присоединяйся! Всеволоду очень интересны твои сведения о музее монастыря», — кричал он в трубку.

И вот мы в Раифе. У входа нас встречает молодой священнослужитель с доброй улыбкой на лице: «Будем знакомы, отец Всеволод. А Вы мне крайне нужны, начинаем поднимать монастырь, пришло время собирать камни». Простота и непритязательность в обращении с нами, мирянами, подкупала в этом человеке, которого я видел в первый раз. В потертой камилавке и видавшем виды подряснике со следами побелки, он напоминал доброго сельского батюшку, каким, собственно, он и был еще недавно в пригородном селе Гари.

Ржавая калитка в монастырский двор со скрипом отворилась, и мы вошли на территорию еще вчера бывшей тюрьмы. Я вступал сюда во второй раз. В первый раз, за два десятка лет до этого, это была строгая тюремная зона, я шел по этой земле как учитель, идущий на урок к малолетним преступникам в тюремную школу. На это раз картина была иной: огромные мотки колючки и спиралей Бруно, свернутые и смотанные на деревянные катушки, готовились к вывозу. Но тлен и разорение царили вокруг. Горы битого кирпича, строительный мусор и драные кошки, копошащиеся на нем, навевали безрадостные мысли. Память, невольно, воскресла лермонтовскими строками из его «Боярина Орши»:

«…Он въехал на широкий двор
Все пусто… будто глад и мор
Недавно пировали в нем…»

Георгий Фролов не переставал щелкать затвором своего «Зенита»: «Снимайте! Снимайте!» — ободрял его отец Всеволод. — Нам нужна фотолетопись возрождения. Скоро все здесь переменится».

Мы бродили по заброшенным храмам, превращенным в производственные мастерские. Кое-где еще стояли станки, из пробитых храмовых стен торчали вентиляционные вытяжки. А отец Всеволод все рассказывал и рассказывал про одиссею войны с зеленодольскими чинушами из райисполкома: «Ах, сколько сил душевных и физических потерял я, отстаивая обитель, и знаете, что читал в их глазах? Страх! Страх, что их времена уходят. Теперь вот пытаюсь привлечь к этому святому и поруганному месту общественность, беспокою предприятия Казани, Зеленодольска. Есть уже реальные благотворители. И ведь вот еще что: скверна греха, преступлений, что творились здесь за семь десятков лет; взять хоть за веру здесь. За всех будем молиться».

Отец Всеволод ведет нас к оскверненному монастырскому кладбищу: «Вот — пир Сатаны, — кивает он на надгробье со сбитым крестом. — Перевернули лицевой стороной и положили порогом для входа в токарные мастерские, а ведь это с могилы купца Атлашкина, главного, как теперь модно называть, спонсора Раифской обители. Первейшая задача сейчас — разобрать завалы, убрать весь хлам, тогда и приступим к восстановлению!»

В тот первый день нашего знакомства отца Всеволода спешно вызвали в Зеленодольск на встречу с руководством завода им. Серго. Поэтому договорились, что увидимся через неделю. В назначенный день мы приехали не одни, а с только что созданным отрядом ребят-скаутов казанского центра «Заречье». Этот дружный десант помогал с расчисткой территории. После трудов праведных отец Всеволод повел нас в полуподвал Братского корпуса. Здесь бережно сохранялись святыни обители, те остатки, что чудом уцелели или были спасены и сохранены в семьях окрестных монастырь деревень в годы безвременья. Узнав, что монастырь возрождается, они приносили спасенное.

Таинственный полумрак пятачка вновь рождаемого монастыря напоминает катакомбы времен первых христиан. Вот на полу громоздятся ветхие богослужебные книги, какие-то документы, наскоро набитые в прозрачные папки, стеклянный ящик, полный позеленевших от времени нательных крестов, среди них выделяются два наперстных, предметы или фрагменты церковной утвари. На сбитых из неструганых досок стеллажах стоят иконы разных размеров и степени сохранности. Перед некоторыми горят свечи. Из глубины полумрака на нас глядит строго и проницательно величавый образ Спаса «Ярое Око». Я невольно вздрогнул, и вновь в памяти всплывают лермонтовские строчки:

«Стоят над ложем образа,
Их ризы блещут, их глаза
Вдруг оживляются, глядят, -
Но с чем сравнить подобный взгляд?
Он непонятней и страшней
Всех мертвых и живых очей!»

Осторожно взяв меня за руку, отец Всеволод по деревянным сходням вывел нас с Фроловым к свету: «Я проведу вас сам по всей территории. Мы выходим на уже расчищенную от мусора тропу и движемся вслед за наместником. «Смотри-ка!» — воскликнул вдруг Фролов. Мы все останавливаемся перед полуразрушенной башней, на которой еще угадываются следы побелки вековой давности. Из навершия башни, сильно накренившись, торчала ржавая сварная конструкция, готовая в любой миг свалиться нам на голову.

«Давно не смотрит Спас с божницы,
И свет лампад давно погас:
Пред изначальным ликом жницы
Он в темноте оставил нас!
И вот теперь в привычном месте
Висит не Спасов образок,
А серп воздания и мести
И сердца мирный молоток!»

«Откуда эти строчки?» — встрепенулся я. «Это наш русский поэт Сергей Клычков, — ответил отец Всеволод. — Смерть-жница, ведомая властью бесов, и его скосила в 1937 году. И заметьте: серп у него не символ труда, а символ смерти, мщенья, как впрочем, и молот. Не созидающий, а разрушающий, тот, что вгоняет гвозди в гроб. Спаситель разрушил смерть, как говорил апостол Павел. Большевики же растоптали Раифскую святыню, сбили все кресты и образы Спасителя. Крест — христианский символ воскресения и вечной жизни, заменили языческим символом смерти, забвения и пустоты. И об этом надо помнить все времена».

Отец Всеволод. Фото иеромонаха Иоанна (Сидоренко)

В тот день, уже за чашкой чая, в создаваемой трапезной отец Всеволод вновь вернулся к мысли, что все мы смертны, век наш скоротечен, и надо стремиться творить добро, где бы ты ни находился. Помнится, при прощании, благословляя нас на добрые дела помощи воссоздаваемому монастырю, он сказал: «Смысл моей последующей жизни в том, чтобы по мере сил и возможности возродить обитель, в меру тех сил, что отпустит мне Господь».

И это ему удалось.

Шоком для всего православного мира Татарстана стала новость: вчера умер 57-летний наместник Раифского монастыря отец Всеволод (Вячеслав Захаров). Он скончался «на боевом посту» в своем рабочем кабинете, занимаясь делами монастырского детского приюта.


"Проходите-проходите, у нас наместник умер"

События на территории Раифского монастыря сегодня развивались почти как в сюжете британского фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». Пока по комплексу бродили счастливые пары, один за другим подъезжали свадебные кортежи и мирно гуляли туристы, рядом с Троицким собором в небольшом здании резиденции наместника с его концелярией и кабинетом, где и нашли тело, шла подготовка к погребению отца Всеволода . Из здания то и дело суетливо выходили сотрудники полиции, охранники, послушники, священнослужители. Лица их были спокойны, но жесты, телодвижения и действия говорили о том, что к такому повороту событий, конечно, никто не был готов.

«Был он нормальный, ни на что не жаловался до сегодняшнего. Вчера и до этого проходили службы, а сегодня утром стало плохо», - рассказал прихожанин по имени Владимир . На вопрос, что именно произошло, он ответил, что никакой информации пока нет. «Никто ничего не говорит пока, но, видимо, сердце», - сделал предположение Владимир. Не больше него знали и другие. «Ничего пока не знаем, ничего не говорят», - такой ответ давали все.

Подробностей не удалось узнать и у священнослужителей. На просьбу сообщить хоть какую-то информацию они лишь коротко отвечали отказом. «Нет. Сейчас вряд ли вам что-то скажут». Кто-то из присутствующих порекомендовал обратиться к отцу Силуану , наместнику Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Однако и он ответил отказом. Ситуацию немного прояснила эксперт-криминалист полиции МВД по РТ, сообщившая что кончина 57-летнего отца Всеволода, по ее мнению, не носит криминального характера: «Никаких следов насильственной смерти я не заметила. Там сейчас продолжают работать судмедэксперты, и о точных причинах произошедшего лучше спросить у них». В этот момент из здания наместника монастыря вышел сотрудник полиции, который на вопрос, что же случилось, коротко ответил: «Инсульт. Тромбоз легочной артерии», - и поспешил удалиться. Отметим, что вскрытия для установления точных причин смерти решено не проводить.



Ближе к 14 часам суета у здания наместника монастыря усилилась. «Где братья наши?» - выходя из помещения, воскликнул один из священнослужителей. Это был своего рода призыв собраться, чтобы перенести тело.

«Проходите-проходите, у нас наместник умер», - попросила, вытирая слезы, женщина в черном платке зазевавшуюся у входа в канцелярию группу туристов. Те понимающе закивали головами и поспешили удалиться. «Что же теперь будет?» - плача и обнимая ее, спросила другая служительница. В ответ прозвучало лишь тихое: «Не знаю».

«Внезапно, внезапно. Как снег на голову», - громогласно воскликнул мужчина. Не прокомментировав его реплику и притихнув, все приготовились увидеть то, к чему они совершенно не были готовы.

В два часа тело отца Всеволода, облаченное в одежды, соответствующие его сану, и, как полагается, с закрытым возду́хом (то есть покровом) лицом в знак почета, вынесли из здания, в руках покойного была свеча. Пока небольшая процессия, обогнув Троицкий монастырь, тянулась по улице, люди, явно не ожидавшие, что кроме экскурсии им предстоит увидеть еще и похоронное шествие, начинали креститься, кто-то тут же поднимал детей на руки, не давая им увидеть тело, кто-то не смог сдержать слез.

Тело отца Всеволода поместили в соборе Грузинской иконы Божией Матери, где завтра отпевание возглавит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан .



"Я Раифу на Париж никогда не променяю"

Можно сказать, что наместник Раифского Богородицкого монастыря архимандрит Всеволод был в значительной мере и его основателем. Конечно, в энциклопедиях в этом качестве всегда будет указываться отшельник Филарет, странствовавший в начале XVII века по городам Поволжья и в конце концов надумавший срубить себе келью на берегу здешнего озера. Но когда странник Филарет, один из «божиих людей», которых много тогда было на Руси, своими легкими ногами пришел в эти места, здесь тянулись к небу нетронутые леса и жили язычники-черемисы, с почтением отнесшиеся к новому анахорету. А вот когда в 1990 году сюда впервые заглянул молодой зеленодольский священник отец Всеволод (в миру - Вячеслав Захаров ), никакого прежнего благолепия уже не было: по бывшим монастырским стенам, словно ядовитый плющ, вилась ржавая колючая проволока, звонница стояла пустой, соборы - полуразрушенными. В Троицком храме размещался производственный цех, работали станки. На месте монастырского кладбища - четыре туалета, в братском корпусе - камеры смертников, сохранившиеся с гулаговских времен. Давно растворились в истории марийские язычники, зато на смену им пришли атеисты, устроившие на территории бывшего монастыря сначала тюрьму, а потом колонию для несовершеннолетних. Само собой, никакого особого пиетета к отшельникам они не испытывали, поэтому приди сюда четыре века спустя Филарет, вряд ли бы он принял решение спасать здесь свою душу. По иному поступил отец Всеволод, к тому времени еще только возведенный в сан игумена: он решил возродить обитель. И это несмотря на то, что специалисты уже вынесли приговор Раифе (так в казанском просторечии называют монастырь): восстановлению не подлежит.

«Когда я увидел эту поруганную красоту, у меня сердце сжалось. Как будто человек в реанимации лежит. Вот-вот умрет», - вспоминал потом отец Всеволод. Пять лет ему понадобилось на то, чтобы сделать невозможное: отстроить практически заново обитель и возродить монастырскую жизнь.

О том, как проходили восстановительные работы, написано достаточно много. Не обошлось и без вездесущего Минтимера Шаймиева - в то время президента Татарстана, пожертвовавшего свои средства на пять крестов для куполов Троицкого храма. Позднее наместник Раифского монастыря назовет Шаймиева «главным благодетелем» обители: без его участия главный монастырский собор вряд ли бы подняли из руин за одну православную «пятилетку». Впрочем, даже директор колонии Владимир Чернов оказался не противником, а союзником молодого монаха: он согласился освободить оскверненную территорию и взялся помогать в возрождении святого места.



Дальнейшее, на поверхностный взгляд, было сплошной сказкой: обитель росла и стремительно набирала популярность. После завершения работ ее включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. А еще в августе 1991 года сюда вернулась чудотворная копия Грузинской иконы Божией Матери (25-летие ее возвращения незаметно минуло на прошлой неделе). Вместо колонии для несовершеннолетних на территории монастыря возник детский приют для мальчиков-сирот. Устроители приюта и его воспитатели - монахиня Анастасия (Хоменкова) и директор «детского корпуса» отец Владимир (Кондратьев) - всегда повторяли, что не собираются делать из своих трудных питомцев монахов, а просто воспитывают их в христианских традициях. «Мы растим нормальных, верующих людей, - рассказывали еще пять лет назад православному журналу „Нескучный сад“ сотрудники приюта. - Обычных граждан общества. В монахи приходят люди по вере своей, это должен быть порыв души. А вытесать Буратино, и вот вам готовый монах - так нельзя».

К слову, в Раифе до сих пор бытует легенда, как во время поездки в Париж воспитанников монастырского приюта одного из них предлагала усыновить великая княгиня Леонида Романова (супруга Владимира Кирилловича Романова, умерла в Мадриде в возрасте 96 лет - прим. ред.), но тот неожиданно расплакался и заявил: «Я Раифу на ваш Париж никогда не променяю!» «Так и не вышло из него нового Романова», - заключает монахиня Анастасия.

"Здесь БАБ скорбел, Боос крестился и рьяно Починок молился"

Благодаря усилиям отца Всеволода Раифский монастырь постепенно стал образцовым, сюда зачастили высокие гости. Их было настолько много, что по этому поводу даже сложили частушку: «Здесь БАБ скорбел, Боос крестился и рьяно Починок молился». Под экзотической аббревиатурой БАБ скрывался ныне уже полузабытый опальный олигарх, «крестный отец Кремля» Борис Березовский , умерший при загадочных обстоятельствах в Англии в 2013 году. Однако в Раифе его помнят живым и здоровым, навещавшим когда-то обитель в качестве то ли благотворителя, то ли паломника. Наивные монахи монастыря, полагая, что Борис Абрамович - иудей и жаждет бесед о Талмуде и Торе, повели было с ним беседу о тонкостях иудаизма, но БАБ с возмущением отверг эти попытки сделать ему приятное. Говорят, что при этом он даже заявил, что является убежденным православным христианином, после чего, подойдя к Грузинской иконе Божией Матери, набожно перекрестился и зажег свечку.



Что касается бывшего калининградского губернатора Георгия Бооса , то он вообще считался большим другом отца Всеволода и неоднократно прилетал к нему в гости, особенно на праздники Крещения, когда верующие собирались в очереди, чтобы окунуться в ледяную купель (это тоже одна из знаменитых здешних достопримечательностей). От Бооса и Березовского в Раифском монастыре остался компьютерный класс для детского приюта, созданный и оснащенный при их непосредственном участии.

В 2002 году в обители венчался в то время министр труда Александр Починок (умер в 2014 году). Свадьба была роскошной, в качестве свадебного подарка отец Всеволод преподнес министру список Грузинской иконы, после чего молодожены отправились кататься по Волге.

Тех же, чьи имена не попали в частушку, настолько много, что никакого стихотворного размера не хватит, чтобы их вместить. На фотографиях в монастырских коридорах можно увидеть Владимира Путина и Дмитрия Медведева . Был в Раифе и первый российский президент Борис Ельцин - говорят, совершал «заплыв» в озере. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов , верный своим принципам «православного коммунизма», тоже зажигал в монастырских храмах свечи и предлагал, как говорят, наместнику спеть вместе с ним песню «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!». Реформатор и «наночиновник» Анатолий Чубайс оставил в гостевой книге многозначительную запись: «Российское будущее - это мощная экономика плюс душа». Есть в этой же книге и записи других известных гостей: актера Василия Ланового , певца Юрия Шевчука , режиссера Станислава Говорухина и пр. Кстати, кроме Бооса в Богородицкой обители венчался актер Александр Калягин , до этого крестившийся в Раифе.

Понятно, что все это создавало Раифскому мужскому монастырю славу «витрины» православного Татарстана и автоматически делало наместника обители весьма значительной фигурой в республиканском истеблишменте. В этом качестве отец Всеволод считался особо приближенным к бывшему митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию , который на самой заре его подвижнического пути совершил пострижение будущего игумена в монахи. Впрочем, и при смене правящего архиерея епархии и появлении в Казани митрополита Феофана отец Всеволод ни в чем не растерял своих позиций, оставшись все таким же деятельным и гостеприимным. Фактически как к главному центру православия относится к Раифе и митрополит Феофан: именно здесь он совершил Крещенское и Пасхальное богослужение, причем в последнем случае это было впервые за все 400 лет существования обители. О том, кто станет наместником теперь, пока говорить рано, но наверняка это будет доверенное лицо главы Татарстанской митрополии - уж слишком большое значение приобрела Раифа. Пока же, по его словам, кем-то вроде исполняющего обязанности, если так можно выразиться, будет сам митрополит.

К слову, месяц назад Раифский монастырь стал одним из пунктов эпохального визита в Татарстан патриарха Кирилла . Изначально в программе он не значился, но Святейший, уже находясь в полете по пути в Казань, попросил включить его в программу. «Приехал патриарх - это уже важно для всех нас, потому что это наш молитвенник, это наш первосвятитель. Мы ждали, мы готовились. И его молитва очень важна для нас, поверьте. Потому что монаху очень трудно», - рассказывал тогда отец Всеволод - быть может, в последнем своем интервью. Кстати, по словам очевидцев, патриарх Кирилл при встрече похлопал по плечу наместника Раифского монастыря и сказал: «Я к тебе еще приеду чай пить».


"Личности такого масштаба на горизонте среди религиозных деятелей нет"

«БИЗНЕС Online» попросил людей, близко знавших наместника Раифского монастыря, рассказать, что они думают о его неожиданной кончине и чем им запомнился этот удивительный человек.

Феофан - Митрополит Казанский и Татарстанский:

Православная церковь и Раифский Богородицкий мужской монастырь понесли большую утрату со смертью архимандрита Всеволода. Этот человек созидал очень многое, а то, что он сделал для Раифской обители, невозможно выразить в двух словах. Только вчера я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, он как раз отслужил божественную литургию по случаю праздника Преображения Господня.

Отец Всеволод скончался на боевом посту, у себя в рабочем кабинете, где он, судя по всему, занимался делами детского приюта. Поэтому можно сказать, что с кончиной раифского архимандрита осиротели не только насельники обители и его многочисленные духовные чада, но и воспитанники приюта для мальчиков, который он сам создал на месте советской колонии для несовершеннолетних и окормлял в течение многих лет.

Да, в последнее время наместник Раифского монастыря жаловался на здоровье и даже подавал прошение о лечении. Связано это было, в частности, с тем, что отец Всеволод проходил лечение у стоматолога и вставлял себе импланты зубов. Это болезненно у него протекало. Но причиной неожиданной смерти, если судить по разговорам с врачами, стало сердечно-сосудистое заболевание, возможно закупорка аорты. Архимандрит Всеволод сподобился безболезненной, непостыдной и мирной кончины в первый день после праздника Преображения Господня. Накануне он отслужил в монастыре праздничную литургию, а уже на следующий день «преобразился» сам, то есть отошел к Господу.

Следует сказать, что за годы его управления Раифская обитель стала одним из важнейших духовных центров Татарстанской митрополии, привлекающих к себе множество паломников и всех желающих познакомиться с православным монашеством. Сегодня вместе с православными верующими скорбят и наши мусульманские собратья, ибо велика заслуга почившего в укреплении межконфессионального мира в Татарстане, в установлении добрых и конструктивных отношений с мусульманской общиной республики.

Я сам в растерянности от случившегося, не знаю, кого поставлю на это место. Видимо, пока сам лично буду присматривать...



Александр Тыгин - глава Зеленодольского района РТ:

Это была неожиданная весть для нас. Для Зеленодольска это личность очень яркая, известная и авторитетная. Он же почетный гражданин Зеленодольского района. Я знаком с ним достаточно давно. Он на глазах у всех горожан, людей, которые его очень хорошо знают, восстановил из руин храм. И в самом храме не просто уделял внимание вере, но и приобщал к ней всех своих прихожан. У него в подворье был детский дом, он всегда огромное внимание уделял детям, оказавшимся в тяжелых условиях, сиротам. В последнее время был сдан знаковый объект - дом паломника. Это был очень всесторонне любящий людей человек. Такая тяжелая для зеленодольцев утрата. Я уверен, что он останется очень ярким в нашей памяти человеком. Мы соберемся с видными деятелями района и определимся, как все это хозяйство, память о нем должным образом закрепить.

Это огромная потеря для нас, личности такого масштаба на горизонте среди религиозных деятелей нет.

Наталья Починок - ректор Российского государственного социального университета, вдова экс-министра труда и бывшего сенатора Александра Починка:

Отец Всеволод со всей своей экс-комсомольской энергией старался сделать из мальчишек-шалопаев и хулиганов настоящих людей. Ему было дело до всего, что происходит в миру: политике и жизни. Казалось, что чересчур по-светски он объяснял православные истины, но все для того, чтобы найти свой ключик к сердцу каждого. К нему ехали отовсюду. Он рассказывал, почему лягушки в озере близ монастыря не квакают, почему Раифская пустынь - уникальное место в мире, почему Грузинская икона Божией Матери чудотворная и многое другое. Замечательный человек, светлая память ему!

Место для венчания мы с мужем выбирали осознанно, ведь здесь находится чудотворная икона, охраняющая плодородие семьи. Мы просто влюбились в это место, потом помогали организовать роспись в храме. Как говорил мой супруг, Александр Петрович Починок, Грузинская икона Божией Матери самая праздничная, поэтому и каноны позволяют сделать праздничным, ярким убранство храма.

Габдельхамит Зиннатуллин - имам-мухтасиб Зеленодольского района:

Мы с Всеволодом религиозной деятельностью начали заниматься примерно в одно и то же время. Я с ним познакомился в 80-х годах. Он работал тогда в церкви поселка Гари Зеленодольска. Это было в коммунистические времена, период определенных испытаний. Немного позже мы вместе участвовали в республиканских мероприятиях. Я - со стороны мусульман, он - от православных. В Раифском монастыре я тоже был в гостях, посмотрел, какие там ведутся работы. Всеволод очень хорошо меня встретил. Он был очень добродушным, открытым, деликатным, воспитанным человеком. Внутри монастыря сумел создать духовную атмосферу. Был хорошим организатором.

Рамиля Ахметзянова - экс-режиссер ТНВ:

Я отца Всеволода знаю с детства, когда он еще был Вячеславом. Мы жили в одном доме, их квартира была через стенку. Слава был комсомольским лидером в школе №1 на Булаке. Мы даже не предполагали, что он станет священником. Горел комсомольской идеей. Видимо, организаторские способности и помогли ему восстановить Раифский монастырь.

Павел Павлов - благочинный кряшенских приходов Казанской епархии:

Мы с ним вместе учились в Московской духовной семинарии. Он поступал на год раньше, я - на год позже. Четвертый курс мы вместе проходили. Он был очень активным, выступал в хоре, в религиозном плане был очень старательным. У него в монастыре я бывал, но не так часто. Миряне чаще бывают. Человек едет каяться, а у нас своя служба, у него своя была. Будем молиться за упокой души усопшего.

После скоропостижного ухода из жизни 57-летнего наместника Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрита Всеволода, возродившего поруганную обитель из руин, встал вопрос: кто возглавит православную жемчужину Татарстана? Найдется ли равная по масштабу личность? Сам отец Всеволод, друживший с известными российскими политиками и артистами, в последние годы так говорил про монастырь: «С Божьей помощью я создал свечу, а уж зажечь ее, наверное, придется другому».

Печальная весть о кончине наместника Раифского монастыря Всеволода (Вячеслава Захарова) в своем рабочем кабинете прозвучала утром 20 августа как гром среди ясного неба. Отец Всеволод, родившийся 23 января 1959 года в многодетной казанской семье (шесть детей), был молод душой, полон сил, жизнелюбия и планов. По предварительной версии, у священнослужителя оторвался тромб.

21 августа архимандрита Всеволода после отпевания в соборе в честь Грузинской иконы Божией Матери похоронили на монастырской земле, которой он отдал 25 лет жизни. Проводить наместника в последний путь пришли более тысячи верующих, а также представители власти: руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, зампредседателя Госсовета РТ Юрий Камалтынов, руководитель аппарата кабмина Шамиль Гафаров. От Рустама Минниханова и МВД по РТ были возложены венки. Божественную литургию и чин отпевания возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.


Поток желающих проститься с архимандритом Всеволодом, которого вся Россия узнала в 1995 году после документального фильма Марины Разбежкиной «Странная свобода бытия» как жизнерадостного монаха-строителя с сияющими голубыми глазами, не прекращается и сегодня.

Как выяснила «Вечерняя Казань», из Ульяновска на могилу новопреставленного отправился митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий, который до 2015 года возглавлял Татарстанскую митрополию. Именно при Анастасии в 1990 году архимандрит Всеволод взялся за возрождение разрушенной большевиками обители, в которой на тот момент размещались клуб и детский спецприемник (на момент передачи церкви сохранность некоторых монастырских построек составляла всего 16%).


«Вспоминаю первые дни в Раифе. Мы приехали сюда после обеда зимой. Темно. Пришли в Грузинский собор, там был клуб. В комнате кровать стояла. И первый послушник Ляксандр лег спать в первый раз в монастыре. А первую службу мы начали служить так: «Благословен Бог наш!» А на улице запели: «В Советской армии…» - колонисты по коридорам ходят, песню поют».

Еще не могу осознать, что его нет. Более милосердного, любящего и жизнерадостного человека я за свою жизнь не встречал, - поделился с «Вечерней Казанью» настоятель храма Илии Пророка в Ильинском подворье Раифского монастыря и друг отца Всеволода протоиерей Константин (Люкшин). - Все шли к нему за советом, деньгами, помощью. Он никогда не говорил, что ему некогда. Находил хотя бы две-три минутки. Он был более тридцати лет священником - опыт огромнейший. А Господь даровал ему мудрость. С архимандритом Всеволодом, тогда еще игуменом, я познакомился в 1993 году, когда мне был 21 год и я пришел на вечернюю службу в зеленодольский храм, где он служил. Потом я стал помогать ему в восстановлении Раифского монастыря. Благодаря отцу Всеволоду я стал священником... Про Раифу он в последнее время часто говорил, что с Божьей помощью создал свечу, а уж зажечь ее, наверное, придется кому-нибудь другому. Потому что архимандрит Всеволод был хозяйственником и строителем. Роль духовника он на себя никогда не брал.

Отец Константин подчеркнул, что наместник всю жизнь работал с комсомольским задором (в 1970-е юный Вячеслав Захаров возглавлял комсомольскую организацию в казанской школе №1), обладал талантом расположить к себе, заинтересовать монастырем даже светских людей. Известно, что в Раифе бывали Борис Ельцин, Дмитрий Медведев, здесь венчался со своей супругой Александр Починок, бывший тогда министром по налогам и сборам. И хотя в монастырях таинство венчания не проводят, для Починка было сделано исключение по благословению патриарха Алексия II. Венчал отец Всеволод.


Среди друзей раифского архимандрита - актер Александр Калягин, которого он лично крестил. В монастырь приезжали такие звезды театра и кино, как Валентин Гафт, Ольга Остроумова, Василий Лановой, Александр Збруев, Михаил Боярский. Здесь бывали Юрий Шевчук и Олег Газманов, которые подарили мальчишкам-сиротам из открытого при монастыре детского приюта музыкальные инструменты.

Говорят, архимандриту Всеволоду неоднократно предлагали возглавить какую-либо кафедру РПЦ, стать архиереем. Он отказывался, выбирая Раифу.

Отец Всеволод был хорошим, честным и светлым человеком с потрясающим чувством юмора, - поделился с «Вечерней Казанью» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. - Накануне его кончины я, уезжая в Нижнекамск на юбилей города, разговаривал с отцом Всеволодом по телефону. Как всегда, он был жизнерадостен и на мои поручения ответил с юмором: «Владыка, ну я же сказал, все будет на блюдечке с голубой каемочкой». Вообще отец Всеволод отличался прекрасным знанием человеческой психологии. Он мне говорил: «Владыка, я вот наблюдаю, как вы общаетесь с людьми… Ведь надо же всегда в глаза человеку смотреть: говорит он глазами или молчит? Если очи ничего не выражают, это человек опасный». Любопытная метода...
Господь забрал отца Всеволода на вершине славы, сорвал как спелый плод. Он отстроил Раифу, детский приют, сделал много добрых дел... Его все любили, ценили, уважали. Бог знает, когда свои лучшие плоды срывать.

Из фильма «Странная свобода бытия», архимандрит Всеволод:

«Когда у меня спрашивают: а где вы деньги берете? - я говорю: рэкетирую… Мне тут руководство МВД предложило удостоверение «рэкетера» дать. Естественно, мне приходится ездить с утра до вечера, просить деньги на восстановление уникального памятника архитектуры, жемчужины многонациональной республики. Государство обещает, но не дает. Я вот своими рэкет-способностями как-то что-то... Но Бог меня, кажется, благословляет, потому что получается...»

На вопрос «Вечерней Казани» о будущем Раифского монастыря митрополит Феофан ответил:

Конечно, в любом важном деле личность играет огромную роль, но монастырь есть монастырь. Сегодня он твердо стоит на ногах. Пока я сам буду руководить обителью как священноархимандрит Раифского Богородицкого монастыря. Так по нашему уставу положено. А со временем начну подбирать кандидатуры в настоятели. На такие должности просто так не назначают. Тут надо внимательно подойти.

Добавим, выбранная владыкой кандидатура должна пройти рассмотрение в Священном синоде, а затем получить благословение Патриарха всея Руси. Как уточнили для «Вечерней Казани» в Татарстанской митрополии, имя нового наместника Раифского монастыря, скорее всего, будет объявлено в конце сентября - через сорок дней после кончины архимандрита Всеволода.

Фото Дмитрия Севрюгина и Дмитрия Катаргина ( www.raifa.ru)



Рассказать друзьям