Отмена нантского эдикта во франции. Нантский эдикт

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Февраль 15, 2014

Нантский эдикт — это особое королевское постановление, которое было провозглашено в 1589 году в городе Нанте. Согласно этому эдикту протестанты получали равные с католиками гражданские права; им позволялось публично отправлять свои богослужения, а в качестве гарантии их свобод была сохранена вся гугенотская военно-политическая организация — регулярные ассамблеи, крепости, гарнизоны.

Что предшествовало изданию Нантского эдикта?

Династия Валуа, правившая во Франции с 1328 года, медленно угасала. Один за другим отправились в могилу четыре сына короля Генриха II, из которых трое, Франциск, Карл и Генрих, поочередно занимали французский трон.

Когда стало понятно, что у последнего короля династии — Генриха III Валуа (1574—1588 гг.) не будет прямых наследников, встал вопрос о передаче власти. Наиболее вероятным претендентом на престол являлся потомок третьей ветви рода Гуго Капета (первые две — собственно Капетинги и Валуа) — Генрих Бурбон, король маленькой Наварры.

Единственной проблемой для государства, охваченного религиозными войнами, была вера, исповедуемая претендентом на корону. Дело в том, что Генрих Наваррский был протестантом. Однажды он уже переходил в католичество, но чтобы объединить вокруг себя гугенотов, Генрих вернулся в протестантизм.

Лотарингские герцоги Гизы, также имевшие виды на корону Франции, использовали религиозную рознь, чтобы помешать Бурбону стать королем. Когда Генрих III был убит фанатиком-монахом (1588 г.), назначенный им наследником Генрих Наваррский столкнулся с противостоянием сплотившегося лагеря сторонников римской церкви, объединенных в «Католическую лигу», а также многочисленных отрядов иностранных наемников, грабивших и разорявших страну, и испанскими войсками, призванными на помощь Гизами, занявшими столицу.

«Париж стоит обедни!» — решил наваррский король и принял католичество. Таким образом ему удалось примирить два враждующих лагеря, поскольку протестанты все еще смотрели на него как на своего вождя, а для католиков он стал единоверцем. В 1594 году Париж открыл ворота новому королю, признав его законным монархом под именем Генриха IV.

Генрих поспешил закрепить свое положение, окончательно примирив противников и прекратив кровопролитную гражданскую войну. Вельмож — как католиков, так и гугенотов, признавших его, — он наделил щедрыми наградами в виде губернаторств, пенсий, придворных должностей, городов и провинций.

Еще в 1589 году в городе Нанте было провозглашено особое королевское постановление, известное как Нантский эдикт. Согласно этому эдикту протестанты получали равные с католиками гражданские права; им позволялось публично отправлять свои богослужения, а в качестве гарантии их свобод была сохранена вся гугенотская военно-политическая организация — регулярные ассамблеи, крепости, гарнизоны.

Отмена Нантского эдикта

Эта политическая организация гугенотов была ликвидирована лишь при сыне Генриха IV — Людовике XIII, когда управлявший королевством кардинал Арман-Жан дю Плесси Ришелье разрушил последний оплот протестантизма — крепость Ла-Рошель, не отменив, однако, их свободного вероисповедания.

Лишь с ослаблением Реформации и усилением влияния церковного клира реакционным католическим кругам удалось в 1685 году добиться отмены Нантского эдикта и запрещения во Франции протестантизма.

Отмена Нантского эдикта

Семнадцатого октября 1685 года Людовик подписывает в Фонтенбло указ об отмене Нантского эдикта. Это окончательно создаст ему в Европе репутацию тирана.

Он всегда относился к протестантам с недоверием и терпел их лишь скрепя сердце. Он считает их по меньшей мере «республиканцами», так же как и янсенистов, по причине провозглашения ими права на свободу суждений. И хотя их лояльность по отношению к монархии не подлежит сомнению, образцами для них всё же являются Женева и Амстердам. А посему окружение короля, чтобы доставить ему удовольствие, уже не первый год убеждает его, что почти все они, если не все, обратились к католической вере своих предков, из чего с очевидностью следует, что Нантский эдикт более не нужен.

И он подписывает документ, отменяющий Нантский эдикт, искренне убежденный, что действует как истинно христианский король, исполняющий пылкое желание своего народа. И тому есть основания. По мнению Птифиса, если бы этот вопрос был задан на референдуме, большинство французов поддержали бы своего монарха.

К моменту отмены Нантского эдикта протестантов во Франции насчитывается около 800 тысяч. Они уже не первый год терпят несправедливые притеснения, ибо население Франции в массе своей, так же как и король, настроено антикальвинистски. В Пуату, например, с конца 1660-х годов начали разрушать протестантские храмы, возведенные после обнародования Нантского эдикта. Король не всегда об этом знает, но, даже будучи в курсе, не препятствует происходящему. Ликвидированы смешанные суды, включавшие магистратов, принадлежащих к обоим вероисповеданиям. Протестантам закрыт доступ ко многим профессиям: они не могут быть врачами, адвокатами, печатниками, книготорговцами… Им также закрыт доступ к большинству государственных должностей. Им остаются армия, флот и торговля, где их успехи вызывают жгучую зависть. Католикам запрещено обращаться в протестантскую веру и жениться на кальвинистках. Еще в 1681 году мадам де Ментенон писала: «Если Господь продлит дни короля, через 20 лет не останется ни одного гугенота». Драгонады - принудительные размещения на постой у частных лиц солдат - начались именно в этом году, то есть за пять лет до отмены Нантского эдикта.

Лувуа восторженно пишет интенданту Пуату Марийяку: «Его величество желает, чтобы вы лично дали соответствующие распоряжения мэрам и эшевенам на местах, не указывая при этом на то, что его величество хочет таким образом принудить гугенотов к обращению в католическую веру».

Марийяк тотчас же начинает действовать самым гнусным образом, присылая ко двору длиннейшие списки обращенных. Не в силах выносить это, жители Пуату эмигрируют тысячами и находят приют в Англии, Дании и Амстердаме. Маркизу де Рювиньи, полномочному представителю реформатских Церквей, удается добиться аудиенции у короля. Любезно выслушав его, Людовик заявляет, что полагает своим высшим и священным долгом обратить в истинную веру своих заблудших подданных и искоренить среди них ересь, а посему, если бы для достижения этого его правая рука должна была бы отсечь левую, он сделал бы это, ни секунды не колеблясь.

Однако после этого визита король всё же отозвал Марийяка, поставив на его место Ламуаньона де Бавиля, который будет соблюдать предписание не прибегать к насильственным действиям, коим пренебрегал его предшественник.

В это же время король вступает с папой Иннокентием XI в конфликт, связанный с вопросом о регалии. Регалия - это старинное королевское право получать доходы с вакантных бенефициев до тех пор, пока вновь назначенные епископы не будут зарегистрированы в Счетной палате. В этом споре с понтификом Людовик должен был опереться на французское духовенство, питающее неискоренимую ненависть к гугенотам и каждые пять лет высказывавшее на своих ассамблеях парадоксальное требование уничтожить «пагубную свободу совести, разрушающую свободу чад Господних». И поддержка эта требовала ужесточения мер против гугенотов.

Первого июня 1682 года ассамблея духовенства обращается к протестантам с торжественным предупреждением, в котором грозит им несчастьями, гораздо более страшными и гибельными, чем те, что они уже навлекли на себя своей непокорностью и неприятием католического культа.

Возмущенные протестанты Лангедока и Юго- Запада начинают вооружаться. В 1683 году в Виваре они открывают стрельбу по королевским войскам. Командующий герцог де Ноай получает от Лувуа следующее распоряжение: «…одним словом, учинить в этом краю как можно большее опустошение, дабы пример сей остановил прочих реформатов, показав им, сколь опасно выступать против короля».

Что касается Людовика, то он предпочел бы покончить с протестантизмом иначе, мягко, как можно меньше прибегая к насилию; но его представления о самом себе и своем долге не позволяют ему оставаться в рамках сих благих намерений. «Король мнил себя апостолом, - напишет Сен-Симон, - он полагал, что возвращает апостольские времена, когда крещение давалось тысячам людей одновременно, и сие опьянение, поддерживаемое бесконечными восхвалениями в стихах и в прозе, торжественными речами и упражнениями в красноречии риторов, непроницаемой пеленой скрывало от него Евангелие и не позволяло ему видеть, сколь отлична его манера проповедовать и обращать в истинную веру от того, что делал Христос со своими апостолами».

Вопросы веры стали особенно важны для Людовика после того, как в 1683 году он женился на мадам де Ментенон. Она была очень благочестива, и сам король решил, что нужно заставить всех забыть о его прошлых греховных увлечениях.

Людовик XIV, король Франции. Г. Риго. 1701 г.

Въезд Людовика и Марии Терезии в Аррас.

А. ван дер Мулен. 1667 г.

Осада Кортрейка французским и войсками.

А. ван дер Мулен. 1667 г.

Злейшие враги Людовика.

Слева - Великий пенсионарий Ян де Витт. Я. де Баен. 1670 г.

Справа - Вильгельм III Оранский. Т. Мюррей. Конец XVII в.

Монастырь Пор-Рояль - гнездо янсенизма.

Отмена Нантского эдикта. 1685 г.

Адмирал де Турвиль. XVIII в.

Фаворитки Людовика XIV.

Слева - Луиза де Лавальер. Ж. Петита.

Справа - Мария Анжелика де Фонтанж.

Внизу - Франсуаза де Монтеспан с детьми.

Франсуаза де Ментенон, морганатическая жена Людовика ХIV. П. Мильяр. 1694 г.

Архитектор Луи Лево. Вторая половина ХVII в.

Версаль к концу царствования Людовика XIV.

Ландшафтный архитектор Андре Ленотр. К. Маратта. 1678 г.

Версальский парк.

Версальский дворец и оранжерея. Ж. Мартен. 1695 г.

На втором этаже здания в глубине Мраморного дворика располагалась спальня короля.

Зеркальная галерея Версальского дворца.

Салон войны.

Королевская семья. В центре - Анна Австрийская в образе богини Деметры и Людовик XIV В образе Аполлона. Ж. Нокре. 1670 г.

Людовик XIV с семьей. Н. де Ларжильер. 1710 г.

Воспитанницы пансиона в Сен-Сире играют перед Людовиком и мадам де Ментенон трагедию Расина «Эсфирь»

Аллегория «Людовик XIV - покровитель наук и искусств». Ж. Гарнье. 1667 г.

Семья Великого дофина. П. Мильяр. 1687 г.

Сыновья Великого дофина. Слева - Людовик герцог Бургундский, отец будущего Людовика ХV. Ж. Вивьен.

Справа - Филипп V Испанский. М. Мелендес.

Похороны Людовика XIV

«Король умер! Да здравствует король!» 1 сентября 1715 года на престол Франции взошел пятилетний правнук Людовика ХIV.

Статуя Людовика XIV в Версале.

В Беарне в 1685 году - этот год стал решающим - интендант Никола Жозеф Фуко прилагает неимоверные усилия, чтобы добиться как можно большего числа обращений в католичество и угодить королю. Он приходит к Людовику с длиннейшими списками и, развернув перед ним карту своей провинции, показывает, как близко один к другому стоят протестантские храмы. Он предлагает провести своего рода «прополку», оставив только пять храмов, а другие пять, в связи с обвинением в нарушении эдиктов, разрушить, и получает одобрение короля. Месяц спустя в Беарне уже не остается протестантских храмов.

Тот же Фуко вскоре придумывает «обращения в результате публичных обсуждений». Видных представителей так называемой Religion Pretendue Reformee («религии, именующей себя реформированной») собирают в каком-нибудь зале, где представители власти, сам Фуко или местный епископ, или, в отсутствие последнего, главный викарий, или командующий местными военными силами, оглушают их обещаниями и угрозами. Если еретики упорствуют, к ним посылают драгунов. Таким образом, Фуко может заявить, что с июля добился двадцати двух тысяч обращений и теперь, по его расчетам, в Беарне остается не более тысячи гугенотов.

Вдохновленные «успехами» Фуко, все прочие интенданты начинают действовать теми же методами. Уведомленный о том Версаль запрещает это подражание ему. Бесполезно… Благодаря поддержке подстрекаемых духовенством фанатически настроенных масс они чувствуют себя неуязвимыми. И происходит невероятное: приказания Людовика, первого из абсолютных монархов, не исполняются. Административная машина не отвечает на команды.

Подтверждение тому - удивительное письмо Лувуа от 8 ноября, адресованное Фуко, где всесильный министр, перед которым трепещет вся Франция, вынужден притвориться кротким ягненком: «Король получает каждый день прошения дворян вашего департамента с жалобами на то, что вы, не ознакомившись с их грамотами и даже не потребовав представить оные, включаете их в список облагаемых тальей. <…> В связи с этим я получил от его величества распоряжение потребовать от вас объяснений касательно сделанного вами в отношении этих жалоб и еще раз напомнить вам о том, что государь неоднократно просил меня уведомить вас от его имени о запрете что бы то ни было предпринимать без его разрешения. <…> Если сие не заставит вас быть более сдержанным, я буду вынужден умолять его величество поручить написать вам о его требованиях тому, кто внушает вам больше доверия и кого вы дадите себе труд в подробностях уведомить о своих действиях».

А в этот момент эдикт Фонтенбло, отменяющий Нантский эдикт, уже рассылается по провинциям.

Вот уже 300 лет историки пытаются выяснить, кто подтолкнул короля к этому решению, ибо известно, что Людовик не один год консультировался со своими советниками, прежде чем решиться на этот шаг. Сейчас главным виновником считают старого канцлера Мишеля Летелье, отца Лувуа. Предполагают, что отец и сын действовали заодно и Лувуа скрывал от своего господина информацию, которая могла бы заставить его задуматься. «В королевстве всё идет прекрасно, протестантов больше нет», - твердило на все лады ближайшее окружение короля, однако никто не верил в искренность этих принудительных обращений в католичество.

Еще Сен-Симон писал по этому поводу: король «…поминутно получал списки отрекающихся и принимающих причастие; он утопал в бесчисленных святотатствах, полагая, что они есть результат его благочестия и его власти, и никто при этом не осмеливался сказать ему, что все об этом думают на самом деле».

Конде, удалившийся к себе в Шантийи, знал о ситуации много больше, чем его кузен Людовик.

Эдикт Фонтенбло провозглашал: поскольку протестантство «угасло» во Франции, запрещается отправление протестантского культа в королевстве. Храмы будут разрушены. У пасторов имеется две недели, чтобы сделать выбор между отречением и эмиграцией. Последним приверженцам протестантства запрещено покидать королевство; после задержания мужчины, нарушители этого приказа, будут отправлены на галеры, а женщины - в монастырь.

Популярность Людовика в это время выше, чем когда-либо. Волны всеобщих восхвалений бьются о стены Версаля. Тон задает мадам де Севинье: «Никогда ни один король не совершал и не совершит ничего более славного». Всех оставил позади Боссюэ, когда в январе 1686 года в надгробной речи, посвященной памяти канцлера Летелье, умершего 30 октября предшествующего года, произнес, что Людовик превзошел Константина, Феодосия, Марциана и Карла Великого. Парижская чернь устремилась в Шарантон, чтобы разрушить храм и выкинуть из могил тела умерших, покоящихся на прилегающем к нему кладбище.

По приблизительным оценкам, между 1679 и 1730 годами около двухсот тысяч протестантов тайно выехали из Франции в Соединенные провинции, Пфальц, Англию, Швейцарию, Померанию, Бранденбург и Капскую колонию в Южной Африке. Эта эмиграция затронула преимущественно элиту королевства, то есть большинство предпринимателей и опытных ремесленников, отъезд которых нанес большой урон нации. Самые непримиримые из тех, кто остался, измученные преследованиями, объединяются для борьбы. Севенны опустошаются, и репрессии усиливаются. По-прежнему безжалостный Лувуа требует «брать поменьше пленных, большинство убивать на месте, не щадя ни мужчин, ни женщин». Провал «объединения» - Людовик называл «объединившимися» якобы обратившихся в католичество протестантов - очень быстро становится очевидным. Несмотря на все старания приближенных скрыть от короля реальность, ему довольно быстро всё становится ясным; но похоже, он смиряется с происходящим, хотя и не одобряет творимых от его имени жестокостей и неоднократно рекомендует выказывать снисходительность к непокорным. Спустя достаточно много времени после принятия ошибочного решения, в 1698 году, за два года до конца века, он вновь обратится к интендантам с призывом воздерживаться от жестокостей по отношению к «новым католикам», которые отказываются слушать мессу.

Вобан, и не он один, задолго до 1685 года понял, к чему приведет эмиграция гугенотов. Выступая по поводу углубления канала Двух Морей, уже в 1679 году он с досадой указывает на значительное уменьшение числа специалистов и квалифицированной рабочей силы и дестабилизацию обстановки в этом до недавнего времени спокойном краю. Он составляет «Мемуар о необходимости возвращения гугенотов», где предлагает вернуться к Нантскому эдикту и сожалеет о бегстве людей и капиталов.

Провал очевиден, несмотря на неиссякаемый энтузиазм духовенства и большей части населения. Вплоть до конца этого царствования Франция дает впечатляющую картину единения вокруг нации своего короля, и историки считают, что отмена Нантского эдикта в 1685 году многократно оное усилила. Соответствующее духу времени стремление каждой страны к религиозному единству требовало этой отмены. Исходя из принципа Cujus regio, ejus religio, некоторые из них считают, что протестанты признали бы легитимность этого принципа, если бы им позволили уехать.

Из книги Моя жизнь автора Ганди Мохандас Карамчанд

XI Отмена системы контрактации рабочих Покинем на время ашрам с его внутренними и внешними бурями и вкратце коснемся другого вопроса, который привлекал мое внимание. Законтрактованными назывались рабочие, эмигрировавшие из Индии для работы по контракту, заключенному на

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Очередная отмена заказа 10 марта 1520 года кардинал Джулио пригласил Микеланджело во дворец Медичи. Атмосфера была грустной, они встретились на выходе из часовни, где кардинал проводил поминальную мессу в первую годовщину смерти юного Лоренцо Урбинского152, который

Из книги Протяжение точки автора Балдин Андрей

ОТМЕНА НАКАЗАНИЯ Часто присутствие в нашей жизни некоего незаметного правила (мы живем «правильно», но сами того не замечаем) подтверждается задним числом. Мы не задумываемся о том, что наша жизнь подчинена определенному закону, и различаем его действие только после

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Отмена Лондонской декларации 1909 г. Однако наша Юрисконсультская часть была законодательной лабораторией в вопросах, касавшихся не только неприятельских подданных, но и военного законодательства в международно-правовом смысле слова. Так, например, область

Из книги Воспоминания (1915–1917). Том 3 автора Джунковский Владимир Фёдорович

Отмена наступления. Переход наш опять в 10-ю армию Вечером совершенно неожиданно получили известие, что 35-му корпусу приказано срочно выступить – оказалось, его передвинули на юг на поддержку наступавшей южной армии, нас же оставили на месте и перевели из 4-й опять

Нантский эдикт- закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного мира, известного как ʼʼвеликий векʼʼ. Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году.
Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.
Нантский эдикт даровал полную равноправность католикам и протестантам. Первая статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, в случае если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.
В городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право. Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании и заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.
Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Вместе с тем, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре - для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле - смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.
Изгнанники были возвращены на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.
Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только руанский парламент упорствовал до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его ʼʼвечным и неотменяемымʼʼ, охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

Выдержки из Указа об отмене Нантского Эдикта

Октябрь 1685 г.

Ст. 1. Объявляем, что мы… настоящим нашим эдиктом, вечным и несменяемым, упразднили и отменили, упраздняем и отменяем эдикт короля (Генриха IV), нашего предка, данный в Нанте в апреле 1598 года… Вследствие сего мы желаем и нам угодно, чтобы все храмы исповедующих так называемую реформированную религию, находящиеся в нашем королевстве, провинциях и сеньериях, были немедленно разрушены.

Ст. 2. Запрещаем нашим подданным так называемой реформированной религии собираться для отправления названной религии в каком бы то ни было месте или частном доме под каким бы то ни было предлогом…

Ст. 3. Равным образом, запрещаем всем сеньерам, какого бы ранга они ни были, отправлять ее в своих домах и фьефах, какого бы рода ни были эти фьефы, под угрозой наказания всем нашим подданным, отправляющим эту религию, лишением прав и имущества.

Ст. 4. Повелеваем всем служителям названной религии, именующей себя реформированной, которые не пожелают обратиться к католической, апостольской римской религии, выехать из нашего королевства и подвластных нам земель в течение двух недель после опубликования нашего настоящего эдикта без права проживать долее этого срока и без права в течение этого времени проповедывать, поучать или совершать другие службы под страхам ссылки на галеры.

Ст. 5. Изъявляем свою волю на то, чтобы те из упомянутых служителей, которые обратятся в католичество, продолжали пользоваться в течение всей своей жизни, а их вдовы после их смерти, пока они будут во вдовстве, теми же самыми изътиями от платежа тальи и военных постоев, которыми они пользовались, пока отправляли обязанности служителей: а кроме того, мы распорядимся об уплате названным служителям, также в течение всей их жизни, пенсии, которая на одну треть будет выше, чем-то вознаграждение, которое они получали в качестве служителей, при чем их жены также будут пользоваться после их смерти половиной этой пенсии, пока они будут во вдовстве.

Ст. 7. Запрещаем специальные школы для образования детей так называемой реформированной религии и все вообще какие бы то ни было меры, которые могли бы означать какую бы то ни было уступку в пользу названной религии.

Ст. 8. Что касается детей, которые родятся у лиц, принадлежащих к так называемой реформированной религии, то мы желаем, чтобы отныне над ними совершалось крещение приходскими (католическими) священниками. Для каковой цели повелеваем их отцам и матерям посылать их в церкви (католические), под страхом штрафа в 500 ливров и даже выше в случае правонарушения. И затем дети будут воспитаны в римско-католической апостольской религии, за чем повелеваем следить местным судьям.

Ст. 10. Категорически и повторно воспрещаем всем нашим поданным так называемой реформированной религии выезжать, им, их женам и детям из пределов нашего королевства, областей и земель, нам подвластных, а равно вывозить свое имущество, под страхом ссылки на галеры для мужчин и лишения свободы и конфискации имущества для женщин.

План
Введение
1 Положения
2 При Людовике XIII
3 Отмена

Введение

Нантский Эдикт (фр. Édit de Nantes ) - закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного мира, известного как «великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году.

1. Положения

Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.

Нантский эдикт даровал полную равноправность католикам и протестантам. Первая статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.

В городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право. Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании и заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.

Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре - для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле - смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.

Изгнанники были возвращены на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.

Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только руанский парламент упорствовал до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

2. При Людовике XIII

При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришельё отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе.

В 1629 году в Але после завершения войн с гугенотами был издан Нимский эдикт (édit de grâce), повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным». Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 года: «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».

Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта.

Литература

· Élie Benoit, «Histoire de l’Édit de Nantes»;

· Bernard, «Explication de l’Édit de Nantes» (H., 1666);

· Meynier, «De l’exécution de l’Édit de Nantes dans le Dauphiné»

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).



Рассказать друзьям