Познание. Физкультурное занятие в подготовительной группе "знай свое тело"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(ПОНЕДЕЛЬНИК)

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «В здоровом теле здоровый дух».

Задачи : формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, дать представление о пользе физкультуры для сохранения здоровья.

П/И «Делай, как я».

Д/И «Валеология», «Азбука безопасности».

Задачи: воспитывать желание играть, считаясь с мнением других.

Д/И «Расставь по порядку».

Задачи : закрепить с детьми знания о числовом отрезке в пределах 10, упражнять в сравнении предметов по различным признакам (Тимофей, Дима, Даша Ф.).

Дежурство в уголке природы – уход за комнатными растениями.

Задачи : дать представление о размножении цветов (черенкование, отростками), воспитывать трудовые навыки.

Инд. Беседы с родителями «Какие физические нагрузки получают дети дома?»

Познавательное развитие (ФЭМП) «Знак «плюс».

Цель : продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; познакомить со знаком «плюс»; учить называть «соседей» данного числа; упражнять в составе числа шесть (В.П. Новикова, стр.60).

Музыка (по плану муз. руководителя)

Прогулка

Наблюдение за растениями.

Задачи: предложить детям найти деревья и кустарники, на которых еще есть листья, объяснить детям, почему не все листья осыпались.

Подвижные игры«Охотники и зайцы», «Встречные перебежки.

Задачи: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Развивать ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Индивидуальная работа по развитию движений « Прыжки вверх с места» (Саша, Оля, Даня Х.).

Задачи : развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Подвижная игра «К названному дереву беги». Задачи: учить детей использовать в игре свои знания о названиях и внешних особенностях деревьев.

Труд на участке – расчистка дорожек от снега.

Задачи: формировать привычку доводить начатое дело до конца.

Спортивная ходьба.

Задачи: учить детей соблюдать технику выполнения спортивной ходьбы. Развивать выносливость, укреплять мышцы ног, способствовать оздоровлению детей.

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит».

Дежурство по столовой

(Егор, Полина).

Задачи: воспитывать ответственность, добросовестность, формировать навыки труда в коллективе

Самообслуживание.

Задачи: продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, благодарить.

Вторая половина дня/вечер

Д/И «Чудо крестики», «Четвертый лишний».

Задачи : воспитывать интерес и терпение, развивать логическое мышление. Настольная игра «Лото» (по теме).

Индивидуальная работа по развитию речи (Леша, Семен, Юля).

Задачи

С/Р игра «Поликлиника».

Задачи : воспитывать умение самостоятельно распределять роли, развивать сюжет на основе личного опыта, пользоваться в игре предметами-заместителями.

Игры по инициативе детей.

Прогулка

Наблюдение «Превращение луж».

Задачи: учить детей замечать изменения, происходящие с водой в лужах в зависимости от температуры воздуха.

Подвижная игра «Серый волк».

Возвращение с прогулки. Ужин

Самостоятельная деятельность детей в центре дидактических игр: «мозаика», «пазлы», «лото».

Задачи : развитие мелкой моторики.

Планирование воспитательно-образовательной работы (ВТОРНИК)

Тема: «Я - человек. Строение тела человека»

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «Спорт и люди».

Задачи : учить детей делать простейшие выводы, умозаключения.

П/И «Волк во рву».

Д/И «Чистота – залог здоровья».

Задачи : воспитывать культурно–гигиенические навыки.

Д/И «Найди противоположности».

Д/И «Я начну, а ты продолжи».

Задачи: учить детей пересказывать прочитанное произведение (Соня, Даша Н., Юля).

Индивидуальная работа по развитию речи (Леша, Дима).

Задачи : упражнять детей в образовании однокоренных слов, учить использовать один из приемов словообразования в соответствии с задачей.

Дежурство в уголке природы – протереть пыль с полок шкафов.

Задачи : воспитывать трудолюбие.

Самостоятельная деятельность в центре творчества

(обратить внимание детей на то, что нужно правильно держать карандаш, аккуратно раскрашивать предмет, не выходя за контур предмета).

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Информация для родителей на тему «Семья».

Развитие речи «Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца».

Цель : учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; способствовать усвоению значений многозначных слов (О.С. Ушакова, стр. 153).

Рисование «Лицо человека».

Цель : побуждать рисовать крупно во весь лист; упражнять в создании контуров простым карандашом; развивать зрительно-моторную координацию, стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности.

Физкультура (улица)

Цель : упражнять детей в беге с ускорением, в передаче мяча друг другу, стоя боком в шеренге, в прыжках из обруча в обруч. Игровые упражнения «Догони пару», «Быстро передай», «Дорожка препятствий».

Прогулка

«Ветер, ветер – ты могуч… » Задачи : продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы, формировать представление о том, что ветер бывает разной силы и разной температуры.

Исследовательская деят-ть: с помощью султанчиков, вертушек, определить силу и направление ветра.

П/и «Солнце и ветер».

Продолжать закреплять технику метания малого мяча правой и левой рукой в горизонтальную цель (Никита В., Семен, Даня Х.).

Дидактическая игра «Было – будет».

Задачи: уточнить представления детей о прошлом, настоящем, будущем времени.

Труд на участке – собрать мусор, появившийся на участке.

Задачи : воспитывать желание помочь взрослым.

Игровая деятельность по интересам детей.

Задачи: развивать у детей самостоятельность, активность.

Подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну

Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Доктор Айболит» (продолжение).

Дежурство по столовой

(Никита В., Соня).

Задачи: учить планировать свои действия, придерживаться плана, рассказывать о результатах работы, оценивать ее.

Самообслуживание: закреплять умения быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу.

Вторая половина дня/вечер

Гимнастика после сна.

Д/И «Можно – нельзя». Задачи : закрепить основы здорового образа жизни.

Рассматривание атласа «Человек».

Просмотр кукольного спектакля «Три поросенка» в исполнении детей.

Индивидуальная работа по ФЭМП. Дидактическая игра «Веселая улица» (Сережа, Даша Ф., Даня П.).

Задачи: закреплять умение определять размерные соотношения между предметами по высоте; систематизировать предметы, располагая их в порядке возрастания признака.

Задачи:

Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.

Игры по инициативе детей.

Прогулка

Наблюдение за тем, как одеваются люди.

Задачи : развивать наблюдательность, умение делать выводы.

П/И «Стоп!»

Нерегламентированная двигательная деятельность.

Возвращение с прогулки. Ужин

Дидактическая игра «Природа и человек».

Задачи : актуализировать и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком и что дает человеку природа, формировать умение классифицировать предметы.

Планирование воспитательно-образовательной работы (СРЕДА)

Тема: «Я - человек. Строение тела человека»

Утренняя гимнастика.

Беседа «Как устроено наше тело?»

Задачи : закрепить знания детей о строении тела человека, функциях органов чувств.

Д/И «Кто больше знает о себе?»

Задачи : закрепить знания о теле человека.

П/И «Услышь – поймай».

Упражнять детей в написании графического диктанта с мелкой клеткой

(подгруппа детей).

Д/И «Скажи по-другому».

Задачи: закрепить умение подбирать синонимы, антонимы, омонимы

Дежурство по столовой

Задачи: закрепить умение правильно сервировать стол к завтраку.

Деятельность в центре конструирования «Автомобиль скорой помощи».

Задачи : развивать конструкторские способности.

Игры по инициативе детей.

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей.

Консультация для родителей «В здоровом теле – здоровый дух».

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Правила гигиены».

Цель : Закрепить знания детей о названии туалетных принадлежностей, названия частей тела. Учить подбирать прилагательные и глаголы к каждому существительному по данной теме, согласовывать существительные с притяжательными местоимениями (мой, твой, наш) в роде и числе.

Лепка «Девочка играет в мяч».

Цель : закреплять умение лепить фигуру человека в движении, передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки (Т.С. Комарова, стр.44).

Физкультура (по плану физ. работника)

Прогулка

Наблюдение: одежда прохожих.

Задачи: предложить детям составить сравнительный рассказ «Одежда в октябре и в ноябре»; пояснить, как правильно подобрать одежду и обувь по погоде, обсудить, что может случиться с людьми, которые одеваются не по сезону.

Подвижные игры «Караси и щуки», «Колечко».

П/упражнение «Подбрось и поймай».

Задачи: упражнять детей в умении подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками (Катя, Сережа, Саша).

Труд на участке – уборка игрушек, спортивного инвентаря.

Спортивная ходьба.

Задачи : учить детей соблюдать технику выполнения спортивной ходьбы. Развивать выносливость, укреплять мышцы ног, способствовать оздоровлению детей.

Подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит» (окончание).

Дежурство по столовой

(Семен, Юля).

Задачи : учить детей правильно сервировать стол, сопоставлять количество столовых приборов и предметов мебели с числом детей.

Самообслуживание.

Задачи: закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Д/И «Покажи, где находится?», «Я загадала», «Что для чего?».

Задачи: закрепить представление об организме человека, развивать логическое мышление.

Индивидуальная работа по ФЭМП. Дидактическая игра «Что, где?» (Леша, Дима, Даша Ф., Тимофей).

Задачи: закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе, обозначать его словами.

С/Р игра «Аптека».

Задачи : закрепить представление детей о работе аптеке, пользе и вреде различных лекарств. Формировать умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой.

Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение: рассматривание снежинки.

Задачи : предложить детям поймать снежинки на варежки, рассмотреть их, рассказать как они «устроены». Рассказать детям, что в природе нет двух одинаковых снежинок.

Подвижные игры «Краски», «Перелет птиц».

Возвращение с прогулки. Ужин

Игры со строительным материалом: «Строим универсам».

Задачи: упражнять детей в установлении зависимостей: вида строений, устойчивости конструкций, формы и соотношения тяжелых и легких частей от их функционального назначения.

Планирование воспитательно-образовательной работы (ЧЕТВЕРГ)

Тема: «Я - человек. Строение тела человека»

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «Мы дружим с физкультурой».

Задачи: закрепить понятие о пользе физкультуры и спорта для здоровья человека.

Д/И «Угадай вид спорта».

Д/И «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Задачи : развивать умение отгадывать виды спорта.

П/И «Затейники».

Д/И «Найди клад».

Задачи: закрепить умение ориентироваться в пространстве с помощью указателей (словесных и наглядных) (Даня Х., Миша, Никита В.).

Труд – предложить помыть оборудование в центре физкультуры.

Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Почта».

Задачи: способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы.

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома?»

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи (обучение грамоте).

Цель: закрепить знания детей о предложении, учить их составлять предложения; закрепить умение делить слова на слоги (Н.В. Дурова, стр.52).

Рисование «Я и другие люди».

Цель : закрепить части тела, какую роль выполняют, учить находить сходства и различия в строение тела разных людей (цвет волос, цвет кожи, форма глаз, губ, рта, рост), понимать уникальность каждого человека, закрепить бережное отношение к частям тела.

Музыка (по плану муз. руководителя)

Прогулка

Наблюдение за птицами.

Задачи : предложить детям понаблюдать за тем как птицы поедают корм из кормушки. Рассказать ребятам о том, что если птиц ежедневно кормить в одно и то же время, они привыкнут и будут постоянно прилетать к кормушке. Подвижные игры «Мыши и кот», «Палочка-выручалочка».

С/Р «Поезд».

Индивидуальная работа с Полиной, Сашей, Юлей по развитию движений.

Задачи: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах , стоя к ней ли цом и боком).

Труд на участке – уборка снега на веранде.

Задачи: воспитывать умение следить за порядком на участке.

Самостоятельная двигательная деятельность: подвижные игры по выбору детей.

Задачи: учить детей находить себе занятие по интересам, самостоятельно организовывать игры.

Подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну

Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра».

Дежурство по столовой (Семен, Соня).

Задачи: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол.

Формирование навыков культурного поведения: практикум «Мы идем в гости».

Задачи: познакомить детей с правилами поведения в гостях.

Вторая половина дня/вечер

Гимнастика после сна.

С/Р игра «Скорая помощь».

Задачи : закрепить представление о работе скорой помощи, закрепить умение правильно вызывать бригаду скорой помощи.

Игровые тренинги «Окажи первую помощь».

Задачи : дать представление о правилах оказания первой помощи при укусах насекомых.

Д/И «Учат в школе».

Задачи: продолжать упражнять детей в умении составлять и решать арифметические задачи на наглядном примере

(Никита К., Юля, Даша Ф.).

Д/И «Хорошо –плохо»

Задачи : развивать логическое мышление.

Задачи : развитие мелкой моторики.

Игры по инициативе детей.

Прогулка

Наблюдение за звездами.

Задачи: предложить детям рассмотреть луну и звезды, рассказать, что они знают о них. Уточнить и дополнить ответы детей, рассказать, что по вечерним звездам можно определить погоду следующего дня.

Подвижная игра «Колечко».

Возвращение с прогулки. Ужин

Настольно-печатная игра «Собери картинку».

Задачи: упражнять детей в составлении целой картины из отдельных частей. Развивать зрительное восприятие.

Планирование воспитательно-образовательной работы (ПЯТНИЦА)

Тема: «Я - человек. Строение тела человека»

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «Здоровье – главное богатство».

Задачи : закрепить представление о необходимости беречь свое здоровье.

Д/И «Профессии».

Задачи : закрепить представления о профессиях людей, связанных с укреплением здоровья людей.

П/И «Карусель».

Д/И «Который час?».

Задачи: закрепить временные отношения, умение показывать и называть время на часах (Семен, Даша Н., Соня).

Дежурство в уголке природы – предложить протереть пыль на крупных листьях растений.

Задачи : воспитывать умение и желание ухаживать за цветами.

С/Р «Магазин».

Задачи: в ызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах.

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей.

Совместное с детьми составление рассказов «Полезные и вредные привычки в нашей семье».

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЭМП) «Состав числа семь».

Цель : учить составлять число семь из двух меньших чисел, закрепить название дней недели, упражнять в составлении числа семь из единиц (В.П. Новикова, стр.62).

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Путешествие в организм человека».

Цель: закрепить знания о том, что организм человека – единая система, от которой зависит работа всех органов человека. Формировать желание беречь свое и чужое здоровье.

Физическая культура (по плану физ. работника)

Прогулка

Наблюдение за явлениями природы: образование льда.

Задачи : перед прогулкой предложить детям ответить на вопрос: «Как вы думаете, есть ли лед на лужах?» Выслушать ответы и аргументы детей. На прогулке выяснить, кто оказался прав.

Подвижные игры: «Караси и щука», «Не попадись».

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях; развивать наблюдательность, быстроту реакции, ловкость.

Индивидуальная работа по

развитию движений (Саша,

Никита В., Даня П.).

Задачи : учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге.

Труд на участке – подмести веранду.

Задачи: воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Оздоровительная пробежка по территории детского сада «Лабиринт».

Задачи: упражнять детей в беге, развивать выносливость, функциональные возможности организма.

Игры по инициативе детей.

Подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну

Чтение художественной литературы: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких».

Дежурство по столовой

(Даня Х., Даша Ф.).

Задачи: способствовать совершенствованию навыков, связанных с обязанностями дежурного.

Формирование культурно-гигиенических навыков: упражнение «Чистюля».

Задачи: совершенствовать приобретенные ранее детьми культурно-гигиенические навыки.

Вторая половина дня/вечер

Гимнастика после сна.

С/Р игра «Поликлиника».

Задачи : воспитывать умение самостоятельно распределять роли, развивать сюжет на основе личного опыта, пользоваться в игре предметами–заместителями.

Д/И «Цветик – семицветик».

Задачи : воспитывать умение детей высказывать свои пожелания.

Индивидуальная работа по ФЭМП. Дидактическая игра «Составь предмет из треугольников» (Даня Х., Юля, Полина).

Задачи: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: слева, справа, вверху, внизу.

Настольно-печатная игра «Домино».

Задачи: развивать внимание, логическое мышление, речь.

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: работа в раскрасках.

Игры по инициативе детей.

Прогулка

Наблюдение за вечерней погодой.

Задачи : развивать умение сравнивать утреннюю, дневную и вечернюю погоду, развивать наблюдательность и память.

П/И «Кого не стало?»

Возвращение с прогулки. Ужин

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Задачи: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях, активизировать в речи соответствующие понятия, учить согласовывать существительные и прилагательные.

Конспект логопедической НОД в подготовительной группе по теме: «Человек и части его тела».

Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.

Задачи:

обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела»;

усваивать названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);

практиковать употребление существительных множественного числа;

практиковать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

обратить внимание детей на многозначность слов;

упражнять в составлении сложных слов на наглядном материале;

развивать внимание, память, правильное дыхание и общую моторику;

воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Оборудование: плакат с изображением строения тела человека, мяч, мультимедийная доска и проектор.

Ход НОД:

1 Организационный момент.

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)

Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)

И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)

Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)

Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)

Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)

А теперь все дружно сели,

На меня все посмотрели.

2 Знакомство с темой.

Ребята послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

Как вы думаете, кто это? (человек).

Показ плаката со строением тела человека.

Тема нашего занятия: «Части тела человека». Сегодня мы вспомним, какие части тела есть у человека, для чего они нужны. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.

Слышится музыка из мультфильма «Приключения Буратино». С помощью проектора появляется изображение Буратино.

Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?

Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части тела есть у человека?

Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – нос.

А для чего он нужен?

Буратино: Чтоб его везде совать.

Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал, какие еще части тела есть у человека и для чего они нужны.

Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.

Как называется самая большая часть тела человека? (туловище)

Логопед вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела. (грудь, живот, спина, бока)

Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите части руки. (плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти) А какие части ноги вы знаете? (бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки)

Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека есть голова – она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.

Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот послушайте загадки:

У зверюшки – на макушке,

А у нас ниже глаз. (уши)

Для чего нужны уши? (уши нужны для того, чтобы слышать, слушать)

Есть у каждого лица

Два красивых озерца,

Между ними есть гора. (глаза и нос)

Для чего нужны глаза? (глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, губы, зубы)

Для чего нужны зубы, язык? (ответы детей)

А что еще находится на голове?

Растёт, но не цветок.
Висит, но не фрукт.

Похож на нитку, но живой.

Один выпадает, другой вырастает
. (волосы)

3 Дыхательная гимнастика.

Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и заодно сделать полезное упражнение для наших лёгких. Я говорю о дыхательной гимнастике. Пока я раздаю вам пособия для гимнастики, напомните пожалуйста как правильно нужно делать вдох и выдох.

4 Игра с мячом: «Один – много».

А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея- …, глаз - …, волос - …, голова - …, лоб-…, рот - …, нос - …, щека - …, палец - …, локоть - …, бровь - ….

5 Игра «Гном, человек, великан».

У Буратино в Волшебной стране мультфильмов есть много друзей. Одни из них Гном и Великан. Как вы думаете, их части тела называются так же как и наши? Гном намного меньше человека, поэтому части его тела мы будем называть уменьшительно. А части тела могучего Великана будем увеличивать. Например: у человека – рука, у гнома – маленькая ручка, у великана – большая ручища.

Нос, рот, лоб, глаза, волосы, рука, нога.

6 Игра «Четвертый лишний».

Следующая игра «Четвертый лишний», я называю 4 слова, а вам нужно догадаться, какое слово лишнее и почему.

Голова, шапка, ладонь, шея.
Воротник, пальцы, нога, ладонь.
Нога, стопа, колено, сапоги.
Глаза, нос, очки, ладонь.

7 Физминутка.

Пришло время отдохнуть и размять наши части тела. Аккуратно встаём со своих стульчиков.

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками,

Киваем головами.

Мы руки подымаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки подаем,

И бегаем кругом.

8 Многозначность слов.

Ребята, в нашем родном языке есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Предлагаю вам с ними познакомиться.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника.

Глазок – в двери, у картошки, яичница.

Горлышко – у бутылки, у свитера.

Спинка – у кровати, кресла, платья.

Кисти – малярная, кисть винограда, у платка, для рисования.

Язычок – у ботинка, пирожное, на молнии.

Ножки – у стула, у гриба.

9 Игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый мешок каких-то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны.

Ребята, давайте поможем Буратино разобраться.

На мультимедийной доске появляются изображения предметов ухода за телом: расчёска, зубная щетка, полотенце, мыло, мочалка, зубная паста, шампунь. Дети составляют предложения. Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы.

Буратино: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие части тела есть у человека и для чего они нужны. И что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены.

10 Итог

Ребята, что мы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы: наглядный метод (использование видеоматериалов), словесный метод (беседа о частях тела), игровой прием (игра с мячом «Один – много», игра «Гном, человек, великан»).

Решение задач осуществляются через такие образовательные области: здоровье (умение правильно дышать), познание (рассказ о частях тела), музыка (саундтрек из мультфильма «Приключения Буратино»).

Цель урока:

Пояснительная записка

к физкультурному занятию по физкультурному воспитанию в подготовительной группе на тему «Знай своё тело»

Инструктор по физической культуре Стрельцова Г.А.

Дошкольники 6-7лет (подготовительная группа).

Место проведения: физкультурный зал МДОУ № 44 «Гнездышко» ст. Фастовецкой

Длительность занятия: 30 минут

Оформление зала:

рисунок сердца; схема кровеносных сосудов; схемы полезных для сердечной мышцы физических упражнений; фонограмма записей мелодий популярных зарубежных песен;

Оборудование:

мячи красного и синего цвета; самокаты; маты; гимнастические скамейки; степы по количеству детей; стаканы с лимонным чаем по количеству детей.

Тематическое физкультурное занятие составлено на основе задач программы «Детство» О.М.Литвиновой, с использованием педагогических технологий: Н.Б.Муллаева Конспекты-сценарии игровых занятий по физической культуре; Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика;Лукьянов М. Моя первая книга о человеке;Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. Предлагаемое занятие можно проводить 1-2 раза в месяц, на таких занятиях дети имеют возможность узнать о человеческом организме, об устройстве и работе его органов, а также о том, что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье.

Занятия по физкультурному воспитанию дошкольников проводятся 3 раза в неделю и рассчитаны на 108 занятий в год. В планировании для старших дошкольников предусмотрены различные варианты организации физкультурных занятий: традиционные, сюжетные, тематические, занятия с элементами аэробики, занятия построенные на эстафетах, соревнованиях, играх.

В пять-шесть лет ребёнка интересует уже не только то, что находится вокруг, но и собственный организм и всё, что с ним происходит.

Наш организм — это творение Природы и о нём можно рассказывать, объяснять и показывать много интересного. В связи с этим мы проводим занятия из серии «Знай, своё тело», целью которого стало ознакомление старших дошкольников с основными системами жизнеобеспечения организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной.

В них входят циклы бесед и занятий по формированию представлений об организме, о функции скелета и мышечной системы, о работе сердца и легких человека. На таких занятиях дети имеют возможность узнать о человеческом организме, об устройстве и работе его органов, а также о том, что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье.

При планировании тематического физкультурного занятия основная цель — не только выявить уровень знаний детей, а показать им, как физкультура и специальные упражнения могут укрепить и сохранить здоровье. Затем знания закрепляются в двигательной деятельности детей, которая планируется так, чтобы сюжетно была связана с вопроса-ми, обсуждаемыми в начале заня-тия. Специально подбираются комплексы общеразвивающих упражнений, игры, направленные на привлечение внимания ребен-ка к своему телу, пробуждению интереса к дальнейшему самопо-знанию, усилению положитель-ной мотивации, пониманию себя и другого, зависимости между со-стоянием организма и образом жизни человека. В структуру за-нятий тесно вплетены различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, спортивные эстафеты, степ-аэробика, релаксация, пси-хогимнастика.

Проведена соответствующая предварительная работа:

- совместная работа с воспитателем по теме «Знай свое тело»;

Беседа, в ходе которой уточ-няются основные положения пройденной темы или определя-ется степень усвоения знаний детьми;

Использование наглядного материала по заданной теме.

Задачи :

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Совершенствование основных системжизнеобеспечения организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной.

Обогатить словарный запас детей.

Цель:

Познакомить дошкольников с работой человеческого сердца;

Формировать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы;

Обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым;

Совершенствовать навыки самостоятельного выполнения общеразвивающих упражнений на степах;

Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости на физкультуре, взаимовыручки, умение общаться с коллективом;

Способствовать повышению общего психофизиологического тонуса ребёнка, возникновению положительного настроя, формировать элементарные умения самокоррекции работы функциональных систем организма.

На протяжении физкультурного тематического занятия решались все поставленные задачи, которые привели к одной цели - мотивации к здоровому образу жизни.

На занятии зву-чит музыка, с помощью которой проводится развивающий дози-рованный эмоциональный тре-нинг, приводящий к улучшению психологического и физиологи-ческого состояния организма. Такое занятия является в своем роде уроком здоровья. Педагог обеспечивает эмоцио-нальное тепло и поддержку каж-дому ребенку, демонстрирует положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Необходимо учитывать, что хороших результатов в оздорови-тельной работе можно достичь только при совместной работе всего коллектива ДОУ и семьи. Реализация такого занятия показывает, что дети понимают то, что человек сам должен взять на себя ответственность за своё здоровье, учиться развивать и оздоравливать себя.

Конспект занятия «Знай своё тело»

для подготови-тельной к школе группе.

Ход занятия:

Педагог: Дети, давайте поговорим о здоровье. Как вы думаете, какого человека можно назвать здоровым?

(У здорового человека ничего не болит, он весел, бодр. Он сильный и смелый.)

А кто из вас знает, что нам надо делать для того, чтобы всегда быть здоровыми? (Надо беречь себя, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, больше гулять на улице).

— Что является опорой нашего организма? (Скелет)

— Что приводит в движение скелет и все наше тело?(Мышцы)

— Что необходимо делать для укрепления наших мышц?(Тренироваться, заниматься спортом, физкультурой)

Ребята, вы всё правильно сказали, значит - “Спорт - помощник, спорт - здоровье, спорт - игра, физкульт-ура!”. Раз спорт очень важен для укрепления здоровья то, предлагаю вам немного им позаниматься. Сегодня у нас с вами будет несколько помощников, с их помощью мы будем заниматься физкультурой и укреплять наше здоровье - это степы, самокаты,

Давайте в начале, проверим нашу осанку и подготовимся к занятию.

Вводная часть:

Группа, равняйсь, смирно! Налево, направо, кругом, налево. На 1-2 рассчитайсь! Группа, в две шеренги становись, в одну шеренгу становись!

Группа, на 1-3 рассчитайсь! Группа, в три шеренги становись, в одну шеренгу становись!

Поворот направо, в обход по залу шагом марш!

Перестроение в колонны.

Перестроение в четыре колонны, в три колонны.

Ходьба в колонне по одному.

Различные виды ходьбы:

Обычная ходьба.

· ходьба на носках, на пятках;

· ходьба: пятки вместе, носки врозь;

· ходьба: носки вместе, пятки врозь;

· “Паучки” - ходьба на ладонях и ступнях;

· ходьба на ягодицах.

Различные виды бега:

Бег с высоко поднятыми коленями; с захлёстыванием голени; с прямыми ногами;

Боковой галоп (правый и левый);

Бег с ускоренным темпом;

Ходьба, восстановление дыхание.

Педагог контролирует качество выполнения упражнений, исходные положения, подсказывает в случае затруднений.

Основная часть:

Танцевальные упражнения на степ ах

Доз-ка

Точечный массаж и дыхательная гимнастика:

  1. Соединить ладони, потереть их до нагрева.
  2. Указательными пальцами, нажимать точки около ноздрей.
  3. "Уколоть" указательным и большим пальцами, как "клешнёй", перегородку носа.
  4. Указательными пальцами с нажимом "рисуем" брови.
  5. Указательным и большим пальцами "лепим" уши снизу вверх.
  6. Вдох через левую ноздрю, выдох через правую ноздрю.
  7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.

1. Подготовительная часть:

1. Ходьба приставным шагом вправо (влево) с хлопком в ладоши

2. Ходьба обычная вокруг степов, затем на месте.

3. И.п.: руки на поясе, ноги вместе. Выполнение: встать на степ, ноги врозь широко, сойти со степа, ноги вместе. При выполнении высоко поднимать ноги.

4.И.п.: руки на поясе, ноги вместе. Выполнение: стоя перед степом, наклон вперед, касаясь степа.

5. Ходьба на степе. Приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ с правой ноги, бодро работая руками.

6. Приставной шаг влево и вправо со степа со степа.

5. "Крест". Шаг со степа вперёд, со степа назад; шаг со степа вправо, со степа - влево; руки на поясе.

по 2 круга в разные стороны.

Проверить осанку и равновесие. Строятся перед степами.

Проводится в начале занятий.

Правая в это время закрыта указательным пальцем, при выдохе через правую ноздрю закрывается и левая.

Дети берут степы и становятся в шахматном порядке.

Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, настроится.

2. Основная часть:

1. И.п.: Стоя на степе, руки, на поясе Выполнение: выпады вправо (влево), руки на коленях.

2. И.п.: Стоя на степе. Выполнение: сесть на полушпагат.

3. И.п.: Сидя на полушпагате, руки вверху. Выполнение: Хлопки в ладоши.

4. И.п.: Сидя на степе. Ноги вместе, руки в упоре на полу сзади. Выполнение: поднимание ноги, то правой, то левой.

5. Приставной шаг на степе вправо-влево, выполняя одновременно хлопки.

6. Прыжки со сменой ног.

7. Подскоки вокруг степов.

8. Шаг на степ с поднятием руками вверх. Громко говорим: «Всё!»

по2 р. в каждую сторону

3. Заключительная часть:

Дыхательные упражнения с расслаблением.

1. Одновременные плавные движения рук в стороны.

2. Вращение кистями с медленным подниманием рук вперёд, вверх и медленным опусканием вниз через стороны.

3. Плавные движения рук вперёд-назад.

4. Упражнения на расслабление.

И.п.: основная стойка, руки в стороны. 1 - опустить кисти; 2 - опустить предплечья; 3 - опустить руки; 4 - опустить голову; 5 - согнуть спину (руки свободно висят); 7-8 - медленно подняться, руки вытянуть в стороны.

Ребята уносят степы на место.

— Молодцы! Хорошо позанимались! А кто мне сейчас ответит, какую песенку поёт сердце? (Тук-тук-тук) Правильно: тук-тук-тук.

Так бьется сердце у вашей мамы. Такую же песню исполняет и сердце у каждого из вас. Вы ее можете услышать в любую минуту. Для этого нужно положить пальцы на запястье, на горло или на висок. Толчок крови в сосудах, который вы почувствуете, означает, что сердце сделало удар, т.е. сократилось и послало очередную порцию крови по сосудам.

(Обучение дошкольников определению своего пульса )

Педагог обращает внимание детей на схему сердца:

А теперь посмотрите, как выглядит ваше сердце... Размером оно с апельсин. Но, несмотря на свой небольшой размер, сердце каждый день делает

12 тысяч ударов — и когда вы двигаетесь, и когда спите. Поэтому мы должны беречь свое сердце, заботиться о его состоянии. Вы уже знаете, что физические упражнения укрепляют мышцы рук и ног, делают их сильнее. А ведь сердце — тоже мышца. Вот и выходит, что регулярные занятия физкультурой и подвижные игры укрепляют и его. А если сидеть целыми днями без движений, например, смотреть телевизор, то рано или поздно сердце перестанет хорошо работать.

Педагог предлагает детям вспомнить полезные для укрепления мышц спортивные упражнения и игры. Это бег, прыжки, игры с мячом, катание на роликах, на самокате и т.д.

Слушая их ответы, педагог выделяет из сказанного, какие виды спорта наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы, и устанавливает на подставки шуточные схемы — изображения животных, занимающихся:

ходьбой на лыжах;

прыжками в длину и в высоту;

играми с мячом (баскетбол и футбол);

катанием на велосипеде;

плаванием.

Игровые эстафеты

1. «Кто быстрее?» Группа делится на две команды, которые придумывают себе названия и строятся с противоположных сторон зала. По команде педагога дети прыгают через степы на двух ногах навстречу друг другу, стараясь занять место противника. Побеждает команда, первой достигшая противоположной стороны зала и построившаяся в шеренгу. При повторе можно поменять задание, например дети, могут прыгать на одной ноге, передвигаться подскоками и т.п.

2. «Кто быстрее подтянется на скамейке?» Команды так же строятся с противоположных сторон зала. Перед каждой командой стоят скамейки и маты. По команде первый участник эстафеты подтягивается на скамейке, выполняет кувырок вперёд. Передаёт эстафету другому участнику. Затем следующий участник выполняет упражнение и т.д. Побеждает команда, первой достигшая противоположной стороны зала и построившаяся в шеренгу.

З. Гонки на самокатах. Дети перестраиваются в две колонны и поточным способом, предавая самокат, друг другу, соревнуются.

Педагог: Мы с вами побегали, поиграли, и сердце начало биться сильнее и быстрее прокачивать кровь через все органы и ткани нашего организма. Попробуйте сейчас послушать биение сердца и скажите, чем оно отличается от того, что мы с вами слышали в начале занятия. (В начале оно билось медленно, а сейчас быстрее)

Правильно. А сейчас вы чувствуете, как сердце колотится у вас в груди после быстрого бега. Это очень полезно, потому что такая тренировка укрепляет сердечную мышцу.

Сердце может сильно забиться и от волнения, например, когда вы переживаете в эстафете за свою команду, но никакого вреда от этого не будет. Как только соревнования заканчиваются, сердце успокаивается и возвращается к своему нормальному ритму. Но и в этом случае необходимо помогать своему сердцу, — вспомните, какое оно маленькое. За день вы много двигаетесь, испытываете множество впечатлений, поэтому необходимо вовремя отдыхать.

Именно потому вы ложитесь после обеда в кроватки, а по вечерам ваши мамы и папы укладывают вас спать раньше, чем ложатся они сами, взрослые. Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьется медленнее».

Дошкольники выполняют релаксацию в положении лежа на спине и замеряют частоту биения своего сердца.

«Солнечный зайчик»

(Релаксационное упражнение)

Педагог: Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Педагог: Мы много говорили с вами о том, как необходимо тренировать наши сердца, чтобы они хорошо «работали» — сокращались. А что же происходит в результате этих сокращений?

(Обсуждение схемы кровеносных сосудов)

— Представьте себе пароходы, которые везут различные грузы по нашей реке. Так и сердце, сократившись, выталкивает красную реку крови в артерии, по которым «пароходики» с кислородом из легких и питательными веществами из съеденной нами пищи отправляются в далекое путешествие по всем клеточкам нашего организма. В каком бы месте вы случайно ни порезались, обязательно пойдет кровь. Но это еще не все. Самое удивительное впереди: кровяные пароходики, отдавая кислород и питание, забирают у организма углекислый газ и вредные, ненужные вещества. Они вывозят их, по синим венам, обменивая вновь на кислород и ценные вещества.

Педагог предлагает детям проверить себя, насколько они внимательны.

Эстафета «Кровяные пароходики»

Ребята распределяются на две команды — «Артерия» и «Вена». Перед командами стоит корзина с красными мячами — «полезными для организма веществами», а на противоположной стороне зала помещают корзину с синими мячами — «вредными веществами» По сигналу участники команды «Артерия» переносят по очереди красные мячи из первой корзины во вторую, а ребята из команды «Вена» — синие мячи из второй корзины в первую.

Варианты эстафеты: Прыжки на ортопедических мячах. У одной команды фитбол красного цвета, у другой синего. По команде начинают выполнять прыжки на мячах. Побеждает команда, кто быстрее и правильно выполнит прыжки на мячах.

Заключительная часть:

По окончании эстафеты воспитатель и дети разрабатывают правила, соблюдая которые можно сохранить свое сердце здоровым.

Правила

1. Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте.

2. Обязательно отдыхайте днем и ночью.

3. Ешьте то, что дает мама или воспитатель, — все эти продукты очень полезны.

4. Если вы больны, то лежите в постели столько времени, сколько назначил врач.

Психогимнастика:

«Я - доктор 2010 года»

Каждый ребёнок входит в образ доктора - целителя будущего, которому всё подвластно. Доктор «лечит» пассами над головой, поглаживанием, сочувствием. Он приказывает органам:

· Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.

· Кровь, будь чистая, здоровая, промой все сосуды организма.

· Животик, будь мягкий: кишечник мой, работай точно и в нужное время.

Продолжая делать пассы, дети говорят:

· Водичка, чистая, здоровая, я никогда не буду болеть, я всегда буду весёлым, милым, красивым.

Дети пьют воду (лимонный напиток, фиточай и т.д.).

Конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы на тему: «Части тела человека»

Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы на тему: «Части тела человека». Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям детского сада.

Цель:
Тренинг коррекции мышления на основе операция распознавания.
Закрепить знания детей о частях тела человека, их назначении, бережном отношении к ним.
Упражнять в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для»; употребление грамматической категории дательного падежа.
Упражнять в употреблении разных значений многозначных слов.
Продолжать знакомство с фразеологическими оборотами.
Активизировать словарь детей, развивать умение правильно строить предложения, логически мыслить.
Оборудование: плакат о строении человека; картинки с изображением частей тела человека; макет паутинки и восьмерок для гимнастики глаз, трафареты человеческого тела, цветные карандаши, магнитофон, кассета, картинки на многозначность: нос, язык.

Ход занятия.
I.Организационный момент
Сегодня на занятии будет много интересного и полезного. Садитесь поудобнее:
II. Я хочу загадать вам загадки:
1.Два соседа – непоседы.
День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).
2.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
Многозначность слова: язык.
3.Между двух светил я в середине один. (Нос).
4. Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги).
5. У двух матерей по пять сыновей,
Одно имя всем. (Пальцы, руки).
- Ребята, скажите, о чем я загадывала загадки? (О частях тела человека)
Вот сегодня мы поговорим об этом на занятии.
III. Но сначала я хочу вам рассказать рассказ (шуточный) «Голова».
- Послушайте внимательно.
Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди лицо. У головы был трон – шея. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев – когти. Все части тела важны, все части человеку нужны!
IV. Ребята, скажите, о каких частях тела идет речь, в этом рассказе?
Ответы детей.
- Как вы думаете, для чего человеку нужны глаза? (Для того, чтобы видеть окружающий мир..)
- Как нужно беречь глаза? (Не смотреть близко телевизор..)
- Да, ребята, глаза очень часто устают и им нужно давать отдохнуть.
Давайте сейчас сделаем гимнастику для глаз.
Объясните значение фразы: В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем.
V. Упражнение «Стрельба глазами; поморгать глазами; последить глазками за паучком, который передвигается по паутинке, разноцветным восьмеркам.»
- Ребята, а для чего нужны уши? (Ответы детей).
- Как нужно их беречь? (Ответы детей).
Объясните фразеологический оборот: Медведь на ухо наступил.
- Ребята, на мочке уха находится много сосудиков, которые помогают работать разным органам. Давайте мы потрем наши мочки пальчиками. (Это и уху приятно, и органам хорошо).
- Ребята, а для чего нужен нос? (Ответы детей).
- Как его нужно беречь? (Ответы детей).
- Давайте правильно подышим (диафрагмальное дыхание; шумный вдох и медленный под счет до 5 выдох).
- Многозначность слова: нос.
Объясните выражения: «Не суй нос не в свое дело», «Заруби себе на носу».
- Для чего нам нужны руки?

- Фразеологический оборот «Золотые руки»
- Для чего нужны ноги?
- Как их беречь? (Ответы детей).
Упражнение на осанку «Дерево».
VI. Чтение стихотворения Маршака.
Одна дана нам голова,
А глаза два и уха два.
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
И будь у нас наоборот
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка –
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
VII. - Ребята, скажите, пожалуйста, чего у человека по 2? (По 2 органа?) (Ответы детей).
- Чего у человека по 1? (Ответы детей).
VIII. А сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Слушайте внимательно.
Голова, шапка, ладонь, шея
Воротник, пальцы, нога, ладонь
Нога, стопа, колено, сапоги
Глаза, нос, очки, ладонь
IX. Физкультминутка.
X. – Ребята, а сейчас подумайте и ответьте:
1. Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза).
2. Сколько ушей у трех мальчиков?
3. Сколько пальцев на двух руках?
4. Сколько пальцев на правой ноге?
5. Сколько носов у четырех мальчиков?
6. Сколько пальцев на двух руках и двух ногах?
XI. А сейчас поиграем с пальчиками, приготовим их к следующему заданию. (Пальчиковая гимнастика).
XII. А сейчас мы с вами обведем контур фигуры человека и дорисуем недостающие части. Будьте внимательны. Смотрите друг на друга и вспоминайте.
Дети обводят и дорисовывают под спокойную музыку.
XIII. Итог занятия.
Посмотрите, какие красивые люди у нас получились. Мы сегодня поговорили о частях тела человека, поиграли в разные игры и убедились, что все части человеку очень нужны, все для него важны.
Занятие окончено. Всем спасибо.

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «Части тела – мои помощники»

Цель :

  • закрепить понятие о частях тела;
  • закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата.

Задачи :

Логопедические:

Совершенствование лексического строя речи:

  • обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела – мои помощники»;
  • усваивать названия частей тела человека, их функций (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
  • закреплять понятия «многозначное слово», уточнять многозначность слова «нос»;
  • расширять представления о восприятии запахов у животных;
  • уточнить значение слов «аромат», «обоняние»;

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.

Развитие связной речи:

  • создать проблемную ситуацию, принять участие в её обсуждении;
  • развивать умения грамотно отвечать на вопросы;
  • находить мотивацию к рассуждениям по данной теме.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

Развивающие задачи:

  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие правильного физиологического дыхания.

Воспитательные:

  • формировать представления о частях тела: глаза, уши, нос, язык, руки, о их роли в жизни человека;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

  • наглядный метод (использование видеоматериалов)
  • словесный метод (беседа о частях тела)
  • игровой прием (артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»)
  • метод экспериментирования (узнать в каком чайнике вода холодная, а в каком горячая, не дотрагиваясь)
  • метод обследования (рассматривания в зеркалах глаза)
  • ароматерапия (используются ароматизированные свечи).

Решение задач осуществляются через такие образовательные области:

  • здоровье (умение правильно дышать)
  • познание (рассказ логопеда о глазах и о восприятии запахов представителей животного мира)
  • музыка («Звуки лес»).

Оборудование: видеоматериалы (пейзажи, флора, фауна; нос, уши, глаза; рыбы, лягушка, куры, голуби, сова, филин, рак, ящерица, муравьи, собака, кошка, олень, лошадь, дельфин); аудиозапись «Звуки леса»; два чайника с водой – горячей и холодной; «чудо- коробка»; ароматические свечи; зеркала, персонаж кощей, ватман, гуашь красного цвета, влажные салфетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Вежливые слова

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил –
Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.

2. Основная часть.

Сегодня мы будем говорить о человеке. На Земле живут очень много людей — миллиарды. Все люди похожи, все умеем говорить, думать, ходить, но каждый человек неповторим. Мы отличаемся внешностью, цветом глаз, волос, ростом, походкой, голосом, характером.

Появляется Кощей.

Кощей. Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я вас заберу к себе.

1) На нас надевают
Зимой – сапожки,
Осенью – туфли,
Летом – босоножки.
(Ножки)

2) Я в больницу ни ногой,
Обхожу всё стороной,
Весь дрожу, трясутся губы,
Мне вчера лечили…(зубы).

3) Пять братьев годами равные
Ростом разные.
(Пальцы)

4) Всё, что мы положим в рот,
Попадет к нам в …(живот).

5) Горшочек умён семь дырочек в нём.
(Голова).

Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей.

Логопед. Молодцы ребята, справились с задание, выпроводили кощея. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на себя. Человек видит не всем телом, а только глазами.

Разберёмся вместе, дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаза?
Так зачем человеку глаза?
Дети отвечают.

Логопед. Правильно, глаза помогают человеку узнать окружающий его мир: мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму, можем определить расстояние, на котором они находятся друг от друга. (Дети рассматривают видеоматериалы с изображением пейзажей, флоры, фауны.)

Глаза очень чувствительны, поэтому их надо беречь. Людям со слабым зрением врач рекомендует носить очки. У всех представителей животного мира разные глаза. Например, рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушки замечают только движущиеся предметы. Что рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать движение. У раков глаза расположены на специальных антеннах-стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. У совы и филина глаза большие, но неподвижный, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте. Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете. Муравьи даже днем видят звезды.

Какие бывают глаза по цвету?

Дети отвечают.

Логопед. А по форме?

Дети отвечают.

Логопед. А у вас какие глаза?

Дети отвечают.

Ты закрой глаза ладошкой,
Посидим совсем немножко:
Сразу сделалось темно.
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.

Дети сидят с закрытыми глазами, включаются музыкальные записи «Звуки леса».

Логопед. В темноте человеку плохо, неуютно, но у него есть еще один помощник. Что вы слышите?

Дети отвечают.

Логопед. С помощью чего мы слышим окружающие нас звуки.

Дети отвечают.

Логопед. А какие звуки мы можем слышать?

Дети отвечают.

Логопед. Благодаря слуху мы воспринимаем окружающие нас звуки, ориентируемся в мире. Человек с помощью ушей слышит пение птиц и голоса людей, журчание ручейка и шум ветра, и много разных звуков. А теперь скажите, вы чувствуете аромат в комнате, приятный запах?

Дети вдыхают приятный клубничный запах ароматических свечей.

Логопед. С помощью чего мы ощущаем ароматы?

Дети отвечают.

Логопед. Как вы думаете, для чего человеку нужен нос?

Дети отвечают.

Логопед. Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!», « Ну что ты нос повесил?». Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи.

Зачем носик малышам?

Есть прямые носики,
Есть носики-курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Ю.Прокопович

Физминутка.

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.

Логопед. Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных большую роль играет обоняние. Оно является самым важным чувством, нередко заменяющим зрение или слух. Не почуять во время запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых их них равносильно смерти. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, кошки и лошади. Обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Олень чувствует запах хищника с огромного расстояния и успевает убежать или спрятаться. Зато птицы очень слабо различают запахи, а вот дельфины вообще их не различают.

Логопед использует видеоматериалы и предметные картинки с изображением животных.

Если ты простудился и подхватил насморк, тебе труднее дышать. Нужно заботиться о своем здоровье, уметь правильно дышать, вдыхать воздух через нос, а выдыхать – через рот. Нос — это орган человека. А у какого или чего он есть?

Логопед использует видеоматериалы с изображением животного и человека, лодки и чайника.

Логопед. Что такое чайник? Какие у него есть части? (Носик, крышка, ручка, донышко, стенки).

Логопед. Для чего нужен чайник? (Чтобы из него пить).

Педагог. Какая вода необходима, чтобы можно было заварить чай?

Дети отвечают.

Перед детьми выставляются два чайника с водой- холодной и горячей, предлагается узнать, где какая, не дотрагиваясь, затем задается ряд вопросов.

Дети понимают, как можно определить температуру воды.

Логопед. Перед вами два чайника, в одном чайнике холодная вода, в другом – теплая. Как вы думаете, в каком из них холодная вода?

Дети отвечают.

Логопед. Мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев. Они помогают нам писать, шить. Лепить, совершать множество разных дел. С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. Некоторым очень тонким движениям нужно учиться, например, очень хорошо развиты кисти рук у художников. Я предлагаю немного поиграть с нашими пальчиками. Давайте попробуем на ощупь догадаться, что лежит в нашей чудо-коробке?

Дети выполняют.

Логопед. Что было бы, если у человека был один глаз, но два рта и два носа?

Дети отвечают.

Одна дана нам голова.
А глаза два и уха два,
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка-
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
Г.Гейне.

В нашем ротике живет язычок. С помощью него мы можем определить вкус. А для чего еще человеку нужен язык?

Дети отвечают.

Логопед. Язык помогает издавать самые разные звуки, а главное – разговаривать. Иногда он выполняет роль сторожа, охраняющего вход в дом (рот) и проверяющего пищу на ее пригодность или непригодность к употреблению. Во время жевания язык переворачивает кусочки пищи.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Веселый язычок» (авторская разработка).

Жил – был Язычок.
Он был веселый и всегда шумел. (Цокают язычком)
Но однажды все соседи на него
Обиделись и перестали с Язычком дружить. (Надувают губы)
Он подошел к Щечке, (Толкают язычком правую щечку)
Постучал в ее дверцу — никто не открывает.
Тогда он пошел в противоположную сторону, (Толкают язычком левую щечку)
Но и там его никто не ждал.
Язычок решил подружиться с зубками.
Он щекотал сначала верхние зубки, (Выполняют артикуляционное упражнение Чистим зубки)
А потом нижние.
Но тут губки обиделись и надулись. (Надувают губки)
Язычок решил их развеселить:
Облизнул сначала верхнюю губу, (выполняют артикуляционное упражнение Варенье)
А потом нижнюю.
Губкам это понравилось,
И они улыбнулись Язычку.
С тех пор все они дружно живут (Улыбаются)
И друг другу всегда улыбаются.



Рассказать друзьям