Распорядок дня монаха в православном монастыре. Архимандрит Алексий (Мандзирис)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В устроении повседневной жизни Михайловский монастырь руководствуется уставом общежительных монастырей.

В 4.00 утра сестры собираются в храм на полунощницу, присутствие на которой инокинь и монахинь обязательно. Сразу после полунощницы начинается уставное богослужение, на котором могут присутствовать все, кроме тех, кто несет послушание на скотном дворе или на кухне.

В 8.00 начинаются общие послушания для тех, кто не был на службе, а для молившихся за Божественной литургией послушания начинаются после её окончания. Клиросная череда, т.е. седмичные певчие и чтицы, после службы имеют возможность отдохнуть до начала общей трапезы, после которой вливаются в общий режим трудовой жизни.

В 10.00 – начало общей трапезы, обед. Организованная трапеза в монастыре – одна, и присутствие на ней обязательно. По окончании общей трапезы (длится не более 20 мин.) каждая сестра снова возвращается к своим дневным обязанностям, которые к началу вечернего богослужения необходимо завершить.

С 14.30 до 15.30 ч. на общий раздаточный стол для желающих выставляется полдник. После полдника установлен отдых до 17.00 .

С 18.00 до 19.00 ч. ужин предлагается в том же свободном режиме, что и полдник.

В 19.00 – вечернее богослужение.

С 20.30 до 21.00 – время для совершения келейного правила.

После 21.00 – личное время.

Таков обычный распорядок дня с понедельника по пятницу.

Суббота – день причащения Святых Таин сестер обители. В субботу послушания не отменяются, но заканчиваются до 14.30 (до начала полдника). Сестры должны подготовиться к вечернему богослужению (начало Всенощного бдения в 19.00 ), после которого (ок. 23.00 ) – личное время.

В воскресные дни полунощницы нет – сестры собираются в храм на Божественную Литургию к 8.00 , по окончании которой совершается чин О Панагии: в предшествии священника с панагиаром и настоятельницы при пении дневного тропаря сестры строем исходят на праздничную трапезу. Этот же чин совершается в дни Двунадесятых и Богородичных праздников.

Все гости и паломники монастыря также приглашаются на воскресный обед в паломническую трапезную.

Доклад игумена Евсевия (Тюхлова), наместника Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря, произнесенный на монашеской конференции «Организация внутренней жизни монастырей» в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре г. Полоцка 21-22 июня 2018 года.

«И некто из отцев говорит: «сиди в келлии

своей, и она научит тебя всему».

Преп. Симеон Новый Богослов

Вся жизнь и деятельность православного монастыря направлена на духовное преуспеяние его насельников. В этом суть и смысл его пребывания в этом мире. Монастырь – это место коллективного удаления от падшего мира и его соблазнов; здесь должна очищаться, умиротворяться и преображаться до ангельского образа подвизающаяся душа. Если этого не происходит, то следует искать причину. Как правило, основной причиной духовного преуспеяния монастыря является игумен.

Духовная плодоносность монастыря определяется множеством факторов, и каждый фактор существенен, нет в жизни монастыря ничего малозначащего. Основным фундаментом издревле почитался монастырский уклад, способствующий молитве не только общественной, богослужебной, но и келейной. Молитва всегда почиталась краеугольным камнем в живом здании православного монастыря.

Келья – основное земное прибежище монаха. Келья является местом отдыха, молитвенного делания, чтения Библии и творений святых отцов. Нередко келья является и местом послушания: творчества или рукоделий. Пребывание в келье, или вне ее, зависит от множества факторов: таких масштабных как регионально-климатические условия и монастырский уклад, до сугубо индивидуальных особенностей монаха. Распорядок пребывания насельника монастыря в келье всегда определялся монастырским уставом и игуменом монастыря.

Монастырский устав, как правило, формировался основателем монастыря. Например, Нило-Сорский монастырь был скитского характера со строгим уставом келейного жительства. Келейное правило иноков скита было большим, но в уставе оговаривалась и мера для немощных монахов. Мера для каждого монаха могла устанавливаться отдельно: «немощьным несть Устава». «Да аще кто от сих не может съвершати вес преданый уставъ, а онъ половину сего. Аще ли ни сей и онъ третию часть или четверътую.., кождо противу своей крепости». «И о реченных, колико могут вместити, да вместят» (РНБ. Кир. – Бел. № 25/1102. Л. 215).

Мере в духовном делании уделялось особое значение: «Но яко всяко дело мера украшает» (Там же. Л. 228 об.). «Рече бо некий от святых о семь, яко вся, иже выше меры начинаете, от бесов сут таковая» (Там же. Л. 229). Очевидно, мера монастырских нагрузок всегда учитывалась в монастырях, учитывается она и в наше время. Вот что по этому поводу говорит Игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы: «На первое место при составлении уставов для каждого монастыря выходит индивидуальный, личностный подход, когда, при наличии и действии общих правил, для каждого члена монашеской общины существует своя мера в степени исполнения тех или иных установлений, определяемая духовным наставником – игуменом/игуменией. Кроме того, и сами общие правила могут быть изменяемы в соответствии с общим духовным возрастом и состоянием обители, ради внутреннего преуспеяния монашествующих».

Само иноческое правило всегда было различным в разных монастырях, оно менялось и со временем в самих монастырях, что вполне естественно, ведь время направлено на прогрессивное развитие и повышение образовательного уровня общества. Вот что пишет об изменении молитвенного правила Е.В. Романенко: «В результате активных книжных связей русских монастырей с Афоном на протяжении второй половины XIV и всего XV столетия, видимо, менялось и уставное молитвенное правило русских иноков. В XVI в. повседневное чтение Псалтири стало уже обязательным». Но при этом молитвенные правила в общежительных монастырях и скитских всегда значительно различались: «Ино же есть делание безмолвна, и ино общаго жития» – так писал в своих главах «О мысленном делании» преподобный Нил Сорский».

Исторический период, уже сложившиеся традиции, основатели монастырей и их последователи естественным образом влияли на внешние и внутренние условия пребывания монастырей. Иноки скитов и отшельники даже запасались Святыми Дарами: «Скитские иноки могли, как пустынники и отшельники, – пишет Е.В. Романенко, – причащать себя сами Святыми Дарами, которыми запасались, будучи на службе в монастыре. Преподобный Нил Сорский выписал это правило святого Василия Великого в свой сборник и, видимо, руководствовался им в то время, когда в скиту еще не было храма и регулярных служб (Там же. Л. 15 об.).

«Монастырский устав определяет дисциплинарную сторону монастырского быта, а распорядок дня в монастыре зависит от богослужебного устава. Его основу составляет типикон (по-русски – устав) Православной Церкви, сложившийся в течение нескольких столетий». И все-таки, уклад монастырской жизни в большей степени определяется соответственно задачам, которые игумен полагает для себя и насельников монастыря. Соответственно этому и время нахождения монаха в келье, и его времяпрепровождение в ней, в большой степени зависит как от богослужебного устава, так и от направления монастырского быта.

Для монахов уединенников и затворников келья всегда являлась местом основного или постоянного пребывания. В современных монастырях только схимники неисходно пребывают в своих кельях и покидают их разве только на время общественной молитвы в храме. Для трудников келья, как правило, является исключительно только местом для отдыха.

В общежительных монастырях, которых ныне в РПЦ подавляющее большинство, для умной и умно-сердечной молитвы, только келья может служить идеальным местом для усвоения навыков и совершенствования духовной жизни инока. Игумения Мелания, настоятельница монастыря Успения Богородицы в Панораме (Греция), в своем выступлении за круглым столом «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций» говорит: «Наша приснопамятная старица Феврония советовала нам быть осмотрительными и говорила: «Меня интересует внутренняя жизнь, молитва и безмолвие, и чтобы жизнь была угодной Богу. Сестры, на которых возложено соответствующее послушание, пусть служат людям, а другие пусть молятся в своих кельях, пусть возжигают фимиам, берут книги и занимаются. Так эти келейные труды, молитва и безмолвие становятся продолжением богослужебной жизни, продолжением Божественной Евхаристии».

Вот какой совет дает преп. Симеон Новый Богослов подвизающимся в монастыре: «Когда кончится служба утренняя, ты, по выходе из церкви, не заводи праздных разговоров с тем или другим и умом своим не рассеивайся туда и сюда, но спеши прямо в келлию свою, и там совершив определенную тебе для сего молитву, берись или за свое рукоделье, или за данное тебе послушание, или за чтение. Никогда не оставайся совершенно праздным в келлии своей, чтобы праздность не научила тебя всякому злу, о котором не нахожу нужным говорить тебе. Но и по монастырю не кружись, и не любопытствуй, как кто занимается своим рукодельем, или исполняет свое послушание.

Рукоделие в келье должно быть таким, чтобы не воспитывало пристрастие к нему, то есть не было творческим. Как пишет свят. Игнатий Брянчанинов в своей книге «Приношение современному монашеству»: «В келлиях должно заниматься душеполезным чтением и таким рукоделием, которое не возбуждало бы пристрастия к себе. Иначе все твое внимание отвлечется к рукоделию, к которому имеешь пристрастие: Бог и твое спасение соделаются чуждыми для тебя».

Келья является, пожалуй, единственным идеальным местом для уединения и умного делания инока. Именно в кельях во время молитвенных подвигов бывали Откровения и небесные созерцания подвизающимся святым отцам. Вот как описывает один из таких подвигов перед созерцанием в книге монаха Иосифа о старце Иосифе Исихасте: «В таком-то состоянии, будучи погруженным в скорбь от своих тягот, я затворился в келлии и сел на скамейку, чтобы насколько возможно сосредоточить свой ум на молитве и в этом найти укрепление. Не знаю, сколько времени продолжались мои усилия и как долго я с великим смирением призывал милость Божию. Внезапно я ощутил утешение и, как это всегда бывает в таком состоянии, исполнился света, а сердце мое было залито Божественной любовью. Я был в исступлении и находился среди ослепительного света, а передо мною простиралась огромная равнина, подобная морю, которой нигде не было видно предела».

Келья может стать как местом духовного совершенствования, так и местом духовной деградации, поэтому жизни келейному пребыванию насельников игумен или игуменья должны уделять особое внимание и попечение. В келье не должно быть предметов прихоти и роскоши. Тот же святитель Игнатий пишет: «Новоначальным не должно заводить в келлии мшелоимства , то есть различных предметов прихоти и роскоши». Но я бы заметил, что не только новоначальным пагубно мшелоимство, оно пагубно для всякого монашествующего. Даже для монастыря в целом, для его духовности весьма вредно излишнее стремление к стяжанию материальных благ. Хорошо известно из многовековой истории христианства, что монастыри могли материально богатеть и одновременно деградировать духовно, так как эта обратно пропорциональная зависимость закономерна, ибо непреложно слово Господне: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24).

Желание сочетать несовместимое во все времена оказывалось самообольщением и не увенчалось успехом. Тому имеется множество исторических примеров: католицизм и протестантизм, иосифлянство в России XVI–XVIII вв. и современное духовное оскудение даже на Святой Горе Афон, насельники которого все теснее взаимодействуют с миром. В связи с чем истинная духовность из внутренней все более обретает внешние формы. Так в свое время была организована жизнь в монастыре преп. Иосифа Волоцкого. Направляемая на обогащение, духовная жизнь насельников при этом была до крайности формализована, и на келейную молитву у иноков не оставалось ни времени, ни сил.

Во все времена мир пагубно влиял на духовное состояние монастырей, тому яркий пример так называемая «скоромная драма» на Горе Афон: «В течение столетия от конца XI до конца XII вв. (от 1080 до 1177 гг.) на Афоне появляется и распространяется, как называют его, «скоромное зло»». Когда в начале XII в., в патриаршество Николая Грамматика, валахи стали изгоняться с Афона, монастырские кельи покидали не только игумены, уходя в мир, но и безмолвники. А.П. Лебедев пишет: «Только и слухов было: такой‑то безмолвник, страшный бесам, уходит с Афона с таким‑то валахом, и такой‑то игумен удаляется с таким‑то игуменом. Из монастырей, – утверждает дееписатель, – все полным домом выходили со своими приятелями валахами».

В наше время, когда идет активное восстановление монастырей и возрождение монастырской жизни, все монашествующие и священноначалие искренне желают духовного возрастания. О методах и путях этого возрастания говорится весьма много как в повседневной жизни, так и на различных соборах, семинарах и богословских симпозиумах, тем более, что в Церкви на этот счет имеется богатейший святоотеческий опыт. Но одно дело говорить, а другое дело претворять в жизнь.

Восстановление монастырей идет весьма быстро и успешно, чему способствуют не только современные технические и экономические возможности, однако и помощь Божия, и духовное возрождение не может быть признано столь же успешным. Это и понятно, и вполне объяснимо, но объяснимость и понятность не оправдывают слабого духовного роста. Истинное монашество всегда стремилось к совершенному отречению от мира и уходу от него, ибо падший мир и христианство – это две несовместимые сущности. В наше время, чтобы совершенно отрешиться от мира, необходимо очень постараться, и тогда, конечно, Господь поможет. Для этого необходимо создавать оазисы духовности в скитах. Они должны оставаться неведомыми для мира, в противном случае мир со своими подношениями очень быстро все прибирает к своим рукам и нивелирует духовность. Относительно этого обстоятельства известен наказ Ангела, данный преп. Пахомию Великому: «Сторонний никто не должен входить в монастырь, а однажды вошедший должен оставаться с ними навсегда». А это означает, что сообщение монастыря с миром прервано раз и навсегда.

Список использованной литературы

1. Игумения Мелания, настоятельница монастыря Успения Богородицы в Панораме (Греция). «Наследие древних отцов и современный опыт молитвенного делания» / Игумения Мелания. Материалы XXI и XXII Международных Рождественских образовательных чтений 25 января, 13 ноября 2013 г. и 28-29 января 2014 г.

2. Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, г. Москвы. Проблемы монастырских уставов в контексте вызовов современного общества / Монашество: история, современность, будущее. Материалы XXI и XXII Международных Рождественских образовательных чтений 25 января, 13 ноября 2013 г. и 28-29 января 2014 г. Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. 2014.

3. Иосиф, монах. Старец Иосиф Исихаст. Житие. Учение. Десятигласная духодвижная труба и толкование на нее / Монах Иосиф. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Преображенский Валаамский мужской Ставропигиальный монастырь. 2000. – 384с. – с.74.

4. Лебедев, А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV вв. / А.П. Лебедев // Благотворительный фонд «Предание». [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://predanie.ru/lebedev-aleksey-petrovich/book/161333-istoricheskie-ocherki/ . – Дата доступа: 16.10.2016.

5. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения в 3Т. / Преп. Симеон Новый Богослов. Т.2. Слова. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. – 597с. – с.211.

6. Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. [Электронный ресурс] / Е.В. Романенко Богослужебный устав и «Правило келейного пребывания иноков». – Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/8484 – Дата доступа: 09.04.2018.

7. Святитель Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству / Святитель Игнатий Брянчанинов. – Москва: Правило веры, 2009. – 607 с. – с.34.

8. Святитель Феофан Затворник, Вышенский. Устав преп. Пахомия Великого / Святитель Феофан Затворник, Вышенский. Древние иноческие уставы. [Электронный ресурс]. – 2011-2018. – Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2920 – Дата доступа: 16.04.2018.

9. Смолич, И.К. Русское монашество, 988–1917 / И.К. Смолич // Cедмица.RU [Электронный ресурс]. – 2016 г. – Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/436420/. – Дата доступа: 20.10.2016.


Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. [Электронный ресурс]. / Е.В. Романенко. Богослужебный устав и «Правило келейного пребывания иноков». – Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/8484 – Дата доступа: 09.04.2018.

Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Проблемы монастырских уставов в контексте вызовов современного общества / Монашество: история, современность, будущее. Материалы XXI и XXII Международных Рождественских образовательных чтений 25 января, 13 ноября 2013 г. и 28-29 января 2014 г. Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. 2014.

Смолич И.К. Русское монашество 988–1917 / И.К. Смолич // Cедмица.RU [Электронный ресурс]. – 2016 г. – Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/436420/ – Дата доступа: 20.10.2016.

"Очень интересно, а как принимают в монастырскую семью, есть ли препятствия, например, возраст, здоровье, нужно ведь быть полезным, а не обузой, как послушания назначаются? Если можно, поделитесь, как будущие монахи оказываются в том или ином монастыре, сами выбирают или их распределяют кого куда"?

Кого и как принимают в монастырь.
В каждом монастыре свои правила, но, разумеется, есть и общие требования.
Первое – кандидатка в насельницы монастыря должна быть православноверующей, воцерковленной, имеющей довольно серьезный приходской «стаж».
Второе – психически здоровой, телесное здоровье приветствуется (трудов в монастыре много), но где сейчас найдешь совершенно здорового человека? Посему, этот вопрос остается на усмотрении руководства монастыря. Что касается возраста, и тут все решается индивидуально. Бывает, и юной девушке откажут, а в возрасте возьмут. И с совсем юными сложно, и с престарелыми: первые ничего не умеют, последних надо переучивать. Но если человек искренний, глубоко верующий и старается, такого обязательно возьмут.

Третье - кандидатка не должна иметь никаких долгов в миру. Речь не только о деньгах (впрочем, эти задолжности тоже следует погасить), а об отсутствии каких-либо обязательств семейных, юридических и др. Если есть маленькие дети, придется подождать, вырастить, а уж потом устраивать свою жизнь в монастыре. Если есть супруг, оставить его можно только с его согласия. Если есть больные лежачие родители, нужно их досмотреть или устроить так, чтобы за ними был надлежащий уход.
Четвертое – благословение духовника, священника – желательно. А сам прием в число «приживающихся» (есть такая ступень: уже не трудница, еще не послушница, будешь ли жить в монастыре – неизвестно, потому пока присматриваешься, приживаешься) только с разрешения Правящего Архиепископа (по ходатайству Игумении).

Как выбирают монастырь
История знает разные подходы к выбору монастыря. Кто-то идет в известный монастырь с традициями. Кто-то, наоборот, хочет все начать с нуля, поучаствовать в строительстве нового. Кто-то идет туда, где есть святыня, другой туда, где серьезное духовное руководство. Кто-то выбирает монастырь по климату (у старца Паисия об этом написано). Кого-то в конкретный монастырь направляет духовник, советует подруга, знакомые. Вариантов много, но… Есть главное и основное – в монастырь направляет Господь. Если вести внимательную духовную жизнь и всерьез желать спасения, Господь определит именно туда, где будет полезно. Не значит «просто», а спасительно.

Как распределяются послушания
Послушание – работа в монастыре (сегодня мы не будем говорить о послушании как о монашеской добродетели, только как о работе). Какие послушания в монастыре? Храм, клирос (церковное пение), устав, просфорня, кухня, хлебопекарня, ризничная, пошивочная, иконописная, коровник, огороды, различные мастерские, социальное служение, канцелярия, бухгалтерия, гостиница и др. Все послушания связаны с организацией богослужений, внутренней жизни монастыря, помощью прихожанам, ближним. Оказывается, в монастыре может пригодиться практически любая специальность. Одна сестра, например, пришла в монастырь после театрального института, критик. Она рассказывает: «Ну что такому человеку делать в монастыре? Где применить свои знания? Спросили бы меня об этом перед монастырем, ответила бы: «Не знаю». Не знала, шла не на конкретное послушание, а в монастырь. Первое послушание, которое мне дали, чистка лука. Огромные тазы с луком. У меня аллергия на лук, вся обрыдалась, опухла, но было радостно. А когда дали постоянное послушание – убирать в храме, поняла, что такое счастье. Странное дело: моешь полы, а ощущение, что делаешь что-то очень серьезное. Потому что в храме. Кто в храме трудился, меня поймет. А потом Господь так устроил, появилась необходимость и возможность вести передачи на радио, делать газету, редактировать книги. Все пригодилось. Со временем».
В некоторых монастырях игумении (или благочинная) каждое утро сестру посылает на новое послушание. У нас не так. У сестер, в основном, постоянные послушания, правда, не по одному, а несколько. Например, наши иконописцы реставрируют и пишут иконы, в их ведении все монастырские клумбы и газоны, монастырские животные, да еще клирос. Есть и общие послушания, когда все сестры что-то делают сообща, например, едут собирать картошку, разгружать кирпичи, убирать к празднику храм. Есть послушания, где все работают по графику, например, в трапезной, на раздатке.
В монастыре стремятся использовать профессиональные навыки сестер. Если у тебя консерваторское образование, ты, скорее всего, будешь заниматься клиросом. Но… Нельзя забывать о духовной и дисциплинарной стороне. И игумения, и духовник могут сменить послушание, по разным причинам: здоровье, не справляешься, не полезно и др.

Молитвенное правило и распорядок

«Интересно узнать, какое у вас молитвенное правило, сколько раз в день и в какое время трапеза, сколько человек в келиях, можно ли жить одной, можно ли иметь у себя плеер с наушниками (слушать духовные беседы, песнопения), есть ли свободное время?
Как вообще день проходит, по какому распорядку?»

Наверное, кого-то сразу разочаруем: режим у нас в монастыре щадящий, встаем поздно, в 6 утра (есть монастыри, где подъем в 4, 5), когда монастырь на природе, ранний подъем дается легче, чем в городе, где загазованность, нехватка кислорода, да и сам город со своими требованиями и нуждами.
Итак, нас будят колокольчиком – ночная дежурная (монахиня, послушница) ходит по территории, по корпусам, по этажам и звонит, звонит. В 6.30 – Утренние молитвы, полунощница, каноны, акафисты. В 8.00 – литургия. В 11.00 – обед. Завтрака у нас нет, да он и не нужен, все равно до окончания литургии есть не положено. За трапезой, как и во всех монастырях, чтение (чтение меняется: или поучения святых отцов, или о святом (празднике) дня, иногда духовная беседа духовника, игумении, рассказ сестер о паломничестве, но это уже после трапезы).
С 11.30 все на послушаниях, кто где, если это летнее время и сестры на огородах, то у них с собой может быть и плеер с наушниками – слушают святых отцов, толкование на Священное писание, поучения святых отцов для монашествующих.
В 16.00 – ужин. Ужин ранний, сестры сами попросили перенести ужин с 20.30 на 16.00 (вечером у нас мало кто ест, уж если невмоготу, можно придти после вечерней службы на паломническую трапезу). Не запрещается чай в келии (хотя, духовник сестрам нередко говорит: «Вам разрешили чай, а смотришь, там уже и булочки».
В 17.00 – Вечерня. Утреня. Если Всенощное бдение – приходят все сестры, если простая служба – только свободные в этот день от послушания. В 23.00 отход ко сну (это по уставу, но часто не успеваем что-то сделать, тогда отход переносится на более позднее время).
Живут сестры, в основном, по одному-два человека в келии. Сейчас, слава Богу, есть такая возможность, а первые годы жили и по 5, и более, спали на полу на матрасах, рядком. Келии небольшие, по хорошему, они рассчитаны на одного человека, в каких-то и живут по одному, но мест опять не хватает. Вот подворьях свободнее – на Покровском и Преображенском построены большие корпуса, там сестры живут по одной.
Свободное время есть: каждая сестра может и книгу почитать, и рукоделием заняться, и к экзаменам подготовиться (некоторые сестры получают высшее образование – светское или духовное). Не запрещается общение между сестрами, к любой сестре можно зайти в келию (но по делу, разговоры не приветствуются), доступны и игумения, и духовник.
Молитвенное правило, в основном, все совершается в храме, дополнительно в кельях сестры читают Евангелие, Псалтырь, Иисусову молитву, кладут поклоны, кроме общего правила, у монахини может быть и свое особое правило (по согласованию с духовником).

Распорядок дня имеет следующие составляющие: богослужение, послушание, трапеза, свободное время.

Каждый день утром все паломники подходят к игумении, чтобы получить благословение и послушание на день.

  • Понедельник — в 13 часов в сестринском корпусе.
  • День без Литургии — после утрени (около 8-30) в Никольском храме.
  • Вторник — суббота: 6-40 перед утреней, либо после Литургии в Константино-Еленинском харме.
  • Воскресенье, праздники — 9-00 в Никольском храме или после Литургии в Константино-Еленинском храме.

Богослужение. Для посещения обязательны все службы, указанные в еженедельном расписании богослужений (см. на доске объявлений в храме и гостинице). Паломники приходят в храм в будние дни в 6-40, к началу утрени, в воскресенье и праздники в 9-30, к часам.

Послушания. Время послушаний — вне богослужений, при необходимости, и во время богослужений.

Трапеза. Время трапезы строго определено.

Распорядок дня в Константино-Еленинском женском монастыре

  • Завтрак — 9-00, если не служится Литургия. Если по расписанию — Литургия, то завтрака нет.
  • Послушания — после завтрака, до обеда.
  • Обед — 13-00, если нет Литургии. В дни совершения Литургии: в будни — обед в 11-00, в воскресенье и праздники — по окончании Литургии, около 12-30. Проходящим послушание в храме трапеза полагается после «Отче наш», чтобы вернуться в храм к концу богослужения и сразу начать уборку.
  • Послушания — после обеда, до чая.
  • Чай — 16-00.
  • Послушания — после чая, до ужина, либо вечернее богослужение в 17-00 (в понедельник и среду — акафисты в Никольском храме).
  • Ужин в 20-00, либо сразу по окончании всенощного бдения.
  • Свободное время — после ужина, если нет срочных работ.
  • Отбой — 23-00. К этому времени все должны находиться в своих кельях. Прогулки по територии ночью запрещаются. Гостиница закрывается на ключ в 23-00, открывается в 5-30.
112auth

Неважно сколько тебе лет, главное то, что ты молод и у тебя впереди вся жизнь. Ты собираешься учиться, тусоваться, работать, влюбляться, делать глупости, в общем, быть обычным молодым человеком. Но есть наши с тобой ровесники, которые выбирают иной путь в жизни – нелегкий путь служения Богу. Они уходят жить в монастыри.

Зачем?

Первый раз я побывала в женском монастыре прошлым летом в Барнауле. Гуляя по городу, мы с мамой случайно забрели в небольшой уютный храм, окруженный садом с невообразимо красивыми цветами. Как только мы попали на территорию монастыря, у меня сразу родилось чувство, что я нахожусь в чьем-то доме, о котором заботятся с трепетной любовью. Навстречу нам вышла монахиня. Полное отсутствие косметики, черные, скрывающие фигуру одежды, лучистые глаза. Но больше всего меня поразило то, что ей было примерно столько же лет, сколько и мне, то есть около двадцати. Эта молодая девушка светилась счастьем и покоем. И помню, что единственный вопрос, крутившийся тогда в моей голове был: «Зачем она ушла в монастырь?» К сожалению, в Барнауле мне не удалось пообщаться ни с одной из монахинь, и мой вопрос остался без ответа. Прошло время, я узнала, что под Новосибирском, в районном центре Колывань, есть женский монастырь. Чтобы удовлетворить свое любопытство, я отправилась туда.
Территорию, на которой находится монастырь, огораживает длинный и высокий забор. Он как бы отделяет мирское бытие от духовного. С трудом открыв тугую калитку, я попала в другой мир, в котором и сам невольно становишься набожным. Прямая, аккуратно расчищенная дорога вела к храму. По левую сторону тропинки часовенка и еще что-то (потом я узнала, что это строится новый келийный корпус), справа – хозяйственные постройки, трапезная, швейная мастерская, скотный двор, старый келийный корпус.
Путь в храм преграждают четыре двери. Они (двери) достаточно тяжелые и массивные. Чтобы их открыть, надо приложить неимоверные усилия. В голову невольно закрадывается мысль, что это своего рода предупреждение: «Подумай, а действительно ли ты хочешь сюда войти?»
Меня встретила монахиня Нонна. Женщина лет сорока, не очень красивая, медлительная. От нее веяло миром и покоем. Казалось, что для нее все в жизни ясно и понятно, и все четко разложено по полочкам. Впрочем, сомневаться здесь и не принято. Сомнение – это грех. Все, что сказано в святых книгах – это аксиома, не требующая доказательств. Прежде чем начать беседовать со мной, она долго получала благословение у настоятельницы монастыря.

Божий промысел

«Вас, наверное, интересует, почему к нам в монастырь приходят молодые девушки? Ответ прост: на все есть Божий промысел. Господь заботится о человеке, направляет его именно на тот жизненный путь, который предназначен для него. И кому суждено, тот обязательно окажется в монастыре». В подтверждение этих слов сестра Нонна рассказала две истории.
На далеком и холодном севере одна пожилая женщина решила, что жизнь ее должна закончиться в монастыре, и выбрала именно Колыванский. Ее внучка Катерина поехала так, «за компанию». В конечном счете, на служение Богу осталась только девушка, а бабушка, не выдержав трудностей, вернулась домой. В монастыре Катю нарекли Варсонофией, она самая молодая монахиня – сейчас ей 18, а когда она попала сюда, ей было всего 16 лет. Но, как говорит сестра Нонна, мудрости и силы духа у Варсонофии побольше, чем у некоторых взрослых сестер.
Диана росла обычным ребенком, она пела в клиросе (церковном хоре), и ей это безумно нравилось. Как ей казалось, она хорошо ладила с окружающими. Но однажды, придя в клирос, ее друзья сказали: «Мы не можем с тобой общаться. При тебе мы не можем делать все, что хотим. Ты не такая, как мы, и нам с тобой трудно». Для Дианы это было шоком. Она перестала петь в клиросе, но не перестала ходить в церковь. Постепенно она поняла, что вне стен церкви чувствует себя неуютно, и возникла мысль о том, чтобы уйти в монастырь. Родители долго сопротивлялись, ведь Диана была единственной дочерью. При постриге девушку нарекли Евфалией. Сейчас ей 21 год. Она слегка полновата, ее руки огрубели от тяжелой работы по хозяйству, у нее огромные карие глаза, в которых одновременно застыли робость и любопытство. У Дины-Евфалии сожалений по поводу своего нынешнего образа жизни не возникает. Скорее, напротив, ее наполняет чувство светлой радости.
На мое настойчивое «почему» Евфалия, указав жестом куда-то в небо, спокойно сказала: «ОН позвал. Рано или поздно всякий человек чувствует это, но не у всех хватает душевных сил, чтобы уйти от рутины мирских дел. Я почувствовала, что не могу больше жить так, как жила в миру – бестолково и праздно. Теперь мое место ЗДЕСЬ».
Позже сестра Нонна рассказала мне еще один факт из истории Дианы. Оказывается, священник церкви, которую посещала девушка, давно мечтал о том, чтобы от его прихода кто-нибудь ушел в монастырь. И именно об этом он просил Бога в своих ежедневных молитвах. Когда Диана пришла к нему за советом, он благословил ее на уход из мира. Для людей набожных благословение священника – это великая сила, и его нельзя не послушаться.
Все, кто живут в монастыре, пришли сюда только по одной причине – Бог позвал. Других они не знают и не признают. Конечно, они есть, но остались там, в мирской жизни. И негоже о них вспоминать. А нам, в свою очередь, трудно найти объяснение таким понятиям как «позвал» и «снизошло».

Долгий путь

В монастырь просятся как люди преклонных лет, так и совсем молодые. И те, и другие порой не понимают, сколько сил и мужества требуется для духовной жизни. Старые могут не справиться с многочисленной физической работой в монастыре, а молодым может не хватить силы духа. А ведь в храм каждый день приходят люди, и все нуждаются в духовной помощи, всем хочется исповедаться, помолиться, услышать приятное пение, а в проповеди – слово, которое могло бы утешить. Поэтому, придя в монастырь, невозможно сразу стать монахиней. Надо пройти несколько этапов, проверить себя и свои силы, убедиться, что твоя вера сильна, и ты не совершаешь ошибки. Один из способов «проверки» веры – это послушания, то есть выполнение различных работ по хозяйству. Нельзя отказываться от послушания, нельзя им гнушаться, даже в помыслах не должно быть сопротивления той работе, которую тебе поручат. Монахиня Нонна, с которой я беседовала, боится коров, но она вставала по утрам и смиренно шла их доить. На первом этапе дают самые разные послушания, когда человек приезжает в монастырь, днем там живет, работает, молится, общается с сестрами, а на ночь уходит. Таких людей называют паломниками. Им даже разрешается ходить в мирской одежде. Именно на этом этапе монастырь покидают «слабые», не готовые. Те же, кто остаются, надевают черный хитон и платочек, чтобы не было видно волос, и становятся послушницами. Кстати, сокрытие волос – это тоже послушание, это знак смирения. На этом этапе за духовным ростом послушниц следят. Они должны читать божественные книги и много общаться со старшими сестрами. Они должны делиться любыми своими помыслами, чтобы встать на путь истинный. В монастыре ни у кого не должно быть секретов и тайных мыслей. Все тайное, сокрытое идет от беса, и с этим надо бороться. Со всеми сомнениями не только послушницы, но и монахини идут к настоятельнице – игуменье Надежде, про которую говорят, что у нее «глаза, полные любви».
Если послушница окончательно понимает, что готова к монашеской жизни, если ее старшие сестры подтверждают эту готовность, ее ждет обряд пострига в монахини. Это красивый, торжественный, и в чем-то, по моему мнению, печальный процесс. Пол храма застилается дорожками. Монахини, одетые в черное, сливаются с полумраком, и лишь горящие в руках свечи озаряют склоненные лица. Древний молитвенный распев волнами заполняет низкие своды храма – монахини просят благословение святых для принятия в обитель новых иноков. В дверях церкви появляется облаченная в белую рубашку постриженница, до алтаря она ползет по ковру. Это знак смирения и готовности принять монашескую жизнь. Печальной молитвой сопровождает ее хор. Наступает момент смерти для жизни мирской, и рождение в мире духовном. Вот подают игумену ножницы на серебряном подносе. Он же, будто бы случайно, роняет их на пол, давая постриженнице шанс вернуться, отказаться от подвига монашеского. Кажется, руки его ослабли от понимания серьезности происходящего. Трижды он повторяет это, и трижды, поднимая ножницы, постриженница возвращает их игумену. Теперь уже нет обратного пути. Игумен срезает с ее головы четыре пряди, постригая ее в монахи. Он дает ей новое имя, старинное, как сама Библия. Сестры обступают новопостриженную, облачая ее в мантию и клобук. Теперь она всегда будет облачена в черное, а голова покрыта апостольником. Принимая монашество, постриженница дает три обета: послушания, девственности (даже в помыслах) и нестяжательности (не стремиться к богатству, напротив, жить в бедности).

Трудности жизни

Монастырская жизнь нелегка. Она требует больших духовных и физических затрат. Приходится во многом себя ограничивать, никаких излишеств. Мы все привыкли к таким для нас обыденным вещам, как вилка и зеркало. В монастыре этого нет. Вилка – это излишество, а значит грех. И на весь женский монастырь одно небольшое зеркало. Не для того, чтобы любоваться собой, а чтобы «опрятность блюсти». Кельи монахинь небольшие. И в каждой живут по три-четыре сестры. Выглядит она примерно так: святой угол с иконами, окошко с кружевными самошитыми занавесками, тумбочка для книг, шкаф для монашеского обличия и узкая, жесткая, как скамья, кровать.
Основной труд монахини – это молитва. И для них это действительно труд. Монастырское «правило» (молитва) длится около двух часов. И все это время надо стоять, читать нараспев молитвы (которых очень много и все на свою мелодию), бить поклоны, креститься. Кланяться положено не сгибая ног и доставая обеими ладонями пол. Креститься надо «полно»: середина лба, чуть выше пупка, крайняя косточка правого плеча, косточка левого плеча. За соблюдением всех правил следит матушка, ей единственной разрешено сидеть на стуле. За нарушения она наказывает, например, поклонами. А бить поклоны – это похлеще какого-нибудь шейпинга будет: на колени, лбом об пол, встать, перекреститься, на колени, лбом об пол… и так по 40-50 раз. В монастыре нельзя разговаривать за столом, иначе «не хлеб ешь, а камни». За это тоже наказывают: лишают пищи в следующий раз, при этом монахиня приходит в столовую и молится. Однако наказания применяют нечасто, стараются воспитывать словом и молитвой.

Говорят, что когда в Колывани гроза, то над территорией монастыря все равно светло. Светло от того, что 25 монахинь разного возраста молятся за наше спасение. И когда какая-нибудь молодая монахиня на очередном «правиле» будет просить Господа за нас, за себя, мы будем сидеть на лекциях, танцевать в клубе или влюбляться. У каждого своя дорога в жизни.

Справка
Из истории Покровского Александро-Невского монастыря
В 1991 году Новосибирскую Епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время своего пребывания в Сибири Святейший Патриарх 16 мая 1991 года освятил закладной камень фундамента Покровского Александро-Невского монастыря.
В 1992 году была завершена реставрация полуразрушенного Колыванского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского.
19 июля 1992 года Преосвященнейший Тихон, епископ Новосибирский и Барнаульский, совершил торжественное освящение храма, и при нем был открыт женский монастырь.
1 августа того же года определением Священного Синода настоятельницей обители утверждена игуменья Надежда (Еремина).
Монастырь имеет свои пахотные земли, животноводческое хозяйство.
В 2002 году храм отметил свое 115-летие.
В церкви есть особо чтимые иконы и святыни: икона благоверного князя Александра Невского в схиме с частицей святых его мощей, икона Матери Божией – Игуменьи святой горы Афонской, икона святителя Иннокентия Иркутского с частицей его мощей, икона Казанской Божией Матери и ковчежец с мощами многих святых.
При храме действует воскресная школа, в которой обучаются дети прихожан и сироты из местной школы-интерната.

Примерный распорядок дня монахини:
6.00 – подъем.
С 6.05 до 8.30 – утреннее «правило» – молитва. Те сестры, которые должны накормить скотину и подоить коров, сначала выполняют это послушание, а потом присоединяются к молитве.
С 9.00 – 9.30 – завтрак. (Если в этот день есть причастие, то служба в церкви начинается без завтрака, на голодный желудок).
10.00 до 15.30 – служба в церкви. К этому времени все надевают полное монашеское облачение, апостольник (капюшон с прорезью для лица, закрывающий шею, плечи и грудь) и скуфью (черная бархатная шапочка) и выходят в церковь.
16.00 – обед.
С 16.30 до 19.00 – работа по хозяйству (кто в огороде работает, кто со скотиной возиться, кто воду носит).
19.30 – ужин.
С 20.00 до 21.00 – вечернее «правило» – молитва.
21.05 – отбой.
Если у сестер остается свободное время, они читают божественные книги, смотрят духовные передачи, разучивают песнопения.

Факт
Первым известным женским монастырем в Киевской Руси был Николаевский женский монастырь в Киеве. О нем сохранилось только одно упоминание: в житии Феодосия Печерского говорится, что его мать постриглась в монастыре при церкви святого Николая. Первое летописное упоминание о женском монастыре относится к 1089 году и связано с Андреевским монастырем, основанным сыном Ярослава Мудрого Всеволодом для его дочери Анны. На сегодняшний день в России открыто более 390 монастырей, в которых обитают около пяти тысяч человек.



Рассказать друзьям