Сколько в мире христиан? Статистические данные и исследования христианства. Сколько православных христиан в России и в мире

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Так сколько же на самом деле православных в России, и что заставляет остальных мимикрировать под православие? Размышляет Андрей Зайцев.

Сколько православных в России? Вокруг этого вопроса идут бесконечные споры.

Одни считают православными всех, кто так себя называет. По разным опросам число таких людей от 60 до 80 процентов населения страны.

«Затем разослал Владимир посланцев своих по всему городу сказать: „Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом“. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: „Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре“. На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни, погрузившись до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы».

Как и в Византии, на Руси очень полюбили монахов, и перед смертью знатные люди становились иноками, чтобы получить спасение.

В наши дни ситуация изменилась - люди хотят веры, не требующей от них усилий - освятить яйца и яблоки, получить крещенскую воду, крестить ребенка, отпеть покойника, поставить свечку и повенчаться - вот джентльменский религиозный набор наших новых православных. Как только Церковь выходит за флажки и говорит о необходимости соблюдать заповеди, проходить оглашение перед крещением, она тут же получает возмущенную реакцию со стороны обывателя, который просит, чтобы его оставили в покое.

Ситуация с числом православных в России идеально вписывается в не совсем приличный анекдот о реальном и виртуальном. Виртуально у нас много православных, а реально даже на в храм приходит не больше двух-трех процентов россиян.

Иными словами, выбор религии превращается в статусную вещь, в возможность показать себя другим с хорошей стороны. Число людей, говорящих, что они слушают классическую музыку или смотрят канал «Культура», значительно больше тех, кто на самом деле любит классику и может отличить Беккета от Ионеско. Присоединение к большинству позволяет человеку повышать свою самооценку.

С другой стороны, существуют люди, которые не хотят принадлежать к религии большинства. Они могут называть себя просто христианами, католиками, последователями альтернативных православных церквей или быть последователями других религий. говорил, что люди очень часто ищут ответы на свои вопросы в каких-то экзотических культах, ничего не зная о православии. Христианство кажется им слишком привычной религией, к которой они принадлежат лишь номинально.

Конечно, среди последователей любой религии есть искренние верующие люди, которым не важно, принадлежат ли они к «церкви меньшинства» или «церкви большинства». Для них все эти игры с цифрами не очень интересны, но внутри храма невозможно провести сегрегацию и отделять «правильных» православных от «неправильных». Жизнь сделает это сама, не обращая внимания на статистику.

Число православных в мире составляет, по разным подсчетам, от 125 до 180 миллионов. Ситуация, в которой находится большинство Поместных Православных Церквей, делает сложным, почти невозможным делом ведение какой-либо статистики, остающейся, как мы видим, весьма приблизительной.

Страны, географически и культурно
ориентированные на православие:

"Диаспора":

Миссии: ЮАР 38000 Кения - 400000
Service Orthodoxe de Presse / Православие 2000 (перевод с французского)

Итак, как вы видите, я привёл православные данные об их предполагаемой численности. Совершенно непонятно, в какой такой ситуации находятся большинство поместных православных церквей, что невозможно подсчитать численность православных. Например, почему невозможно посчитать количество православных в России? Или почему, это сложнее сделать сложнее чем, скажем в США? А вот почему. Православные специально завышают данные о своей численности в России. Любые же социологические опросы, показывают, что количество православных в России значительно меньше приведённой цифры и составляют в лучшем случае 15-20% населения России, что в абсолютных величинах соответствует 22-30 миллионам. Это если считать не только "воцерквлённых" - таких вряд ли наберётся больше 1-

2 миллионов - но и "сочувствующих", т.е. лиц, не исполняющих церковные обряды, но называющих себя православными под давлением религиозной пропаганды. Естественно, такое малое количество верующих не позволяет говорить о "православной России", и мешает претендовать православию на роль государственной религии. Поэтому, попытка определить число православных равным 80 миллионам абсолютно без каких либо оснований имеет только одну цель - "доказать" абсолютно неверное утверждение, что православных в России большинство.

Ещё большей нелепостью выглядит классификация "стран, географически и культурно ориентированных на православие". Откуда в этом списке взялись Эстония и Албания? Почему вдруг всегда католическая 40 миллионная Польша, вдруг географически и культурно сориентировалась на православие? Не из-за одного ли миллиона православных якобы там живущих? Или может быть из-за своего алфавита? Или из-за папы римского?
А Турция? Почему самая могущественная мусульманская страна, в которой православные составляют по православным же оценкам лишь 0,008% (!!!) оказалась географически и культурно сориентирована на православие? Или в данном случае под "географической и культурной ориентацией" православные аналитики понимают бесчисленные кровавые конфликты с Турцией, в которых только за два последних столетия погибли миллионы русских, болгар и армян?

Даже беглый анализ вышеприведённых данных показывает, что они полностью фальшивы. Понятны и мотивы этой фальсификации - православию требуются данные, на основе которых оно могло бы обосновать своё положение не только в России, но и во всём мире.
Такое положение вещей требует серьёзных, независимых и гласных статистических исследований численности адептов разных религий в России, где такого рода исследования в последние 10 лет практически не проводились

. Copyright: Demian © 2000. / Авторские права принадлежат: Димьян, 2000 г.
Статья может тиражироваться и распространяться любым издательством или частным лицом, при условии сохранения целостности и неизменности текста. Во всех других случаях необходимо разрешение автора или его непосредственных представителей.


Нашел отличную статью в Википедии. В ней собраны количественные данные о религиозной принадлежности. Учитываются и атеисты с агностиками (в некоторых таблицах объединены как неверующие). Всего 18 групп и три источника.

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33-34%. Второй мировой религией считается ислам (23% населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11-16% населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14-15%), буддисты (7%) и сторонники традиционных верований.

Категория не религиозных людей включает в себя весьма разные группы убеждений. Ряд исследований выделяют в данной категории две группы - собственно не религиозных людей и атеистов. К атеистам причисляют людей, убеждённых в отсутствии какого-либо божества, а также скептиков, сторонников безверия и воинствующих безбожников. К не религиозным людям относят агностиков, сторонников свободомыслия, людей не интересующихся религией или не имеющих религиозных предпочтений.

Свыше половины всех не религиозных людей мира проживают в одной стране - Китае (413 млн агностиков и 98 млн атеистов). Значительно число не религиозных людей сосредоточено и в других азиатских странах (100 млн агностиков и 19 млн атеистов). Т. о. в Азии проживает 80% всех агностиков и 85% всех убеждённых атеистов Земли. Значительное число неверующих и атеистов имеется в Европе (98 млн и 18 млн) и Северной Америке (41 млн и 2 млн). Существенную долю не религиозные люди составляют в населении Океании, где проживает 3,8 млн агностиков и 365 тыс. атеистов. В Латинской Америке проживают 15 млн агностиков и 2,5 млн убеждённых атеистов. Численность не религиозных людей в Африке относительно невелика (5,5 млн не верующих и 0,5 млн атеистов).

Последователи религий в 2010 году:

Распространение религий по числу стран:

Динамика численности в XX веке:

Доля христиан в разных странах мира:

Доля мусульман в разных странах мира:

Доля индуистов в разных странах мира:

Доля буддистов в разных странах мира.

Если посмотреть на данные в открытых источниках по численности представителей вероисповеданий в мире за последние 100 лет, можно заметить, что количество православных христиан в мире в пересчете на проценты населения заметно снизилось. Почему это так, может ли эта тенденция измениться и если да, что надо сделать? На эти вопросы мы попросили ответить экспертов - ​участников Международной конференции «Социология религии в обществе позднего модерна» (Белгород, 2016 г.).

Численность христиан на % населения

Данные за 2010 г. - Pew Research Center
www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-regions
Данные за 1910 г. - World Christian Database (Brill 2013).

С 1910 года по 2010 год, за 100 лет, численность православных в мире в % населения земного шара снизилась почти в 2 раза

Международная конференция по социологии религии организовывается НИУ «БелГУ» с 2011 года. Идея принадлежит Леониду Яковлевичу Дятченко (ректор БелГУ с 2002 по 2012 г.). Изначально организаторами были Мирко Благоевич (Белградский университет), Сергей Дмитриевич Лебедев (НИУ «БелГУ») и Юлия Юрьевна Синелина (Институт социально-политических исследований РАН). ­Редакция «Лодки» благодарит Сергея Дмитриевича Лебедева за кураторство и помощь в подготовке этого опроса.

Православные:
естественная убыль?

Руководитель опроса С.Д.ЛЕБЕДЕВ,
беседовала Кристина САНИНА

ВОПРОС 1. Почему за последние 100 лет численность православных христиан в мире в пересчете на% населения снизилась почти в два раза?

М.Благоевич: Основных факторов два - демографический и политический. В Сербии, например, проживает около 7 миллионов человек, за год умерло примерно 34 тыс. населения, и прироста мы не наблюдаем. К 2050 году мы предсказываем совсем неудовлетворительные показатели. Что касается политики, то все мы помним (или знаем из курса истории), что было во времена СССР. Люди вынуждены были отходить от веры, это не могло пройти даром и повлекло соответствующие показатели, которые мы вынуждены исправлять сейчас.

прот. Николай Емельянов: Очень сильно снизился процент верующих среди основной нации, которая состоит из православных, а именно, среди русских. Кроме этого, обычно в подобных исследованиях к православным причисляют и все восточные церкви: коптов, сирийскую, - а именно в них в XX веке происходили массовые геноциды, в том числе и в армянской церкви. В общем, это снижение связано с форсированной секуляризацией в России и с геноцидом в восточных церквах.

Е.В.Жосул: Основными причинами такого снижения, вероятно, должны были стать в первую очередь обе мировые войны, выкосившие значительную часть православного населения стран Восточной Европы и России. Кроме того, именно православный цивилизационный ареал стал в ХХ веке плацдармом для крупнейшего в истории человечества государственно-атеистического эксперимента. Строительство соцлагеря на месте православной ойкумены очевидно отразилось и на межконфессиональном балансе. Православные стали жертвами исторического процесса минувшего века.

Также на это изменение пропорций должны были повлиять, судя по всему, и такие факторы, как заметный прирост населения исламских стран, в противовес всё более отчетливо секулярной Европе, рост населения в мировом демографическом лидере - Китае. Это наиболее очевидные цивилизационные факторы, позволяющие обьяснить двукратное уменьшение числа православных в мире.

С.Д.Лебедев: Все или почти все православные страны сегодня переживают демографический спад.

В православных семьях просто рождается меньше детей, чем в исламских, протестантских или католических.

К религии это прямого отношения не имеет.

Т.И.Липич: Снижается численность не только православных… Это только численность исповедующих ислам в разных его вариациях - растет. Это связано, в первую очередь, с геополитическими процессами, происходящими в мире, с ролью России как главного представителя православия, с утратой традиционных ценностей и интересу к либеральным (особенно в Европе). После распада СССР прошло еще слишком мало времени, чтобы православные ценности вошли в плоть и кровь нашего общества. Должно смениться как минимум два поколения, а то и больше, чтобы православие стало не данью моде, а внутренней потребностью человека.

Е.М.Мчедлова:

Религия становится неактуальной в связи с глобализацией, вследствие активного внедрения Интернета, тотальной компьютеризации.

В.Г.Писаревский: По большей части из-за демографического фактора. Не стоит также забывать о гонениях в XX веке на православных и развитии исламского фактора в начале XXI века. Но вообще на подобные тенденции надо смотреть по каждой стране в отдельности. Коренные американцы, не имеющие русских родителей, в последние десятилетия переходят из протестантизма в православие - это существенные показатели, и в качественном отношении они гораздо важнее количественных.

И.П.Рязанцев: Эта тенденция обусловлена тяжестью бремени, которое православный человек возлагает на себя в деле спасения души ради ближнего своего. В условиях секулярного мира таких людей становится все меньше. В других же религиозных объединениях требования к ее членам не столь серьезны. К радости и свету Православия надо еще прийти, потрудиться.

В.В.Сухоруков: Зависит от ракурса рассмотрения.

а) "требования православия - возможности верующего". Если православные сконцентрированы в тех социальных стратах, у которых более тяжёлая жизнь, чем у других социальных страт, то у людей не хватает времени, денег, сил на православие (оно предполагает довольно затратный стандарт поведения и мышления верующего).

б) "православие - другие религии". Если у иного мировоззрения есть преимущества по отношению к православию, то верующий может менять своё отношение к религии. Преимущества могут быть разными, например, менее строгие требования к верующему (т.е. ракурсы "а" и "б" действуют совместно), больший размер паствы. И в последнем случае могут играть роль несколько эффектов.

  • Сетевой эффект - чем шире сеть, тем большую выгоду получает каждый новый узел (например, чем больше телефонов в телефонной сети или компьютеров в Интернете, тем с большим количеством людей может связаться новый абонент). Подключение верующего к социальной сети католиков, которых около миллиарда, даёт верующему более обширный потенциал взаимодействия, чем в случае православных, которых на порядок меньше. В социальной психологии есть похожий эффект - эффект присоединения к большинству.
  • Эффект масштаба - чем больше продукции производить, тем дешевле выходит каждая единица товара (например, если разработать проект автомобиля и запустить его на конвейере, то издержки проектирования будут разделены на тысячи автомобилей и составят приемлемую долю в цене; а если тот же проект реализовать в штучном варианте, то цена станет запредельной). В области религии эффект масштаба может быть связан со строительством культовых зданий (РПЦ могла бы много сэкономить при разработке одного типового проекта храма в рамках "Программы 200") и с подготовкой священников (когда семинарии работают по одному учебнику, то чем больше семинаристов, тем меньше удельная стоимость его написания).
  • Кооперативный (иногда говорят "синергетический") эффект - результат взаимодействия верующего и религии не совпадает с арифметической суммой их возможных достижений по отдельности. Отчасти он объединяет в себе два предыдущих эффекта, просто сетевой эффект теснее связан с религиозным спросом, а эффект масштаба - с религиозным предложением.

Кстати говоря, надо сделать ещё одно уточнение. В этих ракурсах надо рассматривать не только религиозные взгляды уже состоявшегося верующего, но и выбор религии неопределившимся человеком. Падение доли православных может быть вызвано тем, что они постепенно умирают, а вышеперечисленные причины блокируют поступление новых адептов в ряды православных.

С.В.Трофимов: Количество населения увеличивается, а количество практикующих православных уменьшается. Сейчас практически во всех традиционных религиях Западной Европы это происходит.

А.Ф.Филиппов: Есть совершенно очевидная причина - 70 с лишним лет советской власти. Еще мне кажется не совсем точной формулировка вопроса. Слово "тенденция" наводит на мысль о каких-то непрерывно действующих причинах, вскрыв которые, мы сможем изменить ход событий. Но таким образом смешиваются два разных явления. Есть и мировой процесс секуляризации, он так или иначе затрагивает многих и довольно давно. А есть мероприятия советской власти, направленные на радикальное сокращение православных, борьба с церковью как государственная политика (пусть и принимавшая в разные годы разные формы и имевшая разную интенсивность). Это происходило не только в СССР, но и в других социалистических странах, будь то Болгария или Югославия (хотя у всех была своя специфика). Поэтому удивляться данным показателям, если брать за масштаб столетие, совершенно не следует, другое дело - с какой скоростью будет идти обратное движение и далеко ли оно зайдет. Я считаю, что процесс этот будет долгим.

ВОПРОС 2. Может ли эта тенденция измениться?

М.Благоевич: Возможно, но сложно экономически и финансово.

прот. Николай Емельянов: Все будет зависеть от России и того, как будет развиваться церковная и национальная ситуация в стране.

Е.В.Жосул:

Никаких реальных оснований к изменению этой тенденции сегодня нет.

Именно реальных оснований, а не фантасмагорических рассуждений на тему необходимости срочной катехизации китайцев. Демографическая ситуация в России, лидере православного мира с точки зрения численности паствы поместной Церкви, если не плачевна, то явно недостаточна для того, чтобы обеспечивать заметный глобальный прирост православного населения.

С.Д.Лебедев: Если вести речь о сугубо демографической тенденции, то в обозримом будущем - вряд ли. Если говорить о тенденции социальной динамики православных верующих, то в принципе это возможно. Религиозность и конфессиональная принадлежность воспроизводятся не только через семейную традицию, особенно в обществах современных. Если православное христианство вдруг обретёт особую привлекательность для людей, если люди увидят в нём именно то, чего им сейчас особенно не хватает - как это было в первые века его существования - то возможен существенный рост численности православных верующих.

Т.И.Липич: Мы все работаем над этим! И вы, и мы! Тенденция может измениться, но не так быстро, как бы нам всем хотелось. У нас непаханное поле Дальнего Востока, Камчатки, и в целом, всего востока страны. Наш святейший Патриарх лишь недавно побывал в некоторых из этих районов. А ребята-миссионеры (слушатели духовной семинарии и наши студенты по совместительству) рассказывают, как активно и агрессивно порой ведут себя представители других конфессий в "окучивании" этих отдаленных уголков России.

Е.М.Мчедлова: Думаю, нет.

В.Г.Писаревский: Обязательно изменится: у нас (в России) нет другого выхода. Как писал известный социолог Питер Бергер: «Современный мир гораздо более религиозен, чем в любое другое время, только подчас эта религиозность принимает несколько другие формы». Если мы не вернемся к православию, то картина будет достаточно печальная, это следует понимать уже сейчас.

И.П.Рязанцев: Однозначного ответа нет. С одной стороны, к крестоношению готовы немногие,

духовно талантливых людей и не может быть очень много.

С другой - катехизация и внебогослужебная деятельность в приходе могут помочь человеку переступить порог храма, намерениям можно помочь осуществиться.

В.В.Сухоруков: В краткосрочной перспективе - да.

С.В.Трофимов: Измениться может, но для этого во первых, нужна (В БУМАГУ - КАК «НУЖНО») пастырская работа в самих конфессиях. А во вторых - изменение социальной ситуации, чтобы потребность в религии могла реализоваться в рамках традиционных конфессий. Сейчас она остается, но больше направлена на эзотерические направления. А пастырская работа может привести к интересу людей именно к традиционным религиям.

А.Ф.Филиппов: В России сейчас можно, наоборот, говорить об увеличении количества верующих - теденция, скорее, такая. Этот процесс тоже поощряется на политическом уровне, без этого движение не было бы столь интенсивным. Но возможно ли полное возвращение того, что было (и насколько оно возможно и желательно), сказать трудно.

ВОПРОС 3. Если да, что надо для этого сделать?

М.Благоевич: Сильная и стабильная политика многое может изменить, в том числе и эту сферу религиозной жизни общества. Следует поднимать экономику, ведь люди просто боятся заводить детей из-за нестабильности во внешней и внутренней политике. Отсюда неудовлетворительные показатели и сомнительные перспективы.

прот. Николай Емельянов: Две ключевые темы: хорошие священники и крепкие семьи.

Е.В.Жосул: Изменить тенденцию могут только какие-то мощные геополитические сдвиги, которые приведут к кардинальной перемене расстановки сил на мировой арене.

С.Д.Лебедев: Надо «нащупать» комплекс глубинных духовных потребностей достаточно большого количества людей и раскрывать для них жизнь Церкви именно с этой стороны на понятном для них языке. То есть соединить как минимум три направления - философской, научной и практически-миссионерской работы, которые сейчас существуют как бы сами по себе. За долгие века у общества и отчасти у самих верующих накопилось множество стереотипов о религии, православии и Церкви, которые мешают пробиться к их сущности. И нужно искать новые пути миссии, то есть «взламывания» этой коры стереотипов, применяя, в том числе, современные наукоёмкие методы из области социологии, социальной психологии, антропологии и других наук о человеке.

Т.И.Липич: Ничего особенно нового не скажу, если посоветую всем нам работать в этом направлении. Нам как образовательному учреждению очень важно, чтобы направление «теология» продолжало существовать и мы могли популяризировать православные ценности. Где бы наши выпускники потом ни работали, они будут православно ориентированными. Новый министр образования говорит, что важно формировать личность, начиная с самого раннего возраста. Эта позиция очень обнадеживает. Государство должно делать все возможное, чтобы общество поскорее перестало «болеть», чтобы не распространялись всевозможные секты и "целители", чтобы люди увидели привлекательность православия. Но для этого и священнослужители должны активнее проявлять себя в обществе. Чаще идти в народ, заниматься миссионерской деятельностью. Ну и еще - когда Россия будет привлекательной страной для других, где на подъеме будет промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, тогда станут более привлекательными и наши традиционные ценности. Это взаимосвязанный процесс, нельзя строить храм, не построив его в душе.

Е.М.Мчедлова: В сложившейся картине мира страх преобладает над духовностью - человек ощущает опасность и угрозы (терроризм, кризис в политке и экономике). За решением этих глобальных проблем последует и одухотворение людей, вера выйдет из тени важнейшего человеческого инстинкта - самосохранения.

В.Г.Писаревский: Я считаю действительно актуальной идею «Чем больше храмов - тем больше верующих»: уже сейчас храмы в городах и населенных пунктах часто не вмещают прихожан. Есть вопросы и к масс-медиа: привыкнув потреблять негативные сенсации, люди вообще перестают отличать правду от вымысла и теряют интерес к духовному поиску. Помогло бы и привлечение молодого поколения: совместная религиозная деятельность внутри Церкви сближала бы молодых людей, строились бы крепкие православные семей.

И.П.Рязанцев: Однозначного ответа нет. С одной стороны, к крестоношению готовы немногие, духовно талантливых людей и не может быть очень много. С другой - катехизация и внебогослужебная деятельность в приходе могут помочь человеку переступить порог храма, намерениям можно помочь осуществиться.

В.В.Сухоруков: Для начала - устранить возможные причины (в ракурсе "а" - облегчить жизнь людей путём увеличения их дохода одновременно со снижением рабочей нагрузки; в ракурсе "б" - ограничить свободу совести для блокировки трёх вышеперечисленных эффектов). Кроме того, возможны меры социально-демографического характера: повышение рождаемости православных, например, за счёт предоставления семейного капитала в зависимости от мировоззрения.

С.В.Трофимов: Это целая политика, и прежде всего - работа в самих приходах. Сейчас молодежь, приходя и в православные, и в католические, и в лютеранские приходы в России, встречает людей, которые уже находятся в этой культуре, что-то знают. Но эти люди пользуются определенным языком, который непонятен молодежи, носят одежду, которая отличается от обычной, ее не наденешь каждый день. Не хочу сказать, что это сектанство, но тенденция есть.

Если церкви не «откроются» и не будут понятны, ситуация не изменится.

Это не только вопрос языка богослужения - церковнославянского или русского. Хотя если это язык не будет понятен молодежи, наверное это, не увеличит число верующих. Значит мы находимся в моменте, когда нужно правильным и понятным языком объяснить суть учения Церкви, так, чтобы оно стало понятно сегодняшнему человеку. Не меняя самого учения, разумеется.

А.Ф.Филиппов: Мы слышали на коференции интересный доклад отца Николая Емельянова. Он хорошо показал, как сложно решить вопрос даже с недостатком священников - возможно, этот недостаток - не единственная, но важная причина того, что дело идет медленнее, чем многим бы хотелось. Но нельзя просто спросить "что для этого нужно сделать?", как будто вопрос о нормальном состоянии, то есть таком, к которому надо стремиться, уже решен. Сама по себе тенденция, повторю еще раз, тенденция к увеличению количества православных, является нормальной в социологическом смысле, но и замедление процесса, при ее сохранении, тоже нормально. Я предполагаю, что в ближайшее время резкого увеличения уже не будет, а будет, скорее, сравнительно вялое течение, которое сохранит ситуацию на уровне, близком к нынешнему.

ВИЗИТКИ УЧАСТНИКОВ:

Благоевич Мирко
Белград, ведущий научный сотрудник Института общественных наук, доктор социологических наук

Протоиерей Николай Емельянов
Москва, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, научная лаборатория социологии религии, научный сотрудник

Жосул Елена Викторовна
Москва, Российский православный университет, кандидат политических наук, заведующая кафедрой журналистики и DIVR, советник председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Лебедев Сергей Дмитриевич
Белгород, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью Института управления НИУ «БелГУ»

Около трети "православных" россиян не верят в Бога — об этом свидетельствует неумолимая статистика. В то же время различные группы то и дело предлагают сделать православие государственной религией. В своих доводах они ссылаются на данные соцопросов, согласно которым к православным себя причисляют "80 процентов" населения России.

При этом голос верующих становится все громче — сегодня они активные участники практически всех общественных процессов, и бурные дискуссии о строительстве новых церквей или мечетей, преподавании религии в школах и запрете абортов возникают не из воздуха.

О том, сколько в России на самом деле верующих и важнее ли их качество, чем количество, — в материале РИА Новости.

Набежали проценты

Из года в год социологи единодушно фиксируют рост числа верующих. Например, с 1991 года все больше россиян стали уповать на Бога в повседневной жизни. То же можно сказать о доверии граждан к РПЦ и религиозным организациям в целом (данные ВЦИОМ).

Глава ОВЦС: рост религиозной веры в России не имеет прецедентов в истории "В истории нашей страны никогда не было такого роста религиозной веры, какой мы наблюдаем за последние 28 лет. Более того, я вообще не знаю подобного прецедента где-либо и когда-либо в истории человечества", - заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион.

Институт социологии РАН несколько лет назад попытался замерить уровень религиозности соотечественников и выяснил, что 79% относят себя к православным, 4% — к мусульманам, а 9% "верят в некую высшую силу". Число атеистов, констатировали ученые, уменьшается.

Результаты Синодального периода (с 1721-го по 1917 год. — Прим. ред.), а также события во время и после революции, по мнению священнослужителя, хорошо показали, "что никакие внешние формы сами по себе ни о чем не говорят". В то же время у Церкви есть определенное отношение к тем людям, которые называют себя православными, но не ведут соответствующий образ жизни.

"Мы на них смотрим прежде всего как на людей, которые открыты к взаимодействию, открыты к окормлению. Это потенциальная паства — может быть, они намереваются прийти в храм, у них нет сознательной предубежденности против Церкви. Соответственно, это та самая часть наших граждан, которая в любой момент может стать активными прихожанами", — добавляет протоиерей.



Рассказать друзьям