Страстная седмица. великий понедельник

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Никто не станет спорить с тем фактом, что самыми светлыми праздниками в христианстве являются Рождество Христово и Пасха. Обе даты проникнуты неподдельной радостью и носят торжественный характер: первая - это день появления на свет Спасителя, вторая - момент его воскресения из мертвых после принятия добровольной мученической смерти на кресте за грехи всего человечества. И Рождеству, и Пасхе предшествуют строгие посты. Но тот, что предваряет светлое Воскресение Иисуса, все-таки более важный для христиан, особенно православных. Не зря его называют, согласно церковной традиции, Великим постом. Наибольшее значение для верующих имеет последняя седмица данного поста - страстная седмица. Первый день ее - Великий понедельник - выпадает в 2019 году на 22 апреля.


О страстной неделе

Продолжительность Великого поста независимо от того, когда верующие празднуют Пасху, равна всегда 48-ми дням. В этот период запрещено по уставу церкви участвовать в различного рода увеселениях, гуляниях, пышных застольях, пищу необходимо вкушать исключительно скромную, воздерживаясь от употребления не то что мяса и молока с яйцами, но даже рыбы, морепродуктов, растительного масла, вина и горячих блюд. В прежние времена предписывалось вообще есть лишь сухую пищу и пить воду. Великий пост предназначен для очищения не только тела, но и души. Посему в дни указанного периода человек должен пребывать все больше в покаянных размышлениях, творить молитву и непременно - добрые дела.

Итак, пост длится 48 дней или 7 недель. Каждая неделя называется седмицей, а последняя неделя Великого поста именуется, как уже говорилось выше, страстной. Почему? Дело в том, что страстная седмица призвана напоминать христианам из года в год о так называемых «страстях Христовых», то есть о земных страданиях Иисуса, его последних днях земной жизни, Тайной Вечере, суде и, конечно же, смерти и погребении Мессии. На протяжении завершающей Великий пост недели, выпадающие церковные праздники и дни памяти святых не отмечают. Не совершают в данный период и такие обряды и таинства, как крещение, венчание и панихида. В отношении пищи в дни страстной седмицы действую те же правила, что и для Великого поста в целом.

Впрочем, если в полной мере следовать церковному уставу, то на страстной неделе нужно поститься еще более строже. Все дни, входящие в состав завершающей Великий пост седмицы, носят название, соответственно, Великих. В первые три дня следует прочитывать дома всю Псалтирь, избегая 17-й кафизмы - последнюю читают на Утрени Великой Субботы.

Особенности даты

Начинается страстная седмица с Великого Понедельника. В понедельник Великого поста христианская Церковь вспоминает Иосифа Прекрасного - ветхозаветного патриарха. Данный человек благодаря своим страданиям, которые он испытал, будучи проданным собственными братьями в Египет, стал своеобразным прообразом будущих страданий Иисуса Христа. Еще христиане вспоминают, как Спаситель изгнал в этот день много сотен лет назад торговцев из храма. Центром же проповеди в любом храме в Великий Понедельник становится повествование о бесплодной смоковнице. Чтобы понять, причем здесь дерево, да еще не дающее плодов, следует погрузиться ненадолго в библейскую историю. Когда Спаситель с апостолами вошел в Иерусалим, они целую ночь провели в Вифании. На утро Иисус и ученики отправились в храм Божий. Вдруг вдали они заметили смоковницу. Иисус подошел к ней, как человек, но не как сын Божий, наделенный чудесными способностями. Шел период, когда урожай собирать было еще рано, однако ни зеленых плодов, ни смокв прошлого года на растении не обнаружилось при ближайшем рассмотрении. Дерево украшали только листья, однако по закону природы смоковница дает последние лишь после урожая плодов.


Так выяснилось, что дерево бесплодно. И сказал тогда сын Божий: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». После этих слов Господних смоковница засохла от корня. Таким образом, Бог проклял инжир, не нашедши на нем плодов.


Однако не следует лишь буквально воспринимать данное событие, поскольку оно имеет еще и символический характер. Во-первых, иссушение смоковницы является знаком могущества Творца и Сына Божия. Во-вторых, инжир без плодов, но покрытый обильно сочной листвой, олицетворяет собой лицемерных фарисеев, чья набожность была только ширмой, за которой не оказалось на поверку ни добрых дел, ни светлых мыслей, ни истинной веры и ее плодов. А в-третьих, любой из нас, не совершая благих поступков, живущий без молитвы и искреннего покаяния, подобен бесплодной, проклятой Богом смоковницей. Блаженный Феофилакт Болгарский толковал данный сюжет библейский так: «Он иссушает дерево, дабы вразумить людей... смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву. Но не имеет плода духовного».

Любопытно, почему именно инжир упоминается в Библии, и именно это дерево постигла кара небесная. На этот счет имеются следующие данные:

  • раввины считали смоковницу символом мудрости;
  • в Ветхом Завете сказано, что плоды инжира способны заживлять нарывы.

Кроме того, смоковница испокон веков входила в группу из семи растений и одновременно продуктов питания, которые представляли, образно говоря, богатство Израильской, обетованной земли. Так что инжир был выбран в вышеуказанном библейском сюжете, по всей видимости, не случайно.

Богослужения

Каждый день страстной седмицы в церкви совершают службы. Каким же образом строится богослужение в Великий Понедельник?


Оно начинается, как и полагается, Утреней. В ее рамках исполняется умилительный тропарь, который звучит так:

«Се жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

Перевод тропаря: «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим: а кого найдет уныло спящим - тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи. По молитвам Богородицы помилуй нас!»

Посреди храма устанавливают аналой, на который священнослужителем возлагается Святое Евангелие. Его читают во время службы Часов, а именно 3, 6 и 9. После начинается Вечерня. В ее стихирах сквозит центральная тема Великого Понедельника - начало крестного пути Иисуса:

«Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся сын Человеческий, якоже есть писано о Нем...»

По завершении Вечерни начинается литургия Преждеосвященных Даров. Ну, а вечером совершается Великое Повечерие.

На Руси существовал обычай начинать в Понедельник Великого поста большую генеральную уборку в доме. Следует брать пример с наших мудрых предков, освободив жилье от хлама и пыли.

Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 22

Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, - говорится в Синаксаре, - есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников - иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров - гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом - Своею живоносною плотию».

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает . Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы в понедельник Великого Поста

Тропарь

Стихира

Светилен

Евангелие от Матфея

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и, ничего не нашедши на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились, и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: если будете иметь веру, и не усумнитесь; не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись, и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Мф. 21, 18-22

Священное Писание и его толкование

  • Протоиерей Александр Шаргунов .

Проповеди

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . . Проповедь в Великий Понедельник

Богослужение

Иконография

  • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

Вопросы священнику

  • Иеромонах Иов (Гумеров) .

Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..

Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, - как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…

И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного. Никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы,.. Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

И вот, когда вспоминаешь это, - разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.

Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы - мы - ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события - потому что это события, а не воспоминание - пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Страстной Понедельник, он же Великий Понедельник, является началом Страстной недели. Название «Страстная» в переводе с церковнославянского означает «муки», «страдания».

Страстная неделя

Святые апостолы, ученики Христовы, после его вознесения начали традицию празднования Страстной седмицы. Во время Страстной недели верующие вспоминают о трагических, последних днях жизни Иисуса Христа и о его подвиге ради спасения всех живых. Страстная неделя характеризуется строжайшим воздержании от кулинарных излишеств, плотских утех, зрелищ и шумных празднеств, чтобы люди смогли в полной мере посвятить все свое свободное время молитвам и духовному очищению, осознанию в полной мере всей значимости и важности самопожертвования Христа. И первый день ее — Великий понедельник.

Перед каждым днем Страстной недели принято добавлять слово «великий», дабы подчеркнуть значимость каждого дня для всей христианской паствы. Главный символ, с которым ассоциируется Страстной Понедельник, -это библейская смоковница. Сегодня она более известна как инжир. Согласно приданию, смоковница вся была покрыта зелеными листами, однако плодов не приносила. Тогда Спаситель словом Божьим заставил смоковницу усохнуть. Библия как бы намекает людям о том, что та же участь постигнет любого человека, чья душа не обрела веры, молитвы, бесплодна праведными делами. Именно такими людьми являлись иудейские первосвященники, внешне набожные, но духовно бедные внутри.

Церковные писания

В Страстной Понедельник также воздают память не менее важным событиям: изгнанию Христом из храмов продавцов голубями и обменщиков денег, а также продажу целомудренного Иосифа родными братьями. В Великий Понедельник Иисус разбросал столы торговцев и изгнал их из храма, впредь запретив их впускать, уча, что храм есть дом для совершения молитв, а не разбойничий вертеп.

Согласно Евангелию Иосиф служит верующим прообразом самого Иисуса Христа и это вспоминают в Великий Понедельник. Целомудренный Иосиф, любимый сын Иакова, был продан завистливыми родными братьями в рабство в Египет. Христос был предан народом своим иудейским из ненависти и зависти и приговорен к смерти. Иосиф был брошен в темницу. Иисус Христос был распят, страдания его начались в Страстной Понедельник, но после воскрешения властвует над миром. Иосиф становится владыкой египетским. Во время семилетнего голода Иосиф кормил всех хлебом. Христос же питает верующих и дарит возможность для вечной жизни в царствии небесном. В Страстной Понедельник верующими возносятся молитвы о спасении души.

Духовно соприкасаясь и переживая страдания Иисуса Христа, в Страстной Понедельник церковнослужители облачаются в темные одежды. В Великий Понедельник служат великое повечерие, утреню, литургию преждеосвященных даров.

Традиции в страстной понедельник и приметы

После крещения Руси у славян началось тесное переплетение христианских и патриархальных традиций. В Страстной Понедельник активно занимались хозяйством и промыслами. Чинили крыши и устраняли изъяны в доме и хозяйственных постройках. Начинали заготовку кормов для скота.

Женщины и девушки готовили еду, наводили порядок в доме. Углы в доме в Великий Понедельник обмахивались тряпкой, которая, согласно поверьям, прикладывалась или привязывалась к больным местам и облегчала страдания. Эту же тряпку стелили в бане на полу, дабы оберечь себя от болезней суставов и кожи ног.

Повитухи и знахари заготавливали золу. Зола на Страстной Понедельник якобы помогала излечить дурной сглаз, пьянство, различные привороты и иные магические ритуалы.

Девицы и вдовы занимались гаданием. Считалось, что если на Великий Понедельник долго сидеть у окна, пристально смотреть вдаль, а затем увидеть мужской или девичий силуэт, то в семье этой девушки или женщины три месяца будут царить счастье и благополучие во всех начинаниях, болезни излечиваются, а проблемы обходят стороной.

Однако, ничего хорошего не сулило видение старушечьего силуэта. Всех ожидало страшное невезение. Если возникало видение двух и более людей, то это сулило скорейшее налаживание отношений внутри семьи, окончании ссор и былых обид.

Девушки и женщины старались умываться водой, предварительно налитой в яичную скорлупу, серебряную или золотую посуду. Считалось, что если сделать это в Великий Понедельник, то можно сохранить молодость и красоту.

Доброй приметой почиталось в Страстной Понедельник увидеть на пути кошку, верный признак скорой прибыли и достатка.

Севшая на подоконник или оконную раму в Великий Понедельник птица давала повод к получению добрых новостей и радости. Повстречав собаку, ждали грустных вестей или событий. Хромой встречный предвещал смерть родственников.

Примечали за погодой. О сухом и теплом лете и прекрасном урожае в Страстной Понедельник говорило безоблачное, солнечное небо. В такую же погоду ждали укрепления семейных уз и обретения счастья.

Вконтакте

В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Дионисий (1440–1502) , Public Domain

Евангельский рассказ

«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек». - Мф.21:18-19

После этого Иисус пришёл в Иерусалимский Храм где рассказал притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях.

Богослужение

Православная церковь

Утреня

С Великого понедельника начинается предписанное Типиконом чтение всей Псалтыри (кроме 17-ой кафизмы), которое продолжается первые три дня Страстной седмицы.


Rossano Gospels , Public Domain

Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поётся Аллилуйя со стихами. Затем троекратно исполняется особый тропарь первых трёх дней Страстной седмицы «Се Жених грядет в полунощи»:

«Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся.

После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ о проклятии бесплодной смоковницы и две притчи (о двух братьях и злых виноградарях) (зачало 84: Мф.21:18-43). Канон утрени Великого понедельника представляет собой трипеснец (то есть содержит только три песни из девяти возможных: первую, восьмую и девятую) Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поётся ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой » (реминисценция притчи о брачном пире).

«Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя».

Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что это важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.

В греческих Церквах утреня Великих понедельника, вторника и среды называется «Утреней Жениха », в собственно понедельник из алтаря торжественно выновится и полагается посреди храма икона «Жених Церкви », изображающая Христа в терновом венце.

Часы

В Великий понедельник и два последующих дня часы совершаются по образцу великопостных — с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина. Особенностью часов этих трёх дней являются:

  • Чтение Евангелия на каждом часе. Типиконом предлагается прочесть за эти три дня четыре Евангелия полностью (за исключением повествования о Страстях Христовых). В современной приходской практике чтение Евангелия на часах начинается гораздо раньше — на второй седмице Великого поста, так что в Великий понедельник, вторник и среду читается уже Евангелие от Иоанна.

Julius Schnorr von Carolsfeld (1794–1872) , Public Domain
  • На шестом часе читается не Книга пророка Исайи (как в будние дни шести предыдущих седмиц), а первые главы пророка Иезекииля. В Великий понедельник прочитывается отрывок Иез.1:1-20 — видения славы Божией, почивающей на таинственных херувимах (животных с четырьмя лицами и шестью крыльями).

Литургия

Совершается литургия преждеосвященных даров. Стихиры на «Господи, воззвах» возвращают молящихся к обстоятельствам, предшествовавшим входу в Иерусалим: пророчеству Христа о Его грядущих смерти и воскресении, просьбе Саломеи и её сыновей о привилегированных местах в будущем Царстве, беседе с апостолами о первенстве через служение ближним. Эти же стихиры указывают и на будущие события: распятие, погребение и воскресение. Характерным примером может служить первая из этих стихир (она же исполняется и «на хвалитех» на утрени):

«Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже писано о Нем. Придите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим за еже страдати, но восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу моему и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное».

В качестве паремий предлагаются:

  • 1 глава книги Исход (Исх.1:1-20), напоминающая о страданиях евреев в Египте и злобе фараона, желавшего смерти новорождённых еврейских мальчиков;
  • начало книги Иова (Иов.1:1-12), где праведности Иова противопоставляется злоба дьявола, желающего искусить праведника.

«Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…».

Фотогалерея



Полезная информация

Вели́кий понедельник, Страстно́й понедельник

Тема Иосифа

Богослужение Великого Понедельника пронизано воспоминаниями о ветхозаветном Иосифе. В его страданиях от возненавидевших его братьев, его целомудренном воздержании и незаслуженном заключении в темницу Церковь видит прообраз страданий Христовых.

В конечном торжестве Иосифа и его возвышении в Египте предызображается воскресение Христово и Его победа над миром. Подобно Иосифу, простившему братьев и питающему их земными благами, Христос примиряет с Собой падшее человечество и питает верных Своими Телом и Кровью.

История Иосифа и жены Потифара символически противопоставляется падению прародителей: жена Потифара, подобно Еве, стала сосудом лукавого змея, но Иосиф, в отличие от Адама и подобно грядущему Спасителю, смог противостоять соблазну и остаться чистым от греха; согрешивший Адам устыдился своей наготы перед Богом, а целомудренный Иосиф предпочёл остаться нагим, лишь бы сохранить свою нравственную чистоту.

Традиция видеть в истории Иосифа прообраз евангельских событий прослеживается вплоть до апостольских времён и может быть найдена в Деяниях (Деян.7:9-16).

Типичным примером темы Иосифа может служить икос Великого понедельника:

«На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный».

Католическая церковь

Литургия совершается обычным порядком. Первое чтение Литургии слова - пророчество о Мессии из книги Исайи (Ис.42:1-7), евангельское чтение этого дня (Ин.12:1-11) повествует о том, как сестра Лазаря Мария помазала ноги Иисуса миром.

Согласно Евангелию от Иоанна это происходило за день до Входа Господня в Иерусалим, однако читается этот текст в Великий понедельник, так как в субботу читается фрагмент Евангелия, повествующий о воскрешении Лазаря.

Причастное песнопение Великого понедельника взято из Псалма 101 - «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день когда воззову к Тебе, скоро услышь меня» (Пс.101:3).

В амвросианском обряде до литургической реформы Павла VI на мессе читался отрывок Лк.21:34-38 (предупреждение Иисуса о скором Страшном суде), после реформ - Ин.12:27-36 (последняя публичная проповедь Христа в Иерусалиме).

Древневосточные церкви

В западно-сирском, восточно-сирийском, коптском, армянском обрядах богослужение Великого понедельника, как и последующих Великих вторника и среды, характеризуется обилием библейских чтений.

Так в восточно-сирском обряде в Великий понедельник читаются Быт.37:1-23 (завистливые братья намереваются убить Иосифа), Нав.22:21-30 (Иисус Навин отпускает колена Рувима и Гада в их уделы за Иордан), в этот же день вспоминается воскрешение Лазаря.

В богослужении западно-сирского обряда ночью Великого понедельника совершается особый чин «Восхождения на небеса » (иначе «10 светильников » или «10 дев »). Пресвитеры и диаконы обходят вокруг (или от северных к южным вратам) храма, воспевая псалом 117 и особые гимны, напоминающие «Се, Жених грядет в полунощи». Затем в полной темноте поётся покаянный псалом 50, совершается ряд библейских чтений (в том числе притча о десяти девах (Мф.25:1-13)), после ектении предстоятель трижды касается крестом алтарной завесы, царские врата и завеса отверзаются, зажигаются все храмовые светильники, и процессия священнослужителей входит в алтарь.

Армянская церковь, подчёркивая особый траурный характер Великого понедельника, как и двух последующих дней, не совершает литургии. В западно- и восточно-сирских обрядах в эти три дня служится литургия преждеосвященных даров.

Время Страстной седмицы – время особенное в жизни христианина. Это время когда вопрос: как ты изменился, если за тебя Свою Жизнь отдал Христос , - встает перед нами во всей своей силе и драматизме.

Богослужения этой седмицы отличаются особой трогательностью; мы словно проходим со Спасителем Его последний земной путь. Службы непростые, что-то в них может показаться непонятным, но когда мне на эту сложность и непонятность указывают, я отвечаю: Вспомните слова Христа, сказанные в Гефсиманском саду ученикам: Пободрствуйте со Мною

Даже, если мы понимаем лишь 10% (а едва ли понимаем меньше), из богослужения Страстных дней, то и этого достаточно, чтобы душа испытала потрясение, шок от осознания происшедшего. А где не понимаем, просто побудем со Христом, пободрствуем вместе с Ним…

Я расскажу о службах страстных дней, о каждом из этих шести дней, начиная с понедельника и заканчивая субботой. Расскажу о том богослужении, которое совершается в каждый из дней и о тех темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения.

Великий Понедельник

Богослужение:

Утром: Часы, Изобразительные и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Вечером: Великое Повечерие

Богословие дня:

Начинается богослужение этого дня Утреней, на которой поется умилительный тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Жених грядет, и по Его следам идем и мы!

…На середине храма ставится аналой. В предшествии свещеносцев из алтаря выходит священник. В руках его Святое Евангелие, которое и полагается на аналой. Во время службы Часов читается Евангелие. Хотя Устав предписывает читать Евангелие на Часах только в дни Страстной седмицы, на практике Евангелие читают весь пост, начиная со Второй седмицы.

В Великий Понедельник мы слышим евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы и притчу о злых виноградарях. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. А злые виноградари – это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

Как мы помним, читаются 3, 6 и 9 Часы.

На 6-м Часе мы слышим Паремию, которая традиционно находится на своем месте, в середине 9-го Часа. Но темы паремий Страстной седмицы принципиально отличаются от тех тем, что мы слышали в обычные дни Поста. Вместо пророка Исаии на 6-м Часе читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения. Иезекиилю открылось сияние Славы Господней и, движимые среди пламени, крылатые и многоочитые образы Небесных Ангелов.

И вновь, как и в дни Поста, в первые три дня Страстной седмицы мы падаем в поклоне, молясь словами молитвы Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего…

Затем начинается Вечерня.

Изменяются и ветхозаветные чтения на вечерне. Чтение книги Бытия, предлагавшееся в течение всего Великого Поста закончилось. Праотцы уже погребены в земле Обетованной; мы читаем книгу Исход, в которой говорится о исходе из страны греха и рабстве.

Вместо Соломоновых притчей - чтение о многострадальном Иове - прообразе Христа.

Особенное внимание следует обратить на стихиры Вечерни. В них формулируется то, что является центральной идеей Понедельника: начало крестного пути Христова: Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем…

Приведу фрагменты из этих стихир в русском переводе:

Господь, идя на добровольное страдание, говорил апостолам на пути: «Вот, мы восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нем»!» Давайте же и мы, очищенными мыслями будем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся, и умертвим себя ради Него для житейских наслаждений, чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего: «Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать, но ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему, и вас с Собою вознесу в горний Иерусалим, в Царство Небесное!»

Господи, шествуя на страдание и утверждая Своих учеников… говорил им наедине: «Как вы слов Моих не помните, тех, что Я прежде вам сказал, что никакому Пророку, как написано, невозможно вне Иерусалима быть убитым? Ныне же настало время, о котором Я вам сказал: ибо вот, Я предаю Себя в руки грешников на поругание; и они, ко Кресту Меня пригвоздив, и погребению предав, презренным сочтут, как мертвого. Однако дерзайте: ибо Я восстану на третий день на радость верным и в жизнь вечную!»

Не постигая несказанного таинства промысла Твоего, Господи, матерь сынов Зеведеевых просила у Тебя, чтобы почести временного царства были дарованы чадам ее; но вместо того Ты обещал, что чашу смертную будут пить друзья Твои, ту чашу, о которой Ты говорил, что Сам прежде них будешь пить ее для очищения нас от грехов. Потому мы Тебе взываем: «Спасение душ наших, слава Тебе!»

Вечерня плавно перетекает в литургию Преждеосвященных Даров. Но эта литургия отличается от обычной великопостной тем, что на ней читается Евангелие.

И тема, которую Церковь предлагает нам в этот первый день Страстной седмицы: тема приближающегося Суда. Пока еще Спаситель с учениками сидят в тени старых маслин и ничто не предвещает наступление Конца. Апостолы думают, что впереди много будет таких покойных и мирных дней. Но Христос знает, что это последние дни… И в перспективе Своего ухода от учеников наставляет их быть духовно бдительными.

В то время, когда сидел Иисус на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века? И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим, говоря: «я Христос», и многих введут в заблуждение… Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга; и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение; и от умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца, тот будет спасен… (Мф. 24, 3-35).

Как полезно и нам помнить о духовной бдительности, чтобы нас не увлекли обманщики и лжемессии, а также о том, что путь ученичества - крестный путь: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое .

В Понедельник вечером совершается Великое Повечерие. Поется Трипеснец святого Андрея Критского, с которым мы восходим со Христом на гору Елеонскую: Пойдем со Христом к горе Елеонстей, тайно со Апостолы соводворимся Ему.Трепет объемлет душу и все трогательней становятся песнопения: Разумей, смиренное мое сердце… Готови сама себе, о душе моя, ко исходу: пришествие приближается неумолимого Судии.



Рассказать друзьям