Техника xx столетия. Развитие техники в хх веке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Содержание

Введение 3

Глава I Общее развитие науки в XIX - начале XX веков 5

Глава II Развитие науки в конце XIX - начале XX. 9

1.1 Научный вклад К.Э Циолковского 9

1.2 Научный вклад В.И.Вернадского 12

1.3 Научный вклад И.П.Павлова 14

Глава III Развитие техники в XIX - начале X. 16

2.1 Научный вклад А.С.Попова 16

2.2 Научный вклад Я.М.Гаккеля 18

2.3 Научный вклад Г.Е.Котельникова 21

Заключение 23

Список используемой литературы 24

Введение

Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX- XX вв. отразилось и на культурной жизни страны, определило многие достижения науки и техники. Промышленное производство нуждалось в новейших технологиях, технике, профессиональных кадрах. В то же время вся обновляющаяся жизнь вносила изменения и в мировоззрение людей.
Особо разгорается борьба разнообразных мнений и течений, отражающих интересы различных слоев населения. Большинство из монархического окружения представляли реакционную идеологию. Символом бесправия, рабства, мракобесия был обер-прокурор синода К.П.Победоносцев, который административными мерами душил любое проявление свободомыслия.
На смену народовольческой идеологии приходит марксистская. Первые марксисты России - Г.В.Плеханов и другие явно недоучли специфику развития российского капитализма, что существенно отразилось на выработке их революционной теории.
Весьма существенную роль в формировании идеологического сознания занимала церковь, которая насчитывала около четверти миллиона священнослужителей разных вероисповеданий. В то же время всех работников просвещения (включая частных преподавателей) было немногим более 170 тыс.
К началу XX в. Россия оставалась малограмотной страной. Неграмотным было 76% населения. Более трети всех грамотных составляла возрастная прослойка от 10 до 39 лет. В городе грамотных было в 2,5 раза больше, чем в деревне. Такую же пропорцию составляла грамотность мужчин относительно женщин. Значительно колебался уровень грамотности по районам. На Кавказе и в Сибири он чуть превышал 12%, в Средней Азии - 5%. Мизерными были и ассигнования правительства на народное образование - 43 коп. на душу населения (в США - 7 руб., в Швейцарии - 5,5 руб., в Алглии и Германии - 3,8 руб.) Учителя получали самую низкую заработную плату по сравнению с другими странами.
Тем не менее мировые достижения ученых и изобретателей, среди которых И.П.Павлов, И.И.Мечников, К.А.Тимирязев, П.НЛебедев, Н.Д.Зелинский, Н.Е.Жуковский, Д.И.Менделеев, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.С.Попов, Б.Малаховский и многие другие принесли славу и процветание своему Отечеству.
Научные открытия подрывали основы прежних представлений о мироздании. Противниками материалистического учения выступали идеалисты - Н.Бердяев, С.Булгаков, С.Франк и др. Такая борьба была естественной и необходимой, ибо лишь в споре рождается истина. Какой импульс мысли придавали и придают замечания Н.Бердяева: «Цивилизация обезличивает. Личное начало раскрывалось лишь в культуре» и В.О.Ключевского: «...Россия управлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией, то есть действовавшей вне общества кучей лиц, объединенных только чинопроизводством»?
Апогеем эпохи критического реализма стали произведения Л.Толстого, АЛехова, В.Короленко, И.Бунина, А.Куприна, М.Горького, А.Ахматовой, С.Есенина и многих других русских писателей и поэтов. Глубокое проникновение в жизнь, правдивое отражение действительности, объективная критика существующих беспорядков, беспокойство о судьбе отечества и народа, поиск нравственных и общественных идеалов характеризовали отечественную литературу начала XX в.
Росли, авторитет и общественное влияние Товарищества передвижных художественных выставок, организованного в Петербурге в 1870 г. по инициативе И.Крамского, Г.Мясоедова, Н.Ге и В.Петрова. В него входили наиболее талантливые художники России. (В 1923 г. Товарищество распалось.)
Российскую культуру обогащали не только капиталы предпринимателей, но и копейки простого народа, на которые строились храмы и воздвигались памятники национальным героям.

Общее развитие науки в конце XIX

начале XX веков

Конец XIX - начало XX в. ознаменовались интенсивным развитием отечественной науки. Крупными достижениями снискали себе заслуженную известность ученые-естественники. П.Н.Лебедев получил известность своими работами в области светового давления. Н.Е.Жуковский и его ученик С.А.Чаплыгин заложили основы аэродинамики. Исследования К.Э.Циолковского предвосхитили современные достижения в освоении космоса. Мировую известность приобрели исследования в области минералогии и геохимии В.И.Вернадского. Созданное им учение о ноосфере,
сфере разума, возникающей на планете в процессе сознательной деятельности человечества, сыграло огромную роль в формировании современных представлений о взаимоотношениях человека и природы. На рубеже двух веков успешно работал в области ботаники К.А.Тимирязев.
Признание международной общественностью успехов отечественной науки проявилось в присуждении русским ученым Нобелевских премий. Их лауреатами были выдающийся физиолог И.П.Павлов (1904) и один из основоположников сравнительной патологии и микробиологии И.И.Мечников(1908).

Значительным был вклад русских у юных и конструкторов в
технический прогресс. А.С.Попов вошел в историю техники как изобретатель радио. В 1910 г. в воздух поднялся аэроплан отечественной конструкции, созданный Я.М.Гаккелем. Выдающийся русский авиаконструктор
И.И.Сикорский построил сверхмощные (для тех лет) самолеты "Илья Муромец", "Русский витязь", Эмигрировавший впоследствии, в 1919 г., в США И.И.Сикорский сыграл там огромную роль в развитии американского вертолетостроения. Создателем первого ранцевого парашюта стал Г.Е.Котельников (1911).

Больших успехов достигли русские ученые в исследовании многих малодоступных, практически еще "неоткрытых" районов планеты. Сподвижник Н.М.Пржевальского П.К.Козлов прославился серией путешествий по Центральной Азии. Известный геолог В.А.Обручев организовывал экспедиции в районы Сибири и Дальнего Востока. В 1914 г. при попытке достигнуть Северного полюса погиб ученый-гидрограф, смелый
полярной исследователь Г.Я.Седов. Материалы, собранные его экспедицией, имели большое научное значение и были впоследствии использованы советскими исследователями Арктики.

Конец XIX - начало XX в. были исключительно плодотворным периодом в развитии русской философской мысли. В обстановке острейших конфликтов, раздиравших общество, мучительных идейных исканий расцвела русская религиозная философия, ставшая одним из наиболее ярких, если не самым ярким явлением духовной жизни страны. Своеобразным религиозным ренессансом стало творчество плеяды блестящих философов - Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и других. Опираясь на соответствующие традиции русской философии, они утверждали приоритет личностного над социальным, видели важнейшее средство гармонизации общественных отношений в нравственном самосовершенствовании личности. Русская религиозная философия, начала которой были неотделимы от основ христианской духовности, стала одной из вершин мировой философской мысли, уделяя основное внимание теме творческого призвания человека и смысла культуры, теме философии истории и другим вопросам, вечно волнующим человеческий ум.
Своеобразным откликом выдающихся русских мыслителей на потрясения, пережитые страной в самом начале XX в., явился изданный в 1909 г. сборник "Вехи". Статьи, помещенные в сборнике, были написаны принадлежавшими по своим политическим симпатиям к либеральному лагерю Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, П.Б.Струве, С.Л.Франком и др. Под впечатлением социального взрыва 1905-1907 гг. авторы "Вех" попытались осмыслить роль радикально настроенной интеллигенции в жизни общества, показать опасность революционного пути решения стоящих перед
страной проблем. Призывы веховцев к социальному компромиссу, адресованное ими интеллигенции пожелание заняться внутренним самосовершенствованием в обстановке острейшего противоборства сил, столкнувшихся друг с другом на внутри российской политической арене, не были и не могли быть услышаны. Вызвавшие большой общественный резонанс, "Вехи" подверглись критике со стороны представителей различных политических партий - от кадетов до большевиков.

Рубеж двух веков стал периодом интенсивного развития различных общественных наук. Именно в это время началась деятельность крупнейшего социолога П.А.Сорокина, чьи труды впоследствии приобрели мировую известность. Эмигрировавший в 1922 г. из СССР П.А.Сорокин сыграл огромную роль в становлении и развитии американской социологии. Большой вклад в изучение экономических, историко-экономических проблем внесли труды М.И.Туган-Барановского, П.Б.Струве. Крупных успехов достигла и собственно отечественная историческая наука. Активно изучалось прошлое России. Филолог и историк А.А.Шахматов создал ряд классических
работ о русском летописании. Ценные исследования по истории Древней Руси принадлежали Н.П.Павлову-Сильванскому. Значительных успехов в развитии отечественной историографии добились А.Е.Пресняков, С.Ф.Платонов, С.В.Бахрушин, Ю.В.Готье, А.С.Лаппо-Данилевский и др. П.Н.Милюков прославился не только как политический деятель, но и как талантливый историк. Его магистерская диссертация, посвященная
финансово-экономическим аспектам петровских преобразований, была с успехом защищена в Московском университете.

В поле зрения русских историков находилось, конечно, не только прошлое Отечества. Проблемы западноевропейского средневековья и нового времени исследовали П.Г.Виноградов, Е.В.Тарле, Д.М.Петрушевский. Крупнейшим специалистом по всеобщей истории являлся Н.И.Кареев, чьи труды приобрели поистине все европейскую известность. В области антиковедения успешно работали С.А.Жебелев, М.И.Ростовцев. Выдающимся египтологом и исследователем Древнего Востока был Б.А.Тураев. Для изучения истории и культуры народов Средней Азии существенное значение имели исследования В.В.Бартольда. Важную роль в развитии отечественной арабистики сыграли труды И.Ю.Крачковского. Работами, посвященными китайской культуре, прославился В.М.Алексеев. Успешно развивались на рубеже двух веков правоведение, филологические науки и т.п.

Развитие науки в конце XIX - начале XX в

Научный вклад К.Э Циалковского

Константин Эдуардович Циолковский - основоположник современной космонавтики.
Первые научные исследования Циолковского относятся к 1880-1881 году. Основные работы Циолковского после были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.
Циолковский занимался механикой управляемого полета, в результате чего им был спроектирован управляемый аэростат. Циолковский первым предложил идею цельнометаллического дирижабля и построил его модель. Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели
В своей квартире Циолковский создал первую в России аэродинамическую лабораторию. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью. Он разработал методику эксперимента в ней и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел. Работы Циолковского в области аэродинамики явились источником идей для Н. Е. Жуковского. Циолковский описал обтекание воздушным потоком тел различной геометрической формы.
С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов. Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883, однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896. Циолковский вывел формулу (она получила название «формула Циолковского»), установившую зависимость между:

    скоростью ракеты в любой момент
    удельным импульсом топлива
    массой ракеты в начальный и конечный момент времени
В 1903 году он опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. В этой статье и последовавших её продолжениях он разработал некоторые идеи теории ракет и использования жидкостного ракетного двигателя.
Результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные учёные не оценили исследования, которыми сегодня гордится наука. Оно просто на эпоху обогнало свое время. В 1911 году опубликована вторая часть труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, определяет скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость») и время полета. На этот раз статья Циолковского наделала много шума в научном мире. Циолковский обрел много друзей в мире науки.
В 1926-1929 годы Циолковский решает практический вопрос: сколько нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю. Выяснилось, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих из неё газов и от того, во сколько раз вес топлива превышает вес пустой ракеты.
Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического аппарата (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла; насосная система подачи компонентов топлива; оптимальные траектории спуска космического аппарата при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами. Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. Он первый предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси. Космические полеты и дирижаблестроение были главными проблемами, которым он посвятил свою жизнь.
Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, явился первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства.
Циолковский сделал огромный вклад в развитие космонавтики и ракетостроения.

Научный вклад В.И.Вернадского

Владимир Иванович Вернадский - советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Вернадским опубликовано более 700 научных трудов.
Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле. Начиная с 1908 года, В. И. Вернадский постоянно проводил огромную работу по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов. В. И. Вернадский был одним из первых, кто понял огромную важность изучения радиоактивных процессов для всех сторон жизни общества.
В 1926 г он сформулировал концепцию биологической структуры океана. Согласно этой концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» - географических пограничных слоях различного масштаба.
Основал новую науку - биогеохимию и сделал огромный вклад в геохимию. Летом 1940 года по инициативе Вернадского начались исследования урана на получение ядерной энергии. С началом войны был эвакуирован в Казахстан, где создал свои книги «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли. На фоне роста науки XX столетия» и «Химическое строение биосферы Земли и её окружения».
Учение о биосфере и ноосфере
В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:
    живое;
    биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);
    косное (абиотическое, образованное вне жизни);
    биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);
    вещество в стадии радиоактивного распада;
    рассеянные атомы;
    вещество космического происхождения.
Вернадский был сторонником гипотезы панспермии. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и дисимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.
Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.
Основные предпосылки возникновения ноосферы:
    расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;
    развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;
    открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;
    победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;
    всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.
Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

Научный вклад И.П.Павлова

Павлов Иван Петровичрусский физиолог, четвертый лауреат Нобелевской премии (1904) по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности.
Исследования по физиологии пищеварения.
Метод «хронического эксперимента» позволил Павлову открыть многие законы функционирования пищеварительных желез и процесса пищеварения в целом. До Павлова об этом имелись лишь некоторые весьма смутные и фрагментарные представления, а физиология пищеварения была одним из самых отсталых разделов физиологии.
Первые исследования Павлова в этой области были посвящены изучению работы слюнных желез. Ученый установил зависимость между составом и количеством выделяемой слюны и природой раздражителя, что позволило ему сделать вывод о специфической возбудимости разных рецепторов ротовой полости каждым из раздражающих агентов.
Исследования, касающиеся физиологии желудка, являются наиболее значительными достижениями Павлова в объяснении процессов пищеварения. Ученый доказал наличие нервной регуляции деятельности желудочных желез.
Благодаря усовершенствованию операции по созданию изолированного желудочка удалось выделить две фазы секреции желудочного сока: нервно-рефлекторную и гуморально-клиническую. Результатом исследований ученого в области физиологии пищеварения явился его труд под названием Лекции о работе главных пищеварительных желез , опубликованный в 1897. Этот труд в течение нескольких лет был переведен на немецкий, французский и английский языки и принес Павлову всемирную славу.
Исследования по физиологии высшей нервной деятельности .
К изучению физиологии высшей нервной деятельности Павлов перешел, пытаясь объяснить феномен психического слюноотделения. Изучение этого явления привело его к понятию условного рефлекса. Условный рефлекс, в отличие от безусловного, не является врожденным, а приобретается в результате накопления индивидуального жизненного опыта и является приспособительной реакцией организма на условия жизнедеятельности. Процесс образования условных рефлексов Павлов назвал высшей нервной деятельностью и считал это понятие равнозначным термину «психическая деятельность».
Ученый выделил четыре типа высшей нервной деятельности у человека, которые основываются на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения. Тем самым он подвел физиологический фундамент под учение Гиппократа о темпераментах.
Павлов разработал также учение о сигнальных системах. По Павлову, специфической особенностью человека является наличие у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными (разнообразные сенсорные раздражители, поступающие из внешнего мира), также и второй сигнальной системы – речи и письма.
Основной целью научной деятельности Павлова было изучение психики человека при помощи объективных экспериментальных методов.
Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

Развитие техники в конце XIX - начале XX в

Научный вклад А.С.Попова

Попов Александр Степанович – известный русский ученый в области физики и электротехники, считается одним из отцов-создателей электрической беспроводной связи (радиосвязи, радио).
В 1895 Попов изобретает приемник электромагнитных волн и демонстрирует возможность регистрации последовательности электрических сигналов на расстоянии без проводов (радиосвязь).
Весной 1895 Попов делает публичный доклад о своем изобретении и результатах исследований. Этот день, 7 мая, является Днем Радио в нашей стране. О н представил своё изобретение 25 апреля 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Петербургском университете. Тема лекции была: «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям». В опубликованном описании своего прибора, Попов отмечал его пользу для лекционных целей и регистрирования пертурбаций, происходящих в атмосфере. Он также выразил надежду, что «мой прибор, при дальнейшем усовершенствовании его, может быть применён к передаче <на деле - к приёму> сигналов на расстояния при помощи быстрых электрических колебаний, как только будет найден источник таких колебаний, обладающий достаточной энергией». Работа в Морском ведомстве накладывала определенные ограничения на публикацию результатов исследований, поэтому, соблюдая данное клятвенное обещание о неразглашении сведений, составляющих секретную информацию, Попов не опубликовал новых результатов своих работ.
Уже к лету 1897 Попов достиг дальности передачи радиосигнала до пяти километров.
В 1889–1900 Попов проводил экспериментальные опыты на Черном и Балтийском морях. После достижения дальности радиосвязи до 50 км, Морское министерство ввело на судах российского флота беспроволочный телеграф.
Вместе со своими коллегами – учеными П.Рыбкиным и Д.Троицким, Попов запатентовал в 1901 изобретенный ими на основе эффекта Когерера – «телефонный приемник депеш» для слухового приема радиосигналов в наушниках.
В июне 1896 итальянский физик Г.Маркони в Великобритании официально запатентовал изобретение, точно повторяющее схему устройства, опубликованную ранее в России Поповым. Этот факт вынудил Александра Степановича выступить со специальными заявлениями в российской и зарубежной печати о своем приоритете в изобретении радиопередачи.
В 1900 на Всемирной выставке в Париже изобретение Попова было удостоено Большой золотой медали.
Его имя носят школа связи в Кронштадте, Центральный музей связи и Высшее Военно-Морское училище в Санкт-Петербурге, улицы в различных городах России и многое другое.

Научный вклад Я.М.Гаккеля

Яков Модестович Гаккель - русский советский инженер, внёсший значительный вклад в развитие отечественного самолётов и тепловозостроения первой половины XX века, ученый-электротехник.

Самолеты

Начало ХХ века ознаменовалось бурным развитием как мирового, так и отечественного самолетостроения, было много поисков и оригинальных конструкторских решений. Заинтересовался самолетостроением и Яков Модестович.
В 1909 году вместе с С.С. Щетининым в небольшом сарае - ангаре на Коломяжском ипподроме - Гаккель начал постройку самолета по своему проекту. Вскоре совместно с С.Щетининым они организовали Первое Российское товарищество воздухоплавания на паевых началах. Однако Гаккель участвовал в делах непродолжительное время - не сойдясь во взглядах с компаньонами, он вышел из товарищества.
Получив от акционерного общества "Вестингауз" солидную премию за работы по петербургскому трамваю, он практически всю ее истратил на постройку самолета. Всего в 1909 - 1924 годах он спроектировал около полутора десятков самолетов различных типов и назначения, десять из которых были построены, а шесть успешно летали.
4 декабря 1910 года он экспонировал на Первой Международной воздухоплавательной выставке в Петербурге первый в России самолет-амфибию, за который Русское техническое общество удостоило Я.М. Гаккеля серебряной медали.
С 1911 года самолет Гаккеля пилотировал известный летчик-испытатель Г.В. Алехнович. На аэроплане "Гаккель-VII" он впервые совершил перелет из Гатчины в Петербург, а 9 октября - выполнил на этом самолете ряд сложных полетов перед военной комиссий, которая решила приобрести этот биплан для армии и выдать его конструктору поощрительный приз в 8000 рублей.
"Гаккель-VII" на второй Международной выставке воздухоплавания получил Большую золотую медаль. После закрытия выставки Г.В. Алехнович принимал участие в соревнованиях различных типов самолетов ("Флагман", "ЛЯМ"), установил русский рекорд высоты полета для бипланов (1 250 м), рекорд продолжительности полета (56 мин, 56 с), совершал он и ночные полеты.
К сожалению, опытные модели самолетов Гаккеля в промышленное производство не поступали. Их судьба была печальной. Так, "Гаккель-VII", который перегнали на военный аэродром, был там оставлен без присмотра, потому что инструкторы школы, привыкшие к "фарманам", не захотели осваивать незнакомый им самолет. Даже воду из радиатора забыли слить, и при первом морозе лед разорвал мотор, нового мотора не оказалось, отремонтировать новую модель не сумели, и самолет был сдан на слом.
и т.д.................

В статье поговорим о великих открытиях 20 века. Неудивительно, что с древних времен люди пытались воплотить в реальность свои самые смелые мечты. На рубеже прошлого века были изобретены невероятные вещи, которые перевернули жизнь всего мира.

Рентгеновские лучи

Список великих открытий 20 века начнём с рассмотрения электромагнитного излучения, которое на самом деле открыли в конце XIX века. Автором изобретения стал немецкий физик Вильгельм Рентген. Ученый заметил, что при включении тока в катодной трубке, покрытой кристаллами бария, начинает появляться небольшое свечение. Есть и другая версия, согласно которой жена приносила мужу ужин, и он заметил, что видит её кости, просвечивающиеся сквозь кожу. Это всё версии, но есть и факты. Например, Вильгельм Рентген отказывался получить патент за свое изобретение, так как считал, что эта деятельность не может приносить реальный доход. Таким образом, мы причисляем рентгеновские лучи к великим открытиям 20 века, которые оказали влияние на развитие научно-технического потенциала.

Телевидение

Совсем недавно телевизор был вещью, свидетельствующей о состоятельности своего хозяина, однако в современном мире телевидение отошло на второй план. При этом сама идея изобретения зародилась еще в 19 веке одновременно у русского изобретателя Порфирия Гусева и профессора из Португалии Адриано де Пайва. Они первые сказали о том, что скоро будет изобретено устройство, позволяющее передавать изображение при помощи провода. Первый приемник, размер экрана которого был всего лишь 3 на 3 см, продемонстрировал миру Макс Дикманн. При этом Борис Розинг доказал, что можно применять катодно-лучевую трубку для того, чтобы была возможность преобразовывать электрический сигнал в изображение. В 1908 году физик Ованес Адамян из Армении запатентовал аппарат для передачи сигналов, состоящий из двух цветов. Считается, что первый телевизор был разработан в начале XX веке в Америке. Собрал его русский эмигрант Владимир Зворыкин. Именно он разбил световой луч на зелёный, красный и синий, таким образом получив цветное изображение. Такое изобретение он назвал иконоскопом. На западе изобретателем телевидения считают Джона Берда, который первым запатентовал устройство, создающее картинку из 8 линий.

Мобильные телефоны

Первый мобильный телефон появился в 70-х годах прошлого столетия. Однажды сотрудник известной компании Motorola, которая занималась разработкой портативных устройств, Мартин Купер, показал своим друзьям огромную трубку. Тогда они не поверили, что нечто подобное можно было изобрести. Позже, гуляя по Манхэттену, Мартин позвонил начальнику из компании конкурента. Таким образом, он впервые на практике показал действенность своей огромной телефонной трубки. Советский учёный Леонид Куприянович ещё за 15 лет до этого проводил похожие эксперименты. Именно поэтому определенно говорить о том, кто на самом деле является открывателем портативных устройств, довольно трудно. В любом случае мобильные телефоны - это достойное открытие 20 века, без которого представить современную жизнь просто невозможно.

Компьютер

Одно из самых великих научных открытий XX века - это изобретение компьютера. Согласитесь, что сегодня без этого устройства невозможно ни работать, ни отдыхать. Еще несколько лет назад компьютеры использовались только в специальных лабораториях и организациях, но уже сегодня это обычная вещь в каждой семье. Как же была изобретена эта супермашина?

Немец Конрад Цузе в 1941 году создал вычислительную машину, которая, по сути, могла производить те же операции, что и современный компьютер. Отличие было в том, что машина работала при помощи телефонных реле. Спустя год физик из Америки Джон Атанасов и его аспирант Клиффорд Берри совместно разработали электронный компьютер. Однако этот проект не был завершён, поэтому нельзя говорить о том, что они являются реальными создателями такого устройства. В 1946 году Джон Мокли продемонстрировал, по его заявлению, первый электронный компьютер ЭНИАК. Прошло еще много времени, и огромные коробки заменили маленькие и тонкие устройства. Кстати, персональные компьютеры появились только в конце прошлого века.

Интернет

Великое технологическое открытие 20 века - это интернет. Согласитесь, что без него даже самый мощный компьютер не так уж и полезен, особенно в современном мире. Многие люди не любят смотреть телевизор, но они забывают о том, что власть над человеческим сознанием давно захватил интернет. У кого же возникла идея такой глобальной международной сети? Она появилась в группе ученых в 50-х годах прошлого века. Они хотели создать качественную сеть, которую было бы сложно взломать или прослушать. Причиной возникновения такой мысли послужила Холодная война.

Власти США во время Холодной войны использовали определенное устройство, которое позволяло передавать данные на расстоянии, не прибегая к помощи почты или телефона. Это устройство называлось APRA. Позже ученые исследовательских центров разных штатов занялись созданием сети APRANET. Уже в 1969 году благодаря этому изобретению получилось связать все компьютеры университетов, представленных данной группой ученых. Спустя 4 года к этой сети присоединились другие исследовательские центры. После того как появился e-mail, количество людей, желающих проникнуть во Всемирную паутину начало быстро расти в геометрической прогрессии. Что касается современного состояния, то на данный момент более 3 млрд человек пользуются интернетом каждый день.

Парашют

Несмотря на то что идея парашюта пришла в голову Леонардо да Винчи, всё же это изобретение в современном виде относят к великим открытиям 20 века. С появлением воздухоплавания начались регулярные прыжки с больших воздушных шаров, к которым крепили полураскрытые парашюты. Уже в 1912 году один американец решил прыгнуть с таким устройством из самолёта. Он удачно приземлился на землю и стал самым смелым жителем Америки. Позже инженер Глеб Котельников изобрел парашют исключительно из шелка. Также он сумел упаковать его в небольшой ранец. Проверка изобретения происходила на движущемся автомобиле. Таким образом придумали тормозной парашют, который бы позволял задействовать систему аварийного торможения. Так, перед началом Первой мировой войны ученый получил патент на свое изобретение во Франции, и таким образом стал первооткрывателем парашюта в 20 веке.

Физики

Теперь поговорим о великих физиках 20 века и их открытиях. Всем известно, что физика является основой, без которой представить комплексное развитие какой-либо другой науки в принципе невозможно.

Отметим квантовую теорию Планка. В 1900 году немецкий профессор Макс Планк стал открывателем формулы, которая описывала распределение энергии в спектре черного тела. Заметим, что до этого считалось, что энергия всегда распределяется равномерно, но изобретатель доказал, что распределение происходит пропорционально благодаря квантам. Ученый составил доклад, которому на то время никто не поверил. Однако уже через 5 лет благодаря выводам Планка великий ученый Эйнштейн смог создать квантовую теорию фотоэффекта. Благодаря квантовой теории Нильс Бор сумел построить модель атома. Таким образом, Планк создал мощную базу для дальнейших открытий.

Нельзя забывать о самом великом открытии 20 века - открытии теории относительности Альберта Эйнштейна. Ученому удалось доказать, что гравитация представляет собой следствие искривления четырехмерного пространства, а именно времени. Также он объяснил эффект замедления времени. Благодаря открытиям Эйнштейна удалось рассчитать многие астрофизические величины и расстояния.

К величайшим открытиям 19-20 века можно отнести изобретение транзистора. Первое рабочее устройство было создано в 1947 году исследователями из Америки. Учёные экспериментально подтвердили верность своих идей. В 1956 году они уже получили Нобелевскую премию за открытия. Благодаря им в электронике началась новая эра.

Медицина

Рассмотрение великих открытий в медицине 20-21 века начнём с изобретения пенициллина Александром Флемингом. Известно, что это ценное вещество было обнаружено в результате небрежности. Благодаря открытию Флеминга люди перестали бояться опаснейших болезней. В этом же столетии была открыта структура ДНК. Её открывателями считаются Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон, которые при помощи картона и металла создали первую модель молекулы ДНК. Невероятную шумиху подняла информация о том, что у всех живых организмов принцип строения ДНК одинаков. За это революционное открытие ученые были награждены Нобелевской премией.

Великие открытия 20-21 века продолжаются нахождением возможности пересаживать органы. Такие действия довольно долго воспринимались как нечто нереальное, но уже в прошлом веке ученые поняли, что добиться безопасной качественной пересадки можно. Официальное открытие этого факта состоялось в 1954 году. Тогда врач из Америки Джозеф Мюррей пересадил почку одному из своих пациентов от брата-близнеца. Таким образом он показал, что можно пересадить человеку чужой орган, и он будет еще долго жить.

В 1990 году врач был награжден Нобелевской премией. Однако еще длительное время специалисты пересаживали всё, кроме сердца. Наконец, в 1967 году мужчине в пожилом возрасте пересадили сердце молодой женщины. Тогда пациенту удалось прожить всего 18 дней, но уже сегодня люди с донорскими органами и сердцами живут многие годы.

УЗИ

Также к важным изобретениям прошлого века в области медицины стоит отнести УЗИ, без которого лечение представить очень трудно. В современном мире сложно найти человека, который бы не проходил ультразвуковое сканирование. Изобретение датируют 1955 годом. Невероятнейшим открытием прошлого века считают оплодотворение в пробирке. Британским ученым удалось в лабораторных условиях оплодотворить яйцеклетку, а после поместить ее в матку женщины. В итоге на свет появилась всемирно известная "девочка из пробирки" Луиза Браун.

Великие географические открытия 20 века

В прошлом веке была подробно исследована Антарктида. Благодаря этому ученые получили точнейшие данные о климатических условиях и фауне Антарктики. Российский академик Константин Марков создал первый в мире атлас Антарктиды. Великие открытия начала 20 века в области географии продолжим экспедицией, которая отправилась в Тихий океан. Советскими исследователями была измерена глубочайшая океаническая впадина, которая получила название Марианской.

Морской атлас

Позже был создан морской атлас, который позволял изучать направление течения, ветра, определять глубину и распределение температуры. Одним из самых громких открытий прошлого века стало обнаружение озера Восток под огромным слоем льда в Антарктиде.

Как мы уже знаем, прошлый век был очень насыщен различного рода открытиями. Можно сказать, что произошел настоящий прорыв практически во всех сферах. Потенциальные возможности ученых со всего мира достигли своего максимума, благодаря чему в настоящее время мир развивается семимильными шагами. Многие открытия стали поворотным моментом в истории всего человечества, особенно это касается исследований в области медицины.

Практически каждый, кто интересуется историей развития науки, техники и технологий - хоть раз в своей жизни задумывался над тем, каким путем могло бы пойти развитие человечества без знания математики или, например, не будь у нас такого необходимого предмета как колесо, ставшего чуть ли не основой развития человечества. Однако зачастую рассматриваются и удостаиваются внимания лишь ключевые открытия, в то время как открытия менее известные и распространенные порой попросту не упоминаются, что, впрочем, не делает их незначительными, ведь каждое новое знание дает человечеству возможность забраться на ступеньку выше в своем развитии.

XX век и его научные открытия превратился в настоящий Рубикон, перейдя который, прогресс ускорил свой шаг в несколько раз, отождествляя себя со спортивным болидом за которым невозможно угнаться. Для того, что бы сейчас удержаться на гребне научной и технологической волны, необходимы не дюжие навыки. Конечно, можно читать научные журналы, различного рода статьи и работы ученых, которые бьются над решением той или иной задачи, однако даже в этом случае угнаться за прогрессом не получится, а стало быть остается наверстывать упущенное и наблюдать.

Как известно, для того, что бы смотреть в будущее, необходимо знать прошлое. Поэтому сегодня речь пойдет именно о XX веке, веке открытий, который изменил образ жизни и окружающий нас мир. Стоит сразу отметить, что это не будет список лучших открытий века или какой-либо иной топ, это будет краткий осмотр части тех открытий, которые изменяли, а возможно и изменяют мир.

Для того, что бы говорить об открытиях, следует охарактеризовать само понятие. За основу возьмем следующее определение:

Открытие - новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира.

Топ 25 великих научных открытий XX века

  1. Квантовая теория Планка. Он вывел формулу, определяющую форму спектральной кривой излучения и универсальную постоянную. Открыл мельчайшие частицы – кванты и фотоны, с помощью которых Эйнштейн объяснил природу света. В 20-х годах Квантовая теория переросла в квантовую механику.
  2. Открытие рентгеновского излучения – электромагнитное излучение с широким диапазоном длин волн. Открытие Х-лучей Вильгельмом Рёнтгеном сильно повлияло на жизнь человека и сегодня без них невозможно представить современную медицину.
  3. Теория относительности Эйнштейна. В 1915 году Эйнштейн ввел понятие относительности и вывел важную формулу, связавшую энергию и массу. Теория относительности объяснила суть гравитации – она возникает вследствие искривления четырехмерного пространства, а не результате взаимодействия тел в пространстве.
  4. Открытие пенициллина. Плесневый гриб Penicillium notatum, попадая к культуре бактерий, вызывает полную их гибель – это было доказано Александром Флеммингом. В 40-х годах был разработана производственная , который в дальнейшем стал выпускаться в промышленном масштабе.
  5. Волны де Бройля. В 1924 году было выяснено, что корпускулярно-волновой дуализм присущ всем частицам, а не только фотонам. Бройль представил их волновые свойства в математическом виде. Теория позволила развить концепцию квантовой механики, объяснила дифракцию электронов и нейтронов.
  6. Открытие структуры новой спирали ДНК. 1953 году была получена новая модель строения молекулы, путем объединения сведений рентгеноструктурного Розалин Франклин и Мориса Уилкинса и теоретических разработок Чаргаффа. Ее вывели Френсис Крик и Джеймс Уотсон.
  7. Планетарная модель атома Резерфорда. Он вывел гипотезу о строении атома и извлек энергию из атомных ядер. Модель объясняет основы закономерности заряженных частиц.
  8. Катализаторы Циглера-Ната. В 1953 году они осуществили поляризацию этилена и пропилена.
  9. Открытие транзисторов. Прибор, состоящий из 2-х p-n переходов, которые направлены навстречу друг другу. Благодаря его изобретению Юлием Лилиенфельдом, техника начала уменьшаться в размерах. Первый действующий биполярный транзистор в 1947 представили Джон Бардин, Уильям Шокли и Уолтер Браттейн.
  10. Создание радиотелеграфа. Изобретение Александра Попова с помощью азбуки Морзе и радиосигналов впервые спасло корабль на рубеже 19 и 20 веков. Но первым запатентовал аналогичное изобретение Гулиельмо Марконе.
  11. Открытие нейтронов. Эти незаряженные частицы с массой, немного большей, чем у протонов позволили без препятствий проникать в ядро и дестабилизировать его. Позже было доказано, что под воздействием этих частиц ядра делятся, но возникает еще больше нейтронов. Так была открыта искусственная .
  12. Методика экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Эдварс и Стептоу придумали, как извлечь из женщины неповрежденную яйцеклетку, создали в пробирке оптимальные для ее жизни и роста условия, придумали, как ее оплодотворить и в какое время вернуть обратно в тело матери.
  13. Первый полет человека в космос. В 1961 году именно Юрий Гагарин первым осуществил этот , ставший реальным воплощением мечты о звездах. Человечество узнало, что пространство между планетами преодолимо, и в космосе могут спокойно находиться бактерии, животные и даже человек.
  14. Открытие фуллерена. В 1985 году учеными была открыта новая разновидность углерода – фуллерен. Сейчас из-за своих уникальных свойств он используется во многих приборах. На основе этой методики, были созданы нанотрубки из углерода – скрученные и сшитые слои графита. Они показывают самые разнообразные свойства: от металлических до полупроводниковых.
  15. Клонирование. В 1996 ученым удалось получить первый клон овцы, названной Долли. Яйцеклетку выпотрошили, вставили в нее ядро взрослой овцы и подсадили в матку. Долли стала первым животным, которому удалось выжить, остальные эмбрионы разных животных погибли.
  16. Открытие черных дыр. В 1915 году Карлом Шварцшильдом была выдвинута гипотеза о существовании , гравитация которой настолько велика, что ее не могут покинуть даже объекты, движущиеся со скоростью света - черных дыр.
  17. Теория . Это космологическая общепринятая модель, в которой описано ранее развитие Вселенной, находившейся в сингулярном состоянии, характеризующемся бесконечной температурой и плотностью вещества. Начало модели было положено Эйнштейном в 1916 году.
  18. Открытие реликтового излучения. Это космическое микроволновое фоновое излучение , сохранившееся с начала образования Вселенной и равномерно ее заполняющее. В 1965 году его существование было экспериментально подтверждено, и оно служит одним из основных подтверждений теории Большого взрыва.
  19. Приближение к созданию искусственного интеллекта. Это технология создания интеллектуальных машин, впервые получившая определение в 1956 году Джоном Маккарти . Согласно ему, исследователи для решения конкретных задач могут использовать методы понимания человека, которые биологически могут не наблюдаются у людей.
  20. Изобретение голография. Этот особый фотографический метод предложен в 1947 году Дэннисом Габором, в котором при помощи лазера регистрируются и восстанавливаются трехмерные изображения объектов, близкие к реальным.
  21. Открытие инсулина. В 1922 году Фредериком Бантингом был получен гормон поджелудочной железы, и сахарный диабет перестал быть фатальным заболеванием.
  22. Группы крови. Это открытие в 1900-1901 разделило кровь на 4 группы: О, А, В и АВ. Стало возможным правильное переливание крови человеку, которое не заканчивалось бы трагически.
  23. Математическая теория информации. Теория Клода Шеннона дала возможность определения емкости коммуникационного канала.
  24. Изобретение Нейлона . Химик Уоллес Карозерс в 1935 году открыл способ получения этого полимерного материала. Он открыл некоторые его разновидности с высокой вязкостью даже при больших температурах.
  25. Открытие стволовых клеток. Они являются прародительницами всех имеющихся клеток в организме человека и имеют способность самообновляться. Их возможности велики и еще только начинают исследоваться наукой.

Несомненно, что все эти открытия - лишь малая часть того, что XX век показал обществу и нельзя сказать, что лишь эти открытия были значимыми, а все остальные стали лишь фоном, это совсем не так.

Именно прошлый век показал нам новые границы Вселенной, увидела свет , были открыты квазары (сверхмощные источники излучения в нашей Галактике), открыты и созданы первые углеродные нанотрубки, обладающие уникальной сверхпроводимостью и прочностью.

Все эти открытия, так или иначе - лишь вершина айсберга, который включает в себя более чем сотню значимых открытий за прошедшее столетие. Естественно, что все они стали катализатором изменений в мире, в котором мы с вами сейчас живем и несомненным остается тот факт, что на этом изменения не заканчиваются.

20й век можно смело назвать если не «золотым», то уж точно «серебряным» веком открытий, однако оглядываясь назад и сравнивая новые достижения с прошлыми, думается, что в будущем нас ждет еще не мало интереснейших великих открытий, собственно, преемник прошлого века, нынешний XXI лишь подтверждает эти взгляды.

В XIX в. были достигнуты большие успехи в области образования, науки и техники. Научные открытия, сыпавшиеся как из рога изобилия, способствовали развитию современной промышленности. Под их влиянием менялись представления людей об окружающем мире и многовековой уклад их жизни. На протяжении одного столетия человек пересел из кареты в поезд, из поезда - в автомобиль, в 1903 г. поднялся в воздух на аэроплане.

Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции - в 1882 г.

В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг.

К концу XIX в. число грамотных среди мужчин в Западной Европе достигло 90 %. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех. Оно по-прежнему оставалось элитарным. Для детей из богатых семей создавались средние школы, из которых открывалась прямая дорога в высшие учебные заведения.

Наука

XIX в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле.

В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением. На них смотрели как на волшебников современности. Не то, что в предшествующие столетия, когда вести жизнь ученого было рискованно и опасно.

В XV - XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Вспомните, как церковь подвергла сожжению Джордано Бруно. На костре едва не закончилась жизнь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. Столкновения науки с религией тогда были обычным явлением. Совершенно иной стала ситуация в XIX в. Ведь мир промышленности, машинного производства и транспорта зависел от науки. И от нее нельзя было отказаться. Наука наступала по всему фронту, меняя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики.

Еще одно открытие гениального ученого - теория относительности - заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого - длина, ширина, высота и время. Графически изобразить эту систему невозможно. Ее можно представить только с помощью воображения.

Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Она не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых.

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Переворот в естествознании произвели ученые, проникшие в тайны «странного мира» - мира элементарных частиц. В 1895 г. были открыты рентгеновские лучи (по имени немецкого ученого Вильгельма Рентгена). Это открытие сразу получило применение в медицине и технике. Затем последовали открытие радиоактивности и исследования в области атомного ядра, связанные с именами таких выдающихся физиков, как Мария Склодовская-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Я. Бор (Дания) и Э. Резерфорд (Англия).

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

Учение Дарвина и формирование новой картины мира

Важнейшим достижением науки XIX в. было создание теории эволюции видов путем естественного отбора. Свое завершенное воплощение она нашла в учении Чарльза Дарвина, оказавшего огромное влияние на формирование новой картины мира.


То, что нам кажется вполне очевидным, не было столь очевидным в середине XIX в. Большинство людей в Европе и Северной Америке в то время верили в библейские рассказы о сотворении мира за четыре тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Верили в то, что Бог по отдельности создал каждое растение и животное, в том числе человека. Все это противоречило новейшим научным открытиям, было несовместимым с данными геологов, которые исчисляли возраст Земли миллионами лет. Рушилась привычная картина мира. Религия требовала, чтобы верили в одно, а разум подсказывал другое.

В 1859 г. в Англии вышла книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Она довела конфликт между религиозным и научным взглядами на мир до точки кипения. Главная идея Дарвина заключалась в том, что растительный и животный мир постоянно изменяется путем естественного отбора. Выживает только тот вид растительного или животного мира, который наиболее приспособлен к условиям жизни, и, наоборот, отбрасываются в сторону, погибают неприспособленные организмы. Места для Бога в этом развитии не оставалось. Церковь выступала против Дарвина, видя в его учении основу для атеизма.

Нападки стали более ожесточенными после выхода новой книги ученого «Происхождение человека» (1871). В ней доказывалось, что человек произошел от общего с обезьяной существа.

Сам Дарвин назвал свои книги в шутку «евангелиями Сатаны». Вокруг «Происхождения человека» развернулась острая полемика. Многие ученые не приняли дарвиновскую теорию происхождения человека. Она не получила научного подтверждения до настоящего времени. Но ее общие идеи об эволюции и естественном отборе сохранили значение.

В этом нет ничего удивительного. Еще в VI в. до нашей эры один китайский философ и биолог пришел к тем же выводам, что и Дарвин. Его имя было Цзон Цзе. Он писал о том, что организмы приобретали различия путем постепенных изменений, поколение за поколением. Поразительно только то, что миру понадобилось две с половиной тысячи лет, чтобы прийти к такому же выводу.

Правящие классы исказили теорию Дарвина. Они увидели в ней еще одно доказательство своего превосходства. В результате «естественного отбора» они выжили в борьбе за существование и оказались наверху, стали правящими. Это был также довод в пользу империалистической политики и господства белой расы. В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс видели в «Происхождении видов» естественнонаучную основу понимания исторической борьбы классов.

Переворот в технике

Создание крупного машинного производства и машинной техники составляет основное содержание второго периода Новой истории.

Мощный толчок для механизации производства дало изобретение в конце XVIII в. парового двигателя. С его помощью в движение могли приводиться рабочие машины любого типа. Почти одновременно был разработан процесс получения железа и стали из чугуна. Возникла новая отрасль производства - машиностроение. Развернулся массовый выпуск разнообразных машин. Паровые установки стали применяться в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, на сухопутном, речном и морском транспорте. Не случайно современники характеризовали XIX в. как «век пара и железа».

Развитие транспорта

Решающие изменения в жизни Европы, Северной Америки, да и всего мира, внесло создание парового транспорта. Первым пароходом было речное судно, построенное в США в 1807 г. Пароходы постепенно вытеснили парусные суда. С 1822 г. их начали строить из железа, а с 80-х гг.- из стали. В начале XX в. русские конструкторы спустили на воду первый теплоход.

Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. В 1830 г. общая длина железнодорожных линий в мире составляла всего 300 км. К 1917 г. она достигла 1 млн 146 тыс. км.


"Железная лошадь" английского инженера Стефенсона развила скорость около 10 км в час, 1814

На рубеже XIX - XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта - автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле.

Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений. В 1869 г. был открыт Суэцкий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строительство Панамского канала, связавшего Атлантику с Тихим океаном.

Связь науки с практикой

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия. Так, например, произошло с изучением электричества.


Итальянский физик Алессандро Вольта - создатель первого химического источника света - вольтова столба, 1800.
Демонстрация батареи перед Наполеоном Бонапартом

Электрические и магнитные явления были известны еще до XIX в., но они рассматривались изолированно друг от друга. В 1831 г. английский ученый Майкл Фарадей (1791-1867) провел важные опыты, демонстрируя законы электричества. Оказалось, что в медной проволоке, пересекающей магнитные силовые линии, возникает электрический ток. Это открытие известно как явление электромагнитной индукции. От своих современников Фарадей получил шутливый титул «повелитель молний». Его идеи подтвердил и развил шотландский ученый Джеймс Максвелл, доказавший в 1873 г. связь между электричеством и магнетизмом.


Люди XIX в. полагали, что уже изобрели все, когда появились первые паровозы и автомобили, двигавшиеся со скоростью двадцать километров в час. Но как сильно ошибались они! Сколько всего еще предстояло открыть! Наука об электричестве привела к созданию электротехнической промышленности, которая стала служить человеку. Сначала был изобретен электродвигатель, а в 1880 г. фирма «Сименс» произвела первый электропоезд. Заработали первые в мире электростанции, на фабриках и заводах все шире начали применяться электромоторы. Появилось электрическое освещение городских улиц, жилых домов, общественных и производственных помещений. В прошлое уходила конка. На улицах европейских городов загрохотали трамваи, оповестившие мир о начале эпохи электричества.

Электрическая лампочка, изобретенная Томасом Эдисоном в 1879 г. Более дешевая и практичная, она заменила газовый рожок. Эдисон - автор свыше 1000 изобретений. Он усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1882), построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882)

Новый вид энергии открывал новые горизонты перед европейскими странами. Но и она, подобно многим другим изобретениям, вскоре была использована в военных целях.

Средства связи

Во второй половине XIX в. произошла революция в средствах связи. На протяжении многих столетий люди связывались друг с другом с помощью писем. На флоте и в сухопутной армии - с помощью сигнальных флажков, световых или каких-либо других условных знаков. Развитие промышленности и торговли требовало более совершенных средств передачи информации. Научные открытия в области электричества и магнетизма сполна удовлетворили эту потребность.

В 1836 г. американец по имени Сэмюэл Морзе изобрел принципиально новый вид связи - телеграф. Электрический аппарат Морзе передавал сообщения закодированными точками и тире по проводам. К концу столетия главные города мира были соединены телеграфной связью. Ученым понадобилось сорок лет для того, чтобы перейти от кодированных сообщений к передаче по проводам живого голоса. В 1876 г. был изобретен телефон, завоевавший всеобщее признание. На рубеже XX в. родилось третье важное открытие в области передачи информации - беспроволочная связь по воздуху с помощью радиоволн. С этого времени радио стало основным источником информации для всего мира.

В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в.

Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Война предохраняет народы от гниения. Это сказал немецкий философ Гегель. Как бы там ни было, но настоящий подъем науки происходил не в двадцатом веке, а «немножко раньше». Наукой занимались ещё в средневековых монастырях, и о применении её результатов задумывались ещё алхимики. Однако «злодей и захватчик» Наполеон выгнал из своего кабинета изобретателя пулемета. По очень простой причине – он посчитал такое эффективное оружие безнравственным. Чуть позже «добрейший» германский кайзер Вильгельм II уже травил людей газом, как крыс.

Культурная Революция - Научно-технический прогресс

Немного о природе прогресса

Развитие механики привело к созданию важных машин. Сначала был создан примитивный паровой двигатель Уатта. Но очень быстро эта машина совершенно изменила свой вид и работала уже на морских судах и паровозах. Результатом этого был колоссальный заказ на сталь и уголь, а поскольку с механизацией производства было, мягко говоря, «не очень», то это вызвало большие недовольства у малооплачиваемых работников. Торговля была двигателем прогресса, но торговцам еще не приходилось работать в таких масштабах, как целые континенты, и поэтому в ход пошли бредовые идеи о «классах », «эксплуататорах », «расе и крови » и проч. Однако это уже из другой области.

К началу XX века появляется множество книг, полных эйфории по поводу будущего. Не только недоучки, но и достаточно образованные люди поддаются влиянию «власти человека над природой» . Это проникло даже в сам двадцатый век – Сергей Королев без шуток считал, что в космос можно будет летать толпам туристов. О цене на билет и последствиях для окружающей среды тогда думали меньше всего, видимо, не хватало практического опыта.

Нужно сказать, что политики лишь используют науку, как и всё остальное. Наука развивается по своей внутренней логике, в силу любознательности ученых. Но иногда эта любознательность всем выходит боком. Сильные мира сего, которым всё, всегда, и везде сходит с рук, используют высвобожденную энергию для разрушения. Мотив у них простой – потешить свое тщеславие, войти в историю. Чем больше людей убьет тот или другой политик, чем больше его слуги съедят чужого хлеба и масла – тем почетнее и славнее его деяния. И конечно, карманные попы, историки и борзописцы под все подведут нужную базу, всему найдут оправдания.

«Затратность » науки никогда не служила препятствием для политиков, если только речь шла о новых пушках и крепостях. Но если наука делалась в мирных целях, то ей с кислым выражением выделялись копеечные пожертвования. Хороший пример – история атомной физики. Было время, когда ученые работали с опаснейшими материалами в обычных тазах для стирки в помещении сарая (супруги Кюри) и поплатились за это. Пример убожества финансирования «чистой науки ». Но как только запахло «устройством размером с ананас» – были выделены огромнейшие деньги. Никого не смущало, что на пути стоит громадный бетонированный корпус, где все производственные дела происходят без участия человека – он не проживет и нескольких дней, если только заглянет туда. (Между прочим, это совсем небольшая часть всех расходов.) Не стоит и объяснять, о каком «устройстве» идет речь.

Не стоит думать также, что в , «самом миролюбивом государстве» и т. д. наука использовалась только в мирных целях. Пожалуй, наоборот, громыхания большевиков на тему мировой революции не на шутку напугали Запад, и поэтому господину Гитлеру дали карты в руки. Ничем другим стремительную карьеру ефрейтора объяснить нельзя. Запад поступил как при тушении степных пожаров – поджег во встречном направлении. Собственно, так политики всегда и делали, но время Клаузевица это одно, а Хиросимы – другое.

Ключевые пункты науки и техники XX века

  • Открытие групп крови 1900
  • Первый самолет 1903
  • Специальная теория относительности 1905
  • Изобретение электронной лампы (диод) 1905
  • Усовершенствование диода (триод) 1096
  • Создание конвейера 1908
  • Получение синтетического каучука 1910
  • Супергетеродинный радиоприем 1917
  • Открытие инсулина 1922
  • Телевизионная передающая трубка 1923
  • Звуковое кино 1927
  • Открытие пенициллина 1928
  • запись звука 1930
  • Открытие нейтрона 1932
  • Открытие деления урана 1939
  • Баллистическая ракета 1942
  • Создание атомной бомбы 1945
  • Создание компьютеров 1945
  • Создание водородной бомбы 1952
  • Открытие структуры ДНК 1953
  • Интегральные схемы 1959
  • Создание лазера 1960
  • Полеты в космос 1961
  • Изобретение Интернет 1969
  • Генная инженерия 1973
  • Микропроцессоры 1979
  • Клонирование 1996
  • Стволовые клетки 1999

Изобретения и их последствия

В небольшой статье невозможно даже просто перечислить важнейшие изобретения двадцатого века, поэтому нужно выделить те, которые повлекли за собой крупные последствия. К началу века уже существовали железные дороги , двигатель внутреннего сгорания (в том числе и дизель), телеграф , телефон и даже радио . Многое было сделано в биологии. Так что двадцатый век начался не на пустом месте. Но это был век изобретений. В фундаментальной науке было сделано меньше, чем в прошлые столетия. (Если не относить к фундаментальной науке диссертации о пользе и вреде кефиров и их связи с алкоголизмом.) Работы Эйнштейна по теории относительности, например, безусловнейший пример фундаментальных достижений. Работы по генетике, биохимии, также можно считать фундаментальными – они открывают много перспектив, в том числе и довольно пугающих.

А что касается изобретений, то двадцатый век был рогом изобилия. Они посыпались с самого начала. Вместе с благами они несли с собой и большие бедствия. Например, дизель, который мирно тянет за собой целый пассажирский или грузовой состав, почти без переделок был снят с подводных лодок, потопивших немало кораблей и с грузами, и с пассажирами. Инжекторные двигатели на высокооктановом бензине, которые почтеннейшая публика считает «новейшими достижениями» (с подачи рекламщиков), успешно крутили винты самолетов еще во время Второй мировой войны.

Особую роль играет малоприметный и скучный конвейер. Генри Форд применил его на сборке автомобилей, но сам принцип поточного производства, как модель, по которой выпускаются изделия, повысил производительность в десятки, сотни, и тысячи раз. С одной стороны, сотни тысяч потребителей, в массовом порядке сразу же обзавелись невиданными товарами, на которые не могли нарадоваться. С другой стороны, на таких же принципах выпускались самолеты и бомбы, которые очень скоро превратили эту радость в штукатурку и копоть, вместе с кишками тех, кому не повезло.

Искусственный (бутадиеновый) каучук поставил на колеса автомобили, дал возможность поднимать и сажать самые тяжелые самолеты. Роль автомобильных шин вполне сопоставима с ролью железной дороги. Если раньше центрами цивилизации были места, где проложена железная дорога, то с появлением автошин она проникла всюду, за исключением болот и джунглей.

Транспорт, и связь – три основы, на которых стоят государства с древнейших времен. Без связи нельзя представить себе даже фараоново царство. В двадцатом веке к проводной электросвязи добавилось радио. Его роль трудно переоценить. Но без изобретения супергетеродинного принципа радиоприема не удалось бы получить хорошую дальность связи и «поймать» большое число станций. Радио мигом донесло до слушателей почти полную картину мира и заставило работать воображение в самых глухих дырах на планете. Социальные последствия этого перевернули всю политику в мире. Все последующее: кино, телевидение, видео, Интернет, уже не играет такой роли. Дело сделано, и теперь политикам приходится врать очень осторожно.

Особую роль в истории двадцатого века играет 1939-й год. Немецкий физик Отто Ган подсчитал, сколько энергии выделятся при делении уранового ядра. Поскольку он был просто ученым, он опубликовал эти результаты, в простоте душевной. Но очень скоро он пришел в ужас, осознав последствия. Его коллеги указали ему на возможность технического применения этого открытия. Да он и сам начал это понимать. Его утешало только то, что если не он, так кто-нибудь другой это сделал бы это открытие в ближайшее время. Очень скоро после публикации результатов (11 февраля 1939) началась Вторая мировая война (1 сентября 1939). Нельзя исключать, что её подтолкнула возможность создания «устройства». В этом случае государство, добившееся этого, начинает диктовать другим свои условия – становится сверхдержавой. И у кого-то не выдержали нервы.

После Второй мировой войны

Гонка вооружений продолжилась. Георгий Жуков, посетивший как эксперт Тоцкий полигон во время учений с ядерным оружием совсем небольшой мощности, сказал: «этим оружием воевать нельзя». Однако до политиков это дошло не скоро. Была придумана идея «сдерживания», пока, наконец, рост качества и количества самих вооружений не напугал самих политиков.

Но история с гонкой закончилась благополучно. Благодаря ей мы имеем сегодня компьютеры, ноутбуки, сотовые телефоны, Интернет, определенные успехи в медицине, невероятные кастрюльки, множество новых хозяйственных материалов, грядущий полный переход на цифровое телевидение, доступ почти к любой информации – только выбирай, и много чего ещё.

Нельзя исключать и того, что биологические заделы прошлого века приведут к решению проблем неизлечимых заболеваний и неограниченного продления жизни человека. Популярных сведений в этой области пока слишком мало, хотя ученые вплотную подобрались ко многим вещам. Но какой будет обратная сторона медали? Этого никто не знает. Понимание биологических процессов может дать ключ к сознательному созданию невиданных инфекций, растений или организмов, и в руках маньяков погубить все население на Земле. При этом самым пугающим является то, что для биотехнологий, кажется, надо не так много сложного и дорогостоящего оборудования, как для ядерных дел. Главное – понимание того, что происходит в клетках. Тогда знающий человек в идеале может обойтись комплектом пузырьков и домашним холодильником…

Еще одной интересной стороной прогресса является телескоп имени Хаббла . Он расположен в безвоздушном пространстве, и, несмотря на метеоритную пыль, которая «абразивит» его зеркало, позволяет видеть кучи больших камней, которые летают с бешеной скоростью по солнечной орбите. Одного такого камня, размером в несколько сот метров (на Земле он покажется ничтожной скалой или холмиком), вполне хватит, чтобы прекратить на Земле не только цивилизованную жизнь, но и вообще жизнь, как таковую. Астрономы знают достаточно, чтобы испытывать беспокойство. Дело в том, что не все камни, представляющие опасность, видны сразу. Сможет ли человечество уничтожить такой камень при помощи космического корабля с термоядерной бомбой? Как-то изменить его орбиту? Или хотя бы уменьшить последствия от осколков, падающих на Землю?

Вот такая штука прогресс

Не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Так что вряд ли придется все время сидеть, и понемногу заниматься торговлишкой. Еще отнюдь не все последствия технического прогресса из двадцатого столетия проявили себя в полной мере. Например, неизвестно, какие вызовет Интернет. Сегодня политики высокомерно плюют на него, объявляя выступления и общение в сети деятельностью кучки ненормальных, а что будет завтра, никому неизвестно.



Рассказать друзьям