В Одессе - новый епископ. А пути карьеры прежние

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Святитель Виктор, исповедник,
епископ Глазовский, викарий Вятской епархии
Память 2 мая (19 апреля) и 1 июля (18 июня)


Родился 20 мая 1875 года в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Саратовской губернии. Окончил Духовное училище, Саратовскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию.
28 июня 1903 года состоялся постриг молодого студента в монашество, а через три дня он был рукоположен в иеромонаха. В январе 1904 года иеромонах Виктор был назначен настоятелем подворья Спасо-Преображенского монастыря г.Саратова. В 1905-1908 гг. будущий святитель нес послушание на Святой Земле. 15 октября 1909 года он поступил в число братии Александро-Невской Лавры, а в 1910 году был возведен в сан архимандрита и переведен в Троицкий Зеленецкий монастырь. 17 сентября 1918 года архимандрит Виктор стал настоятелем Александро-Невской Лавры, а в конце декабря 1919 года был рукоположен во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Владыка Виктор своим самоотверженным служением Богу и Церкви и святостью жизни поразил вятскую паству, и она всем сердцем полюбила святителя, который стал для нее заботливым отцом, добрым пастырем и мужественным исповедником православия.
В 1921 году владыка Виктор был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии. В мае 1922 года образовалось обновленческое движение, несущее раскол и смуту в Православную Церковь. Вятский епископ Павел (Борисовский) был арестован и в управление епархией вступил епископ Виктор. Владыка сразу же обратился к пастве земли Вятской крепко держаться веры православной и не поддаваться на провокации обновленцев. В ответ на это в августе 1922 года епископ Виктор был арестован и отправлен в первую ссылку. Только через 4 года в 1926 году владыка смог возвратиться в Вятку, но тут же 14 мая был снова арестован. Ему запретили жить в Вятке. Владыка был вынужден переехать в Глазов. В 1927 году, после выхода в свет Декларации митрополита Сергия, владыка не подчинился решениям Священного Синода и митрополита Сергия, но паствы своей не оставил. Богоборческие власти сделали все, чтобы выдворить епископа Виктора с Вятской земли - 18 мая 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. По окончании срока, в 1932 году он был снова арестован и сослан в село Нерицу (ныне Республика Коми), где после всех испытаний и гонений 2 мая 1934 года епископ Виктор отошел ко Господу. Мощи святителя были обретены 1 июля 1997 года и ныне покоятся в храме Преображенского женского монастыря г. Вятки. Канонизация святителя состоялась в Москве на Юбилейном архиерейском соборе в августе 2000 года. Составлено житие, написаны честные иконы. Торжества прославления святителя в Вятке состоялись 22 октября 2000 года.

Тропарь, глас 4


Правды Божия поборниче и расколов обличителю, исповедниче Христов святителю Викторе, яко пресветлое светило добродетельми просиявый и изгнание претерпевый, упасл еси паству твою в православии и благочестии. Радуется днесь земля Вятская, в нюже восхотел еси возвратитися цельбоносными мощами твоими, празднующи любовию святую память твою. Моли о нас Бога, с верою к предстательству твоему прибегающих.

Кондак, глас 8

Победе тезоименитый, святителю преславне Викторе, победил еси гонителей твоих немощную ярость. Разум имея богопросвященный, хитросплетения ложная обличал еси, овец твоих в ограде церковной соблюдая. Темже увенчался еси от Бога венцем драгоценным. Не престай моляся спастися душам нашим.

(1892 г.р.)

Деятельного пастыря-миссионера поразило отсутствие в Миссии миссионерской деятельности:

“...Несмотря на такое наиважнейшее положение тамошней нашей Миссии, о ней - о ее задачах, целях и вообще жизнедеятельности, совершенно невозможно сказать какое-либо определенное, ясное слово, и это уже после пятидесятилетнего существования Миссии... Правда, некоторые из паломников-пастырей приходят в большой восторг, пораженные внешним богатством, - разумею святые места наши с постройками на них, какими владеет Иерусалимская Миссия... Но вот, спросите их, что же они будут говорить, о каком величии Миссии проповедовать, к чему призывать своих слушателей? - И они тотчас же окажутся в самом тяжелом положении, ибо ничего не могут сказать светлого и определенного ни о настоящей, ни о прошедшей духовной жизнедеятельности Миссии... Единственное занятие, которое всегда находили себе члены Миссии, - это служение молебнов, панихид, исполнение незначительных треб церковных и собирание пожертвований. Такое положение Миссии - как требоисправительницы - более чем печально. Да и это поделие в течение полугода за отсутствием паломников пропадает и легко может совсем пропасть...”

Не чувствуя призвания к духовно-учебной службе, подал прошение об увольнении его от должности инспектора духовного училища для поступления в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры , которое было удовлетворено 15 октября года.

Архимандрит

“Позволяю себе осведомить Вас о главном руководящем принципе нового церковного строительства: ликвидация не только явных, но и потайных контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию, прекращение всяких оппозиций ей и ликвидация патриарха Тихона, как ответственного вдохновителя непрекращавшихся внутрицерковных оппозиционных ворчаний. Собор, на который возлагается эта ликвидация, предполагается созвать в половине августа. Делегаты Собора должны явиться на Собор с ясным и отчетливым сознанием этой церковно-политической задачи”.

В ответ на действия обновленцев владыка Виктор составил письмо к вятской пастве, которое было одобрено и подписано освободившимся к тому времени епископом Павлом и разослано по храмам епархии:

"Други мои возлюбленные, это слово Господа и Его апостолов ныне, к великой скорби нашей, исполнилось в нашей Русской Православной Церкви. Дерзко отвергнув страх Божий, кажущиеся иерархами и иереями Церкви Христовой, составив из себя группу лиц, вопреки благословения Святейшего Патриарха и отца нашего Тихона, в настоящее время усиливаются самозванно, самочинно, воровски захватить управление Русской Церкви в свои руки, нагло объявляя себя каким-то временным комитетом по управлению делами Церкви Православной..."

"Умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя "церковью живой", а в действительности "трупу смердящему", и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными"

25 августа года епископы Павел (Борисовский) и Виктор и с ними несколько священников были арестованы и через несколько дней были доставлены в Москву.

На допросе 28 августа владыка Виктор на вопрос следователя, кто составил послание против обновленцев, ответил: “Воззвание против ВЦУ и группы "Живой церкви", обнаруженное при обыске, составлено мной и разослано в количестве пяти–шести экземпляров”.

5 сентября 1922 г. было предъявлено обвинение в связи с подпольными монархическими группировками, распространении нелегальных воззваний Патриарха Тихона, митрополита Агафангела и Братства ревнителей Православия.

Из анкеты в следственном деле:

"Состав семьи: брат Александр - помощник начальника пароходной кампании в Камышине, брат Николай - священник г.Дубовка, мать - Анна Ивановна (70 лет, старица), ее сестра Мария Ивановна (42 года, вдова, больная) - проживают в Камышине".

В июле владыка прибыл на Попов остров и затем в Соловецкий лагерь особого назначения . Начался исповеднический путь святителя в узах. Епископа определили в 4-е отделение лагеря, расположенное на главном Соловецком острове, и назначили на работу бухгалтером канатной фабрики.

Участвовал в тайных богослужениях - "рискуя быть запытанными и расстрелянными, владыки Виктор (Островидов); Иларион (Бельский) ; Нектарий (Трезвинский) ; Максим (Жижиленко) не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершали тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случае ареста и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов".

По воспоминаниям Д.Лихачева, находившегося в лагере вместе с владыкой, "от него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили".

Профессор Андреев, находившийся в Соловецком концлагере вместе с владыкой, вспоминает:

"Владыка Виктор был небольшого роста... всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой радостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. "Каждого человека надо чем-нибудь утешить", - говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек. Когда после полугодового перерыва открывалась навигация и в Соловки приходил первый пароход, тогда обычно владыка Виктор получал сразу много вещевых и продовольственных посылок с материка. Все эти посылки через несколько дней владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего...

Беседы между владыками Максимом и Виктором, свидетелями которых часто бывали мы, врачи санитарной части, жившие в одной камере с владыкой Максимом, представляли исключительный интерес и давали глубокое духовное назидание... Владыка Максим был пессимист и готовился к тяжелым испытаниям последних времен, не веря в возможность возрождения России. А владыка Виктор был оптимист и верил в возможность короткого, но светлого периода, как последнего подарка с неба для измученного русского народа".

Его поселили в доме председателя сельсовета, помогал его семье в простых хозяйственных работах. Владыка беседовал с крестьянами о вере, часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы. Вскоре он простудился, заболел воспалением легких. В больницу его не смогли отправить из-за разлившейся реки.

Епископ Виктор (Быков Владислав Олегович), родился 20 апреля 1983г. в г.Тамбове в семье рабочих. По национальности русский.

30 мая 1983 года крещен в соборе Покрова Пресвятой Богородицы г.Тамбова.

В 2000 году окончил курс средней школы и курсы в «Новом Экономическом Техникуме» по специализации «повар» получив аттестацию «повар 4-го разряда». К военной службе призван не был по состоянию здоровья. С 1998 по 2000 год работал в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова певчим архиерейского хора и просфорником. С декабря 2000г. по 2001г. - повар при Хустском Епархиальном управлении.

5 сентября 2002 года по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского зачислен в братию Свято-Пантелеимоновского Одесского мужского монастыря.

2 января 2003 г. Митрополитом Агафангелом пострижен в малую схиму с наречением имени Виктор, в честь мученика Виктора Дамасского (24 ноября н.ст.)

8 января 2003 года, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы за Божественной Литургией в Свято-Троицком (Греческом) храме г. Одессы Митрополитом Агафангелом рукоположен в сан иеродиакона.

30 ноября 2003 года, за Божественной Литургией в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы митрополитом Агафангелом рукоположен в сан иеромонаха с возложением набедренника.

Указом Митрополита Агафангела от 25 февраля 2004 года получил благословение на несение послушания казначея и благочинного Свято-Пантелеимоновского Одесского мужского монастыря.

15 марта 2004 г. в день празднования иконы Божией Матери «Державная» за Божественной Литургией в Свято-Пантелеимоновском монастыре г. Одессы Митрополитом Агафангелом удостоен наперсного креста.

В 2004 году окончил Одесскую Духовную Семинарию.

На Пасху 2005 г. Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины удостоен сана игумена с возложением палицы.

С 2005 по 2008гг. - главный редактор газеты «Пантелеимоновский Листок».

В 2006 г. окончил исторический факультет Киевского Национального Университета им. Т.Г.Шевченко.

10 февраля 2006 года по представлению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского, Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, награжден саном архимандрита.

Определением Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела от 25 января 2007 года согласно Постановлению Священного Синода УПЦ (Журнал № 7 от 24 января 2007 года) назначен наместником Свято-Покровского Балтского Феодосиевского монастыря.

Определением Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела от 26 июля 2007 года назначен благочинным храмов Балтского округа.

Определением Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, от 26 июля 2007 года назначен и.о. настоятеля Собора г. Балта.

Определением Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела от 12 мая 2008 года согласно Постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви (Журнал заседания Священного Синода № 44 от 8 мая 2008г.) назначен наместником Свято-Ильинского Одесского мужского монастыря.

Определением Священного Синода УПЦ от 16 июля 2008г. (Журнал № 53) включен в состав Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ.

20 октября 2009 года Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, награжден правом ношения за богослужением

второго креста с украшениями. Решением Ученого совета Одесской Духовной Семинарии избран Почетным членом ОДС.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви (Журнал № 31 от 22 марта 2011года) включен в состав Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам перенесения святынь.

Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира № 532 от 20 апреля 2011 года назначен Главой «Комиссии по привезению святынь» при Комиссии Синода Украинской Православной Церкви по канонизации святых с дальнейшим включением в состав Комиссии по привезению святынь Русской Православной Церкви по должности.

По представлению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского был награжден:

Орденом святого Равноапостольного князя Владимира 2 степени;

Орденом св. вмч. Георгия Победоносца;

Орденом свт. Феодосия Черниговского;

Орденом казацкой Славы 1 степени;

Памятной медалью «1020-летие КРЕЩЕНИЯ РУСИ»

Благословенные грамоты:

Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,

Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского;

Крест на ленте «Св. Павла» и медаль «Св. Павла» от митрополита Верийского, Наусского и Камбанийского Пантелеимона.

April 12th, 2015

Сѣверо - Русская Епархія Русской Православной Церкви заграницей

(Включает в себя: Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую, Калининградскую области, Ненецкий автономный округ, республики Карелия и Коми)
Управляющий Северо-Русской Епархией:
Епископ Виктор (Парбус), Санкт-Петербургский и Северо-Русский
Санкт-Петербург
Тел. 8 911 962 71 14
Электронная почта: [email protected]

ПРИХОДЫ ЕПАРХИИ:

Приход в честь Св. Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских
Ленинградская область, Всеволожский район, ж/д ст. Пери.
Настоятель: Епископ Виктор.
Тел. 8 911 962 71 14
Диакон Алексей Тарашкевич
Тел. 8 911 146 59 72

Община в честь Иконы Божией Матери «Державная»
Окормляется в приходе в честь Св. Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских.
Чтец Дмитрий Оприщенко
Тел. 8 905 252 22 48
[email protected]

Храм Святителя Геннадия, Архиепископа Новгородского
Новгородская область, пос. Угловка.
Настоятель: Иеромонах Герасим (Широносов)

Приход в честь Св. Царя-мученика Николая II
Кёнигсберг.
Настоятель: иеромонах Николай (Мамаев)
Тел. 89211024493
E-mail: [email protected]

Свято-Преображенская домовая церковь (Единоверческая община )
161446 Вологодская обл., Никольский р-н, п/о Борок, дер. Дёмино.
Настоятель: Иерей Сергий Мацнев
[email protected]

Приход в честь Святителя Николая Чудотворца
Архангельская область, Верхнетоимский район, п/о Горка, дер. Бор.
Окормляет иерей Сергий Мацнев

Св.-Андроников скит
169437, Россия, Республика Коми, Троицко-Печорский р-он,
п/о Усть-Унья, деревня Усть-Бердыш.
Настоятель: Епископ Виктор
Иеромонах Захария (Конев)
+79541013407 (спутниковый телефон, удобно писать смс сообщения)

Запрещён в священнослужении:
Иеромонах Евгений (Пампура)

16 сентября киевский синод избрал нового епископа УПЦ:
«Рапорт Преосвященного митрополита Одеського і Ізмаїльського Агафангела про призначення вікарного єпископа Одеської єпархії.
УХВАЛИЛИ:
1.Єпископом Арцизьким, вікарієм Одеської єпархії бути архімандриту Віктору (Бикову), клірику Одеської єпархії».

То, что от любого выдвиженца Агафангела Одесского по определению исходит запашок (сколько бы духов им ни нравилось на себя выливать), оставим в стороне.

Но про этого героя я уже писал:

«архімандрит Віктор (Бедь) нагородив намісника Свято-Іллінського Одеського чоловічого монастиря архімандрита Віктора (Бикова) медаллю преподобного Іова Угольського (Кундря) ІІ ступеня».

Сайт монастыря сообщает, что дважды в неделю в 10 часов утра его насельники творят чудеса и изгоняют нечистых духов.

О жизненном пути нового епископа от повара 4 разряда к архиерейству тут:

Ну и самое интересное:
http://www.taday.ru/text/1052053.html
настоятель Свято-Ильинского монастыря архимандрит Виктор (Быков), судя по одной совсем недавней интернет-дискуссии, имеет несколько своеобразное отношение к православным святыням.
Нет, я ни в коем случае не хочу обвинить этого молодого и активного пастыря, отмеченного целым рядом как существующих, так и несуществующих церковных наград, уже в 25 лет (sic!) возглавившего центральный Одесский монастырь, на территории которого пребывает Епархиальное управление, в непочитании святынь. Но, скажем прямо, просмотрев на сайте обители рубрику «Pизница отца наместника», http://iliya-monastery.org/blog/?page_id=330 грешный аз пришел в некоторое замешательство:
«…Часть Волоса Христа.
Часть Крови Христовой…
Апостол (от 12-ти) Иоанн Богослов, Евангелист – (II в.)
Мученик Царь Николай – (1918 г.)…»
…и т.д. (в качестве небольшой ремарки напомню лишь, что, по Преданию Православной Церкви, Апостол Иоанн Богослов был взят на Небо телесно, а мощей Царя Николая пока Церковь официально не обретала).

***
Первое слово епископа Виктора:

"С благоговением приношу свои благодарные сыновние чувства и моему Высокопреосвященнейшему Авве и Святителю Митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу, которого Промысл Божий послал мне на жизненном пути. Лишенный отцовской заботы, истинного и любящего отца я обрел в лице Владыки Митрополита, своим богопросвещенным отеческим попечением отверзшему для меня радость молитвенного предстояниия Престолу Божию, научившему любить церковное благолепие и во всем полагаться на Всеблагой Промысл Божий и молитвенное предстательство святых угодников.

Благодаря мудрому руководству моего архипастыря, я вступил на стезю монашеского подвига и от его святительской десницы был удостоен благодати священнослужения. В его лице раскрывается образец подлинного святителя Церкви и сонаследника апостольской благодати, соединяющего дар искреннего молитвенника и талант деятельного администратора, и уповаю, что его исполненные благодатной святительской мудрости наставления в будущем укрепят меня в предстоящем служении народу Божию и оберегут от ошибок и грехов, и потому я вновь и вновь благодарю Всеблагой и Всесовершенный Промысл Божий, сподобивший меня и впредь быть причастным его великой мудрости и его отеческой заботы при несении послушания викария Одесской епархии".



Рассказать друзьям