Всероссийская олимпиада "наше наследие". Богадельни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Беседа с настоятелем первой в Москве богадельни

Бывает, что слова с изначально высоким смыслом вдруг обретают негативное значение. Вспомним: "Что вы тут за богадельню развели?" (т.е. что за сборище бездельников и нахлебников?). А ведь не случайно богадельни называют богоугодными заведениями - это места, где Богу угодные дела вершатся. Об этом мы и говорим с настоятелем храма Всех Святых протоиереем отцом Артемием Владимировым - именно в его приходе несколько лет назад открылась первая в Москве богадельня.

Настоятель Храма Всех Святых о.Артемий

Отец Артемий, как возникла идея создать богадельню?

Наш храм — один из новооткрытых московских приходов на территории бывшего Алексеевского женского монастыря. Церковная жизнь здесь возродилась около 20 лет назад. А сама идея о создании богадельни органична для любой обители и большого прихода. Главная цель нашего богоугодного заведения, в котором ради Бога свершается труд милосердия, — подготовить престарелых лиц православного вероисповедания к переходу к вечности.

Какие же правила действуют для желающих попасть в богадельню?

По уставу мы принимаем в богадельню православных, психически здоровых москвичек. Сегодня в богадельне уже проживают 15 опекаемых лиц. Требуются немалые усилия и от священников прихода, и от обслуживающего персонала богадельни, численность которого вдвое превышает число самих насельниц. Богадельня прикреплена и к государственной больнице — и в результате у нас есть свой терапевт, психиатр и другие врачи. Этот симбиоз очень важен, потому что богадельня является формой социальной защиты пожилых православных христиан. Сил и средств, конечно, не хватает, но Божия помощь не оскудевает. Богадельня — очень важная, ответственная часть не только социальной, миссионерской, но и непосредственно приходской жизни храма, по которой можно во многом судить о нравственных качествах наших прихожан. Особенно — молодых. Ведь идея собирания пожилых и немощных людей при храме как нельзя более соответствует приходской жизни, когда молодежь должна проявлять сердечное попечение о старшем поколении. Именно здесь созидается взаимная любовь, устанавливается связь между «веком нынешним и веком минувшим», молодые люди отдают долг любви и признательности старым, заслуживая тем самым попечение и себе со стороны своих близких.

Отец Артемий, чем отличается ваша богадельня от государственных домов престарелых?

Думаю, тем, что, приходя в богадельню, люди знают: она — под рукой Господа, а он не обманет. Что меня радует в нашей богадельне, это, конечно, ее возросший духовный и нравственный авторитет. Какая-то удивительная атмосфера... Когда приходишь сюда,об-
щаешься с персоналом и живущими там матушками, чувствуешь особенную теплоту, патриархальность, какую-то внутреннюю тишину жизни. Это — не холодный «казенный дом», но действительно богоугодное заведение.

В СМИ нередко можно встретить рекламу, призывающую довериться той или иной фирме, завещать ей квартиру, отдать часть пенсии, чтобы доживать остаток дней в одном из частных социальных учреждений вроде санатория. Можно ли доверять таким «бизнесконторам»?

Судить не берусь. По нашему уставу — если человек, например, желает завещать богадельне свое жилище, но разочаруется в уходе или в чем-то еще, то в любое время он имеет полное юридическое право возвратиться восвояси. Я встречал немало людей, кто пытался заниматься таким бизнесом, и, как правило, подобные организации все-таки разваливались, потому что одной из неблаговидных историй бывает достаточно, чтобы потерпеть урон репутации. Недавно из одной православной обители к нам приехали ее сотрудники, чтобы познакомиться с тем, как у нас поставлено дело в богадельне. Когда они увидели, что на каждую старушку у нас есть персональный санузел, отдельная жилая комната, что в богадельне осуществляется круглосуточное обслуживание наших матушек, — они огорчились. Не тому, что увидели у нас, а тому, что планировали у себя… Именно здесь созидается взаимная любовь, устанавливается связь между «веком нынешним и веком минувшим»...

Какой распорядок дня у насельниц богадельни?
Они свободны и занимаются чем хотят и когда хотят?

Надо учитывать, что богадельня — это все-таки «режимное учреждение»: в 10 часов вечера двери заведения закрываются. Территория храма и богадельня круглосуточно охраняются. Живем-то в центре Москвы, у метро «Красносельская», неподалеку три вокзала, так что искателей приключений хватает. В течение дня в богадельне идет своя жизнь — обход сестер, врачей. Питание, быт — как в санатории. Старушки наши хлебосольны, не отпустят гостей, не напоив чаем, а то и наливочку предложат. Субботними вечерами в трапезной уже много лет прихожане после службы собираются на чаепития. Я, как настоятель, возглавляю эти вечерние собрания — теплые, проникнутые семейственной атмосферой. Бывают специально приглашенные артисты, музыканты, вокалисты, иногда смотрим интересные фильмы. Наши насельницы весьма любознательны, некоторые ныряют без страха в виртуальное море Интернета, где находят уникальные рецепты, знакомятся с книжными новинками. В богадельне есть маленький, но уютный домовой храм, время от времени мы проводим там службы.
Содержать пожилых, часто больных людей всегда нелегко, а в условиях экономического кризиса — особенно… Церковь, будучи «сестрой милосердия», сама живет на подаяние. Конечно, нам помогают прихожане — наши благотворители. Как настоятель прихода, я часто сталкиваюсь с просьбами богадельни поддержать ее бюджет. Наверное, поэтому у батюшек такие широкие рукава: в один рукав входят пожертвования, а из другого — выходят.

В какой помощи благотворителей богадельня сегодня нуждается больше всего?

В первую очередь хотя бы в небольшом финансовом вливании. Если кто-то серьезно заинтересуется богадельней — милости просим. Кто-то поможет обновить постельное белье. Кто-то — пожертвует на замену сантехники, на обновление столовой посуды. Пригодится и автобус для бабушек, чтобы вывозить их за город на природу. Любой помощи будем рады. У нас есть добровольные помощники. При Новоспасском монастыре зарегистрирована организация «Молодая Русь». Юноши и девушки часто посещают наших матушек. Слава Богу, завязывается общение между юными и престарелыми. И отрадно, что это происходит под эгидой Церкви.

Отец Артемий, но почему же пока так мало подобных богоугодных заведений в России?

Слава Богу, множится число мирян, которые чувствуют потребность ведомо или неведомо для других благотворить. Открываются новые богоугодные заведения. Например — богадельня в приходе отца Аркадия Шатова при 1-й Градской больнице. В храме Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерея Дмитрия Смирнова тоже есть приют и богадельня. В Зачатьевском монастыре на Остоженке есть. В провинции все
чаще открываются подобные заведения. Так что дело, как говорится, пошло…

Каким вы видите будущее богадельни храма Всех Святых?

Мы планируем построить просветительский центр для молодежи и пожилых людей, а также новую богадельню, соответствующую требованиям XXI века. Возможно, откроем детский сад. Кризис, конечно, дает себя знать. Но даст Бог, переживем и нынешнее лихолетье

Доклад игумении Сергии (Щербаковой), настоятельницы Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», круглый стол «Общежительный монастырь: как обеспечить необходимые потребности братии» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, 27 января 2016 года).

Казанская Амвросиевская женская пустынь, что в Шамордине, была возрождена в 1990 году. Через десять лет была восстановлена богадельня, в основном для престарелых, а также больных сестер, – как традиционное для Шамординского монастыря служение.

Как известно, нашу обитель основал в конце XIX века преподобный Амвросий – один из Оптинских старцев. Всё в ней делалось по его благословению, в том числе и принимались сестры, нередко старенькие и больные. В воспоминаниях о преподобном Амвросии читаем: «Здесь было широкое поприще для его (старца) любви, и здесь, в этом скромном уголке Православной Руси, один хилый, изможденный летами и недугами человек сделал так много и сделал всё из ничего, ничего не имея, кроме одной веры и упования.

– Батюшка, зачем вы так много принимаете, особенно людей неспособных к труду, больных, ведь их надо содержать? – говорили нередко старцу.

– На больных мне Господь больше посылает, – отвечал он, – а на здоровых меньше, а иногда и ничего.

– Батюшка! У вас именно что монастырь: куда ни пойдешь – там слепая, там хромая, а тут и вовсе без ног – поневоле все уединённые.

Старец посмеется этой шутке, а сам утешается, что они все пригреты и успокоены.

Кстати упомянуть еще здесь, что у старца благодетеля в Козельске нанят был особый дом для призрения тех из женского пола, которые не имели полного рассудка».

Поэтому в то время был построен двухэтажный корпус богадельни с храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», чтобы тяжелобольные, престарелые и неизлечимо больные сестры имели возможность молиться в церкви. Вот что вспоминала очевидица в начале XX века: «…далее к западу тянется третье обширное здание, увенчанное с одной стороны крестами. Это монастырская богадельня. Богадельня рассчитана на 60 человек и вся заполнена. Кроме старости и болезненности здесь можно встретить и физические уродства. Есть тут жильцы без ног, с уродливо сведенными шеями, пораженные хроническим столбняком. Все это беспомощное, больное и нервное требует самого тщательного и терпеливого ухода. Старшая в богадельне сестра, мать Вера, говорила, что не столько тяготит труд, сколько приходится выносить от раздражительных насельниц. В просторных и светлых помещениях проживают несчастные, обездоленные судьбой насельницы, получая хороший уход и удовлетворение всем своим потребностям, им остается только благодарить за то, что судьба пристроила их под радушным, теплым кровом обители. В самом деле, где, на какие средства, особенно при нынешней сознательности рабочего люда, можно найти лиц, могущих как следует выполнить обязанности в богадельне или приюте; во что обойдется правильная постановка подобных благотворительных учреждений? Только одно монашеское послушание и терпение Господа ради может дать силы переносить труд ухаживания, только одна монашеская дисциплина, одухотворенная жизнью живой веры, может заставить нести этот нелегкий и благодарный подвиг, только под кровом обители сирые и беспомощные могут найти прочное и верное пристанище. Вот почему нельзя не отдать дани предусмотрительности московского благотворителя С.В. Перлова, устроившего богадельню под сенью обители. Этот благотворитель простер свое попечение о призреваемых до конца. Он дал возможность пользоваться наивысшим и последним утешением, какое остается им: в самом здании он устроил храм, богослужения которого слышно во всех помещениях богадельни. В этом храме обыкновенно поет хор из приюта, и присутствуют сами приютянки. Трогательно видеть, как беспомощная старость и бесприютное детство соединяются в одной общей благодарной молитве. Это – моменты, когда небо бывает особенно близко для обители и благотворителей ее. Можно только пожалеть, что богослужения в богадельне за отсутствием священника бывают не часто».

В начале возрождения обители мы не ставили цели не брать больных и старых, и не отказывали женщинам в возрасте, практически брали всех желающих. Сначала у нас не было даже медицинского кабинета или хотя бы медицинской сестры, так как сестры в этом до какого-то момента не нуждались.

Со временем в здании монастырской богадельни у нас появился медкабинет, куда сестры приходили за помощью. Вскоре встал вопрос о том, где поместить тяжелобольных, чтобы за ними был квалифицированный уход. Рядом с медкабинетом была для этого устроена комната, куда поместили первых больных монахинь, а одну старую немощную насельницу поместили в отдельной келье, и за ней ухаживали назначенные сестры. Это было началом больницы и богадельни. В 2002 году они были разделены, так как в бывшем больничном корпусе сестрами были организованы амбулатория и стационар. А в здании богадельни с храмом все помещения были переделаны для будущих призреваемых насельниц: кельи, трапезная, кухня. Создание богадельни было обусловлено тем, что сестры старели, и к каждой в келью трудно было найти келейницу, а если таковая и находилась, то у нее было еще несколько послушаний и это вызывало неудобство. Тогда решили собрать всех стареньких сестер в одном месте, это было «дешевле», чем к каждой прикреплять по сестре. Это было в начале XXI века. Храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был восстановлен в 1990 году и с этого времени в нем совершались богослужения. Сейчас в этом храме службы совершаются два раза в неделю, по пятницам и воскресным дням, таким образом, лежачие сестры имеют возможность регулярно причащаться Святых Христовых Таин.

Сейчас у нас богадельня и храм расположены только на первом этаже здания, хотя оно двухэтажное. Призреваемых сестер двадцать человек, они занимают около десяти келий, постоянно проживая в богадельне; старшая по богадельне монахиня живет в другом сестринском корпусе, и еще 5-6 хожалок. Посторонних мирских женщин в богадельню мы не принимаем; раньше были случаи, когда принимались верующие старушки, которые доживали на территории монастыря в монастырских зданиях, но сейчас они все уже умерли или уехали с территории монастыря. Старшая по богадельне является опытной медсестрой, поэтому она сама обходит каждый день все кельи; если необходимо, то привлекается сестра – врач; медикаменты для богадельни приобретаются отдельно от больницы. При богадельне имеются помещение для стирки и гладильная комната, где, в частности, хранятся смертные узелки призреваемых; также имеются подсобные помещения. В келиях сестры живут в основном по двое, по одной живут схимницы и две монахини. Существует так называемая «первая келья» для лежачих больных, в которой осуществляется круглосуточное дежурство, здесь им каждый день вычитывают молитвенное правило, на которое могут приходить сестры из других келий, кому тяжело прочитать самим.

На службу в другие храмы сестер возят на инвалидных колясках или ведут; иногда это помогают делать молодые насельницы по собственному желанию или по просьбе благочинной.

Что касается трапезы, то еда каждый день привозится дежурными по богадельне из большой монастырской трапезной, в богадельне ничего не готовится, только подогревается. Под трапезу оборудовано специальное помещение, где в основном кушают вместе все насельницы богадельни. Во время трапезы, которая проходит два раза в день, читаются душеполезные поучения святых отцов.

Не все сестры, призреваемые в богадельне, немощны – многие из них несут посильные труды: читают череду псалтири и акафистов, вместе чистят овощи для общей трапезы. Одна из сестер несет послушание сапожницы, шьет и чинит обувь для сестер всего монастыря.

Если молодые сестры, особенно в горячую пору, не всегда могут бывать на службе, то старенькие сестры из богадельни почти всегда присутствуют на богослужении.

С 2015 года раз в неделю одна из послушниц проводит в богадельне занятия по Закону Божию.

Пенсии насельницам богадельни на руки не выдаются, а по их прошению как пожертвование поступают в казну монастыря.

Святейший Патриарх Кирилл , общаясь в четверг 22 сентября с настоятелями монастырей Русской Церкви, указал на ряд острых моментов, касающихся современного монашества.

О внешнем благочестии

Обращая внимание настоятелей обителей на отношение к внешнему виду и благочестию, Первосвятитель заявил , что игуменам и игуменьям нежелательно иметь жезлы (символ духовной власти – ред.) подобные патриаршему.

Материал по теме

Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию и различные точки зрения и позицию других людей

– У вас должен быть простой игуменский жезл, без всяких украшений, ювелирных побрякушек и без креста наверху, потому что это символ архиерейского служения, – сказал Предстоятель Церкви.

Святейший посоветовал настоятелям монастырей иметь «простые деревянные посохи наподобие того, который был в руках святителя Петра , митрополита Московского».

Вцелом, по словам патриарха, следует помнить, что если «нет духовного авторитета у игумена или игумении – нет и власти».

О социальном значении монастырей

Предстоятель Церкви, говоря о социальном значении обителей, предостерег настоятелей от подмены монастырей богадельнями.

– Если монастырь готов поддерживать престарелых людей, создавать там богадельни, это хорошее дело, но вступать в монашество только для того, чтобы за тобой поухаживали, неправильно, – сказал Святейший.

Отметив, что среди престарелых могут быть достойные кандидаты в монашество, патриарх призвал «очень тщательно» все проверять, так как, по его словам, «богадельня – это одно, монашество – это другое».

О зарплатах для монахов

Предстоятель Русской Церкви уверен , что формальной зарплаты за труд в монастырях быть не должно.

– Зарплата для монашествующих, живущих в монастыре, – это нонсенс. Какие-то карманные деньги, конечно, надо иметь. Формальная зарплата – это мы превратим наши монастыри в артели, где все работают, но каждый получает, – заявил Святейший.

Патриарх напомнил, что «монастырь это не артель», а, прежде всего, община.

О духовниках женских монастырей

– Здесь получилось так, что совсем молодой монах приобрел всенародную славу и, что самое главное, всенародную симпатию. Если была бы только слава, а такой любви людей не было, я бы употребил свою власть и запретил ему выступать. Но я знаю, как очень многие люди через отца Фотия открывают для себя православную веру, – сказал Предстоятель Церкви.

Однако, как заметил Святейший, для того, чтобы отец Фотий сумел пройти «по этому очень непростому пути, ему нужно помогать».

– Если ему сейчас сказать: ты не выступай, ничего не говори, иди картошку чисти и так далее, может, он и будет это делать, но тогда мы потеряем человека, голос которого сегодня обращает людей к Богу, в том числе интеллигенцию, – заметил патриарх.

В тоже время, Первосвятитель предупредил об опасности «свободного полета», когда, участвуя в мирской жизни, монах, по-сути, перестает быть членом монашеской общины.

15 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, после в храме Сошествия Святого Духа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил монастырскую богадельню.

В сопровождении настоятельницы обители игумении Иулиании (Каледы) и послушницы Людмилы Ильющенко, старшей по богадельне, Предстоятель Русской Православной Церкви посетил все кельи и побеседовал с престарелыми монахинями и мирянками, преподав им Первосвятительское благословение.

История монастырской богадельни неразрывно связана с традициями . По благословению клирика храма приснопамятного протоиерея Александра Егорова некоторые его духовные чада оказывали посильную помощь немощным и одиноким пожилым людям: производили уборку в квартире, приобретали продукты и медикаменты, обрабатывали пролежни лежачим. В 1991 году при храме святого пророка Илии образовалось сестричество во имя иконы Божией Матери «Милостивая», целью которого было возрождение разрушенного Зачатьевского Алексеевского ставропигиального женского монастыря - первой женской обители в Москве, основанной в 1360 году святителем Алексием, митрополитом Московским, и его сестрами преподобными игуменией Иулианией и монахиней Евпраксией. Члены сестричества продолжали опекать одиноких пожилых женщин.

В 1992 году, на праздник Зачатия святой праведной Анны - престольный праздник Зачатьевской обители, старшая сестра сестричества Мария Каледа (ныне игумения Иулиания) с первыми членами зарождавшейся монашеской общины отметили новоселье в небольшой келье монастырского Северного корпуса. Тогда же привезли первую насельницу будущей монастырской богадельни Анастасию Петровну (впоследствии инокиня Анна, + 01.03.2003). В скором времени здесь поселились еще две пожилые женщины, желавшие окончить дни своей земной жизни в монастырских стенах, по силам послужить на благо обители и подготовиться переходу в вечность. Позже по благословению своих духовных стариц в богадельне появились первые монахини, принявшие тайный постриг в миру. Так постепенно формировалась богадельня, которая первоначально располагалась в Северном корпусе, а затем переехала на первый этаж Старого трапезного корпуса. За прошедшие годы в богадельне окончили свой земной путь около 30 стариц, из них 10 монашествующих.

В настоящее время в монастырской богадельне проживает 10 насельниц (в том числе две схимницы и одна монахиня) в возрасте от 80 до 95 лет. В кельях проживают по 2-3 человека. Насельницы богадельни находятся на полном монастырском содержании. Круглосуточно в богадельне находятся ухаживающие за ними сестры. Каждый день бабушки слушают чтение Евангелия, Псалтири или духовной литературы, записи духовных песнопений. По воскресным дням и большим церковным праздникам насельниц отвозят в храм на богослужение, а тех, кто не может выходить, причащают в богадельне.

Монастырская богадельня существует преимущественно за счет общемонастырских средств и на пожертвования благотворителей. Символические пенсионные суммы не соответствуют затратам на коммунальные услуги, питание, одежду и медицинское обслуживание. В богадельне всегда будут рады принять любую помощь. Имена благотворителей записываются и прочитываются с особой молитвой всеми насельницами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

«Это бесы были» - у жителей Клыкова один ответ на вопрос, кто мог совершить жестокое нападение на богадельню монашествующих в праздник Покрова 2015 года. Налетчики по наводке - вряд ли: все в округе знали, что в этом доме живут бабушки, многие из которых лежачие. Что с них взять? Случайные «залетные»? Богадельня далеко от города, в стороне от трасс, попробуй еще найди ее, разгляди. Но больше всего поражает людей жестокость, с которой разбойники в масках обрушились на престарелых женщин. Они пробивали им головы, швыряли на пол, пинали… Через шесть дней одна из жертв - гостья из Краснодара Мария Филипповна - скончалась в больнице. Еще спустя время умерла матушка Пелагея: она упала в ручей и не смогла подняться - сказались травмы. Здоровье других насельниц тоже ухудшилось. Нападавшие забрали и последние силы, и последние деньги. Одно они забрать не смогли - любовь. Она здесь везде и во всех… О ней и будет наше слово.

Жаждущие вечности

Попал я сюда случайно. Гостил у друзей рядом с мужским монастырем «Спаса Нерукотворного пустынь». Они рассказали, что есть здесь подвижница Марина, которая построила богадельню и теперь дает приют бездомным старушкам. «Они какие-то необычные, от них ТАКАЯ ЛЮБОВЬ исходит! Это все чувствуют, это невероятно, - говорили мне. И добавляли: - Вот о ком надо писать». «Поехали!» - согласился я.

Сели в машину и через пять минут были у ворот Любви.

За ними большой трехэтажный дом, сложен из кирпича и бревен, выкрашенных в коричневый и белый цвета; балконы, покатая крыша; такая же, только поменьше, накрывает крыльцо с перилами… Словно это и не богадельня, а усадьба из романов XIX века. Если повернуть голову влево, то увидишь деревенские домики и обитель с двумя храмами и колокольней, справа мирно пасется корова, семенят куры… И правда, будто не в наши дни попал. Не в нашу реальность.

С крыльца доносится кроткий разговор.

Матушка, ты же замерзнешь, вечер уже, пойдем в дом, - женщина пытается убедить маленькую сухонькую старушку уйти с улицы, - а палочку-то ты и не взяла…

В ответ старушка что-то бормочет ласково, по-детски: мол, вот не взяла опять, что со мной поделаешь.

И тут женщина замечает нас. Это и есть Марина. Средних лет, красивая, с мудрыми глазами и материнской улыбкой. Замечает нас и насельница, она улыбается всеми своими морщинами и смотрит прямо в глаза и куда-то глубже. (Потом я узнал, что она слепая.)

Марина приглашает нас в дом. На первом этаже комнаты-кельи, все закрыты. Навстречу быстрым шагом идет одна из насельниц.

Это матушка Н., - представляет хозяйка, - а это журналисты…

Монахиня удивленно вскидывает брови. Но тут же причитает:

Ой, я никто, никто, - и убегает.

А вот и другая матушка - она ступает медленно, задумавшись. И вдруг, увидев нас, начинает петь: «Благодать Святого Духа, Благодать Святого Духа…» С непривычки кажется, что перед нами юродивая, но это только на первый взгляд. Мать Августа, ей шестьдесят с небольшим, приехала сюда вместе с родной мамой, которой уже под девяносто. У обеих проблемы с ногами. До этого жили при монастырях в Псковской области, но местный климат подтачивал без того слабое здоровье. И только в Клыкове, в двадцати километрах от Оптиной пустыни, мать с дочкой нашли себе приют и благодать.

Это молитвами преподобного Амвросия. Он всех подбирает, и старых, и хромых, и слепых, - начинает рассказывать матушка, облокотившись на дверь своей кельи.

И вот тут-то я сам начинаю чувствовать то, о чем мне прожужжали уши друзья. Меня накрывает невидимыми волнами любви. И будто кто-то изнутри мягкой варежкой гладит душу. Воцерковленные люди, наверное, знают эти ощущения, остальным попробую объяснить так: представьте, что вы отдыхаете в бархатной Италии в окружении родных людей; плещет море, солнце ласкает, и вам так хорошо, что хочется навсегда зависнуть в этом мгновении…

И кто бы мог подумать, что в этой хрупкой старушке такая сила любви и, как выясняется в ходе разговора, сила мысли.

И вот Господь разными путями тут людей сводит. Тех, кого уже монастыри не берут: там работать надо. А Марина взяла нас. Все родные мы тут. Ждем вечности. И вы ищите Бога, ищите спасение души добрыми делами. Верующий спешит добрые дела делать, чтобы хоть в чем-то перед Богом оправдаться. Когда другим делаешь добро, это радость всегда, понятно?

Это «понятно?» матушка Августа повторит еще не раз. И ведь, правда, всё понятно. Лучше всякой проповеди о смысле жизни объясняет:

«Вот мы часто Бога ищем: как, чего? Спорим, читаем, а надо искать, кому чем помочь, - и всё!»

Вот мы часто Бога ищем: как, чего? Спорим, читаем, а надо искать, кому чем помочь, и всё! И дальше такая дорожка пойдет! Понятно?.. Ох, как хорошо-то в вечность попасть, я уж жажду. Помоги, Господи!

Вечности в богадельне Клыкова сегодня жаждут все двенадцать насельниц. Было больше. Но недавно во время Великого поста в последний путь проводили схимонахиню Ксению, дочь знаменитой матушки Сепфоры. Птичка Небесная (так звали матушку люди) жила в считанных метрах от богадельни, к ней приезжали со всего света за советом, просили ее молитв об исцелении. На ее могиле в монастыре «Спаса Нерукотворного пустынь» и сегодня часто случаются чудеса. Почитаемая старица преставилась ко Господу 20 лет назад.

Но матушка Сепфора у нас всегда присутствует, - говорит Марина.

И схимонахиня Ксения была у нас по молитвам матушки Сепфоры, я так думаю, - продолжает сестра Марфа, одна из самых молодых и активных насельниц. - Молитвы матушки так действовали, что когда подходила я к Ксении, то сердце даже изменялось.

Здесь верят, что мама-птичка забрала свою дочь к себе. Этому было и много знамений. Незадолго до кончины Ксении в ее келье замироточила икона. А в соседней - обновились образы матушки Сепфоры и Царской Семьи. Причем последняя икона - фотографичная - всегда была темной, ликов не разобрать, и вдруг всё стало ярким, цветным.

Мы подумали: Боже мой, к каким скорбям это всё происходит? - говорит Марфа. - И потом оказалось, что к матушкиной смерти. А еще у нас благоухали фотографии. Ее фотографии. Представляете?!

Мне открывают альбом со снимками, находят где-то в середине нужные… и правда, благоухают.

Тем временем матушка Марфа в своей келье (маленькая кроватка и сотни икон по стенам) отбирает для нас другие фотографии из жизни обители. Ее старенький ноутбук то и дело выключается.

На этом компьютере делался первый сайт Оптиной пустыни, - спешит оправдать она неисправность техники.

Сама матушка Марфа в Оптиной прожила 15 лет, но потом поняла, что «пришло время двигаться дальше». О богадельне в Клыкове она слышала, но никогда здесь не бывала. Поехала посмотреть. Уехать отсюда - не хватило сил. Да и что еще искать? Живут здесь по тому же монастырскому уставу, и, как в монастыре, на каждой, кому позволяет здоровье, свои обязанности - она, например, келарь. Главная по тарелочкам. В остальное время занимается больными.

Здесь можно себя реализовывать в плане жертвенности, потому что это прямое исполнение заповеди о любви к ближним, о том, как Господь сказал: «Был болен, и вы посетили Меня».

Да и попробуй уехать отсюда, когда такая царит!

На двадцатилетие матушкиной кончины, 13 мая, у нас здесь было совершенно пасхальное всё. Как будто бы не кончина, а словно бы мы ликуем все и празднуем. Очень здорово! - говорит сестра Марфа.

И я начинаю чувствовать этот праздник…

«Веселое место»

Помимо матушки Сепфоры у «богадельни любви» есть и другие молитвенники. Само место это выбрано Божией Матерью. Об этом говорил еще , который жил в Клыкове до своего переезда в Переделкино.

Старец Илий всё повторял: «Какая же здесь благодать! Здесь же Сама Матерь Божия! Здесь же рай!»

Прежняя хозяйка этого участка долго всем рассказывала, как батюшка одно время часто появлялся здесь ни свет ни заря и ходил (по версии женщины - бегал) вокруг огорода с криками: «Галя, Галя, какая же здесь благодать, здесь же Сама Матерь Божия! Здесь же рай!»

И никто не мог понять, какой здесь рай увидел этот странный монах: посередине ветхий дом, кругом одни сараи, разруха и упадок. Но отец Илий - сегодня в этом все убеждены - уже тогда знал, что здесь будет богадельня. Оставалось ему для этого найти ту, которая смогла бы ее построить и которой этот крест оказался бы по плечам.

Марина Антонова в начале 2000-х работала директором по персоналу в агентстве недвижимости, обучала агентов. Однажды к ним пришла монахиня, которая собирала средства на монастырь «Спаса Нерукотворного пустынь» и на детский дом. Решили помочь. А вскоре Марина с коллегами сама поехала посмотреть, на что жертвуют. Тогда-то она и встретилась с отцом Илием. И та встреча навсегда изменила жизнь успешной москвички.

Больше уже никого для меня не существовало, для меня был один батюшка, сердце с такой любовью к нему отозвалось! И в результате вот послушание с этим домом - наверное, от любви к нему. Семнадцать лет после той встречи прошло, и все равно, когда его вижу, сердечко так трепыхает.

И не сказать, что до этого она была ревностной христианкой, нет. Захаживала в церковь, изредка исповедовалась, как многие тогда… А тут так всё в душе перевернулось, что даже решила купить себе дом неподалеку от Клыкова. Однажды к ней приехал батюшка, минут сорок молча ходил по вскрытому для ремонта полу, а потом вынес вердикт: изба никуда не годится. И уехал. Удивленная женщина - за ним.

Дальше всё как в кино. Батюшка приезжает на то самое место, где «Сама Матерь Божия». Встал здесь на колени и молится. Марина присела на завалинку в стороне, от шока разболелась голова, настроение никакое… Тут бегут к ней люди и кричат: «Марина, Марина, ты слышала, что батюшка сказал?»

Я говорю: «Нет, я ничего не слышала». А они: «Батюшка сказал, что вот Маринин дом», - и показывают на это место. «Веселое, - говорит, - будет место».

Одного отец Илий тогда не раскрыл - Промысла о богадельне.

Я уже потом поняла духовный смысл, - признается Марина. - Если бы он сразу сказал, то я, может, и не понесла это. Потому что у меня маленький ребенок был, шесть лет, муж, и еще второй сын. А батюшка так всё делал постепенно…

Сначала отец Илий велел все старые постройки сжечь. Это тоже целая история. Идут они как-то с Мариной по дороге, и духовное чадо спрашивает: «А кто же всё это уничтожит, батюшка? Я не могу, у меня работа в Москве». А за ними шли незнакомые мужчины. «Так вот они и сожгут», - говорит отец Илий. И действительно, стоило к ним подойти Марине, а они уже как знали обо всем, быстро согласились. И вскоре под веселое место всё было зачищено.

Потом батюшка сказал, что пора заливать фундамент. Сам ходил колышки вбивал, без всяких измерительных приспособлений, - по ним и залили. Стройка закипела на целых пять лет: тут не обошлось без лукавого - рабочие первое время только деньги тянули, обманывали и всё делали не по плану. Но всё это не огорчало женщину. Она строила этот дом истово, как молилась.

Я делала всё по словам батюшки, что бы он ни сказал, - делится с нами Марина, - я даже не задавалась вопросом, что здесь будет. Я всегда знала: это нужно для моей души и для моей семьи.

Наконец - это было в 2008 году - батюшка подозвал женщину к себе и спросил:

Отдашь дом под богадельню?

Конечно, отдам. С радостью!

Батюшка Илий подозвал Марину: «Отдашь дом под богадельню?» - «С радостью!» - «Тогда это богадельня, ты - директор»

Тогда это богадельня, ты - директор.

А вот еще один диалог из того памятного дня:

А где мне людей-то находить? - спросила Марина.

Объявление дай, - ответил батюшка с присущей ему непосредственностью.

Где это я буду объявление давать?

Ну, в Москве дай…

Сегодня Марина Антонова обо всем этом рассказывает со смехом, но тогда она вообще не понимала, что происходит. Не понимал и муж, когда она, бросив всё, поехала устраивать дом для престарелых и инвалидов. Понадобилось время, чтобы семья смирилась с ее исходом из мира.

Ухаживать за пожилыми Марине было не в тягость. У нее медицинское образование. Да и за родной мамой ходила. Потом - за свекровью, которую тоже любила. Еще когда о богадельне и разговоров не было, Антонова думала, что, быть может, она провинилась перед своими мамами, время им уделяла недостаточно… И сказала тогда: «Господи, если бы была возможность это исправить, я бы исправила!» Господь услышал.

И вас вылечат!

Мы заходим еще в одну комнату-келью. Здесь живут две монахини - матушка Лаврентия и ее внучка матушка Серафима.

И снова мы оказываемся там, где любовь можно потрогать руками. Дело не только в радостных приветствиях, не только в том, что вокруг иконы (много образов новомучеников), нечто нежное невидимое пребывает здесь.

У матушек своя история. Внучка (в миру Ирина) с детства прикована к постели, бабушка 20 лет проработала в теплицах одного московского совхоза. Обе воцерковленные. Жили - не тужили, но пришла беда. Однажды, когда они лежали в больнице, кто-то рассказал про Марину из Клыкова. Поехали не раздумывая.

Бабушка с внучкой - одни из первых насельниц клыковской богадельни.

Приехали когда сюда, тут еще даже забора не было, был сухостой черный, выше человеческого роста. И всё, - рассказывает бабушка. - И отопления не было. Газ проводили, скважину бурили. А сейчас у нас и батареи, и вода своя, и хозяйство: курочки, перепелки и даже корова!

И немного погодя шепчет:

Ведь всё на деньги Марины сделано, батюшка Илий помог с отделкой второго этажа только, и то потому, что у нее-то свои средства уже закончились.

А на что вы живете? - спрашиваю Антонову.

У нас же пенсии, и люди помогают продуктами. Питанием мы обеспечены.

И не сразу, со смущением, но продолжает:

И не сразу, со смущением, но Марина Антонова продолжает: «Конечно, помощь нам не помешала бы…»

Конечно, помощь не помешала бы, но у меня нет сил рекламировать себя, не знаю даже, как это делается. С другой стороны, батюшка благословляет и коровник построить, и еще много всего. Я хотела фонд создать, но понимаю, что не справлюсь одна…

Добрые руки дому Марины сейчас нужны как никогда.

Я живу больными. Я если уезжаю, то постоянно о них думаю, мы перезваниваемся ежеминутно, а фондом же надо отдельно заниматься. И сайт делать. И прочее. Просто некому этим заняться.

Матушка Лаврентия, которая несет послушание бухгалтера, подтверждает, что нужны и помощники, и средства.

А матушка у нас пишет рассказы, - прерывает разговор о наболевшем Марина. - На православные темы. Мне очень нравятся.

Монашествующая писательница смеется:

Пишу! Кто что расскажет, о том и пишу. Про людей, про молитвы. Может быть, получиться опубликовать где…

А уж сюжетов у писательницы Лаврентии хоть отбавляй. Их богадельня - это концентрация чудес. Незадолго до моего приезда матушка бухгалтерша упала: голова закружилась…

Так стало плохо мне, давление вскочило за двести. Я как провалилась куда-то, но тут вижу: ко мне батюшка Илий походит, руку положил и говорит: «“Скорую” надо вызвать, “Скорую”!» Но «Скорую» здесь хлопотно вызывать, потому что она далеко. Пока приедет - умереть можно три раза. И он, видимо, помолился, и тут ко мне подбежали, лекарств надавали и помогли мне встать на ноги. Вылечил!

А Марина рассказывает, как батюшка на сетования насельниц по поводу его нечастых визитов в Клыково всегда отвечает: «Да я ж только недавно у вас был!»

Думаешь после этого: где он тут ходит-бродит?

Один из рассказов матушки - о том страшном нападении утром 14 октября 2015 года. Ей тоже сильно досталось в этой схватке любви и зла.

Он меня и швырял, и голова у меня пробита. Она потому и кружится, когда по лестнице иду. И рука теперь не поднимается, не могу ничего взять, одной рукой и за внучкой ухаживаю, и за собой.

С крика матушки Лаврентии для Марины началась эта жуткая история. Выбежав на вопль, она столкнулась с бандитом в маске и с пистолетом в руках. Оружие «гость» направил прямо на нее. Антонова помнит, что в тот момент ей показалось всё сном или плохим боевиком, но внутренний голос кричал: «На тебе люди, держись, молись». О том, что на первом этаже уже всё буквально залито кровью и несколько раненых, она еще не знала.

Мы пришли за деньгами, - твердил человек с пистолетом.

Здесь богадельня, посмотрите: все старенькие у нас, все лежачие, - попыталась разжалобить его Марина.

В ответ бандит разбил попавшийся ему на глаза телефон.

В это время с третьего этажа спускалась послушница, Антонова попыталась ее остановить: «Спокойно, Танечка, иди к себе, всё хорошо». Но взбешенный налетчик и ее притащил под дуло смерти.

Наконец удалось договориться: забирайте деньги - в сейфе около 40 тысяч - и уходите, только больше никого не трогайте.

Уже опустошив сейф, бандит вдруг сказал: «Сколько тебе оставить?» И отдал Марине 15 тысяч.

Кто были эти двое в черном? За два года оперативникам так и не удалось выйти на их след. Они испарились, переступив порог богадельни.

Сами матушки называют нападавших «людьми, которые зашли не туда». И кажется, они единственные им сострадают. И знают, чем вылечить.

Напоследок я спросил у Марины Антоновой: что испытывает она, оглядываясь на последние почти десять лет своей жизни, - радость, или есть хоть доля сожаления?

Я совершенно не сожалею, даже наоборот - я счастлива и благодарю Бога, - слова подвижницы замыкает умиротворенная улыбка. - Конечно, трудности есть. Они у всех есть. Вы думаете, их в семье нет? То же самое и здесь. Но это всё преодолимо, нельзя здесь отчаиваться. Нужно идти дальше.



Рассказать друзьям