Андреевский ставропигиальный мужской монастырь ставропигиальный мужской монастырь. Андреевский монастырь Андреевский монастырь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Летом этого года в нашем районе появился полноценный действующий монастырь - Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы (сайт монастыря).

Об истории этого монастыря, успевшего побывать важнейшим центром науки и церковной реформы патриарха Никона, школой, тюрьмой, психиатрической лечебницей, работным домом для распутных женщин, богадельней, клубом для рабочих, учреждением метрологической службы Госстандарта читайте ниже.

Преображенская пустынь

По легенде еще с конца XIII века на берегу Москвы-реки существовал монастырь - «Преображенская пустынь». Первые документальные упоминания о нем содержатся в летописях XVI-го века.

Место основания называлось "пленницы" - по вязавшимся здесь, на берегу Москвы-реки, плотам (от слова "паленницы"). Согласно менее распространенной версии название указывает на то, что здесь содерали "пленников".

Известно, что в 1547 году здесь укрывался от народного бунта Иван Грозный, что совпало по времени с пожаром, прекратившим деятельность монастыря. После пожара монастырь был восстановлен, но стал "убогим домом", куда свощзили для захоронения тела убитых, погибших и безвестных, умерших без покаяния людей. В 1604 году рядом с его маленьким погостом устроили огромное кладбище, на котором захоронили более ста тысяч умерших от голода москвичей и пришлых из окрестных сел и деревень.

При сыне Иоанна Грозного, Федоре Иоанновиче «тишайшем» , возрожденная обитель стала символом и одним из источников победы русского оружия над татарами. 19 августа 1591 года, в день памяти св. мч. Андрея Стратилата, в окрестностях Преображенской обители русские одолели крымского хана Казы-Гирея, пришедшего разорить Москву с 15-тысячным войском. Тогда войско хана расположилось станом в селе Воробьёве, лагерь русских войск был разбит на месте современного Донского монастыря. 19 августа хан отступил, испугавшись орудий, стрелявших со стен Преображенской обители, и конечно, чудотворной иконы Божией Матери "Донская", принесенной тогда в стан русского войска (впоследствии на этом месте возник Донской монастырь).

В благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск Казы-Гирея на полпути между лагерями русских и татарских войск была построена церковь Андрея Стратилата.

Центр образования

В XVII веке "ближний человек" царя Алексея Михайловича Федор Ртищев основал на этом месте монастырь (или восстановил сгоревший монастырь XIII века). Известно, что в 1640 году митрополит Киевский свт. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря для обучения "детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской". Ртищев взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архимандритом Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Б. И. Морозов, архимандрит Новоспасского московского монастыря (будущий Патриарх) Никон. Сведения об основании монастыря содержатся в "Житии милостиваго мужа Феодора Ртищева", написанном неизвестным монахом после кончины Ртищева, в 1673 г.

В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). Строительные работы финансировались из царской казны, а сам монастрь, именовавшийся тогда Преображенским, содержался Ртищевым. В 1648 г. первым настоятелем монастыря стал Досифей, "муж добродетелми украшен", келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря.

Открытие училища и наименование храма во имя апостола Андрея относится к концу ноября 1652 г. Иеромонах Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых уже назвал монастырь Андреевским: "Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна".

По царскому указу в Андреевский монастырь принимали ученых людей, а также священников и диаконов, "в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных". Вскоре при монастыре составилось учёное братство (так называемое Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а с конца ноября 1652 года, когда открылось училище, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1650 г. в монастыре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский), вместе составившие "Лексикон славяно-латинский". В 1652 г. в Андреевом монастыре поселились киевские певчие ("вспеваки") с регентом и композитором Федором Тернопольским. Именно монахи Андреевского монастыря подготовили первое издание Библии, которое увидело свет в Москве на Печатном дворе в 1663 году. В монастыре Ртищев также создает библиотеку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей - поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) монастыря Сошествия Св. Духа. Варлаам учил детей польскому и латинскому языкам.

Богадельня

По указу Петра I в 1724 году Андреевская обитель была упразднена, а монахи переведены в Донской монастырь. Храмы стали приходскими, в других постройках по указу разместилась школа для «зазорных детей», то есть незаконнорожденных и подкидышей и тюрьма.

После смерти Петра I, в 1730 году монастырь на некоторое время возобновляет деятельность, и школу, и тюрьму ликвидируют. В 1762 году Синод назначил Андреевкий монастырь временным местом для содержания умалишенных.

В 1764 году после екатерининской реформы обитель упразднили окончательно, часть стены и келий разобрали, храмы обратили в приходские. Во время эпидемии 1771 г. на территории Андреевкого монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей.

В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» женского пола (то есть распутных женщин). В работном доме они вили веревки и канаты для нужд адмиралтейства.

В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство которой началось в 1805 году (архитектор Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 году (архитектор А. С. Каминский). Число содержавшихся в богадельне возросло со 150 человек в 1805 году до 956 в 1906 году. Храмы обители действовали не только для призреваемых в богадельне, но и для жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

До 1917 года при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова.

Советский период

В 1918 году богадельня прекратила существование, в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году храм Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (но она так и не была открыта), в 1925 году в Воскресенской церкви устроили клуб. В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х годов.

Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX веков (на территории Андреевского монастыря были погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы), в основном, был уничтожен в 20-х - 40-х годах. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения.

В 1964 году здания монастыря поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственая контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

С 1967 года в Андреевском монастыре велись реставрационные работы (автор проекта - архитектор Г. К. Игнатьев).

В 1991 году указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, а в следующем, 1992 году освящена Воскресенская церковь, в которой возобновились богослужения. В 1996 году комплекс бывшего Андреевского монастыря передан церкви для размещения Синодальной библиотеки Московской Патриархии. С 1998 года действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре». Здесь же находятся Институт библейских переводов, Общецерковная аспирантура имени св. равноап. Кирилла и Мефодия, Синодальный информационный отдел Московского Патриархата, а также православный телеканал «Союз».

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы .

Формальный адрес монастыря в наши дни - Андреевская набережная, дом 2. Координаты: 55.71186, 37.57518. Проезд до ст. метро "Ленинский проспект" или "Воробьевы горы"

В монастыре сохранилось три церкви и несколько построек XIX века из комплекса богаделен.


Обозначения

Храмы монастыря:

1. Собор Воскресения Христова в Пленницах

2.Церковь св.ап.Иоанна Богослова (в колокольне)

3.Церковь св.мч. Андрея Стратилата,над восточными воротами

Другие постройки монастыря:

4. Северный корпус богадельни(XIX в.)

5. Южный корпус богадельни(ныне Синоидальная библиотека) (XIX в.)

6. Монастырская постройка

7. Восточный корпус богадельни(начало XIX в.)

Схема территории монастыря с сайта sobory.ru сайта о православной архитектуре sobory.ru

Еще об истории района:

В одноименном переулке, а над ним словно нависают современные железобетонные постройки Президиума РАН, доминирующие в урбанистическом пейзаже Москвы. Обитель сегодня снова действующая, но так было не всегда.

Предшественницей Андреевской обители по известным историческим преданиям являлась существовавшая еще в XIII столетии Преображенская пустынь. Монастырские деревянные постройки, как повествует летопись, в 1547 сгорели дотла в пламени вспыхнувшего пожара.

Позже здесь же в урочище у Воробьевых гор, что называлось Пленницы, был возведен во имя Андрея Стратилата небольшой деревянный храм. Ибо в день, когда церковь чествует великомученика, летом 1591 года многотысячная рать под предводительством крымского хана Казы Гирея внезапно и непредсказуемо бежала от стен Москвы. В середине XVII столетия окольничим Федором Ртищевым, испросившим разрешение царя Алексея Михайловича и получившим его, как и патриаршее благословение, был выстроен здесь храм Преображения Господня и на кошт боярина основан Андреевский монастырь.

Среди поселившихся в обители иноков числились образованные монахи, присланные митрополитом киевским Петром Могилой для обучения грамоте как боярских детей, так и людей простого чина. Из этого явствует, что в стенах обители сложилось целое братство, члены его трудились над переводами и переписыванием книг. При монастыре открылось также училище, где обучали грамоте, философским наукам, риторике, греческому и латинскому языкам. Благодаря Ртищеву была основана библиотека и учреждена школа для отроков различных сословий, учащиеся которой позже были переведены и стали слушателями Славяно-греко-латинской академии, открывшейся при Заиконоспасском монастыре. Переселились туда не только ученики, но и часть монахов, и в начале 80-х годов XVII столетия Андреевский монастырь приписали к вышеозначенной обители.

В период правления Петра I Андреевский монастырь вообще упразднили, а его церкви стали обычными приходскими. На протяжении последующих столетий строения обители использовалось в различных целях: в них располагались приют для детей-подкидышей, богадельня, больница для умалишенных, коммерческое училище, в советское время – дома-коммуны, лаборатория по измерительной технике.

Архитектура монастыря

Основной комплекс обители сооружался в середине XVII века. Его строительство велось под началом зодчего Григория Копыла. Позже появилась каменная надвратная церковь в честь святого Андрея Стратилата, изыскано декорированная изразцами. На месте ранее сооруженного храма Воскресения было начато возведение нового, его освещение произошло в 1703 году. На монастырской территории на средства, пожертвованные графом Шереметьевым, была построена колокольня.

В 20-е годы прошлого века был утрачен некрополь обители, а большая часть монастырских зданий разобрана. Сохранились в Андреевском монастыре строения церкви Андрея Стратилата, собора Воскресения, храма Иоанна Богослова, расположенного в колокольне, и корпусов богадельни.

В 1991 году на территории Андреевского монастыря открылось Патриаршее подворье, а в середине 2013 года оно было преобразовано в мужскую обитель. Все вернулось на круги своя.

Андреевский монастырь

м. Ленинский проспект
Андреевская набережная, 2

Из метро – влево, до подземного перехода, через подземный переход под площадью Гагарина, выход к магазину «Большие люди», обойти это здание с правой стороны, справа от вас будет Третье транспортное кольцо, слева – бывшее здание НИИ монструозного вида, в котором сейчас банк. Монастырь расположен у реки, за зданием банка (туда ведет пара лестниц между кустами). Над монастырем и новым жилым кварталом имеется хорошая смотровая площадка, откуда хорошо видны Воробьевы горы, немного Москвы-реки, строящиеся небоскребы Москвы-сити, и даже золотые купола Храма Христа Спасителя и колокольни Кремля. Если присмотреться, видна и колокольня Новодевичьего монастыря.

Легенда гласит, что монастырь был основан в конце XIII века, но впервые упоминается в летописях в XIV в. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. В 1593 г., после чудесного избавления Москвы от набега крымского хана Казы-Гирея (в честь данного события был также основан и Донской монастырь, см. История Донского монастыря http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_02.htm#p2_1), которое случилось в день мученика Андрея Стратилата, в обители соорудили сначала деревянный, а потом и каменный (1675) храм, а монастырь стал называться Андреевским. Он органично вписался в Южное оборонное полукольцо Москвы, включающее в себя также Новодевичий, Донской и Свято-Данилов монастыри.

Меценатом монастыря в XVII веке стал боярин Федор Ртищев, который создал здесь первое в Москве училище, где преподавали украинские ученые Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский - прообраз Славяно-греко-латинской Академии, положившей основание Московской Духовной Академии и Московскому Университету.

В 1731 г. академию отсюда перевели в Заиконоспасский монастырь, а Андреевский монастырь превратили в приют для подкидышей и беспризорников, в 1764 г. здесь устроили богадельню – разобрав монастырскую стену и часть келий. В 1924 г. помещения использовались как жилые, затем как кабинеты НИИ. Монастырь вернули церкви в 1992 г., правда, сейчас монастырем он не является.

Еще со смотровой площадки видно, что монастырь представляет собой небольшое каре зданий, внутри которых прячутся 2 церкви и еще одна - надвратная. Крепкие высокие стены монастыря, видимо, разобрали еще в XVIII в., и из образовавшихся стройматериалов построили те самые корпуса богадельни.

Встречает нас свежеотреставрированная надвратная церковка Андрея Стратилата (1675, перестроена в 1805), давшая имя монастырю. Купол, покрытый темной черепицей, «сидит» на башенке, покрытой цветными изразцами, изразцовая же лента идет чуть ниже, отчего церковь приобретает праздничный вид. Со стороны улицы сохранились несколько фресок и памятная табличка о первом просветительском учреждении Москвы, основанном здесь в 1648 г. боярином Ртищевым.

Внутри стоит будочка дежурного, который, впрочем, никак не реагирует на забредших сюда туристов. Заметно, что окружающие территорию монастыря помещения частично принадлежат церкви (Синодальная библиотека), частично здесь все еще что-то вроде НИИ – в окнах видны корешки пыльных папок, чайники и кипятильники, а в церкви Воскресения Христова стоит несколько письменных столов, кадки с цветами и холодильник. Территория чистенькая, посажены цветы и несколько елей, у подножия колокольни - чья-то могила.

В центре монастыря высится церковь Иоанна Богослова с мощной трехъярусной колокольней (1748, перестроена в 1848). Не знаю, звонят колокола или нет, но выглядит храм запущенным – как будто внутри снесены все перегородки. Снаружи церковь недавно покрашена, на стене восстановлены фрески.

Третьей церковью монастырского ансамбля является храм Воскресения Христова, построенный в 1689-1701 гг. в стиле московского барокко на месте каменного же храма, основанного боярином Ф.М.Ртищевым в 1648 г.

Перед ним – небольшой розарий, за которым видны три древние могильные плиты, и окошки подземелья.

Может быть, там держали провинившихся, или это были складские помещения? В церкви интересны несколько древних на вид икон и кованая люстра,

иконостас явный новодел, хотя и приятный. По обе стороны храма на крылечки выходят типичные «НИИ-шные» двери – стекло во всю стену в металлическом проеме, внутри в центре восстановлена церковь, которую окружает коридорчик с НИИ-шной же мебелью – туда соваться не нужно: при нас на территорию притопали три тетки, которые немедля решили проверить, что же там, в коридорчике. Через несколько секунд сработала сигнализация, пронзительно завывавшая на добрых пару кварталов. Тетки быстренько сбежали, примчался охранник, сигналку отключил.

Осмотр Андреевского монастыря займет от силы полчаса, можно совместить его с прогулкой по Нескучному саду и при желании – с осмотром Донского монастыря.

Нескучный сад

Чтобы попасть в сад от монастыря, нужно снова подняться к входу к зданию НИИ, чьи башни нависают над монастырем,

пересечь условный сквер (деревья там еще не выросли, правда, но дорожки и скамейки уже имеются), и, спустившись вниз, к дороге, пройти вдоль садовой решетки до калитки. Правда, места тут заброшенные: овраги, грязь, поваленные деревья,

кучки мусора и горки бутылок вокруг кострищ, где cool-турно отдыхал местный пролетариат. Через пару сотен метров картина меняется: чистые асфальтированные дорожки, по которым катают коляски мамы и бабушки, птички поют. Еще дальше между деревьев нежно белеет большая беседка, поставленная здесь в честь 800-летия Москвы, на скамейках вокруг сидят дедушки и бабушки, безобидно обсуждающие какие-то свои насущные проблемы.

Говорят, что когда-то Нескучный сад был продолжением парка Горького, сейчас в парковом павильоне проводят съёмки игр «Что? Где? Когда?» и иногда здесь можно встретить толкиенистов, среди которых сад известен как «Эгладор». Если же хотите увидеть только парадную сторону сада с его детскими площадками, теннисными кортами, павильоном, где мужички режутся в домино и степенно передвигают шахматные фигуры, и летной сценой, где пел незабвенный Велюров из «Покровских ворот», то входить в сад следует со стороны Ленинского проспекта, 10-12 минут пешком от м. Ленинский проспект.

Сад был образован из трех усадеб, принадлежащих известнейшим семьям России – Голицыным, Демидовым и Трубецким. Дворцовое ведомство в 1826-42 гг. выкупило территорию и возвело здесь императорскую резиденцию, получившую название от увеселительной усадьбы Трубецких «Нескучное». От той усадьбы сохранилось несколько парковых домиков (Орлова, Охотничий, домик с ротондой) и арочный мост.

Усадьба соседей Трубецких - промышленников-миллионеров Демидовых же стала центром созданной резиденции, и сохранилось от нее гораздо больше: парадная подъездная аллея, двор с чугунным фонтаном в центре, Фрейлинский и Кавалерский корпуса, здание гауптвахты, манеж, чайный домик, купольный павильон и романтический грот из больших валунов. Сейчас здесь располагается Президиум Российской Академии Наук, и праздношатающихся туристов сюда не пускают. Если попадете – увидите еще и фонтан, перенесенный сюда с Лубянской площади в 1934 г., на месте которого возвели памятник Дзержинскому.

Если силы после прогулки еще остались, можно дотопать до Донского монастыря http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_02.htm : по Ленинскому проспекту в сторону центра по правой стороне до пересечения с ул. Стасовой, которая приведет вас прямо к стенам Донского. А там и до Свято-Данилова http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_03.htm недалеко:)

Дополнения от plushevii_zaits

Неплохой вид на монастырь с балкона-галереи ресторана Sky Lounge, расположенного на верхнем этаже академии наук.

На территорию президиума академии пускают всех свободно, и не могут не пускать, так как там в здании бывшего усадебного манежа находится действующий общедоступный музей - минералогический. Кстати, один из самых старейших музееев с очень богатой, интересной и красивой экспозицией. Вот он:

Сам президиум:

Знаменитый фонтан Витали:

Москва

Усадьбы Москвы

Одним из важнейших селений Гагаринского района Юго-Западного округа Москвы является Андреевская слобода, возникшая поблизости от Андреевского монастыря, до сих пор находящегося под крутым берегом Москвы-реки, там, где она поворачивает от Воробьевых гор к Кремлю. Обитель имела уточнение в своем название-« что в Пленницах», и в литературе по этому поводу было высказано несколько точек зрения.
По мнению И.Е.Забелина подобное «книжное толкование» происхождения названия урочища не выдерживающим критики: «Пленицами в Москве и на юге, например, на нижнем Днепре, называют связки плотов или, собственно, плоты всякого леса, пригоняемого по весенней воде до назначенного места. Московское урочище Пленницы оттого и получило свое имя, что в этой местности искони собирались шедшие с верху реки плоты-пленницы, пригоняемые для городского потребления».
По другой версии, здесь издавна стояло небольшое сельцо Пленницы (за это говорит то, что в обители хранилась икона святого Андрея Стратилата с надписью, что данный образ был принесен их сельца Пленницы).
Точная дата основания монастыря неизвестна. Он впервые упоминается в известии о московском пожаре 1547 года., что дает возможность осторожно говорить об основании обители на рубеже XV -XVI веков.
Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века.
До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью
Места, лежащие неподалеку от Андреевского монастыря, были заселены еще в глубокой древности. Археологические раскопки показывают, что с середины I тысячелетия до нашей эры и по III-IV век нашей эры тут жили люди, принадлежавшие к «дьяковской культуре». По расположенной выше старинной усадьбе это поселение получило название «Мамонова городища». Как установили ученые, оно перестало существовать после большого пожара и больше уже не возобновлялось.
В 300-400 метрах от Мамонова городища по другую сторону от Андреевского монастыря на высоком мысу над оврагом, по части которого проходила Окружная железная дорога (теперь Третье транспортное кольцо), стояло древнее селище, возникшее еще до нашей эры. По археологическим данным, люди здесь жили и в раннефеодальное время
В IV части книги «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского» об Андреевском монастыре сказано: «Трудно отыскать время основания монастыря сего, но нельзя не отнести его ко времени по крайней мере Великого князя Иоанна III Васильевича, ибо упоминается в летописях царствования Иоанна IV Васильевича Грозного как существующий уже давно». Однако это известие сомнительно, поскольку не говорится, что именно за летопись «времен Ивана IV» имеется в виду.
Странно: об Андреевском монастыре молчат и русские, и иностранные источники. Например, описывая набег Казы-Гирея в 1591 году, современники ни словом не упоминают находившуюся на берегу Москвы-реки обитель, которая (даже деревянная) могла бы стать одним из опорных пунктов обороны Москвы.
В «Историческом путеводителе» со ссылкой на В. Н Татищева сказано, что в Андреевском монастыре царь Борис Федорович завел первое в Москве училище для юношества. Опять ошибка, показывающая, насколько недостоверными данными иногда пользовался автор. Чувствуя это, он отодвигает возможное возникновение школы ко временам Алексея Михайловича.
Что касается В. Н. Татищева, в его «Истории Российской» нам подобного факта найти не удалось. Напротив, в «Лексиконе российском историческом, географическом, политическом и гражданском» историк пишет: «Андреевский монастырь, на реке Москве, от города, счисляя от Кремля, 5 верст, в приправочных и строельных книгах писано село. При Петре Великом во оном содержаны и обучаемы были зазорные дети». Василий Никитович, как известно, очень внимательно изучал русские летописи, в том числе и не дошедшие до нас.
К настоящему времени открылись некоторые исторические материалы, позволяющие приподнять завесу над историей урочища и Андреевского монастыря. Начнем с «Несвижского плана Москвы», гравированного в 1611 году в городе Несвиже Томашем Маковским по рисунку Шимона Ендрашевича Смутаньского. Согласно легенде, изложенной в заглавии плана, Шимон составил его, находясь в тюрьме вместе с послами короля Сигизмунда III, прибывшими на свадьбу Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Они въехали в Москву 12 мая 1606 года, а 27 мая Лжедмитрий был убит. Послов отпустили на родину только в начале августа 1608 года. По-видимому, в этот период «Несвияжский план» и рисовался. Он представляет большой интерес, так как, во-первых, создан раньше сожжения Москвы поляками, а во-вторых, на нем изображены некоторые детали окрестностей, лежавших за пределами Деревянного города и отсутствующие на планах Москвы начала XVII столетия. До его открытия сторонники легенды, высказанной И. М. Снегиревым, могли апеллировать к тому, что в Смутное время монастырь был разрушен. Действительно, Москва и Подмосковье тогда сильно пострадали. «Смута ураганом промчалась над окрестностями Москвы. Не миновали бесследно для них самозванцы, народные вожди вроде Болотникова, казаки, поляки. Описания Московского уезда в 10-х годах XVII столетия всегда сопровождаются безотрадным заключением: «а ныне все пусто», «села и деревни запустели от литовских людей», «а по новому дозору все пусто».
Как сообщает «Новый летописец», 24 августа 1612 года в районе нынешнего Крымского вала Козьма Минин с тремя дворянскими сотнями нанес ощутимый удар отряду гетмана Ходкевича, вынудив его отойти к Донскому монастырю: «И отойде к Пречистой Донской и стояше во всю нощь на конех. На утрие же побегоша от Москвы. Срама же ради своего прямо в Литву поидоша». Мы не знаем, что пострадало при отступлении поляков к Воробьевым горам.
На «Несвижском плане» показана часть местности юго-запада Москвы На правом берегу Москвы-реки, на том месте, где впоследствии возникла Андреевская обитель - группа строений, окруженных стеной. Из-за плохого качества печати трудно разобрать в деталях, что конкретно там изображено. Достаточно отчетливо различима высокая башня почти на самом берегу, увенчанная шатровой крышей. К ней с восточной стороны примыкает здание, к которому параллельно течению реки пристроено другое. За первым зданием - еще одно. От башни на юго-запад в гору идет стена или забор. От второго здания в гору же, перпендикулярно реке, тянется другая стена, состоящая из секций. Внутри охватываемой стенами территории - множество деревьев (снаружи, кстати, их почти совсем нет).
Сомнительно, чтобы подобные строения выполняли какую-либо оборонительную функцию: они располагались под горой, откуда прекрасно простреливались. Что же это тогда такое? Можно предположить: перед нами - подмосковная боярская усадьба.
Остается только догадываться, что произошло с усадьбой во время смуты. Она могла быть, о чем уже говорилось выше, сожжена отходившим отрядом гетмана Ходкевича. Не исключено, что хозяин запятнал себе содействием полякам, после чего усадьбу конфисковали.
В. И. и Г. И. Холмогоровыми найден ряд ценнейших документов, касающихся истории Андреевской церкви. Самый ранний из них датирован 1625 годом: записка об уплате «по окладу денег 6 алтын и 2 деньги» попом Иваном. Следует иметь в виду, что основным видом сборов с духовенства была ежегодная дань, размер которой зависел от численности прихода и его доходности. Названная сумма мала. Но если она уплачивалась, значит, Андреевская церковь имела пусть маленький, но приход.
Наиболее ценным является документ, извлеченный Холмогоровыми из писцовых книг Ратуева стана и относящийся к 1627-1629 годам: «На реке на Москве, у Воробьевых круч, церковь Андрея Стратилата, древяна клецки. А в церкви образы и свечи и книги и на колокольнице колокола - все государево. А у церкви во дворех: поп Иван Кондратьев, поп Алексей Денисов, церковный дьячек Тимошка Иванов, место пономарское пусто, место просвирницыно, да тут же на церковной земле во дворе бобыль. Да на церковной же земле сараи, а в них жгут кирпичье. Да сарай попа Ивана Кондратьева, а в нем зжет кирпичь сам поп на продажу; да другой сарай попа Алексея Денисова, а в том же сарае жеребий дьяконской, и тот жеребий в споре у попа Алексея с церковным дьячком с Тимошкою. А поп Алексей отдает свой сарай на оброк в наем торговому человеку Ивану Истомину сыну Котельного ряду. Пашни церковные земли в поле 56 чети, а в дву потомуж, земля середняя. Да к церкви Андрея Стратилата вотчина в Сосенском стану, пустошь Катеринкина с пустошьми, да в Торокманове стану пустошь Косилово с пустошьми»
Более подробные сведения об Андреевском монастыре дошли от середины XVII века и связаны с именем Федора Михайловича Ртищева (1626-1673).
В возобновленном им им в 1648 году Андреевском монастыре он открыл училище, куда пригласил из Киева ученых монахов, чтобы организовать обучение « языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии» Успех начиная Ф.М. Ртищева был очевиден.
При Ртищеве в монастыре возводиться Преображенская церковь а в 1675 году было завершено строительство надвратной церкви св.Андрея Стратилата. В 1689 г. на месте прежней Воскресенской церкви была построена новая (освящена в 1703); в подклете над склепом, в котором, по преданию, погребен Ртищев, находился придел великомученика. Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась ц. Покрова (построена в 1701), впоследствии. разобранная, на ее месте был сооружен корпус богаделен. Колокольня с церковью Михаила Архангела была возведена в 1748 году на пожертвования графа С.Б.Шереметева.
Однако после смерти Ртищева школа в Андреевском монастыре просуществовала недолго и в 1685 году была перенесена в Заиконоспасский монастырь в Китай –городе.
При Петре I строения монастыря частично использовали для содержания незаконнорожденных детей и подкидышей. Андреевский монастырь был упразднен в 1724 г., его храмы стали приходскими, в постройках монастыря были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1730 г. монастырь был возобновлен, школа и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. В 1764 году монастырь был упразднен, а главная церковь Вознесения Христова (возведена в 1689-1703 гг.) стала приходской. Что касается бывших монастырских зданий, при Екатерине II они использовались для различного рода исправительных учреждений.
Во время моровой язвы, бывшей в Москве в 1771 году, на территории монастыря устраивается кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. Позднее, уже в XIX веке, окончательно сформировался некрополь Андреевского монастыря. Среди погребенных в нем Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы.
По указу императрицы Екатерины II в 1775 году в обители размещается работный дом для «ленивец» женского пола.
В 1788 году по словам английского путешественника Вильяма Кокса, а Андреевском монастыре содержались « распутные женщины», которые жили там в продолжение двух и трех недель, занимаясь тем, что вьют веревки для адмиралтейства» Тогда же, по его словам, в обители находился» приют для солдатских вдов» на который « императрица дает на каждую женщину по 4 копейки в день; в приюте девяносто вдов».
В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение «Богадельного дома» для лиц обоего пола, а с 1805 года по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса Богадельни. Число призреваемых в ней со 150 человек в 1805 года увеличилось до 956 в 1906 году. Поздний по времени юго-западный корпус Богадельни был построен по проекту архитектора Московского купеческого общества А.С. Каминского в 1878 году.
В храмах обители, находившихся в ведении Богадельни, служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в ней, но и жителей ближайших московских слобод – Андреевской и Живодерной.
До 1917 года при храме Воскресения существовала Церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова.
В 1918 году Богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак.
В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм Святого мученика Андрея Стратилата был закрыт и передан рабочим Гознака под школу, которая так и не была открыта
В 1925 году «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба.
В храме Святого апостола Иоанна Богослова Богослужения совершались до конца 1930-х годов.
Некрополь обители в основном был уничтожен в 20-40-е годы XX века. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения.
В 1964 году в соответствии с решением Совета Министров СССР московские власти передали комплекс строений бывшего Андреевского монастыря Комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР для размещения Московской государственной контрольной лаборатории по измерительной технике, преобразованной впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. В соответствии с разработанным архитектором Г.К. Игнатьевым проектом-приспособлением под нужды ВНИИМС с 1967 по 1971 год в комплексе Андреевского монастыря велись реставрационные работы.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 года было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, Апостола евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и Мученика Андрея Стратилата. Сюда была переведена из Донского монастыря Синодальная библиотека по причине тесноты. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой протоиерей Борис Даниленко.
В 1996 г. комплекс бывшего. Андреевского монастыря передан Русской Православной Церкви для размещения Синодальной библиотеки Московского Патриархата. С 1998 г. действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».
16 июля 2013 года решением Священного Синода Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев)

Русь всегда славилась своими многовековыми духовными центрами. Сегодня в Москве есть 22 православных монастыря. Все они - действующие. Среди них есть и мужские монастыри, и женские. Об одних знают только жители столицы, о других - вся страна.

Общая информация

Многие монастыри имеют славную многовековую историю и являются великолепным украшением Москвы. Большинство из них было основано в шестнадцатом или семнадцатом столетии. Монастыри, расположенные в центре, выполняли только религиозную функцию, а те, которые строили на окраинах, выступали еще и в качестве защитных крепостей, поэтому были отлично укреплены.

Конечно, сегодня их оборонительное значение утрачено. Несколько монастырей, расположенных на территории столицы, благодаря своей богатой истории и из-за наличия в них значимых христианских религий заслуживают пристального внимания. Во многие из них ежегодно приезжают армии паломников. В данной статье мы расскажем о таком старейшем культовом сооружении, как Андреевский монастырь (фото прилагаются).

Адрес

Эта святая обитель находится в одном из красивейших уголков столицы, у подножья знаменитого на всю страну природного заказника Воробьевы горы. Андреевский монастырь, предусмотренный для мужской братии, был основан, как свидетельствуют легенды, где-то в тринадцатом столетии. Точную дату назвать невозможно, однако согласно некоторым данным, он был основан спустя три века после того, как на Руси было принято христианство. Адрес Андреевского монастыря: Андреевская набережная, строение 2. Добраться до него можно на метро, выйдя на станции Воробьевы горы.

Нынешний статус Андреевского монастыря - ставропигиальный. Его присваивают тем сооружениям или обителям, крест над которыми был воздвигнут высшими духовными чинами. Это весьма почетно. Более того, присвоение статуса ставропигиального означает, что Андреевский монастырь в числе ему подобных находится в подчинении не местной епархии, а непосредственно самого патриарха и высочайшего синода.

Согласно старинным описаниям, в московских Пленницах примерно в тринадцатом веке был организован монастырь Преображенская пустынь. Он просуществовал до шестнадцатого столетия, а впоследствии был переименован в Андреевский. Пустынью на Руси традиционно называли обители монахов, удаленные от людских поселений. Такие общины на Руси не были редкостью.

История

Сегодня Андреевский монастырь в Москве является снова действующим, но так было далеко не всегда. Обитель пережила тяжелые времена. История Андреевского монастыря достаточно богата на знаменательные события. По мере распространения христианства на территории Руси как главной религии количество пустыней постепенно увеличивалось.

Преображенская обитель в Андреевский монастырь была переформирована в шестнадцатом веке, когда мужская братия, обретавшаяся в ее стенах, стала достаточно многочисленной. Поэтому на ее территории был основан храм усилиями «милостивого мужа». Так называли современники Федора Ртищева - мецената, благодетеля и высоконравственного человека.

Главным покровителем Андреевского монастыря был избран святой мученик Андрей Стратилат. Известно, что этот прославленный воин жестоко пострадал за веру. Ртищев не случайно задумал построить Андреевский монастырь именно в этой части Москвы. Дело в том, что в 1591 году отсюда со своим войском позорно бежал Кызы-Гирей - крымско-татарский хан. Православные тогда посчитали, что к этому чуду был причастен Стратилат, которому они так усиленно молились.

Первая Московская академия

Андреевский монастырь, расположенный на Воробьевых горах, в 1648 году превратился в первое пристанище «Учительного братства». Так назывался духовно-образовательный центр, в котором собирались наиболее грамотные по тем временам монахи и изучали имеющуюся духовную литературу.

Они также переводили с греческого языка христианские книги, создавали религиозно-просветительские тексты. Сами служители говорили, что собираются в монастыре ради «книжного учения». По своей сути Андреевская обитель являлась первой Московской академией.

Дореволюционное время

Царю-демократу Петру Первому нужны были образованные люди, поэтому его приказом при монастыре был открыт приют, в котором воспитывались и обучались дети-беспризорники, подкидыши, сироты. К сожалению, данное заведение просуществовало меньше восьми лет. Последующие русские правители тоже способствовали тому, чтобы храм несколько утратил свое значение. Екатерина Вторая превратила его в богадельню, затем территория монастырского комплекса была отдана под кладбище для родовитых москвичей и монахов из других московских обителей. Свой последний приют здесь нашли Шереметевы и Плещеевы, а также многие другие знаменитые представители дворянства.

Начало девятнадцатого столетия для Андреевского монастыря было ознаменовано тем, что на его подворье появились новые жилые помещения, предназначенные для богадельни. Она была открыта в 1806 году, а учредило ее московское купечество.

Первая четверть двадцатого века стала для Андреевского монастыря временем великих испытаний. Власть большевиков вообще закрыла этот храм. Постепенно Андреевский храм стал приходить в упадок: разбирались корпуса и другие постройки, некоторые из них просто рушились. Большая часть некрополя, захоронения в котором велись с тринадцатого до девятнадцатого века, была уничтожена.

Вскоре подножье Воробьевых круч превратилось в неприглядную территорию.

Восстановление

Возрождение Андреевского монастыря началось только в 1991 году. Именно в это время здесь было учреждено Патриаршее подворье, начали отстраиваться и открываться храмы. Вновь заработала Андреевская церковь. В монастыре расположили Синодальную библиотеку. И с 2013 года здесь начинает действовать Андреевский ставропигиальный монастырь (для мужской братии).

Архитектура

Основной комплекс был сооружен в середине семнадцатого столетия. Строительство вел зодчий Григорий Копыл. Чуть позже была сооружена каменная надвратная церковь св. Андрея Стратилата, которую изыскано декорировали изразцами. На месте уже существовавшего храма Воскресения начали возводить новый. Его освятили в 1703 году.

На территории монастыря на пожертвованные графом Шереметевым средства была выстроена колокольня.

Сегодня территория обители по форме представляет собой правильный прямоугольник. Со всех сторон она обрамлена двух- и трехэтажными корпусами келий и учебных корпусов, есть много хозяйственных построек, появившихся в прошлом веке. Особенно красиво Андреевский монастырь смотрится с фарватера реки Москвы. Проплывающим на прогулочных катерах москвичам и туристам открываются каменные корпуса и купола трех его церквей.

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Иоанна Богослова с трехъярусной барочной колокольней. Ее возвели в 1748 году на средства, пожертвованные графом С. Б. Шереметевым.

В 1997 году восстановили и звонницу, колокола для которой отлили в баварском городке Пассау. Старейший храм св. Андрея Стратилата имеет под куполом барабан, а его четверик украшен красивыми изразцами типа «павлиний глаз», изготовленными белорусскими мастерами.



Рассказать друзьям