Церковь празднует день смоленской иконы божией матери. День празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия" , что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Чудотворные списки с иконы

Существует огромное количество списков с утраченной ныне чудотворной иконы Смоленской Одигитрии. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков одних только чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы, а посвященные Смоленскому образу храмы стояли во многих городах, селах и обителях русской земли.
В Москве особо чтились два чудотворных списка Смоленской Одигитрии. Один из них находился в Вознесенском монастыре Московского Кремля (хранится в ГТГ), о котором сохранилась важная летописная запись, гласящая, что «в лето 6990 (1482) сгоре икона Одигитрие на Москве…». Судя по этой записи, обгоревшую греческую икону поновил иконописец Дионисий (в 1482 году), следуя ее первоначальной иконографии, и написал «в той же образ».
Почитание в Москве конца XV века «Одигитрии» из Вознесенского монастыря было связано со сложившейся исторической ситуацией. В 1473 году великий князь Иван III женился вторым браком на племяннице последнего византийского императора Константина греческой царевне Софии Палеолог. Скорее всего, именно благодаря Софии началось новое почитание древней греческой иконы великими княгинями в воспоминание о прославленной константинопольской «Одигитрии».
В XV веке в Московском Кремле наряду с иконой из Вознесенского монастыря почитался и другой список Смоленского образа – та самая копия Одигитрии, которая в 1456 году была поставлена в Благовещенском соборе Московского Кремля на место увезенного на родину чудотворного образа. Список из Благовещенского собора отличается вертикальным положением свитка в руке Младенца и отсутствием образов архангелов. В настоящее время он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Иконография

Икона Смоленской Божией Матери является наиболее точным и строгим выражением смысла иконографического типа Богородицы Одигитрии («Путеводительницы»). В самом названии «Одигитрии» заложена концепция богородичных икон в целом, или даже шире. Как писал известный византинист Н. П. Кондаков, «икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но и вообще христианской иконописи…». Матерь Божья предстает в этом образе как Помощница на нелегком пути человека ко Христу, поэтому Она представлена фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На левой руке Своей Богородица держит Младенца Христа, а десницей указывает на Него как на Спасителя, Который есть «Путь, Истина и Живот» (Иоан 14:6) для всех. Сам Младенец Христос одной рукой благословляет Мать (в Ее лице и всех нас), а в другой руке держит свернутый свиток - Его святое учение. К характерным особенностям Смоленской Одигитрии относятся фронтальное положение Младенца, очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына. Лишь рука Богородицы, четко читающаяся на фоне ее темных одежд, несет на себе основную смысловую нагрузку как своего рода указатель Пути ко спасению
Существуют различные версии происхождения иконографии первообраза Смоленской иконы Божией Матери – константинопольской чудотворной Одигитрии. Для верующего человека несомненно его создание Евангелистом Лукой, что находит свое подтверждение и в чисто «портретной» фронтальной постановке персонажей. Некоторые исследователи, на основании типологической близости и сходного смысла двух изображений, предполагают, что иконография Богородицы – Путеводительницы является фрагментом, отделившимся от композиции «Поклонение волхвов», которая была широко распространена в раннехристианском искусстве. По всей вероятности, самые ранние изображения иконографического типа Одигитрии действительно могли представлять Матерь Божию как стоящей, так и сидящей, но впоследствии распространилось допоясное изображение, как на константинопольской святыне. Само название «Путеводительница» утвердилось не ранее IX века, хотя подобные изображения известны и от VI века и ранее.
Наиболее точное изображение несохранившейся константинопольской Одигитрии можно видеть на выходной миниатюре греко-латинской Псалтири Гамильтона (ок. 1300 г.), хранящейся в Государственном музее в Берлине. На ней представлено семейство (возможно члены братства, служившего чудотворной иконе в монастыре), поклоняющееся Одигитрии. Особенность изображенной иконы – широкая, почти квадратная доска и полуфигуры поклоняющихся архангелов в углах, которые являлись характерной особенностью константинопольской «Одигитрии».
Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею, и обтянута холстом. Богородица изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель десницей благословляет молящихся, в левой руке держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие, одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было.
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, // Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6:

Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы, / но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: / ускори на молитву и потщися на умоление, // предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

О Пречудная и Превышая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных, в час сей молящихся и припадающих к Твоему пречистому образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего, Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

(days.pravoslavie.ru; www.portal-slovo.ru;иллюстрации - days.pravoslavie.ru; www.li.ru; www.photosight.ru; www.artvuz.ru; romanov-murman.narod.ru; foto.utoli.org.ru; www.ruschudo.ru; www.st-catherine.ru; makariya.ru; okuznechik.narod.ru; www.shushara.ru; culture.karelia.ru).

10 августа Русская православная церковь отмечает день Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Перед ней молились во время войн, а одних только чудотворных списков с этого образа насчитывается свыше тридцати.

Тип этой иконы называется «Путь указующая» («Одигитрия»): Божья Матерь и Христос смотрят прямо на зрителя, а сама Богородица словно указывает рукой на сына, как на единственный путь человечества к спасению. Считается, что первую «Одигитрию» написал еще при жизни Богоматери евангелист Лука.

9 августа 2016 г. в Смоленск прибыл православный молодежный Крестный ход крестный ход «Наш общий путь – Одигитрия», который начал свое шествие в Витебске республики Беларусь. Уже 14 раз участники крестного хода приходят в Смоленск на торжества, посвященные главной святыне Смоленска – иконе Божией Матери Одигитрии.

В шествии приняли участие жители городов Беларуси, России, Украины, Молдовы. Крестоходцы принесли в Смоленск чтимые образы своих земель – святых Иоанна Кронштадтского, Евфросинии Полоцкой, Александра Невского и другие. Куратор Одигитриевского крестного хода – руководитель братства во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского города Витебска, руководитель Отдела Витебской епархии по работе с молодежью протоиерей Александр Ковалев.

Первым храмом, который посетили участники крестного хода, по традиции стал храм XII века в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Затем участники международного крестного хода продолжили свой путь в Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, где вознесли свои молитвы у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской.

Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V в. императрица Евдокия, супруга византийского императора Феодосия, отправила ее в Константинополь. Когда близ императорского дворца у залива Золотой Рог была построена Влахернская церковь, икону вместе с другими реликвиями, связанными с Богородицей, поместили туда.

В 1046 г. император Константин IХ Мономах, выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословил ее этой иконой, а потом она перешла к его сыну, Владимиру Мономаху, который в начале ХII в. привез ее в Смоленск, где заложил соборный храм в честь Успения Богоматери, куда и поместили святыню. Так она слала «Смоленской». Жители города верили, что именно ей они обязаны спасением от нашествия Батыя в 1239 г.

А когда в начале XV в. последний Смоленский князь Юрий принес ее в дар великому князю Василию, старшему сыну Дмитрия Донского, и икону перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля, Смоленск был взят литовцами и на 110 лет стал центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского.

В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - «мера в меру» - в 1524 г. в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 г. с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 г., там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 г. оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. Играйте в казино только на сайте - http://frankcasino1.su

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 г. в память возвращения Смоленска России.

Древний образ Смоленской Божией Матери хранился в Успенском соборе Смоленска даже после того, как его в 1929 г. закрыли: в августе 1941 г. после взятия города немцами их интендантские службы извещали командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке икона (…) находится на изначальном месте и не повреждена». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден, иконы там уже не было. О судьбе ее до сих пор ничего не известно.

Место ее в Успенском соборе Смоленска после 1945 г. занял список начала XVII в., стоявший когда-то над Днепровскими воротами города, а 1812 г. находившийся в расположении русской армии. Перед этим образом служили благодарственные молебны после каждой победы, перед ним Кутузов со всем войском молил Богородицу о помощи и спасении России.

Вообще же списков Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, с древнейших времен почитаемой на Руси чудотворной, по всей стране великое множество - только особо чтимых известно не менее 30.

28 июля (10 августа) совершается празднование в честь чтимой иконы Смоленской Божией Матери.

Смоленская икона Божией Матери. Дионисий,1482 год

Смоленская икона Божией Матери - чтимая в православной церкви икона Богородицы. Относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица, предстает в этом своем образе как Путеводительница человека, идущего к Богу. Она представлена фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На своей левой руке Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на него как на Спасителя. Сам Младенец одну руку протягивает к Матери, а в другой держит свернутый свиток - Его учение. К характерным особенностям Одигитрии относят очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке царица Евдокия, жена императора Феодосия, перенесла его в Царьград, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона в 11 веке попала на Русь. Возможно, икона стала в 1046 году родительским благословением для дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха Анны, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Однако, существует историческое свидетельство о том, что царьградская икона, была уничтожена турками, делившими её драгоценный оклад, во время осады Константинополя в 1453 году. Поэтому большинство исследователей склоняется к тому, что привезенная в 11 веке на Русь икона является списком с древнего константинопольского образа.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха - полководца, писателя (автора знаменитого «Поучения») и храмостроителя. В 1095 году он перенес икону из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской - по имени города, хранительницей которого оставалась в течение почти девяти веков.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне обратились к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Богородица через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Он был погребен в соборной церкви Смоленска и вскоре причислен к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины перед чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

В 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта Софию выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, но в 1456 году в Москву прибыл представитель смолян - епископ Смоленский Михаил - и бил челом о возвращении святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля. В этот день 28 июля (10 августа) совершается празднование Смоленской Одигитрии. В Москве было принято совершать крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь, который был основан в 1525 году великим князем Василием III на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную икону.


Новодевичий монастырь в Москве.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и Москву, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Снова в Москве Смоленская Одигитрия появилась во время Отечественной войны 1812 года. 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. Когда русские войска оставили Москву, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако, уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

До начала Великой Отечественной войны Смоленская икона Одигитрии пребывала на своем историческом месте - в Успенском соборе Смоленска, который не был разорен и после закрытия в 1929 году. Последние достоверные известия о иконе Смоленской Божьей Матери относятся к 1941 году, когда город оккупировали фашисты. Два года спустя, Смоленск был освобожден советскими войсками, но иконы в соборе не оказалось.

Сейчас в Успенском соборе Смоленска на почетном месте находится список Смоленской иконы Божией Матери.


Чтимый список Одигитрии Смоленской в Успенском соборе Смоленска.

Один из самых почитаемых списков иконы в Москве находится в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

Московский Новоспасский монастырь.

Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича (16 век). Перед иконой молятся о сохранении помощи в пути.

Чтимый список с Одигитрии Смоленской в Московском Новоспасском монастыре. Дар инокини Марфы.

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Списки Одигитриии Смоленской.

Смоленская икона Божией Матери. Москва,1456 год.

Икона «Богоматерь Смоленская». Тихон Филатьев. 1668 г.
Икона изНоводевичьего монастыряв Москве.

Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (из местного ряда иконостаса Смоленского собора).

Богоматерь Одигитрия Смоленская со святыми. Новгородская школа. 1565 год.

Одигитрия Смоленская с клеймами. 16 век . Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Одигитрия Смоленская. XVIII в. Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Одигитрия Смоленская. XVв. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Одигитрия Смоленская. XVI в. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Одигитрия Смоленская. XVII в. Пермская государственная художественная галерея

Одигитрия Смоленская. XVIв.Пермская государственная художественная галерея

Одигитрия Смоленская. XVI в. Сольвычегодский историко-художественный музей

Использованы материалы Википедии и сайтов:

Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в день празднования Смоленской иконе Божией Матери.

Слово произнесено 28.07./10.08.1963 года в Троице-Сергиевой Лавре.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Дорогие во Христе братия и сестры! Когда человек отправляется в какую-либо дальнюю страну или город и путь туда ему неизвестен и опасен, тогда берет он в спутники опытного путеводителя, которому себя вверяет. И, несмотря на опасную дорогу, он благодаря этому путеводителю благополучно добирается до места своего назначения. Так бывает в быту житейском, но так же бывает и в жизни духовной, когда благочестивые христиане вверяют свою жизнь опытным путеводителям — небесным покровителям.

Путь духовной жизни христианина, стремящегося спасти свою душу, тернист и опасен, а потому и нуждается в водительстве. Ко многим святым угодникам Божиим прибегают благочестивые христиане в своих сердечных нуждах, но особенно — к Державной Царице Небесной, Пречистой Деве Марии, покровительству Которой и вручают свою жизнь — от самой юности до последней ее минуты.

Казалось бы, пора детства и юности — самые невинные и безопасные годы, но кто может отрицать, что и в этом возрасте встречаются тысячи опасностей: соблазны, искушения, неправильное воспитание, потеря родителей, болезни могут в самом начале жизни загубить ее, и цветок жизни увянет навсегда. Это — наиболее ответственный период, и мудро поступают те благочестивые родители, которые еще с самых юных лет поручают своих чад покровительству Богоматери; история знает множество примеров, когда Богоматерь спасала детей от бесчисленных опасностей и иссушала ручьи детских слез.

Не легче и тот период жизни, когда человек приходит в возраст и достигает совершеннолетия: сколько здесь трудов, скорбей, болезней, опасностей, которые подавляют душу и тело и своей тяжестью готовы были бы сокрушить слабое создание человеческое, если бы не покров Богоматери и Ее помощь!

Проходят годы. И вот, при благоговейном размышлении о вечности, душа, обремененная грехами, приходит в раскаяние, и чувство страха и трепета настолько овладевает ею, что она горит в огне, не находя себе успокоения. И только слезы, проливаемые ею с чувством живой веры перед образом Заступницы Усердной, смогут развеять окутавший ее мрак и возвратить ей благодатное настроение, мир и радость о Духе Святе. Православные христиане, в силу величайших щедрот Богоматери, именовали Ее разными именами. Называли Ее «Скоропослушницей», «Всех Скорбящих Радостью», «Взысканием погибших», «Нечаянной Радостью»; именовали Ее и «Путеводительницей». Праздник в честь иконы, носящей это имя, мы сегодня и совершаем.

Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительницей» (по-гречески «Одигитрией»), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и до торжества христианства в греко-римском государстве находилась в Иерусалиме. Когда же христианская вера восторжествовала, то из Иерусалима «Путеводительницу» перенесли в Царьград, где греческие императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с ней одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке (в 1046 г.) греческий император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за Черниговского князя Всеволода.

В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, отчего икона и получила наименование Смоленской. Там она была поставлена в соборном храме в честь Успения Богоматери и там же впоследствии, когда полчища ордынского хана Батыя подступили к Смоленску и намеревались внезапно овладеть городом и разорить его, явила свою чудесную благодатную силу.

Оказавшись на краю гибели, жители Смоленска собрались в Собор и перед иконой «Одигитрии» со слезами молились Божией Матери о помощи и заступлении. Горько сокрушаясь, они наложили на себя строгий пост и каялись, исповедуя свои грехи и испрашивая прощение. И вот, в полночь был церковному пономарю от иконы голос: «пойди, скажи рабу Моему Меркурию, чтобы он в воинской одежде пришел в храм».

Когда воин Меркурий явился (а был это человек весьма благочестивый), то от иконы послышалось: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своей ратью, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал Он его в рабство вражее. Выйди тайно от всех в сретение врагу, и силою Христовою ты победишь. Я Сама буду с тобой, помогая тебе. Но вместе с победой ожидает тебя и венец мученический».

Меркурий так и сделал — он умертвил воина-исполина, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд, и поразил рать Батыя при помощи молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, величественный лик Которой в ужас приводил врагов, но и сам упал убитым.

В XIV веке «Одигитрия» была перенесена в Москву, но столетием позже, в XV веке, жители Смоленска попросили вернуть икону их городу. Торжественно, с крестным ходом провожали икону из Москвы и, совершив перед ней последнее прощальное молебствие на Девичьем поле, отпустили ее в Смоленск. А позже неподалеку от места прощания с иконой выстроен был и до сей поры существующий Новодевичий женский монастырь.

Совершая ныне, дорогие мои, прославление Божией Матери, необходимо нам для нашего назидания вспомнить и нравственные достоинства Ее, которыми угодила Она Богу. Ведь Пресвятая Дева — единственная, Кто сподобилась высочайшей чести быть Матерью Бога Всевышнего.

С самого рождения Своего Дева Мария отличалась беспримерным благочестием, была целомудренна и телом, и духом, соединяя с таким дивным, равноангельским целомудрием величайшую во всем скромность — первый признак истинной невинности. Она была весьма скромна и в одеянии, и в обращении, и во взорах, и в речах. Она одевалась благопристойно, со стыдливостью, украшая себя не плетением волос и не золотыми одеждами, но добрыми делами, дабы угодить Господу.

Женам надо в этом отношении брать пример с Богоматери и подражать Ей, потому что мы часто видим, что даже верующие жены, приходя в храм, одеваются неблагопристойно, полуобнажая себя и таким образом служа соблазном для других. Надо женам заботиться не о хорошем одеянии, а о добрых делах, как прилично это людям, посвятившим себя благочестию.

Пресвятая Дева Мария отличалась и необыкновенным смирением. Она, Которая имела общение с Богом и Ангелами, удостоившаяся такой высокой чести, везде старается быть последней, не требует Себе знаков почитания и похвал, а наоборот — живет в безвестности, снискивая Себе пропитание трудами рук Своих.

Она отличалась и совершенной преданностью воле Отца Небесного, с непоколебимым великодушием принимая все, что угодно было воле Божией послать Ей в Ее жизни. Она с безропотной покорностью переносила все скорби и несчастья, возлагая все упование Свое на Господа. Даже в те часы, когда Она видела Своего Возлюбленного Сына на Кресте, — когда оружие прошло Ее душу, когда Она испытывала такие невообразимые скорби, каких никто из земнородных еще не претерпевал, — и тогда не пала Она под тяжестью креста Своего, но мужественно, твердо перенесла ниспосланное Ей испытание.

Но насколько Пресвятая Дева была предана воле Божией и насколько мужественна была душа Ее, настолько же была Она и сострадательна и нежна к людям, которых любила от всего сердца, чем и стяжала Себе любовь народную. И в этом нам надо Ей подражать.

Возлюбленные братия и сестры, помолимся ныне от всего сердца Царице Небесной, чтобы Она и нас путеводила от земли к вечному Небесному Царству, научая искренно любить Бога и исполнять Его святые заповеди и Своими молитвами охраняя нас от всякого зла, чтобы благополучно поживши в веке сем, переселиться нам в вечные обители и там прославлять Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом да будет слава и похвала во веки веков.

Престольный праздник в честь Смоленской иконы особо чтимой верующими Божией Матери. Это зримое выражение Боговоплощения стало символом русской веры, способным даровать ошеломительную, чудесную помощь.

Прообразом иконы является вариант иконописной Божией Матери, выполненный ближайшим последователем веры - евангелистом Лукой, чьи авторские работы имеет и Русская православная церковь. Икона представляет образ Иисуса уже несколько подросшего в отличие от другого, распространенного типа изображения икон, называемых «Елеуса». Это слово трактуется как умиление, выражение любви. Для смоленского образа догматика несколько иная – прославляет факт явления всему миру Небесного царя в виде божественного младенца, о чем свидетельствует характерный жест правой руки Богоматери.

Святыня принадлежит к определенному иконописному типу и известна как Одигитрия - «Путеводительница» с греческого. Она способна привести верующих к спасению по истинному пути – к Христу. Есть предание о том, как Пресвятая дева помогла исцелению, указав путь к храму двум слепцам, получившим его перед образом. А вот как сама икона попала на территорию будущей России, достоверных фактов нет.


Самой допустимой версией считается передача иконы в качестве родительского благословения византийского императора Константина своей дочери, когда её выдавали замуж за князя Всеволода в 1046 году. Его сын, знаменитый Владимир Мономах, затем перенёс икону из Чернигова, отцовского удела, в Смоленск в 1095 году. Спустя несколько лет он заложил Успенский собор, где поместили данную икону. Она стала именоваться Смоленской и хранить народ, населяющий данные земли.

Впервые чудотворная помощь пришла от иконы в 1239 году, когда Смоленск окружили войска хана Батыя, чьё численное превосходство казалось бы не оставляло ни одного шанса жителям. Скептики могут ставить под сомнение последующие события, но их можно отнести к категории истинных чудес. Горячая молитва смолян, обратившихся к защитнице, даровала спасение в лице верующего воина Меркурия. Святой глас от иконы направил его действия. Он ценой своей жизни пробрался в стан, одолел много врагов, в том числе, сильнейшего воина орды. И не один критик не сможет отрицать, что православная церковь объединяла русских людей от раздробленности, особенно в период татаро-монгольского нашествия.

Но последующие исторические реалии заставляли Смоленскую Богородицу покидать своё пристанище. Так было в 1395 году, когда княжество потеряло право на Одигитрию после захвата Литвой. Но опять очередная свадьба 1398 года, на этот раз дочери литовского правителя и московского князя, сына Дмитрия Донского, вернула икону Русской земле в качестве приданого, только в Москву. И через полвека (1456), по прошению смоленских послов, она торжественно возвращена.

Точный список, то есть копия иконы, впоследствии был перенесён 28 июля (10 августа) 1525 года в Новодевичий монастырь, построенный в честь освобождения от литовской власти. С этого момента и начинается период празднования. 10 августа проходит божественная Литургия, прославляя земную жизнь Иисуса и Богородицу. Далеко не все изображения удостоены своего храмового престольного праздника. Таковые есть еще у 4-х образов Божией Матери (например, Владимирской, Казанской).

Для тех верующих, для кого значение иконы велико, есть возможность совершить крестный ход, организованный православными активистами. Он стал традиционным, ежегодным мероприятием с паломническим маршрутом Витебск-Смоленск, а называется «Одигитрия». Празднование и торжества укрепляют духовные связи православных и наполняют жизнь радостью, хотя сам первообраз исчез после немецкой оккупации Смоленска, что было установлено в 1943 году. Его судьба пока неизвестна, но православные не теряют надежду.





Рассказать друзьям