«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Читается Евангелие от Матфея. Глава 3, с 1 по 12 стих.

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

2 И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

6 И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

8 Сотворите же достойный плод покаяния

9 И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

12 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

(Мф, 3, 1-12)

Нам открывается деятельность Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который пришел приготовить пути перед Господом — личность огромнейшая и великая, пророк, которого иудеи ожидали долгое время. Неслучайно к нему стекается огромное количество народа: очень ждали Предтечу, а за ним - Мессию, чтобы Тот вернул великое царство, за которое они возносили столько молитв.

Иоанн Креститель говорит очень простые, но очень важные слова, которые обращены к людям того времени и к нам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Священное Писание также говорит: «Царство Божие внутрь вас есть». Царство Божие и Господь так близки к нам, как мы даже не можем представить. Мы считаем, что Бог не видит наших страданий и проблем, что Он очень далек. С нами происходит нечто, что не увязывается с нашими надеждами и представлениями. Люди любят говорить: «Где ваш Бог?» Но Царство Божие очень близко к нам: затаилось где-то глубоко в душе - мы же не слышим его, так как в сердце нашем слишком много страстей, эмоций и другого мусора.

Мы можем войти в Царство Божие только через покаяние: двери его очень низкие, и мы должны низко наклонить свою голову, чтобы войти в них. Иоанн Креститель говорит: «Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Иудеи полагали, что Авраам имеет такие огромные заслуги перед Богом, что они перекроют все грехи его потомков, и рассчитывали разделить лоно Авраамово. Но Иоанн Креститель говорит о том, что мы несем ответственность за свою жизнь. Авраам и его сын Исаак являют пример веры и смирения, кротости и послушания, и мы тоже должны последовать их примеру.

Господь призывает нас покаяться, измениться и войти в Царствие Небесное. Неслучайно Иоанн Креститель говорит: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». И люди приходили к нему и каялись. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» - мы должны понимать, что если не делаем добра, не приносим плодов покаяния и борьбы со страстями, то для себя мы ничего не приобретаем и никаких благ вечной жизни не наследуем.

Расшифровка: Наталья Маслова

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Когда празднуем мы один из величайших праздников наших — Крещение Господне или Богоявление, — то встает перед нами недоуменный вопрос: зачем пришел на Иордан, зачем крестился Господь наш Иисус Христос, Предвечный Сын Божий, воспринявший плоть человеческую ради спасения нас, окаянных грешников.

Этот недоуменный вопрос возникает только у нас, а ни у кого из толпы народа, стоявшей на берегу Иордана и созерцавшей крещение Господа Иисуса, он не мог возникнуть, так как никто еще не знал Его как Единого Безгрешного, как истинного Сына Божия.

Что же, скажем ли, что не нужно было Ему креститься от Иоанна? Нет, не скажем: не посмеем сказать, ибо Сам Господь Иисус сказал Своему Предтече, что им надлежит исполнить всякую правду, и крещением Своим засвидетельствовал Господь Иисус Христос великую важность, великую правду покаяния. Самую проповедь Свою Он начал словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Он пришел открыть нам путь в Царство Небесное, в которое нет доступа никому, не омывшему скверну души своей горячими слезами покаяния. Только очищенное покаянием сердце человеческое может воспринять величайшее слово Спасителя: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

Вся великая проповедь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна имела главной своей целью призыв к покаянию, которым уготовал он Господу путь Его.

А без глубокого покаяния невозможно начать трудный путь в Царство Небесное, указанный нам Господом Иисусом Христом. И другое величайшее Божие дело совершилось в этот преславный день Крещения Господня. Когда выходил Предвечный Сын Божий из воды Иордана, на главу Его спустился с небес в виде голубя Дух Святой. И услышал народ, стоявший на берегу Иордана, возгремевший с небес глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Это было никогда прежде не виданное и не слыханное явление миру человеческому Триединого Бога. Это было свидетельство о Богочеловеке Иисусе Христе, как бы представление Его миру от самого Бога. И, несмотря на это столь чудесное свидетельство о Сыне Божием, преклонился пред Ним и уверовал в Него далеко не весь народ Израильский. <…> Слышите, слышите, братия и сестры мои, что не только Отец наш Небесный и Дух Святой свидетельствовали о Господе Иисусе Христе как о Предвечном Сыне Божием, но и величайших из рожденных женами со всей доступной человеку силой свидетельствует о том же.

Неужели не достаточно для нас этого свидетельства Самого Бога, этого Божественного представления Его миру как Возлюбленного Сына Божия? Неужели не достаточно и свидетельства о Нем как Сыне Божием величайшего из всех когда-либо рожденных женами? Неужели не достаточно этих величайший свидетельств о Христе как Сыне Божием, ежегодно повторяемых в великий день Богоявления?

О, как страшусь я того, чтобы хотя один из вас, Богом данная паства моя, не потерял горячей веры в Спасителя нашего и не ушел бы в число тех несчастных, которые уже много веков и доныне повсюду вторично распинают Христа.

Да не случится этого самого страшного ни с кем из вас.

Ключевой стих 3:2

В сегодняшнем отрывке рассказывается о том, как Иоанн Креститель готовил путь. Иоанн Креститель приготовил сердца людей для принятия Мессии. Как он готовил этот путь? Я молюсь, чтобы мы, изучая сегодняшнее слово, покаялись, приняли Иисуса и обрели Небесное Царство в своем сердце. Также я молюсь о том, чтобы мы исполняли порученную нам Богом миссию и привели много людей к Господу, как это делал Иоанн Креститель.

I. Иоанн Креститель готовит путь Господу (1-12)

Взгляните на 1-ый стих: “В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской” . Между событиями 2-ой и 3-ей главы существует разница в 30 лет. Это было время, когда Иисус закончил Свою частную жизнь и начал жизнь миссии. Это было время, когда прошла темная ночь, и наступил солнечный день. Именно в те дни Иоанн Креститель, пришел и проповедовал в пустыне Иудейской. Пустыня Иудейская – это дикое место, находящееся по обе стороны реки Иордан. Божественная миссия началась в пустыне, а не в роскошном храме. Пустыня – это казалось бы самое бесперспективное место, чтобы проповедовать. Но когда один человек всецело посвятил себя Божьей миссии, Бог сотворил великое дело даже в таком месте.

Каковой была проповедь Иоанна Крестителя? Смотрите стих 2: “И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” . Слово “покайтесь” вызывает отрицательные чувства. Это не мягкое и красивое слово. Слышать это слово людям особенно неприятно. Однако если кто-то принимает это слово, оно становится самым благодатным словом в его жизни. В то время народ Израиля очень страдал под игом Римской Империи. Кажется, Иоанн Креститель должен был проповедовать теплые и утешительные слова. Но прежде всего, он призывал к покаянию.

Он говорил “Покайтесь, приблизилось Царство Небесное” . Что же такое покаяние? Покаяние это не изменение формы. И это не просто осознание своих грехов и их исповедание. Покаяние – это изменение сердца и изменение жизненного пути. Поэтому покаяние означает активное изменение направления жизни. Свое сердце, стремившееся к миру, надо обратить к Богу и принять Бога в центр своей жизни. Например, Матфей жил эгоистической жизнью только для своего счастья в этом жестоком мире. Но, услышав призыв Иисуса “следуй за Мною” , он последовал за Ним. После этого события, целью его жизни стало жить только для Господа. Он изменил направление своей жизни от себя к Иисусу. Это и есть истинное покаяние. Один китайский философ провозгласил серединный путь принципом жизни человека. Таковы и демократические принципы – компромисс для взаимной пользы. Но в духовном мире не существует серединного пути, компромисса с сатаной. Покаяние – это выбор между Богом и сатаной, решение быть рабом Бога или быть слугой сатаны. Потому каждый человек через покаяние становится рабом Бога, а без покаяния становится рабом сатаны. Покаяние – это решение оставить старую жизнь и грехи и жить для Бога. Покаяние – это смелое решение. Часто покаяние требует великого решения. Например, когда раскаялся известный мытарь Закхей, он сказал, что раздаст половину имения нищим, а всем, кого обидел, воздаст вчетверо. Это значит, что он казалось бы, остался совсем нищим. Но он решил, что Небесное Царство намного дороже. Вот – это истинное раскаяние. Но как раскаяться? Слушая слово Бога мы должны раскаяться. Иоанн Креститель истинно любил свой народ, он не шел на компромисс с грехом. Чтобы его народ стал народом Бога, он проповедовал ему покаяние.

Иоанн Креститель не просто говорил «покайтесь окаянные!». Он говорил «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» Вот, Царство Бога так близко, нужно только войти в него, покаявшись! Кто мог бы убедить Закхея раздать имение? Кто может найти достаточно разумные аргументы? Но когда он увидел, что и к нему Царствие Божье близко, он раскаялся и принял Царство Божие более драгоценным, чем все свое имение. В покаянии есть большое решение, но есть и большая благодать, превосходящая всякую потерю. Приближение Царствия Божия означает не только благодать, но и то, что приближается суд Божий, и всякий противящийся Богу будет осужден. Есть прекрасное Божье Царство, и есть огонь будущего гнева, и мы должны выбрать.

Также слово «приблизилось Царство Небесное» означает, что через покаяние Божье Царство, Божье управление входит в нашу жизнь. Мы должны теперь подчиняться Богу. Если крали, прелюбодействовали, обманывали – то оставить это, даже если цена тому высока.

Когда через 13 главу послания к Римлянам я раскаялся и решил платить налоги, то пришлось пойти на то, что моя зарплата уменьшилась с 700 до 50 долларов – в 14 раз. Но Божье Царство и Божье управление ценнее и дороже, и покорившись Богу и приняв Его Царство в свою жизнь, мы никогда не потерпим ущерба, что я вполне испытал на себе.

Кем же был Иоанн, который проповедовал Слово в пустыне? Посмотрите стих 3: “Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: “ глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему””. Иоанн Креститель был предтечей, ранее предсказанный пророком Исаией (Ис.40:3). Сердце Израильского народа не было готово принять Мессию из-за гордости и неверия. Тогда Иоанн Креститель проповедуя покаяние приготовил сердца людей. Почему в наше время людям трудно принять Иисуса? Потому что люди перестали считать грех грехом. В мирском обществе прелюбодеяние похвально, а любовные приключении почитаются за подвиг и восхваляются. Если не сказать, что прелюбодеяние есть грех, что порнография и похотливый взгляд на женщину есть грех, то люди не могут прийти к Иисусу, продолжая жить в грехе. Проповедуя о грехе, мы готовим почву, чтобы люди приняли благодать. Эта проповедь не только в том, чтобы всем говорить – вот, ты грешник, но и в том, чтобы живя в обществе, работая на работе, жить чисто, честно и истинно. Этим мы разрушаем атмосферу греха, которую люди создают, чтобы не чувствовать осуждения за грех. Иначе очень трудно рассказать об Иисусе, иначе сердце людей самодовольно и холодно.

Иоанн Креститель проповедовал: “приготовьте путь Господу” . Иоанн Креститель создал благоприятную атмосферу для того, чтобы Мессия, Иисус Христос, пришел и работал. “Стезя” значит неровный путь. Через это слово мы видим, что у людей есть различные сердца: высокомерные и униженные. Высокомерие – свойство гордецов. Гордый человек хвалит себя и презирает других. Такие люди должны смирить себя и лишь тогда они смогут принять Иисуса. Униженные люди часто впадают в самоуничтожение. Они уничтожают себя из-за чувства поражения и фатализма. На первый взгляд кажется, что такие люди скромны. Однако, на самом деле, такие люди ненавидят других и полны злобы на себя, на людей и на Бога. Бичевать себя и ругать себя – это дело, весьма далекое от покаяния и довольно бесполезное. Вот, поругает и побичует себя человек, чтобы завтра делать то же самое. Но, такие люди должны наполнить свое сердце Словом Бога, и иметь надежду в Боге! Также есть сердца, не обладающие прямотой и непримиримые. Такие люди в любой ситуации противодействуют и косо смотрят на всех. Даже любовь пастыря и любой подарок принимают с подозрением. Такие люди должны избавиться от своих предубеждений. На Украине очень, очень много людей страдают от предубеждений и оттого не принимают Иисуса. Как многие родители, не имея веры, но имея только внешнюю религиозность, противятся своим детям, уверовавшим в Евангелие! Но Бог дает им многие потрясения и беды, чтобы не надеялись на пустую религиозность без веры и в скорби искренне взыскали Бога. Иоанн Креститель верно выполнил свою миссию гласа вопиющего в пустыне. Глас только передает значение и смысл и сразу исчезает. Подобно этому, Иоанн Креститель выполнил свою миссию предтечи Мессии и исчезнул, не думая о своей популярности.

Какой была его жизнь, когда он исполнял свою миссию? Посмотрите на стих 4: “Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед” . Иоанн жил в пустыне, где никто не мешал его жизни молитвы. Он жил очень просто. Его ежедневной пищей были акриды и дикий мед. Он носил одежду из верблюжьего волоса. Такая жизнь Иоанна напоминает нам жизнь пророка Илии. Его жизнь была простой и бедной. От такой жизни произошла такая проповедь, имеющая полную жизненную силу. Если сладко и красиво говорить, но не следовать такой жизни, то такие слова – пустой звук. Поэтому, возвещая, надо следовать тому и в жизни. Такая жизнь – это живая проповедь. Потому большая сила есть в чистой жизни.

Что произошло в народе, когда он проповедовал покаяние? Все они убегали с тяжелым сердцем? Нет! Вместе прочтем стих 5: “Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему” . Исповедуя свои грехи, они крестились в Иордане. Здесь мы видим что людям не нужна пустая похвала и лесть, но им нужно истинное Слово Божие, которое ведет в Божие Царство! В покаянии есть большая борьба, но есть намного большая благодать и милость. Потому так много людей пришли к Иоанну и крестились от него в Иордане.

Взгляните на стих 7. Много фарисеев и саддукеев пришли к Иоанну, чтобы креститься. Все они были духовными лидерами, дававшими свои наставления. Фарисеи были очень строгими, придерживались постановлений закона, верили в жизнь после смерти и воскресение. Однако в то время они были очень самодовольными, лицемерными и формальными лидерами. Саддукеи отрицали жизнь после смерти, ангелов и Дух, а также воскресение. Поскольку они заботились только о реальности, их больше интересовала политическая власть и богатство. Увидев их, Иоанн беспощадно ругал их, говоря: “порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?” Почему так строго? Наверное они пришли, потому что Иоанн стал популярен, и они боялись потерять уважение народа. Иоанн назвал их “порождениями ехидны” из-за того, что они, будучи духовными лидерами, имели злое влияние на народ. Ехидна – это внешне красивая змея с мягкой кожей, но внутри имеет смертельный яд. Подобно этому, они выглядели праведными и благоговейными, были одеты в роскошную одежду. Но на самом деле они имели смертельное влияние на народ, убивая души людей. Особенно, духовный лидер имеет огромное влияние на агнцев, поэтому, когда он живет лицемерной жизнью, то оказывает вредное влияние на других.

Посмотрим на стих 8,9: “Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: “ отец у нас Авраам”; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму”. Иоанн Креститель не только ругал их, но и дал им правильное направление. Чтобы избежать будущего гнева, они должны бросить свое пустое величие и сотворить достойный плод покаяния перед Богом. Самое большое препятствие для них к тому, чтобы сотворить достойный плод жизни была их гордость за то, что они являются потомками Авраама. Однако внешний вид не является нормой оценки Бога. На взгляд Бога родство и другие условия просто не имеют значения, потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Авраама. Бог оценивает, глядя на наши плоды. Бог, Который оценивает лишь по плодам, является праведным Богом. Скажем, дерево может обманывать своим видом, но плодами обмануть не сможет. Здесь мы учимся тому, что мы должны не только покаяться, но и сотворить достойные плоды покаяния. Здесь мы видим, что если мы хотим действительно принести плоды покаяния, мы должны искренне покаяться. Если человек действительно покается, то, если он жил в страсти, то должен оставить такую жизнь и перед Богом жить чистой и святой жизнью. Если мы раскаиваемся в своем эгоизме, мы должны жить с самоотдачей, должны отдавать, служить и жертвовать. Поэтому истинное покаяние означает покаяться не только на словах, но и принести достойный плод покаяния в своей жизни. Когда мы покаемся, более всего мы должны покаяться в своих внутренних грешных мыслях. Если мы не каемся в маленьких грешных мыслях, которые есть внутри нас, то это мешает сотворить плод покаяния. Мы должны стоять перед Богом, сняв все свои грешные одежды: скрытную гордость, праведность, пустое величие.

Но почему мы должны обязательно сотворить плоды? Смотрите стих 10: “Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь” . Слова “уже и секира при корне дерев лежит” означает, что суд Бога близко. Думая, что суд далеко, люди свободно грешат, потворствуя своим желаниям. Однако суд не где-то далеко, а очень близко. Мы не знаем, когда встанем перед судом Бога и получим соответственно нашим добрым или злым делам. Поэтому мы должны сотворить добрые плоды покаяния. Нашу жизнь можно сравнить с деревом. Предназначение дерева – приносить добрые плоды. Если оно не приносит плода, оно потеряет ценность. Мы должны принести добрые плоды, но прежде мы должны стать плодоносным деревом. Чтобы сотворить добрые плоды мы должны истинно покаяться перед Богом и пребывать в Иисусе, Который есть наша истинная виноградная Лоза (Ин.15:1).

Иоанн не только проповедовал покаяние, но и решительно возвещал об Иисусе. Смотрите стих 11: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” . Он свидетельствовал, что он крестит в воде в покаяние, но Иисус крестит Духом Святым, Который коренным образом очищает грех человека и позволяет родиться свыше и стать новым человеком. Через покаяние мы решаем оставить старое, решаем даже сверх наших сил, но Святой Дух дает силы воплотить наше покаяние и решение в жизнь. Иоанн также свидетельствовал об Иисусе, что “Он соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым” (12) Есть Божий суд, где есть огонь неугасимый, и есть Божья житница, Царствие Божие, полное радости, любви и благодати. И мы должны использовать нашу жизнь, чтобы сделать выбор, и помочь другим избрать приближающееся Царство Божие.

Я молюсь, чтобы мы, как Иоанн Креститель, боролись с грехом, проповедовали Евангелие покаяния и привели много блуждающих душ к Иисусу, указав на приближающееся Царство Божие.

"ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ГРЯДЕТ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ"

Эти слова впервые были произнесены Иоанном Крестителем по поводу пришествия Иисуса Христа. Но кроме этого в словах "Царство Небесное есть и духовное значение".

Все, что принадлежит какому-нибудь человеку составляет его царство, будь это огромные богатства и власть или ничтожные владения. Царство небесное означает совершенное владение чем-либо, когда вещь, которой обладают, самодостаточна . В Гвалиоре был когда-то один дервиш, Мухаммад Гхаут. Он сидел в джунглях без одежды и ел только тогда, когда ему приносили еду. В глазах мира он был самым, что ни на есть бедняком, но все его уважали. И вот плохие времена настали в Гвалиоре. Государству угрожал сильный враг, армия которого вдвое превышала армию местного правителя. И вот он в подавленном состоянии стал искать Мухаммада Гхаута. Мудрец в первый раз попросил оставить его в покое, но потом, когда его о помощи стал умолять сам Махараджа, он, наконец, сказал: "Покажи мне армию, что угрожает тебе". Он вывел его за город и показал ему огромную вражескую армию, что надвигалась на него.

Мухаммад Гхаут замахал рукой, повторяя слово "Мактуль" (т.е. "будьте вы уничтожены") И пока он так делал, армия Махараджи Гвалиора показалась наступающей армии огромной, что обратило их в страх, и они убежали. Этот суфийский святой был владельцем царства небесного. Его могила теперь находится во дворце, а цари земные приходят и склоняются перед ней.

Царство небесное находится в сердцах тех, кто сознает Бога. Это признают на Востоке, и святым всегда оказывают великое уважение и почет.

Суфий Сармад, великий святой, погруженный в созерцание Единого, жил во время Аурангзеба великого императора моголов. Аурангзеб потребовал, чтобы суфий Сармад пришел в мечеть. Когда он отказался это сделать, его, по приказу императора, обезглавили. С этого дня начался закат моголов. Эта история доказывает, что владеющий Царством Небесным даже мертвый имеет власть ниспровергать царства земные.

Ту же самую истину мы наблюдаем в истории о Кришне и Арджуне. Арджуне и его пяти братьям пришлось драться в одиночку против огромного войска. Князь /Арджуна/ обратился к Богу и захотел отказаться от царства. Но Кришна сказал: "Нет. Ты должен сначала вернуть то, что потерял. Потом приходи ко мне". История далее рассказывает, как Кришна сам управлял колесницей, а враги Арджуны были разгромлены, ибо с Арджуной был сам владетель Царства Небесного.

Говоря с метафизической точки зрения, Царства Небесного можно достичь при помощи раскаяния . Если мы оскорбили друга, он отворачивается от нас, а мы от всего сердца просим прощения, его сердце по отношению к нам оттает. Если, с другой стороны, мы закрываем себе сердце, оно замерзает. Раскаяние и просьба о прощении не только растопляет сердца тех, кого мы оскорбили, но также и сердца из мира незримого. Эти слова можно объяснить также с научной точки зрения. Тепло растопляет, а холод замораживает. Капли воды, падающие на теплое место и на холодное, испытывают разное влияние. Капля, попавшая на теплое место, расширяется и становится больше, покрывает большее пространство; тогда как упавшая на место холодное, замерзает и становится ограниченной. Раскаяние имеет эффект капли, попавшей на теплое место; оно заставляет сердце расширяться и стать универсальным, тогда как застывание сердца несет ограниченность.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 12 - 17.

12. Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13. и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15. земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16. народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

(Мф. 4, 12–17)

В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, апостол Матфей повествует о начале проповеди нашего Спасителя. Вскоре после событий крещения и сорокадневного пребывания Христа в пустыне Иоанна Крестителя постигло несчастье. Он был арестован царем Иродом Антипой и посажен в темнице замка Махерон. Его преступление заключалось в том, что он публично обличал Ирода Антипу за то, что тот совратил жену своего брата и женился на ней, отослав от себя свою законную супругу. Небезопасно обличать восточного деспота, и мужество Иоанна Крестителя привело его сначала в тюрьму, а потом к смерти.

Но время шло неумолимо, и Спасителю надлежало приступить к исполнению Своей миссии. Господь удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском (Мф. 4, 12–13). В этом есть какая-то символическая бесповоротность. Спаситель оставил Свой родной дом и больше никогда не возвращался туда. Прежде чем открыть дверь, которая была впереди, Он как бы захлопнул дверь, которая оставалась за Ним.

Но почему Господь удаляется после известий об аресте Иоанна Крестителя? Как утверждает святитель Иоанн Златоуст: «Для того чтобы научить нас не идти самим навстречу искушениям, но отступать и уклоняться от них. Не тот виновен, кто не бросается в опасности, но тот, кто в опасностях не имеет мужества. Итак, чтобы научить этому и укротить ненависть иудеев, Христос удаляется в Капернаум, исполняя пророчество, и, вместе, поспешая, подобно рыбарю, уловить учителей вселенной, которые, занимаясь своим искусством, проживали в этом городе».

Сам город Капернаум, а если быть точнее – Кафернаум, куда направился Спаситель и где Он произнес Свою первую проповедь, к сожалению, был полностью уничтожен. Археологи до сих пор не имеют единой точки зрения о его местонахождении. Было высказано два предположения. Чаще всего (и это кажется наиболее правдоподобным) его отождествляют с Тел Хум на западном берегу северного конца Галилейского моря. Другое и менее вероятное предположение то, что Капернаум находился на расстоянии около четырех километров к юго-западу от Тел Хум. В любом случае там, где мог стоять Капернаум, сейчас не осталось ничего, кроме развалин.

Капернаум – город галилейский. Но что мы знаем о самой Галилее? Это самая северная область Палестины и самая плодородная. Существовала поговорка, что в Галилее легче вырастить рощу оливковых деревьев, чем в Иудее – одного ребенка. Иосиф Флавий, бывший одно время правителем провинции Галилеи, говорит: «Она богата нивами и пастбищами, на которых произрастают всевозможные деревья. На этой почве готовы работать даже те, кто менее всего расположен к сельскому хозяйству; каждый кусочек ее возделан, не пропадает ничто, и везде она плодородна».

И потому в Галилее плотность населения была огромная. Но Галилея отличалась не только количеством жителей; галилеяне были, кроме того, людьми особого рода. Окруженные со многих сторон язычниками они легче воспринимали все новое, но при этом твердо держались иудейской традиции.

Природные качества галилеян и ход истории сделали Галилею тем местом в Палестине, где новый учитель с новой вестью имел шанс быть услышанным, и именно там Христос начал Свою миссию и впервые произнес Свою проповедь: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Эти слова нам уже знакомы. Именно с таким призывом обращался к народу Иоанн Креститель на реке Иордан. И Господь обращается к людям с таким же призывом. И в этом блаженный Иероним видит особый Промысл Божий: «После предания суду Иоанна Предтечи, Христос Сам непосредственно начинает проповедовать, т. е. по прекращении собственно действия закона и начинается Евангелие. Если же Спаситель проповедует то же, что раньше проповедовал Иоанн Креститель, то этим Он показывает, что Он есть Сын Того же Бога, пророком Которого был Иоанн».

Проповедь нашего Спасителя, дорогие братья и сестры, заключается в заповеди, без исполнения которой не возможно наше с вами спасение: «Покайтесь!» Это призыв к каждому из нас отвернуться от наших греховных путей и обратиться к Богу. Поднять наши глаза от земли и взглянуть на небо. Эта заповедь приобрела крайне важное значение, потому как приблизилось Царство Божие. Вечность вторглась в жизнь. Бог вторгся в мир в Иисусе Христе, и потому чрезвычайно важно, чтобы каждый из нас последовал за Христом. Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)



Рассказать друзьям