Дмитровский борисоглебский монастырь. Борисоглебский монастырь в Дмитрове: история и описание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Несколько обителей, носящих имя Бориса и Глеба , однако монастырь в Дмитрове уникален. Рядом с ним установлен памятник святым братьям, причем интересно, что оба они стоят на одном пьедестале и при этом изображены верхом на лошадях.
В самом монастыре хранятся такие святыни, как мощи евангелистов Луки и Матвея, апостола Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, Георгия Победоносца, святых Петра и Февронии, а также частица Креста Господня. К сожалению, в советские времена мощи Глеба и Бориса были утеряны.
В этот период монастырь был закрыт, многие святыни разграблены и разрушены, но сегодня архитектурный ансамбль восстановили, дополнив современными строениями: Водосвятной часовней, часовней Сошествия Святого Духа (сооружена в честь юбилея Дмитрова). На территории обители расположен птичник, фазанник, она привлекает уютом и обилием зелени и цветов.

Где находится Борисоглебский монастырь

Как добраться до обители

  • Прежде всего необходимо попасть в сам Дмитров. Из столицы это можно сделать электричкой от Савеловского вокзала, а также автобусом , который ходит от метро Алтуфьевская, номер рейса – 401. Доехать можно и автомобилем , двигаясь по Дмитровскому шоссе.
  • В городе удобнее всего использовать общественный транспорт : до монастыря довезут маршрутки №40, 3, 36, 11, 30 или же автобусы №63, 1, 54, 10, 45, 22, 41 и 2. Во всех случаях необходимо выходить на остановке «Улица Минина».

Посещение монастыря

Хотя богослужения в этой обители совершаются каждый день, туристам лучше заранее договориться о посещении и экскурсии. Сделать это можно, связавшись по телефону с церковной лавкой, работающей без выходных.
Обратите внимание, что в обители экскурсии проводятся исключительно с 10.00 до 15.00. Именно в это время посетителям рассказывают о прошлом и настоящем монастыря, его святынях, о жизни Бориса и Глеба.

Важно! Посещение обители требует соответствующего внешнего вида: для женщин это покрытая голова и юбка или платье, закрывающие колени; для мужчин – скромный внешний вид, брюки, а не шорты, непокрытая голова.

На территории обители есть Водосвятная часовня , где все желающие могут набрать освященной воды.
Трапезная работает до 18.00.

Расписание богослужений Борисоглебского монастыря в Дмитрове

Обратите внимание , что акафисты служатся поочередно иконе Богоматери «Нечаянная радость», а также святым Глебу и Борису.

Где остановиться неподалеку

  • Поскольку при обители нет монастырской гостиницы, паломникам и туристам следует заранее подыскать место, где можно переночевать в Дмитрове. Ближе всего к монастырю расположен отель «Четыре короны» , в котором 11 номеров, есть ресторан и бассейн.
  • Также можно остановиться в апартаментах на Школьной, гостиницах Дмитров Град, Кристалл.
  • Еще один вариант – снять жилье в частном секторе города.

История Борисоглебского монастыря в Дмитрове

  1. Основан Борисоглебский мужской монастырь практически в одно время с самим Дмитровом, в XII веке, и сделал это, по преданию, Юрий Долгорукий . Точных сведений об этом нет, поскольку в начале XVII века обитель вместе с архивом сожгли польско-литовские банды.
  2. В ранний период своей истории монастырь подчинялся князьям московским дмитровским, однако позже перешел под руку Патриарха и митрополита. Именно в это время здесь возвели каменный Борисоглебский собор .
  3. Позже, уже после восстановления монастыря, он стал резиденцией Новгородского патриарха Никона , однако в конце XVII века новое возгорание уничтожило значительную часть обители, многие деревянные строения. Возводили их уже из камня, и делали это достаточно оперативно. Таким образом, в девяностых годах XVII века архитектурный облик монастыря стал таким, как сегодня. В это время соорудили и каменную стену с башнями вокруг обители.
  4. В следующем столетии темпы строительства несколько сократились – как и другие монастыри, Борисоглебский пострадал в результате екатерининских реформ, существенно ущемлявших права обителей.

    Знаете ли вы? В Борисоглебском монастыре вели рукописную летопись практически до конца XIX века.

  5. В самом начале XX столетия обитель начали реставрировать на средства местных фабрикантов. Однако результат реконструкции радовал верующих Дмитрова недолго: с приходом революции для монастыря начались черные дни. Изначально его насельники организовали сельхозартель, но вскоре ее упразднили, а монахов перевели в одну из соседних обителей. В Дмитров же переехали инокини из одного из западноукраинских монастырей, а также сестры общины из Рязанской епархии.
  6. Служения в обители окончательно прекратились в 1926 году , и здесь открыли краеведческий музей. Через время территорию монастыря заняло управление «Дмитлага». В этот период были разрушены многие памятники.
  7. В дальнейшем в монастыре квартировали воинские части, размещали разнообразные организации и конторы. Лишь в середине девяностых началось возвращение обители верующим. Постепенно восстановили храмы, часовни, трапезную, очистили и облагородили территорию, библиотеку. Сегодня монастырь впечатляет своим ухоженным видом, отстроенными сооружениями, уютным подворьем.

Фото Борисоглебского монастыря

  • Золотые купола Борисоглебского собора видны издалека.
  • В теплое время года обитель утопает в зелени.
  • Толщина внешних стен монастыря – чуть меньше метра.
  • Часовня Сошествия Святого Духа была построена к юбилею основания Дмитрова.
  • Ажурная Водосвятная часовня привлекает внимание многих паломников.
  • Рядом с обителью стоит уникальный памятник князьям Борису и Глебу.

Борисоглебский монастырь — видео

Борисоглебский монастырь – практически ровесник Дмитрова. В летописи обители немало и светлых, и темных страниц, однако сегодня храмы восстановлены, а территория радует ухоженностью и аккуратностью. Здесь множество цветов, деревьев, а в монастырской пекарне выпекают хлеб, аромат которого моментально пробуждает аппетит.

Борисоглебский монастырь документально известен с 1472 г. Небольшой пригородный, он поддерживался вкладами удельных князей, затем московских государей и частных лиц. С 1652 по 1664 г. был приписан к новгородскому Архиерейскому дому, с 1682 г. - к Заиконоспасскому монастырю в Москве. Первое каменное сооружение - собор - появилось в монастыре в первой трети XVI в. Остальные постройки до 70-х гг. XVII в. оставались деревянными. Сформировавшийся к середине XVIII в. небольшой архитектурный комплекс в целом сохранил свою композицию. Утрачены лишь обветшавшие хозяйственные строения, восточные кельи и сильно перестроенная в 1791 г. больничная Покровская церковь 1702 г., стоявшая у северной монастырской стены. В XIX в. появился новый дом настоятеля, в начале XX в. - скромный административный корпус.

Композиционным и художественным центром монастыря служит собор Бориса и Глеба, выстроенный до 1537 г. В середине XVII в. к нему примкнули западная паперть и трехъярусная шатровая колокольня с боевыми часами. В 1656 г. женой стольника А.И.Чаплина у юго-западного угла здания поставлен миниатюрный одноглавый Алексеевский придел. В конце XVIII в. кровли собора, верх колокольни и паперть подверглись переделкам. Прежний облик древней части памятника возвращен в 1900-х гг. Под наблюдением И.П.Машкова разобрано устроенное в 1778 г. ярусное завершение барабана, сделана новая глава, восстановлено позакомарное покрытие.

Кирпичный на белокаменном подвале собор, яркий образец московской школы начала XVI в., представляет собой четырехстолпный, ныне одноглавый крестовокупольный храм с тремя пониженными апсидами равной высоты. До середины XVIII в. он имел вторую главу над Вознесенским приделом, находившимся в южной апсиде. Собор перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, подвал - крестовыми. Фасады расчленены лопатками на три неравные, обрамленные филенками прясла. Полукруглые закомары с тонким профилем отделены от поля стен нарядным карнизом с "городками" и геометрическим орнаментом из круглых отверстий. Эти мотивы, частью переходящие на объем колокольни, были повторены в завершении барабана и апсид. Входы обрамляют белокаменные перспективные порталы с килевидным верхом, "дыньками" и сноповидными капителями. Возле западного портала в стену был вмонтирован надгробный резной каменный крест 1467 г., ныне переданный в местный историко-художественный музей.

Внутренние членения собора не отвечают внешним. Благодаря широкой расстановке столбов в интерьере господствует высокое подкупольное пространство. Западные столбы стоят на пьедесталах. Пяты арок отмечены профильными карнизами из белого камня. Настенная живопись, выполненная впервые в 1824 и поновленная в 1887 и 1901 гг., забелена. Иконостас отсутствует.

Архитектура Алексеевского придела отвечает своему времени. Особенно интересен нарядный западный портал, обильно украшенный резными кирпичными деталями. Разностильные формы паперти отражают этапы ее переделок.

Комплекс Святых ворот, обращенный к бывшей дороге в Троице-Сергиев монастырь, сложился в XVII-XIX вв. Двухэтажное кирпичное здание вначале совмещало функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Выстроенный в 1672 г. нижний ярус с однопролетными воротами, сводчатыми чуланами и пекарней в 1685-1687 гг. завершила небольшая бесстолпная одноглавая Никольская церковь с развитой апсидой, трапезной и папертью. В 1834 г. к зданию примкнул с севера равновеликий ампирный придел, объединенный в 1852 г. с помещениями старой постройки арочными проходами. В результате две стены древнего храма были заменены столбами, устроено новое крыльцо. В 1887 г. Никольская церковь поверх лоткового свода получила завершение ложным куполом и новый барабан с главой. Несмотря на многочисленные переделки здания, на его фасадах видны остатки декора XVII в.: ряд мелких венчающих кокошников и килевидные оконные очелья. Внутреннее убранство утрачено.

Братские кельи в два этажа в основном сооружены из кирпича в последней трети XVII вв., верхний этаж частично деревянный. Здание изменено позднейшими ремонтами. От его прежних архитектурных форм сохранились наружные лопатки и карниз с поребриком. Под штукатуркой скрываются остатки срубленных наличников с фигурным тимпаном. Внутренняя планировка новая. Сводчатые перекрытия заменены балочными.

Двухэтажный кирпичный оштукатуренный Настоятельский корпус с коридорной системой в обоих этажах и лаконичными ампирными фасадами характерен для монастырского жилья первой половины XIX в.; выстроен, по-видимому, по "образцовому" проекту - цоколь, подоконники и междуэтажный пояс - из белого камня, сильно вынесенный венчающий карниз - деревянный. Лишенные наличников окна ритмично членят гладкие плоскости стен. Во втором этаже есть угловые кафельные печи, на потолках - тянутые карнизы.

Духовное правление, смежное со зданием келий, самостоятельного значения в ансамбле монастыря не имеет. Небольшой двухэтажный красно-кирпичный корпус выстроен по проекту П.А. Ушакова в 1902 г. на средства Е.С. Ляминой. Планировка основана на коридорной системе. В трактовке национальных форм сдержанной наружной обработки чувствуется влияние архитектуры модерна.

Не имевшая оборонного значения кирпичная ограда высотой около 4, толщиной 0,9 м, с четырьмя круглыми башнями по углам выстроена в 1685-1689 гг., неоднократно ремонтировалась. Кроме главных Святых ворот в южном прясле имеются вторые, передние, а в северном - задние ворота. В стены встроены жилой и административный корпуса.



Борисоглебский Дмитровский монастырь, 3 класса, в городе Дмитров. Основан во 2-й половине XII века великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким. Главная церковь, во имя святых мучеников князей Бориса и Глеба, с приделом во имя святого Алексия человека Божия, была возобновляема в 1620 году и в 1902 году. В притворе ее хранится весьма древний, высеченный из камня крест, найденный в 1840 году под жертвенником Алексиевского придела; наверху креста находится рельефное изображение Святой Троицы, по бокам тоже рельефные изображения: на левой стороне Матери Божией и апостола Петра, на правой — апостолов Иоанна и Павла и внизу — святых «Василея, Николы и Егорея», с надписью, указывающей на 1388 год, как время поставления креста. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Борисоглебкий монастырь - один из древнейших в Подмосковье. По легенде - очевидно, далёкой от истины, - Борисоглебскую обитель основал сам Юрий Долгорукий вскоре после того как заложил сам город Дмитров. Мы же будем доверять документальным свидетельствам, тем более что и они подтверждают почтенный возраст монастыря. Так, в ХIХ веке под алтарём собора нашли каменный крест с нанесённой на него датой - 1388 год! Да и сам собор значительно выдающийся. Зримо старинный, он напоминает о Древней Руси, что неудивительно: несмотря на достаточно позднюю датировку (первая треть ХVI века), храм возведён в уже несколько архаичных к тому времени формах. Он четырёхстолпный, трёхапсидный, с могучей главой; правда, известно, что в древности собор был двуглавым. Вторая, меньшая по размеру глава венчала южную пристройку - Вознесенский придел. Собор долгое время оставался единственным каменным зданием монастыря. В середине ХVII века Борисоглебский монастырь был приписан к Новгородскому архирейскому дому в качестве подмосковной резиденции митрополита Никона, будущего Патриарха. Никон, против обыкновения, каменного строительства в обители не развернул, будучи в это время занят другими делами. Так что монастырь отстраивался "на века" уже позднее - после пожара 1672 года. Тогда появились святые ворота с надвратным Никольским храмом, келейный корпус, стены и башни. В одной из них расположились покои настоятеля. Далее архитектурный облик монастыря формировался в целом бессистемно.

В конце ХVIII века шатровую соборную колокольню заменила ныне существующая. Казалось бы, новая колокольня должна была внести "стилевую разногласицу" и вступить в диссонанс с древним храмом, но этого, на удивление, непроизошло - "вписать" колокольню получилось достаточно деликатно. Куда более заметны плоды перестройки надвратной Никольской церкви в ХIХ веке - вследствие этого вмешательства храм утратил чёткость форм и "поплыл". Тогда же, в ХIХ столетии, было построено большинство жилых и служебных зданий монастыря. Башни дошли до нас более или менее неизменными, за исключением северо-западной - её уже в новейшее время зачем-то разобрали и переложили заново "почти как было". Каковы бы ни были мотивы такой перестройки, не лишним будет напомнить: разборка подлинника и замена его копией в реставрационном деле - самая крайняя мера, когда ничто иное уже не может спасти памятник. Вскоре после революции монахи, образовав сельскохозяйственную артель, перебрались в Николо-Пешношский монастырь, а в Борисоглебском поселились инокини эвакуированного ещё в 1914 году с Западной Украины Турковицкого монастыря. Позже к ним присоединились сёстры Бахрушинской общины, находящейся под Зарайском, к тому времени уже закрытой.

Впрочем, очень скоро начались полномасштабные гонения на Церковь, и монастырь закрыли, выгнав оттуда всех монахинь. В 1926 году его передали краеведческому музею, а в 1932 году в бывшей обители обосновалось управление Дмитлага - исправительно-трудового лагеря, "специализировавшегося" на постройке канала Москва-Волга... Впрочем, как известно, канал строили не только заключённые. Вольнонаёмные селились на прилегающих к Борисоглебскому монастырю улицах, образовав так называемый городок Дмитлага. Когда строительство канала завершилось и Дмитлаг был расформирован, в бывшую обитель въехала воинская часть, занимавшая её около тридцати лет. Потом постройки передали под учреждения (а братский корпус и вовсе под жильё). Монастырь вернули Церкви в 1993 году, ныне он полностью восстановлен. В 2006 году на площади у его стен появилась скульптура, изображающая князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Автор памятника - А. Рукавишников.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №162, 2015 г.



Борисоглебский Дмитровский монастырь относится к древнейшим обитялям Подмосковья. По одной версии, ему идёт девятый век, а по другой - пятый. Есть давнее предание об основании монастыря великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким в ХII веке, почти одновременно с основанием им в 1154 году Дмитрова, названного им в честь его младшего сына, в крещении получившего имя Дмитрий. Точных данных об основании этого монастыря нет, скорее всего, он возник в третьей четверти ХV века (в 1841 году под приделом монастырского собора нашли каменный крест с датой его установки - 1467 год; а в письменных документальных источниках монастырь впервые упомянут в 1472 году в завещании удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича). Люди верили преданиям, тем более, что о документальных сведениях о монастыре мало кто знал (в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив). Дмитровские и московские князья, а в ХIХ - нач. ХХ вв. предприниматели и фабриканты, с мыслями об основании монастыря самим Юрием Долгоруким - основателем столицы Москвы, стремились быть щедрыми к этому монастырю, что позволяло ему успешно развиваться и вести строительство, в том числе каменное.

В 1537 году возводится замечательный собор во имя святых-страстотерпцев Бориса и Глеба. Это кирпичный на белокаменном подклете, четырёхпрестольный, одноглавый, крестово-купольный храм является ярким образцом московской архитектурной школы начала ХVI века. Его неоднократно достраивали и перестраивали (1620, 1656, 1778, 1824, 1887 гг.). Другим интересным сооружением в обители, сохранившимся до нашего времени, является комплекс Святых ворот с надвратным Никольским храмом (ХVII-ХIХ вв.) - это двухэтажное кирпичное здание, первоначально совмещавшее функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Нижний ярус с однопролётными воротами (1672 г.), чуланами и пекарней (1685-1687 гг.) сверху завершался небольшой бесстолпной одноглавой Никольской церковью. В результате перестроек (1852 и 1887 гг.) комплекс Святых ворот несколько изменил свой первоначальный облик. Но сохранился надвратный Никольский храм с трапезной (1685-1687 гг.), с приделом в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1834 г.). Сохранились и Братские кельи (последняя треть ХVII в.), Настоятельский корпус (первая пол. ХIХ в.), здание Духовного правления, двухэтажный краснокирпичный корпус (1902 г.), монастырская ограда (высота около 4 м, толщина 0,9 м с четырьмя круглыми башнями по углам, 1685-1689 гг.) и некоторые другие постройки.

Как и другие монастыри, обитель св. Бориса и Глеба страдала от разных бедствий: нашествий и разорений врагов (к примеру, в 1610 году от отрядов польско-литовских интервентов гетмана Я. Сапеги), пожара (1672 г.), иных бедствий и несчастий. Тем не менее, монастырь всегда восстанавливался, чему способствовали его легендарная история и близость к Москве. В 1652 году царь Алексей Михайлович Романов издал указ, по которому Борисоглебский монастырь стал подмосковной резиденцией его друга, советчика, доверенного лица - митрополита Новгородского Никона (он в том же 1652 году стал патриархом и был им до 1666 года), но вскоре охладел к этой обители.

В 1656 году патриарх Никон основал на берегу р. Истры Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который стал его любимой загородной резиденцией. Борисоглебский монастырь с 1652 года подчинялся Новгородскому митрополичьему дому, с 1664 года он недолго был самостоятельным, в 1682 году его приписали к Заиконоспасскому монастырю в Москве, но в 1725 году он снова стал независимым самостоятельным монастырём. Личность царя Алексея Михайловича Романова (1629-1676) как минимум дважды влияла на судьбу и развитие монастыря: непосредственно в 1652 году, когда по его желанию обитель стала резиденцией Никона, и косвенно в 1656 году. Жена стольника Алексея Чаплина - Прасковья Чаплина - пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия - святого покровителя её мужа, но она и её супруг смотрели дальше - этим строительством их семья в первую очередь отдавала дань уважения царю Алексею Михайловичу и их общему с Алексеем Чаплиным святому.

Давняя история этого монастыря, участие в его жизни ярких личностей неизменно привлекали к нему богатых вкладчиков и влиятельных покровителей, что обеспечивало его благополучие. В монастыре периодически велись значительные ремонтные и благоустроительные работы, а в 1689 году были возведены каменные стены и башни обители. К началу ХVIII века монастырь владел конюшенным двором к югу от Борисоглебской обители, где до 2009 года располагалась воинская часть, территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стеной, слободой из 14 дворов и мельницей на реке Березовец (приток Яхромы). После екатерининского указа 1764 года Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём Дмитрова (двое других - Пятницкий и Никитский - были упразднены).

В середине ХVIII века монастырь переживает трудные времена, постройки его сильно к тому времени обветшали. Правда, с 1777 года при монастыре действовало духовное училище. В 1888 году отмечался 500-летний юбилей монастыря, что вызвало рост интереса к нему. Под наблюдением архитектора Ивана Павловича Машкова восстанавливается в первоначальном виде собор, реставрируются здания обители, на рубеже ХIХ-ХХ вв. в Борисоглебской обители провели большие ремонтные и реставрационные работы на средства Е. С. Ляминой - вдовы крупного фабриканта И. А. Лямина, основателя товарищества Покровской мануфактуры, а в 1902 году архитектором Петром Анисимовичем Ушаковым на пожертвования всё той же Ляминой строится Духовное правление. Стоит сказать, что до конца ХIХ века в монастыре вели рукописную летопись.

После осенних событий 1917 года монастырская братия объединилась в артель, но уже в 1918 году монахов из Борисоглебского монастыря переводят в Николо-Пешношский монастырь Дмитровского уезда, а в нём разместились сёстры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с Западной Украины. В первой половине 1920-х гг. обитель ещё существовала, но это был уже женский монастырь, а не мужской, как прежде. В 1921 году к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины, изгнанные большевиками.

В 1926 году Борисоглебский монастырь местная власть окончательно закрыла и отдала его здания для размещения на его территории экспозиции музея Дмитровского края. Его сотрудники во главе с директором К. А. Соловьёвым были грамотными и патриотично настроенными людьми; они делали всё от них зависящее для сохранения комплекса монастыря как памятника истории, культуры, архитектуры. Судьба большинства музейных работников оказалась трагичной; они были репрессированы и почти все погибли. В 1932 году музей был переведён в Успенский собор. В том же году в зданиях закрытой обители разместилось Управление канала Москва-Волга и ДМИТЛАГа. ДМИТЛАГ был одним из подразделений ГУЛАГа - Государственного управления лагерей. Здесь, в Дмитровском районе, располагался именно специализированный лагерь заключённых, которые в основном и работали на строительстве этого канала наряду с вольнонаёмными людьми и военнослужащими. Этот лагерь и назывался Дмитлаг; его управляющее структурное подразделение находилось в монастыре. Примыкающие улицы: Комсомольская, Пионерская, Чекистская, Большевистская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая - образовали "городок ДМИТЛАГа", где селился инженерный состав и вольнонаёмные работники. Большинство работавших на строительстве канала умерли от истощения, нечеловеческих условий труда, неимоверного объёма работ или были расстреляны. Здесь работали порядка 200 тыс. репрессированных. В память о них на трассе канала установлен поминальный крест. ДМИТЛАГ просуществовал до 1937 года. С 1940-х по 1970-е гг. в монастыре находилась воинская часть, позже склады, различные организации - в основном конторы городских учреждений; часть построек были отданы под жильё рядовых горожан.

В 1993 году Борисоглебский монастырь возродился как духовный, религиозный центр Дмитрова. В 2003 году в нём было 8 насельников: настоятель архимандрит Роман (Гаврилов), 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. 31 августа 2003 года состоялся визит в обитель Патриарха Алексия II. 6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вновь освятил возрождённый и отреставрированный Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия, человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов. Вновь построены Свято-Духовская часовня (2000 г.), новое здание гостиницы для паломников, административный корпус.

Борисоглебский монастырь имеет и своё подворье - Преображенский храм в Балашихинском округе в селе Полтево. Обитель живёт согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях - выпекает просфоры и хлеб, изготавливает свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, благоустройством территории. Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников - люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, которых здесь немало.

Из книги Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. - М: Вече, 2005 и с сайта www.dmitrov.bgm.ru/история/Борисоглебский мужской монастырь

6 августа Церковь чтит память святых мучеников Бориса и Глеба . Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного . Они родились незадолго до Крещения Русской Земли и были воспитаны в духе христианской веры. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Глеб разделял стремление своего брата посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Братья отличались милосердием и добротой, подражая примеру своего отца - князя Владимира, который был милосердным и отзывчивым.

Житие князей Бориса и Глеба

Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира Киевского (ок. 960 - 28.07.1015 г.) от его жены византийской царевны Анны (963 - 1011/1012 гг.) из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II (976-1025 гг.). При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб - имя Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.

Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб - Муром. Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своего преставления, их отец великий князь Владимир призвал к себе старшего брата - Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Однако печенеги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.

После кончины в 1015 году Владимира Великого его старший сын от гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (?-11.06.978 г.), Святополк (ок. 979 - 1019 гг.) объявил себя великим Киевским князем. Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил войско, не желая междоусобной распри:

Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!

Святополк был изрядно коварным и властолюбивым человеком, не верил искренности слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого был народ. Тут же Святополк решился на страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться. Вспоминая подвиги первых христианских мучеников, он с готовностью встретил смерть. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса за утреней в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса.

Слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту своего господина, но тут же был убит. Однако Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал молиться, а потом обратился к убийцам:

Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам.

Тогда один из убийц подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им встретились два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк решился убить младшего брата - Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и отправил ему навстречу дружинников, чтобы они умертвили его на пути. В это время князь Глеб узнал о кончине отца и братоубийственном преступлении Святополка. Скорбя об этом, Глеб, как и ранее Борис, предпочел мученическую кончину братской войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли в гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен.

Мученический подвиг князей Бориса и Глеба

Жизнь страстотерпцев князей русских Бориса и Глеба была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. Братья своей волей показали, что за зло нужно воздавать добром. Это было еще ново и непонятно для Руси, привыкшей к кровной мести.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28).

Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека. «Видите ли, братия , - говорит преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые ».

Русские князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но властолюбивый Святополк оказался наказан за братоубийство. В 1019 году Киевский князь Ярослав Мудрый (ок. 978 - 20.02.1054 гг.) - единокровный брат Бориса и Глеба, один из сыновей князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.

По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит князь Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени , - пишет летописец, - затихла на Руси крамола ». Кровь, пролитая братьями Борисом и Глебом ради предотвращения междоусобных распрей, оказалась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.

Почитание святых Бориса и Глеба

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.

Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба - огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.

Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.

Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая - перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
  • 2 июня - первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
  • 6 августа - совместное празднование святым Борису и Глебу;
  • 24 августа - перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
  • 18 сентября - успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

————————

Библиотека Русской веры

Тропарь, глас 2

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 3

Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Храмы в честь святых Бориса и Глеба

Интересно, что почитание святых Борис и Глеба в древней Руси было куда более распространено, чем даже почитание святых равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги. Особенно заметно это по числу храмов, построенных во имя этих святых. Их число достигает нескольких десятков.

Строительство церквей в честь святых князей русских Бориса и Глеба было обширно на протяжении всей истории русской Церкви. В домонгольский период это, прежде всего, церковь в Вышгороде, куда постоянно совершались паломничества.

В честь святых Бориса и Глеба были созданы монастыри: Новоторжский, в Турове, Нагорный в Переславле-Залесском. К началу 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были сооружены деревянные церкви, которые со временем были заменены каменными. Одним из центров почитания князей Бориса и Глеба являлся монастырь на Смядыни. В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове.

Аналогичные каменные постройки появились в Рязани, Ростово-Суздальской земле, Полоцке, Новгороде, Городне и других.

Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекращалось и в последующее время. Борисоглебские храмы были построены: в Ростове, Муроме, Рязани, в с.Любодицы (ныне Бежецкий район Тверской области). Несколько церквей были посвящены Борису и Глебу в Новгороде: на воротах кремля, «в Плотниках».

Значительное число Борисоглебских храмов существовало в Москве и предместьях города: у Арбатских ворот, на Поварской улице, верхний храм церкви в Зюзине, а также в Подмосковье.

В XIV - начале XX вв. существовали монастыри во имя Бориса и Глеба: Ушенский на берегу реки Ушны близ Мурома, в Новгороде «с Загзенья», в Полоцке, на реке Сухоне в Тотемском уезде Вологодской губернии, в Сольвычегодске, в Можайске, в Переславле-Залесском «на песках», в Суздале, в Чернигове.

В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского монастыря получили грамоту от царя Алексея Михайловича на построение обители «на крови» Бориса, однако монастырь по неизвестным причинам не был создан. В 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест. В конце XVII в. упоминается храм во имя Бориса и Глеба неподалеку от места гибели Бориса.

В настоящее время действующими являются первый на Руси Новоторжский Борисоглебский монастырь в г. Торжок Тверской области, Борисоглебский на Устье мужской монастырь в поселке Борисоглебском Ярославской области, Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Аносин во имя Бориса и Глеба, Борисоглебский женский монастырь в Истринском районе Московской области, Борисоглебский женский монастырь в селе Водяное Харьковской области, Украина.

В Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и других старообрядческих согласиях нет ни одного храма, посвященного святым князьям - страстотерпцам Борису и Глебу. Что, надо признать, свидетельствует об упадке почитания русских святых в старообрядчестве. Вместе с тем надо отметить, что страстотерпцы по-прежнему почитаются в южнославянских странах, а в Московской Патриархии периодически открываются новые храмы и монастыри во имя этих святых.

Хоть кое-кто убежденно утверждает, что земля неповторима под серебристым светом луны, но – вы только посмотрите! - как она хороша при свете дня! Мы едем в ростовский Борисоглебский монастырь, а вдоль дороги - темнеют зеленью дремучие сосновые леса, белеет снег, их сочетание гармонично дополняет серое пасмурное небо. Машина подпрыгивает на российской дороге извечного качества, нас время от времени основательно встряхивает.

Мы собираемся полюбоваться еще одним историческим местом Ростова с несколькими непревзойденными памятниками архитектуры.

Все-таки какая замечательная вещь – путешествия! Новые места всегда сулят ранее неизвестные и незабываемые впечатления! Там, куда мы сейчас едем, мы получим их в избытке – просто захлебнемся впечатлениями от красивого и истинно русского места, почти не истоптанного туристами. Во всяком случае так нас уверили.

Не самая приветливая погода

Поехали! За бортом около нуля, но сильный ветер. На выходе из города порыв ветра сорвал с прохожего шапку и та проворно бросилась от владельца наутек по проезжей части. Гражданин находился в том возрасте, когда еще важно, как ты выглядишь в глазах окружающих. Боязнь показаться смешным мешала ему припустить изо всех сил за беглянкой, а пришедшее с годами благоразумие не разрешало махнуть рукой на потерю.

Головной убор резво скакал по произвольной траектории вдаль, но общее направление его движения все же просматривалось: куда-то на противоположную сторону дороги. Его хозяин, смущенно улыбаясь автомобилистам, пыхтел, метался по трассе и пытался улучить удобный момент для поимки своей вещи. Наконец, шапка, вильнув, прибилась к колесу идущего перед нами москвича, сам ловец при этом чуть не угодил под него же.

Саня проворно остановился, обезопасив тем самым арену действий. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, объект преследования, а следом его незадачливый владетель, выскочили на тротуар, где преступный головной убор живо пленили прохожие. Наконец-то получив собственность в руки, счастливый ростовчанин удалился. Мы последовали его примеру.

Первые русские святые Борис и Глеб
Кратко – кто же они такие?

Летом 2015 года исполнится тысяча лет, как отлетела к Господу душа крестителя Руси - великого князя киевского Владимира. Мало известны подробности его жизни. Да что там подробности! Окутаны туманом как и само его рождение, так и обстоятельства смерти.

Но известно, что Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был закоренелым многоженцем. Поэтому и детей от разных жен у него было много. Считается, что одних сыновей было двенадцать человек.

И особенно среди них он выделял младших - Бориса и Глеба. Кто был их матерью? Неизвестно. Долгое время считалось, что ею была дочь и сестра византийских императоров - порфирородная византийская принцесса Анна. Сейчас это утверждение в ученой среде считается необоснованным и не подтвержденным источниками.

Прошло всего несколько дней после неожиданной смерти Владимира, как в разных местах были убиты любимые его сыновья, не пожелавшие участвовать в междоусобной войне с братьями, – ростовский князь Борис и Глеб, княживший в Муроме.

В те далекие времена преемственность власти опиралась исключительно на силу и шла рука об руку с убийством претендентов. Безжалостно расправлялись даже с ближайшими родственниками.

А тут случилось удивительное: имея каждый под началом сильную дружину, они не захотели идти кровавым путем, не стали поднимать руку на братьев. Приняв мученическую кончину, они утвердили новую модель поведения – не все средства хороши для достижения власти.

Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными русской церковью. В их честь на Руси были построены сотни монастырей и храмов.


О Борисоглебском мужском монастыре, что находится в Ярославская области, я не знала абсолютно ничего, а ведь это младший родной брат нежно . Семь сотен лет назад пришли сюда в лесную чащобу два инока Феодор и Павел и решили основать в здешнем безлюдье монастырь. Место для обители указал им .

Сначала заложили иноки деревянный храм. Это был 1363 год, прошло меньше тридцати лет с того времени, как на горе Маковец вырос .

Но, если Троице-Сергиев монастырь занимал стратегически важное положение, закрывая доступ к Москве, то, стоящий на пути, соединяющем Углич и Ростов, Борисоглебский монастырь был не в силах перекрыть подступ ни к одному из этих городов. Чтобы попасть в любой из них и тогда, и сейчас, есть много других возможностей – дорога эта не единственная.

Причины, по которым удаленный Борисоглебский мужской монастырь не захирел, а стал расти и богатеть, не очень понятны. И еще менее понятны причины, вызвавшие особое отношение к нему со стороны великих князей московских и царей-Рюриковичей. Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности.

Вот, например, царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный. Как добрый христианин, в деяниях своих он каялся. Составлен был по его приказу синодик – перечень казненных, чтобы поминать их в церквях.

Списки жертв, с крупными денежными пожертвования в придачу, разослали по ряду обителей. В число этих избранных попал Борисоглебский монастырь. Кстати, сюда же Грозный вносил и весомые суммы на помин души жен своих – кроткой Анастасии Романовны, черкешенки Марии Темрюковны, а также сына царевича Ивана.

В XVI-XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в ростовской митрополии. Конец его благоденствию пришел в царствование Екатерины Великой, когда передала она монастырские земли графу Григорию Орлову – своему фавориту.

В 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области и вовсе упразднили, и только спустя семьдесят лет начался новый этап его жизни, и сюда вернулись монахи. В наше время на его территории как-то сосуществуют две организации - действующий монастырь и филиал музея Ростовский кремль.


Насельники святой обители и преподобный Иринарх, затворник Ростовский

Монастыри есть сообщества людей особенных, пребывающих один на один с Богом. Численность братии в них разная, в среднем от 20 до 100 человек. В Борисоглебском монастыре в настоящее время живет всего девятеро монахов.

А в XIV веке здесь жил инок Пересвет, тот, которого вместе с братом Ослябей благословил на битву добра со злом преподобный Сергий.

В конце 16 и начале XVII веков жил в монастыре еще один инок - Иринарх, впоследствии прославленный как святой.

В расцвете сил принял он постриг и 38 лет, до самой своей смерти, жил в добровольном затворе – крохотной келье размером в полтора на три метра. Укрощая плоть, носил на себе вериги: на шее цепь двадцати сажен, на руках восемнадцать оков, на плечах тяжестей числом семь, на ногах наложенные весомые путы, пояс обременял пуд металла, да было еще кое-что по мелочи - полторы сотни крестов на теле и железная палка, которой он побивал себя.

Но главным было не аскетическое житие преподобного Иринарха, а тот дар прозорливости, который позволял борисоглебскому затворнику провидеть будущее.

Так, он предсказал царю Шуйскому нашествие поляков, а потом подсказал ему момент победного наступления. А самому , не убоявшись, прямо в лицо предрек, что тот будет убит, если не покинет Русь. Святой Иринарх благословил поход и воинство Дмитрия Пожарского на борьбу с интервентами.


Святой источник Иринарха

Близ села Кондаково, что в сорока километрах от Борисоглебского монастыря Ярославской области, находится источник, выкопанный руками юного Иринарха, до того, как он стал святым затворником.

Родничок находится в лесу, холодная целебная вода слегка попахивает глиной – почвы вокруг глинистые. Святой источник Иринарха не замерзает, зимой и летом приходят сюда верующие за исцелением от болезней. Около него обустроена удобная купаленка. Считается, что эта ключевая вода излечивает бесплодие, кожные и сердечные болезни.

Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка, что отмечается 2 августа, из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха целых четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги затворника ростовского…

Здравствуй, поселок Борисоглебский!

В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.

После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.

Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и - погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.

Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку - дочка большая любительница птиц. И видим - махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону - не зря говорят, что сорока умная птица.

С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам - Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.


Лесной кремль – Борисоглебский монастырь

Дорога ведет к северной стене монастыря. Вдоль нее идут торговые ряды позапрошлого века.

В саму обитель ведут кружевные и узорчатые ворота со Сретенской надвратной церковью. Монументальная и красивая, с пятью главами, резной галереей и витыми колоннами, она приятного желто-оранжевого цвета. Украшают ее белые пояски и тоже белые многослойные наличники. Две круглых башни с гранеными навершиями охраняют ее по сторонам.

Древние терракотовые стены сложены из камня, они опоясывают монастырь, образуя неправильный четырехугольник периметром чуть больше километра (1040 метров). Толщина их внушительна - три метра, а высота колеблется от десяти до двенадцати метров. Ансамбль дополняют 14 мощных башен – 9 круглых и 5 квадратных, которые возвышаются на высоту от 20 до 40 метров.

Внутри стены большое пространство, где стоят лишь несколько зданий, но посажено много деревьев. Чувствуется, что летом тут необыкновенно хорошо.


Великий строитель владыка Иона Сысоевич

Изначально монастырь был возведен из дерева, до нашего времени эти постройки ни при каких условиях не смогли бы дожить. О том, сколько живут деревянные постройки, можно прочитать .

Первый каменный храм во имя святых Бориса и Глеба заложили на месте обветшавшего деревянного в 1522 году. То, что предстает перед нами сейчас – стены и постройки - сделаны стараниями создателя Ростовского кремля, неутомимого созидателя митрополита Ионы. Он не был ни выдающимся проповедником, ни знаменитым богословом, но был строителем, которому ни разу не изменило чувство гармонии и вкус.

Иона Сысоевич украсил митрополию великолепными храмами и зданиями. Он провел в Борисоглебском монастыре масштабные работы, перестроил существующие и построил новые здания, создал тот дошедший до наших дней монастырский ансамбль, что может поспорить с лучшими образцами мировой архитектуры.

Однако первое впечатление от монастыря – недоумение.

Зачем нужна была столь мощная крепость среди дремучих лесов? Что-то не верится, что умный и практичный Иона Сысоевич возводил мощные стены такой толщины и высоты исключительно ради красоты. Неет, что-то тут определенно кроется.

А может, быть и в самом деле была задумка у патриарха Никона, поставить церковную власть выше светской?

И для этого и понадобилось окружить Москву кольцом монастырей, по сути бывших сверхмощными военными крепостями? А митрополит ростовский Иона действовал в рамках патриаршего генерального плана и только неожиданная смерть главного организатора все изменила? Лишь спустя время после нее митрополит осмелился нарушить установки прежнего кумира…


Храмы и основные постройки монастыря сурового и мужественного

  1. Храм Бориса и Глеба – небольшой, четырехстолпный, одноглавый.
  2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной.
  3. Святые врата и над ними церковь преп.Сергия Радонежского – сооружения замечательные.
  4. В центре двора высится каменная трехъярусная звонница, на нижнем этаже которой находится церковь св.Иоанна Предтечи, а в проемах верхнего яруса просматриваются висящие колокола.
  5. Ворота и надвратная церковь Сретения Господня - великолепный образец декоративной архитектуры XVII века.
  6. Келья прп. Иринарха – прилепилась торцом к стене монастыря около башни.


Много не налюбуешься, однако

Внутри двора проложены дорожки, но во всем владении Борисоглебского монастыря не наблюдалось ни одного живого существа. Лишь при входе мимо нас торопливо прошагал один-единственный монах, указавший на собор Бориса и Глеба: «Там может быть еще открыто».

Но двери там уже были заперты. И не только там, в монастыре были закрыты абсолютно все двери, куда бы мы не пытались войти. Определенно, день был не наш.

Как-то взгрустнулось: нам не удалось подняться на стены, ни на башню, не получилось ни зайти внутрь церквей, ни посмотреть музейные экспозиции.

Какое-то время мы бесцельно походили по территории. Неприятное для жителей мегаполиса полное безлюдье и некомфортная погода своим сырым холодом буквально выдавливали нас отсюда. Если бы не ветер, то тишина, наверное, стояла бы просто пугающая. И мы ушли.

Для себя решили: Борисоглебский монастырь - это то место, куда непременно нужно съездить еще раз, но только тогда, когда тепло.


Фотографии С.М. Прокудина-Горского

Жил в начале XX века в Санкт-Петербурге некто Сергей Михайлович Прокудин-Горский и было у него увлечение - фотография. Причем снимки он делал цветные. И это за полвека до изобретения цветного фото! Каждая фотография запечатлевалась тремя камерами с разными светофильтрами на три отдельных стеклянных пластины.

Однажды в его жизни наступил звездный час - его работы увидел сам Николай II. Хозяин земли русской поручил ему сделать снимки всей империи. Закипела работа, да тут неожиданно грянула революция. Фотограф, подхватив семью и часть снимков, бежал за границу. В конце концов, нужда заставила его продать коллекцию Библиотеке конгресса США, где о ней надолго забыли.

RSS, Email ​

Адрес: Россия, Ярославская область, п. Борисоглебский
Дата основания: 1363 год
Основные достопримечательности: Собор Бориса и Глеба, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Сергия Радонежского, Звонница, церковь Сретения Господня
Святыни: список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери, Охранное знамя Сапеги
Координаты: 57°15"31.1"N 39°09"09.3"E

В небольшом районном центре Борисоглебское под Ростовом стоит старый Борисоглебский монастырь. Он был основан здесь, возле реки Устье, в XIV веке и пережил много непростых испытаний. Обитель, окруженная сосновыми борами, поражает величием и красотой сохранившихся древних храмов и почитаемых святынь. И к ним стекается много паломников, особенно во время проведения знаменитого Иринархского крестного хода.

История Ростовского Борисоглебского монастыря

Точных документальных данных о времени создания монастыря до наших дней не дошло. Самым первым построил для себя жилье на берегу Устьи отшельник Федор, который пришел сюда из-под Новгорода. Через три года к нему присоединился Павел. Эти два инока и стали первыми жителями нового мужского монастыря.

Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь

В 1363 году на Ростовскую землю с целью усмирить вражду между местными князьями приехал Сергий Радонежский. Это был период, когда Русь стала заметно укрепляться, готовясь нанести решающий удар Орде. И важно было добиться единства раздробленных княжеств для совместных политических и военных действий. С этими целями по периметру Руси стали строить монастыри-крепости.

Федор и Павел побывали у Сергия Радонежского и просили его о содействии об устройстве новой монашеской обители. Тот, в свою, очередь, убедил в этом правившего тогда в Ростовской земле князя Константина Васильевича. Решение было принято, и святыми покровителями монастыря выбрали особо почитаемых на Руси святых благоверных князей Бориса и Глеба.

По своему географическому положению обитель оказалась на северо-восточных рубежах крепнущего Московского государства. Она быстро росла, собирая иноков и ремесленников, и в скором времени здесь были построены первые деревянные церкви и кельи. А территорию монастыря обнесли большой укрепленной стеной, которая прослужила несколько сот лет, защищая его вначале от татар, а потом о польско-литовских захватчиков.

Слава о новом монастыре очень быстро распространилась далеко вокруг, и паломники приходили в обитель со всех сторон. Навещая родные места, здесь бывал преподобный Сергий Радонежский. В монастыре, спасаясь от преследования Юрия Звенигородского, нашел убежище великий московский князь Василий II Темный. А позже в стенах Борисоглебской обители он даже окрестил своего сына и наследника – будущего русского царя Ивана III.

Сретенская надвратная церковь

По распространенному преданию именно в стенах обители стал монахом легендарный Пересвет. Ей оказывали свое особое расположение все правители Руси, принадлежащие к династии Рюриковичей, а также первые государи фамилии Романовых, которые почитали этот монастырь в качестве «домашнего». В результате такой особой монаршей милости, обитель превратилась в одного из самых крупных в России владельцев земли. Ей принадлежало 360 сельских поселений и 22 000 десятин земельных угодий.

Особая страница монастырской истории связана с жизнью преподобного Иринарха (1547-1616), который в миру носил имя Ильи. До 30 лет он занимался торговлей, а затем принял постриг в Борисоглебской обители. В последующие годы этот монах вел жизнь затворника и не снимал с себя тяжелые вериги. Чтобы получить благословение Иринарха, в монастырь приезжали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Почти весь XVIII век обитель пережила без особых потрясений, процветала и стала центром Борисоглебских слобод. Вокруг нее проводились традиционные пышные ярмарки и развивались местные ремесленные промыслы.

Но в конце XVIII века произошли события, сильно повлиявшие на дальнейшую историю монастыря. Повелением царицы Екатерины II часть монастырских слобод в одночасье изъяли в пользу царского фаворита графа Орлова. В последующие годы было разворовано и распродано многое из ценностей, хранящихся в Борисоглебской обители, и ее благосостояние оказалось под угрозой. В дальнейшем монастырю так и не удалось восстановить былую мощь и величие.

Сретенская надвратная церковь с внутренней стороны монастыря

С приходом советской власти начались годы гонения на религиозные учреждения, и в 1924 году обитель упразднили. В ее помещениях разместили отделение Ростовского государственного музея. В это время было уничтожено много старинных икон и колоколов. И только благодаря вмешательству Наркомпроса, удалось избежать уничтожения монастырской звонницы. Те ценности, которые успели переправить в московскую Третьяковскую галерею или в Ярославский кремль, все же спасли. Но большая часть старинной утвари и реликвий были безвозвратно утрачены. Богослужения в монастырских храмах, тем не менее продолжались до 1928 года.

С 30-х годов прошлого века в монастыре размещались местная милиция, почтовое отделение, сберегательная касса, склады для хранения льна и зерна, и даже кондитерское производство. Музейным экспозициям принадлежали лишь здания Благовещенского храма и настоятельского корпуса. Музей даже закрывали на период с 1954 по 1961 год. Правда потом ему возвратили всю монастырскую территорию целиком. В эти годы начались большие реставрационно-восстановительные работы, благодаря которым удалось возвратить архитектурным памятникам их изначальный образ.

В 1994 году часть монастырской территории отдали православной церкви. А в 2015 году вся обитель целиком передана в ее управление.

Крепостные стены

Архитектурные памятники Ростовского Борисоглебского монастыря

Самые первые каменные постройки на территории обители появились в XVI веке. Сделанный из камня Борисоглебский собор был заложен в 1522 году по указу царя Василия III там, где до него стоял одноименный деревянный храм. Заслуги в возведении красивого собора приписывают известному в те времена зодчему Григорию Борисову, который двумя годами позже участвовал в строительстве на монастырской территории Благовещенского храма. У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основавшие обитель Павел и Федор.

Этот собор много раз перестраивали. Как и во многих православных храмах, со временем его подзакомарную кровлю заменили на современную четырехскатную. Такое покрытие было более дешевым и практичным, но не в лучшую сторону меняло внешний облик церковного здания. Во время проведенной в 1925 году реконструкции Борисоглебского собора были найдены свидетельства того, что когда-то его даже делали пятиглавым.

Каменную Благовещенскую церковь также построили в XVI веке, как трапезный храм на месте, где до нее стояла деревянная церковь. Век спустя ее также подвергли большим переделкам.

Кроме того, на территории сохранился каменный двухэтажный настоятельский корпус, возведенный в XVI веке, Это было большой редкостью и говорило о богатстве обители. Так как в других местах в те времена монастырские постройки делали только из дерева. С севера от настоятельских покоев стоит одноэтажный корпус для братии, в котором жили монахи и послушники.

Внутренний двор Ростовского Борисоглебского монастыря

Кирпичной стеной обитель обнесли во времена правления царя Ивана Грозного. В начале XVII века, в Смутные времена, именно эта оборонительная линия встречала подошедшее польско-литовское войско. А вот об исходе противостояния у историков существуют различные версии. Одни считают, что монастырь покорили и разграбили, другие – что поляки вынуждены были отступить. Существует также предание, что преподобному Иринарху удалось убедить поляков, возглавляемых гетманом Сапегой, не трогать обитель. Достоверно известно лишь то, что после нашествия монастырские укрепления перестраивали.

Очень выразительной делают обитель не только оборонительные стены с мощными башнями, но и величественные надвратные храмы – Сергиевский (1679 г.) и Сретенский. Поднявшись на монастырские укрепления, получаешь прекрасный обзор всей территории и окружающей обитель местности.

Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря

Территория монастыря открыта для свободного посещения с 7.00 до 20.00. Фотографирование братии и внутреннего убранства храмов во время богослужений возможно только с разрешения настоятеля обители.

Сейчас в монастыре проживает игумен и десять насельников. У них есть свой небольшой огород и пасека. Здесь также работают церковная лавка и музей, знакомящий с многовековой историей обители. Для групп паломников или туристов можно заказать экскурсию.

Звонница

Сегодня туристы и паломники стремятся побывать возле встроенной в монастырскую стену кельи, где жил Иринарх Затворник, а также возле гробницы с его мощами. Почитаемые вериги, шапочка и плеть преподобного Иринарха, к сожалению, были утрачены во времена советской власти.

В обители ежегодно проходят Иринарховские чтения и проводимый с 1997 года и очень почитаемый верующими Иринарховский крестный ход, который начинается от стен монастыря и проходит к источнику, расположенному в 40 км.

Богослужения начинаются в будни в 7.30, в воскресные и праздничные дни – в 8.00. Окончание вечерней службы в будни – 19.00, в воскресные и праздничные дни – 21.00-21.30.



Рассказать друзьям