Официальное название старообрядческой церкви. Чем отличается православная церковь от старообрядческой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) — наименование, установленное решением Освященного Собора 1988 года для старообрядческой Церкви на территории СССР (ныне в России и странах СНГ). Прежнее название, употреблявшееся с XVIII века, — Древлеправославная Церковь Христова . Русская Православная старообрядческая Церковь находится в полном церковно-каноническом единстве со старообрядческой Церковью в Румынии и с подчиняющимися ей общинами в других странах. В литературе встречаются наименования РПсЦ: Белокриницкое согласие , Белокриницкая иерархия — по названию монастыря в Белой Кринице (Северная Буковина), бывшей в составе Австрийской империи. Вследствие последнего обстоятельства, в русской дореволюционной литературе течение именовалось также австрийской иерархией .

Краткая история Русской Православной старообрядческой Церкви

Как известно, одним из следствий богослужебной реформы, предпринятой патриархом Никоном (1605-1681 гг.) и царём Алексеем Михайловичем (1629-1676 гг.), был раскол в Русской церкви. Государственные и церковные власти, руководствуясь рядом внешних и внутриполитических соображений, предприняли унификацию русских богослужебных текстов с греческими, что не было принято значительной частью Русской церкви. Принятые в России формы совершения таинств, священнодействий, молитв были изменены, отменены либо даже подвергнуты анафеме соборным судом Церкви. Вследствие государственного преследования старообрядцы остались без епископата (единственный открытый противник реформ Никона из архиереев, епископ , в апреле 1656 года погиб в ссылке). В таких чрезвычайных условиях некоторые старообрядцы (которых потом стали называть безпоповцами ) отказались принимать в общение никонианское священство, как еретическое, оставшись без священства полностью. В дальнейшем безпоповство разделилось на множество согласий и толков, подчас значительно отличающихся друг от друга своим учением.

Другая же часть старообрядцев — поповцы, исходя из канонической практики, существовавшей в Церкви со времени борьбы с арианством, настаивала на возможности и даже необходимости принятия в общение в сущем сане новообрядческих священнослужителей при условии их отречения от реформ Никона. В результате этого среди поповцев уже с конца XVII — начала XVIII века преобладала практика приёма священства от новообрядцев через . На протяжении XVIII века старообрядцами было предпринято несколько попыток приёма в общение какого-нибудь архиерея, но все они успехом не увенчались.

В царствование императора Николая I (1796-1855 гг.) положение старообрядчества изменилось в худшую сторону: правительством были приняты меры по искоренению беглого старообрядческого священства. В ответ на гонения в старообрядческой среде родилась идея учреждения старообрядческой епископской кафедры за пределами России. В 1846 году находившийся в Белокриницком монастыре (в середине XIX века село Белая Криница относилось к Австрийской империи (впоследствии Австро-Венгрия), затем — к Румынии, с июня 1940 — в составе Украинской ССР, при этом митрополичья кафедра была перенесена в город Брэила в Румынии) бывший Босно-Сараевский митрополит, по происхождению грек, (Паппа-Георгополи) (1791-1863 гг.; 12 сентября 1840 года был отозван в Константинополь Патриархом Анфимом IV (ум.1878 г.) ввиду опасений, вызванных жалобой митрополита на притеснения населения от местных турецких чиновников (ранее, в том же году, он поддержал восстание боснийцев против оттоманского правителя в Сараево) после переговоров со старообрядцами (иноками Павлом и Алимпием) согласился присоединиться к старообрядчеству по второму чину (чрез помазание миром) и совершил ряд хиротоний для старообрядцев. Таким образом, в Белой Кринице было положено начало старообрядческой иерархии, и ряд новопоставленных архиереев и иереев появился в пределах Российской империи. Некоторые обвиняют Амвросия в единоличном рукоположении епископов, что противоречит букве закона 1-го апостольского правила, но примером совершения и одобрения такого действия в экстремальных обстоятельствах послужили многие святые, в числе которых святитель Стефан Сурожский (ок. 700 — после 787 гг.), (ок. 347-407 гг.) и Афанасий Великий (ок. 295-373 гг.).

В 1853 году была основана Владимирская архиепископия ; через десять лет (в 1863 году) она была преобразована в Московскую и всея Руси . Центр Белокриницкого согласия располагался в Москве на Рогожском старообрядческом кладбище . Правительством были предприняты меры к искоренению новой иерархии: священников и епископов заключали в тюрьмы (так, епископ Конон (Смирнов; 1798-1884 гг.) провел в Суздальской монастырской тюрьме 22 года, алтари старообрядческих храмов запечатывали (алтари храмов Рогожской слободы в Москве простояли запечатанными в течение почти полувека: 1856-1905 гг.), старообрядцам запретили записываться в купеческое сословие и другое. Гонения начали ослабевать только в царствование Александра III , но и при нем сохранялся запрет на служение старообрядческого священства. В условиях усиления гонений после учреждения иерархии в среде старообрядцев-поповцев возникли новые разделения. Часть поповцев, поверив правительственной, а также беспоповской пропаганде о якобы обливательном крещении митрополита Амвросия, присоединении Амвросия к старообрядчеству из-за денег (симония) и т. д., не признала Белокриницкой иерархии, продолжая окормляться бегствующим священством из Российской Синодальной Церкви. Этой группе, называвшейся в первой половине XIX века «беглопоповцами », удалось обрести свою иерархию только в 1923 году; современное название этого согласия — (РДЦ).

24 февраля 1862 года в ответ на многочисленные нападки со стороны беспоповцев и обвинения в еретичности было издано «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии », подготовленное Владимирским (впоследствии Московским) архиепископом Антонием и начётчиком Иларионом Кабановым (псевдоним Ксенос; 1819-1882 гг.). В «Окружном послании », в частности, утверждалось, что новообрядцы, хотя и погрешают в вере, но веруют во Христа, что новообрядное написание «Иисус» не означает «иного бога», отличного от Исуса Христа, что четвероконечный образ Креста Христова также достоин поклонения, как и осьмиконечный, что христопреданное священство, таинства и бескровная Жертва будут существовать в Православной Церкви до скончания времён, что молитва за царя необходима, что время последнего Антихриста и конца света ещё не настало, что в Синодальной и Греческой Церквах священство истинное, следовательно, оно истинное и в РПсЦ, принявшей священство от Амвросия. Большинство верующих Белокриницкого согласия приняло «Окружное послание» (таких христиан стали называть «окружниками »), однако нашлись и отвергнувшие его («неокружники », или «противоокружники »). Положение осложнялось тем, что к неокружникам примкнули некоторые архиереи. Со стороны окружников в течение конца XIX — начала XX веков регулярно предпринимались попытки уврачевать неокружнический раскол, в связи с чем в целях церковной икономии «Окружное послание» неоднократно объявлялось «яко не бывшим» (при этом подчёркивалось, что послание вполне православно и не содержит ересей). Примирение значительной части неокружников с Московской архиепископией состоялось в 1906 году. За годы Советской власти та часть неокружнической иерархии, которая оставалась в расколе с Московской архиепископией, была репрессирована, другая часть перешла в РПсЦ, а иная — в единоверие, лишь единичные старики продолжают пребывать в беспоповском состоянии.

Несмотря на ограничительный по отношению к старообрядцам характер российского законодательства, Белокриницкое согласие, с 1882 года возглавлявшееся в России архиепископом Московским (Левшиным; 1824-1898 гг.), постепенно укрепляло свои позиции.

В конце XIX века происходило упорядочение внутренней церковной жизни старообрядцев Белокриницкой иерархии на основе принципа соборности, в чём немалая заслуга принадлежала епископу (Швецову; 1840-1908 гг.). До 1898 года все важнейшие внутрицерковные вопросы решал Духовный совет при Московском архиепископе, куда входили немногочисленные доверенные лица предстоятеля.

В марте 1898 года в Нижнем Новгороде состоялся собор с участием 7 епископов и 2 представителей от неприбывших архиереев, который уволил Саватия с Московской кафедры. Большинством голосов местоблюстительство архиепископского престола было поручено Уральскому епископу Арсению.

В октябре того же года в Москве состоялся новый собор, который избрал на Московскую кафедру Донского епископа (Картушина; 1837-1915 гг.). Собор упразднил Духовный совет и обязал архиепископа Иоанна созывать областные соборы епископов для рассмотрения жалоб на епископов и вообще для благоустройства дел церковных не менее одного раза в год. Собор также постановил, что епископы Белокриницкой иерархии в России, в том числе архиепископ Московский, должны быть подчинены этим соборам. В 1898-1912 годы было проведено 18 соборов, в их работе наряду со священнослужителями принимали участие миряне. Помимо соборов в жизни белокриницкого согласия в конце XIX — начале ХХ века большое значение имели ежегодные всероссийские съезды старообрядцев. Соборы являлись «верховными органами церковно-иерархического управления», а съезды — «органом церковно-гражданского единения старообрядцев», занимавшимися преимущественно вопросами хозяйственно-экономическими и общественно-политическими.

Большое значение для старообрядческой церкви имел манифест «Об укреплении начал веротерпимости», опубликованный 17 апреля 1905 года, предоставлявший старообрядцам права. В 12-м пункте манифеста предписывалось «распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез комитет министров до Высочайшего рассмотрения, так и по определениям судебных мест». По телеграмме императора, данной 16 апреля, представители московских властей сняли печати с алтарей старообрядческих храмов Рогожского кладбища. 21 февраля 1906 года делегация старообрядцев всех согласий в количестве 120 человек была принята Николаем II в Царском Селе. В 1905-1917 годы, по оценке (1874-1960 гг.), было построено более тысячи новых старообрядческих храмов, к работе над которыми активно привлекались видные архитекторы того времени — Ф.О. Шехтель (1859-1926 гг.), И.Е. Бондаренко (1870-1947 гг.), Н.Г. Мартьянов (1873 (по другим данным 1872) —1943 гг.) и другие. В эти годы открылись около 10 старообрядческих монастырей.

На 2-м Всероссийском съезде старообрядцев (1901 год) была создана училищная комиссия, перед которой стояла задача открытия общеобразовательной школы в каждом старообрядческом приходе. Этот процесс после 1905 года шёл довольно быстро. В августе 1905 года собор принял постановление об организации школ для изучения Закона Божия и церковного пения в приходах, о создании духовного училища в Нижнем Новгороде и об обучении юношей «чтению и пению и подготовлении их к служению св. Церкви» в Черемшанском Успенском мужском монастыре близ Хвалынска Саратовской губернии. 25 августа 1911 года постановлением Освященного Собора старообрядческих епископов был учреждён при Московской архиепископии Совет, который бы, под управлением архиепископа Иоанна (Картушина), занимался рассмотрением церковно — общественных дел и вопросов и разъяснением таковых. В 1912 году на Рогожском кладбище был учреждён Старообрядческий богословско-учительский университет с шестилетним сроком обучения. Наряду со священниками это учебное заведение должно было готовить законоучителей, церковно-общественных деятелей и учителей общеобразовательных старообрядческих школ.

Сразу после Октябрьской революции 1917 года в ходе массовой ликвидации домовых церквей закрылись домовые старообрядческие храмы (преимущественно в купеческих домах). В 1918 году были упразднены почти все старообрядческие монастыри, Богословско-учительский институт в Москве и все старообрядческие периодические издания. Во время гражданской войны случались расправы красноармейцев и чекистов со старообрядческими священнослужителями. В 1923 году архиепископ (Картушин; ок. 1859-1934 гг.) и епископ (Лакомкин; 1872-1951 гг.) выпустили «Архипастырское послание» с призывом к пастве быть лояльными новой власти.

В середине 1920-х годов белокриницкому согласию по разрешению ОГПУ удалось провести несколько соборов (в 1925, 1926, 1927 гг.), на которых рассматривались вопросы устроения церковной жизни в новых социальных условиях. Возобновилось издание (в частных издательствах) «Старообрядческих церковных календарей». Епископ Геронтий организовал в Петрограде братство св. священномученика Аввакума с пастырско-богословскими курсами при нём. К концу 1920-х годов старообрядческая Церковь Белокриницкой иерархии включала в себя 24 епархии, которыми управляли 18 епископов, несколько монастырей, существовавших после 1918 года под видом «трудовых артелей», и сотни священнослужителей.

Политика правительства по отношению к старообрядцам резко изменилась в конце 1920-х годов, когда в ходе проводившейся в СССР коллективизации сельского хозяйства была развёрнута кампания по «ликвидации кулачества как класса». Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве было зажиточным, и это дало основание Н.К. Крупской (1869-1939 года гг.) сказать, что «борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством», внутри которого наиболее крупным и организованным было белокриницкое согласие. В результате массовых репрессий против старообрядцев в 1930-х годах были закрыты все монастыри; многие области, прежде считавшиеся старообрядческими, лишились всех действующих храмов, было арестовано подавляющее большинство священнослужителей. При закрытии храмов и монастырей производилась тотальная конфискация икон, утвари, колоколов, облачений, книг, было уничтожено немало библиотек и архивов. Часть старообрядцев эмигрировала, преимущественно в Румынию и Китай. В ходе репрессий епископат был практически полностью уничтожен. Большинство архиереев было расстреляно, некоторые томились в тюрьмах, и лишь двое (нижегородский епископ (Усов; 1870-1942 гг.) и иркутский епископ Иосиф (Антипин; 1854-1927 гг.)) сумели выехать за границу. К 1938 году на свободе остался один архиерей — епископ Калужско-Смоленский Сава (Ананьев; 1870-е — 1945 гг.). Белокриницкая иерархия на территории СССР оказалась под угрозой полного исчезновения. Стараясь избежать этого и ожидая каждый день ареста и казни, в 1939 году епископ Сава единолично рукоположил епископа Паисия (Петрова) своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию. Ареста не последовало, и в 1941 году епископ Сава по ходатайству рогожских старообрядцев возвёл вернувшегося из заключения епископа Самарского (Парфенов; 1881-1952 гг.) в достоинство архиепископа. В 1942 году из заключения вернулся епископ Геронтий (Лакомкин), ставший помощником архиепископа.

В послевоенный период положение древлеправославной Церкви было крайне тяжёлым. Большинство закрытых в 1930-е годы храмов так и не были возвращены Церкви. Архиепископия Московская и всея Руси ютилась в подсобке единоверческого храма святителя Николы на Рогожском кладбище. Не было получено разрешения на открытие монастырей и учебных заведений. Единственным признаком религиозной «оттепели» стало разрешение издания церковного календаря на 1945 год. После войны удалось пополнить епископат. В 1945 году был рукоположен епископ (Моржаков; 1886-1970 гг.), в 1946 году — епископ Вениамин (Агольцов; ум. 1962 г.), а через два года — епископ (Слесарев; 1879-1960 гг.). В 1960-х — середине 1980-х годов церковная жизнь согласия характеризовалась застойными тенденциями: новые приходы практически не открывались, отдельные провинциальные храмы были закрыты из-за отсутствия не только священнослужителей, но и способных вести клиросную службу мирян. Распространилась практика окормления нескольких приходов одним священником. Священнослужители, пытавшиеся проявить какую-либо активность, нередко попадали под запрещение. В 1986 году, после кончины архиепископа (Латышева; 1916-1986 гг.) и местоблюстителя епископа (Кононова; 1896-1986 гг.), архиепископом Московским и всея Руси был избран незадолго до того рукоположённый епископ Клинцовско-Новозыбковский (Гусев; 1929-2003 гг.).

Новый предстоятель начал активно посещать провинциальные приходы, включая те, где архиерейского служения не было несколько десятков лет. На соборе 1988 года Московская Архиепископия была преобразована в Митрополию. На этом же Соборе было принято новое официальное название Церкви — «Русская Православная старообрядческая Церковь» вместо прежнего «Древлеправославная церковь Христова».

24 июля 1988 года в в Москве состоялось торжественное возведение архиепископа Алимпия в сан Митрополита Московского и всея Руси. В 1991 году Русская Православная старообрядческая Церковь возобновила официальное теоретическое и духовно-просветительское издание — журнал «Церковь». При митрополите Алимпии были возрождены Ярославско-Костромская, Сибирская, Дальневосточная, Казанско-Вятская епархии. Впервые после 1917 года была возобновлена связь со старообрядческой поместной Церковью Румынии. В 1995 году при художественно-реставрационном училище в Суздале было открыто старообрядческое отделение. В 1998 году состоялся первый выпуск. Среди девяти человек, получивших тогда свидетельства об окончании, все нашли себя в церковном служении. В 1999 году в силу финансовых и организационных проблем училище было закрыто. В 1996 году на Рогожском было создано Старообрядческое духовное училище, первый выпуск которого состоялся в 1998 году. Затем в деятельности училища снова был большой перерыв. 31 декабря 2003 года митрополит Алимпий скончался, и 12 февраля 2004 года митрополитом Московским и всея Руси стал епископ Казанский и Вятский (Четвергов; 1951-2005 гг.). С его именем связана активизация деятельности РПсЦ по многим направлениям, а также политика открытости внешнему миру. 1 сентября 2004 года возобновило свою работу Московское старообрядческое духовное училище. В октябре 2004 года территории бывших Калужско-Смоленской и Клинцовско-Новозыбковской епархий вошли во вновь образованную Санкт-Петербургскую и Тверскую епархию.

Митрополит Андриан пробыл на митрополичьей кафедре полтора года; сумел установить тесные связи с Московским правительством, благодаря чему в распоряжение Церкви были переданы два храма, была переименована улица Войтовича в Старообрядческую, предоставлено финансирование для восстановления духовно-административного центра в Рогожской слободе. Митрополит Андриан скоропостижно скончался 10 августа 2005 года в возрасте 54 лет от сердечного приступа. 19 октября 2005 года предстоятелем РПсЦ был избран епископ Казанский и Вятский (Титов; род. 1947 г.). Возведение на престол нового старообрядческого митрополита состоялось в Москве 23 октября в духовном центре староверов, расположенном в Рогожской слободе.

В мае 2013 года в РПсЦ была принята православная община из Уганды во главе со священником Иоакимом Киимбой. После кончины 10 января 2015 года протопресвитера Иоакима Киимбы новым настоятелем был назначен священник Иоаким Валусимби. 20 сентября 2015 года в Москве состоялась его иерейская хиротония, которую совершил митрополит Корнилий. По состоянию на сентябрь 2015 года у общины имелся один действующий храм в пригороде столицы Уганды Кампалы и ещё два строящихся (число прихожан составляло около 200 человек). 4 февраля 2015 года Советом Митрополии РПсЦ было принято решение о создании комиссии по вопросу о возможности признания Московским Патриархатом законности Белокриницкой иерархии. 31 марта того же года при участии митрополита Корнилия состоялась первая встреча комиссии с рабочей группой Московского Патриархата. Высший орган управления РПсЦ — Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви. Собирается ежегодно с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян. Церковное священноначалие состоит из десяти архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси. Традиционно старообрядческими регионами считаются Поволжье, Центральная Россия, Урал, Поморье и Сибирь, в меньшей степени Дальний Восток, Кавказ и Дон. Ещё 300 тысяч человек — в СНГ, 200 тысяч — в Румынии, 15 тысяч — во всем остальном мире. На 2005 год насчитывалось 260 зарегистрированных общин. Русской Православной старообрядческой Церкви в настоящее время принадлежит женский близ Углича. Издаются журнал «Церковь» и приложение к нему «Во время оно...». С 2015 года существует старообрядческое интернет-радио «Голос веры» (г. Сычевка Смоленской области, создатель — иерей Аркадий Кутузов) и проводятся старообрядческие онлайн-лекции.

Епархии РПсЦ

По состоянию на весну 2018 года.

  • Донская и Кавказская епархия — архиепископ (Еремеев)
  • Иркутско-Забайкальская епархия — епископ (Артемихин)
  • Казанская и Вятская епархия — епископ (Дубинов)
  • Казахстанская епархия — епископ Сава (Чаловский)
  • Киевская и всея Украины епархия — епископ (Ковалёв)
  • Кишинёвская и всея Молдавии епархия— епископ (Михеев)
  • Московская митрополия — митрополит (Титов)
  • Нижегородская и Владимирская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Новосибирская и всея Сибири епархия — епископ (Килин)
  • Самарская и Саратовская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Санкт-Петербургская и Тверская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Томская епархия — епископ Григорий (Коробейников)
  • Уральская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Хабаровская и всего Дальнего Востока епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Ярославская и Костромская епархия — епископ Викентий (Новожилов)

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой нелегко бывает отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского) и наоборот.

Иногда прохожий, увидит православный храм и заходит в него, чтобы поставить свечи, подать записки или совершить иные религиозные действия. Например, в соответствиями с традициями никонианской Церкви, именуемой ныне РПЦ МП, захожанин устремляется к иконам и хочет их все облобызать или хотя бы приложиться к каждой челом, дотянуться рукой, если иначе нельзя и тут вдруг оказывается, что ему это не разрешают делать, так как он попал в старообрядческий храм, где подобные обычаи не находят одобрения. Священники не благословляют, служители храма просят отойти от икон. Человек привыкший, к тому что целовать иконы в храме, это его религиозное право, начинает спорить и доказывать, что его права ущемляют, иногда сердито требует: «Уйдите все, я к Богу пришел, а не к вам!»

Между тем, впервые заходя в храм, о котором вам ничего неизвестно, всегда лучше спросить у привратника или свечницы о принадлежности храма. Здесь же мы рассмотрим некоторые признаки, которые помогут вам отличить старообрядческий храм от храма РПЦ МП.
.

Внешняя архитектура старообрядческого храма

Безпоповские храмы

Внешний образ храма

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы . У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине ) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет - определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Внутренний образ храма

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Восьмиконечный крест

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений . Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм точно не старообрядческий . И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное почитание.



.

. Свечи и паникадила

Оказавшись внутри незнакомого храма, нужно осмотреться. Так, например, в старообрядческих храмах во время Богослужения не используется электрический свет (исключение делается лишь для клироса ) . Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей - красных, белых, зеленых и пр. - не допускается.

Иконы в храмах

Важный признак старообрядческого храма - это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».


Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в храмах Московской Патриархии или униатских церквях, в старообрядческих храмах просто недопустимы. Поэтому, увидев в храме иконы новодельного письма, вы можете быть уверенными, что попали куда угодно, только не в старообрядческий храм и здесь вам не запретят прикладываться ко всем доступным иконам после богослужения.

Если в храме имеются иконы царя Николая II, прп. Серафима Саровского. блж. Матроны, то храм однозначно не может быть старообрядческим, так как старообрядцы не прославляли этих святых и иконы им не писали.

Так же следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме цилиндров, то вы скорее всего зашли в храм РПЦ МП, ибо такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской же церкви иноки и святители носили совсем другие головные уборы.

Клобуки в старообрядческой Церкви на иконе святителя и у Предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия

На иконе Святитель Лука в клобуке цилиндрической формы – иконография никонианской церкви (новодельное письмо)

Подручники

Во многих старообрядческих храмах можно встретить подручники - специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

Подручники для земных поклонов

Вопреки расхожему мнению, что в старообрядческих храмах никогда не бывает лавок или иных сидений (как у католиков или униатов) , на самом деле такие сиденья имеются в ряде старообрядческих безпоповских храмов прибалтийских стран.

.
Церковное песнопение

Если в храме совершается Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих . Многоголосное знаменного распева характерное для современной никонианской церкви и прочие аккорды, трезвучия, да и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены.

Для сравнения Херувимская песнь знаменного распева. Поют певчие РПЦ МП:

.

.

Конечно песнопение очень красивое, но церковное песнопение не должно превращаться в концерт, завораживать, очаровывать красивыми голосами и гармониями, ибо это молитва и ничто не должно мешать молитвенному духу на Литургии, во время которой Бог совершает великие таинства.

Одежда верующих стоящих на службе

В храмах Московской Патриархии одежда прихожан имеет вольный характер, особенно это заметно при взгляде на женщин, стоящих на службе. Они могут быть одеты в одежду любого фасона, стильную или небрежную, быть в юбке или брюках, а на голове иметь платок, небрежно накинутый шарф, оголяющий шею, или кружевную шапочку, едва прикрывающую затылок, из под которой кокетливо выпадают пряди волос.

Исповедь в храме РПЦ МП. Платки у девушек накинуты небрежно, слева одна из девушек вообще без платка.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на богослужении в Храме Христа Спасителя благословляет детей – девочки с непокрытой головой.

Подобная вольность в одежде недопустима в старообрядческом храме, ибо старообрядцы придерживаются особой, можно сказать культовой, строгости в одежде.

Женщины старообрядческой церкви знают, что в храм на праздничную службу надо приходить в длинной юбке, в белом платке и без макияжа В будни любой другой однотонный платок (не яркий), так же и одежда не должна быть пестрой или нескромной.

Женщины на молитве в храме РПСЦ

Мужчины молятся в старообрядческом храме Покрова Пресвятой Богородицы. Во время молитвы они подпоясывают свои чресла поясом.

February 2nd, 2015 , 07:51 pm

Я продолжаю рассказ о старообрядческой Москве. В первой части речь шла о Рогожской слободе - духовном центре Российских старообрядцев Белокриницкого согласия (РПСЦ). Этот рассказ о храмах, действующих, и тех, которые давно закрыты, но здания сохранились.
Если вы попробуете в рунете найти информацию по этой теме, то найденное будет очень скудным. Увы… В качестве информативной основы для этой публикации я выбрал статью Любимова И.М. опубликованную в 1995 году. Понятно, что некоторая информация устарела, но от этого текст не стал быть менее интересным. Проиллюстрирована публикация моими фотографиями.

Любимов И.М. «Судьба московских старообрядческих храмов»
Старообрядчество: история, культура, современность. Сборник. - Вып. 4. - М., 1995.

В данной статье речь пойдет о храмах Русской Православной Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия. До императорского указа 1905 г. о даровании старообрядцам Высочайших свобод Москва не была центром Белокриницкой поповской Церкви. В то время центр фактически переместился в Нижний Новгород, где с 1901 г. регулярно собирались Освященные старообрядческие соборы. Затем, в период с 1901 до 1906 гг., они созывались в разных городах, но ни разу не проводились в Москве.

В это время Покровский кафедральный собор, алтари которого были запечатаны царским указом с июля 1856 г., именовался просто часовней. Главный алтарь этого храма был распечатан в великую субботу (16 апреля 1907 г., ст. ст.), тогда же было получено разрешение проводить архиерейскую службу. По сей день, с перерывами, которые были вызваны атеистическими гонениями 1937-1946 гг., дата распечатания алтарей отмечается в третью неделю по Пасхе (Св. Жен-Мироносиц) молебном с пением канона Св. Пасхе и крестным ходом, которые привлекают многих молящихся.

В первые два десятилетия XX в., особенно с 1907 по 1913 гг., которые по праву считаются годами расцвета старообрядчества, в Москве строилось достаточно большое количество церквей и моленных. Большинство из них названо в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, т.к. традиционно считалось, что именно Божественный Покров позволяет старообрядческой Церкви преодолеть невзгоды и лишения. К моменту октябрьского переворота 1917 во второй столице действовало 25 церквей и моленных белокриницкого согласия.
Кроме того, в Москве существовали подворья белокриницкого священства, не признающие Окружное послание (написано в 1862 г., отменено в 1907г.), однако приемлющие общину под руковотвом епископа Иова („иовцы”), у которых было две церкви. Четыре церкви принадлежали общинам, отвергающим как окружное послание, так и «иовцев”. Таким образом, старообрядцам Белокрищкого согласия в Москве принадлежал 31 храм.
При этом следует учитывать, что по старому чину церковная служба велась также в древлеправославныx („беглопоповских”), беспоповских и единоверческих храмах. В результате, число церквей и моленных, в которых богослужение велось по дониковским правилам, приближалось к 50.
Возводимые старообрядческие церкви строились на пожертвования верующих и взносы богатых старообрядцев-промышленников и купцов: Ряшинских, Морозовых, Рахмановых, Солдатенковых, Кузнецовых. Огромное содействие в возведении храмов оказала купчиха Ф.Е. Морозова.
В 30-е гг. все старообрядческие церкви, за исключением Покровского собора в Рогожском поселке были закрыты. В них расположились гражданские учреждения, некоторые использовались для столовых и пивных. Первая волна разрушений храмовых построек под предлогом реконструкции и расширения улиц, прокатилась во второй половине 30-х гг., вторая во времена „хрущевской оттепели” в 60-е. Результатом этих событий стало исчезновение таких храмов, как Успение Пресвятой Богородицы при подворье московского архиепископа (Николо-Ямской тупик);

св. Апостола Петра и Павла в доме Нырковых (Шелапутинский пер. 1);

св. мученика Сергия и Вакха во 2 Золоторожском пер. (ныне Гжельский пер.);

св. Апостола Матфея на 1-й Мещанской ул. 43 в доме Кузнецова (ныне Просп. Мира). Дом построен архитектором Шехтелем Ф.О.;


Храм располагался на месте окна на втором этаже

Здания не сохранились:
Церковь Преп. Сергия Радонежского в доме Федорова, что на углу Б. и М. Вокзальных пер. (ныне Б. и М. Факельные на Таганке);
Церковь св. Николы Чудотворца в доме Потапова (Мало-Тишинский пер. 5);
св. Пророка Илии на 3-й Тверской Ямской 72.;
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Рыкуновом пер. (ныне Балакиревский пер. 2);
Церковь Св. Троицы в доме Свешникова в Ново-благословенском пер. (ныне Самокатная ул. 2).
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (в дер. Печатниково и Люблино (ныне муниципальный округ Печатники) и частная моленная инока Геннадия (2-я Хапиловская ул 9).
Церковь Введения во Храм Богородицы в доме П.И. Милованова на Измайловском шоссе 1;


Довоенное фото (взято у aj1972)

Не сохранилась и церковь Николая Чудотворца на Варгунихинской горе.

Оставшаяся часть церквей после реконструкции и перепланировки была обезображена внутри и снаружи до неузнаваемости. Такая участь постигла церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке (Новоселенский пер. 6), постройки 1907 г., после закрытия в 1932 г. передана общежитию на заводе „Станколит”и превратилась в обыкновенный жилой дом.

В период хрущевских гонений, которые следовало бы признать для церкви более суровыми, чем в сталинские времена, церкви попросту разрушались. Так, при перепланировке Таганской площади был уничтожен Покровский собор, подобная участь постигла и другие храмы.


Место собора Покрова Пресвятой Богородицы Таганской общины

Из сохранившихся храмовых построек, помимо Кафедрального Покровского собора у Рогожского кладбища, отмечу те церкви, где в наши дни начали совершаться богослужения. Это храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер., рядом с метро „Парк Культуры”, известный еще как находящийся на Остоженке (3-й Ушаковский пер., переименованный в 1922 г. в Турчанинов), построен в 1907-1911 гг. по заказу братьев Рябушинских, проект В.Д. Адамовича и В.М. Маята.

Путеводитель по Москве, выпущенный в 1917 г., отмечал здесь иконостас новгородских писем XV, в., представлявших большую художественную ценность. Церковь Покрова венчали 8 колоколов, самый большой из которых весил 98 пудов и 20 фунтов.

Храм был закрыт в 1935 г., после чего в нем находились различные учреждения. Интерьер здания оказался в значительной степени утраченным, восстановление его в настоящее время практически невозможно. В день Рождества св. Николы Мирликийского - это придел храма - здесь проходят большие торжества.

Церковь св. Николы Чудотворца (Бутырский вал 7, ранее пересечение Камер-Коллежского вала и Царского пер.) была заложена на земле купцов Рахмановых 29 июля 1914 г.

Сооружался этот храм под руководством архитектора И. Кондратенко в течение 1915-1916 г. Несмотря на военную пору, он был построен очень быстро, подняли даже колокола. Однако революция и разруха помешали окончательному оформлению интерьера храма, и он был освящен только в 1921 г.

Но недолгой в эпоху империи большевиков была его жизнь. Регулярные богослужения прервались уже в 1939 г., хотя с перерывами продолжались до 1941 г. А затем здесь обосновалась мастерская скульптора С.М.Орлова (который трудился над известным памятником Юрию Долгорукому). К тому времени, когда основатель Москвы занял привычное место напротив здания Моссовета, первоначальный облик храма был утрачен. Колокольня лишилась шатрового покрытия с главкой, а церковь - купола. В стенах прорубили огромные окна, на хорах разобрали часть свода. Некогда могучий храм ветшал, и к моменту передачи его старообрядческой общине остались лишь стены. В настоящее время отремонтирован только придел в честь пророка Илии; заказан иконостас для придела. Само помещение храма требует капитального ремонта. (В настоящее время в храме продолжаются ремонтно-восстановительные работы, но службы проходят уже в основном, Никольском приделе, 1995)

Расположенный неподалеку храм Покрова Превятой Богородицы (находится а территории Таганского парка) строился по заказу братьев Рябушинских и, после открытия в 1906 г., принадлежал Каринкинской общине старообрядцев. В настоящее время он занят конструкторским бюро по ремонту оборудования (сейчас там детский театр ).

Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29) строился по проекту уже упоминавшегося архитектора И. Бондаренко. Его внутреннее убранство отличал богатый иконостас, роспись стен выполнена в древнерусском стиле. Сейчас здесь располагается спортивный зал „Спартак”.

По проекту того же архитектора И. Бондаренко в 1912 г. был построен Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Отобранный у верующих в середине 30-х гг., храм отдан под клуб швейного объединения.

Собор Николая Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины (Лефортовский пер., 8, стр. 1). Построен в 1912 г. по проекту архитектора Мартьянова Н.Г. Часть занята офисами, иногда проходят молебны.

На Серпуховском валу, 16 (Хавская ул.) располагался храм с двумя церквами - св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией матери. Сейчас здесь размещается увеселительный гриль-бар. (Недавно бар был закрыт, здание сменило владельца, но передавать храм старообрядцам власти до сих пор отказываются) (на данный момент храм восстанавливается, но не как старообрядческий - коллизии судьбы увели его в РПЦ ).


Фотография 2010 года


Фотография 2010 года


Фотография 2014 года


Фотография 2014 года

Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице. Заложен 12 октября 1908 г., строился по проекту архитектора Десятова.

Земля для храма была приобретена Ф.Е. Морозовой. Общая стоимость церкви составила 100.000 руб. - средства по тому времени немалые. «Сегодня старобрядческая Москва украсится новым чертогом Божьим. Дай Бог, чтобы подобное триумфальное шествие не встретило на своем пути препятствий и непрестанно бы распространялось вширь и глубь». Так писал журнал „Церковь” в Отчете о пожертвованиях старообрядцев в №39 за 1910 г.

Однако судьба храма была трагичной. Священник, о. Ферапонт Лазарев погиб в сталинских застенках 2 марта 1931 г., а служба здесь в последний раз проходила 22 мая 1932 г. (Несколько лет назад храм был передан Русской Древлеправославной Церкви, и в настоящее время Покровский храм стал кафедральным собором РДЦ, в нем ежедневно совершаются службы).

Старообрядческая моленная была в доме Носовых (Мал. Семёновская, д.1, стр. 1)

Домовая церковь Николая Чудотворца была в доме Храпуновой (ул. Садовая-Сухаревская, д. 7). Расписывал её художник Добужинский.

В доме Рахманова (ул. Бакунинская, д. 2) была моленная Покрова Пресвятой Богородицы.


Моленная располагалась в этом флигеле

Моленная была в доме Смирнова (ул. Александра Солженицина, д. 22).

В доме К.Т. Солдатенкова была моленная (ул. Мясницкая, д. 37, стр. 1). Построен дом в середине XIX века архитектором Резановым А.И. Нынешним хозяином восстановлена роспись моленной.

В доме С.П. Рябушинского, известного ещё как музей М. Горького (Мал. Никитская, д. 6) была моленная комната. Её облик в данный момент восстановлен. Дом построен в 1904 г. архитектором Шехтелем Ф.О.


Моленная за двумя маленькими окошками

Домовая церковь Николая Чудотворца священника-старообрядца Исаакия Носова (Пушкарев пер., д. 7). Предполагалась постройка отдельного здания, однако из-за начала I мировой войны и последовавшей революции план осуществлен не был.

Церковь Петра и Павла в доме Муравьевых (ул. Бахрушина, 15, стр. 2)


Фото с сайта pastvu.com Поднятие креста

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в доме М. Полежаевой Замоскворецкой старообрядческой общины (ул. Бахрушина 21).

В доме Ф.Е. Морозовой находились две домовые церкви Марии Египетской и Николая Чудотворца (Большой Трехсвятский пер. 1-3).

Моленная Николы Чудотворца в доме Карасевых (ул. Вековая, 20/13)

Возвратимся в Рогожский поселок. Главный старообрядческий собор, возведенный в 1792 г. (архитектор М.Ф. Казаков) не прекращал богослужения в самую лихую годину конца 30-х гг.
В это время старообрядческие архиереи томились в тюрьмах и ссылках, а Местоблюститель архиепископа, епископ Викентий, скончался в темнице весной 1938 г. Условия жизни тех священнослужителей, которых сослали, были чрезвычайно тяжелыми, некоторые из них были вынуждены оставить службу в храмах.

Прихожане, испуганные угрозами расправы, отказывались регистрироваться в обязательную «двадцатку», дающую право сохранить церковь действующей. Покровский собор, где хранились уникальные иконы XIII - XVII вв. хотели отобрать у старообрядцев и превратить в театр. Только благодаря энергии и самоотверженным действиям настоятеля храма о. Василия Королева была набрана „двадцатка”. В собор пришли певцы из закрытых московских старообрядческих церквей, главным образом из Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой, где существовали сильные певческие школы старообрядческого пения. Это чудесное пение звучало в Покровском соборе во время войны и некоторое время в послевоенную пору, пока эти исполнители не отошли в мир иной.
На Пасху 1942 г. городские власти неожиданно, вопреки правилам военной поры (Москва находилась на осадном положении, враг не был выбит из пределов Московской области) разрешили богослужение и беспрепятственное передвижение по Москве ночью. А на Пасху 1945 г. храм вместил невиданное количество молящихся (предположительно 12-14 тыс.). Певцы были вынуждены переместиться на хоры. С тех пор, как и в „золотую пору”, богослужения в Покровском соборе совершаются ежедневно.
На пути в Покровский собор, со стороны Нижегородской улицы мы проходим каменный остов. Это бывший храм Рождества Христова, созданный по проекту знаменитого зодчего Василия Баженова в 1804 г. (на данный момент восстановлен).

Он воздвигнут как зимний храм с калориферным отоплением. В нем молились с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года (а с Великой Светлой заутрени до Покрова - в летнем Покровском неотапливаемом соборе). Последнее богослужение в Христорождественском храме состоялось 19 августа 1929 г. на Преображение.
После закрытия храма Рождества купольный крест и главы были снесены, настенная живопись уничтожена. Утварь, хранившаяся в подвалах для торжественных богослужений, растаскана. С Пасхи 1930 г. в храме уже размещалась столовая с продажей пива и водки. В 70-е гг. столовую закрыли, а помещение занял „ Мосаттракцион”. Последнее учреждение, находящееся здесь - склады музеев Кремля, которые обязались привести в порядок хотя бы фасад храма. После некоторой внешней косметики работы были приостановлены и храм снова стал ветшать. Московское правительство возвратило весь религиозный ансамбль Рогожского поселка митрополии и московской старообрядческой Рогожской общине.
На этой территории располагаются бывшие дом Притча, дом духовенства, занятые в настоящее время зубоврачебной поликлиникой, детским приютом. В бывшем старообрядческом институте разместилась школа.


Дом причта


Певческие палаты

Иноческие кельи


Богадельня Белова

За двумя рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой, куда в праздник Богоявления совершался крестный ход с освящением воды. Ныне на месте пруда стадион Завода автоматических линий.(В 2005 г. Правительство Москвы выделило средства для восстановления архитектурного ансамбля Рогожской слободы. Ремонтно-восстановительные работы продолжаются) (как видите на фото, работы завершены).

Колокольня возле Покровского собора видна издали. Возведена по проекту архитектора Горностаева в 1912-1913 гг. во имя Воскресения Христова, в память распечатания алтарей Покровского кафедрального собора. Однако подъем креста на нее сделан еще в 1907 г.
Здание колокольни было отобрано в середине 30-х гг. и использовалось под склад. Беспризорная колокольня разрушалась и, вероятно, поэтому после грозы в мае 1938 г. с нее свалился огромный крест. В войну по неизвестной причине произошел взрыв, разрушивший паперть и нижнюю часть колокольни. К счастью, само сооружение устояло и в 1947 г. было передано архиепископии, а в 1950 г. сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы, в настоящее время для богослужений неиспользуемая. Однако в 50-х гг. она была использована как зимний храм, и в ней молились. Теперь здесь совершают обряды крещения.

В 1988 г. на колокольню поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П.И. Оловянишникова. После разорения храма под колокольней колокол исчез и был найден в 80-е гг. во МХАТе, передан митрополии. Вес самого большого колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.)
Один из старообрядческих колоколов венчает церковь Казанской Божией Матери на Красной площади и до сих пор не отдан старообрядцам. Сколько еще утраченных колоколов покоится под сценами театров!».

Уже после публикации этой статьи произошло очень важное событие. Успенский храм-колокольня 1 февраля 2015 г. был переосвящен после больших реставрационных работ во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено историческое имя. Теперь это единственный в старообрядчестве храм, освященный во имя этого события. Первоначально, 18 августа 1913 года, этот храм был освящен именно во имя Воскресения Христова. С этим посвящением он и был закрыт в 1934 г.
По окончании освящения митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил на вновь освященном престоле храма архиерейскую литургию.

Православные христиане нынешнего времени иногда задаются вопросом о том, чем отличаются прихожане старообрядческой церкви от них. Чтобы научиться их различать, необходимо знать не так уж много особенностей.

Что такое старообрядческая церковь

Старообрядческой церковью называют общее количество разных организаций религиозного направления и течений богословья, которые возникли вследствие отделения от православной церкви. Данный раскол произошел во времена правления Патриарха Никона, который в 1650-1660 годах провел ряд богослужебных реформ, с которыми не согласилась часть служителей высокого ранга.

Православной церковью считается объединение верующих согласно религии восточной ветви христианства, которые принимают догматы Православной Церкви и подчиняются ее традициям.

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Кроме такого названия, существует и другое, греческое. Ортодоксия. При переводе слово звучит как единомыслие. То есть совокупность людей, которые мыслят и действуют одинаково.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.


При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

Сравнение двух направлений

Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.

Обратите внимание, если вам придется увидеть старообрядческое служение, что для литургии в их церквях не используется агнец, хлеб для проведения Литургии. Православные священники используют его в процессе проскомидии. Обычай достаточно новый, поскольку возник в 19-м веке, соответственно, не может использоваться старообрядцами.

Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.

Перста

Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами. Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу. В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.

Образ Иисуса

Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус. При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос). Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).

Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.

Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.

Символы веры

«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.

Православная «Верую» звучит намного мелодичней, ее слова не мешают друг другу, не спотыкаются. Противопоставление понятий происходит без лишних связок. В старообрядческой форме данные связки присутствуют. Не заметить их невозможно. Понятия «рожденна, несотворенна», как это использовано в православной молитве, у староверов звучит как «рожденна, а не сотворенна».

Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.

История Церкви

Русская Православная Старообрядческая Церковь полагает всю историю Русской Церкви до 1653 года своей историей.

Церковные реформы XVII века и раскол

21 февраля 1906 года делегация старообрядцев всех согласий в количестве 120 человек была принята Николаем II в Царском Селе .

В ходе репрессий епископат был практически полностью уничтожен. Большинство архиереев было расстреляно, некоторые томились в тюрьмах и лишь двое (нижегородский епископ Иннокентий (Усов) и иркутский епископ Иосиф (Антипин)) сумели скрыться за границей . К 1938 году на свободе остался 1 архиерей епископ Калужско-Смоленский Сава (Ананьев) . Бело-криницкая иерархия на территории СССР оказалась под угрозой полного исчезновения. Стараясь избежать этого и ожидая каждый день ареста и казни, в 1939 году епископ Сава единолично рукополагает епископа Паисия (Петрова) своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию. Ареста не последовало, и в 1941 году епископ Сава по ходатайству рогожских старообрядцев возвёл вернувшегося из заключения епископа Самарского Иринарха (Парфенова) в достоинство архиепископа .

В 1942 году из заключения вернулся епископ Геронтий (Лакомкин) , ставший помощником архиепископа.

В послевоенный период положение древлеправославной Церкви было крайне тяжёлым. Большинство закрытых в 30-е годы храмов так и не были возвращены Церкви. Архиепископия Московская и всея Руси ютилась в подсобке единоверческого храма святителя Николы на Рогожском кладбище. Не было получено разрешения на открытие монастырей и учебных заведений. Единственным признаком религиозной «оттепели» стало разрешение издания церковного календаря на 1945 год .

После войны удалось пополнить епископат. В 1945 году был рукоположен епископ Иосиф (Моржаков) , в 1946 году - епископ Вениамин (Агальцев), а через два года - епископ Флавиан (Слесарев) .

В 1960-х - середине 1980-х годов церковная жизнь согласия характеризовалась застойными тенденциями: новые приходы практически не открывались, отдельные провинциальные храмы были закрыты из-за отсутствия не только священнослужителей, но и способных вести клиросную службу мирян. Распространилась практика окормления несколько приходов одним священником. Священнослужители, пытавшиеся проявить какую-либо активность, нередко попадали под запрещение.

В 1986 году, после кончины архиепикопа Никодима (Латышева) и местоблюстителя епископа Анастасия (Кононова) , архиепископом Московским и всея Руси был избран незадолго до того рукоположенный епископ Клинцовско-Новозыбковский Алимпий (Гусев) . Новый предстоятель начал активно посещать провинциальные приходы, включая те, где архиерейского служения не было несколько десятков лет.

На соборе 1988 года, в год празднования 1000-летия крещения Руси , Московская Архиепископия была преобразована в Митрополию. На этом же Соборе было принято новое официальное название Церкви - «Русская Православная Старообрядческая Церковь» вместо прежнего «Древлеправославная Церковь Христова». 24 июля 1988 года в Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве состоялось торжественное возведение архиепископа Алимпия в сан Митрополита Московского и всея Руси .

31 декабря 2003 года митрополит Алимпий скончался, и 12 февраля 2004 года митрополитом Московским и всея Руси стал епископ Казанский и Вятский Андриан (Четвергов) .

Андриан пробыл на митрополичьей кафедре полтора года; сумел установить тесные связи с Московским правительством , благодаря чему в распоряжение Церкви были переданы два храма, была переименована улица Войтовича в Старообрядческую , предоставлено финансирование для восстановления духовно-административного центра в Рогожской слободе . Митрополит Андриан скоропостижно скончался 10 августа 2005 года в возрасте 54 лет от сердечного приступа.

Позднейшие события

На соборе митрополит Корнилий согласился на упорядочение в будущем своих внешних контактов в соответствии с существующими правилами и традициями; принято определение, что, несмотря на отдельные ошибки Митрополита, он не совершил ничего, влекущего канонических прещений . По сообщениям СМИ , делегация Дальневосточной епархии во главе с протоиереем Елисеем Елисеевым покинула Собор и прекратила общение с митрополитом; Собор же изверг из сана протоиерея Елисея; подтвердил, что «Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь отвергает экуменизм и анафематствует его» и напомнил «христианам о решениях Соборов нашей Церкви 1832 и 1846 гг., признающих новообрядчество ересью второго чина» . Специальным Определением Суда были наложены прещения на ряд клириков и мирян («лицам, виновным в публичном распространении через Интернет и иные СМИ необоснованных обвинений на первосвятителя»), в частности: «отлучить Алексея Шишкина и Андрея Езерова от святыни на срок до рассмотрения вопроса на следующем Архиерейском Суде. От имени Архиерейского Суда наложить на них усиленную епитимию»; «отлучить от церковного общения инока Алимпия (Вербицкого), Дмитрия Барановского и Димитрия Козлова на срок рассмотрения на следующем Совете Митрополии их письменного раскаяния, опубликованного в СМИ» . Примечательно, что Езеров (бывший единоверческий священноинок Арсений Озеров), Шишкин и Барановский были на Соборе докладчиками по вопросам «О ереси экуменизма и её апокалиптическом значении», «о ересях, содержащихся в современном вероучении РПЦ МП» и «коммунизме как оккультно-мистическом учении» соответственно.

Наблюдатели расценили решения Собора как попытку изменения курса на открытость, принятый при Митрополите Андриане .

В ноябре 2011 года ряд отделившихся в 2007 году от митрополита Корнилия старообрядцев обратились в Синод Русской истинно-православной церкви с просьбой о рукоположении для них епископа.

Освященный собор октября 2008 года

Особенности вероучения и богослужения

Боярыня Морозова с двуперстием

Русская Православная Старообрядческая Церковь исповедует православное учение о неразрывной связи между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств. По мнению старообрядцев , любое священнодействие и чинопоследование имеют символическое, богословское, педагогическое и историческое значение. Согласно их учению, во всех христианских священнодействиях и таинствах есть несомненное присутствие Божественной благодати: «Господь Бог глубиной своей мудрости человеку под видимыми и телесными знамениями невидимые дары Свои дал есть» (Иоанн Златоуст).

Имеет общие с прочими старообрядческими течениями; обрядовые особенности в сравнении с каноническими (новообрядными) православными Церквами : совершение крестного знамения двумя, а не тремя перстами, крестный ход по часовой стрелке, а не против, произношение и написание «Исус», а не «Иисус», строгое соблюдение трёхпогружательного крещения и прочее. Новообрядцев РПСЦ признаёт еретиками и принимает в общение первым (через Крещение - в случае совершенного ранее обливательного крещения) или вторым чином (через миропомазание - крещённых трёхпогружательным крещением).

Церковное устройство и управление

Высший орган управления - Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. Собирается ежегодно с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян.

Церковное священноначалие состоит из восьми архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси .

Современное состояние

В начале XX века в Москве действовал , возобновленный в 1990-е годы как Духовное училище.

Епархии

Название епархии Дата основания Правящий архиерей Центр Территория Приходов Монастырей Примечания
Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока епархия епископ
Патермуфий (Артемихин)
Хабаровск Приморский край , Хабаровский край , Иркутская область 1
Казанская и Вятская епархия епископ
Евфимий (Дубинов)
Казань Татарстан , Удмуртия , Марий Эл , Чувашия , Мордовия , Кировская и Ульяновская области нет
Донская и Кавказская епархия епископ
Зосима (Еремеев)
Ростов-на-Дону Ростовская , Волгоградская , Астраханская области , Ставропольский край , Краснодарский край , Адыгея нет
Киевская и всея Украины епархия епископ
Саватий (Козко)
Киев Украина 1
Кишинёвская и всея Молдавии епархия епископ
Евмений (Михеев)
Кишинёв Молдавия 1
Московская митрополия митрополит
Корнилий (Титов)
Москва нет
Нижегородская и Владимирская епархия (вакантна)
в/у
Корнилий (Титов)
Нижний Новгород Нижегородская и Владимирская области нет
Новосибирская и всея Сибири епархия Силуян (Килин) Новосибирск нет
Самарская и Саратовская епархия (вакантна)
в/у
Корнилий (Титов)
Самара Самарская , Саратовская и Пензенская области нет
Санкт-Петербургская и Тверская епархия (вакантна)
в/у
Корнилий (Титов)
Санкт-Петербург Санкт-Петербург , Ленинградская , Тверская область нет
Уральская епархия (вакантна)
в/у
Корнилий (Титов)
Пермь Пермская область нет
Ярославская и Костромская епархия епископ
Викентий (Новожилов)
Ярославль Костромская и Ярославская области Улейминский монастырь

Предстоятели

  • Антоний (Шутов) (1863 - 8 ноября 1881)
  • Саватий (Лёвшин) (10 октября 1882 - 8 сентября 1898)
  • Иоанн (Картушин) (16 октября 1898 - 24 апреля 1915)
  • Александр (Богатенко) (28 апреля - 30 августа 1915) местоблюститель
  • Мелетий (Картушин) (30 августа 1915 - 4 июня 1934)
  • Викентий (Никитин) (1934-1938) местоблюститель
  • Иринарх (Парфёнов) (1941 - 7 марта 1952)
  • Флавиан (Слесарев) (16 марта 1952 - 25 декабря 1960)
  • Иосиф (Моржаков) (19 февраля 1961 - 3 ноября 1970)
  • Никодим (Латышев) (24 октября 1971 - 11 февраля 1986)
  • Анастасий (Кононов) (14 февраля - 9 апреля 1986) местоблюститель
  • Алимпий (Гусев) (6 июля 1986 - 31 декабря 2003) с 13 апреля 1986 года - местоблюститель
  • Иоанн (Витушкин) (3 января - 12 февраля 2004) местоблюститель
  • Андриан (Четвергов) (12 февраля 2004 - 10 августа 2005)
  • Иоанн (Витушкин) (11 августа - 23 октября 2005) местоблюститель
  • Корнилий (Титов) (с 23 октября 2005)

Примечания

  1. Ввиду сомнений в законности епископства Амвросия, в течение половины XIX - начала XX века в Константинополь и Энос (родина Амвросия) снаряжались посольства староверов для выяснения прежде всего 2 вопросов: 1) был ли Амвросий крещён троекратным погружением или обливанием; 2) не состоял ли он под запрещением на момент его пребывания в Белой Кринице в 1846 году. На оба вопроса были получены не вполне однозначные ответы; в частности, российский Святейший Синод толковал официальный ответ Патриархии от 1875 года как указание на его статус «самоотлучённого», что было несколько вольным переводом греческого αὐτοκαθαίρετος (см. Л. А. Герд. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878-1898) . М., 2006, стр. 418 и далее; также: Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви . Барнаул, 1999, стр. 437-438.
  2. http://sobornik.ru/text/prolog/prolog03-05/page/prolog03-23.htm Житие прпмч. Никона
  3. http://sobornik.ru/text/prolog/prolog03-05/page/prolog04-09.htm Память мученик в Персиде
  4. http://sobornik.ru/text/prolog/prolog12-02/page/prolog12-15.htm Стефана Сурожского
  5. Житие Иоанна Златоуста
  6. Памятники древней Христианской Церкви


Рассказать друзьям