Добрый и верный раб. Байка «Притча о таланте, зарытом в землю

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Прп. Симеон Новый Богослов

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом

Видишь ли, что верный есть тот, кому вверяется? Кто же не чувствует и не знает, чтоб ему вверено было что-нибудь, тот или не получил благодати Святого Духа, или бесчувствен, и по причине нечувствия его она отступила от него. Ибо Дух Святой, дающий людям мудрость, и ведение, и благочестие, и страх Божий, и веру, не хочет пребывать в нечувственных.

Как никто не может вести торговлю без денег, то Господь каждому верному дает, по силе его и способности, духовный динарий, то есть дар Святого Духа, который бы всегда пребывал с ним во всякое время и во всяком деле. Кому вверен такой динарий и кто получил его, тому надлежит хранить его добре и со всем усердием и терпением стараться приумножить его. И послушай, как он может умножить его. Получает, например, кто-либо дар веры и дар терпения: верою верит он в то, что обетовал ему Бог, а терпением претерпевает скорби и напасти, которые находят на него. Видя, что его встречает многое, противное тому, что обетовал ему Бог, он терпит благодушно, ожидая, пока наконец придет время исполнению обетовании Божиих. Здесь по видимости кажется, будто человек сам перетерпевает, а на деле сила благодати Святого Духа, которую он получил, она содевает в нем терпение и твердость. Если он не забудет о сей силе благодати, ему дарованной, то умножается в нем дар, и он сподобляется получить, что Бог обещал ему дать, ибо христиане верою и терпением наследуют обетования Божий. Если же он забудет о благодати и подумает, что сам своею силою вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, то теряет благодать и остается обнаженным от нее; и диавол, находя его обнаженным от Божественной благодати, помыкает им, куда хочет и как хочет, – и бывают последняя его горша первых .

Слова (Слово 40-е).

Прп. Макарий Великий

Господь, намереваясь возвести учеников Своих к совершенной вере, сказал в Евангелии: неверный в мале и во мнозе неверен есть, «а верный в мале, и во мнозе верен есть ». Что значит малое ? И что значит многое ? Малое - это суть обетования века сего, все, чем Господь обещал снабжать верующих в Него, например: пища, одежда и прочее, служащее к телесному покою, или здравию, и тому подобное, и о чем повелел вовсе не заботиться, с упованием надеясь на Него; потому что Господь во всем промышляет о прибегающих к Нему. Многое же - это суть дары вечного и нетленного века, какие обещал подать верующим в Него, которые непрестанно об оных заботятся и их у Него просят; потому что так заповедал им: вы, говорит, «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам » (Мф. 6, 33) . Заповедал же для того, чтобы каждый из нас испытан был сим малым и временным, верует ли он в Бога, обетовавшего снабдевать сим, если только мы не будем заботиться о том, а станем пещись о будущем, вечном.

Собрание рукописей типа II. Беседа 48.

Прп. Иоанн Лествичник

Кто возносится естественными дарованиями, т. е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен.

Слово 22. О многообразном тщеславии.

Блж. Феофилакт Болгарский

Господь еще учит о том, что богатством нужно управлять по воле Божией. «Верный в малом» , то есть хорошо распоряжавшийся вверенным ему имением в мире сем, верен «и во многом» , то есть и в будущем веке достоин истинного богатства. Малым называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, поскольку скоропреходящее, а многим - богатство Небесное, так как оно всегда пребывает и прибывает. Поэтому, кто оказался неверным в сем земном богатстве и данное на общую пользу братьев присвоил себе, тот не будет достоин и того многого, но будет отвергнут как неверный. Поясняя сказанное, прибавляет: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» Неправедным богатством назвал богатство, которое остается при нас; ибо если б оно не было неправедно, оно и не было бы у нас. А теперь, поскольку оно у нас, то очевидно, что неправедно, так как оно задержано нами и не роздано бедным. Ибо похищение чужого имения и принадлежащего нищим есть несправедливость. Итак, кто нехорошо и неверно управляет сим имением, как тому доверять истинное богатство? И нам кто даст наше , когда мы неверно распоряжаемся чужим , то есть имением? А оно чужое , так как оно назначено для бедных, а с другой стороны, так как мы ничего не принесли в мир, но родились нагими. А наш удел - богатство Небесное и Божественное, ибо там жилище наше (Флп. 3, 20) . Имение и приобретение чужды для человека, сотворенного по образу Божию, ибо из них ничто не похоже на него. А наслаждение Божественными благами и общение с Богом - это сродно нам. - Доселе Господь учил нас, как должно верно управлять богатством. Ибо оно чужое, а не наше; мы управители, а не господа и владыки. Поскольку же управление богатством по воле Божией совершается не иначе, как при твердом бесстрастии к нему, то Господь прибавил к учению своему и сие: «Не можете служить Богу и маммоне» , то есть невозможно тому быть слугой Божиим, кто привязался к богатству и по пристрастию к нему нечто удерживает за собой. Поэтому, если ты намерен верно распоряжаться богатством, то не порабощайся ему, то есть не имей привязанности к нему, и ты истинно послужишь Богу. Ибо сребролюбие, то есть страстная наклонность к богатству, повсюду порицается (1 Тим. 6, 10) .

Лопухин А.П.

Ст. 10-13 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Развивая мысль о необходимости благоразумного употребления богатства, Господь сначала приводит как бы пословицу: «верный в малом и во многом верен…» Это общая мысль, не требующая особого объяснения. Но далее Он уже прямо обращается к Своим последователям из числа мытарей с наставлением. Они, несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту дурную привычку. К чему собирать им богатство? Оно неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, т. е. вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо, если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?

От верности в употреблении земного богатства Христос (стих 13) переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несоединимо со служением Мамоне. См. Мф.6:24 , где это изречение повторяется.

Притчей о неправедном домоправителе Христос, имевший прежде всего в виду мытарей, научает и всех грешников вообще, как достигать спасения и вечного блаженства. В этом и заключается таинственный смысл притчи. Богатый человек – это Бог. Неправедный домоправитель – это грешник, который долгое время беспечно растрачивает дары Божии, пока Бог не призовет его к ответу какими-нибудь грозными знамениями (болезнями, несчастиями). Если грешник еще не утратил здравый смысл, то он приносит покаяние, подобно тому как домоправитель простил должникам господина те долги, какие он мог бы считать за ними. Но понятно, что вдаваться в подробные аллегорические объяснения данной притчи совершенно бесполезно, потому что тут придется руководиться только совершенно случайными совпадениями и прибегать к натяжкам: как и всякая другая притча, притча о неправедном домоправителе содержит в себе, кроме главной мысли, еще прибавочные черты, которые и не требуют объяснения.

Архиеп. Лоллий (Юрьевский)

Архиеп. Аверкий (Таушев)

В заключение Господь говорит: «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны: кто даст вам ваше?» – т.е., если вы в земном богатстве были неверны, не умели им распорядиться, как должно, на пользу души, то как можете вы заслужить, чтобы вам поверено было богатство духовное, богатство благодатных даров?

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

Архим. Софроний (Сахаров)

Благодать, даруемая в начале ради привлечения и обучения, иногда бывает неменьшей, чем у совершенных; однако это вовсе не значит, что она усвоена получившим сие страшное благословение. Усвоение Божиих дарований требует длительного испытания и усиленного подвига. В полноте перерождение падшего человека в «нового » (Еф. 4:22 –24) совершается в три периода: первый, начальный – призыв и вдохновение на предстоящий подвиг; второй – оставление «ощутимой» благодатью и переживание богооставленности, смысл которой в том, чтобы предоставить подвижнику возможность явить верность Богу в свободном разуме; третий, заключительный – вторичное стяжание ощутимой благодати и хранение ее, связанное уже с умным познанием Бога.

«Верный в малом и во многом верен; неверный в малом неверен и во многом… Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны: кто даст вам ваше? ». Кто в первичный период был наставляем самим действием благодати в молитве и всяком ином добре, и во время длительной богооставленности живет так, как будто бы благодать неизменно пребывала с ним, таковой, по долгом испытании его верности, получит «истинное » богатство, в уже неотъемлемое вечное обладание; иными словами: благодать срастается с природой тварной, и обе сии: благодать и тварная природа – становятся едино. Этот заключительный дар есть обожение человека; сообщение ему божественного образа бытия, безначального, святого; преображение всего человека, чрез которое он становится христоподобным, совершенным.

Те же, что не пребыли верными «в чужом », по выражению Господа, утеряют то, что получили в начале. Здесь мы усматриваем некую параллель с притчей о талантах: «поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе… по долгом времени, приходит господин рабов тех, и требует у них отчета… получивший пять… принес другие пять талантов, и говорит: господин! пять талантов ты дал мне, вот, другие пять… я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего Подошел также и получивший два… и сказал… вот, другие два таланта я приобрел на них… хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего Подошел и получивший один талант, и сказал: господин! я знал тебя, что ты… жестокий… и убоявшись… скрыл талант твой в земле: вот тебе твое. Господин же в ответ: лукавый раб и ленивый… возьмите у него талант, и дайте имущему десять талантов… а у неимущего отнимется и то, что имеет » (Мф. 25:14 –29 и далее).

И эта притча, как и предыдущая, неприложима к обычным человеческим отношениям, но только к Богу: Господин не взял от того, кто потрудился над талантами и удвоил их, но все, и данное, и им приобретенное трудом, – все отдал ему в его владение, как совладельцу: «Войди в радость (обладание царством) Господина твоего ». И когда неиспользованный талант оказался свободным, то и его отдает Господин «имущему десять… ибо всякому » трудящемуся над дарами Божиими «дастся и приумножится » (Мф. 25:29) .

«О молитве». О болезненной молитве, в которой рождается человек для вечности.

Когда мы употребляем это слово по отношению к человеку, то имеем в виду его необычайные, яркие, заметные способности в каком-то деле. В данной статье речь пойдёт о двух притчах о талантах: одной библейской, а другой (менее известной, но ничуть не менее мудрой) авторства Леонардо да Винчи, известной также как «Притча о бритве».

Такие разные таланты

Бывает талант к спорту, музыке, рисованию, языкам, сочинительству стихов или прозы. Вкусно готовить, красиво шить, виртуозно чинить сломанные предметы. Легко зарабатывать деньги, делать открытия в науке и технике, изобретать что-то новое. Располагать к себе людей, поднимать им настроение, вдохновлять и делать лучше их самих или условия жизни для них.

Мы привыкли понимать слово «талант» как нечто совершенно неосязаемое, дарованное природой или некими силами свыше. Наверное, даже найдётся немало людей, убеждённых, что они-то не обладают никакими талантами. Насколько верно? Действительно ли такой дар даётся лишь избранным? Возможно, разобраться в этом поможет притча о талантах.

Что значит «талант»?

Вероятно, вы будете удивлены, но два тысячелетия назад под этим словом понималось совсем не то, что мы знаем сейчас.

Талант (τάλαντον, «та́лантон») - в переводе с греческого «весы» или «груз». Так называлась мера веса, которой в античные времена активно пользовались в Древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне, Персии и других странах. Во времена Римской империи талант равнялся объёму одной амфоры, наполненной до краёв.

Кроме измерения веса, талант использовался и как расчётно-денежная единица в торговле. Постепенно она стала самой крупной в античном мире.

Талант человека

Со временем талантами стали измерять - и, соответственно, называть - не количество товара для продажи и не вырученные за него деньги, а особые качества человека, позволяющие ему заниматься каким-либо делом с любовью, непринуждённостью и удивительным, ни на что не похожим результатом.

О том, есть у вас талант или нет, можно судить по плодам вашего труда в какой-либо сфере: творчество, общение с людьми, спорт, домашнее хозяйство, наука, техника. Если вам нравится чем-то заниматься, и этот интерес не угасает, даже когда вы встречаетесь с трудностями, тогда можно говорить о необычных способностях. А если то, что вы делаете, получается новым, интересным, нравится не только вам, но и другим людям, это вполне может означать ваш талант в данной области. Не бывает людей совсем без талантов. Но бывают те, у кого он ещё спит или остаётся незамеченным самим человеком, который в это время «занимается не своим делом».

Возможно, разобраться в себе поможет притча о талантах. Толкование её может быть осуществлено как с религиозных позиций, так и с точки зрения психологии. А вы уже выбираете тот подход, который больше нравится.

Притча о талантах: мудрость из глубины веков

Некоторые важные вещи трудно постичь через прямое объяснение или назидание, но зато гораздо легче через мудрую, аллегорическую форму, побуждающую размышлять в поисках ответа. Так появились притчи. Многие из них были сложены столетия и тысячелетия назад, прошли через множество умов и пересказов, в конечном итоге сохранившись до наших дней. Некоторые истории имеют авторов, некоторые дошли до нас как часть священных текстов. Широко известны библейские притчи. С одной из них познакомимся поближе.

Притча о талантах была рассказана Иисусом Христом своим ученикам. Этот краткий, но поучительный рассказ содержится в Евангелии от Матфея. Любопытно то, что существует не единственная притча о талантах. Евангелие от Луки, например, содержит несколько иной вариант этого рассказа. Кроме того, там вместо денежной единицы «талант» используется «мина», считавшаяся более мелкой монетой. Что касается главного персонажа, то эта версия притчи намекает не на Иисуса, а на древнего правителя Ирода Архелая. От этого вся история приобретает несколько иной смысл. Но мы остановимся на классической версии притчи и рассмотрим её смысл с двух аспектов: богословского и психологического.

Раздача талантов

По сюжету, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт рабам монеты - таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому - два, а третьему - всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал, а рабы остались с деньгами.

Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние.

Распоряжение талантами

Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое - их стало десять. Господин похвалил его.

Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро - теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина.

Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант - тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его».

Услышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, забрал у него единственный талант и прогнал негодного прочь. Затем он отдал эту монету первому рабу - тому, который пять талантов превратил в десять. Свой выбор хозяин объяснил тем, что имеющий много всегда получит ещё, а не имеющий потеряет последнее.

Вот такую историю рассказывает притча о талантах. Библия содержит множество коротких поучительных повествований, которые можно адаптировать к реалиям сегодняшнего дня.

Богословское толкование

Проповедники и теологи объясняют, что под «господином» в этой истории нужно понимать Господа Бога, Иисуса Христа. Под «дальней страной» подразумевается Царство Небесное, куда вознёсся Иисус, а возвращение господина есть иносказательное изображение Второго пришествия. Что касается «рабов», то это ученики Иисуса, а также все христиане, Именно к ним обращена притча о талантах, толкование которой с точки зрения богословия отражает важнейшие библейские истины.

Итак, Господь возвращается с небес, и приходит время Страшного суда. Людям предстоит отвечать, как они воспользовались Божьими дарами. В притче под «талантами» подразумевались деньги, но в иносказательном смысле они представляют собой различные умения, способности, качества характера, благоприятные возможности - словом, духовные и материальные блага. Именно об этом иносказательно повествует притча о талантах. Смысл её гораздо лучше проясняется при помощи толкований.

Примечательно, что каждый получает разные таланты и в разном количестве. Это объясняется тем, что Господь знает слабые и сильные стороны любого человека. А также это делается для того, чтобы люди объединялись и помогали друг другу. В любом случае никто не остаётся без таланта - каждому даётся хотя бы один. Тому, кто сумеет на благо себе и другим использовать данное Богом, воздастся от Него, а кто не сумеет или не захочет - всё потеряет.

Психологическое толкование

Библейская притча о талантах стала источником крылатого выражения «зарывать свой талант в землю», появившегося столетия назад и активно использующегося до сих пор. Что под этим подразумевается сейчас? Каков смысл данного выражения и самой притчи с точки зрения психологии?

Важно не то, что человек имеет (таланты, знания, навыки, ресурсы), а то, как он это использует. Можно обладать огромными возможностями, но никак их не применять, и тогда они пропадут. А если человек зарывает свой талант, отказывается от попыток самореализации, тогда он чаще всего начинает перекладывать ответственность с себя на внешние обстоятельства или других людей, что и сделал «лукавый и ленивый» раб из притчи. И лишь тот, кто не ищет оправдания своему бездействию, заслуживает счастья.

Другая притча о таланте

Оказывается, существует не только притча о зарытом таланте. Другая философско-дидактическая история, принадлежащая перу Леонардо да Винчи, повествует о цирюльнике, имевшем в своём арсенале бритву - столь красивую и острую, что равной ей не было на всём свете. Однажды она загордилась и решила, что ей негоже служить рабочим орудием. Спрятавшись в укромном уголке, она пролежала так много месяцев, а когда захотела расправить своё сияющее лезвие, обнаружила, что оно всё покрылось ржавчиной.

Так и человек, имеющий множество талантов и достоинств, может растерять их, если предастся безделью и прекратит развиваться.

Ознакомившись с оригинальным текстом и его толкованиями, можно убедиться, какую силу таит в себе притча о талантах. Для детей также можно использовать эту историю (в литературном пересказе) для домашнего чтения и обсуждения или на школьных уроках. Как и любая притча, данный рассказ заслуживает вдумчивого прочтения и размышления.

Сказал Господь: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». Все, что мы имеем, - принадлежит Богу. Если мы неправильно пользуемся дарами Божественного Промысла, как можем надеяться на дары Его благодати? Наша неверность в употреблении их может быть по справедливости оценена как пренебрежение возможностью достигнуть небесной славы. Малое - богатства этого мира, многое - благодать и слава будущего века. Если мы неверны в малом, следует опасаться, как бы мы не оказались неверными в дарах Божией благодати, и потому лишиться ее. А тому, кто верен в малом, можно доверить и большее. Кто служит Богу, творя добро своими деньгами, будет служить Богу, творя добро более благородными и ценными талантами мудрости и благодати. А кто закапывает один талант своего земного богатства, никогда не употребит пять талантов духовных богатств.

«Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» Богатства мира сего - неверные, потому что никто не может удержать их. И они неправедные, потому что не могут сами по себе никому сообщать праведности. Если мы не употребим их, как следует, кто доверит нам духовные богатства, единственно истинные? Истинно богаты и очень богаты - те, кто богат верой, Христом Богом, Царством Божиим и правдой его. Если прилагаются нам иные богатства, употребляя их достойно, мы можем получить истинные богатства, сподобимся большей благодати от Бога.

«И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» Богатства мира сего - не наши. Они - Божии. Они - чужие. Мы приняли их от других, мы употребляем их для других, и мы должны скоро оставить их другим. А духовные вечные богатства - неотделимы от нас. Никто не может отнять их от нас. Но это при условии, если Христос будет наш, Его заповеди - наши и Его небеса - наши. Мы можем обрести себя, стать самими собою только в Господе.

Мы служим Богу, отдавая все наше земное достояние на служение Ему. «Никакой слуга не может служить двум господам». Кто любит мир и держится мира, тот дойдет до презрения Бога. А кто любит Бога и посвящает себя Ему, тот увидит, что мир и все, что в мире, само по себе не имеет никакой цены. Оно должно быть употреблено только для служения Богу и нашего спасения. «Не можете служить Богу и деньгам», - говорит Господь. Человек должен выбирать между Богом и маммоной, богом денег. Столь различны их интересы, что эти два служения никогда не сходятся.

«Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». Многие, избравшие путь благочестия, путь служения Богу, побеждаются любовью к миру. Фарисеи не могли вынести, чтобы был затронут лелеемый ими грех. Этот презрительный смех в лицо Господу - выражение их предельной ненависти к Нему. Никто из людей не говорил как Он, а они подвергают слово Его осмеянию. Кто решился отвергнуть слово Божие, тот старается превратить его как бы в ничто. Сам Господь принимает это поругание, чтобы и служители Его не унывали, видя презрение к их проповеди Христа распятого и воскресшего.

Господь сказал им: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми». Все их духовное делание заключалось в угождении мнению людей и оправдании себя пред миром. И мир прославлял их как лучших из людей. Но внутреннее их сердца было всегда пред взором Божиим. «Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Безумие искать человеческого одобрения и думать, что все у нас в порядке, если люди не знают ничего плохого о нас. Бог знает сердца наши и знает то, что никто другой не может знать. Это должно бы заставить нас изменить наше суждение о себе. Ибо если Бог знает наши сердца, у нас есть причины уничижить себя и не доверять себе. Безумие судить о людях по тому, как судит о них большинство. История человечества, в особенности последних времен, показала, к чему это безумие приводит. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом», видящим все в подлинном свете. И многие из тех, кого люди презирают и даже на смерть осуждают, прославляются Богом вместе с Первомучеником Христом и всеми мучениками и исповедниками первых и последних времен.

Тогда стал Иисус на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

В Евангелии от Матфея заповеди блаженства представлены как «искусство жить». В Евангелии от Луки они - как неумолимое требование. В Евангелии от Матфея Господь восходит на гору, народ остается вдали, внизу. Вокруг Господа только Его ученики, которым Он наедине раскрывает глубину Своего учения. В Евангелии от Луки Господь сходит с горы, где Он молился и избрал двенадцать апостолов. Вместе они сходят вниз, «на ровное место», и их встречает множество учеников и народа. Учение Христово должно быть обращено ко всем, не только к «лучшим ученикам». Принятие его является решающим для спасения. Кроме того, в Евангелии от Матфея заповеди блаженства звучат в третьем лице: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». В Евангелии от Луки - во втором лице: «Блаженны вы». В первом Евангелии Господь возвещает Благую Весть. В третьем - суд: этот суд может быть Благой Вестью для одних, и горем для других. Как мы воспринимаем этот дар, сподобляющий нас одной чести с апостолами?

Если бы мы не знали силу любви Христовой, силу Его Слова, мы не смели бы произносить эти Его заповеди блаженства. В них - тайна Церкви, тайна Царства Небесного, тайна Самого Христа. «Блаженны нищие, блаженны алчущие, блаженны плачущие». Есть ли у нас мужество жить ради Царства Христова? Эти потрясающие слова открывают нам, что быть христианином - значит следовать за Христом. Ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин., 14, 6). Заповеди блаженства - это то, что происходит со Христом и то, что Он хочет передать нам, чтобы в наших человеческих сердцах воссияла Божественная любовь. Заповеди Блаженства - в центре этого мира печали, несчастий и страданий. Потому что Христос оставил нам Свой мир и Свою радость. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает». (Ин. 14, 27). Он дает нам этот мир и эту радость в час, когда Он идет ко Кресту и Воскресению, и когда говорит нам: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие» Он дает нам жизнь. Свою собственную жизнь. Предадим ли мы в ответ Ему себя, оттого что Он так возлюбил нас? Наша жизнь становится живою, когда в ней есть присутствие Божие, когда мы приемлем выбор, который Он сделал за нас. Только благодаря вхождению Бога в наш мир несчастья и смерти можем мы неложно говорить о блаженстве. Кто из нас понимает слова Христа, когда Он обращается к нам: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное»? В этом есть что-то совершенно противоестественное, однако здесь - сердце Евангелия, суть Христовой истины.

Приходилось ли вам встречать людей, только что переступивших порог храма, которые, когда им говорят о заповедях блаженства, отвечают: «Но я это чувствовала всегда, я именно этого всегда хотел, и вот это теперь открывается мне»? Мы должны молить Господа, чтобы Он открыл нам Свою любовь, Свой мир и Свою радость, которые Он заповедал нам иметь даже среди гонений, потому что это является главным признаком христианина. Потому что христианин - это свидетель Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, тщетна вера ваша, вы еще во грехах ваших». Если мы можем возвещать заповеди блаженства и жить причастием Тела и Крови Христовых, это потому что Христос воскрес. Все заповеди блаженства - следствие Воскресения Христова, и все они - как христосование Церкви посреди Пасхи: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

Заповеди блаженства начинаются со слов: «блаженны нищие», потому что Христос явил нам прежде всего Свою нищету. Ничего не имеющий, обнаженный на Кресте от Своей славы, оставленный и преданный всеми, - среди этого предательства, среди смерти, среди этой нищеты Он в руки Отца Небесного предает дух Свой. Нет ничего более поразительного, чем это предание Господа Своему Отцу. Это то, что мы должны делать каждое мгновение нашей жизни - предавать себя воле Отчей, которая есть воля блаженства. Господь хочет нашего вечного блаженства. Может быть, кого-то удивляет, как мы смеем столь дерзновенно утверждать, что Господь хочет, чтобы мы были счастливы в этом мире, в таком, каким мы его знаем, но это так, это - абсолютная правда.

В центре нашего мира - воскресший Христос. Он избавляет нас от наших грехов, Он дает нам надежду, Он открывает нам небо. Он дает нам жизнь. Христос воскрес из мертвых, и не стало больше ничего невозможного. Если бы вся жизнь кончалась здесь, мы были бы несчастнее всех человеков. Но заповеди блаженства существуют, потому, что Христос воскрес.

Заповеди блаженства - не бегство от реальности, не сдача всех позиций перед этим жестоким миром. Это торжество Воскресения Христова в нашей жизни, которое ныне сокровенно, но раскроется в полноте в конце времен, когда Господь явится во славе, чтобы преобразить нас. Да будет Господь всегда нашим утешением, милостью и миром, приведением нас в свободу чад Божиих, предающих себя до конца в руки Его. Чтобы уже теперь мы были воскресшими со Христом!

01.03.2006 19:31

В различных религиозных текстах можно отыскать интересные находки по саморазвитию. Одна из таких библейских находок - «Притча о талантах».

«Притча о талантах» это одна из историй, которые в качестве наставления рассказывал Иисус. Хотя в рассказе слово «таланты» буквально относится к деньгам, очевидно, вы можете понять его в более широком значении. Интересно читать ее, имея в виду общераспространенное определение талантов.

Вот эта история:

Притча о талантах

Ибо Он поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе, и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

По долгому времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».

Подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью».

Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

(Матф. 25:14-30)

В этой простой истории говорится о нескольких интересных моментах, которые можно применить к личному развитию.

Во-первых, всем нам дано разное исходное положение. Некоторые из нас родились в изобилии (пять талантов). Другие родились в нужде (один талант). Но важно не то, что нам дано, - важно то, что мы делаем с тем, что нам дано. Итак, Иисус признает несправедливость жизни, но также говорит о том, что изначальные условия несущественны. Один человек зарабатывает пять талантов, другой только два, но оба получают одинаковое признание, поскольку оба достигли 100% прибыли. (Я бы, конечно, очень хотел знать, куда эти слуги вложили деньги!)

Это также хороший урок того, как вести себя с другими людьми. Относитесь к людьми, учитывая их исходное положение, и оценивайте себя по своему собственному исходному положению. Если вам случилось быть одним из тех, кто получает пять талантов, не хвалитесь тем, что вы и так уже выше среднего. Если у вас изобилие талантов, вы должны требовать от себя еще большего. Точно так же в вашей жизни могут быть периоды, когда у вас есть только один талант, делайте все от себя зависящее, и даже если ваш результат кажется небольшим с точки зрения внешних стандартов, по стандартам Иисуса вы все равно достигли заметного успеха. Я уже писал об этом в статье «Повысьте свои стандарты».

Другой интересный аспект притчи – это что таланты доверены нам таким же образом, как хозяин поручает деньги заботам своих слуг. Мы управляющие своим богатством, и здесь я употребляю слово «богатство» в очень широком значении, далеко за пределами материальной собственности. Например, если я могу довольно хорошо писать и говорить, то это таланты, доверенные мне. Я могу из страха зарыть их в землю или могу выбраться из своей скорлупы и стремиться пустить их в рост.

Один из вопросов, которые у меня возникают по поводу притчи, – это что бы случилось, если бы один из слуг, вложивших деньги, потерял бы их, а не приумножил? Разгадка того, как Иисус ответил бы на этот вопрос в том, как хозяин обращается к третьему слуге: «Лукавый раб и ленивый!» Позже хозяин называет его «негодным» и физически выбрасывает его. Довольно суровые слова, учитывая то, что слуга все же вернул хозяину все его деньги. Говорит ли Иисус, что бездействовать порочно? Думаю, что да. Другими словами, если вы ничего не делаете со своими талантами... если зарываете их в землю и прячете их, то выбираете быть лукавыми, ленивыми и негодными. Вы должны вкладывать то, что вам дано. Не ленитесь.

Другой ключевой момент в том, как господин хвалит двух первых слуг. Он хвалит их за то, что они были «верными». Очень интересно. Смысл был бы совсем другим, если бы хозяин хвалил их за практичность, или эффективность, или прибыль. Но он хвалит их за веру, не за результаты.

Учитывая слова (я надеюсь, что мои аргументы работают и для не англоязычных переводов этой цитаты), я прихожу к выводу, что если бы слуга вложил деньги и потерял часть из них или все деньги целиком, то его все равно хвалили бы за его верность. Но учитывая, что Иисус напрямую не рассматривает это условие в притче, он, возможно, говорит о том, что вера – это дорога к успеху сама по себе - распространенная тема других его наставлений. Итак, возможно, если вы будете использовать свои таланты с верой, то на самом деле не проиграете.

Другая немаловажная особенность притчи – это отсутствие соревнования. Слуги не конкурируют друг с другом за благосклонность господина. Это не игра, где можно выиграть-проиграть. Первые двое слуг, так или иначе, оба вносят нечто ценное в имущество своего хозяина.

Какова конечная награда для верных слуг? Хотя Иисус открыто этого и не говорит, кажется очевидным, что они не сохраняют этих денег. Двое успешных слуг не работают для собственной прибыли. Это не их деньги. Они работают для прибыли своего хозяина и разделяют прирост его имения. Их настоящая награда в том, что они разделяют радость своего господина. Итак, награда состоит в радости, а радость происходит из служения людям.

Я по опыту знаю, что если я предпринимаю какие-то действия только для собственной выгоды, в этом бывает очень мало энергии, и обычно это не дает мне счастья. Но если я фокусируюсь на благе других людей (например, помогаю людям расти), то, делая это, испытываю огромную радость, и, в конце концов, это приносит пользу и мне самому.

Но в этом есть еще нечто большее. Счастье – это качество, которое я вношу в свою работу, а не что-то, что я получаю от нее. Когда я работаю только для себя, то ищу счастья вовне. Попытки достичь счастья таким образом не приносят результата. Но когда я работаю ради других и отключаю на какое-то время мысль «А что мне с этого будет?», я получаю доступ к источнику счастья, который уже есть во мне самом. Вместо того чтобы пытаться достичь счастья, я счастливо достигаю. Счастье течет из меня в работу, которую я делаю, и я переживаю его как поток выходящий наружу, а не поток идущий внутрь.

Счастье – это то, что вы даете, а не то, что берете. А не из тех ли вы людей, которые говорят: «Да, господин, у меня внутри был запас счастья, но я не дал ему выхода?»

Как неявно говорит Иисус в притче о талантах, создание изобилия требует от вас подняться над страхом. Если вы слишком трусливы, или подозрительны, или недоверчивы, вы стремитесь зарыть свои таланты. А это ведет к «плачу и скрежету зубов», то есть к сожалениям и унынию.

Возможно, вы думаете, что страх и подозрительность предохранят вас от неприятностей, но на самом деле они только причинят страдания и боль. Страх, не убережет вас от глупых ошибок. Для этого нужен просто здравый смысл. Чтобы жить жизнью, полной изобилия, вы должны подняться, наконец, над страхом и работать, чтобы создавать изобилие для других. Иначе вы в конце концов будете выброшены как «негодный». Иисус здесь не преувеличивает, вы действительно лодырничаете!

Служите, чтобы создать благо для других людей, – и счастье будет вам наградой. Заройте свои таланты – и получите «плач и скрежет зубов». Выбор за вами.

Ключевой стих: Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. (Матф.25:21)

Созидая свою церковь, Бог желает, чтобы она была прочной и сильной. Она должна быть способной преодолеть любые нападки дьявола. То, что заложено в церкви – единство учения, единство видения, всеобщая любовь – все это для того, чтобы «врата ада не одолели ее» (Мтф. 16,18) и не устояли против нее. В мире все может изменяться (правительства, законы, стиль жизни), но не смотря на это церковь должна оставаться чистой, ненавистной ко греху и ревностной к Богу.

Мы знаем, что церковь, это не здание, но люди, верующие в Христа. Поэтому, когда Бог говорит о твердой позиции церкви, Он имеет в виду верность и посвященность Господу каждого христианина. «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.» (1Кор.4:2)

1) Почему верность так важна.

Христос не может доверить служение тем, кто не постоянен. Нам было бы трудно строить семейные взаимоотношения, если бы наши супруги не были полностью верны. На такого человека нельзя положиться. Это главная причина, почему Бог требует нашей верности. (пример - письмо) Верность – это прежде всего постоянство. Когда Бог призывает, то Он рассчитывает найти тебя в той же позиции на которую поставил. Не все остаются верными до конца. Я вижу неверность в новой стратегии заключения брака – брачном контракте. Парень и девушка создают семью и уже наперед думают о том, что будет если они разведутся. Не подходи так к служению Богу. Если ты принимаешь крещение, заключаешь с Ним завет, то не допускай даже мысли, что когда – то упадешь. Это неверность. Когда становишься на служение, принимаешь видение, то не допускай, что какие-то препятствия остановят тебя. Это неверность.

2) Лично твоя верность решает все

Каждый из нас очень важен для созидания церкви здесь в Калуге. Может быть раньше мы думали, что не так уж и значимы, что от нас мало что зависит, но сейчас нужно начать мыслить по-другому. Без тебя, без твоего участия невозможно пробуждение. (пример – дом) В послании Коринфянам говорится о верности домостроителей. Ап. Петр сравнивает нас с живыми камнями, из которых строится церковь. Что если один из них разрушится. На него может опираться целая стена, которая рухнет. В жизни так и происходит. В церкви мы не существуем сами по себе. Кто-то знает нас, кто-то через нас приходит к Богу. Наша нестабильность, неверность может стать причиной падения других. Чем выше наша духовная ответственность, тем может быть выше цена нашей неверности.

3) В чем Бог желает видеть нашу верность.

Очень важно быть верными в тех сферах, в которых этого желает от нас Бог. А не там, где мы хотим. Я знаю, что если говорить о постоянстве, о пунктуальности вообще, то мы умеем быть такими, когда нам надо! (очереди, бабушка, театр, звонок о подарках) Но важно не это. Умеем ли мы быть такими же верными в христианской жизни, в служении, во всяком добром деле.

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. (1Тим.4:16) Мы умеем быть верными, вопрос в чем. Если бы каждый был верен Богу в служении, пробуждение давно бы наступило. Если бы каждый пригласил на служение одного человека, церковь возросла бы вдвое. Все это зависит от нашей верности.

4) Бог поднимает тех, кто готов быть верным в малом.

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. (Лук.16:10)

Если кто-то желает занимать ответственную должность, но не умеет быть пунктуальным в мелочах, вряд ли он достигнет желаемого. (пример бабушки). В служении кто-то может говорить, что мог бы быть пастором или служителем, но если неверен в малом (если даже газеты разнести для него проблема, если вместо служения какие-то другие дела всегда находятся), Бог никогда не поднимет такого человека. (пример паст) Мелочи, малые дела очень важны, ведь они являются показателем нашей посвященности. Большое благословение быть служителем дом.группы, но если он не избавлен от сознательного греха, если у него неправильные мотивы, он не может вести других. Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Матф.15:14) Я последнее время много думаю о мелочах. Для Бога они очень важны. Иногда кажется, что они не стоят внимания, но часто мелочи определяют успех дела. (Давид в борьбе с Голиафом – 1Цар.17,33-36, Иосиф у царедворца)

5) Будучи верен в малом, стремись к большему. (Мтф.25,14-30)

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. (Матф.25:21)
Главный вопрос – это не вопрос верности. Верность только лишь необходимое условие для дальнейшего служения. Главный вопрос в том, что будучи в чем-то верными – желаем ли мы возрастать дальше, стремимся ли повысить уровень своей духовной ответственности. Сегодня мир показывает нежелание нести ответственность за свои действия. Руководители часто не хотят отвечать за состояние дел в своих регионах; в семьях мужья не хотят исполнять функции главы семьи; и в церковь порой проникает такое отношение. Это не моя церковь, а пастора. Вот он пусть и служит. Есть и другая сторона, когда кто-то может принижать себя, разрушать неверием призвание Божье: «Я не апостол. Мне много не надо. Нас и здесь не плохо кормят». Но притча, рассказанная Христом о талантах, отрезвляет нас.

Выводы, которые мы можем сделать из нее:

Таланты даются каждому;

Бог дает всем по мере сил (одному пять, другому два таланта)

Бог дает нам что-то, чтобы мы развивали это и преумножали; (27 -чтобы я получил с прибылью)

Отказаться от роста в служении, от развития духовных даров, от ответственности – это «все равно, что зарыть свои таланты».

Эта притча касается и нашей верности и нашего духовного роста. Я раньше не замечал, что третий раб, зарывший таланты был по-своему верен. Он вернул Господину то, что получил от него (25 – вот тебе твое). Но Господь желал не этого. Сегодня кто-то может говорить, что постоянно ходит в церковь и хвалится своей верностью. Это хорошо, но Господь хочет не только этого. Он дал тебе таланты: молиться за исцеление и освобождение, быть наставником, помогать нуждающимся заботясь о них и восполняя их нужды и др. И Бог хочет, чтобы ты проявляя верность Ему, преумножал то, что получил от него.

Как отыскать талант: начни молиться, чтобы твой дар проявился, и проверяй это на практике. (пример) Когда ты войдешь в свое призвание и будешь в этом постоянен, то Господь по достоинству оценит твой труд.

Вопросы:

  1. Что значит быть верным Богу. Почему это важно в служении
  2. Как Бог проверяет вас через малые поручения.
  3. Какие таланты Бог дал вам. Как вы можете их приумножать.
  4. Приведите примеры Библейских героев, верность которых, помогла им возрасти в служении
  5. Какие выводы для своей жизни ты можешь сделать на основе притчи о талантах.
  6. Почему некоторые христиане, будучи верными в малом, бояться стремиться к большему.


Рассказать друзьям