Эксперимент зачем животным нужен скелет. Строение скелета человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Скелет человека — совокупа костей, часть опорно-двигательного аппарата. Служит опорой мягеньких тканей, местом крепления мускул, вместилищем и защитой внутренних органов. Человечий скелет состоит из двухсотен с маленьким отдельных костей, и практически они все соединяются в одно целое при помощи суставов, связок, сухожилий других соединений.

В направление всей жизни скелет меняется . Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода равномерно замещается костным. Этот процесс длится также и в направление пары лет после рождения. У новорождённого малыша в скелете практически 270 костей, что гораздо больше чем у взрослого. Такое различие появилось из-за того, что детский скелет содержит огромное количество маленьких косточек, которые срастаются в большие кости только к определённому возрасту. Это, к примеру, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, к примеру, срастаются в единую кость (крестец ) исключительно в возрасте 18-25 лет.

Прямо к скелету не относятся 6 особенных косточек (по три с каждой стороны ), расположенных в среднем ухе; слуховые косточки соединяются только вместе и участвуют в работе органа слуха, осуществляя передачу колебаний с барабанной перепонки во внутреннее ухо.

Подъязычная кость — единственная косточка прямо не связанная с другими, — топографически находится на шейке, однако обычно относится к костям лицевого отдела черепа. Она подвешена мускулами к костям черепа и соединена с горлом.

Самая длинноватая кость скелета — бедренная кость, а самая малая — стремя в среднем ухе.

Кроме механических функций по поддержанию формы тела, обеспечению способности движения и защите внутренних органов, скелет является также и местом кроветворения: в костном мозге происходит образование новых клеток крови. (Одно из самых распространённых болезней, поражающих костный мозг — лейкоз , нередко не глядя на исцеление приводит к погибели.) Не считая этого, скелет, являясь хранилищем большей части кальция и фосфора организма, играет важную роль в обмене минеральных веществ.

Скелет человека устроен по общему для всех позвоночных животных принципу. Кости скелета разделяются на две группы: осевой скелет и дополнительный скелет. К осевому скелету относятся кости, лежащие в центре и образующие остов тела; это все кости головы и шейки, позвоночник, рёбра и грудина. Дополнительный скелет составляют ключицы, лопатки, кости верхних конечностей, кости таза и кости нижних конечностей.

Все кости скелета делят на подгруппы:

Осевой скелет
Череп — костная база головы, является вместилищем мозга, также органов зрения, слуха и чутья. Череп имеет два отдела: мозговой и лицевой.
Грудная клеточка — имеет форму усечённого сжатого конуса, является костной основой груди и вместилищем для внутренних органов. Состоит из 12 грудных позвонков, 12 рёбер и грудины.
Позвоночник, либо позвоночный столб — является главной осью тела, опорой всего скелета; снутри позвоночного канала проходит спинной мозг.

Дополнительный скелет
Пояс верхних конечностей — обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету. Состоит из парных лопаток и ключиц.
Верхние конечности — очень адаптированы для выполнения трудовой деятельности. Конечность состоит из трёх отделов: плеча, предплечья и кисти.
Пояс нижних конечностей — обеспечивает присоединение нижних конечностей к осевому скелету, также является вместилищем и опорой для органов пищеварительной, мочевыделительной и половой систем.
Нижние конечности — адаптированы для перемещения тела в пространстве.

Мужской и дамский скелет в целом построены по одному типу , и кардинальных различий меж ними нет. Они заключаются только в чуть-чуть изменённой форме либо размерах отдельных костей и, соответственно, включающих их структур. Вот некие из более очевидных различий. Кости конечностей и пальцев у парней в среднем длиннее и толще. У женщин более широкий таз, также более узенькая грудная клеточка, наименее угловатые челюсти и слабее выражены надбровные дуги и затылочные мыщелки. Существует еще огромное количество более маленьких различий.

Некогда распространённое мировоззрение о том, что у мужчины на одно ребро меньше чем у женщины, неверно. Библейская легенда о сотворении Евы из ребра Адама не имеет отражения в реальности и произошла из-за ошибки в переводе ивритского слова «цэля» , имеющего значения как «ребро», так и «сторона». Скелет и мужчины и женщины имеет 24 ребра, либо 12 пар.

Понятно огромное количество болезней костной системы. Многие из их сопровождаются ограничением подвижности, а некие могут приводить и к полному обездвиживанию человека. Серьёзную опасность для жизни и здоровья представляют злокачественные и доброкачественные опухоли костей, требующие нередко проведения конструктивного хирургического исцеления; обычно поражённую конечность ампутируют. Кроме костей часто поражаются и суставы. Заболевания суставов нередко сопровождаются значимым нарушением подвижности и сильными болями. При остеопорозе возрастает ломкость костей, кости становятся хрупкими; это системное болезнь скелета в большинстве случаев появляется у пенсионеров и у женщин после менопаузы.

Первоисточники:

  • Реферат на тему «Скелет человека»
  • Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей. Скелет человека
  • Занятная анатомия
  • Википедия — статья о скелете.
  • Дополнительно на сайт:

  • Какие мед словари есть в интернете?
  • Где в интернете отыскать перечень мед ресурсов на российском языке?
  • Где отыскать работающую версию Большой Мед Энциклопедии?
  • Что такое конвергентная эволюция? На кого могут быть похожи инопланетяне? (в одном ответе)
    • Зачем человеку нужен скелет?

      Скелет человека — совокупа костей, часть опорно-двигательного аппарата. Служит опорой мягеньких тканей, местом крепления мускул, вместилищем и защитой внутренних органов. Человечий скелет состоит из двухсотен с маленьким отдельных костей, и практически они все соединяются в одно целое при помощи суставов, связок, сухожилий других соединений. В направление всей жизни скелет меняется. Во время внутриутробного развития хрящевой...

    Странный, по меньшей мере, вопрос. Без скелета животные напоминали бы мягкотелых медуз. Как бы они передвигались по суше? Как поддерживались бы внутренние органы? Чем был бы защищен нежный и уязвимый головной мозг?.. Все это верно, и все-таки вопрос не так уж прост.

    ГДЕ ИСКАТЬ СЛЕДЫ ГЕМОГЛОБИНА

    Профессор П. А. Коржуев готовит сейчас к печати труд о гемоглобине. Он работал над ним двадцать лет, хотя ему и кажется, что исследования начались недавно. Память хранит подробности первой экспедиции на Баренцево море, положившей начало книге. На поиски новых фактов приходилось выезжать в тайгу, в горы, в пустыню, в тундру. Следы гемоглобина Коржуев встречал в организмах самых различных обитателей Земли, дыхательные пигменты - прямую родню нашего пигмента крови - он отыскивал и в клетках растений, и в клетках бактерий. Чем детальнее он изучал строение крови, тем глубже уходил в дебри эволюции. И неудивительно: без дыхательных пигментов, помогающих клеткам извлекать из окружающей среды , нет и самой жизни.

    Построив схему родства живого мира по гемоглобину, которая с тех пор фигурирует в учебниках, Коржуев получил новое подтверждение общности происхождения всего живого на Земле - на рисунке выросло ветвистое генеалогическое древо крови. А прослеживая изменения гемоглобина, он неизбежно сталкивался с превращениями скелета.

    Проблема обеспечения организма кислородом на протяжении всей истории живого мира была не менее важной - наверное, даже более важной, - чем проблема питания. Способы добывания пищи, как и «способы добывания кислорода», то есть дыхания, кровообращения и кроветворения, в значительной мере определяли изменение строения тела животных, направление их развития. Вот убедительный пример.

    «ГОЛЫЕ ГАДЫ»

    Не раз перед многими видами животных в истории их развития возникала угроза голода, но голода не в обычном смысле слова, а - кислородного. Без пищи какое-то время протянуть еще можно, без дыхания клетки гибнут моментально. Угроза появлялась тогда, когда, скажем, условия жизни на планете изменялись. Когда, например, водные позвоночные впервые очутились на суше, покинув океан - колыбель жизни. Выброшенные из воды, рыбы очутились на две другого океана - воздушного. Но здесь они не могли дышать: жабры здесь не годились. Надвигалась и еще одна опасность - гибели от высыхания: ведь через обширную площадь жаберных лепестков из организма катастрофически быстро влага. Спастись можно было, лишь утратив покровы тела, «спрятав» органы дыхания вглубь, вернувшись к древнейшему из известных способов дыхания - к дыханию всей поверхностью тела. За утрату покровов ученые окрестили первых выходцев на сушу - земноводных - «голыми гадами». Среди современных земноводных все еще встречаются виды, которые дышат одной кожей: безлегочные саламандры.

    Почти те самые, которые - по утверждению Карела Чапека - о любят читать газету, сидя в бассейне. У большинства современных земноводных и сейчас кожное дыхание составляет половину общего газообмена. А вторую половину осуществляют весьма несовершенные легкие.

    Выбравшись на берег, земноводные заплатили за новый образ жизни необходимостью постоянно жить возле воды, чтобы поминутно увлажнять свою «голую» кожу. Удались они от водоемов, они бы погибли. Лишь рептилии, легкие которых усовершенствовались, вновь обрели покровы тела и навсегда покинули прибрежную зону, став настоящими наземными жителями.

    Жизнь на суше потребовала от ее обитателей огромных затрат энергии, передвигаться здесь приходилось, не полагаясь на спасительный закон Архимеда. Выросла потребность в энергии - возросла потребность в кислороде, а значит и в гемоглобине, то есть в общем количестве крови. Ведь гемоглобин содержится в эритроцитах - красных клетках крови. Измеряя количество крови у разных видов животных, Коржуев убедился, что, действительно, ее сравнительно немного у рыб (по отношению к общему весу тела). У земноводных - больше, еще больше у рептилий, у птиц и, наконец, очень много у млекопитающих, особенно у подвижных. Таким образом, количество крови оказывается пропорционально энергетическим потребностям и затратам организма. Дальше, если у рыб насчитывается всего около 150 000 красных кровяных шариков в одном кубическом миллиметре крови, то у птиц их уже 3 000 000, то есть в двадцать раз больше, а у млекопитающих в двадцать семь раз больше, чем у рыб. Следовательно, с ходом эволюции не только крови становится больше, но и сама она изменяется, делаясь более насыщенной красными шариками, более работоспособной.

    ПРОИЗВОДСТВО КРОВИ РАСШИРЯЕТСЯ

    Но откуда появляется это обилие кровяных клеток? У водных животных, например у рыб, «фабрикой крови» служит печень, почки, стенки кишечника. Наземным жителям необходимо гораздо больше эритроцитов. Старые органы кроветворения, со своей «устаревшей технологией», не могут удовлетворить возросшие потребности. Значит, с выходом на сушу у земноводных должны были появиться и новые органы кроветворения. Так и случилось: возник костный мозг.

    Надо сказать, что до 1946 года по этому вопросу единого мнения ученых не существовало. Некоторые зоологи полагали, что у первых обитателей суши - хвостатых земноводных: саламандр, амблистом - костного мозга нет, а у бесхвостых, то есть и жаб, он есть.

    В самых основательных трудах и справочниках по сравнительному изучению крови в графе «Костный мозг хвостатых амфибий» стоял прочерк. «Судя по количеству крови - это ошибка. У хвостатых амфибий должен быть костный мозг», - такую гипотезу высказал на основе изучения крови профессор П. А. Коржуев. «Я высказал предположения о существовании костного мозга у хвостатых амфибий, не будучи знаком с давним спором зоологов, - рассказывает он. - Логика подсказала, что иначе не может быть».

    Догадку ученого подтвердил на опыте чешский исследователь Варичка, обнаружив у хвостатых амфибий костный мозг. Оказалось, что под его легко увидеть на тканевых срезах весной, когда саламандры активны, а их ткани распускаются, точно листва деревьев. Конечно, у земноводных огромную роль еще играет и старый орган кроветворения - селезенка. Когда эта догадка Петра Андреевича подтвердилась, у него возникла другая, на этот раз совершенно «еретического» характера.

    Ученый теперь не сомневался, что количество костного мозга, количество крови пропорционально энергетическим тратам организма. Кроме того, он все больше убеждался в том, что между скелетом и кровью существует глубочайшее единство. Располагаясь в перекладинах костной ткани, костный мозг утяжеляет скелет. Утяжеляет… В то же время он необходим, ибо потребности организма в кислороде растут. Что же, какое требование побеждает?

    Принято думать, например, что среди наземных животных самый легкий скелет у птиц. Верно ли это? Верно ли, что у птиц кости легче, чем у неуклюжих, шлепающих животом по лужам лягушек и жаб, чем у земноводных. «Да», - гласил традиционный ответ. «Нет», - сказал Коржуев. Ведь стремительный полет стрижа или многодневный перелет уток - это огромная нагрузка на систему кровообращения. Птице необходимо обеспечивать организм кислородом. А значит, без хорошо развитого костного мозга и, стало быть, без развитого скелета она задохнется, как больной без кислородной подушки.

    Свои теоретические выводы Коржуев стал проверять экспериментально. Путь экспедиции, которую он возглавил, лежал в Кзыл Агач: птичий заповедник у границы с Ираном. Сюда, на бывший остров Сара, после обмеления Каспийского моря ставший полуостровом, издавна слетаются утки и гуси, лысухи и бакланы, чомги и стрепеты, пеликаны и фламинго. В Кзыл-Агаче зимой тепло, всегда найдется обильная пища.

    На полуострове биологи расположились надолго. Они измеряли количество крови у самых разных птиц, считали эритроциты, вычисляли процент гемоглобина, определяли сравнительную тяжесть костного мозга, вес скелета с костным мозгом и без него. Выводы их работы? У птиц скелет оказался тяжелее, чем у земноводных!

    ГДЕ НАХОДИТСЯ ФАБРИКА КРОВИ?

    Костный мозг издавна привыкли рассматривать как «орган кроветворения». Студенты- медики и биологи знают, что в учебниках его обычно не причисляют к системе кровообращения, но не относят, собственно говоря, и к скелету. Пишут, что «он располагается в кости». Здесь вкрадываются две принципиальные ошибки.

    В учебных схемах замкнутой системы кровообращения у человека и других высокоорганизованных животных костный мозг, как правило, отсутствует. Словно его забыли. Получается, конечно, непреднамеренно, что эритроциты так и пребывают постоянно в сосудистом русле. А ведь если схему уточнить, то «замкнутая» система кровообращения оказывается «открытой»: она связана с костным мозгом, а стало быть и со скелетом, откуда в кровь поступают эритроциты. Она связана и с органами выделения, куда из крови уходят тельца, окончившие свою жизнь.

    «Орган» или «не орган»… Дело не в словах. Спор идет не о термине, а по существу. Многолетние исследования крови ясно показывают, что истинным «органом кроветворения» является наш скелет, кости. Ведь у костного мозга нет даже четко очерченных границ. Клетки костной ткани рождаются из тех же клеток, из которых рождаются красные и белые кровяные тельца. Костный мозг - составная часть скелета, а не «орган».

    Итак, сравнительное изучение крови различных животных, исследование гемоглобина показало, что с появлением на суше первых наземных животных у скелета появилась новая функция - кроветворения.

    Высокогорные архары-предки наших домашних овец - обладатели роскошных рогов. Чем они выше живут, тем рога больше. Спрашивается, зачем они высокогорным животным? Они ведь мешают преодолевать уступы и скалы, они делают животное тяжелее, сковывают его подвижность. Рога - турнирное оружие, - объясняют некоторые ученые. Но, кажется, дело не только в этом.

    В рогах имеется костный стержень. И не исключено поэтому, что рога служат горному животному дополнительным очагом кроветворения. Ведь в горах потребность в кислороде та же, что и на уровне моря, а в воздухе его содержится меньше. Поэтому интенсивность кроветворения в горах резко возрастает. У овец, например, которых гонят на альпийские пастбища, кроветворение заметно увеличивается.

    Вот другой пример: взгляните на фотографию верблюжонка. Зачем малышу такие длинные ноги? Зоологи долго думали над этим. А теперь это понятно. Трубчатые кости новорожденных верблюжат буквально забиты красным костным мозгом. В пустыне - где чахлая растительность, суровые климатические условия, там «запас прочности» в виде большой массы костного мозга обеспечивает возможность приспособиться к суровой жизни. Или скелет кита, он огромен - тридцать процентов от веса всего тела. И все губчатые его поры заполнены костным мозгом, вырабатывающим огромные массы эритроцитов с гемоглобином в очень высокой концентрации.

    Кости не только выполняют «функцию опоры», это не только «рычаги движения», - как пишут учебники - каркас для прикрепления внутренних органов и место для развития органов кроветворения. Скелет сам и есть - «орган кроветворения», фабрика крови. Это - активная жизнедеятельная часть организма. Возможно, даже самая активная - частота костного мозга выше, чем клеток любой другой ткани.

    Интересно, между прочим, что когда речь заходила об эволюции, до сих пор обычно не учитывались силы гравитации - . Вспомните, что в воде эти силы действуют слабее, чем на суше. И когда животные из океана вышли на землю, перемена гравитационного воздействия должна была сказаться на их скелете. Как? Этого пока никто точно не знает. Сейчас можно только делать предположения.

    Передвигаясь по суше, животные должны были тратить на преодоление сил гравитации гораздо больше энергии, чем прежде. А энергия, значит - кислород, кровь, органы кроветворения. Именно «энергичность», «энергоемкость» наземного образа жизни, считает П. А. Коржуев, и определила большую мощность новых очагов синтеза гемоглобина - костного мозга. А, может быть, она была и прямой причиной возникновения мозга в костях.

    Но если это верно, то устранение гравитации на долгое время (например, длительное состояние невесомости), может, как кажется, привести даже к угнетению костного мозга. Конечно, это предположение нуждается в проверке. Вот почему зная, как эволюционируют кровь и органы дыхания, мы можем делать выводы об эволюции скелета. Как видите, следы гемоглобина могут рассказать о многом!

    Встреча 57. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СКЕЛЕТ И МЫШЦЫ?

    Цель : расширить знания учащихся об опорно-двигательную систему и ее функции; развивать познавательные процессы; формировать потребность в здоровом образе жизни.

    Ход урока

    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

    1. Фронтальное опрос

    Для чего нужно изучать строение тела человека?

    Докажите, что человек является частью живой природы.

    Чем люди отличаются от животных?

    Можно отдельную бактерию и тело человека назвать «организмом»?

    2. Разгадывание кроссворда

    1. Не часы, а тикает. (Сердце)

    2. Бесконечный поезд, развозит по телу питательные вещества. (Кишечник)

    3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден - урчит. (Желудок)

    4. Орган дыхания человека. (Легкие)

    5. Полон хлев белых овец. Что это за хлев? (Рот)

    Какое слово получилось по вертикали? (Скелет)

    Скелет - это совокупность костей организма человека или животного.

    3. Работа в группах

    Учитель предлагает учащимся объединиться в группы и попробовать ответить на вопросы (вопросы на карточках):

    1) Зачем человеку скелет, и какие функции он выполняет?

    2) Что еще нужно человеку для движения?

    3) От чего зависит правильная осанка? (Осанка - это положение тела человека при ходьбе, сидении.)

    4) Чем опасно нарушение осанки?

    Заслушиваются ответы каждой группы.

    На какие вопросы было сложно ответить?

    Что необходимо сделать, чтобы ответить на поставленные вопросы?

    III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

    Сегодня на уроке вы узнаете о опорно-двигательную систему, формирование осанки.

    IV . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1. Работа по учебнику (с. 147-148)

    Вспомните! Чем отличается строение тела человека от строения тела других животных в мире живой природы?

    Работа в парах

    Рассмотрите рисунки на стр. 147 и расскажите, у всех ли животных есть скелет? Как передвигаются разные животные?

    - Запомните! Скелет определяет форму тела и вместе с мускулатурой защищает внутренние органы от возможных повреждений. Кости скелета двигают мышцы.

    Рассмотрите рисунки на стр. 147 внизу. Сравните строение скелета и мышечной системы человека с конструкцией робота.

    Найдите части скелета в своем теле.

    Кости черепа крепкие и неподвижные. Они защищают головной мозг от повреждений.

    Скелет туловища образуют позвоночник, ребра и грудная кость.

    Хребет проходит вдоль тела. Он состоит из отдельных костей - позвонков. Позвонки имеют отверстия, которые вместе образуют канал. В нем расположен спинной мозг. Позвоночник защищает спинной мозг от повреждений.

    К позвоночнику прикрепляются ребра. Вместе с грудной костью ребра образуют грудную клетку. Она защищает сердце и легкие. Участвует в дыхании.

    К грудной клетке при помощи лопаток и ключиц (натупайте эти кости в своем теле) прикрепляются кости верхних конечностей - рук. Кости рук, лопаток и ключиц соединены между собой подвижно. Поэтому мы можем опускать и поднимать руки, сгибать их в локтях.

    К нижней части позвоночника присоединяются кости, которые образуют таз. Тазовые кости поддерживают внутренние органы и защищают их от повреждений. С тазом подвижно соединены кости нижних конечностей - ног.

    Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Мышцы прикрепляются к костям. В теле человека 650 мышц. Каждый мускул необходим для выполнения того или иного движения. Например, чтобы сделать шаг, нужна работа двух десятков мышц.

    Сокращение и расслабление мышц приводит к изменению положения костей. Так, когда мышца сокращается, он тянет кости, к которым прикреплен. А когда расслабляется, кости занимают исходное положение. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы двигают кости, а значит, и наше тело. Это происходит по команде головного мозга.

    Как госпожа Калина Пігулко советует заботиться о правильности своей осанки.

    Как проверить свою осанку?

    Выводы

    Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему.

    2. Физкультминутка

    Осанка бывает не только у людей, но и у животных.

    Воспроизведите осанку некоторых животных:

    Встать, расправить плечи и покрутить головой, как лев;

    Потянуться вверх, как жираф;

    Побегать на месте, как страус;

    Сесть за парту и потянуться вверх, как котик.

    Осанка которой животные вам больше всего понравилась?

    Какую осанку было легко показывать, а какую - сложно?

    Дома вы можете копировать осанку различных животных. Это очень полезно. А теперь будем учиться определять правильную осанку в людей.

    V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

    1. Практическое задание

    1) Стань перед зеркалом и определи:

    а) прямая у тебя спина;

    б) или поднятой ты держишь голову;

    в) на одном ли уровне находятся у тебя оба плеча.

    Сделай вывод о том, какая у тебя осанка.

    2) Согни левую руку в локте, а правой пощупаем мышцу. Что чувствуешь? Опусти руку. Держи ее свободно. Пощупаем мышцу. Какие изменения произошли?

    2. Работа в группах

    Выведение правил сохранения и укрепления осанки

    В группах с помощью рисунков учащиеся разрабатывают правила «Как выработать правильную осанку?».

    (Ровно сидеть во время письма, не сутулиться во время ходьбы; спать на плоской постели, носить рюкзак за плечами; сидеть или ходить по несколько минут с книгой на голове...)

    VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

    Прочитайте страницы Книги важных знаний о природе на сек. 148.

    Из каких частей состоит скелет человека?

    Какое значение имеет скелет в организме человека?

    Какое значение для человека имеют мышцы?

    VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    краткое содержание других презентаций

    «Отличительные особенности животных» - Как животные приспосабливаются к условиям жизни. За последние 300 лет исчезло 63 вида зверей. Приходят люди на прогулку в лес. Национальный парк. Кроссворд. Могу. Мониторинг отслеживания знаний учащихся. Порядок на столе. Крокодилы. Береги зрение. Гигантские панды. Неосторожное применение ядов и химических веществ. Серый маленький зверюшка. Почему исчезают животные. Заповедник. Работа в группах. Нарисуй буквы и отгадай слово.

    «Классификация животных» - Млекопитающие. Животные. Пиявки. Рыбы. Знакомство с новой классификацией животных. Бабочки. Какие бывают животные. Разнообразие животных. Моллюски. Наука о животных. Осьминог. Пресмыкающиеся. Черви. Паукообразные. Земноводные. Насекомые. Птицы.

    «Окружающий мир «Растения»» - Цветковые растения. Папоротники. Мох: сфагнум и кукушкин лён. Гигантские секвойи – самые большие из всех живых организмов. Кроссворд. Водоросли – растительные клетки, прикреплённые друг к другу. Хвойный лес в Карелии. Существует более 25 000 видов водорослей. Водоросли. Встречаются на берегах Северного Ледовитого океана. Папоротники: орляк и сальвиния. Под водой стебли водяной лилии соединяют листья и цветки с корнями.

    «Почва Земли» - Почва - важнейшая часть экосистемы. Плодородие. Образование почвы. Кроссворд. Что такое почва. Растения растут в почве. Свойства почвы. Берегите почву. Виды почв. Сантиметр почвы. Почва. Роль почвы в экосиситеме. Чернозем. Разгадаем кроссворд. Лишнее слово. Важнейшая часть экосистемы. Почвы Чувашии.

    «Осенний лес» - Загляделась роща золотая в зеркало знакомого пруда. Подберезовик. Волнушки. Осенняя история. Чародейка-осень. Веселый куст. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. Папоротник. Ходят в рыженьких беретах. Узкая дорожка меня в рощу привела. Опята. Зреет ягодка калина под окошечком в саду. Милые цветочки. Растут на опушке рыжие подружки. Расту я обычно в березовой роще. Лисички. Подосиновик. Ёжик.

    «Страны СНГ» - Туркменистан. Родина. Знакомство со странами СНГ. Азербайджанская Республика. Украина. Республика Таджикистан. Республика Беларусь. Грузия. Российская Федерация. Республика Татарстан. Республика Молдова. Что такое СНГ. Кыргызская Республика. Политическая карта СССР. Россия и страны СНГ. Республика Узбекистан. Республика Казахстан. Содружество Независимых Государств. Республика Армения.

    краткое содержание других презентаций

    «Отличительные особенности животных» - Как животные приспосабливаются к условиям жизни. За последние 300 лет исчезло 63 вида зверей. Приходят люди на прогулку в лес. Национальный парк. Кроссворд. Могу. Мониторинг отслеживания знаний учащихся. Порядок на столе. Крокодилы. Береги зрение. Гигантские панды. Неосторожное применение ядов и химических веществ. Серый маленький зверюшка. Почему исчезают животные. Заповедник. Работа в группах. Нарисуй буквы и отгадай слово.

    «Классификация животных» - Млекопитающие. Животные. Пиявки. Рыбы. Знакомство с новой классификацией животных. Бабочки. Какие бывают животные. Разнообразие животных. Моллюски. Наука о животных. Осьминог. Пресмыкающиеся. Черви. Паукообразные. Земноводные. Насекомые. Птицы.

    «Окружающий мир «Растения»» - Цветковые растения. Папоротники. Мох: сфагнум и кукушкин лён. Гигантские секвойи – самые большие из всех живых организмов. Кроссворд. Водоросли – растительные клетки, прикреплённые друг к другу. Хвойный лес в Карелии. Существует более 25 000 видов водорослей. Водоросли. Встречаются на берегах Северного Ледовитого океана. Папоротники: орляк и сальвиния. Под водой стебли водяной лилии соединяют листья и цветки с корнями.

    «Почва Земли» - Почва - важнейшая часть экосистемы. Плодородие. Образование почвы. Кроссворд. Что такое почва. Растения растут в почве. Свойства почвы. Берегите почву. Виды почв. Сантиметр почвы. Почва. Роль почвы в экосиситеме. Чернозем. Разгадаем кроссворд. Лишнее слово. Важнейшая часть экосистемы. Почвы Чувашии.

    «Осенний лес» - Загляделась роща золотая в зеркало знакомого пруда. Подберезовик. Волнушки. Осенняя история. Чародейка-осень. Веселый куст. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. Папоротник. Ходят в рыженьких беретах. Узкая дорожка меня в рощу привела. Опята. Зреет ягодка калина под окошечком в саду. Милые цветочки. Растут на опушке рыжие подружки. Расту я обычно в березовой роще. Лисички. Подосиновик. Ёжик.

    «Страны СНГ» - Туркменистан. Родина. Знакомство со странами СНГ. Азербайджанская Республика. Украина. Республика Таджикистан. Республика Беларусь. Грузия. Российская Федерация. Республика Татарстан. Республика Молдова. Что такое СНГ. Кыргызская Республика. Политическая карта СССР. Россия и страны СНГ. Республика Узбекистан. Республика Казахстан. Содружество Независимых Государств. Республика Армения.



    Рассказать друзьям