Как раскаяться в своих грехах дома. Перечень грехов против себя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мы один раз в жизни принимаем Крещение и миропомазываемся. В идеале один раз венчаемся. Таинство Священства не носит всеобъемлющего характера, оно совершается лишь над тем, кому Господь судил быть принятым в клир. В Таинстве Соборования наше участие очень невелико. А вот Таинства Исповеди и Причащения ведут нас через всю жизнь к вечности, без них немыслимо бытие христианина. К ним мы приступаем раз за разом. Так что рано или поздно имеем все же возможность задуматься: а правильно ли мы к ним готовимся? И понять: нет, скорее всего, не совсем. Поэтому разговор об этих Таинствах представляется нам очень важным. В настоящем номере, в беседе с главным редактором журнала игуменом Нектарием (Морозовым), мы решили коснуться (потому что охватить все — задача непосильная, слишком «безбрежная» тема) исповеди, а в следующий раз — поговорить о Причащении Святых Таин.

— Предполагаю, точней, догадываюсь: девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…

— Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Конечно, было бы лучше, если бы о Таинстве Исповеди, о покаянии говорил опытный духовник, человек высокой духовной жизни. Если я решаюсь здесь об этом говорить, то просто как человек исповедующийся — с одной стороны, и с другой — как священник, которому довольно часто приходится исповедь принимать. Я постараюсь обобщить свои наблюдения за собственной душой и за тем, как другие участвуют в Таинстве Покаяния. Но ни в коем случае не считаю свои наблюдения достаточными.

— Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»?

— Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.

Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу.

— Что это такое? Чем генеральная исповедь отличается от обычной?

— Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть.

— Как относиться к так называемым вопросникам для генеральной исповеди? Их можно видеть в церковных лавках.

— Если под генеральной исповедью понимать именно исповедь за всю прожитую жизнь, то здесь действительно возникает необходимость в каких-то внешних пособиях. Лучшее пособие для исповедников — это книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», она о духе, правильном настрое кающегося человека, о том, в чем именно надо каяться. Есть книга «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души» архимандрита Лазаря (Абашидзе). Полезны выдержки из святителя Игнатия (Брянчанинова) — «В помощь кающемуся». Что касается вопросников — да, есть духовники, есть священники, которые этих вопросников не одобряют. Говорят, что в них можно вычитать такие грехи, о которых читающий и слыхом не слыхал, а прочитает — и повредится... Но, к сожалению, почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Да, там есть вопросы неумные, грубые, есть вопросы, грешащие явно излишним физиологизмом… Но если относиться к вопроснику как к рабочему инструменту, как к плугу, которым один раз нужно всего себя перепахать, то, я думаю, использовать его можно. В старину подобные вопросники называли таким чудным для современного уха словом «поновление». Действительно, человек с их помощью поновлял себя как образ Божий, как поновляют старую, обветшавшую и закопченную икону. Думать о том, в хорошей или плохой литературной форме составлены эти вопросники, совершенно необязательно. К серьезным недостаткам некоторых вопросников нужно отнести вот что: составители включают в них то, что, в сущности, грехом не является. Не мыл ли руки душистым мылом, например, или не стирал ли в воскресенье… Если стирал во время воскресной службы — это грех, а если стирал после службы, потому что другого времени не было,— лично я в этом греха не вижу.

— К сожалению, в наших церковных лавках можно подчас такое купить…

— Вот почему необходимо посоветоваться со священником прежде, чем использовать вопросник. Могу порекомендовать книгу иерея Алексия Мороза «Исповедую грех, батюшка» — это разумный и очень подробный вопросник.

— Здесь же необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом «грех»? Большинство исповедующихся, произнося это слово, имеют в виду именно греховный поступок. То есть, по сути, проявление греха. Например: «Вчера был резок и жесток с мамой». Но ведь это не отдельный, не случайный какой-то эпизод, это проявление греха нелюбви, нетерпимости, непрощения, эгоизма. Значит, нужно не так говорить, не «вчера был жесток», а просто «я жесток, во мне мало любви». Или как нужно говорить?

— Грех — это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в страстях как таковых, потому что страсти — они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда — в прошедшем времени. Не надо говорить: «Я обижаю ближних», надо сказать: «Я обижал ближних». Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.

Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия.

— И все же о страстях. Если я испытываю раздражение от просьбы моего ближнего, но ничем этого раздражения не выдаю и необходимую помощь ему оказываю — должна ли я каяться в испытанном мною раздражении как в грехе?

— Если Вы, чувствуя в себе это раздражение, сознательно боролись с ним — это одна ситуация. Если же Вы это свое раздражение приняли, развивали его в себе, упивались им — это ситуация другая. Все зависит от направления воли человека. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать.

— Видимо, надо остановиться на «болезни рассказывания», проистекающей от определенного малодушия при исповеди. К примеру, вместо того, чтобы сказать «я вела себя эгоистично», я начинаю рассказывать: «На работе… мой коллега говорит… а я в ответ говорю…» и т. д. О грехе своем я в конечном итоге сообщаю, но — именно вот так, в обрамлении рассказа. Это даже не обрамление, эти рассказывания играют, если разобраться, роль одежды — мы одеваемся в слова, в сюжет, чтоб не чувствовать себя голыми на исповеди.

— Действительно, так легче. Но не нужно облегчать себе задачу исповеди. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Избить человека по пьяной злобе — это одно, остановить преступника, защищая жертву,— совсем другое. Отказать в помощи ближнему из-за лени и эгоизма — одно, отказать потому, что температура в тот день была сорок,— другое. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.

Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа.

— Священник Александр Ельчанинов в одной из своих записей благодарит Бога за то, что Он помогает ему всякий раз переживать исповедь как катастрофу. Что мы должны делать для того, чтоб наша исповедь, по крайней мере, не была сухой, холодной, формальной?

— Надо помнить, что исповедь, которую мы произносим в храме,— это верхушка айсберга. Если вот эта исповедь — это все, и ею все ограничивается — можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки нашему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.

Наша исповедь в другое время совершается и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься собственными грехами, осуждаю других и оправдываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией. И когда я говорю: «Господи, помоги мне, иначе — сколько я буду убивать этим свою душу?». После этого я приду на исповедь и скажу: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека. Если изменения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. «Исполнением христианского долга», как почему-то принято было выражаться до революции.

Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.

Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Евангелием, начинают вспоминать, чем они согрешили. Это всегда сущее мучение — и для священника, и для тех, кто ждет своей очереди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать.

— Некоторые прихожане предпочитают исповедь в такой форме: «Согрешил против такой-то заповеди». Это удобно: «Согрешил против седьмой» — и больше ничего рассказывать не надо.

— Я полагаю, что это совершенно неприемлемо. Любая формализация духовной жизни эту жизнь убивает. Грех — это боль человеческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы различных людей, неоднократно говорил, что признак прощения — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.

— Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством.

— «Невозможное человекам возможно Богу». Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь — благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? «Ослаби, остави, прости». Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Есть такой замечательный пример, по-моему, у святителя Амфилохия Иконийского: некий человек приходил в храм и там вставал на колени перед иконой Спасителя и слезно каялся в ужасном грехе, который раз за разом вновь совершал. Его душа настолько исстрадалась, что он однажды сказал: «Господи, я устал от этого греха, я никогда его более не совершу, я Тебя Самого призываю в свидетели на Страшном Суде: этого греха отныне не будет в моей жизни». После этого он вышел из храма и вновь впал в этот грех. И что же он сделал? Нет, не удавился и не утопился. Вновь пришел в храм, встал на колени и каялся в падении. И так, возле иконы, умер. И святителю была открыта участь этой души. Господь помиловал каявшегося. И диавол спрашивает Господа: «Как же так, разве он не обещал Тебе много раз, не призывал Тебя Самого в свидетели и не обманывал потом?». И Бог отвечает: «Если ты, будучи человеконенавистником, столько раз после его обращений ко Мне принимал его к себе обратно, как же Я его не приму?».

А вот известная лично мне ситуация: в один из московских храмов регулярно приходила девушка и исповедовалась в том, что зарабатывает себе на жизнь древнейшей, как говорится, профессией. Никто не допускал ее до Причастия, конечно, но она продолжала ходить, молилась, пыталась как-то участвовать в жизни прихода. Не знаю, удалось ли ей оставить это ремесло, но точно знаю, что Господь ее хранит и не оставляет, ожидая необходимой перемены.

Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции.

— Иногда бывает так, что некий давний (как правило) наш поступок вызывает у нас реакцию скорее юмористическую, чем покаянную, и нам представляется, что говорить об этом поступке на исповеди — это излишнее усердие, граничащее с ханжеством либо с кокетством. Пример: я вдруг вспоминаю, что когда-то в юности украла книгу в библиотеке дома отдыха. Думаю, что надо сказать об этом на исповеди: как ни крути, восьмая заповедь нарушена. И тут же самой становится смешно...

— Я бы не относился к этому столь несерьезно. Есть поступки, которые нельзя даже формально совершать, потому что они нас разрушают — даже не как людей веры, а просто как людей совестливых. Есть определенные барьеры, которые мы должны себе установить. Это святые могли иметь духовную свободу, которая позволяет совершать вещи, формально осуждаемые, но они совершали их только тогда, когда эти поступки были во благо.

— Верно ли, что не нужно каяться в грехах, совершенных до Крещения, если крестился в зрелом возрасте?

— Формально верно. Но дело вот в чем: раньше Таинству Крещения всегда предшествовало Таинство Покаяния. Крещению Иоаннову, вхождению в воды Иордана предшествовало исповедание грехов. Сейчас взрослых людей в наших храмах крестят без исповедания грехов, лишь в некоторых храмах есть практика предкрещальной исповеди. И что происходит? Да, в крещении человеку грехи прощаются, но он не осознал этих грехов, не пережил покаяния в них. Вот почему он к этим грехам, как правило, возвращается. Разрыва не произошло, линия греха продолжается. Формально человек не обязан о грехах, совершенных до крещения, на исповеди говорить, но… лучше не углубляться в такие вот расчеты: «Это я должен сказать, а вот это могу не говорить». Исповедь не предмет такого торга с Богом. Здесь не в букве дело, здесь дело в духе.

— Мы достаточно много говорили здесь о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвослове есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед исповедью?

— Очень хорошо, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю. Есть также очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Это может быть просто молитва с покаянным чувством «Боже, буди милостив ко мне грешному». И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощения у Бога, просто стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец называет ощущением себя «виновномилуемым». То есть почувствовать: я погибаю, и это сознаю, и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь перед Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее.

У игумена Никона (Воробьева) есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которая из-за возраста и болезни должна была приготовиться к переходу в Вечность. Он пишет ей: «Вспоминай все свои грехи и в каждом — даже и в том, который исповедала — кайся перед Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть — почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем — покаянием, приносящим радость». Это самое необходимое — почувствовать мир с Богом.

Беседовала Марина Бирюкова

В чем смысл христианской жизни? Ответов может быть много, но никто не будет спорить, что конечной целью земного существования православные христиане видят в вечном пребывании в раю.

Никто не знает, в какой момент может оборваться пребывание человека на земле, поэтому к переходу в другой мир следует быть готовым ежесекундно.

Что такое исповедь

Лучшим средством избавления от греха является искреннее покаяние , когда мысль о нечистой жизни становится отвратительной.

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8, 9).

Тайна исповеди в православии дает христианам возможность оставить все свои прегрешения и приближает его к Познанию Бога и Царства Небесного. Смиренная молитва, частое исповедание - результаты покаяния, настоящего сокрушения духа, происходящего в постоянной борьбе со страстями.

О других Таинствах православной церкви:

Христос и грешница

Православные, пребывающие постоянно в молитве и раскаянии, приносящие свои плохие дела и помыслы на алтарь Божьей крови, не боятся смерти, ибо знают, что их плохие дела прощены во время исповедания.

Исповедь является Таинством, во время которого через священника, как посредника, человек общается с Творцом, отказывается от своей греховной жизни в покаянии и признании себя грешником.

Любой, самый малый грех, может стать огромным замком на двери вечности. Раскаянное сердце, положенное у алтаря Божьей любви, Создатель держит в Своих руках, прощая все прегрешения, без права их воспоминания, сокращающие земную жизнь и лишающие вечного пребывания в раю.

Плохие дела являются из ада, падший человек его проводит в существующий мир, выступая проводником.

Искреннее исповедание неправильных поступков не может быть насильственным, только по горячему покаянию, ненависти к совершенному прегрешению, умиранию для него и жизни в святости, Вседержитель открывает Свои объятия.

Прощение в христианстве

Тайна исповеди в православии гарантирует, что все было сказано при священнике, умирает и не выходит за ворота храма. Нет грехов больших и малых, есть нераскаянные прегрешения, самооправдание, отчуждающие человека от принятия прощения. Через искреннее покаяние человек постигает тайну спасения.

Важно! Святые отцы церкви запрещают вспоминать прегрешения, исповеданные перед Богом в искреннем покаянии, и навсегда оставленные человеком.

Для чего православные исповедуются

Человек состоит из духа, души и тела. Все знают, что тело превратится в прах, но забота о телесной чистоте занимает немаловажное место в жизни христиан. Душа, которой предстоит в конце жизни встретиться со Спасителем, также нуждается в очищении от грехов.

Смыть грязь с души может только исповедание греховных дел, мыслей, слов. Накопление нечистот в душе вызывает негативные эмоции:

  • раздражение;
  • гнев;
  • апатию.

Часто православные сами не могут объяснить своего поведения, даже не подозревают, что причиной всему неисповеданные прегрешения.

Духовное здоровье человека, спокойная совесть напрямую зависит от частоты исповедания своих порочных наклонностей.

Исповедь, принятая Богом, напрямую связана, вернее, является результатом искреннего покаяния. Кающийся человек искренне желает жить согласно заповедям Господним, он постоянно критически относится к своим заблуждениям и прегрешениям.

Исповедь в Православной церкви

По словам святителя Феофана Затворника, покаяние проходит четырьмя ступенями:

  • осознать грех;
  • признать свою вину в совершении проступка;
  • принять решение навсегда разорвать свои отношения с неправильными действиями или помыслами;
  • слезно молить Творца о прощении.
Важно! Исповедь должна быть проговорена вслух, ибо написанное знает Бог, а высказанное голосом слышат бесы.

В послушании идя на откровенное открытие своего сердца, которое происходит в присутствии священника, человек в первую очередь переступает через свою гордыню. Некоторые верующие утверждают, что можно исповедоваться непосредственно в присутствии Создателя, но по законам Православной Русской Церкви Таинство исповеди считается законным, если оно совершенно через ходатая, молитвенника и свидетеля в одном лице, через священнослужителя.

Главное при исповедании прегрешений не чин посредника, а состояние сердца грешника, его сердечное сокрушение и полный отказ от совершенного проступка.

Какие существуют правила исповеди

Люди, желающие совершить Таинство исповедания, подходят к священнику перед Литургией или во время ее проведения, но обязательно перед Таинством причастия . К больным людям, по предварительному соглашению, священники выезжают на дом.

Согласно церковному Уставу при очищении православной души нет никаких оговорок по поводу постов или молитвенных правил, главное, чтобы христианин верил и искренне раскаялся. Правильно делают люди, которые прежде, чем прийти в храм проводят время в осознании и записывании своих прегрешений, но эти записи следует оставить дома.

При священнике, как перед доктором, говорят о том, что болит, мучает, а для этого не нужны бумажки.

К смертным грехам относятся:

  • гордость, гордыня , тщеславие;
  • блуд;
  • желание чужого и зависть;
  • чрезмерное угождение своей плоти;
  • необузданный гнев;
  • унылый дух, который сушит кости.
Совет! Не стоит священнику рассказывать историю совершенного проступка, обстоятельства его совершения, пытаться найти себе оправдание. Что говорить на исповеди следует обдумать дома, покаявшись в каждой мелочи, которая тревожит сердце.

Если это обида, прежде, чем идти в храм, необходимо примириться с обидчиком и простить обижающего человека.

В присутствии священника следует назвать прегрешения, сказать, что каюсь и признать его. При исповедании мы приносим раскаянный грех к подножью великого Бога и просим о прощении. Не надо путать разговор по душам с духовным наставником и Таинство исповедания.

При консультировании с душепопечителем христиане могут говорить о своих проблемах, попросить совета, а при исповедании грехов следует говорить четко, ясно и коротко. Бог видит раскаявшееся сердце, Ему многословие не нужно .

Церковь указывает на грех бесчувствия при исповеди, когда человек не имеет страха перед Творцом, маловерен, а пришел в храм, ибо все пришли, чтобы соседи видели его «набожность».

Холодное, механическое исповедание без подготовки и искреннего раскаяния считается недействительным, оно оскорбляет Творца. Можно найти несколько священников, каждому сказать по одному плохому делу, но не раскаяться ни в едином, «надев» на себя грех лицемерия и обмана.

Первая исповедь и подготовка к ней

Приняв решение исповедоваться, следует:

  • четко уяснить всю важность этого события;
  • ощутить всю ответственность перед Всевышним;
  • раскаяться в совершенном;
  • простить всем должникам;
  • наполниться верой на прощение;
  • с глубоким раскаянием изложить все грехи.

Первое предстояние в прошении и раскаянии заставит мысленно «перелопатить» свою жизнь с точки зрения покаяния, если желание покаяния искреннее. При этом следует постоянно молиться, просить Бога открыть самые темные уголки души, вынести на свет Божий все плохие дела.

Таинство покаяния

Смертный грех приходить к исповеди, а затем причащаться, имея в душе непрощение. Библия пишет о том, что люди, недостойно пришедшие к причастию, болеют и умирают. (1 Кор. 11:27-30)

Священное Писание утверждает, что любой раскаянный грех Бог прощает, кроме хулы на Духа Святого. (Мат. 12:30-32)

Если совершенное злодеяние очень велико, то после исповедания до причащения Крови Иисуса священник может назначить епитимью - наказание в виде множества поклонов, многочасовых чтений канонов, усиленного поста и паломничества по святым местам. Не исполнить епитимию невозможно, ее отменить может тот священник, который наложил наказание.

Важно! После исповедания не всегда причащаются, а принять Причастие без исповедания невозможно.

Молитвы перед исповедью и причастием: Христос стучится в дверь

Только гордость и ложный стыд, который также относится к гордыне, закрывают важности полного доверия Творцу в Его милости и прощении. Праведный стыд рождается совесть, он дан Творцом, искренний христианин всегда будет стремиться как можно скорее очистить свою совесть.

Что нужно говорить священнику

Идя первый раз на исповедь, следует помнить, что впереди встреча не со священнослужителем, а с Самим Создателем.

Очищая свою душу и сердце от греховного наследия, следует в сокрушении, смирении и благоговении признаться в своей вине, при этом не затрагивать прегрешения других людей. Они сами дадут ответ перед Творцом. Исповедоваться надо в твердой вере, что Иисус пришел для того, чтобы спасти и омыть Своею кровью от грешных дел и помыслов Своих детей.

Открывая свое сердце Богу, надо покаяться не только в явных прегрешениях, но в тех хороших делах, которые можно было сделать для людей, церкви, Спасителя, но не сделали.

Небрежное отношение к доверенному делу является мерзостью перед Богом.

Иисус Своей земной смертью доказал, что путь очищения открыт для всех, пообещав разбойнику, который признал Его Богом, Царство Небесное.

Бог не смотрит на количество плохих дел в день исповедания, Он видит раскаянное сердце.

Признаком прощенное греха станет особый мир в сердце, умиротворение. В это время ангелы поют на Небеса, радуясь спасению еще одной души.

Как подготовиться к исповеди? Протоиерей Иоанн Пелипенко

Одной из важнейших сторон духовной жизни является покаяние . Не всегда, однако, оно понимается православными христианами как должно. Мы попытаемся рассмотреть связанные с этим Таинством вопросы, с которыми приходится наиболее часто сталкиваться в пастырской практике.

Что такое Покаяние?

Покаяние есть Таинство, в котором христианин, раскаиваясь в своих грехах и исповедуя их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов. Для совершения Таинства нужны два действия: 1) раскаяние и исповедь, и 2) прощение и разрешение грехов священнослужителем, имеющим от Бога власть прощать грехи. О первом, т. е. о необходимости исповеди, мы читаем в Первом послании апостола Иоанна Богослова: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин. 1: 9); о втором - в Евангелии от Иоанна: “Примите Духа Святаго, - сказал Господь апостолам. - Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20: 22–23).

Тут сразу можно дать ответ на часто задаваемый вопрос: зачем нужно идти к священнику рассказывать о грехах, разве недостаточно покаяться в душе, перед Богом? Нет, недостаточно. Господь дал власть прощения грехов не самому человеку при мысленной исповеди их перед Богом, а Церкви в лице апостолов и их преемников, т. е. епископов и пресвитеров. Для того, чтобы они узнали те грехи, которые от имени Господа имеют благодать прощать, им нужно их сообщить, сказать, назвать, т. е. исповедать их и засвидетельствовать перед священнослужителем свое в них раскаяние.

Грех разлучает человека с Богом и Его Церковью; в Таинстве Покаяния происходит прощение грехов и воссоединение человека с Церковью. Вне Церкви, даже если человек искренне сокрушается о своих грешных делах, - разрешения от них ему взять неоткуда.

Что есть грех?

“Грех есть беззаконие”, - говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 3: 4), т. е. нарушение воли Божией, являющейся всесозидательным действием Бога, тем, на чем держится мир, все бытие. И мы знаем из Священного Писания, что воля Божия - не какая-то равнодушная всемогущая сила, но - “благая, угодная и совершенная” (Рим. 12: 2). Если мы нашими делами, мыслями, чувствами соответствуем воле Божией, любим ее, ищем ее, творим ее, - мы тем самым приобщаемся изначальной гармонии мироустройства, благу, добру, совершенству и пребываем в богоустановленном чине и порядке, соответствуем Богу и божественной жизни и приобретаем мир, спокойствие совести, внутреннее (а нередко и внешнее) благополучие, блаженство и бессмертие. Если же мы волю Божию нарушаем, то тем самым мы идем против Божия порядка мироустройства, т. е. разрушаем, портим и извращаем самих себя и мир. Апостол Иаков пишет: “Сделанный грех рождает смерть” (Иак. 1: 15).

Воля Божия открыта нам в Священном Писании, прежде всего Нового Завета . Если мы будем усердно читать и изучать эту главную книгу Церкви и применять прочитанное к себе, то сообразуем нашу жизнь с волей Божией.

Совершенный грех нарушает законы бытия - прежде всего духовные законы, и, следовательно, для человека он влечет за собою неизбежную ответственность. Если человек выйдет из окна 15-го этажа, имея желание пройти по воздуху до соседнего дома, то он упадет вниз - таковы законы физического мира; совершенно неважно, что он при этом думает и считает. Так и в духовной сфере: если человек идет против законов Божиих, то - вменяет он себе в грех это противление Богу или нет - он пожинает определенные последствия.

Любой грех извращает, меняет в худшую сторону Божий порядок, разлучает человека с Богом. Но воистину Любовь Божия превосходит всякое человеческое несовершенство и немощь. Господь Иисус Христос в Своей Церкви дал нам великое и удивительное Таинство Покаяния; и теперь, если человек осознает свой грех, кается, исповедует его и получает в Церкви разрешение от него, - то действием этого Таинства грех уничтожается, изглаживается из бытия, а душа исцеляется и получает благодатные силы на борьбу с грехом; главное же, что происходит, - восстанавливается общение между Богом и человеком.

Два вида Покаяния

Но покаяние - это не только Таинство. Покаяние есть, прежде всего, внутреннее действие, внутренняя работа человека, которая готовит и приводит его к Таинству.

Покаяние как вхождение в Церковь

Евангельская проповедь началась ни чем иным, как призывом к покаянию. “Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк. 1: 15) - это первое, что сказал Господь, выйдя на проповедь. До этого к покаянию призывал святой Иоанн Предтеча, - и даже крестил в покаяние, т. е. совершал омовение водою в знак очищения от исповеданных ему грехов. Апостольская, т. е. церковная, проповедь также началась с увещевания о покаянии. После сошествия на апостолов Святого Духа, в первой же своей проповеди апостол Петр сказал: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа” (Деян. 2: 38); “Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши” (Деян. 3: 19). В Священном Писании покаяние полагается необходимым условием для обращения к Богу и для спасения. Господь говорит: “Если не покаетесь, все так же погибнете” (Лк. 13: 3). Покаяние радует Бога и угодно Ему: “Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лк. 15: 7).

О чем здесь идет речь? Греческое слово “метания” (покаяние), которое стоит в оригинале во всех процитированных отрывках Нового Завета, означает буквально “передумать”, а смысл этого понятия - изменение сознания. Это слово означает нечто большее, чем просто процесс умственной деятельности, здесь имеется в виду намеренное “обращение”, в котором участвуют сердце, воля и сознание; это “изменение образа мыслей, приводящее к изменению поведения”, причем подразумевается здесь именно религиозный аспект - обращение от греха и лжи к Богу, истине и добру. Таким образом, покаяние в собственном смысле слова есть изменение сознания и решительная перемена всей своей жизни, осознание своих грехов и оставление их, обращение к Богу и устроение своей жизни на новых, евангельских началах.

Такое обращение к Богу происходит прежде всего через принятие Таинства Крещения; в наше время многие люди, крещенные в детстве, но не воспитанные, как христиане, заглушившие благодать Крещения нехристианской жизнью, входят в Церковь через Таинство Покаяния. В этом смысле оно называется “вторым Крещением” или “восстановлением, возобновлением Крещения”.

Покаяние как нравственное делание

Но вот мы с вами вошли в Церковь. Как должна теперь строиться наша жизнь? Отринув грех и соединившись с Богом, мы получили от Него в Таинствах благодатные дары, и теперь наша задача - сохранить, возрастить и приумножить их. Для этого мы должны совершать сознательное нравственное усилие над собой. Об этом говорит Господь: “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11: 12). Усилие это должно быть ровным, постоянным, непрекращающимся, чтобы нам постоянно возрастать во Христе, восходить от силы в силу.

Но это идеал. В жизни такое ровное восхождение не часто встречается. Мы немощны, неспособны к такому постоянству, ко всегдашнему внутреннему напряжению; мы стяжали многие греховные привычки, которые чуть ли не срослись с нашей природой. Устроение нашей внешней жизни - совершенно нехристианское, противное благочестивой жизни; да и диавол рядом со своими искушениями. В этих условиях мы часто рассеиваемся, помрачаемся, изнемогаем, ослабеваем - и в итоге допускаем в нашу жизнь грехи. И тут снова открывается нам любовь Божия и принимает нас в Таинстве Покаяния.

О внутреннем покаянном делании

Покаяние (здесь речь идет об акте внутреннего покаяния, не о собственно Таинстве) не есть нечто аморфное, как бы некое смятенное самоукорение души. Не есть оно и некоторая внутренняя истерика. Покаяние имеет свой внутренний чин и порядок, который очень хорошо определяет святитель Феофан Затворник. Вот что он пишет.

Покаяние есть :

1) осознание своего греха пред Богом;

2) укорение себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на других людей или на обстоятельства;

3) решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;

4) молитва к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Для, скажем так, “мелких” грехов часто бывает достаточно этого внутреннего покаяния, грехи же существенные требуют уже выноса их на исповедь, потому что сердце не умиряется одним лишь прохождением указанного покаянного внутреннего делания.

Как, когда, как часто исповедовать грехи?

Но вот мы “созрели”, чтобы прийти в храм на исповедь. Сразу перед нами возникают вопросы: в чем и как, когда и как часто нам исповедоваться? Общее правило здесь такое: надо исповедаться тогда, когда есть потребность, и исповедовать то, в чем укоряет совесть, будь то дело, слово, мысль или сердечное расположение. Исповедоваться всегда нужно полно, не утаивая, не смущаясь и не стыдясь ложным стыдом “что обо мне батюшка подумает?” Для батюшки грехи - это не новость, он все это слышал сотни раз. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренно кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться.

Грехи смертные, если, не дай Бог, мы их допустили, нужно исповедовать как можно скорее, не откладывая покаяние, потому что враг может нагородить множество препятствий, чтобы затянуть наш приход на исповедь, с целью ввергнуть нас в уныние и отчаяние. То же самое - и с первой исповедью. Когда человек хочет вернуться в Церковь через покаяние, как через второе Крещение, он не должен смущаться и под предлогом ложного стыда откладывать исповедь на неопределенное “потом”.

При воцерковлении наше участие в Таинстве Покаяния становится более или менее регулярным. Обычно, по традиции нашей Церкви, оно бывает перед Причастием. Дела, в которых нас укоряет совесть, нам нужно исповедовать всегда; слова - когда они вошли в разряд дел, например, когда мы кого-то словом обидели. Для помыслов бывает достаточно того акта внутреннего покаяния, о котором сказано выше; помысл отошел, и его не надо вспоминать. Но если он вспоминается сам, если он назойлив, не отходит и ранит совесть, то нужно его исповедовать, стараясь при этом проследить его причину.

Грехи нужно называть так, чтобы исповедующий священник понял, о чем идет речь, но в подробности, особенно плотских грехов, входить не нужно. Хорошо испытывать совесть заранее и записать все, потому что человек может на исповеди растеряться, смутиться и что-то забыть.

О некоторых ошибках на исповеди

Необходимо отметить несколько опасностей, которые могут нам встретиться в деле покаяния.

1. Формализация исповеди, когда исповедаться вроде нужно, а вроде и нечего, или когда мы превращаем исповедь в сухой “отчет о проделанной работе”. Здесь нужно помнить, что Таинство Исповеди есть завершение и выражение внутреннего процесса покаяния и имеет свое значение только при его условии. То есть, если мы исповедуемся без душевного покаяния, без прохождения - хоть в малой мере - указанных святителем Феофаном четырех составляющих внутреннего делания, мы подвергаемся опасности профанировать Таинство, и оно может стать нам “в суд или во осуждение”. Если человек ведет внимательную жизнь и следит за чистотой своей совести, то он ежедневно замечает в себе то, что требует очищения.

2. Есть также опасность “подмены” на исповеди, когда человек не видит своих действительных грехов, а вменяет себе грехи мнимые или грехи маловажные считает великими: комара оцеживает, верблюда поглощает, по слову Господа (Мф. 23: 24). Человек может каяться и угрызать себя, например, что съел в пост печенье с непостным ингредиентом - каким-нибудь сухим молоком, или что он не все молитвы из своего правила прочитал, - и при этом не замечать, что он годами отравляет жизнь своим ближним. Сюда же относятся часто встречаемые преуменьшения или преувеличения грехов. Преуменьшение грехов всегда связано с самооправданием. “Ничего особенного не делаю, грехи, как и у всех”, или “ну, все же так живут”. Но очевидно, что греховность нарушения заповедей Божиих ничуть не уменьшается от массовости этих нарушений... Преувеличение грехов проистекает от нежелания или неумения человека правдиво разбираться в своей жизни. “Во всем грешна”, “все обеты Крещения попрал, во всем Богу солгал...” Начинаешь разбираться - оказывается, что все же не “во всем”: поезда под откос не пускали, от Бога не отрекались... Неточность в этом вопросе опасна, ибо она приводит к неправильному взгляду на себя и на отношения с Богом и ближними.

3. Привыкание к исповеди и обесценивание ее: “Ничего, что согрешу, неважно: есть исповедь, покаюсь”. Это манипуляция Таинством, потребительское к нему отношение. Такие “игры” с Богом всегда очень плохо кончаются: Бог строго наказывает человека за такое настроение души. От этого нужно беречься, и всегда быть честным с Богом и со своей совестью.

4. Разочарование в исповеди: “Вот, я годами хожу, каюсь, а страсть не отходит, грехи одни и те же”. Это свидетельство того, что мы не смогли определить свою меру: начитавшись аскетических книжек, мы решили, что за короткое время победим наши грехи и страсти. Но на это нужны десятилетия. Кроме того, Господь может промыслительно оставлять нам некоторые немощи и страсти, чтобы мы смирялись, не уповали на себя, а искали Бога и с терпением взыскивали Его помощи.

Нужно также понимать, что грехи по своей силе бывают разными. Одни настолько вошли в наше естество, что их, подобно ржавчине, нужно долго и старательно очищать. Другие можно сравнить с грязью, в которую мы влезли, сильно запачкались, но после очищения уже больше не влезаем. Третьи, мелкие, подобны пыли, которая постепенно и незаметно собирается. Не будем ее протирать, со временем начнем задыхаться. Наконец, мы же не задаем вопрос: зачем чистить зубы, если они все равно будут грязными. С каждой искренней исповедью сила греха в нас ослабевает, а со временем, он и вовсе исчезает.

Критерий правильности покаяния

Покаянные чувства должны приносить человеку не уныние и отчаяние, не комплекс неполноценности, а благодать Святого Духа. Это не восторги, не экзальтация, не кровяное разгорячение, - благодать Святого Духа свидетельствуется в душе тонким, мирным, радостным, смиренным, тихим, прохладным, истинно духовным чувством, дающим человеку мир, любовь и свободу, - и как бы “собирающим” человека в цельное и гармоничное существо, в то, чем он должен быть по замыслу Божию. Если то, что мы считаем покаянием, приносит нашей душе смущение, тяжесть, чувство вины, внутреннюю истерику, самоедство, - значит, мы покаяние понимаем неправильно.

Покаяние не охватывает всего внутреннего делания, оно - часть его. Покаяние - это не цель духовной жизни, а, пусть и важнейшее, но - средство. Цель же духовной жизни - богообщение, и Покаяние, собственно, и восстанавливает его: вот главное, что совершается в этом Таинстве, и вот его место в духовной жизни.

Что необходимо для того, чтобы наша исповедь была глубокой, чтоб душа почувствовала легкость от сброшенной тяжести грехов? Для этого недостаточно искренности и чувства покаяния. Необходимо тщательным образом пересмотреть свою жизнь, понять, осознать то, в чем нам нужно каяться. Поэтому, когда мы готовимся к исповеди, попробуем сначала увидеть в себе те грехи, в которых нас упрекает совесть, которые лежат на поверхности нашего сознания. А дальше проверим себя согласно тому перечню грехов, который предлагает нам духовная литература. Готовясь к исповеди, не поленитесь взять лист бумаги и записать то, о чем вы должны рассказать священнику. Это поможет вам быть во время исповеди более собранными, не забыть сказать о каких-то грехах из-за волнения или действия лукавого. И священник увидит, что к Таинству Покаяния вы подготовились добросовестно.

Восемь главных страстей, которые растлевают жизнь Человека и всего общества по творениям святителя Игнатия Брянчанинова

1. Чревоугодие

Обжорство, пьянство, несоблюдение постов, тайноедение, лакомство, вообще несдержанность в еде и питье. Чрезмерная любовь к плоти, стремление к комфорту и покою, из-за что возникает самолюбие, от которого - несоблюдение верности Богу, Церкви и людям.

2. Блуд

Блудное разжжение, блудная направленность души и сердца. Принятие нечистых помыслов, рассмотрение их, услаждение ими, задержание в них. Блудные мечтания. Несдержанность чувств - зрения, особенно осязания, в чем дерзость, которая губит все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг, просмотр блудных кинофильмов и телепередач. Малакия (рукоблудие). Блуд (несохранение чистоты до брака), прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любовь к деньгам и вообще к богатству. Стремление обогатиться. Страх перед старостью, бедностью. Скупость, жадность. Немилосердие к нищим и убогим. Корыстолюбие. Разочарование в Промысле Божьем, упование на свое богатство. Чрезмерное попечение о земном. Любовь к подаркам. Воровство, присвоение чужого, небережливое отношение к чужому имуществу. Разбой. Неуплата или удержание зарплаты работникам.

4. Гнев

Вспыльчивость, раздражительность. Желание мести. Ссоры, пререкание, обиды, избиение, убийство, злопамятство, ненависть, вражда, клевета, нежелание примирения и прощения грехов.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, неблагодарение Богу за все, что случается в жизни, малодушие, трусость, нетерпимость, отсутствие самоукорения, сетование на ближнего, ропот, отречение от жизненного креста или попытка сойти с него.

6. Уныние

Безразличие к любому доброму делу, особенно к молитве. Невыполнение домашних и церковных молитв. Невнимательность и поспешность в молитве. Небрежность, неблагоговение в духовных делах. Леность к чтению духовных книг. Апатия, праздность, желание развлечений, сонливость. Частое оставление храма. Избыточное гостевание, пустословие, смехотворство. Кощунство. Забвение своих грехов. Забвение заповедей Христовых. Лишение страха Божия. Ожесточение. Отчаяние.

7. Тщеславие

Стремление к человеческой славе и почестям. Восхваление. Любовь к красивым и дорогим вещам. Самолюбование, чрезмерная забота о своей внешности, одежде, увлечение модой (относительно одежды, мебели, украшения жилья, современной техники, достижений науки, художественных вкусов и тому подобное). Стыд сознаваться в грехах на исповеди, укрывательство их перед священником. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Выставление своего ума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Унижение ближнего. Переменчивость настроения. Попустительство несправедливости. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Пренебрежение ближнему. Предпочтение себя всем. Нахальство. Помрачение ума и сердца. Хула. Неверие. Высокомерие. Неповиновение учению Церкви, невыполнение ее законов, хула и клевета на нее. Попустительство своей греховной воле. Увлечение еретической и оккультной литературой. Ложная философия. Сектантство. Атеизм. Невежество. Омертвение души. Сатанизм. Пренебрежение голосом своей совести. Ехидство. Отказ от христианского смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему.

  • Следующая: Как правильно причаститься
  • Предыдущая:

Вопрос от Елены: Скажите пожалуйста, когда и как правильно исповедоваться? Иногда я чувствую потребность в исповеди, в покаянии, но при этом я не нахожусь в церкви, а нахожусь дома или на прогулке в лесу. Можно ли исповедоваться дома? Обязательно ли для этого нужен Священник? Могу ли я просто обратиться к Богу и исповедоваться так?…

Обязательно ли Священник должен исповедовать человека?

Священник – всего лишь проводник от Высших Сил, в данном случае за ним стоят Покровители Христианства (Святые, др.). Если Священник считает, что он вершит исповедь и отпускает грехи – он берёт на себя лишнее, то, что ему не принадлежит. Это признак , что делает данного священника недостойным проводить этот ритуал, а исповедь у него, мягко говоря, неэффективной.

Священник, если он чистый проводник, если у него есть сильная – может усилить покаяние, усилить глубину раскаяния словами, подсказками, добротой и мудростью. Но, как показывает жизнь, таких священников в современном мире единицы.

Чтобы совершить исповедь и покаяться в своих грехах – священник это не обязательное условие, потому что исповедует человека и освобождают его от грехов (снимают наказания) – только Бог, Высшие Силы. И будет принято Богом раскаяние человека или не будет – зависит от самого человека: от осознания греха, раскаяния, стремления измениться к лучшему и больше не грешить.

Могу ли я просто обратиться к Богу для покаяния или с какой-то просьбой?

Да, можете! Но большинство людей питают иллюзию о том, что они напрямую, без посредников общаются с Богом. Это иллюзия!

Вы можете напрямую обращаться к Богу, о чём-то просить Его, каяться перед Ним, но общаться вы будете не с Богом напрямую, а с Его представителями (с Высшими Силами в пределах Земли), со Святыми и . И то, с кем вы взаимодействуете в своей молитве определяется вашей Верой в Бога, её силой, чистотой мотивов, позитивностью, уровнем духовного развития, и многими другими факторами.

А о том, как сделать своё покаяние перед Богом максимально эффективным, как искупить свои грехи – подробнее читайте в следующих статьях:

А если вы видите, что ваша исповедь не помогает, грех, проблема, наказание, болезнь – не уходит, значит есть какие-то особые не выполненные условия, не понятые причины наказания, скрытый и не искупленный грех, который самостоятельно вам увидеть и понять сложно.

Будут вопросы – ! Если вам понадобиться контакт Духовного Целителя, также напишите мне.

Далеко не все люди, даже крещёные в церкви, регулярно исповедуются. Чаще всего этому мешает чувство неловкости, смущения, кого-то останавливает гордость. Многие, не привыкнув исповедоваться с ранних лет, в более зрелом возрасте всё время отдаляют тот момент, когда нужно будет рассказать о своих грехах впервые. С каждым годом решиться на исповедь всё сложнее. Чтобы снять тяжесть с души, начать говорить с Богом и искренне раскаиваться в совершённых грехах, следует узнать, как правильно исповедоваться. Походы на исповедь вам обязательно помогут: вы сами ощутите, как светлеете душой.

Исповедь одним из наиболее значимых обрядов в христианской церкви. Способность осознать свои грехи и рассказать о них Богу, раскаяться в содеянном, очень важна для верующего человека.

Чем является для нас исповедь?
В первую очередь важно разобраться в сути исповеди, её роли в нашей жизни.

  1. Беседа с Богом. Исповедоваться можно и дома, перед иконой, погрузившись в молитву. Однако именно поход в церковь на исповедь имеет особое значение. Там вы будете беседовать с Богом в его Храме, а проводником между вами станет священник. Обратите внимание: вы будете рассказывать о своих грехах не смертному человеку, а именно самому Богу. Священник имеет власть от Бога, он может дать вам полезный совет, разъяснить вам причины ваших поступков, помочь преодолеть заблуждения. Именно священник вправе отпустить вам грехи, возложив на вашу голову епитрахиль.
  2. Смирение гордыни. Искренне рассказывая о своих грехах священнику, вы смиряете вашу гордыню. Исповедоваться очень важно, в этом нет ничего стыдного или неудобного. Таинство исповеди предназначено для того, чтобы вы могли очистить свою душу, осознать грехи и раскаяться в них. Это осуществимо, только если вы действительно откроете душу в церкви, расскажете всё священнику без утайки, ничего не скрывая и не преуменьшая.
  3. Раскаяние. Вы не должны думать, что признаваться в грехах нехорошо. Человек по природе своей грешен, на земле нет абсолютно праведных людей. Но в ваших силах стать лучше. Признание своих ошибок и заблуждений, дурных поступков, глубокое раскаяние в совершённых грехах необходимо каждому человеку для дальнейшего развития, самосовершенствования.
Только исповедь способна действительно помочь очистить душу от греха, получить отпущение от священника. Если вы будете правильно исповедоваться, подойдёте к этому обряду со всей ответственностью, исповедь поможет вам стать лучше.

Готовимся к исповеди
Огромную роль играет правильная подготовка к исповеди. Вам понадобится настроиться на общение с Богом, искренний разговор со священником. Готовьте себя внутренне и внешне, предусматривайте отдельные моменты.

  1. Сосредоточьтесь. Посидите дома в спокойной обстановке. Постарайтесь проникнуться мыслью, что вам предстоит общение с Богом в его Храме. Вы готовитесь к ответственному делу в вашей жизни. Не отвлекайтесь ни на что.
  2. Молитесь. Вы можете почитать молитвы, чтобы настроиться на исповедь. Прочтите молитвы Иоанна Златоуста.
  3. Вспомните ваши грехи. Начинайте со смертных грехов. Возможно, вы согрешили гневом, гордостью или сребролюбием. Обратите внимание, что аборт в церкви считается убийством. Такой грех надо отмечать первым.
  4. Настройтесь на исповедь. Важно восстановить в памяти картины ваших прегрешений, раскаиваться в грехах искренне. Служители церкви рекомендуют настраиваться на исповедь долго. Хорошо, если вы будете много молиться, соблюдать некоторое время пост, вспоминать в уединении о своих грехах.
  5. Запишите грехи. Возьмите чистый лист бумаги и перечислите на нём ваши прегрешения. Так вам будет легче вспомнить всё на исповеди. Особенно важно воспользоваться таким листочком на первой, генеральной, исповеди, когда необходимо рассказать о грехах, совершённых за всю жизнь.
  6. Обратите внимание на свой внешний вид. Женщине следует надеть юбку ниже колен, закрытую кофту. Голову надо повязать платком. Важно воздержаться от нанесения косметики. Губы красить нельзя, потому что вам предстоит прикладываться к кресту. Мужчинам не стоит надевать шорты, даже если на улице жарко. Тело лучше прикрывать одеждой.
Как правильно исповедоваться? Процедура исповеди
Отвечая на вопрос «как правильно исповедоваться в православной церкви», священники нередко отмечают, что даже прихожане, регулярно посещающие Храм Божий, далеко не всегда верно рассказывают о своих грехах. Очень важно относиться к исповеди серьёзно, не превращать её в обычную формальность. Только тогда вы сумеете действительно очистить свою душу.
  1. Общая исповедь. Сначала вы можете посетить общую исповедь. Туда приходят все желающие, а священник перечисляет на такой исповеди все грехи, совершаемые людьми чаще всего. Возможно, вы забыли какой-то свой грех: общая исповедь поможет вам о нём вспомнить.
  2. Искреннее раскаяние. Вам необходимо искреннее раскаяние в грехах. Помните, что суть исповеди – не в сухом перечислении совершённых грехов. Богу уже известны ваши заблуждения и прегрешения. Исповедь нужна в первую очередь вам: она поможет раскаяться в ошибках, осознать грехи, не совершать их в дальнейшем. Только придя на исповедь с глубоким раскаянием, вы сможете очистить свою душу и получить прощение от Господа.
  3. Без торопливости. На индивидуальной исповеди вам понадобится рассказать обо всех грехах, сделать это искренне. Не спешите. Если вы ощутили, что не совсем раскаялись, важно попросить продлить время исповеди.
  4. Рассказывайте о своих грехах подробно. Священники советуют не ограничиваться простым перечислением наименований: «гордость», «зависть» и т.п. В беседе со священником указывайте причины, побудившие вас согрешить, рассказывайте конкретные случаи, описывайте ситуации. Тогда служитель церкви сможет разобраться в ваших помыслах, сути ваших грехов, сумеет дать вам бесценные советы. Получив напутствия священника, которые помогут вам бороться с греховностью, вы начнёте иначе строить вашу жизнь.
  5. Не читайте с листа. Зачитывать список грехов с листка, просто отдавать листочек священнику не следует. Этим вы нивелируете всё таинство исповеди. На исповеди вы можете действительно стать чище, приблизиться к Богу, получить отпущение грехов. Для этого необходимо разобраться в сущности греха, искренне раскаяться, внять советам священника. Листочек нужен только для того, чтобы вы не забыли рассказать о каком-то из своих грехов, могли правильно исповедоваться.
  6. Анализ и самосовершенствование. Исповедуясь, вы должны полностью проанализировать свою жизнь, свой духовный мир, рассмотреть не только поступки, но и склонности, помыслы. Вы проводите своеобразную работу над ошибками, чтобы очистить душу от совершённых грехов, сняв с неё их тяжесть, и не допустить новых прегрешений.
  7. Полная исповедь. Говорите священнику всё о ваших грехах, отбросив гордость. Страх признаться в грехе, пусть и постыдном, не должен вас останавливать. Утаивать свои грехи на исповеди нельзя.
  8. Вера в прощение. На исповеди важно искренне раскаиваться и твёрдо верить в прощение Всевышнего.
  9. Ходите на исповедь регулярно. Пойти один раз на генеральную исповедь, полагая, что часто исповедоваться не следует, – ошибочная позиция. К сожалению, все мы греховны. Исповедь поддерживает в верующем человеке его стремление к свету, раскаянию, даёт путь к исправлению.
Приходите на исповедь искренне, с открытой душой. Вы сумеете очиститься, стать лучше, а Бог простит вам ваши грехи.



Рассказать друзьям