Кто установил крепостное право на руси. В каком году отменили крепостное право в России, кто отменил? Крепостного можно было бить - и ничего не будет? А разделять семьи? А насиловать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тот момент, когда отменили крепостное право, по праву считается переломным в истории России. Несмотря на постепенность проводившихся реформ, они стали значительным толчком в развитии государства. Этой дате не напрасно придается такое значение. Каждый, кто считает себя образованным и грамотным человеком, должен помнить, в России. Ведь если бы не Манифест, подписанный г. и освобождавший крестьян, мы бы сегодня жили в совершенно ином государстве.

Крепостничество на Руси было своеобразной формой рабства, распространявшейся только на сельских жителей. Эта феодальная система стойко держалась в стране, стремившейся стать капиталистической, и значительно тормозила ее развитие. Особенно очевидным это стало после того, как в 1856 г. была проиграна По мнению многих историков, последствия поражения не были катастрофическими. Но они ярко показали техническую отсталость, экономическую несостоятельность империи и размах грозившего обернуться революцией крестьян.

Кто отменил крепостное право? Естественно, под Манифестом стояла подпись царя Александра II, правившего в тот период. Но поспешность, с которой было принято решение, говорит о вынужденности этих мер. Сам Александр признавал: промедление грозило тем, что «крестьяне освободили бы себя сами».

Следует отметить, что вопрос о необходимости реформ в сельском хозяйстве поднимался неоднократно уже в начале 1800-х гг. Особенно настойчиво говорили об этом либерально настроенные слои дворянства. Однако ответом на эти призывы было лишь неторопливое «изучение крестьянского вопроса», которым прикрывалось нежелание царизма расставаться с привычными устоями. Но повсеместное усиление эксплуатации привело к недовольству крестьян и многочисленным случаям бегства от помещиков. При этом развивающаяся промышленность требовала рабочих рук в городах. Необходим был и для производимых товаров, а повсеместное натуральное хозяйство препятствовало его расширению. Укреплению радикальных настроений общественности способствовали революционно-демократические идеи Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, деятельность тайных обществ.

Царь и его советники, когда отменили крепостное право, проявили политическую дальновидность, сумев найти компромиссное решение. С одной стороны, крестьяне получили личную свободу и гражданские права, пусть и ущемленные. Угроза революции отсрочилась на значительный период времени. Россия в очередной раз получила мировое признание как прогрессивная страна с разумным правлением. С другой стороны, Александр II сумел в проводимых реформах в первую очередь учесть интересы помещиков и сделать их выгодными для государства.

Вопреки мнению образованных дворян, анализировавших европейский опыт в сравнении с российской действительностью и представлявших многочисленные проекты будущих реформ, крестьяне получили личную свободу без земли. Наделы, которые выдавались им в пользование, оставались собственностью помещиков до их полного выкупа. На этот период крестьянин оказывался «временно обязанным» и был вынужден выполнять все прежние повинности. В результате свобода становилась лишь красивым словом, а положение «сельских обывателей» оставалось по-прежнему крайне тяжелым. На деле, когда отменили крепостное право, одну форму зависимости от помещика заменили другой, в некоторых случаях еще более обременительной.

Вскоре государство стало выплачивать за новых «собственников» стоимость наделяемых земель, по сути, предоставляя кредит под 6% в год на 49 лет. Благодаря этому «добродетельному деянию» за земли, реальная стоимость которых была около 500 млн. рублей, казна получила порядка 3 млрд.

Условия проведения реформ не устраивали и наиболее инициативных крестьян. Ведь собственность на наделы переходила не к каждому земледельцу конкретно, а к общине, которая помогала решать многие финансовые проблемы, но для предприимчивых становилась препятствием. Например, подати и крестьяне осуществляли всем миром. В итоге приходилось платить и за тех членов общины, кто сам этого по разным причинам сделать не мог.

Эти и многие другие нюансы привели к тому, что по всей России, начиная с марта 1861 г., когда отменили крепостное право, стали вспыхивать крестьянские бунты. Их число по губерниям исчислялось тысячами, лишь наиболее значительных было около 160. Однако опасения тех, кто ожидал «новой пугачевщины», не оправдались, и к осени того же года волнения утихли.

Принятие решения об отмене крепостного права сыграло огромную роль в развитии капитализма и промышленности в России. За этой реформой последовали и другие, в том числе судебная, в значительной мере снявшие остроту противоречий. Однако чрезмерная компромиссность изменений и явная недооценка влияния народовольческих идей стали причиной взрыва бомбы, от которого погиб 1 марта 1881 г. Александр II, и революций, перевернувших страну в начале ХХ века.

3 марта (19 февраля по ст.ст.) 1861 года - Александр II подписал Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом.

Манифест был приурочен к шестой годовщине вступления императора на престол (1855).

Еще в правление Николая I был собран большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы. Крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II, вступивший на престол в 1855 году.

В начале 1857 года для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество со своими намерениями, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы.

В середине февраля 1861 года Положение об освобождении крестьян было рассмотрено и одобрено Государственным советом. 3 марта (19 февраля по ст.ст.) 1861 года Александр II подписал манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей". Заключительными словами исторического Манифеста были: "Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного". Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник - Прощеное воскресенье, в других городах - в ближайшую к нему неделю.

Согласно Манифесту, крестьянам были присвоены гражданские права - свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя и др.

Земля могла выкупаться как общиной, так и отдельным крестьянином. Земля, отведённая общине, находилась в коллективном пользовании, поэтому с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на "мирскую землю" своей прежней общины.

Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием "временнообязанных". Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), были использованы войска. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений. Однако к лету 1861 года волнения пошли на убыль.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 году таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.

Крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества.

За эту реформу Александра II стали называть царем Освободителем.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», — говорим мы, когда наши ожидания не сбываются. Пословица имеет непосредственное отношение к возникновению крепостного права: до XVI века крестьянин мог покинуть имение помещика в течение недели до Юрьева дня — 26 ноября — и недели после него. Однако все изменил царь Федор Иоаннович, который, по настоянию своего шурина , запретил на время составления писцовых книг переходы крестьян от одного помещика к другому даже 26 ноября.

Впрочем, документ об ограничении крестьянских свобод, подписанный царем, до сих пор не найден — а поэтому некоторые историки (в частности, ) считают эту историю выдуманной.

Кстати, тот же самый Федор Иоаннович (который известен также по имени Феодор Блаженный) в 1597 году выпустил указ, согласно которому срок сыска беглых крестьян составлял пять лет. Если в течение этого срока помещик не находил беглеца, то последний закреплялся за новым владельцем.

Крестьяне в подарок

В 1649 году было издано Соборное уложение, согласно которому объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Кроме того, даже свободные от долгов крестьяне не могли менять место жительства. Уложение было принято при царе Алексее Михайловиче Тишайшем, при котором примерно в то же время была проведена знаменитая церковная реформа, приведшая впоследствии к расколу в .

По словам Василия Ключевского, главный недостаток уложения заключался в том, что не были прописаны обязанности крестьянина перед помещиком. Как следствие, в будущем хозяева активно злоупотребляли своей властью и предъявляли слишком много претензий к крепостным.

Интересно, что, согласно документу, «крещеных людей никому продавати не велено». Однако этот запрет был благополучно нарушен в эпоху Петра Великого.

Правитель всячески поощрял торговлю крепостными, не придавая значения тому, что помещики разлучают целые семьи. Сам Петр Первый любил делать подарки своим приближенным в виде «крепостных душ». Например, своему любимцу князю у у император подарил около 100 тыс. крестьян «обоего пола». Впоследствии, кстати, князь будет укрывать на своих землях беглых крестьян и старообрядцев, взимая с них плату за проживание. Петр Первый долго терпел злоупотребления Меншикова, однако в 1724 году терпение правителя лопнуло и князь лишился ряда привилегий.

А после смерти императора Меншиков возвел на престол его жену Екатерину I и сам стал фактически править страной.

Крепостное право существенно усилилось во второй половине XVIII века: именно тогда были приняты указы о возможностях помещиков заключать дворовых людей и крестьян в тюрьмы, ссылать их в Сибирь на поселение и каторжные работы. Самих помещиков можно было наказывать только в случае, если они «забивали крестьян до смерти».

Смазливая невеста на первую ночь

Одним из героев популярного телесериала «Бедная Настя» является корыстный и похотливый Карл Модестович Шуллер — управляющий в поместье баронов.

В действительности управляющие, получавшие над крепостными неограниченную власть, зачастую оказывались более жестокими, чем сами помещики.

В одной из своих книг кандидат исторических наук Борис Керженцев приводит следующее письмо дворянки своему брату: «Драгоценнейший и всею душою и сердцем почитаемый братец мой!.. Многие помещики наши весьма изрядные развратники: кроме законных жен, имеют наложниц из крепостных, устраивают у себя грязные дебоши, частенько порют своих крестьян, но не злобствуют на них в такой мере, не до такой грязи развращают их жен и детей... Все ваши крестьяне совершенно разорены, изнурены, вконец замучены и искалечены не кем другим, как вашим управителем, немцем Карлом, прозванным у нас «Карлою», который есть лютый зверь, мучитель...

Сие нечистое животное растлил всех девок ваших деревень и требует к себе каждую смазливую невесту на первую ночь.

Если же сие не понравится самой девке либо ее матери или жениху, и они осмелятся умолять его не трогать ее, то их всех, по заведенному порядку, наказывают плетью, а девке-невесте на неделю, а то и на две надевают на шею для помехи спанью рогатку. Рогатка замыкается, а ключ Карла прячет в свой карман. Мужику же, молодому мужу, выказавшему сопротивление тому, чтобы Карла растлил только что повенчанную с ним девку, обматывают вокруг шеи собачью цепь и укрепляют ее у ворот дома, того самого дома, в котором мы, единокровный и единоутробный братец мой, родились с вами...»

Хлебопашцы становятся свободными

Первым навстречу отмене крепостного права пошел Павел I. Император подписал Манифест о трехдневной барщине — документ, юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков тремя днями в течение каждой недели.

Более того, манифест запрещал принуждать крестьян к работе в воскресные дни.

Дело Павла I продолжил Александр I, который издал указ о свободных хлебопашцах. По документу помещики получали право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с выдачей земельного участка. Но за свою свободу крестьяне платили выкуп или исполняли повинности. Отпущенных на волю крепостных называли «свободными хлебопашцами».

За время царствования императора «свободными хлебопашцами» стали 47 153 крестьянина — 0,5% всего крестьянского населения.

В 1825 году на престол вступил Николай I, «любовно» называемый в народе Николаем Палкиным. Император всячески пытался упразднить крепостное право — однако каждый раз сталкивался с недовольством помещиков. О необходимости раскрепостить крестьян правителю писал шеф жандармов Александр Бенкендорф: «Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т.д. — свободны».

Желание Николая I выполнит его сын, которого в благодарность станут величать Освободителем.

Впрочем, эпитет «Освободитель» появится и в связи с отменой крепостного права, и в связи с победой в Русско-турецкой войне и ставшим ее следствием освобождением Болгарии.

Александр II

«И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта, — говорилось в манифесте.

— Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона».

Еще со времен Ключевского историки спорят о том, можно ли приравнивать крепостное право к рабству. Одни считают, что это почти что равноценные понятия, другие же считают, что это совершенно разные юридические состояния. Надо учитывать, что при разных правителях крепостное право довольно сильно отличалось. Временами оно смягчалось, и крестьянин получал возможность защитить свои права. Но были и эпохи, когда статус крестьянина почти ничем не отличался от статуса чернокожего раба на плантациях Северной Америки.

Петр I Процесс обезличивания крестьянина, лишения его человеческого достоинства проходил медленно. Датой возникновения крепостного права принято считать 1648 год, когда Соборное Уложение полностью прикрепило крестьян к земле, введя бессрочный сыск беглых крестьян. Но в это время крестьянин еще имел кое-какие права, например, мог иметь личную собственность, на которую не распространялись права помещика. Продавать и покупать можно было только землю, но не самих крепостных. Это значило, что крепостной мог быть уверен, что никто не вправе отнять у него землю, разлучить его с семьей, превратить из пахаря в дворового слугу. Тем не менее была широко распространена незаконная купля-продажа крестьян без земли. Эту практику в 1682 году пришлось узаконить царице Софье для того, чтобы привлечь на свою сторону аристократию. Но Софья пала, а брат Петр продолжил ее дело. При нем крестьяне, во-первых, потеряли права на своих детей - помещик имел право забирать их себе в дом во служение, то есть превращать в дворовых крестьян. Помещики часто превращали красивых крестьянских девочек в своих наложниц. Кроме того, по сути, этот закон давал помещику возможности разлучать крестьянские семьи и продавать их единично. Во-вторых, Петр ввел подушную подать, и это оборвало связь крестьянина с землей. Раньше взимался налог с крестьянского двора. По сути объектом налогообложения и собственности была земля, а не люди, которые были только ограничены в правах, так как были связаны с этой землей. Теперь же налогообложению подлежал каждый находившийся в собственности помещика взрослый мужчина. Причем если раньше крепостные платили налоги государству сами, теперь они собирались с помещика. В сочетании с правом торговать крестьянами без земли эти два нововведения превратили крестьян в товар, которым можно было торговать так же, как торговали свиньями или коровами.

Петр I ввел систему, при которой крепостной лишался многих прав и сделал его жизнь невыносимой. Уже при нем положение крепостного крестьянина мало отличалось от рабства. Поэтому крестьяне массово бежали от помещиков. В 1720х-1730х годах ежегодно около 20 тысяч крестьян, согласно 2 ревизии податного населения 1741 года, убегали от помещиков, а общее число беглых крестьян доходило до 200 тысяч. Анна Иоанновна приняла меры, которые не только отняли у крестьянина возможность убежать, но и еще больше ограничили его в правах. Теперь для того, чтобы крепостной мог отойти со своей земли на сезонные работы, ему нужно было не только разрешение помещика, но и разрешение нескольких государственных органов. Анна усилила насильственные меры по отлове беглых крестьян. При Петре государство порой легализовало беглых крестьян на новых местах для того, чтобы эффективнее колонизировать территории. В Сибири курский крепостной мог стать вольным человеком - и это было выгодно и крестьянам, и государству, но невыгодно помещикам. Но Анне пришлось такой высокой ценой покупать лояльность знати. Вместо этого, она позволила промышленникам покупать крестьян и прикреплять их уже не к пахотной земле, а к заводам. Так появилась категория фабричных крестьян. Как писал историк А. А. Лепшеев, в правление Анны окончательно утвердилось восприятие крестьян как бездушного ресурса, который необходимо распределять так, чтобы привилегированные сословия были довольны.

Екатерина II Но по мнению большинства историков, самое худшее время для русского крестьянства было при Екатерине II. «Императрица-республиканка» сделала и так ужасную долю русского крестьянина совсем рабской. Во-первых, она распространяла крепостное право на те территории, где его раньше не было. Например, в 1783 году оно было введено в Левобережной Украине. Во-вторых, Екатерина щедро раздаривала государственных крестьян, которые имели гораздо больше прав, дворянам, тем самым превращая их в крепостных. По словам историка Т. М. Китаниной, за все ее правление более 850 тысяч государственных крестьян были подарены. В-третьих, один из самых страшных законов Екатерины - запрет жаловаться крестьянам на своих помещиков. Если раньше крепостной мог рассчитывать хоть на какую-нибудь помощь со стороны государства - например, если был доказан случай исключительной жестокости помещика, у него могли отнять владения, то теперь крестьянин стал совершенно беспомощен. Помещик мог насиловать его дочь, продать его сына, а его самого заставлять работать 7 дней в неделю. В-четвертых, при Екатерине помещики все чаще отнимали у крепостных землю и делали их дворовыми. Это позволяло эксплуатировать их еще более жестко. Получила распространение «месячина» - описанная Радищевым практика, когда помещик превращал своих безземельных дворовых крестьян в настоящих сельскохозяйственных рабов, которые работали по 6-7 дней в неделю за скудный паек. В-пятых, при Екатерине утвердился полноценный рынок крепостных крестьян. Часто крестьян разорившихся дворян продавали на ярмарках с молотка. В 1771 году она эту практику запретила, но, как считают многие историки, лишь для того, чтобы скрыть уродливую российскую практику от иностранцев, которые часто посещали российские ярмарки. Но после Екатерины крепостным стали вновь понемногу возвращать права и человеческое достоинство. Некоторые историки считают, что сама Екатерина хотела сделать жизнь крестьян лучше, но этого ей не позволяло дворянское лобби. Но как бы то ни было, именно в ее эпоху русская элита осознала, что крепостничество - это рабство, стыд и позор для великой страны. Поэтому каждый следующий российский император XIX века делал жизнь крепостных все лучше и лучше. Крепостной 1840 года имел значительно больше прав, чем крепостной 1740 года. Так, уже Павел принял ряд мер, облегчивших положение крепостных. Александр I уже полностью отменил крепостное право в Прибалтике и Финляндии.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Возникновение.

    В российской историографии существуют два противоположных взгляда на обстоятельства и время возникновения крепостного права - так называемые «указная» и «безуказная» версии. Обе они возникли ещё в середине XIX столетия. Первая из них исходит из утверждения о существовании конкретного закона в конце XVI века, а именно от 1592 года, об окончательном запрете крестьянского перехода от одного землевладельца к другому; а другая - опираясь на отсутствие среди сохранившихся официальных документов подобного указа, рассматривает крепостничество как поэтапный и растянутый во времени процесс утраты прежде свободными людьми гражданских и имущественных прав.

    Основателем «указной» версии считается известный историограф XIX века С. М. Соловьев . Именно он, по ряду причин, отстаивал существование закона 1592 г. о запрете крестьянского перехода, или отмене «Юрьева дня», изданного в правление царя Феодора Иоанновича. Необходимо отметить, что советская историография активно приняла сторону С. М. Соловьева в данном вопросе. Предпочтительными преимуществами этой гипотезы в глазах советских историков было то, что она представляла социально-классовые противоречия более выпукло и остро, отодвигая факт закрепощения более чем на 50 лет в прошлое.

    «Указная» версия в самом начале была опровергнута В. О. Ключевским , извлекшим из достоверных источников множество текстов крестьянских порядных записей 20-х - 30-х годов семнадцатого века, свидетельствующих о том, что ещё в это время, то есть спустя почти полстолетия после предполагаемого указа о закрепощении крестьян от 1592 года, древнее право «выхода» крестьян с помещичьей земли сохранялось вполне. В порядных оговариваются только условия выхода, само право на который не ставится под сомнение. Это обстоятельство наносит ощутимый удар по позиции «указников», как прежних, так и их позднейших последователей.

    Развитие со времён Древнерусского государства до XVII ст.

    Объективная картина развития крепостного права на Руси от древних времен и до середины XVII столетия представляется следующим образом: княжеское и боярское землевладение, в сочетании с укреплявшимся бюрократическим аппаратом, наступало на личную и общинную земельную собственность. Прежде свободные земледельцы, крестьяне-общинники или, даже, частные собственники земли - «своеземцы» древнерусских юридических актов - постепенно становились арендаторами участков, принадлежащих родовой аристократии или служилому дворянству.

    Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика. С конца XVII века постепенно входят в практику скрытые сделки по купле-продаже крестьян между помещиками, также крепостных отдают в качестве приданого и т. д. Но речь шла, всё-таки, о переселении, перемещении земледельцев, причем непременно вместе с семьей, из одного поместья в другое. Закон запрещал обезземеливание крестьян. Кроме того, запрещалась и торговля крепостными крестьянами. В главе 20 Уложения на этот счет недвусмысленно говорилось: «Крещёных людей никому продавати не велено». .

    Развитие крепостного права с конца XVII века и до 1861 года

    С конца XVII и, особенно, с начала XVIII столетия крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем возникновении. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. О. Ключевского, «Закон все более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица». .

    Крепостное право в поздний период

    Несмотря на осознание того, что крепостнические порядки являются социальным злом, правительство не предпринимало никаких решительных мер к их уничтожению. Указ Павла I , «о трехдневной барщине », как часто называют этот указ, носил рекомендательный характер и никогда почти не исполнялся. Барщина в 6 и даже 7 дней в неделю была обыкновенной. Распространение получила и так называемая «месячина ». Она состояла в том, что помещик отнимал у крестьян их наделы и личное хозяйство и превращал их в настоящих сельскохозяйственных рабов, которые работали на него постоянно и получали только скудный паёк из господских запасов. Крестьяне-«месячники» были самыми бесправными людьми и ничем совершенно не отличались уже от невольников на плантациях Нового Света.

    Очередным этапом в утверждении бесправия крепостных крестьян стал «Свод законов о состоянии людей в государстве», изданный в 1833 году. Там декларировалось господское право наказывать своих дворовых людей и крестьян, распоряжаться их личной жизнью, в том числе право дозволять или запрещать браки. Помещик объявлялся собственником всего крестьянского имущества.

    Торговля людьми продолжалась в России вплоть до февраля 1861 г. Правда, появляется формальный запрет продавать крепостных с разделением семей и без земли, а также ограничено право беспоместных дворян приобретать крепостных. Но эти запреты легко обходили на практике. Крестьян и дворовых покупали и продавали как и прежде, оптом и в розницу, но теперь в газетах такие объявления маскировали: вместо «продаётся крепостной человек» писалось «отпускается в наём», но все знали, что на самом деле имеется в виду. Телесные наказания крепостных получили чрезвычайно широкое распространение. Нередко такие наказания заканчивались смертью жертв, но помещики почти никогда не несли никакой ответственности за убийства и увечья своих слуг. Одной из самых суровых мер правительства по отношению к жестоким господам было взятие имения «под опеку». Это означало лишь, что усадьба переходила под непосредственное управление государственного чиновника, но помещик-садист сохранял право собственности и исправно получал доходы от имения. Причем по прошествии времени, как правило очень скоро, опека «высочайшим повелением» отменялась, и господин получал возможность вновь совершать насилия над своими «подданными».

    В 1848 году крепостным разрешили приобретать недвижимость - до этого времени им было запрещено владеть любой собственностью. С одной стороны такое разрешение должно было стимулировать увеличение числа «капиталистых» крестьян, сумевших разбогатеть и в неволе, оживить экономическую жизнь в крепостной деревне. Однако этого не случилось. Указ разрешал крестьянам покупать недвижимость только на имя своего помещика. На практике это привело к злоупотреблениям, когда господа, пользуясь формальным правом, отнимали недвижимость у своих крепостных.

    Крепостное право накануне отмены

    Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны Павлом I и Александром I в и 1803 годах подписанием Манифеста о трёхдневной барщине об ограничении подневольного труда и Указа о свободных хлебопашцах , в котором прописано правовое положение отпускаемых на волю крестьян.

    Оценка крепостного права в российской науке и общественной мысли

    Объективное отношение к проблеме крепостничества в России всегда было затруднено жестким контролем цензуры . Это объясняется тем, что, так или иначе, но правдивая информация о крепостном праве негативно отражалась на государственном престиже. Поэтому, несмотря на то, что в разное время появлялись в печати интересные материалы, выходили научные исследования и достаточно острые публицистические работы, в целом история эпохи крепостного права оказалась изучена и освещена недостаточно полно. Харьковский правовед профессор Дмитрий Каченовский в своих лекциях критиковал рабство в США , но его многочисленные слушатели воспринимали эту критику как эзопов язык . Его студент, впоследствии одесский градоначальник Павел Зеленой писал :

    Нет нужды объяснять, что всякий слушатель ясно по­нимал и чувствовал, что, рассказывая о страданиях рабов, Ка­ченовский разумеет белых, а не одних черных.

    С самого начала существовали прямо противоположные оценки крепостничества как социального явления. С одной стороны его рассматривали как экономическую необходимость, а также наследие старинных патриархальных отношений. Утверждалось даже о положительной воспитательной функции крепостничества. С другой стороны, противники крепостного права обличали его разрушительное моральное и экономическое влияние на жизнь государства.

    Однако примечательно, что идеологические противники одинаково именовали крепостничество «рабством». Так, Константин Аксаков писал в обращении к императору Александру Второму в 1855 году: «Образовалось иго государства над землею, и русская земля стала как бы завоеванною… Русский монарх получил значение деспота, а народ - значение раба-невольника в своей земле». «Белыми рабами» называл русских крепостных крестьян А. Герцен . Однако и шеф корпуса жандармов, граф Бенкендорф, в секретном донесении на имя императора Николая Первого признавал: «Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т. д. - свободны».

    Неоднозначны оценки значения эпохи крепостного права и в наши дни. Представители патриотического направления современной политики склонны отвергать негативные характеристики крепостничества, как направленные на очернение Российской империи. Характерна в этом смысле статья А. Савельева «Выдумки о „темном царстве“ крепостничества », в которой автор склонен подвергать сомнению самые авторитетные свидетельства о насилиях над крепостными людьми: «Картины бедствия крестьян, описанные Радищевым в „Путешествии из Петербурга в Москву“, - следствие помрачения рассудка автора, искажающего восприятие социальной действительности». К положительным оценкам крепостного права, как системы хозяйственных отношений, склоняются и некоторые исследователи. Кое-кто считает его даже естественным результатом развития особенностей национального характера. Например, д.и.н. Б. Н. Миронов заявляет, что «крепостничество… являлось органичной и необходимой составляющей российской действительности… Оно являлось оборотной стороной широты русской натуры… результатом слабого развития индивидуализма».



Рассказать друзьям