Молитва с побуждением, или Почему мы не хотим молиться? Что делать, если разучился молиться.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Г оворят: нет охоты — не молись. Лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, таки совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие Небесное силою берется (Мф.11,12); без самопринуждения к добру — не спасешься.

Н е верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться — увидишь, что плоть сделалась покорною твоею рабою. Молитва и ее оживит.

Святой праведный Иоанн Кронштадский (1829-1908).

Д ело жизни нашей идет так: привносит кто в дело от себя труд произволения и получает что потребно для него от благодати... Молитва с самопринуждением и терпением рождает молитву легкую, чистую и сладостную. И та, с самопринуждением бывающая, есть дело произволения, а эта, совершаемая с услаждением, есть дело благодати.

Преподобный Зосима Палестинский (+ ок.560) .

М олиться с самопонуждением состоит в нашей воле; а молиться с умилением зависит от Бога.

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

М олитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы.

Преподобный Агафон Египетский (Vв.).

Е сли это домашняя молитва, то можно немножко, на несколько минут, отложить ее... Если и после этого нейдет... нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголемое, и чувствовать... Подобно тому, когда дитя не хочет наклониться, его берут за чуб и нагибают... Иначе вот что может случиться: ныне неохота — завтра неохота, а там и совсем молитве конец.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

В раг внушает различные помыслы для смущения неразумных, говоря, что молитва требует сосредоточенности, умиления и т.д., а если этого нет, то она только прогневляет Бога; некоторые слушают эти доводы и бросают молитву на радость врагу... Не следует внимать искусительным помыслам, надо гнать их далеко от себя и, не смущаясь, продолжать молитвенный труд. Пусть незаметный плод этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления и т.д. — все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она бесшумно совершает свое дело.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

М ы, грешные, не можем постоянно находиться в горении, в пламенном желании быть с Богом. Не смущайтесь этим. Вспомните вдовицу, которая дала две лепты. Это так мало, что мы, по-мирскому, швырнули бы эти две лепты: к чему они? Другие давали много, а Христос сказал, что малый дар вдовы был больше всех, ибо она дала все, что имела (см.Мк.12,42-44). Поэтому не смущайтесь тем, что вам не хочется молиться, что у вас нет покаяния.

Д елайте, делайте внешнее, ибо внешнее зависит от вас, внутреннее же от вас не зависит. Но за внешнее Господь даст вам внутреннее.

Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).

Н е бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя к молитве при сухости души — тот выше молящегося со слезами.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

В состоянии полного охлаждения и омрачения души надо обязательно выполнять правило, несмотря на холодность, рассеяние и прочее. «Дай кровь и приими Дух».

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Почему так тяжело бывает приступить к молитве и выполнять постоянно одно и то же молитвенное правило? Почему поводом для нашего молитвенного устремления к Богу чаще становятся какие-то чрезвычайные происшествия? Ведь очень часто именно резкое изменение в плавном течении жизни подвигает нас к молитве и к размышлениям о том, почему это произошло и как мне дальше жить.

Искать ответ на вопрос: «Почему это произошло?» - необходимо только в молитве. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом… примирение с Богом… источник добродетелей… указание надежды, уничтожение печали… зеркало духовного возрастания». Но часто молитву в трудной ситуации люди воспринимают как заклинание, которое надо произнести, чтобы все стало хорошо. То есть так, как хотим мы.

Наверное, многим православным христианам приходилось отвечать на вопрос: «Мы заказывали сорокоуст, молебен, но лучше не стало. Почему Бог не помог?». И ответить на него сложно, ведь собеседник в принципе не очень понимает - что же такое молитва?

Да и сами мы порой забываем, что молитва - это не только словесное обращение к Богу за срочным разрешением наших проблем. Прежде всего, это тяжелый, кропотливый и долгосрочный труд. Преподобный Варсонофий Оптинский пишет: «Самое трудное - молитва. Всякая добродетель от упражнения обращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения, следовательно, подвига. Молитва трудна, так как ей противится наш ветхий человек, но она трудна еще и потому, что враг со всей силою восстает на молящегося. Даже святые, уж кажется, должны бы только утешаться молитвой, но по временам она и для них трудна».

Молитвенное делание требует от нас не только стремления и времени, но прежде всего концентрации всех наших сил. Молитва за ближнего должна стать фактически тем трудом, который мы могли бы осуществить во благо ближнего. Иногда ради помощи близкому человеку мы должны как бы прожить часть его жизни, оставаясь при этом самим собой. Все наши силы, все наше устремление должно быть направлено на близкого человека.

Как часто мы в какой-то сложной ситуации заказываем молебен, ставим свечки, передаем записки в паломническую поездку, отправляем смс-сообщение с просьбой помолиться, а сами в храме молимся 10–15 минут. Но это, можно сказать, начало молитвенного труда, о котором говорят святые отцы. А дальше в нашей молитве должны проявляться побуждение, подвиг, труд. Недаром преподобный Силуан Афонский говорил: «Молиться за людей - это кровь проливать». А слова апостола Павла непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17) стали назиданием для всех христиан и образцом молитвословия для многих святых отцов, настойчиво рекомендовавших постоянную молитву. Например, Оптинские старцы советовали произносить Иисусову молитву как можно чаще, но не искать при этом каких-то особых приятных чувств, духовных утешений и наслаждений.

Ежедневно можно и нужно размышлять о том, что есть наша молитва, насколько в ней присутствует побуждение, подвиг и труд. Размышляя об этом, можно убедиться, что вместо побуждения нами может руководить привычка или просто боязнь не вычитать молитвенное правило; вместо подвига - искание легких условий для молитвы, а вместо глубокого осознанного труда - вычитывание слов молитвы.

Исполняя молитвенное правило, мы прежде всего должны обращать все свое внимание на ум. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Отечнике» приводит такой пример:

Поведал некий ученик о своем отце: «Однажды мы совершали правило. Я читал псалмы и пропустил одно слово, не обратив на это внимания. Когда мы окончили службу, старец сказал мне: “Я, совершая мое служение, представляю себе, что передо мной горит огонь, потому ум мой не может уклониться направо или налево. Где же был твой ум, когда ты пропустил слово псалма? Разве ты не знаешь, что, молясь, ты стоишь перед Богом и говоришь Богу?”».

Может быть, от того, что молитва перестает быть для каждого отдельного человека настоящим трудом, она не приносит плода и остается «не услышанной». Мы совершенно забываем о том, сколько святые отцы посвящали времени и сил молитве. Почти 50 лет прожила в пустыне преподобная Мария Египетская, и молитва была ее единственным деланием. Преподобный Серафим Саровский 1000 дней и ночей провел в молитвенном стоянии на камне, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления скудной пищей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский ежедневно служил Божественную литургию на протяжении 50 лет. Примеров самоотверженного молитвенного подвига можно привести много.

Когда молитва наполняется побуждением, подвигом и трудом, тогда она наполняется смыслом и силой. А обиды и непонимание (я молился, а меня не услышали) - это повод повнимательнее посмотреть на себя. Со всей строгостью к себе начать поиск ошибок и со вниманием следить за любым движением своего сердца. И когда в нашей молитве начнут появляться побуждение, подвиг, труд во всей полноте этих слов, тогда мы начнем хоть немного, но находить ответы на наши вопросы. И хотя бы в малой степени начнем видеть волю Божию в своей жизни и сможем понять, почему именно с нами произошло именно это событие.

Священник Стахий Сахаров

В ворота Донского монастыря вошли несколько верующих. Они добрались до приемной патриарха Тихона, затем подождали несколько часов – народу было много, святейшего в Москве любили, и вошли в небольшой кабинет. Взяв благословение, они задали святителю Тихону единственный вопрос: «Благословите умереть за Христа и Церковь». Патриарх Тихон помолчал, а затем произнес с грустной улыбкой: «Умереть легко, очень легко. Гораздо тяжелее жить для Христа и Церкви».

Я часто вспоминаю эту фразу святителя Тихона, когда разговор заходит о новомучениках. В ближайшее воскресенье мы будем вспоминать Собор святых новомучеников и исповедников Церкви русской и это, пожалуй, единственная понятная мне форма их почитания в храме.

Я не могу себе представить молебен с акафистом, например, мученице Татьяне Гримблит. Мне не о чем ее просить – в годы гонений она отправляла исповедникам посылки и письма, навещала их. За это ее пять раз арестовывали и в конце концов расстреляли 23 сентября 1937 года на Бутовском полигоне. Единственное, о чем бы я теоретически попросил новомучеников – о моем благополучии, о том, чтобы Церковь не стала гонимой, а я бы умер счастливым стариком в собственной постели в окружении детей и внуков.

Мне неловко обращаться к мученице Татьяне с такой просьбой, а потому я молюсь другим святым – святителям и преподобным. У кого-то я прошу успешного путешествия, помощи в написании статей, здоровья близким, сил на то, чтобы хорошо делать свою работу.

Я молюсь об успехе и счастье, а потому мне не нужны новомученики. Когда я читаю их жития, то переживаю, но в любой момент могу закрыть книгу или выключить фильм.
Это в подростковом возрасте хорошо смотреть мультфильм «Суперкнига», где мальчик и девочка все время хотят спасти Христа от страстей, но опаздывают. В каждой серии они не успевают, и евангельская история идет своим чередом.

Вот эта логика мне понятна и близка. Подросток и неофит хочет совершить чудо – прилететь в Иерусалим с автоматом и бесконечной жизнью, перестрелять всю эту толпу и римских солдат, спасти Христа и… провалить всю Его Миссию.

Я не одинок в этом желании — апостол Петр в Гефсиманском саду хотел решить все проблемы с помощью ножа. Это нормально — бояться страданий и смерти, и спасать дорогого человека от них.

Я понимаю христиан, навещавших древних мучеников в тюрьме, не могу осуждать тех, кто подкупал римских чиновников, чтобы за взятку попасть в список принесших жертву за здоровье императора.

Из своего небольшого опыта я знаю, как смягчать углы, договариваться, идти на компромиссы, не лезть на рожон.

Я легко отвечу на вопрос «Зачем святой уходит в монастырь, говорит прекрасные проповеди или строит храмы». Они делают мир лучше, оставляют после себя добрую память, смягчают нравы. У них могут быть ученики.

В отличие от них мученик всегда одинок – он не передаст свой опыт ученикам, не соберет группу единомышленников. Церковь прекрасно понимала это и никогда не советовала христианам искать мучений.

Как верующий я редко вспоминаю о новомучениках.

Но я еще и исследователь — много лет я занимаюсь житиями святых и историей Церкви: читаю монографии, жития, изучаю документы, и вижу, как опасно рассматривать подвиг новомучеников как борьбу против советской власти или, напротив, рассматривать их как апологетов режима. Они отдавали жизнь за Христа, а не за какую-то форму устройства Церкви или государства.

Именно свидетельство о Христе — главная тема любого мартирия. В противном случае Церковь превращается в одну из разновидностей партии и начинает делить христиан на своих и чужих по второстепенным признакам. Это очень хорошо видно по старообрядческой агиографии. Несколько лет назад я читал патерик, написанный одним из современных авторов. Все формальные признаки житийного жанра соблюдались: подвижники молились и постились, страдали и исцеляли, но все это было холодно и мертво, в отличие от «Жития протопопа Аввакума».

С каждой страницей повествования святые все меньше напоминали христиан. Закрыв книгу, я понял причину этого — вся жизнь подвижников посвящалась не подражанию Христу, а борьбе с «никонианами». Их подвиг был так тесно связан с борьбой и желанием доказать правоту собственной Церкви, что они перестали быть христианами, окончательно превратившись лишь в проповедника своего обряда.

Снова я становлюсь верующим и вспоминаю о судьбе митрополита Николая (Ярушевича) — это был очень сложный человек, который вряд ли будет канонизирован при моей жизни, но в 1943 году после встречи Сталина с православными иерархами владыка Николай фактически стал мучеником при жизни. «О нем говорили Бог знает что, — рассказывал митрополит Антоний Сурожский. — А он мне рассказал, как его владыка Сергий попросил стать посредником между ним и Сталиным. Он отказывался: «Я не могу!..» – «Вы единственный, кто это может сделать, вы должны». Он мне говорил: «Я три дня лежал перед иконами и кричал: Спаси меня, Господи! избави меня!..» После трех дней встал и дал свое согласие. После этого ни один человек не прошел через его порог, потому что верующие перестали верить, что он свой, а коммунисты знали, что он не свой. Его встречали только в служебной обстановке. Ни один человек ему руки не подал – в широком смысле слова. Вот какая жизнь. Это мученичество такое же, как быть расстрелянным».

Непрестанно молитесь! (1 – е Фес. 5,17)

Апостольское повеление о непрестанной молитве очень кратко. Это значит, что для примерной Фессалоникийской общины, было достаточно намека, чтобы во всей целостности представить себе, что от них требуется. То, что фессалоникийцы были молящейся церковью, доказывает их устойчивость в тяжелых гонениях. Без молитвы вынести скорби от лишения свободы, имущества и жизней было бы невозможно. Повелевать непрестанно молиться необращенным было бы неразумным. Автор книги «Секрет и сила молитвы» Салов-Астахов рассказывает следующий случай: «…молодая девушка после посещения одного из религиозных собраний решила начать святую, угодную для Бога жизнь, согласно с Его Словом. Однако прежние друзья снова увлекли ее на широкий, греховный путь жизни. Вместо религиозных собраний ее снова влекли театры, танцы, легкомысленные развлечения, где нет места для Бога и Его святых. На увещевания верующих она отвечала: «Быть верующим — не значит быть узким фанатиком, можно верить в Бога и в то же время проводить весело время с прежними друзьями».

Прошло некоторое время. Ее любимый отец заболел и умер. Это горе было страшным ударом для нее. Но вместо приближения к Богу она еще больше ожесточилась против Него и против верующих в Бога людей: «Я совершенно разбита в моей вере и сомневаюсь в существовании Бога вообще. Я не могу молиться, да и какой смысл в молитвах, когда они остаются пустым звуком?» — отвечала она на увещевания верующих. «Когда заболел мой отец и его увезли в больницу, я была в отчаянии. Только Бог может его исцелить, — мелькнула мысль в моей голове. Я взяла Библию, раскрыла ее наугад и мои глаза упали на слова: «Чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоанн. 15:7). Я считала, что это обетование дано мне в данном случае Самим Богом.

Закрывшись в комнате, я начала взывать к Богу об исцелении моего отца. Я была вполне уверена, что Бог ответит на мою молитву, и отец выздоровеет. Но вот уже несколько дней, как мой отец покоится на кладбище… Ну, вот, где же Бог, где Его обетование, где ответ на молитву человека, находящегося в нужде?!» — закончила свою жалобу огорченная душа.

- Скажите мне, — заметил ее собеседник, — что вы думали бы о человеке, который старался бы разменять в банке чек, выданный другой личности?

- О, это был бы подлог и совершающий его заслуживает наказания по законам о подлогах, — был ответ девушки.

- Ваш ответ совершенно правилен, — продолжал ее собеседник, — но не совершали ли вы духовного подлога, взывая к Богу в молитвах за вашего отца? Не старались ли вы разменять чек Божьего обетования, данного не вам, а совершенно другим личностям? Читая приведенное вами место полностью, мы находим там следующие слова: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоанн. 15:7). Где может быть ваше пребывание во Христе, когда вы носитесь по паркету танцевального зала? Как может Его слово пребывать в вас, когда вы сидите с вашими мирскими друзьями в театре? Какое право вы имели употреблять чек обетования Бога, выданный тем, которые пребывают в Нем и в которых пребывает слово Христа? Или вы думали обмануть Бога? Неужели создавший сердце человека не знает, кому это сердце принадлежит?»

Грешник имеет право молиться Богу о прощении и спасении. Такой молитвой молился мытарь, о котором поведал историю Иисус Христос в 18 главе евангелия от Луки. Этот человек стоял вдали, не смея поднять глаз на небо и бия себя в грудь повторял: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!». Господь его оправдал.

Что касается детей Божьих, то они имеют право молиться разнообразными молитвам - прошениями, благодарениями, молениями, воздыханиями, воплями, молчанием… Молитва для верующих является дыханием души. Как в обыденной жизни по характеру дыхания определяется физическое состояние человека, так и по молитве определяется уровень духовной жизнеспособности. Если молитвенное дыхание - ровное и глубокое, следует благодарить Бога. Если оно прерывистое, затрудненное или слабое, нужно серьезно обеспокоиться причиной.

Мы несем ответственность за нашу молитвенную жизнь. Мы должны знать о ее важности и должны ее развивать. Апостол Павел призвал верующих к непрестанной молитве. Непрестанная не означает постоянного коленопреклонения и 24 — часового молитвенного говорения. Это означает, что мы должны сохранять постоянный ритм молитвенной жизни. Молитва -занятие не для ленивых. Она подчас очень трудное дело и в такие времена нам необходима сильная мотивация, чтобы покорить труднодоступную вершину горы под названием молитва.

Я назову 15 распространенных причин, побуждающих нас, христиан, к непрестанной молитве. Будет полезно их записать и периодически освежать в памяти.

1. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО МОЛИТЬСЯ ПОВЕЛЕВАЕТ БОГ!

С Богом неразумно спорить. Противление Его повелениям есть такой же грех, как волшебство и идолопоклонство. Мы страшимся нарушать такие повеления Господа, как святотатство, ложь, прелюбодеяния, воровство, убийство, но почему-то не краснеем от стыда, нарушая повеление Господа о молитве.

Мы не должны уподобляться рыбаку который, попав в сильный шторм взмолился: «Господи! Я пятнадцать лет не молился Тебе, но если Ты все-таки поможешь и избавишь от беды, я обещаю не тревожить Тебя молитвой еще пятнадцать лет!»

Бог повелевает нам молиться всегда! Об этом ясно сказано в Библии:

l «Должно всегда молиться и не унывать» (Лук. 18,1).

l «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:10-18).

l «Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою. Наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его» (Дан.9:13,14).

Молитва является средством нашей духовной безопасности. Она помогает нам держать верный курс в небо. Пилоты всегда поддерживают связь с центром управления, сообщая диспетчерам направление, высоту, состояние систем судна. Ведь приборы могут отказать или показывать неверное направление. Если диспетчер обнаруживает расхождение между сообщениями пилотов и данными наземных служб, он дает указание следовать его командам. Так и в нашей жизни молитва есть наша связь с Богом, а через Свое Слово Бог связывается с нами и корректирует наш путь. Будь всегда на связи с Ним!

2. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ ПОТОМУ ЧТО БОГ ОБЕЩАЛ ОТВЕТИТЬ НА НАШУ МОЛИТВУ!

Это особенно радостное побуждение к молитве! И.С. Тургенев где-то писал: «…о чем бы человек ни молился, он просит о чуде: чтобы 2х2 не было 4». Я согласен с русским писателем: когда мы молимся, мы предвкушаем радость чуда. И для этого у нас есть серьезное основание — Божьи обетования! «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лук.11:9). Иисус учил, что молиться нужно серьезно и настойчиво. И на такую мольбу-поиск, мольбу-стук непременно придет великий ответ.

Особенно много Иисус говорил о молитве на тайной вечери. Он показал утешительные основания, которые лежат в основе Божьих ответов:

  • Бог ответит нам ради умножения Своей славы.

«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Иоан.14:13,14).

Бог ревнует о Своей славе и желает, чтобы ее проявления было как можно больше в нашем мрачном мире. Слава Божия, словно свет зари, разгоняет тьму и свидетельствует человеку: Бог рядом, и Он не молчит! Ответом на просьбу проявления славы Божьей являются ответы на молитву. Эти ответы являют доброту, мудрость, всемогущество, святость Бога и вызывают хвалу не только у людей, но и у ангелов.

Это значит, что через ответы на молитвы прославляется Небесный Отец. Бог ревнует о своей славе, и потому будет отвечать нам!

l Бог ответит нам ради взращивания в нас святых желаний

«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан.15:7).

Бог не может быть управляем нами и никогда не ответит на желания человека, если они неправедны. Это обстоятельство дисциплинирует нас, поэтому мы не распыляемся в желаниях, но исследуем, какие желания более всего угодны Богу. Именно их мы открываем Ему. Когда–то мать сыновей Зеведеевых открыла желание своего сердца о дорогих ее сердцу сыночках, чтобы в царстве Божьем они заняли самые теплые места, и услышала в ответ: «Не знаете, чего просите!» Она поняла, что высказала Иисусу Христу неугодные желания и больше никогда с ними не приходила к Нему.

Если наша жизнь благочестива и мы живем для славы Божьей, то можем свободно открывать перед Богом наши желания. Ответ придет, иногда он может превзойти наши ограниченные желания, и Бог даст нам нечто лучшее, о чем мы помышляли. Так, Марфа и Мария ожидали, что Христос исцелит их брата Лазаря, однако, Христос замедлил со Своим приходом, и Лазарь умер. Казалось, случилось наихудшее! Однако Господь обратил это горе в великую радость и в великое свидетельство истинности Своих обещаний, что верующий в Него, если и умрет, то оживет.

  • Господь ответит нам ради успеха нашего служения

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Иоан.15:16).

Бог желает, чтобы служение наше было плодоносным. Ему известно, как тяжело переживаем мы нашу непригодность. Не об этом ли поется в старой христианской песне?

Не хотел бы я бесплодным

К трону Господа прийти,

Хоть одну хотел бы душу,

Сноп один в руках нести.

Иисус мой — Искупитель,

Смерти ночь мне не страшна,

Но пустым пред Ним явиться,

Вот что так страшит меня.

Если б мне года былые

Дано было возвратить,

Мне и радостью, и счастьем

Было б Господу служить.

Наше свидетельство о Боге будет плодоносным, если мы можем засвидетельствовать неверующим, как Бог отвечал на наши молитвы.

В начале 90-х годов, когда прилавки магазинов были пусты, я встретился с бывшим коллегой по мирской работе Борисом. Увидев меня (а это встреча произошла около молитвенного дома), он сразу сделал мне комплимент:

«Какой ты молодец, что успел пристроиться в церкви! У вас, я слышал, вовремя зарплату выдают, а у нас нет!»

Затем он заговорщицки спросил меня: «Ну, ты же в Бога-то сам не веришь, правда?»

Я ответил: «Если бы я не верил в Бога, меня бы не изгнали с третьего курса мединститута. Если бы я не верил в Бога, у меня не было бы неприятностей с Советской властью. Я начал трудиться в церкви в то время, когда религия считалась пережитком прошлого, а служители презирались как мракобесы. Если бы я не верил в Бога, зачем мне было переживать эти неприятности?»

Тогда следующий вопрос моего друга был: «А Бог тебе когда-нибудь отвечал?»

Лучшего повода засвидетельствовать о живом Боге нельзя было и желать! Я стал рассказывать ему об ответах на молитвы. Выслушав мой рассказ, Боря произнес: «Вот это да!»

Действительно, прав был некто, сказав: «Есть евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Но есть еще пятое евангелие – евангелие вашей жизни. И люди часто начинаются знакомиться со Христом, прочтя именно его».

l Господь ответит нам ради нашей радости

«Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоан.16:24).

Некоторые полагают, что Небесному Отцу угодно нас видеть преклоненными, печальными, плачущими… Иногда нам нужно быть такими, если мы грешим или терпим утрату. Однако это должны быть скорее исключения, чем правила. Правилом Бог установил следующий стиль поведения: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:16-18). Бог неизмеримо превосходит самых хороших земных отцов и матерей в Своей любви и привязанности к Своим детям. И если мы, отцы и матери, желаем видеть наших детей радостными, а не плачущими, то тем более Бог. И как лучший Отец он знает, что нас особенно радуют Его ответы на наши молитвы. Вот почему Он желает отвечать нам!

3. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ИБО ЭТО НАШ НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ!

Богу нравится благотворить своим детям! Он не балует их, но никогда не отказывает в необходимых благах: «…один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим.10:12). ПсалмопевецДавид был вежливым человеком и всегда находил повод для благодарности Богу:

«1 Псалом Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

6 Господь творит правду и суд всем обиженным» (Пс.102:1-6).

Каждый из нас неоднократно получал от Бога те же блага, что и Давид, только каждый ли благодарил Его за это?

В одной неканонической истории рассказывается о двух ангелах. Один в поте лица сновал между небом и землей, а другой в основном отдыхал. Трудягу спросили: чем ты так сильно занят, что у тебя ни минуты свободного времени нет? Он ответил: доставляю Богу просьбы людей. Спросили другого ангела: а чем ты занимаешься? Мне поручено приносить Богу людские благодарности…

Эта история почти правдива! Человеку так сложно быть благодарным, он постоянно находит в делах Бога изъяны и в недовольстве кривит рот: «А почему Ты этого не сделал?» Не будет привередливы, ведь для истинно благодарного человека так много причин благодарить Бога! Вот какие причины для благодарности нашла Джессия Шавер. Возможно, ее опыт поможет кому-то из нас:

«Я христианка, но иногда я забывала благодарить Бога за события, которые не случились. Но не в этот год! Я благодарна, что не попала в несчастные случаи, что дом мой не сгорел, когда я на пять часов оставила утюг не выключенным. Я благодарна Богу, что дверь моего гаража была открыта всю ночь, и ничего из него не пропало. Иногда я забываю благодарить Бога за электричество, но на этот раз я записала этот пункт в перечень благодарений. Я очень благодарна Богу за водопровод, болеутоляющие лекарства. Я благодарна Богу за каждый невыразительный день. Я так благодарна, что есть Тот, Кого можно благодарить!»

Что сказать на это простодушное признание? Разве что повторить вслед за Георгом Гербертом: «О Ты, дающий нам так много всего в великой милости! Пошли нам еще один дар - благодарное сердце!»

4. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ БЛАГОСЛОВЕНИЙ!

Я напомню чье-то изречение: «Есть вещи, которые все равно произойдут, независимо от того, молимся ли мы о них или нет. Будет всходить и заходить солнце, будут плыть по небу облака, будут сменять друг друга времена года, будут течь реки и моря. Однако есть вещи, которые никогда не произойдут, если мы о них не будем молиться». К таким вещам относится Божье благословение. Благословение есть соучастие Бога в судьбе человека. Это духовный и жизненный успех, который посылает ему Бог в делах его рук: «…и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем» (Втор.28:2-6).

Быть благословенным – великое дело! Благословение, словно щит, который ограждает от сатанинских проклятий. Когда враги просила пророка Валаама проклясть Израиль, он сказал: «Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего» (Чис.23:20).

Патриарх Иаков был в сильных переживаниях за сохранность своего семейства от воинственного брата Исава, который шел ему навстречу с четырьмя сотнями вооруженных воинов. Иаков вышел в поле помолиться Господу о своей беде, и вдруг Ангел Божий встретился с ним. Иаков ухватился за Божьего посланца и со слезами и воплем принялся умолять его о благословении. Уже всходила заря, а Иаков все боролся с Богом: «Не отпущу тебя, пока не благословишь меня». Он осознал, что нет ничего важнее Божьего благословения. И он получил его в избытке! Исав не только сменил гнев на милость, но проявил самые добрые братские чувства, словно не было никакого обмана и никакой распри. Воистину, «…когда человек работает — работает человек, когда человек молится — работает Бог» (Пэт Джонсон).

5. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО МОЛИТВА ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИКОЙ ПРИВИЛЕГИЕЙ!

Далеко не каждый может поговорить с президентом страны, губернатором или мэром. Между ними и простым человеком множество преград. Время великих людей расписано по минутам и оно дорого стоит. Мне показывали в США ресторан, в котором желающий всего за 5 тысяч долларов мог бы поговорить с бывшим президентом Горбачевым. И кому повезло пообщаться с великими людьми, рассказывают об этом с гордостью и с особой теплотой. Разговаривать с Богом, Творцом вселенной — честь несравненно большая! И нам она оказана. Разве нормально пренебрегать столь великой честью? Не будем считать, что Богу ничего не стоит уделить нам пару минут. Божье время дорого стоит! Его стоимость выражена не в золоте или алмазах, а в безгрешном совершенстве приходящих. У нас такого совершенства нет, однако, безлимитный трафик общения с Богом оплатил за нас Сын Божий Иисус Христос Своей смертью. Он подарил нам такую привилегию! Можем ли мы ей пренебречь?

Красивая царица Астинь была позвана царем на пир, однако, отказалась прийти. Ей каприз затмил понимание, что быть званной к царю - великая честь. «Я не кукла, чтобы меня показывали пьяным мужчинам!», — заявила, наверное, царица. Из-за пренебрежения монаршим призывом она была лишена славных привилегий первой леди страны и уже не видела ни царского лица, ни царских почестей.

Бойтесь пренебрегать великой честью быть званными на аудиенцию к Богу!

6. Мы ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ ГРЕХ НЕ ВОЗОБЛАДАЛ НАМИ!

Некто молился Богу: «Господи! Благодарю Тебя, что я целых восемь часов прожил свято – не огорчил ни Тебя, ни ближних словом или делом. Но прозвенел будильник, и я должен вылезти из кровати и выступить навстречу искушениям. Помилуй меня и помоги мне!»

Увы! Такие мы есть на самом деле – немощные в борьбе с грехом. Пророк Давид, как и мы, хорошо осознавал серьезность греха и серьезность своей слабости. Он просил Господа: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения» (Пс.18:13,14). Меня удивляет просьба «от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною ». Создается впечатление, что Давид не доверяет своим способностям справиться с умышленным грехом и потому просит Господа: держи меня за руки и за ноги, иначе я согрешу!

Нам не помешает быть библейскими реалистами. Грех не живет неподалеку от нас. Он живет в нас, в членах нашего тела: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:22-24).

Грех для нас очень опасен: он ожесточает сердце, крадет радость, убивает святые желания, приносит горечь вины и осуждения. Дитя Божье ничего не приобретает от греха, но теряет частицу небесной славы. Поэтому «…мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2Кор.5:4).

Лучшим средством от греха является молитвенная профилактика!

7. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПРОЩЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ СОДЕЛАННЫХ ГРЕХОВ.

Прегрешения вольные и невольные - удел каждого из нас. Апостол Иаков писал: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:1,2).

Конечно, мы не грешим по-мирскому: не поклоняемся идолам, не нарушаем работой день покоя, не ругаемся неприличными словами, не воруем, почти не лжем, не прелюбодействуем…

Однако мы много согрешаем по-христиански. Р. Макчейн записал в своем дневнике о своих христианских согрешениях: «9 сентября. Знаю, что у меня есть причина для смирения. Однако я не знаю и половины этой причины. Я знаю, что я горд. Однако я не знаю и половины этой гордости. 11 декабря. Разум абсолютно не готов к поклонению. Молитва без молитвы».

К этому я добавил бы обиды, лень, маловерие, лукавство или вот такой христианский перл: «прощаю, но приветствоваться не буду». Это бремя прегрешений отнимает наши силы, и от него лучше избавиться! Избавление происходит через молитву покаяния.

В начале 70- х годов в церквах появился гимн «О, Молитва». Я помню, как наша молодежь пела его в Уфе, и старый регент Людмила Романовна заливалась слезами, слушая его. Прошло почти сорок лет, однако, эта песня все еще поется! Почему? Потому что она отражает устойчивое, каждодневное переживание верующих - обретение ими отцовского прощения. Как же нам не молиться, если мы постоянно нуждаемся в прощении?

8. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ДОБЫЧЕЙ ДЬЯВОЛА

Апостол Петр предупреждает: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Происки сатаны — очень важная причина для молитвы! Искуситель не знает отдыха в своем гнусном деле. У него вечный голод по поглощению душ. И не важно кто это — молодой человек или старый, мужчина или женщина. У души нет возраста и пола. Ей жить вечно либо в раю, либо в аду. Вот почему в молитве Господней есть прошение: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Иоанн Златоуст очень хорошо комментирует эту проблему: «…нам нужны непрестанные молитвы, чтобы попрать его (сатану) ногами. Диавол бесстыден и нагл; к тому же нападает снизу, однако, и таким способом побеждает. А причина этого та, что мы сами не стараемся оказаться выше его ударов: ведь он не может подняться высоко, но пресмыкается по земле, и потому змий есть его образ.

Что значит нападать снизу? Это значит одолевать посредством земных вещей, посредством удовольствий, богатства и всего житейского. Диавол не умеет сражаться открыто, но, как змий, скрывается в терниях, часто притаиваясь в прелести богатства. Если ты посечешь это терние, то он, тотчас придя в робость, убежит, а если ты умеешь заговорить его божественными заклинаниями, то тотчас ранишь его.

Есть у нас духовные заклинания — имя Господа нашего Иисуса Христа и сила креста. Имя Иисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем Им украшаться, Им ограждаться».

9. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ИБО ЧАСТО НЕ ХОТИМ ЭТОГО ДЕЛАТЬ!

Конечно, признаться в этом просто ужасно, но, тем не менее, так бывает довольно часто. Писание учит нас, что в духовной сфере мы должны проявлять святое насилие над собой. Апостол Павел говорил: «усмиряю и порабощаю плоть свою» (1-е Кор. 9:27), «…я каждый день умираю»(1-е Кор. 15:31). Если он проявлял над собой святое насилие, почему у нас должно быть по-другому?

Плоть всегда противится духу. Молитва относится к духовным занятиям: она утесняет плоть и потому плоть противится ей. Вот почему нам не хочется молиться. Мы обязаны защитить душу. Как только вы собираетесь на молитву, плоть напоминает вам о неотложных делах или жалуется на усталость и головную боль. Она может предложить вам помолиться в двух словах, чтобы не пропустить интересную передачу. Иногда она не прочь, чтобы вы перенесли молитву на завтра. Если вы проявляете решимость и начнете молиться, она принимается вас критиковать: «Разве так нудно молятся? Неужели такая молитва понравится Богу? Если ты зеваешь на своей молитве, неужели это вдохновит небо?» Если вы все-таки упорствуете, она начнет рассеивать ваше внимание разными фантазиями…

Ученики Христа не хотели и не могли молиться в Гефсиманском саду. Они были подавлены печалью. И Господь указал им причину этого нежелания – происки плоти: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Матф.26:41). Он призвал учеников к святому насилию.

Как аппетит приходит во время еды, так и дух молитвы нисходит на нас, когда мы молимся.

Великого миссионера в Китае Хатсона Тейлора однажды спросили: «Не бывает ли у вас молитвы без радости?» Он ответил: «Часто. Иногда я молюсь с деревянным сердцем, но очень часто ответы приходят, когда молитва является реальным триумфом веры без того, чтобы испытывать радость».

«Прости нас за мысли, что молитва есть трата времени и помоги видеть, что без молитвы работа есть трата времени» (Питер Маршал).

10. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ НАЙТИ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРОБЛЕМ

Пока мы живем на земле, у нас будут проблемы. Их не избежали даже апостолы. Они просили Христа научить их молиться, прощать, умножить веру. Апостол Павел был удручаем ангелом сатаны, его не понимали в некоторых церквах, лжеучители оспаривали его авторитет и разрушали созданные им церкви. Верующие падали в искушениях или распрях. Ему нужно было планировать путешествия в перерывах между отсидками в римских тюрьмах. Все эти проблемы нужно было решать и решать наилучшим образом. И апостолы принимались молиться!

В ответ на молитву им приходила ясность, какое послание церкви следует написать, кого из служителей можно послать на помощь, как противостать лжеучителям. «Трудности и растерянность подвигают меня на молитву, а молитва подвигает мою растерянность и трудности» (Филипп Меланхтон).

Если в вашей жизни возникли проблемы, и вы должны их решить – молитесь! Другого совета быть не может!

11. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮДИ НУЖДАЮТСЯ В НАШИХ МОЛИТВАХ!

Во-первых, в молитвах нуждаются неспасенные люди. Правда, своей нужды в молитвах они зачастую не осознают. Более того, они могут смеяться над нашими молитвами. Но вспомните: разве просили хулители и распинатели Христа молиться о них? А между тем, Он молился! «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Лук.23:33,34). Разве враги, бросавшие камни в Стефана, изъявляли благодарность ему за своевременную молитву? Нет! Однако этот святой человек громко молился за них: «…и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян.7:59,60).

Разве рассылали римские императоры или сановники письма церквам с просьбой молиться об их здравии и победах? Конечно, нет! Для них христиане были атеистами и врагами, поскольку не воздавали почестей их многочисленным богам и вели замкнутый образ жизни. И все же апостол Павел повелевал верующим: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:1-4).

Неспасенные люди нуждаются в наших молитвах, хотя этого не сознают. Молитесь же за них!

Во-вторых, в молитвах нуждаются спасенные. Самый удивительный пример нужды в молитвах верующих являли апостолы. Казалось, они, исполненные силы и мудрости Святого Духа, наставники Вселенской церкви, великие чудотворцы и сильные проповедники, обойдутся без молитв простых верующих людей. Но нет! С неподдельной искренностью апостолы просили: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать» (Кол.4:3,4).

Успех или неудача тружеников Евангелия зависели не только от Божьего благословения, от их собственного усердия, но и от молитв простых верующих! Как мы молимся о наших служителях, так и благословит их Бог! Не молиться о народе Божьем непростительно! Пророк Самуил в пример всем поколениям сказал: «…и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой» (1Цар.12:23).

12. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО МОЛИТВА ПРИНОСИТ РАДОСТЬ НАШЕМУ СЕРДЦУ!

Чего греха таить: не всегда у нас ладится с хорошим настроением. Опустить его легко, но вот поднять трудно! Без нормального, уравновешенного настроения нам жизнь не мила. Нам не подходят мирские способы поднятия настроения: пропустить рюмочку или поглазеть смехопанораму. У нас есть средство гораздо лучшее – молитва!

Ю.С. Грачев как-то рассказывал нам, как его брат и сестры очень рано усвоили, что после того, как мама помолится в своей комнате, у нее легче всего добиться каких-то льгот. Мама была в то время очень доброй ко всем. Молитва умиления, молитва со слезами обычно сопровождается тихой и нежной радостью. Разве можно откладывать молитву, если она сопровождается таким благом? «Всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою» (Фил.1:4).

М.Ю. Лермонтов удивительным образом выразил способность молитвы изменять настроение. Его опыт подходит и нам:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть, -

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится

Сомненье далеко,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

13. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО НАС ПОБУЖДАЮТ К ТОМУ ПРИМЕРЫ СВЯТЫХ

Святой пример заразителен! Когда мы читаем рассказы о людях, получавших ответы на молитвы, разве не рождается в нашем сердце желание им подражать? Бог, пославший ответ этим христианам, неужели не пошлет его нам?

Хадсон Тейлор решил прокатиться на парусном судне. Когда они были в проливе между южным Малайским полуостровом и островом Суматрой, миссионер услышал настойчивый стук в дверь каюты. Он открыл дверь. Перед ним стоял капитан судна. «Мистер Тейлор! На море нет ветра. Мы дрейфуем в сторону острова, где живут язычники. Боюсь, они людоеды».

- Что я могу сделать? — спросил Тейлор.

- Я знаю, вы верите в Бога, и потому я прошу вас помолиться о ветре.

- Хорошо, капитан, но вы должны поднять паруса.

- Это безумие! На море нет даже малейшего бриза! Матросы подумают, что я спятил с ума!

Вскоре, однако, капитан согласился отдать приказание поднять паруса.

Через сорок пять минут капитан вернулся и нашел миссионера на коленях.

- Пожалуйста, прекратите молиться! А то мы получим ветра больше, чем нужно!

14. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО ХРИСТОС ОСТАВИЛ НАМ ВЕЛИКИЙ ПРИМЕР МОЛИТВЫ!

Самый великий пример молитвы оставлен Христом в Гефсиманском саду. Там Он вознес молитву, которая спасла мир: «Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово» (Мар.14:32-39 ).

Евангелисты много говорят о молящемся Христе. В их рассказах Христос представляется спокойным и уверенным в Своем деле Человеком. Мы готовы восхищаться силой молитвы Христа, после которой хлеб чудесным образом умножался, больные выздоравливали, мертвые воскрешались. В описании Гефсиманского борения создается впечатление, будто бы Иисуса подменили. Он не демонстрирует привычное спокойствие, уверенность, власть. В Его словах нет радостных слов: «Аллилуйя! Слава Богу! Благословен будь Господь».

Он тоскует, томится, плачет, вопиет… Он вошел в эпицентр страшной духовной борьбы, но не воспрещает этому урагану: «Умолкни и перестань!» Он проливает кровавый пот, но не может повелеть стоящим наготове легионам ангелов пойти в наступление и сбросить сатану в бездну. Он упрашивал только об одном — чтобы исполнилась воля Отца в принятии чаши страданий.

Самая великая и действенная молитва — та, в которой мы смиряем себя, отказывая себе в праве на счастье ради осуществления воли Небесного Отца. Это и сеть подлинное благоговение, ради которого приходит с неба ответ: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение» (Евр.5:7).

Не будем чуждаться наших гефсиманий, которые приносят нам боль, отчаянье, крушение наших планов! Оказываясь в них, мы учимся самой могущественной молитве на свете!

15. МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ВСТРЕЧЕ С ГОСПОДОМ!

Наша цивилизация скоро исчерпает себя. Я утверждаю это исходя из Библейского учения и наблюдений за моральной ситуацией в мире. Небывалый рост аморальности и лжеучений, наряду с усилением природных катаклизмов, свидетельствует о том, что пришествие Христа за церковью и последующая великая скорбь приближаются. К этому событию нужно готовиться! Христос призывал: «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого» (Лук.21:36).

В словах Спасителя дана гарантия избавления от великой скорби тех, кто молится! Никто из нормальных христиан и врагу не пожелает оказаться в огне великой скорби, когда Божий гнев будет изливаться на землю. Первая волна Божьего гнева (суды печатей) во время правления антихриста, выразит себя в войнах, голоде, эпидемиях. Жатва смерти пожнет четвертую часть человечества(Отк.6:8) – это будет время космических катастроф и панического страха людей перед судом Агнца (Откр. 6:12-17).

Вторая волна Божьего гнева (суды труб) принесет с собой экологическую катастрофу сверхъестественного характера: на земле будет уничтожено треть зеленых насаждений, в море погибнет третья часть морских обитателей и треть судов, станет ядовитой третья часть источников пресной воды, затем последует продолжительное затмение солнца над третьей части суши (Откр 8 глава), совершатся пятимесячные ужасные мучения от полчищ ядовитой саранчи. Завершением этой волны бедствий станет умерщвление демоническими существами третьей части населения планеты.

Третья волна Божьего гнева (суды чаш) поразит людей отвратительными и болезненными гнойными язвами, превратит воды в кровь, произведет палящий зной и небывалое в истории земли землетрясение (Откр. 16 гл.).

Бедствия будут невыразимо ужасными и тяжелыми, и горе тем, кто в них окажется! Молящимся же христианам Иисус Христос дал ясное обещание, что они этих бедствий избегнут. Разве не мудро будет с их стороны ревновать о молитве? Я смею предположить, что огонь молитвы должен усилиться по мере приближения пришествия Христа. Так что пусть молитва станет главным делом нашей жизни! Почаще просматривайте вышеупомянутый список побудительных причин, чтобы воспламенять дух молитвы. Я это делаю сам и от сердца советую попробовать другим!

С небес Своих лазурных Господь придет;

Не спящих нас, а бодрых пусть Он найдет!

Светильники сияют в наших руках,

Любовь и ожиданье в наших сердцах!

Забудем дни ненастья, Господь придет!

Настанет мир и счастье, Господь придет!

Исчезнут все сомненья, Господь придет!

И слезы и томленья, Господь придет!

Он знает, как устали мы на пути,

Как редко отдыхали, свой крест несли;

Он снимет наше бремя, когда придет,

Близко блаженства время, Господь придет!

Все радости даруя, Господь придет!

Все небо «Аллилуйя!» Ему поет.

Земля вся обновится вечной красой

И славой озарится Его святой.

Проблема, когда человек вроде живет церковной жизнью, но внутренне ничем ее не наполняя, не чувствуя, актуальна и касается очень многих из нас. Особенно тех, кто в Церкви длительное время.

Протоиерей Кирилл Каледа

Как говорил один современный церковный мыслитель, особая благодать дается тем, кто только приходит в Церковь, и тем, кто потрудился в ней в течение очень длительного времени. Наверное, это наиболее ярко проявляется в той благодати, которая дается священнослужителям.

Особую благодать получают молодые священники, только что принявшие дар священства, они буквально горят своим служением. С другой стороны, особую благодать имеют те священники, которые послужили даже не десять и не двадцать лет, а десятки лет. Они приобретают ее к старости, что дает право народу Божьему называть их старцами.

То есть изначально, когда люди только приходят в Церковь, они испытывают особое состояние, и это действительно дар Божий, который дается, чтобы люди почувствовали близость Божию, поняли, как хорошо быть с Богом.

А затем Господь как бы отступает. Он дает членам Церкви, верующим в Него, возможность потрудиться. И только в конце жизни нисходит та особая благодать – за плоды многолетней деятельности, многолетнего труда.

Святитель Феофан Затворник так и говорит, что такие духовные плоды все равно являются даром Божьим и даются за богоугодную жизнь в течение десятков лет. Эти «десятки лет» могут оказаться достаточно долгими.

Жизнь христианина можно сравнить с жизнью спортсмена. Спринтерская дистанция, наверное, гораздо проще, чем марафон, потому что суметь распределить физические силы на пятьдесят или более километров, не истратить их в самом начале, чтобы хватило до самого конца, до финиша, – действительно большое искусство.

Вот и большая часть нашей жизни – именно этот утомительный, длительный этап бега между первыми метрами от старта, когда все так хорошо, и временем, когда мы подходим к финишу и видим, что вот уже близок конец, перед которым мы тоже испытываем своего рода духовный подъем.

А в большую часть жизни, к великому сожалению, часто встречаются искушения, когда нас заедает повседневность, земная суета, земные попечения. Причем, они могут быть иногда даже вполне благочестивыми: необходимо заботиться о своих близких, о престарелых родителях, о детях. Возникает много проблем, которые надо решать, хоть некоторые из них порой кажутся пустяковыми. И это все нас засасывает, отбирает внимание и силы.

Единственный способ с этим бороться – наше общение с Богом, которое в первую очередь заключается в молитве.

Надо стараться неукоснительно выполнять молитвенное правило. Пусть это может быть сложно, причем даже не потому, что у нас напряженный ритм жизни, не потому, что мы загружены в семье, на работе. Нам именно внутренне трудно выполнять молитвенное правило, которое является как раз той нитью, которая не позволяет нам оторваться от Церкви, от Бога. И, конечно, в такой ситуации важно участие в церковной жизни, регулярные исповедь и причастие.

Посмотреть на священномученников

Да, бывает в этот главный долгий период, что человек ничего не чувствует, молится автоматически, даже не молится, а вычитывает. В таких случаях надо обращаться к церковному опыту, читать жития святых.

И мне кажется, очень поучительны в этом плане жития новомучеников, которые жили в сходных с нами условиях. Не в смысле гонений, которых сейчас, слава Богу, нет, а в смысле схожести житейских забот. У многих из них были семьи, необходимость организовывать чисто земную жизнь своих близких, решать какие-то бытовые вопросы. Их опыт показывает, что только непрестанная молитва их и спасала. Хотя есть свидетельства из их жизни, что иногда молиться им было крайне, крайне сложно.

Мне вспоминается случай, который описывается писателем Олегом Волковым в автобиографической книге «Погружение во тьму». Его арестовывали за его дворянское происхождение, причем несколько раз. Так что в тюрьмах и лагерях он провел много времени.

Самой трудной оказалась последняя отсидка в сороковых годах. Олег Волков объясняет, почему. Он всегда отчетливо понимал, что его в тяжелых условиях заключения спасает молитва. И вдруг, во время последней отсидки, он увидел, что потерял способность молиться. Сердце окаменело. При этом он знал, что это единственная нить, которая ведет его, может спасти. И вот эта нить спасения – рвется.

Он буквально выдавливал из себя какую-то молитву, какие-то обращения к Богу, когда их гнали на работу. Господь, видя его усилия, может быть, даже усилия от отчаяния, спас и сохранил. Олег Волков вышел на свободу и, слава Богу, даже сумел написать несколько книг, в том числе о своих переживаниях, о своей жизни в тяжелых условиях лагерной и тюремной жизни.

Мне, когда я был молодым человеком, приходилось много общаться с теми людьми, которые прошли через испытания лагерями. Они также подтверждали то, что только молитва удерживала их, и приводили примеры, как старшие соузники (я общался с теми, кто был в 30-х годах относительно молодыми), – архиереи, священнослужители молились в камерах. Эта молитва укрепляла в вере и тех, кто молился, и тех, кто был рядом. Эти люди, несмотря на пережитое, на действительно очень тяжелую жизнь, были очень светлыми.

Так что никогда не надо опускать руки. Не надо бояться прийти и сказать о таком своем состоянии священнику на исповеди: священник может подсказать в какой-то нужный момент что-то, сказать какое-то ободряющее слово.

Хотя я по своему священническому опыту могу поведать, что принимать такую исповедь – очень непросто. Гораздо проще исповедовать человека, который только пришел в Церковь и увидел, что он жил совсем не благочестивой жизнью и хочет эту жизнь изменить, а затем действительно меняет эту жизнь. И вот он искренне кается в содеянных грехах: иногда тяжких, иногда не очень тяжких. У него чувствуется горение, стремление быть с Богом.

Другое дело, когда человек приходит на исповедь и говорит: «Вроде бы делаю или стараюсь делать, все, что положено, а как-то все между пальцев, и ничего не получается. Внутри – тоска, тяжело и в семье что-то не так, не все устраивает так, как бы хотелось. Дети разбегаются в разные стороны. Любви не хватает и сил не хватает, чтобы все это собрать».

Надо уповать на то, что Господь видит наши труды и в нужный момент Он укрепит. Самое главное – не сходить с «дистанции», стараться почаще приходить к таинствам. В первую очередь, к таинству Евхаристии.

Слава Богу, что сейчас в нашей Церкви явно видно особое внимание и понимание важности этого таинства, о чем свидетельствует недавно принятый нашей Церковью документ « ». Важно черпать силы в богослужении и участии в этом таинстве. Даже если кажется, что богослужение «выстаиваешь», а молитвы – «вычитываешь». Все равно надо стараться, сосредоточиваясь в меру своих сил, не отпускать ту нить, за которую мы держимся. Ее очень легко порвать…

Исповедь

Многие помнят ощущение первых исповедей, когда человек искренне горячо кается, а потом ему легко-легко, словно он сбросил тяжелый груз. Гораздо проще поднять камень и убрать его с дороги, чем возиться с мелкими камушками и даже – частичками пыли. Бывает, ты их веником сметаешь, а они от дуновения ветра опять на место возвращаются. Но если не пытаться убрать, можно утонуть в мусоре.

Не случайно Господь большинству из нас дал несколько десятков лет жизни. Значит, Он предусматривает, что мы за эти несколько десятков лет должны каким-то образом трудиться духовно и духовно возрастать. И вот эти частички отсекать. Молитвой. Раздражился – прочитал Иисусову молитву. Два раза раздражился, – два раза прочитал Иисусову молитву.

Здесь, вновь повторяю, важно не забывать об исповеди, пусть вновь и вновь на ней звучит вроде бы то же самое. Мы наш дом регулярно подметаем, а пыль вновь через окно налетает. Но все равно мы опять к празднику стараемся убраться в доме, протереть пыль, привести в порядок красный уголок и так далее. Уберемся, скатерть красивую расстелем и у нас чувство праздника. Здесь то же самое.

Если же чувство праздника не возникает, если на каждой исповеди и после нее – бесчувствие, тогда нужно поговорить со священником, с духовником, чтобы он дал, может быть, какую-нибудь епитимию, может быть – дополнительное правило.

Иногда бывает полезно добавить к вечернему правилу какие-то новые молитвы, какой-то акафист, какой-то канон, чтобы оживить, чтобы не просто скользить по уже знакомым словам молитвы, уже практически автоматически их повторяя. С тем, чтобы заставить, в том числе, и свой ум и свои уста задуматься над каким-то новым содержанием. Это бывает полезно.

Надо ждать

Если мы перестали чувствовать смысл поста, нам кажется, что постимся чисто автоматически, все равно важно помнить – мы трудимся ради Господа.

Наверное, хорошо, когда у человека есть навык, и вот что-то произошло в жизни неприятное, а он вместо того, чтобы паниковать, а может быть даже мысленно ругаться, начинает творить пусть даже самую простую молитву: «Господи, помилуй». Пусть даже на автомате. Значит, это человек поднялся на какую-то определенную ступень. Надо постоянно работать над собой, следить за собой. Стараться использовать какие-то новые духовные приемы, в том числе и молитвенные.

Повторяю, что очень помогает обращение к опыту Церкви. К тому, как наши предшественники, достигшие Царствия Небесного, это делали. Сейчас, слава Богу, доступ к подобной литературе открытый и широкий. Даже на телефоне – открыл интернет и, пока едешь в транспорте, взял и какой-то соответствующий короткий рассказ прочитал, вместо того, чтобы глазеть неизвестно куда.

Если человеку кажется, что его церковная жизнь не имеет смысла, в ней нет Христа, надо ждать. Ведь когда мы бежим марафон, мы можем какое-то время бежать по безлюдному неприятному месту, а затем выбежать на красивую дорогу, по краям которой сады.

Естественно, бывают такие состояния, когда Господь как бы отходит. Но, это не значит, что Он нас оставляет. Он за нами внимательно следит. И в какие-то жизненные моменты, если мы действительно стараемся следовать Его заповедям, Он нас спасает.

Думаю, каждый из нас может свидетельствовать о том, что в жизни были такие моменты, которые вроде стечение каких-то обстоятельств, но мы понимаем, что по большому счету это было проявление воли Божьей. Даже в тот момент, когда мы совсем были вдалеке от Него и, может быть, даже совсем о Нем не думали.

Если говорить о страхе выгорания, – здесь очень важно стяжать смирение. Смирение и терпение. Потому, что выгорает тот, кто много предполагает о себе, то есть, грубо говоря, гордится. Потом видит, что он не соответствует тому, что о себе надумал, намыслил. И из-за этого отчаяния сходит с этапа.

И, к великому сожалению, в нашей жизни есть случаи, что даже священники говорят: «Я больше не могу, все, я смог это сделать, теперь схожу с дистанции и перестаю служить». Но, это действительно связано с тем, что человек в какой-то момент возгордился и подумал о себе очень много.

Если мы себя смиряем и с терпением несем свой крест, тогда все будет хорошо. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22), – они относятся не только к мученикам, которые страдали за веру, но и к нам. Нам надо с терпением нести те тяготы жизни и те жизненные обстоятельства, тот крест, который каждому дан с тем, чтобы донести его до конца. Равнодушие, охлаждение – одна из частей жизни, испытание, которое попускает Господь.

В завершение нашего разговора хотелось бы напомнить слова преподобного Петра Дамаскина:«Те, которые здесь уже получили обручение жизни вечной, имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиги ».

А также вспомним святителя Феофана Затворника, который говорил: «Терпение в жизни есть дар Божий и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах, неполадках ».



Рассказать друзьям