Рисунки деревянных духовых инструментов. Духовые деревянные музыкальные инструменты и их виды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Деревянные духовые

Флейта

Флейта (от немецкого - Flote ), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы ее назвали блокфлейтой , хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - http://www.contrabass.com/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна " Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке " Вебера)

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)

Большое собрание ссылок по теме

Нотки для флейты не желаете?

Гобой

Эээ... это отдельный разговор

Нотки для гобоя не желаете?

Кларнет

Кларнет (от французского clarinette , в свою очередь произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль Уленшпигеле ") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев " Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
http://www.selmer.com/clarinet/discus/index.html
http://cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Кларнет - ссылки на Yahoo

Саксофон

Фагот

Фагот (от итальянского fagotto , буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды , а по музыкальному - на пол-тона .

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка " Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская "). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты " Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс " полезен и употребим в определенном месте.

Деревянные духовые

Флейта

Флейта (от немецкого - Flote ), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы ее назвали блокфлейтой , хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - http://www.contrabass.com/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна " Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке " Вебера)

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)

Большое собрание ссылок по теме

Нотки для флейты не желаете?

Гобой

Эээ... это отдельный разговор

Нотки для гобоя не желаете?

Кларнет

Кларнет (от французского clarinette , в свою очередь произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль Уленшпигеле ") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев " Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
http://www.selmer.com/clarinet/discus/index.html
http://cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Кларнет - ссылки на Yahoo

Саксофон

Фагот

Фагот (от итальянского fagotto , буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды , а по музыкальному - на пол-тона .

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка " Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская "). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты " Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс " полезен и употребим в определенном месте.

Общие сведения

Деревянные духовые инструменты представляют собой полые трубки, сделанные из особых сортов плотного дерева (или иногда из металла, как, например, флейты современных конструкций и саксофоны). Трубки, в зависимости от типа инструмента, делают цилиндрического, конического или обратно-конического сечения.

Составляются они из нескольких частей (2, 3, 4-х и более), разнимаемых после игры для удобства хранения инструмента в футляре.

Звучащим телом в деревянных духовых инструментах является столб воздуха внутри трубки, приводимый в колебание путем вдувания воздушной струи через специальный возбудитель вибрации - язычок (трость) или через отверстие в головке инструмента.

<стр. 73>

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

1) Губные (лабиальные), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие (labium ) в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки.

К такому типу инструментов относится флейта .

2) Язычковые (лингвальные ), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укрепленный в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента.

К такому типу инструментов относятся гобой , кларнет , саксофон и фагот .

Столб воздуха внутри трубки при колебании образует, по аналогии со струной, узлы и пучности, называемые сгущениями и разрежениями .

Так же как и струну, столб воздуха можно заставить вибрировать целиком, двумя половинами, тремя третями, четырьмя четвертями и т. д., то есть его можно делить на некоторое количество равных, одинаково звучащих частей. Деление столба воздуха на части зависит от интенсивности вдувания. Чем больше напряжены губы, тем более тонкая струя воздуха вдувается в трубку, и тогда на большее количество частей разделится столб воздуха в трубке.

Последовательное деление воздушного столба на части дает ту же самую натуральную шкалу, которую мы получаем на струне.

Столб воздуха, звучащий целиком, дает основной тон.

Столб воздуха, разделенный на две половины, дает 2-й натуральный звук (октава от основного тона).

Столб воздуха, разделенный на три трети, дает 3-й натуральный звук (октава + квинта от основного тона).

Столб воздуха, разделенный на четыре четверти, дает 4-й натуральный звук (две октавы от основного тона) и т. д.



Деление столба воздуха более чем на пять частей в деревянных духовых инструментах малоупотребительно.

Labium (лат .) - губы. Иногда, в соответствии с русским названием дульце , инструменты этого типа называют дульцевыми.

Lingua (лат .) - язык.

<стр. 74>

Переход с одного обертона на другой называется передуванием и осуществляется изменением напряжения губ. На кларнете, гобое и фаготе существуют специальные «октавные» клапаны, помогающие совершить передувание.

Принцип игры на деревянных духовых инструментах основывается на укорочении звучащего столба воздуха путем открывания отверстий, расположенных вдоль по стволу трубки инструмента на определенных расстояниях друг от друга. Отверстия по своему устройству и назначению делятся на три группы:

1) Основные отверстия , дающие основной диатонический звукоряд инструмента. Отверстия эти закрываются 4, 3, 2-м пальцами правой и левой рук. На инструментах современных конструкций эти отверстия обычно прикрыты кольцами (так называемыми очками ), которые чуть приподняты над отверстиями и соединены со специальными корректирующими клапанами инструмента. Очки помогают точнее крыть пальцами звуковые отверстия:

Все основные отверстия выше извлекаемого тона при основной аппликатуре должны быть закрыты пальцами.

2) Отверстия с клапанами, находящимися в закрытом состоянии и открывающимися при нажатии:

Эти клапаны дают альтерированные тона, не входящие в состав основного диатонического звукоряда. Берутся они по мере необходимости свободными пальцами. Для того чтобы можно было извлечь один и тот же звук различными способами, то есть разными пальцами той или другой руки, на инструменте делают несколько клапанов одинакового действия.

<стр. 75>

3) Отверстия с клапанами, находящимися в открытом состоянии и закрывающимися при нажатии:

Эти клапаны называются добавочными, они дают самые низкие звуки инструмента. Их бывает от двух до семи. При нажатии клапана отверстие закрывается, и тем самым удлиняется звучащий столб воздуха. Этими клапанами управляют мизинцы обеих рук (у фаготов - большие пальцы обеих рук).



Как было сказано выше, кроме указанных отверстий у гобоя, кларнета и фагота имеются так называемые октавные клапаны (у кларнета этот клапан должен был бы называться квинтовым), представляющие собой отверстия весьма малого размера, которые открывают для того, чтобы помочь осуществить передувание. Они находятся со стороны, противоположной основным отверстиям, и клапаны их нажимаются большим пальцем левой руки.

Флейта, гобой и фагот принадлежат к так называемым «октавирующим» инструментам, так как они дают все натуральные звуки - как четные, так и нечетные. Употребляются из них, естественно, октавные по отношению к основному тону (то есть 2-й и 4-й), которые берутся на флейте особым положением губ, как было указано выше, а на гобое и фаготе - с помощью октавных клапанов .

Аппликатура для октавного обертона применяется в общем та же, что и для основного тона (с некоторым усложнением на фаготе), только весь звукоряд будет звучать на октаву выше.

Если в октавирующих инструментах процесс деления звучащего юла (столба воздуха) и его укорочение полностью напоминают принцип флажолетов на струне и не нуждаются в особом пояснении, то иначе обстоит дело с инструментами «квинтирующими» (кларнетом), то есть с инструментами, на которых четные обертоны не возникают, а при передувании звучит сразу 3-й обертон (квинта через октаву от основного тона).

<стр. 76>

В силу цилиндрического сечения трубки в кларнете устанавливается колебательное движение столба воздуха, подобное закрытым трубам, то есть с разрежением (узлом) у одного конца трубки и сгущением (пучностью) у другого, тогда как во флейте, гобое и фаготе при колебании столба воздуха сгущение (пучность) образуется с обоих концов трубки, а разрежение (узел) - в ее середине. Поэтому звучащий столб воздуха у кларнета путем отражения как бы сложен вдвое по сравнению с флейтой, гобоем и фаготом, то есть он в два раза длиннее трубки инструмента, тогда как у флейты, гобоя и фагота звучащий столб воздуха равен длине инструмента.

Схему делений звучащего столба воздуха в октавирующих и квинтирующих инструментах можно представить следующим образом:

В октавирующих инструментах :

В квинтирующих инструментах:

<стр. 77>

Как видно из схемы, в трубке квинтирующего инструмента всегда помещается либо ½ целого, либо 1 ½ трети, либо 2 ½ пятых длины воздушного звучащего столба, а так как такая же длина столба отражается обратно, то в целом это дает 1 / 1 , либо 3 / 3 , либо 5 / 5 длины воздушного столба, то есть последний всегда бывает вдвое больше длины трубки инструмента.

Трости язычковых деревянных духовых инструментов изготовляются из специальных сортов камыша и отличаются большой упругостью. Они бывают двух видов: одинарные и двойные .

Одинарная трость (употребляется для кларнета и саксофона) представляет собой лопаточку, закрывающую отверстие в «клюве» инструмента, оставляя в нем лишь узкую щель.

При вдувании воздуха трость, вибрируя с огромной частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в «клюве» инструмента.

Вибрация трости передается столбу воздуха внутри трубки инструмента, который также начинает вибрировать.

Двойная трость (употребляется для гобоя и фагота) не нуждается в «клюве», так как она сама состоит из двух тонких пластиночек, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими.

<стр. 78>

Флейта

(um . - Flauto, -ti; фр . - Flute, -es; нем . - Flöte, -en)

Флейты известны с незапамятных времен у всех народов. Принцип извлечения звука из полой, закрытой с одного конца трубки путем вдувания струи воздуха касательно срезанному краю подсказан, видимо, самой природой (звучание срезанной камышинки под действием ветра).

Вначале изготовлялись прямые флейты (флажолеты, флейты с наконечниками, которые держали при игре прямо вниз, как кларнеты и гобои). Косые или поперечные флейты, которые держат под прямым углом к вдуваемой струе воздуха, появились в Европе в средние века, но были усовершенствованы до возможности использования их в концертной практике лишь к концу XVII века.

Первоначально флейты имели шесть основных отверстий, дававших диатонический звукоряд: d 1 , e 1 , fis 1 , g 1 , a 1 , h 1 , cis 1 .

Затем появился 1-й хроматический клапан dis 1 , а к концу XVIII века окончательно оформились все остальные хроматические клапаны (f 1 , gis 1 , b 1 , c 2).

Если вначале длина трубки флейты соответствовала звуку d 1 , то затем она была несколько удлинена, и при помощи закрывающихся клапанов стало возможным получить более низкие звуки: cis 1 , c 1 , h .

В 1832 году флейта была усовершенствована флейтистом Т. Бёмом в отношении сечения трубки и конструкции системы клапанов; кроме того, им были сделаны различные дополнения в механизме инструмента.

Сущность бёмовской системы вкратце заключается в следующем: если флейта прежней конструкции трактовалась как инструмент диатонический и ее основные отверстия давали гамму D-dur, а хроматические полутоны получались путем открывания боковых дополнительных клапанов, то в конструкции Бёма грань между основными отверстиями и дополнительными клапанами в значительной мере стерлась, ибо все отверстия были вынесены в один ряд и прикрыты клапанами. Правда, клапаны эти неоднородны: диатонические, соответствующие гамме C-dur, находятся в открытом состоянии, и их надо закрывать, в то время как хроматические полутоны надо извлекать путем открывания закрытых клапанов, находящихся между первыми.

<стр. 79>

При игре на флейте бёмовской конструкции заняты 9 пальцев (4 пальца правой руки и 5 пальцев левой). Механика Бёма богата различными корректирующими рычагами, автоматически закрывающими те или иные комбинации клапанов при нажатии на один из них; она оказала сильное влияние на конструкцию кларнетов и гобоев, а в некоторых случаях даже полностью перешла на них.

В настоящее время флейта представляет собой трубку цилиндрического сечения, которая составляется из трех мастей. В верхней ее части - головке - находится отверстие с острыми краями (части со специальной, возвышающей края накладкой), касательно которому вдувается воздух. Одна сторона головки закупорена выдвижной пробкой, служащей для подстройки инструмента. Пробкой регулируется не только абсолютная высота строя инструмента, но в какой-то степени и звуковысотные соотношения между тонами звукоряда флейты.

Настройка инструмента по оркестровому камертону достигается, кроме того, путем некоторого выдвижения всей головки.

На средней части флейты расположены все основные, находящиеся в открытом состоянии клапаны, на которых заняты 9 пальцев, участвующих в игре на этом инструменте .

Большой палец правой руки лишь поддерживает флейту с противоположной звуковым отверстиям стороны.

На нижней части флейты находятся лишь два (редко три) клапана, закрываемых мизинцем правой руки.

Струя воздуха, направленная на край отверстия, находящегося в головке флейты, рассекается и заставляет вибрировать столб воздуха в трубке. Такой способ вдувания требует большого расхода воздуха, так как его очень много уходит мимо инструмента, особенно при извлечении нижних звуков, для чего необходимо вдувать более широкую струю воздуха.

У флейтистов все открытые клапаны называются крышками; собственно клапанами называются только закрытые. В крышках некоторых современный инструментов делаются иногда небольшие дырочки, соответствующие полузакрыванию отверстий во флейтах прежних конструкций (см. с. 90 и 109).

<стр. 80>

Поэтому на флейте продолжительные выдержанные ноты менее удобны и легки, чем на деревянных духовых инструментах с тростями.

Особенно непродолжительны звуки в forte , где требуется дать наиболее сильную струю воздуха (то есть еще быстрее его израсходовать).

Расход воздуха при игре на флейте можно себе представить следующим образом.

Наибольшее количество воздуха расходуется для получения самых нижних нот (h , c 1 , cis 1 , d 1), затем он несколько уменьшается и к ноте d 2 становится наименьшим. Примерно с d 3 (из-за интенсивности вдувания) расход воздуха начинает постепенно возрастать и к a 3 и выше становится весьма ощутительным.

Самые высокие ноты c 4 , cis 4 и d 4 требуют уже очень большого расхода воздуха и сильного напряжения губ исполнителя.

Объем флейты в настоящее время равен четырем с четвертью октавам, от h до d 4 . Однако сейчас далеко не все флейты имеют h , и поэтому обязательным нижним звуком флейты надо считать c 1 . С другой стороны, два самых верхних звука выше c 4 очень трудны и выходят далеко не на всех инструментах и не у всех исполнителей.

В современном оркестре необходимо учитывать, что клапан h в обязательном порядке должен быть только у второго флейтиста, а ноты cis 4 и d 4 следует поручать лишь в исключительных и крайне необходимых случаях в виде отдельных звуков ff (но не в пассажах), и то только первому флейтисту .

Некоторые флейтисты ухитряются выдувать и es 4 , однако в практике исполнительства этот звук почти не применяется.

<стр. 81>

Регистры флейты

Тембр флейты на всем ее диапазоне весьма беден обертонами; отсюда его холодность и малая экспрессивность.

Основные данные аппликатуры

Основной аппликатурой бёмовской флейты на первом обертоне является аппликатура гаммы C-dur.

Нота c 1 получается, если девятью пальцами закрыть все без исключения клапаны флейты, находящиеся в открытом состоянии.

Если отпустить мизинец правой руки и тем самым открыть сразу оба нижних клапана (или, при наличии клапана h , все три), то получится нота d 1 .

Если отпустить 4-й палец правой руки - получится нота e 1 .

Если отпустить 3-й палец правой руки - получится нота f 1 .

Если отпустить 2-й палец правой руки - получится нота g 1 (или gis 1 - это зависит от положения 5-го пальца левой руки).

Если отпустить 4-й (и 5-й) палец левой руки, то получится нота a 1 .

Если отпустить 3-й палец левой руки, то получится нота h 1 .

Если отпустить 2-й палец левой руки, то получится нота c 2 (или cis 2 - это зависит от положения большого пальца левой руки).

Хроматические полутоны между нотами основного звукоряда берутся освободившимися пальцами, открывающими промежуточные клапаны. Так, для получения ноты dis 1 надо при аппликатуре d 1

<стр. 82>

еще прижать мизинцем правой руки нижележащий рычажок находящегося рядом хроматического клапана. Для получения ноты gis 1 надо сделать то же самое 5-м пальцем левой руки при аппликатуре g 1 и т. д.

Само собой разумеется, что при этом остальные пальцы должны держать в закрытом состоянии все вышележащие клапаны. Аппликатура первого обертона полностью повторяется на втором обертоне, который берется передуванием.

Так как на бёмовской флейте достаточно самого легкого нажатия на тарелочку клапана, чтобы надежно закрыть не только нужное звуковое отверстие, но в некоторых случаях и целую комбинацию отверстий, то практически понятие удобной и неудобной тональности на современной флейте в значительной мере потеряло свой смысл.

На флейте можно необычайно легко и с предельной скоростью исполнять одними губами скачки между 1-ми 2-м обертонами:

а также с небольшой помощью клапанов передувание из 2-го в 4-й обертон:

Выше (то есть при извлечении звуков 4-го обертона) аппликатура делается значительно сложнее, так как передуванию в 4-й обертон приходится помогать, приоткрывая те или иные выше- или нижележащие отверстия, используя их тем самым как добавочные октавные клапаны. Это напоминает прикосновения пальцев в местах 1 / 4 или 3 / 4 длины струны при получении квартовых флажолетов. Так, например, большинство нот 4-го обертона берется с обязательным прижатием мизинцем правой руки клапана dis 1 .

<стр. 83>

Все сказанное об аппликатуре выше d 3 показывает, что при исполнении очень беглых и сложных пассажей в верхнем регистре флейты возникают некоторые трудности, которых не было в первой и второй октавах. Однако практически (если не писать чрезмерно трудно и неудобно) с этим можно почти не считаться. Это тем более справедливо, что на современной флейте существует такое количество дополнительных клапанов и различных комбинаций из них, что почти всегда можно найти более или менее удобный способ получения последовательностей, ранее считавшихся неисполнимыми.

Значительно сложнее использование трех нижних нот cis 1 , c 1 , h , так как на флейтах всех конструкций клапаны cis 1 и c 1 кроются мизинцем правой руки, причем в момент извлечения звука c 1 необходимо держать закрытым и клапан cis 1 (то есть приходится мизинцем правой руки крыть два клапана сразу).

Поэтому трель невозможна, так как скользить мизинцем с закрытого им же клапана cis 1 на c 1 , не отпуская при этом предыдущего cis 1 , возможно только в очень медленном темпе. Вращающийся цилиндрический ролик, облегчающий скольжение с клапана на клапан, в этом случае помогает очень мало.

Для получения звука h (если есть клапан h ) должны быть одновременно закрыты клапаны cis 1 и c 1 .

Поэтому невозможна трель , ибо она требует от мизинца правой руки скольжения с cis 1 на h через c 1 (придерживая в момент закрытия h , cis 1 и c 1).

Трель: может быть исполнена только в очень медленном движении, так как все клапаны должны быть закрыты и лишь мизинец правой руки медленно передвигается через ролик с c 1 на h .

Наконец, совершенно невозможна на флейтах всех конструкций трель: , для исполнения которой клапаны cis 1 и dis 1 должны попеременно крыться мизинцем правой руки .

На флейтах прежних конструкций клапан h закрывался мизинцем левой руки и поэтому данная трель была столь же удобоисполнима, как и на большинстве современных гобоев. Бёмовская конструкция, потребовав участия мизинца левой руки в основном звукоряде флейты, пожертвовала для этого клапаном h .

<стр. 84>

Все остальные трели довольно удобны и во всяком случае исполнимы, особенно при наличии на флейте специальных трельных клапанов, помогающих исполнять целый ряд полутоновых и тоновых трелей.

С увеличением интервала трель становится более трудной (например, tremolo в терцию и больше). Особенно затруднительно исполнение tremolo , в котором одна нота берется на одном обертоне, а другая на другом (то есть когда в tremolo участвует передувание). От применения таких tremolo в оркестровом письме следует воздержаться, чтобы не написать неисполнимых (если не пользоваться специальными таблицами tremolo , помещенными в некоторых учебниках). Есть опасность написать неисполнимое tremolo , если оно построено на чередовании альтерированных нот, не входящих в основной диатонический звукоряд.

Для написания естественной и безусловно удобной партии флейты (что только улучшит качество звучания) следует учесть все вышесказанные замечания, которые можно предугадать, понимая основные данные аппликатуры инструмента.

Техника игры на флейте

Legato на флейте менее продолжительно, чем на других деревянных духовых инструментах, из-за большего расхода воздуха. Особенно непродолжительны, как уже было указано, самые нижние и отчасти самые верхние ноты (тем более в forte ). Это не отражается на обычных фразах небольшого дыхания, но при исполнении широких мелодий флейта дает значительно больше перерывов в мелодической линии, чем другие деревянные духовые инструменты. Поэтому не следует предъявлять к флейте требований, противоречащих ее природе, иначе исполнение будет натянутое и робкое.

<стр. 85>

Флейта мгновенно откликается на легчайшее дуновение (без передачи через трость), и это накладывает отпечаток на всю манеру исполнения, весьма гибкую в отношении штриховки и без ощутимой attacc’и (момента возникновения звука); звук у флейты возникает как бы сам собой.

Фразы и пассажи небольшого дыхания на флейте получаются с поразительной легкостью. Особенно хороши комбинации небольших легатных фраз самого прихотливого чередования.

Диатонические и хроматические гаммы, различные арпеджио получаются на флейте с предельной беглостью и непринужденностью; лишь кларнет может соперничать с ней в гибкости и подвижности легатной техники.

В стаккатной технике у флейты нет соперников. Кроме обыкновенного простого staccato - очень быстрого, так как звук на флейте, как уже было сказано, возникает мгновенно без передаточного аппарата (трости), - на флейте возможен поразительной стремительности прием двойного staccato и почти столь же стремительное тройное staccato .

Двойное staccato staccato на два удара: «ту-ку, ту-ку» и т. д. и поэтому особенно употребительно при быстро повторяющихся нотах:

Двойным staccato исполняются также четные по количеству нот фигуры, не обязательно построенные из повторяющихся нот:

Тройное staccato разделяет языком каждый удар простого staccato на три удара: «ту-ку-ту, ту-ку-ту» и т. д. и употребляется

Иногда именуемое «двойным языком».

Иногда именуемое «тройным языком».

<стр. 86>

для исполнения быстрых триольных фигур с повторяющимися и неповторяющимися нотами:

В сущности - это то же двойное staccato , но с повторяющимся первым ударом языка.

Оба эти эффекта не могут достигать большой силы звучания.

Кроме того, на флейте возможен своеобразный вид tremolo , называемый «фрулато» (ит . - frullato ; нем . - Flatterzunge ), как на одной ноте, так и в небольших пассажах:

Звучание frullato напоминает несколько приглушенный милицейский свисток; достигается оно быстрой вибрацией кончика языка либо гортани (прием «полоскания горла»).

Из всего вышесказанного очевидно, что флейте свойственны комбинации легатных и стаккатных пассажей самой прихотливой штриховки, скачки (особенно октавные), быстрые смены регистров и неширокие светлые мелодические фразы, более прозрачные, но менее экспрессивные, чем у кларнета или гобоя .

Если не затруднять исполнение неудобными тональностями, то блеск звучания флейты будет максимальным. В forte примерно до ноты: флейта слабее гобоя и кларнета и не может уравновесить их в аккордовом сочетании.

Следует также учесть, что стаккатная техника флейты несколько медленнее в самом нижнем регистре, чем в среднем и верхнем, а также замедленна и в высочайшем регистре.

Сошлемся, однако, на примеры широких мелодий большого дыхания для флейты: «Ария» Баха, «Мелодия» Глюка.

<стр. 87>

Исполнение в регистре: медленнее, чем в: , а вновь уступает по быстроте среднему и нормальному высокому регистру. Иными словами, техника на флейте наиболее блестяща именно в тех регистрах, где губы не перенапряжены, но и не чрезмерно распущены.

Разновидности флейты

Из всех разновидностей флейты, которые строились раньше, начиная от малой флейты и до басовой, в настоящее время сохранились в практике оркестровой игры лишь малая и альтовая флейты.

Но если альтовая флейта (ит . Flauto alto in G), звучащая по записи (то есть при аналогичной аппликатуре) на кварту ниже большой флейты , лишь эпизодически встречается в произведениях мировой музыкальной литературы, то малая флейта - флейта пикколо (ит . - Flauto piccolo; фр . - Petite Flute; нем . - Kleine Flöte) обязательно присутствует во всех партитурах начиная с XIX века, а в отдельных случаях и в партитурах XVIII века, продолжая звукоряд группы деревянных инструментов вверх.

Малая флейта вдвое меньше обычной. Все написанное для нее будет звучать октавой выше. Поэтому малая флейта - инструмент, транспонирующий на октаву вверх.

Все сказанное об устройстве, аппликатуре и объеме большой флейты полностью относится к малой флейте со следующими поправками:

1) у малой флейты нет клапанов h 1 , c 2 , cis 2 (соответственно h , c 1 , cis 1 у большой флейты), и ее нижней нотой является: звучащая как:

Значительно реже встречаются альтовые флейты в строе in F.

<стр. 88>

2) на ней невозможно извлечь ноты: , звучащие как: , и даже трудновато: , звучащие как: .

Характер звучания малой флейты в аналогичных регистрах менее полный, более резкий и свистящий, чем у большой флейты (см. схему).

В целом тембр малой флейты еще более беден обертонами, чем тембр большой флейты.

Исполнитель на малой флейте в случае необходимости меняет инструмент на большую флейту и исполняет партию 2-й или 3-й флейты. Для смены инструментов нужно время (меньшее, чем для надевания сурдины у струнных) . Смена инструментов по-итальянски обозначается: muta Flauto piccolo in Flauto grando III o .

Регистры малой флейты

Нужно, однако, иметь в виду, что холодный инструмент может звучать несколько расстроенно. Желательно поэтому дать исполнителю хотя бы минимальное время, чтобы он согрел инструмент теплом своих рук, прежде чем начать на нем играть (это в равной мере относится ко всем духовым инструментам).

<стр. 89>

Техника игры на малой флейте такая же, как и на большой. Надо лишь учесть чрезмерную чуткость флейты пикколо к передуваниям, вследствие чего быстрые скачки в относительно высоких регистрах (особенно в forte ) всегда слегка содержат в себе октавный призвук (верхний или нижний), и поэтому малая флейта определеннее интонируется при удвоении ее большой флейтой на октаву ниже.

Гобой

(ит . - Oboe, -oi; фр . - Hautbois ; нем . - Hoboe, -en)

Способ извлечения звука при помощи трости был известен еще в глубокой древности у различных народов. В Европе усовершенствование народных инструментов свирельного типа с двойной тростью и введение их в концертную практику надо отнести к середине XVII века. В конце XVII века гобой становится, наравне с флейтой, постоянным членом оркестра и, развиваясь вместе с ней, перенимает многие усовершенствования флейты в отношении расположения звуковых отверстий и механизма клапанов.

По своему размеру, строю, аппликатуре гобой очень похож на флейту. Так же как у флейты старой конструкции, шесть основных звуковых отверстий гобоя дают звукоряд: d 1 , e 1 , fis 1 , g 1 , a 1 , h 1 , cis 2 , а три добавочных клапана дают нижние ноты cis 1 , c 1 , h .

На современных гобоях нередко имеется еще один добавочный клапан - b .

Если на гобое закрыты все шесть основных отверстий, то получается нота d 1 .

Если открыто нижнее основное отверстие, то получается нота e 1 .

Если открыты два нижних основных отверстия, то получается нота fis 1 .

В единственном и во множественном числе.

<стр. 90>

Если открыты три нижних основных отверстия, то получается нота g 1 .

Если открыты снизу четыре основных отверстия, то получается нота a 1 .

Если открыты снизу пять основных отверстий, то получается нота h 1 .

Если открыты все шесть основных отверстий, то получается нота cis 2 .

Три нижних добавочных клапана дают самые низкие ноты cis 1 и c 1 (мизинцем правой руки) и h (мизинцем левой руки) .

При передувании во 2-й обертон у гобоя, так же как и у флейты, сохраняется аппликатура основного тона. Для более высоких нот, начиная с d 3 , пользуются передуванием в 3-й или иногда в 4-й обертоны.

Верхней границей хорошей звучности гобоя нужно считать f 3 ; выше этого исполнимы еще четыре звука резкого тембра, получение которых сопряжено со сложными аппликатурными комбинациями, в которых кроме октавных клапанов участвуют еще и слегка приоткрываемые верхние звуковые отверстия , играющие роль вспомогательных октавных клапанов .

По своему устройству гобой состоит из трех частей (в нем нет отдельной головки, как у флейты, зато имеется раструб). Трость вставляется прямо в специальное отверстие в верхней части инструмента;

На инструментах французской системы (которыми преимущественно пользуются в настоящее время) при открытых шести основных отверстиях получается нота c 1 ; однако в интересах большей интонационной чистоты гобоисты предпочитают извлекать этот звук передуванием во второй обертон при аппликатуре с .

В тех случаях, когда гобои бывают оснащены добавочным клапаном b , мизинец правой руки управляет клапанами с , cis и dis , в то время как мизинцем левой руки гобоист кроет h и b .

Для этого в крышках верхних клапанов на современных гобоях (по аналогии с флейтами) делаются небольшие дырочки, соответствующие полуоткрыванию звуковых отверстий на инструментах старых конструкций.

Современные гобои оснащены тремя октавными клапанами, из коих два (управляемые большим пальцем правой руки) представляют собой сопряженную систему взаимного открывания-закрывания, а третий (управляемый большим пальцем левой руки) автономен.

<стр. 91>

поэтому гобой нельзя подстраивать (как, например, флейту), а наоборот, по нему строят весь оркестр.

Гобой происходит от того же предка, что и кларнет. Однако развитие исходного инструмента (древней свирели) до возможности использования в профессиональной музыке шло в дальнейшем различными путями как в части поисков конфигурации сечения звукового канала, так в особенности в отношении принципа строения трости, чем обусловливалось различие в тембре шалмея и шалюмо - прямых предшественников современных гобоя и кларнета.

Тембр гобоя очень экспрессивен и богат обертонами .

Регистры гобоя

Нота, обозначенная *, приведена лишь в качестве акустического предела возможностей инструмента.

В настоящее время происходит процесс повсеместного вытеснения широкомензурных немецких гобоев узкомензурными французскими. Тембр последних хотя и уступает в плотности, зато отличается большей определенностью именно «гобойной» (носовой) окраски, более экспрессивен (особенно в нежном piano ), лучше сочетается со звучностью других деревянных духовых инструментов. Кроме того, инструменты французской системы оснащены несколькими лишними (трельными) клапанами.

<стр. 92>

Техника игры на гобое

Некоторая «ленивость» звукоизвлечения, меньшая непринужденность в передувании не позволяют на гобое в legato (при одинаковой с флейтой аппликатуре) достичь скорости флейты.

Еще больше гобой уступает флейте в стаккатной технике, потому что на нем малоупотребительна (утомительна) сколько-нибудь продолжительная игра приемом двойного staccato («та-ка, та-ка»), хотя обычное (простое) staccato получается на нем очень отчетливо и с достаточной быстротой (почти такой же, как на флейте), но, разумеется, только в среднем регистре. В нижнем и самом верхнем регистрах staccato значительно тяжелее.

На гобое хорошо выходят умеренно быстрые легатныс пассажи, перемежающиеся с различными фигурами простого staccato . Если не затруднять аппликатуру гобоя неудобной тональностью , то в пассажах можно достичь довольно большой скорости. Его характерное звучание своим сладковатым носовым тембром напоминает зурну - народный инструмент, широко распространенный в республиках Закавказья и Средней Азии, а также в странах зарубежного Востока.

Разновидности гобоя

Из разновидностей гобоя теперь почти не употребляется Oboe d"amore, звучащий на малую терцию ниже обыкновенного гобоя.

Непременным же членом оркестра является альтовый гобой - английский рожок (ит . - Corno inglese, фр . - Cor anglais, нем . - Englisches Horn), звучащий на квинту ниже видового инструмента.

Аппликатура и приемы игры на нем в точности соответствуют гобою, но из-за большей величины инструмента звучание получается на квинту ниже. Поэтому английский рожок является инструментом траспонирующим (гобой in F).

Если для гобоев старой конструкции были удобны тональности, близкие к D-dur, то для современных инструментов можно условно считать, что некоторые неудобства для беглой игры начинают в какой-то мере сказываться лишь за пределами 3-х диезов - 4-х бемолей в ключе.

Знакомство ссимфоническим оркестром начнем сгруппыдеревянных духовых инструментов .Само название «деревянные» давно уже не вполне правильное. Когда-то инструменты этой группы действительно были деревянными, но сейчас их изготавливают из различного материала, в том числе из металла и пластмассы. Название сохранилось, чтобы отличать эти духовые инструменты от группы медных духовых.

К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта , гобой , кларнет и фагот . Все они звучат с помощью вибрации столба воздуха, заключенного в трубке инструмента, но при этом сильно отличаются друг от друга по тембру, характеру и окраске звучания. Кроме того, каждый из них обладает особым техническим устройством.

Численность музыкантов в группе невелика, со времен Гайдна и Моцарта классическим считается парный состав, т.е. в оркестре играют по два музыканта на каждом инструменте группы.

Самым высоким голосом среди деревянных духовых обладает флейта (flauto ). Ее название переводится с латинского как «дыхание». Это один из древнейших музыкальных инструментов, ее происхождение теряется в глубине веков. В современную флейту музыкант вдувает воздух в боковое отверстие, держа ее поперек относительно своего туловища. Такая флейта называется поперечная . Разновидность обыкновенной флейты - флейта-пикколо (piccolo – с итальянского «маленькая»). Инструмент уменьшенного размера звучит на октаву выше большой флейты. Флейта обладает легким и светлым тембром, часто солирует, а благодаря своему техническому совершенству может исполнять сложные виртуозные мелодии.

Гобой (oboe ) – название имеет французское происхождение и означает «высокое дерево». Его легко узнать по своеобразному «носовому» оттенку, который получается благодаря двойной трости-язычку. Этот инструмент так же известен с глубокой древности. В отличие от флейты гобой не столь подвижен и блестящ, но зато способен к более проникновенной задушевной выразительности. Композиторы часто пользуются тембром гобоя для изображения картин природы, сельского быта. Разновидность гобоя английский рожок (corno inglese ) – это увеличенный гобой, звучащий ниже обычного и обладающий более густым тембром.



Кларнет (clarnetto – с итальянского «ясный, светлый») обладает чистым и прозрачным тембром. В подвижности и виртуозности кларнет с успехом соперничает с флейтой. Его диапазон очень велик – он играет легко и свободно на любой высоте, отличаясь силой и сочностью звучания. В современном оркестре участвуют и разновидности кларнета: малый кларнет

(звучащий на октаву выше основного) и басовый кларнет (звучащий на октаву ниже основного).

Фагот (fagotto ) - самый низкий инструмент группы. У него такой же, как у гобоя двойной язычок, придающий его звучанию «хрипоту». Фагот самый длинный инструмент, поэтому его сложили, точно вязанку дров (с итальянского языка его название так и переводится «связка, узел»). Разновидностью фагота является контрафагот , он звучит октавой ниже основного.

К группе деревянных духовых примыкает семейство саксофонов (saxofoni ), в которое входят инструменты различной высоты: сопрановые , альтовые , теноровые и баритоновые . Хотя сегодня саксофон зарекомендовал себя как джазовый инструмент, но он был изобретен задолго до рождения джаз-оркестров – в 1840 году его сконструировал бельгийский мастер Адольф Сакс. Выразительный тембр саксофона применяют в качестве дополнительного участника симфонического оркестра.

Задания:

1. Назовите все группы симфонического оркестра.

2. Почему группа деревянных духовых инструментов так называется, точное ли это название?

3. По описанию тембра узнайте инструмент деревянной духовой группы:

а) глухой, хриплый, приглушенный;

б) холодный, легкий, свистящий;

в) чистый, прозрачный, ясный;

г) густой, насыщенный, гнусавый.

Деревянные духовые инструменты

Звук деревянных духовых инструментов возникает в результате резонирования внутри трубки столба воздуха, длина которого меняется музыкантом от мундштука до первого открытого отверстия. Эти инструменты относительно просты в записи, так как почти все имеют небольшие динамические и частотные диапазоны. Наибольшие трудности возникают при попытках избавиться от сопутствующих шумов, вроде стука клапанов и шипения воздуха.

Стук клапанов, как высокочастотный и импульсный сигнал, отсутствует в диффузном поле зала и не отрабатывается искусственной реверберацией. Поэтому эти шумы звучат всегда более близким планом, чем полезный звук. Это происходит как при использовании ревербератора, так и при сочетании сигналов ближнего и дальнего микрофонов. Особенно сложны в этом отношении низкорегистровые разновидности деревянных инструментов, такие, как бас-кларнет, английский рожок, альтовая и басовая флейты.

Все деревянные духовые инструменты не имеют выраженных характеристик направленности звук излучается примерно из того отверстия, которое определяет высоту ноты. Общие тенденции таковы на низких звуках излучение происходит в направлении, перпендикулярном инструменту. Излучение из раструба практически отсутствует, оттуда излучаются только частоты порядка 5…8 кГц, что может быть использовано для получения специальных эффектов.

Общим для всех деревянных духовых инструментов является уменьшение динамического диапазона в крайних регистрах. В верхнем регистре это происходит за счет того, что музыканты извлекают ноты с передуванием, и это делает невозможной тихую игру. Нижние ноты, наоборот, не берутся громко, так как малейшее усиление звука приводит к возникновению ноты на октаву выше.

Для бас-кларнета и контрафагота, как и для любого низкочастотного источника звука, важную роль в звукообразовании играет акустика помещения. При недостатке низкочастотной реверберации звук инструментов становится плоским, трещащим, без басов.

Все духовые инструменты, и деревянные в том числе, страдают плохим legato, особенно на скачках, что происходит из-за самого принципа перехода с ноты на ноту. Поэтому духовые инструменты очень хорошо отзываются на реверберацию, которая заметно украшает их звучание.

Наличие ярких одиночных формант позволяет существенно трансформировать тембр инструментов с помощью параметрических фильтров.

Флейта

Флейта - очень выразительный инструмент. Ее динамический диапазон в среднем регистре - 35 дБ (от 50 до 85 дБ). В высоком и низком регистрах он сокращается до 20 дБ. Основные тоны флейты занимают диапазон от 261 Гц до 2 кГц. Спектр флейты содержит довольно мало гармонических составляющих, вместе с которыми ее диапазон расширяется до 9 кГц. Время атаки у флейты составляет 50 мс.

В звуке флейты существует два вида помех: это стук клапанов, который зависит от качества инструмента и манеры игры, и шум воздуха, выдуваемого музыкантом.

Рис.1

Микрофон может ставиться в зависимости от жанра записываемой музыки в двух местах (Рис. 1, поз. I). Традиционная рекомендация - расположить микрофон сзади головы исполнителя. Такая постановка дает красивый, округлый звук без шипения. Это удобно для записи классической музыки. При записи "воздушной" музыки, вроде "Мелодии" Глюка, микрофон должен быть очень далеко от инструмента. У меня есть довольно удачная запись, когда музыкант встал совсем не там, где для него был поставлен микрофон, и звук пошел на все оркестровые микрофоны. Когда флейта играет ритмообразующую роль, как, например, в джазе, то шипение воздуха и даже подпевание флейтиста могут выполнять некоторую художественную задачу. В таких случаях микрофон ставится спереди (Рис. 1 поз. II). Выпускается даже специальный минимикрофон, который укрепляется прямо на головке инструмента.

Существуют разновидности флейты, такие, как флейта-пикколо, альтовая флейта in G и очень редкая басовая in C. Флейта-пикколо на высоких нотах звучит очень пронзительно, чем вызывает трудности при создании баланса в оркестре. Иногда приходится отодвигать музыканта на несколько метров от ансамбля и изолировать акустическими щитами. Частотный диапазон флейты-пикколо от 523 Гц до 4 кГц, спектр до 12 кГц.

Альтовая флейта звучит довольно мягко и легко записывается. Басовая требует сильной коррекции в районе малой октавы - основные тона у низких звуков этого инструмента почти отсутствуют, в звуке очень много призвуков - шипения и стука клапанов.

Гобой

Гобой имеет динамический диапазон 30 дБ. Самая нижняя нота его равна 230 Гц (b малой октавы). Спектр гобоя достигает 8,5 кГц. Частотный спектр инструмента имеет две форманты: это 1,1 кГц, которая придает звучанию гобоя характерную "носовитость", и форманта в области 3,2 кГц, которая заставляет инструмент звучать звонко и несколько крикливо. Время атаки в низком регистре 20 мс, в высоком - 10 мс. Кроме стука клапанов, гобой имеет довольно мало шумов.

Рис.2

Микрофон на гобой ставится перпендикулярно инструменту спереди или сзади, из-за головы исполнителя, что резко уменьшает стук клапанов (Рис. 2, поз. I и II). Специальным эффектом явлется установка микрофона напротив раструба, между ног музыканта, что придает звучанию народный "жалеечный" характер (Рис. 2, поз. III).

Разновидность гобоя, английский рожок, имеет в целом те же характеристики, что и гобой. Однако, при равном расстоянии от микрофона до инструмента, английский рожок будет звучать дальше, чем гобой, из-за более слабой верхней форманты.

Кларнет

Из всей группы кларнет обладает самым широким динамическим диапазоном - 48 дБ. На низких нотах он может играть pianissimo на уровне шумов зала. Это очень выразительный инструмент, имеющий довольно большую сольную литературу.

Спектр кларнета от 140 Гц до 9 кГц. Характерной тембровой особенностью является подчеркивание нечетных гармоник. Время атаки у кларнета 15…20 мс, но может достигать и 50 мс.

Кларнет имеет несколько разновидностей. Это две основные (кларнеты in A и in B), кларнет in Es, очень яркий, несколько кукольный по тембру, и бас-кларнет, который имеет самый густой и низкочастотный звук из деревянных духовых инструментов симфонического оркестра.

Микрофон на кларнет ставится так же, как на гобой. Расстояние до микрофона регулируется на слух, чтобы стук клапанов не привлекал к себе внимания, а тембр инструмента оставался ярким.

Фагот

Фагот - довольно тихий, со средними выразительными возможностями инструмент. Его динамический диапазон не превышает 30 дБ.

Спектр фагота от 60 Гц до 2,5 кГц. Имеются две форманты: 500 Гц, придающая инструменту густоту, и 1,5 кГц, за счет которой инструмент звучит довольно певуче. Как все низкозвучащие инструменты, фагот имеет медленную атаку. Ее время у фагота в низком регистре 100 мс, в высоком 50 мс. Поэтому фагот трудно расслышать в оркестре, а для виртуозной игры требуется недюжинное мастерство.

Микрофон на фагот ставится обычно перпендикулярно инструменту спереди или со спины музыканта.

Разновидность фагота - контрафагот. В его звуке очень ярки высокие обертоны, которые субъективно воспринимаются как треск, особенно на низких нотах.

Саксофон

Этот инструмент, хотя и изготавливается из металла, относится по конструкции к группе деревянных духовых. В симфоническом оркестре саксофон применяется довольно редко - можно вспомнить соло во второй части Симфонических танцов Рахманинова и "Арлезианку" Бизе. В "Болеро" Равеля саксофоны сопранино, сопрано и тенор играют несколько проведений темы. Чаще можно встретить камерную музыку для саксофона, но в основном это, конечно, джазовый и эстрадный инструмент. Саксофон очень "фоногеничен". У него малое, по сравнению с мощным ярким звуком, количество шумов. Сочный тембр, широкий спектр выделяет инструмент на фоне любого ансамбля.

Как и все деревянные духовые инструменты, саксофон не имеет выраженной направленности. Существует, впрочем, удобная возможность располагать микрофон в раструбе инструмента. Звук в этой точке не очень красив без применения обработки, но это единственная возможность установить микрофон озвучки. Очень красивый звук саксофона получается, если перед инструментом установить два микрофона на расстоянии от полуметра до метра, и спанаромировать их в одну точку, или сильно сузить базу. Тогда раскачивающийся при игре музыкант сам создаст эффект фленджера за счет "плавающего" вычитания обертонов. Я использовал такой прием и с обычными микрофонами, и с микрофонами PZM, приклеенными на два щита из органического стекла. Инструмент при этом находился между щитами. Обычные микрофоны лучше расположить перед инструментом друг за другом, на разном расстоянии.

Медные духовые инструменты

Медные духовые инструменты отличаются от всех остальных музыкальных инструментов ярко выраженной направленностью. Звук у медных духовых излучается узким факелом из раструба. Только на самых низких нотах направленность основных тонов близка к круговой. Медные духовые отличаются также довольно большой громкостью звука и почти полным отсутствием шумов.

Резонатор у медных духовых инструментов - это мундштук. От формы мундштука зависит тембр инструмента и его форманта. Чашкообразные мундштуки, которые применяются у труб и тромбонов, подчеркивают высокие частоты. Воронкообразные мундштуки у валторн подавляют высокие частоты. Чем мельче мундштучная чашка, тем выше будет форманта. Сурдины медных духовых инструментов вводят или подавляют дополнительные форманты в звучании инструмента.

Все медные духовые инструменты трудны в записи. Во-первых, музыканты не могут играть долго, потому что у них устают губы, и тогда страдает интонация, и начинаются "киксы" (особенно характерно это для валторн). Во-вторых, строй медных духовых инструментов в очень большой степени зависит от температуры окружающего воздуха и самого инструмента. Разогретый инструмент звучит существенно выше холодного. Этот эффект свойственен, кстати, и деревянным духовым инструментам, но в меньшей степени. Настроить инструмент, только выдвигая кроны, трудно, ибо такая настройка распространяется не на весь звукоряд. В-третьих, медные духовые инструменты имеют очень большой оптимум реверберации. Чтобы получить красивую запись, их надо располагать в помещении большого объема и довольно далеко от слушателя. В том случае, если им аккомпанирует рояль, возникает некоторое противоречие в желаемых планах инструментов.

Медные духовые инструменты в оркестре обычно не требуют индивидуальных микрофонов, потому что из-за своей яркой направленности достаточно хорошо идут на общие микрофоны. Важно только, чтобы они были правильно расположены на сцене.

При записи сольных медных духовых инструментов ближний микрофон нужно ставить осторожно. Большой оптимум реверберации требует большого объема для красивого, мощного звучания инструмента. Близкий же микрофон в этом случае даст плоский, "худой" звук, да еще с "плевком". Такой сигнал обязательно придется украсить ревербератором, так как близко звучащие медные духовые инструменты звучат резко, грубо, слушаются некомфортно. (Напомним, речь идет о записях академических жанров - прим. ред. )

Рис.3

Сверхблизкое (20-30 см) расположение конденсаторного микрофона опасно, потому что пиковые значения сигналов трубы и тромбона гораздо больше эффективного (приводимого в качестве предельного звукового давления), и эти короткие выбросы сигнала могут быть искажены усилителем конденсаторного микрофона. Инструмент при этом звучит как бы через папиросную бумагу. Поэтому лучше использовать динамические, а еще лучше, ленточные микрофоны. Есть рекомендации направлять микрофон не прямо в раструб, а немного сдвинув на его стенку (Рис. 3) (Правда, трудно себе представить настолько неподвижного исполнителя, чтобы выполнить эту рекомендацию.)

Валторна

Динамический диапазон валторны в нижнем регистре - 40 дБ, в верхнем регистре - 20 дБ. В высоком регистре валторна играет более громко. Частотный диапазон основных тонов 55…700 Гц. Спектр и, следовательно, тембр валторны очень сильно зависят от громкости исполнения. При тихой игре спектр довольно редкий и достигает только 2 кГц. Звук при этом очень мягкий и округлый. Как все звуки, бедные обертонами и близкие по форме сигнала к синусоиде, звук валторны всегда приводит к появлению модуляционных искажений при аналоговой записи. При игре mezzo-forte спектр расширяется до 4…5 кГц, а при громкой игре достигает 7 кГц, и делает звук звонким и ярким. Время атаки 50 мс это говорит о том, что валторна не очень подвижный инструмент.

Рис.4


При игре валторна расположена раструбом назад, и слушатель привык слышать звук валторны отраженным. Поэтому из всех медных духовых у валторны самый большой оптимум реверберации. Если расположить микрофон близко к раструбу валторны, то можно получить жесткий тембр, напоминающий тромбон. Микрофон лучше ставить спереди, а позади музыканта расположить отражающий щит, но на расстоянии не более полуметра (Рис. 4). Если все-таки придется направлять микрофон в раструб валторны, то надо соблюдать некоторую дистанцию.

Труба

Труба - инструмент, обладающий большими виртуозными возможностями. В низком регистре труба имеет довольно большой динамический диапазон - 35 дБ (от 53 до 88 дБ). В высоком регистре у трубы увеличивается акустический уровень, и динамический диапазон сужается до 15 дБ. Частотный диапазон трубы на основных тонах 230…1180 Гц, спектр простирается до 9 кГц. Время атаки от 10 до 20 мс. Гармоники возникают позже основного тона. Так, третья гармоника появляется через 40 мс после возникновения сигнала.

Семейство труб включает в себя такие инструменты, как корнет, флюгельгорн, барочная труба.

Тромбон

Тромбон обладает очень красивым густым и сочным звуком. Его динамический диапазон равен 36 дБ. Частотный диапазон основных тонов 50…580 Гц. Тромбон имеет богатый спектр, который достигает 8 кГц. В звуке тромбона имеется сорок обертонов, из которых двадцать очень громких. Время атаки 20 мс. Обычная разновидность тромбона - бас-тромбон с квартовым вентилем ничем, в сущности, по звуку не отличается от обычного инструмента. Изредка встречается "кавалерийская" разновидность тромбона - помповый тромбон. Он интересен сочетанием тембра тромбона с атакой звука и техникой, свойственной трубе.

Рис.5

Туба

Динамический диапазон тубы равномерен во всех ее регистрах и равен 42 дБ. Частотный диапазон на основных тонах 33…330 Гц. Инструмент очень мягкий по тембру, спектр его достигает всего 4 кГц. При необходимости применить индивидуальный микрофон, он ставится довольно высоко сверху и направляется в раструб. При записи диксиленда, в котором туба играет роль баса, очень красивый и упругий звук получается, если ненаправленный микрофон прикрепить струбцинкой за край раструба (Рис.5).

Ударные инструменты

Эту группу отличает большое разнообразие инструментов. Звукорежиссеру приходится записывать самые разные ударно-шумовые сигналы, начиная от стука каблуков в фольклорных ансамблях, и кончая записью артиллерийской батареи в увертюре "1812 год" П.И.Чайковского.

Все ударные инструменты имеют несколько общих особенностей.

Во-первых, их сигнал принципиально является ненаправленным и равномерно распределяется в пространстве.

Во-вторых, ударный характер сигнала с короткой атакой сочетается у этих инструментов с большим динамическим диапазоном, что может приводить к перегрузкам и требует от всего тракта хорошей передачи переходных процессов.

Звукорежиссеру надо помнить, что тембр ударных инструментов сильно зависит от материала, размера и веса палочек, которыми играют музыканты. Поэтому, в отличие от других музыкантов, ударники могут существенно менять тембр и громкость своего инструмента в процессе исполнения.

В симфоническом оркестре ударные инструменты практически всегда оказываются в балансе, и в случае применения общего микрофона и акустики зала, не требуют индивидуальных микрофонов. Но, если в оркестре их много, ударные могут звучать с нарушением естественного плана дальше, чем весь оркестр. Тогда необходимо применить ближние микрофоны.

При традиционном составе ударных инструментов (литавры, тарелки, большой барабан, малый барабан, треугольник) вполне достаточно одного стереомикрофона, расположенного довольно высоко, на высоте 2…2,5 м. Его сигнал должен сочетаться с дальним расположением ударных инструментов в общей звуковой картине. Кроме того, музыканты-ударники обычно сидят довольно широко, поэтому трудно соблюсти баланс так, чтобы не выделить инструмент, находящийся прямо перед микрофоном. У стереомикрофона, поставленного на группу, расположенную слева от дирижера (американская рассадка), можно перевернуть стороны, чтобы литавры остались слева, а не "убежали" вправо.

Литавры

Литавры - глухой низкочастотный инструмент спектр его простирается от 30 Гц до 1,5 кГц, обладающий очень большой мощностью (20…25 Вт). Динамический диапазон литавр огромен, и равен 80 дБ. Можно считать, что при нюансе "фортиссимо" именно литавры определяют верхнюю границу динамического диапазона симфонического оркестра. Литавры меняют высоту звука в зависимости от силы удара. Поэтому во время их настройки при нюансе piano нужно, чтобы они звучали чуть-чуть ниже нужной высоты так, чтобы во время игры forte высота была точной. Нужно следить за тем, чтобы подстроечный механизм работал бесшумно, особенно если требуется использовать его в художественных целях. Лучше всего звучат особенно при исполнении классики литавры без подстроечного механизма и имеющие котлы в форме полушария.

В редких случаях литавры нуждаются в индивидуальном микрофоне, потому что могут плохо прорабатываться из-за их низкочастотного спектра. Тогда ближний микрофон ставится примерно над головой ударника, чтобы охватить все литавры, стоящие перед ним полукругом.

В исключительно редких случаях можно поставить четыре микрофона (по микрофону на каждый котел), и применить коррекцию по высоким частотам для проработки удара по коже.

Большой барабан

Большой барабан самый низкочастотный инструмент в симфоническом оркестре. Спектр его начинается от единиц герц, а динамический диапазон равен 72 дБ. Максимум же энергии зависит от конструкции инструмента. Различают оркестровые барабаны с одинарной кожей и диаметром, доходящим до 1,5 м, и носимые барабаны с двойной кожей и тарелкой сверху. Когда в помещении мало низкочастотной реверберации, то большому барабану иногда требуется индивидуальный микрофон, который ставится с обратной стороны от колотушки. Из-за отсутствия высоких частот в спектре большого барабана он при этом почти не приближается по плану.

Малый барабан

Малый барабан имеет динамический диапазон 70 дБ и частотный спектр от 500 Гц до 1 кГц, может достигать и 4 кГц. Малый барабан имеет пружину, которая натянута на нижней мембране инструмента и разбивает основной тон мембраны, с этой же целью на барабан кладутся сверху куски материи. Неприятной особенностью малого барабана является резонанс пружины при игре других инструментов (в частности, других барабанов в ударной установке, контрабаса и т.п.). Поэтому ближний микрофон малого барабана желательно уводить, когда он не играет. При записи ударной установки часто применяют гейт. Очевидные примеры применения ближнего микрофона у малого барабана - "Болеро" Равеля и 1 часть Седьмой симфонии Шостаковича, хотя, как правило, в симфоническом оркестре малый барабан индивидуально не озвучивают.

Тарелки

Тарелки имеют динамический диапазон 62 дБ и очень широкий частотный спектр, от 30 Гц до 16 кГц. При ударе по тарелке в центре образуется неподвижный узел, а по краям - пучности. Соответственно, микрофон, установленный у центра, дает более узкополосное колокольное звучание чашки. По мере перемещения его к краю тарелки в звуке появляется все больше низких частот с тональным призвуком.

После удара низкочастотные и высокочастотные колебания затухают довольно быстро, и остаются звучать частоты от 1 до 4 кГц. Звук хороших тарелок должен быть тонально неопределенным.

Там-там

Там-там и все гонги отличаются тем, что узлы, в отличие от тарелок, у них по краям, а пучность в центре. В симфоническом оркестре для них не требуется установка ближних микрофонов, но в джазовой музыке, где они иногда применяются, точка установки микрофона ищется в зависимости от желаемого результата: приближение к центру дает более низкий звук, удаление к краям - более высокий и тихий.

Треугольник

Треугольник должен быть тонально неопределенным. Спектр его начинается приблизительно от 800 Гц и простирается до 16 кГц. Тембр треугольника сильно зависит от толщины металлической палочки, которой играет ударник.

Ксилофон, маримба и вибрафон

Ксилофон и маримба это два родственных инструмента, их звучание сильно зависит по тембру от типа палочек мягкие или жесткие у них концы. Тембр маримбы более глубокий, это зависит от резонаторов, которыми снабжены ее пластины.

Третий родственный инструмент - вибрафон - имеет металлические пластинки и резонирующие трубки под каждой пластинкой. Частота вибрации зависит от диаметра шкива, на который надевается пассик, вращающий ось с пластинками, перекрывающими резонаторы. Обычно бывает три скорости, которые музыкант выбирает, исходя их характера музыки. Некоторые модели имеют плавную регулировку скорости с помощью потенциометра. Частота вибрато регулируется в пределах нескольких герц. Вибрафон имеет демпферную педаль, аналогичную фортепианной, поэтому инструмент имеет большие колористические возможности.

Микрофон на все эти три инструмента ставится по традиции сверху над пластинками. Очень красивые результаты дает установка стереомикрофона с углом раскрытия от 120° до 180°, тогда звучание распределяется по всей базе.

Челеста

Челеста - очень тихий инструмент, а ее частотный диапазон от 260 до 4200 Гц. Динамический диапазон челесты всего 20 дБ. Ее тихий звук заставляет ставить микрофон очень близко, и это может нарушить план в общей картине.

Существуют две разновидности колокольчиков (глокеншпиль), различающихся по способу звукоизвлечения на них: с палочками и с клавиатурой.

Все ударные инструменты красиво и мощно звучат с большой реверберацией. Но из-за быстрой атаки и импульсного сигнала они выявляют недостатки помещения или ревербератора. Флаттер-эффект, например, проявляется на них наиболее ярко. Применяя ближний микрофон при записи симфонического оркестра, надо устанавливать его гораздо дальше, чем для других инструментов, так как иначе неизбежно появление ударных на ближнем плане.



Рассказать друзьям