Святой антоний римлянин новгородский чудотворец. Житие и смерть антония римлянина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Из Рима на Русь на плавучем камне

3 августа (16 по "новому стилю") 1147 года. Память п рп. Антония Римлянина

Прп.Антоной Римлянин. 1680 г. ПМЗ. 31х27 см.Происходит из Никандровой пустыни в Порховском уезде

Прп. Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец († 1147) родился в 1067 г. в Италии в богатой семье. В то время западная Церковь уже откололась от Православия (1054), но благочестивые родители воспитали мальчика в православной вере. В юности преподобный Антоний вследствие постоянных прений о вере и стремления римских пап обратить православных в латинство изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись родителей, в 17-летнем возрасте он решил принять монашество и покинул Рим. Раздав часть богатого наследства нищим, а другую часть вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский постриг и прожил там двадцать лет, достигнув высокой святости.

Гонение на православных со стороны латинян вынудило братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 г., отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник. Пребывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу. Камень чудесным образом понесло по морю, он достиг русской земли и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях. Утром преподобного Антония обнаружили окрестные жители. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего плавучего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь.

Не зная русского языка, св. Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где встретил человека из иноземных купцов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, что прибыл на Русь.

С удивлением слушал он, что пред ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, куда надо было много месяцев добираться из Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах. Вместе они вошли в собор, где служил святитель Никита, и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью при виде благолепия службы православной, столь выхолощенной на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. От окрестных жителей преподобный постепенно научился русскому языку.

Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите (†1108; память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая и 14/27 мая), которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при своем храме, но Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь на камне. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония и благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм.

На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.

С годами обитель преподобного благоустраивалась: вместо деревянных храмов были воздвигнуты каменные. В 1117 г. был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который в 1119 г. освятил епископ Новгородский Иоанн (1110-1130). Не позднее 1125 г. этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.

В 1131 г. преподобный Антоний по желанию братии обители был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, а перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного священноинока Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 г. и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1597 г. при Патриархе Иове (1589-1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592-1601), в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня), были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам преподобного. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580-1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню. Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного.

Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена обители Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиевого монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храме для поклонения. 1 июля 1597 г., когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуханием наполнился весь монастырь. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.

Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 г. этот день пришелся на 1 июля) совершался крестный ход из Новгородского Софийского собора в обитель. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. Прп. Антоний Римлянин считается основоположником монашества в Новгороде.

Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде хранится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.

Взято здесь: http://www.rusidea.org/?a=25081601



Удивительна судьба некоторых святых. Чтобы выполнить свое предназначение, им приходилось иной раз преодолевать огромные расстояния, селиться на чужих землях и становиться в итоге почитаемыми в далеких краях более чем, даже, у себя на Родине. Но бывали случаи еще чудеснее, когда вдали от дома угодники Божьи оказывались по вине стихии. Такова жизненная веха святого Антония Римлянина, которого по давно установившейся негласной церковной традиции величают «русским итальянцем». Праздник, посвященный чествованию памяти Антония Римлянина, отмечают ежегодно 16 августа.


Прибытие Антония Римлянина в Россию

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году в семье зажиточных горожан. Его родители были христианами, посему сына своего воспитали в кротости и благочестии. Вступив в пору отрочества, Антоний не на шутку увлекся изучением богословских трудов Восточной Церкви и святоотеческой литературы. 17-летним юношей он лишился отца и матери. Именно это событие подтолкнуло молодого человека изменить свою жизнь в корне, и он принял твердое решение покинуть римскую столицу, после чего стать монахом. Была и другая причина: в то время Папы прилагали все усилия для обращения народа в латинство. Антоний же не видел собственного существования без восточного православия, прикипев к нему душой.

Свой путь будущий святой не продумывал до мелочей. Он полагался не на себя, а всецело предал свою суть, жизнь и судьбу в руки Творца. Юноша раздал одну часть наследства, доставшегося ему от любящих родителей, нищим и обездоленным, другую вложил в бочку и бросил последнюю в море, сам же отправился без единой копейки денег в далекие странствия по монастырям, где обитали и существовали в соответствии с православной верой монахи-христиане. В одном из скитов Антоний прожил 20 лет, приняв монашеский подвиг. Конец сему положили гонения на православных, учиненные латинянами: в связи с данными событиями святому, да и всей братии монастыря пришлось скитаться. Так продолжалось достаточно долго, пока Антонию не удалось найти на пустынном морском побережье огромный валун. Здесь святой остановился и провел на камне целый год, постясь и беспрестанно творя молитву.


5 сентября 1105 года в тех местах разыгралась чудовищная буря. В результате камень, на котором стоял подвижник, бросило ветром в морскую пучину. Антония Римлянина понесло по волнам, затем валун вместе с монахом очутился в устье какой-то реки, и, наконец, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы прибило к берегу реки Волхова, что текла близ села Волховское, в трех верстах от Новгорода.

Новая жизнь

Святого Антония на утро обнаружили местные жители. Пришелец стоял на камне и на все расспросы людей лишь творил поклоны, ведь русского языка он не знал. Валун был прибежищем подвижника еще в течение трех дней и ночей: все это время слуга Господень неистово молился Богу и просил того открыть ему, куда же он попал.


После мужчина отправился в Новгород. Там, по воле Творца, ему встретился иноземный кузнец, разговаривавший на трех языках – в том числе и на латинском. Этот человек и сообщил преподобному, где тот очутился. Несказанно удивился святой Антоний, когда узнал, что город, в который он пришел, есть Великий Новгород, что камень его остановился на водах реки Волхов. Ведь от Рима до русских земель добираться пешком полгода, а его по промыслу Божию донесло сюда за каких-то три дня!

Кузнец показал Антонию Римлянину новгородский собор, где священником был святитель Никита. Душа подвижника загорелась огнем восторга, когда увидел он убранство православного храма и благолепие церковной службы. После, преподобный вернулся к камню своему на речном берегу. Но теперь он вел жизнь не столь уединенную, как раньше: к нему часто стали наведываться местные жители. Они шли к святому за благословением, а подвижник у селян учился русскому языку.


Спустя время Антоний снова посетил Великий Новгород и главный собор города. Там он рассказал святителю Никите о чудесном своем путешествии. Услышав историю Антония, святитель хотел оставить подвижника при кафедре. Однако преподобный отказался и попросил благословения продолжать жить на камне у реки. Прошло еще немного времени, и уже сам Никита нанес визит святому Антонию. Он дал подвижнику благословение основать на месте проживания того монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель освятил выросший здесь в скором времени деревянный храм.


Пролетел год. Обитель, воздвигнутая святым Антонием, уже почти полностью оформилась. Как-то местные жители рыбачили вблизи монастыря. Они поймали много рыбы, а в придачу вытащили бочку, которую подвижник много лет назад бросил у себя на родине в море – святой узнал ее. Рыбаки поначалу не хотели отдавать найденное преподобному, но, в конце концов, по велению судьи Антоний Римлянин получил собственное имущество. Последнее состояло в основном из церковной утвари. Было там и немного денег: их святой потратил на покупку земли вокруг монастыря, а также рыбной ловли и села у новгородских посадников.

В 1117 году был заложен каменный храм обители. Его спустя два года освятил епископ Новгородский Иоанн. Около 1125 года была произведена роспись церкви. Тогда же при монастыре появилась каменная трапеза. Позже возле нее воздвигли храм в честь Сретения Господня.

Кончина и обретение мощей преподобного

В 1131 году Антоний Римлянин удостоился чести стать игуменом основанной им обители. Таково было желание братии. Правление в озвученной должности монастырем преподобный осуществлял на протяжении 16-ти лет. Все это время святой наставлял своих подопечных в богоугодном житии и благочестии. Перед отходом в Царствие Небесное преподобный Антоний назначил своим преемником собственного ученика – преподобного Андрея. 3 августа 1147 года святой почил с миром. Погребение святого совершил епископ Новгородский Нифонт. Антоний нашел покой в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.


Обретение мощей Антония Римлянина состоялось лишь спустя четыре с лишним столетия, а именно в 1597 году, при Новгородском митрополите Варлааме и Всероссийском Патриархе Иове. Событие это имело место быть в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня). Перед этим на месте погребения святого совершалось множество чудесных исцелений по молитвам святого подвижника. От неизлечимой болезни избавился у гробницы преподобного игумен обители Кирилл. Его благодарностью угоднику Божию за спасение от смерти стало строительство над камнем святого Антония часовни. Свечник Феодор, страдавший беснованием, молился у валуна преподобного, на котором в то время уже красовался образ святого. Ему явился сам подвижник и обещал исцеление от недуга после того, как тот приложится к камню. Как было сказано, так и произошло впоследствии.

Прославление Антония Римлянина случилось после того, как последний явился благочестивому иноку Антоничевой обители Нифонту и сообщил о соответствующей Божьей воле. В итоге патриарх Иов повелел переложить мощи подвижника в новую гробницу, что и было сделано. При открытии мощей они оказались абсолютно нетленными и благоухающими. Вскоре после этого святого канонизировали.

Мы поздравляем православных христиан с праздником, с Днем чествования памяти преподобного Антония Римлянина!

Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родите-лями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный Антоний вследствие по-стоянных прений о вере и стремления римских пап обратить православных в латинство изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись ро-дителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим. Ему было 17 лет. Раздав одну часть богато-го наследства нищим, а другую вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский постриг и прожил там двадцать лет. Он отличался «воздер-жанием и любомудрием и смирения высокими нравы». Покоряя плоть свою духу «терпением и постом и частыми молитвами», очищая «слезами ду-шевное око», просвещая «ум бесстрастием», украшаяся «Божественным сми-рением», он достиг высокой святости.

Гонение на православных со стороны латинян вынудило братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пус-тынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Пребывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не ис-пугался, но всецело предал себя Богу.

Камень чудесным образом понесло по водам; переплыв море, он вошел
в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

Утром преподобного Антония с удивлением обнаружили окрестные жители. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь.
Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных купцов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится.
С удив-лением слушал он, что пред ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странст-вие на пучинах. Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита, и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, испол-нилась несказанной радостью при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку.

Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите (+1108; память 31 января/13 февраля,
30 апреля/13 мая и 14/27 мая), которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподоб-ного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, ко-торый продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил препо-добного основать здесь монастырь в честь Рож-дества Пресвятой Богоро-дицы. Он получил у посадников место и освятил постро-енный вначале деревян-ный храм.

На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный пред-ложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке нахо-дятся преимуществен-но священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся
в ней деньги купил у новго-родских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.

С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. Вместо деревянных храмов были воздвигнуты каменные. В 1117 году был заложен ка-мен-ный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епис-коп Новгородский Иоанн (1110—1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.

В 1131 году преподобный Антоний по желанию братии обители был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного священноинока Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Ниф-он-том (1130—1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589—1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592—1601), в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня), были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам преподобного. Так, например, у гробницы святого исце-лился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580—1594). В благо-дарность он построил над камнем подвижника часовню. Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Ан-тоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи пре-подобного.

Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По хо-да-тайству Нифонта и бывшего игумена обители Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиевого монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и пос-тавить их в храме для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мо-щей митрополит Новгород-ский Варлаам и братия обители установили стро-гий пост и сугубые молитвы пре-подобному. Преподобный Антоний явился митро-по-литу Варлааму и благословил исполнить повеление патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуха-нием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году препо-добный Антоний был прославлен в лике святых.

Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие препо-добного Антония, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист препо-добному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря ар-химан-дритом Макарием.

Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) соверша-лось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора
в обитель совершал-ся крестный ход. Множество народа стекалось со всей Нов-го-родской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония.

Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились ду-ховная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде хранит-ся камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.


Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный Антоний вследствие постоянных прений о вере и стремления римских пап обратить православных в латинство изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим. Ему было 17 лет. Раздав одну часть богатого наследства нищим, а другую вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский постриг и прожил там двадцать лет. Он отличался «воздержанием и любомудрием и смирения высокими нравы». Покоряя плоть свою духу «терпением и постом и частыми молитвами», очищая «слезами душевное око», просвещая «ум бесстрастием», украшаяся «Божественным смирением», он достиг высокой святости.

Гонение на православных со стороны латинян вынудило братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Пребывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу.

Камень чудесным образом понесло по водам; переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

Утром преподобного Антония с удивлением обнаружили окрестные жители. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь.

Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных купцов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится.

С удивлением слушал он, что пред ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах. Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита, и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку.

Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите (ум. 1108; память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая и 14/27 мая), которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, который продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм.

На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.

С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. Вместо деревянных храмов были воздвигнуты каменные. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн (1110-1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.

В 1131 году преподобный Антоний по желанию братии обители был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного священноинока Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589-1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592-1601), в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостола Петра и апостола Павла (29 июня), были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам преподобного. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580-1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню. Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного.

Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена обители Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиевого монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храме для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мощей митрополит Новгородский Варлаам и братия обители установили строгий пост и сугубые молитвы преподобному. Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.

Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие преподобного Антония, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием.

Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель совершался крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония.

Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде хранится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.

Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии. В юности преподобный Антоний изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов.

Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим, т.к. римские папы всячески старались обратить православных в латинство. Ему было тогда 17 лет. Раздав одну часть богатого наследства нищим, а другую, вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи.

В одном пустынном скиту он принял монашеский подвиг и прожил там двадцать лет. Гонения на православных со стороны латинян вынудили братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве.

Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Прибывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу.

Камень чудесным образом понесло по водам. Переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

Утром преподобного Антония обнаружили жители села. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь. Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами.

Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных кузнецов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится. С удивлением слушал он, что перед ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах.

Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита (†1108; память 31 января , 30 апреля и 14 мая), и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью, при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку.

Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите, которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, который продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм.

На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.

С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн (1110-1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.

В 1131 году преподобный Антоний, по желанию братии обители, был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589-1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592-1601) в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня) были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам святого. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580-1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню.

Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного.

Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиева монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храм для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мощей митрополит Новгородский Варлаам и братия обители установили строгий пост и сугубые молитвы преподобному.

Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление Патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, “яко жива лежаща”. Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.

Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие святого, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также Сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием.

Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель шел крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония.

Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде находится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.

«Жития русских святых»

  1. Даты в тексте даны по старому стилю.


Рассказать друзьям