Что такое кошерная еда у ортодоксальных евреев. Кошерная кухня

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
=Почему евреи едят только кошерную пищу=

Запрет на употребление свинины – не единственное кулинарное ограничение в еврейском обществе. Верующие евреи, то есть свято соблюдающие законы Торы, – принимают в пищу только кошерные продукты. И на то есть свои, очень веские причины.

Что такое кошерная пища

Кошерность не имеет никакого отношения к калорийности продуктов или, скажем, к их вкусовым качествам. К примеру, никто не станет сомневаться в том, что осетрина, креветки, мясо сома – это вкусно. Тем не менее все перечисленные продукты некошерны, ведь по законам кашрута (специальной системы запретов и ограничений) можно употреблять в пищу только рыбу, имеющую чешую и плавники. Осетр и сом чешуи не имеют, креветки – вообще не рыба. Кстати, некошерными являются все моллюски и ракообразные.

Полный список кошерных продуктов будет приведен чуть ниже, а пока поговорим о целях и задачах подобных ограничений.

Кашрут: кому и зачем это нужно?

Собственно, принципы кашрута касаются не только питания, но и некоторых других аспектов еврейской жизни: бытовых, юридических, социальных. Логического объяснения этим принципам нет. Их исполняют исключительно в знак подчинения воле Творца, а в конечном итоге – чтобы достичь единства с миром, так называемой «обители в нижних мирах».

Существует также медицинское обоснование законов кашрута. Считается, что некошерная (или как иногда еще говорят, трефная) пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, кроме того, вместе с ней (в частности, с мясом агрессивных животных) передается агрессия и другие низменные реакции.

В какой-то степени принципы кашрута перекликаются с известным высказыванием Гиппократа о здоровом питании: «Ты – то, что ты ешь».

Разделение пищи в соответствии с принципами кашрута

Вся окружающая нас неживая материя подразделяется на кошерное (разрешенное), некошерное (запрещенное) и псуль (несъедобное).

Пример кошерной пищи: мясо курицы, гуся, утки. Пример некошерной пищи: свинина, крольчатина, конина. Что касается несъдобного, с ним все и так понятно.

Кошерная пища, в свою очередь, делится на басар (мясную), халав (молочную) и парвэ (овощи, фрукты, рыба, орехи, мед). Получается, что кошерной является любая растительная пища в ее первозданном виде, а вот что касается блюд, тут не все так просто. Для приготовления кошерной пищи нужно использовать специальную (кошерную) посуду – ту, которая не контактировала с продуктами из запретного списка.
Для того, чтобы вернуть посуде кошерность, если вдруг она утрачена, ее можно прикипятить или прокалить на огне.

Мясные продукты, употребление которых разрешено кашрутом:

Мясо домашних жвачных животных с раздвоенными копытами (коров, коз, овец);
мясо диких животных с такими же признаками (лосей, оленей, косуль);
мясо кур, уток, гусей, индеек и перепелов. Также разрешается использовать яйца этих птиц.

Стоит сделать еще одно важное уточнение. Мясо кошерного животного должно быть правильно обработано, а забой произведен в соответствии со специальным обрядом (шхитой). Тора строго запрещает употреблять в пищу кровь, поэтому сразу же после умерщвления животного его мясо замачивают в воде комнатной температуры, затем посыпают солью – чтобы соль впитала как можно большее количество крови – и промывают. За кошерностью обработки мяса следит магшиах (специалист, в обязанности которого входит надзор за кошерностью еды и посуды).

Запрещенные мясные продукты

Свинина, конина, крольчатина, мясо верблюда и диких животных, не имеющих обоих признаков кошерности;
мясо птиц, не входящих в список разрешенных (некошерно, к примеру, мясо страуса, фазана, цесарки);
мясо земноводных и пресмыкающихся.

Также строжайше запрещено употреблять в пищу насекомых и продукты их жизнедеятельности (кроме меда – он считается кошерным продуктом).

Что касается молочных продуктов, кошерными считаются те из них, которые получены от кошерных животных.

Кроме того, к основным принципам кашрута относится запрет на смешивание мясной и молочной пищи, состоящий из трех пунктов:

Нельзя готовить вместе мясные и молочные продукты;
между употреблением мясной и молочной пищи должно пройти не менее 6 часов;
хранить эти продукты и изделия из них также следует отдельно.

Давайте подведем итоги. Система ограничений, известная под названием «кашрут», только на первый взгляд кажется набором бессмысленных запретов. На самом деле за ней стоят многовековые традиции еврейского народа и бесконечная мудрость Творца. А многие принципы кошерного питания стоит взять на вооружение приверженцам здорового образа жизни.

Будьте внимательны к тому, что Вы едите!

February 4th, 2018

Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди часто жили в ужасных антисанитарных условиях.

В чем же дело?

Кашрут или кошер - свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными - от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы - наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей.

Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.

К тому же другие народы терпимо относятся к свиньям, хотя эти животные во всём мире одинаково любят поваляться в грязи. Так в чём же тогда загвоздка?

Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!

Как нечистое животное, свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально — «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.
Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд. Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме — одной из ранних религиозных систем — запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени.

Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем — бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины.

Стоит сказать, что в Ветхом Завете тоже написано, что нельзя есть мясо свиней, но сколько христиан придерживается этого запрета?
Гастрономические предпочтения мусульман сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора - в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3). Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».

Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также - во время поста - мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).

Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы - учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде. Индуисты стараются не есть раджасную пищу - обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную - «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого - коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.

К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы - ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется. Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур - земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.

Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.

Источники:

Еврей может питаться любой растительной пищей. Ограничения касаются только пищи животной. В Торе перечислены все физические признаки животных, мясо которых еврею можно есть.

Из животных, обитающих на суше, разрешается употреблять лишь тех, которые обладают обязательными двумя признаками: они едят растительную пищу и имеют раздвоенные копыта. В результате оказывается, что евреям разрешается есть мясо только травоядных животных и непригодной в пищу остается вся остальная земная фауна: хищные животные, грызуны, пресмыкающиеся, толстокожие, приматы, свинья и лошадь, то есть животные, большинство которых в те или иные эпохи употреблялись в пищу разными народами. В среде евреев, считающих себя просвещенными, бытует мнение, что запрет есть свинину был разумен лишь в странах с жарким климатом и в былые века, когда не было холодильников. Однако если вспомнить, на скольких еще животных наложен запрет, то становится очевидным, что этот аргумент не выдерживает критики. Нам нельзя есть свинину, но нам нельзя есть и мясо белого медведя. Климат тут совершенно не при чем. В основу запрета явно положены четкие формальные признаки; да по логике так оно и должно было быть. Если бы запрет на ту или иную пищу был всего лишь отражением мудрых диетических познаний опередившего свое время Моисея, человечество рано или поздно достигло бы этой мудрости, и тогда еврейские обычаи, касающиеся еды, растворились бы в соблюдаемых всеми тех же самых обычаях.

Из морских тварей евреи могут есть только тех, которые обладают плавниками и чешуей. Таким образом, нам заказаны столь популярные в Америке ракообразные: устрицы, креветки, омары, раки. Под запретом находятся и многие французские деликатесы: морские ежи, улитки, моллюски, лягушки, осьминоги и тому подобное. Некоторые пытаются обосновать эти ограничения тем, что, дескать, осьминоги и омары внушают омерзение, чего нельзя сказать о рыбах. Однако, на мой взгляд, это рассуждение напоминает довод о запрете на свинину в жарких странах. Я уверен, что для любителя осьминогов хорошо приготовленный осьминог представляет собою эстетически самое что ни на есть привлекательное зрелище - со всеми своими щупальцами и присосками. Нет никакого сомнения, что в рацион евреев входят многие вкуснейшие рыбы и не входят (как и в случае с животными) некоторые морские и пресноводные существа, которые у других народов считаются деликатесом.

Для птиц у евреев не предусмотрены ограничения по формальным признакам. В Торе перечислены птицы, которых евреи должны гнушаться - это хищные птицы или пожиратели падали (орел, гриф, коршун, ворон, страус, лебедь и так далее). По сути дела, евреи и неевреи едят одних и тех же птиц. Разница только в том, что у евреев имеется особый - кашерный - способ убоя птицы. Что касается насекомых, то для евреев все они - табу. Вообще-то в Америке насекомых в пищу почти не употребляют, хотя время от времени на приемах с коктейлями нам приходится отказываться от таких лакомых кусочков, как покрытые шоколадом муравьи.

Особое отношение к продуктам питания и методике их потребления присуще многим народам и религиям. Известно, что индусы не едят говядины, а мусульмане и евреи отвергают свинину.

За века сложились целые системы сложных правил и ограничений в пище у разных народов. Большинство из них имеет духовный подтекст, но существуют и разумные медицинские основания применения таких систем в повседневной жизни для любого человека.

Попробуем выяснить, есть ли оздоровительный эффект для организма у двух крупных мировых религиозных направлений.

Статья о том, как питаются ортодоксальные иудеи и приверженцы Магомета.

В мире существует много представлений о правильном питании с религиозным подтекстом. Одно из них – кашрут, еврейская диета, уходящая своими корнями в эпоху первых цивилизаций.

Здесь сплелись:

  • традиции;
  • религия;
  • философия;
  • методы хозяйствования;
  • исторические условия;
  • эзотерика;
  • контакты с другими народами;
  • современная диетология.

Речь идет о практическом применении целым народом наработок о правильном питании.

Древнееврейская диета – есть ли в этом здравое зерно?

Кашрут – это записанные подробным образом еще в глубокой древности правила питания для каждого религиозного еврея.

Основа кашрута

Вся диета подчиняется двум основным правилам –

вкушение только кошерной пищи и строгое следование совместимости продуктов.

Как видите, о грамотном сочетании компонентов питания иудеи знали еще в древности.

Как минимум, третье тысячелетие евреи в самых разных уголках мира:

  • не едят мясо и молоко одновременно и даже из одной и той же посуды (!);
  • не употребляют мясо некоторых животных вообще;
  • избегают употребления крови;
  • готовят продукты сложным «обрядовым» и очень строгим в смысле гигиены способом;
  • едят исключительно так называемую кошерную пищу.

Кашрут. Исторический аспект

Не затрагивая чисто духовные и религиозные причины, укажем на разумность этих предписаний с медицинской и исторической точки зрения.

Кошерная (полезная) пища оберегала жителей местности с жарким климатом от проблем с приготовлением пищи и хранением продуктов. В таких условиях кровь убитого животного быстро портится и может стать причиной ряда заболеваний. Напоминаем, что в древности совершенных холодильных систем не было. Определенные запреты служили барьером к отравлениям, особенно массовым. Уместно подчеркнуть, что соседи иудеев, арабы, также выработали целый свод важных пищевых запретов.

Продукты, дозволенные к употреблению, стали называть кошерными, а все остальные – трефом.

  • блюда из рыб;
  • зелень, овощи и фрукты;
  • масла растительного происхождения;
  • мед и производные от него.

Еврейская система питания. Что можно есть?

Разрешено мясо перечисленных в Торе (у мусульман – в Коране) животных, но только умерщвленных особым религиозным способом.

Речь идет о так называемом кошерном мясе. Если разрешенное предписанием животное умерло не при строгом выполнении определенных правил, например, самостоятельно, его употреблять в качестве пищи категорически запрещено. Другие животные вообще не рассматриваются в качестве пищи.

Христиане могут почерпнуть знание о дозволенных (кошерных) животных из Библии. Животное должно жить на земле, иметь раздвоенные копыта и быть травоядными. К таким относятся овцы, коровы, олени. Лошадиное, ослиное и свиное мясо находится под запретом.

Кошерное – значит качественное

Внимание! Не следует путать национальную подоплеку кухни с религиозными иудейскими запретами при приготовлении пищи.

Кашрут – это просто еда, но приготовленная особым способом. У евреев по всему миру самые разнообразные вкусовые пристрастия. Например, грузинские евреи с удовольствием используют кухню горских народов, они всего лишь готовят ее по иудейским законам.

Любая кухня мира может считаться еврейской, если в ней не будет содержаться свиного и змеиного мяса, определенных видов рыб (без чешуи), птиц, мяса и молока в одном блюде, а ритуальность и кошерность пищи будет подтверждена специальным служащим – машгиахом.

Одним из основных признаков кошерной пищи является ее качество. Для еврейской кухни всегда подбирается самое лучшее сырье, а вся продукция тщательно обследуется. Малейшее подозрение по качеству и происхождению продукта служит основанием для его запрета.

Кашрут – выработанная предыдущими поколениями жесткая традиция, направленная на выживание, поэтому никакие послабления здесь не проходят.

Покупая кошерные продукты в любом магазине, человек может быть уверен, что их производитель не гнался за прибылью и соблюдал строгие правила приготовления в угоду традициям, а не своему кошельку.

Эти правила нельзя изменить, подстроить под рынок, исторические моменты, географические условия.

Овощи

Этот вид продуктов поддается перед употреблением строжайшему исследованию на наличие:

  • личинок и насекомых;
  • плесени;
  • гнили.

Машгиаг после тщательной проверки овощей моет их и дает заключение на использование. Все зерновые просматриваются на обнаружение несоответствия, а мука просеивается.

Обычно в сфере общественного питания отбраковывается около половины мясных и других продуктов, уже к тому времени прошедших строгий контроль на производстве.

Отбор мяса

Иудеи считают, что их кошерный способ убиения животного является не только ритуальным, но и максимально гуманным. С этим мнением не все согласны.

Животных лишают жизни специальным и очень острым ножом. Плавным профессиональным движением перерезается сразу трахея и пищевод. Такая методика должна исключить все непредвиденные ситуации. Но ее многие специалисты считают более болезненной для животных, чем, например, мгновенная смерть от пневматического пистолета.

В законодательстве многих стран кошерный и халяльный (у мусульман) забой скота запрещен по причине соблюдения прав животных и этики, без учета качества мяса.

Пища для «своих»

Кошерная еда всегда вкусная потому, что евреи готовят ее только для себя.

Возьмем для примера халу, заплетенную косичкой булку. Такой праздничный хлеб был очень популярным в Советском Союзе. Почему? Потому что он всегда был вкусным и сдобным. Но любой еврей скажет, что хала в десять раз получается вкуснее, если ее испечь по всем правилам, с соблюдением традиции.

Евреи едят:

  • бульоны (говядина, птица, головка лука ложка сахара);
  • супы с картофелем, с бобовыми культурами, на молоке;
  • холодные борщи, в том числе и сладкие, со сметаной и сушками;
  • блины с перемолотым вареным мясом;
  • тушеную говядину с применением кисло-сладких соусов;
  • гусиные шейки с фаршем;
  • гусиный жир в качестве добавки или основы к массе различных блюд;
  • форшмак (сельдь кусочками с приправами), как закусочное или основное блюдо;
  • фаршированную рыбу (внутри мякоть из рыбы, хлеб, лук, растительное масло и приправы);
  • тушеную с овощами рыбу (жарка не характерна для еврейской кухни);
  • морковь, картофель в тушеном виде;
  • оладьи из картофеля;
  • пюре и запеканки;
  • мучные блюда;
  • мацу (хлеб на воде без соли);
  • молоко (только свежее) и молочные каши;
  • ограниченный набор пряностей;
  • пассированные овощи;
  • яйца для мучных изделий;
  • кугели (основа – лапша, картофель, свекла, рис);
  • кондитерские изделия с пресным песочным яичным тестом, различным сочетанием сахара и меда.

Евреи едят овощи и грибы в небольшом количестве. Растительное масло применяется также редко.

Как принимается пища?

Вкушение блюд начинается с рыбы. На второе – супы. Потом мясо или мясные блюда. Завершают трапезу чаем и сладостями.

Еврейская кухня неискушенного гурмана поражает совсем неожиданными сочетаниями. Вам могут предложить попробовать, например, мясо с тушеными фруктами, засахаренный картофель или морковь, редьку с медом.

Блюда этой кухни имеют неповторимый вкус, своеобразие и оригинальность. Вместе с тем, евреи за тысячелетия от других народов позаимствовали много нового. В результате перед нами – одна из самых качественных, самобытных и здоровых систем питания в мире.

Лактозная непереносимость

В обычном ресторане вы поглощаете блюда, состав которых вам не известен. А вот в еврейском общепите вам бояться нечего, если вы страдаете лактозной непереносимостью.

Почему?

Все кошерные заведения разделяются на молочные и мясные. Выбрав ресторан с мясными блюдами, вы можете быть на все сто процентов уверены, что здесь в ваш желудок не попадет ни капли молока.

Удобно для мусульман

Кашрут и халяль имеют в себе много сходного, при этом еврейская кухня считается более строгой в отношении соблюдения традиций, правил и ритуальности. Отсюда можно сделать вывод, что вся кошерная пища входит в халяль. Любой мусульманин может с чистой совестью вкушать кошерные блюда, а еврей халяль – нет.

Питание при синагогах

Ввиду того, что питательные заведения при религиозных еврейских общинах имеют обычно дотации, хороший выбор качественных продуктов и довольно низкую себестоимость, их популярность во всех странах мира высока. Посещать такие столовые выгодно во вкусовом и денежном отношении.

Кошерная пища на авиалиниях

Заказав вместе с авиабилетом кошерные блюда, вы выигрываете в качестве и разнообразии питания. Вы с удовольствием отведаете хумус, желе из фруктов и рагу из овощей, побалуетесь румяной халой. Еще один плюс – такая еда подается стюардессами вне очереди.

Халяль

  • свинину;
  • спиртосодержащие продукты;
  • плоть мертвого животного.

Запрет снимается только в исключительных случаях при угрозе смерти.

Приверженцы Магомета сторонятся такой «мерзости», как грязь, моча, слизь, венозная кровь. Они не едят мух, лягушек, раков, мидий, белок, ежей, змей и червей.

Существует также строгий запрет на продукты гниения, вещества, опасные для организма, в том числе наркотические, если они не являются лекарством, приписанным врачом-мусульманином.

Все что не дозволено к употреблению, имеет специальный термин – харам.

Принцип ограничения в питании у мусульман

Чревоугодие последователи ислама считают неизвинительным грехом. Например, мусульманин не позволит себе через полчаса после обеда снова сесть за стол, чтобы попробовать еще чего-то вкусного.

Излишний аппетит уместен лишь в форме поощрения для гостей. Также разрешается кушать немного больше перед постами, для накопления энергии. Но всегда остается неизменным принцип умеренности. Ничего лишнего! Только то, что полезно и обоснованно.

Застолье у мусульман

Поглощение пищи мусульманами рассматривается, как ритуал. Перед началом произносится благодарственная молитва, после – хвала создателю мира за его доброту и милосердие.

Обязательным является омовение рук и проба продуктов хозяином, который должен убедить гостей в отличном качестве вкушаемых продуктов. Он же и завершает трапезу.

Позволяется есть правой рукой, но не левой «нечистой» рукой. Можно облизывать пальцы, но не разрешено глодать кости.

Внимание! В исламе запрещено смешивать горячие и холодные блюда. Это касается и холодной воды, которой нельзя запивать теплые продукты. Основой стола считается хлеб в виде лепешек, который едят отдельно от других блюд. Хлеб резать ножом запрещено – только отламывать руками.

Как правильно питаться? Другие предписания для мусульман

Свежие фрукты с сада или огорода нельзя вкушать без кожуры. Считается, что в таком виде их создал Аллах, а во фруктовой кожуре заложена его сила.

Пить воду следует не спеша, с достоинством, небольшими глотками, обязательно из чашки или кружки, но не из бутылки. Во всем необходимо проявлять степенность, человечность и благообразие. Умеренность – это основа основ. В этом проявляется залог безопасности и здорового питания у приверженцев ислама. Они пьют много чая и предпочитают нежирную и малокалорийную пищу. Система постов завершает свое дело. Можно с уверенностью сказать, что мусульманское диетическое питание по воздействию мало чем уступает еврейской диете.

Современный усовершенствованный тип еврейской диеты на основе кашрута

Еврейская диета в наши дни мало чем отличается от такой же в дни Ирода или Давида. Были произведены некоторые правки в соответствии с последними достижениями в мировой диетологии. Прежде всего, это здоровое питание, включающее в себя принципы низкой калорийности и раздельности питания.

Что касается определенных правил хранения продуктов, то тут и произошли некоторые изменения. У всех есть холодильники, поэтому заботиться о соблюдении старых запретов в смысле оздоровления, но не духовности, особого резона нет.

Упор делается на полную совместимость всех элементов питания, поэтому мясные блюда и молоко не употребляются вместе, как и в ортодоксальной еврейской практике. Все молочные продукты вычеркнуты из списка диетического питания (что далеко не всем подходит).

Плюсы диеты

Похудение при таком питании происходит медленно, но верно. Речь идет о сбалансированном и здоровом питании, приводящем из-за снижения уровня калорий к стабильной потере по килограмму в неделю, вплоть до установления того веса, который является оптимальным именно для вас.

Употребление определенных продуктов в диете не предусмотрено.

Но обозначен свод строгих обязательных для всех правил:

  • Молоко и все его производные (для тех, кто не может отказаться от него) употребляются без других пищевых добавок. К ним запрещено добавлять хлеб, мясо, каши и т д. Настоящая оздоровительная еврейская диета предполагает полное исключение молочных продуктов из рациона питания.
  • В рацион диеты входит только нежирное мясо. Можно вместе с яйцами.
  • К рыбе дозволена зелень с огорода и овощи (зеленые).
  • Овощи и злаковые культуры разрешается употреблять вместе.
  • Жиры в овощных блюдах должны быть растительного происхождения (олива, лен, кукуруза, подсолнечник) и животного происхождения (в мясных блюдах). Как исключительный вариант – масло из коровьего молока.
  • Никогда не смешиваются фрукты с другой пищей. Они употребляются только в промежутках между приемами пищи. Исключением являются яблоки и груши, которые в ортодоксальной еврейской кухне принято добавлять в различные овощные салаты на обед или ужин. Очень полезным считается сочетание таких компонентов, как яблоки, груши, морковь, огурцы и мед.
  • Существует запрет на все алкогольные напитки, черный чай и кофе.
  • В качестве сладости можно употребить несколько ложек меда в день (но не конфет, шоколада или пирожных).
  • Рекомендуется на протяжении всей диеты обильное питье (без ограничений) в виде зеленых чаев, свежевыжатых соков или обычной негазированной воды.
  • Принимать пищу три раза в день. Между приемами пищи должен быть шестичасовый интервал, во время которого разрешается употреблять фрукты.

Доступность и простота питания по-еврейски

Диета не относится к экстремальным видам и является в высшей степени рациональной и обоснованной, гарантированно приводит к хорошим показателям в плане общей жизнедеятельности и избавления от лишнего веса. Ее можно соблюдать на протяжении небольшого времени или даже всю жизнь, если ввести небольшое количество нежирных молочных продуктов (сыры, йогурты, творожная масса, кефир).

В сочетании с правильно рассчитанными физическими и спортивными нагрузками диета может привести к еще лучшим результатам, если она подойдет по всем остальным параметрам.

Выводы

Любой желающий может взять некоторые жизненные принципы иудаизма или ислама, для того, чтобы всегда находиться в хорошей физической и психической форме. Все виды питания в этих религиозных направлениях опробованы временем, а базис строится на авторитетных духовных источниках.

Мы стараемся дать максимально актуальную и полезную информацию для вас и вашего здоровья.

Две тысячи лет назад, после изгнания евреев из Палестины, образовались две основные общности: сефардская, состоящая из выходцев из Испании, Йемена и Марокко, и ашкеназская - выходцы из Франции, Германии, Польши, России и других европейских стран. И если сефардская еврейская кухня впитала в себя пряный колорит Средиземноморья и Ближнего Востока, то ашкеназская, напротив, отличается сдержанностью и простотой. Евреи в Европе жили, как правило, бедно, и им приходилось постоянно изобретать, как достойно и сытно накормить большую семью. Неудивительно, что именно ашкеназские хозяйки славятся умением приготовить из одной курицы знаменитый в традиционной еврейской кухне обед из трех блюд. Это бульон, фаршированная куриная шейка и котлеты.

Традиционные еврейские овощные котлеты

Евреи приходили в чужие для них страны, старались приноровиться к новым продуктам и способам приготовления, но они приносили и сохраняли традиции еврейской национальной кухни. В каждой общине - в Северной Африке и Испании, в далеком Ашкеназе (Герма-ния), Польше или Индии - был свой резник, или шохат, забивавший скот и обрабатывавший мясо согласно одним и тем же правилам. Всегда и везде в еврейских общинах разделяли молочное и мясное. Чтобы отличить свой хлеб в общественной пекарне, еврейские хозяйки стали заплетать его в косы - так традиционных еврейских рецептах появились халы.

Еврейская кухня: шаббат

Особенностью еврейской кухни является постоянная необходимость готовиться к Субботе - еженедельному празднику в еврейской семье. В Субботу устраивают три праздничных стола: вечером в пятницу, утром или днем в субботу и последний - на исходе дня. Первые трапезы начинаются, как и в другие праздники, с освящения дня - кидуша , произнесения благословений на вино. После- кидуша следует омовение рук, благословение хлеба, который обмакивают в соль (в осенние праздники - в мед), и начинается первая перемена блюд еврейской кухни.

Закон, оберегающий субботний отдых, не рекомендует правоверному еврею заниматься трудом, а одним из понятий «труда» является перебор чего-либо, разбор по частям. Мудрые еврейские женщины и здесь нашли выход, они изобрели фаршированную рыбу, тефтели, рубленые котлеты... Из них просто не нужно вынимать косточки, подобных блюд в еврейской кухне достаточно.

Разогревать пищу по субботам на открытом огне нельзя, но с другой стороны - еда, которую подают на стол, должна быть вкусной и питательной. В каждой общине есть свои уникальные еврейские блюда , которыми можно насытиться как холодными, так и теплыми, а также те, которые можно поставить в печь на всю ночь и утром достать горячими - хамин (чолнт), кугели и запеканки.


Хамин (чолнт), блюдо еврейской кухни

Рецепты еврейской кухни

Многие блюда, прочно вошедшие в нашу жизнь, сегодня никак не ассоциируются с еврейской кухней. Например чизкейк был придуман еврейскими хозяйками на Украине. И лишь во время первой волны переселения в Америку его рецепт попал в Нью-Йорк. А знаменитая закуска времен СССР «Рыба под маринадом» при ближайшем рассмотрении оказывается ничем иным, как храйме - популярным еврейским блюдом из Северной Африки.

Но есть и примеры, когда еда из другой кухни заимствовалась и готовилась на свой лад еврейскими хозяйками, а теперь ассоциируется у нас именно с еврейской кухней. Такова, например, история форшмака - холодной закуски из рубленой селедки с яблоками. Изначально это было немецкое блюдо из телятины с сельдью, вроде запеченного в духовке паштета.

Форшмак

Кошерная еврейская еда

Кашрут - это свод законов о пище и ее приготовлении. Им очень подробно определено, можно ли и как именно готовить и употреблять в пищу различные виды мяса, птицы и рыбы. Именно на основе этих заповедей существует закон, по которому евреи не едят свинину, конину, не едят зайчатину, крольчатину, морепродукты, хищных птиц и рептилий.

  • В традиционной еврейской кухне существует правило разделять посуду для приготовления мясной и молочной пищи. Ввсе кастрюли, формы, миски, ножи, доски - с помощью которых готовят молочную пищу, нельзя использовать для приготовления мясного и наоборот.
  • Для того чтобы мясо стало кошерным и могло быть использовано в национальной еврейской кухне, скотина да и птица должны быть зарезаны с соблюдением определенных ритуалов и правил. Законам кошерного забоя скота обучаются в ешиве (религиозном учебном заведении).
  • После забоя мясо должно быть тщательно отделено от жил , в частности от «седалищного нерва», о котором специально упомянуто в Торе. Профессия того, кто удаляет жилы и седалищный нерв у скотины, имеет название «менакер». Знакомо, не правда ли? Так же как и «резник», или «шохет», это популярные еврейские фамилии, указывающие род занятий предков их носителей.

  • Евреи считают, что душа - в крови животного, и поэтому кровь в кошерной еврейской кухне запрещена в пищу. Для того чтобы сделать пригодными для еды (откошеровать) кроветворные органы, их нужно определенным образом подготовить.
  • Для того чтобы рыба была кошерной, у нее должны быть плавники и чешуя. Если того или другого нет, как у осетровых или сома, - она некошерна, соответственно, и икра ее тоже некошерна. Некошерны также стерлядь, скат, акула, угорь и морепродукты (лангусты, устрицы, раки, омары, креветки, осьминоги).
  • Молочные продукты и молоко в традиционной еврейской кухне должны быть от кошерного животного, без примесей. Для того чтобы получить сертификат «кошерного» молока, за процессом дойки обязан наблюдать соблюдающий закон еврей.
  • Сыры, заквашенные сычужным ферментом, некошерны. Но сейчас достаточно сыров, которые производятся с искусственно выращенными ферментами и без проблем используются в кошерной еврейской кухне на них обычно стоит сертификат кошерности, проставленный раввинатом.
  • Желатин также продукт животного происхождения, а потому некошерен. Вместо него в еврейских рецептах используют агар.
  • Вина и алкогольные напитки, приготовленные не из винограда (водка, ликеры, текила, ром), не нуждаются в разрешении на кашрут.


Рассказать друзьям