Индивидуальный план работы по самообразованию. Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи:

  • недостаточный словарный запас
  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
  • неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод моделирования. Это позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.

Особенностью этой методики является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.

Цель: выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  2. Использовать в работе метод моделирования как эффективного средства развития связной речи: диалогическая и монологическая речь; составление рассказов по предметным, сюжетным картинам, картинам с последовательно развивающими событиями, творческое рассказывание, из личного опыта, пересказ сказок и рассказов, заучивание стихов.
  3. Подготовить:
  • презентацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Использование метода моделирования на занятиях по развитию связной речи»

Картотеки: таблицы, мнемодорожки, пиктограммы, предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки по русским народным сказкам, «Произведения для пересказа» , «Сюжетные, пейзажные картины» .

Изучаемая научно-методическая литература:

  1. Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного моделирования» , - Москва, 1984 г.
  2. Жукова Н.С. «Формирование устной речи» , - Москва, 1994 г.
  3. Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» , - Москва, «Просвещение» , 1989 г.
  4. Малетина Н, Пономарёва Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР» , - журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.
  5. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу» , - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.
  6. Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования» , журнал «Логопед» № 8, 2010 г.

1. Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».

2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

-Что летом родится, то зимой пригодится.

- Без шубы и валенок - и зима без конца.

-Мороз не велик, да стоять не велит.

-Хороший снежок урожай сбережет.

-Мороз ленивого за нос хватает.

-Солнце на лето, зима на мороз.

3. Знакомство с потешкой «Продавец книг», считалкой:

Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

4. Разгадывание загадок об овощах и фруктах (например):

Сто одежек

И все без застежек.

(Капуста)

Сидит девица в темнице

А коса на улице

(Морковь)

5. Чтение и беседы по рассказам:

- «Четыре желания» К. Ушинский.

- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

6 . Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Зима».

- «Зимние забавы».

7.

- «Катание на лыжах».

- «Зимние забавы».

8. Чтение и заучивание стихотворений:

- С. Есенин «Поет зима – аукает».

- С. Есенин «Пороша».

- С. Есенин «Береза».

- «Зимовье зверей».

- «Снегурочка».

- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».

- «надуем шарик»;

- «запасливые хомячки»;

- «Снежинки»;

- «Погреем пальчики»;

- «Дед Мороз»;

- «Фонарики»;

- «Огоньки».

- «Лошадка»;

- «Качалочка»;

- «Змея»;

- «Киска сердится»;

- «Часики»;

- «Маляр».

13. Дидактические игры:

- «Читаем сами»;

- «Логопедическая ромашка»;

- «Читаем с ударением»;

- «Сочини предложение»;

- «Противоположности»;

- Новогодний театрализованный праздник.

- Настольный театр «Зимовье зверей».

- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».

- «Театр теней». Драматизация

- «Воспитание ответственности у детей».

- «Застенчивость».

- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

- «Причины неготовности детей к школе».

- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».

16. Беседы с родителями:

- «Здоровый образ жизни в семье».

- «Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребенка в школе».

17. Папка передвижка:

- «Развитие речевого дыхания».

- «Связная речь».

1. Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Сложи слово», «Сочини сказку», «Азбука», «Букварик»;

- сюжетные картинки («Веса», «Птицы прилетели»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»;

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк.

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Рсческа», «Комарик», «Блинчики», «Лягушка».

2. Знакомство с пословицами и поговорками о весне:

- Весной трех погожих дней подряд не бывает.

- Весна красна цветами, а осень пирогами.

- Весенний дождь лишним не бывает.

- Весною сутки мочит, а час сушит.

- Весною сверху печет, а снизу морозит.

- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

- Матушка весна всем красна.

- Пришел марток- надевай семеро порток.

  • - Сколько проталинок, столько жаворонков.
  • - Увидел грача - весну встречай.
  • - Хороший год по весне видно.
  • - Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
  • 3. Знакомство с потешкой «Кем я буду?», считалкой:

Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!

3. Разгадывание логических загадок (например):

- Сколько горошин может войти в один стакан?

(Нисколько, т.к. горошины не ходят)

- Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"?

(Желток не может быть белым)

- Из какой посуды нельзя ничего поесть?

(Из пустой.)

4. Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Весна».

- «Птицы прилетели».

6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:

- «Рыболовы».

- «Маша и цыплята».

- «Спасение птенцов».

7. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:

- «Играющие собаки» К. Ушинский.

- «Сыновья» В. Осеева.

- «Помощница» Е. Пермяк.

- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

- «Торопливый нож» Е. Пермяк.

8. Чтение и заучивание стихотворений:

- Ф. Тютчев «Зима не даром злится».

- Э. Успенский «Если был бы я мальчишкой».

9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- «Журавль и цапля».

- Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

- «Петушок и бобовое зёрнышко».

- «Пряничный домик».

10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

- «надуем шарик»;

- «запасливые хомячки»;

- «Пузыри»;

11. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

- «Цветок»;

- «Заморозим ладошку»;

- «Трубач»;

- «Свеча».

12. Артикуляционная гимнастика:

- «Тесто»;

- «Чистим зубки»;

- «Рсческа»;

- «Комарик»;

- «Люгушка»;

- «Блинчики».

13. Дидактические игры:

- «Придумай рассказ про…»;

- «Сложи слово»;

- «Азбука»;

- «Букварик»;

- «Сочини сказку»;

- «Что означает выражение? или Пословица»;

14. Театрализованная деятельность:

- Настольный театр.

- Театрализованная неделя (последняя неделя марта».

15. Консультации для родителей:

- «Речевая готовность ребенка к школе».

- «Выбор школы для детей, идущих в 1-й класс».

- «Адаптация детей к школе».

- «Портрет будущего первоклассника».

- «13 вредных советов для родителей

будущих первоклассников».

16. Беседы с родителями:

- «Памятки для родителей по обучению связной речи».

- «Круг чтения детей семилетнего возраста».

17. Папка передвижка:

- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».

- «Как избежать школьных неудач» .

Были использованы следующие формы и методы работы с детьми и родителями:

- занятия;

- экскурсии;

- беседы;

- игры – инсценировки;

- досуговые игры;

- подвижные игры;

- музыкально-хороводные игры;

- наглядно – информационный метод;

- анкетирование родителей;

- проведение родительских собраний;

- оформление уголка «Для Вас, родители»;

- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.

Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей.

Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Актуальность темы:

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Р азвитие навыков свободного общения детей с общим недоразвитием речи со взрослыми и детьми;

Задачи:

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Период Содержание работы

Применение

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи детей с ОНР: «Развитие речи дошкольников дома».

Подбор игр и упражнений для детей 4-6 лет с ОНР.

Составление игротеки по развитию связной речи для детей с ОНР.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Приобрести сюжетные картины по лексическим темам.

Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук.

Консультация для родителей: «Средства развития моторики рук»
Влияние фольклора на развитие речи детей с ОНР. Изготовление папки-передвижки: «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей с ОНР».
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Посещение родителями деятельности воспитателей.
Составление загадок. Развитие монологической речи детей. Вечер отдыха: «В мире загадок».

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.

2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с

План по самообразованию воспитателя

Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Актуальность темы:

Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Р азвитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Месяц

Тема

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

    Работа над пересказами с использованием опорных схем.

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

    Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

    Активизация и обогащение словарного запаса детей.

    Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

    Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

    Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

    Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

    Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

    Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С. Ушакова).

    Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

    Дифференциация звуков, слов, предложений.

    Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико–грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

    Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

    Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

    Пополнять и активизировать словарный запас детей.

    Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

    Работа с загадками. Составление загадок.

    Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

    Учить детей отгадывать загадки по схемам.

    Развивать монологическую речь детей.

    Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

    Работа над развитием речи через театральную деятельность.

    Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

    Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности.

    Раскрытие творческих способностей детей.

    Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

    Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

    Вызвать интерес к поэзии.

    Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

    Конкурс чтецов.

    Обучение сочинению сказок.

    Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Список использованной литературы :

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя

Воспитатель:

Мингазова З.А.

Актуальность:

В настоящее время в связи .

Проблемы:

или развёрнутый ответ.

Цель :

Задачи:

Предполагаемый результат

Перспективный план.

1 этап Установочный

2 этап Теоретический

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Самореализация.

3 этап

1.Работа с детьми.

возраста».

«Рассказы для Степашки».

2.Работа с родителями -

Анкетирование родителей.

3.Самореализация.

4 этап

5 этап

Итогово – контрольный

материала детьми.

Литература:

саду. Москва ТС Сфера 2004г.

«Совершенство, 2001г.

конспекты. Москва ТЦ Сфера

«Просвещение» 1984г.

Воспитатель:

Мингазова З.А.

первой квалификационной категории

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Мало – Уруссинского детского сада «Лейсан»

Ютазинского муниципального района

План работы по самообразованию тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

Второй год я работаю над темой самообразования « Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста ».

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .

В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Проблемы:

1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.

2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

3. Недостаточный словарный запас.

4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий

или развёрнутый ответ.

5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.

Цель :

Обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;

Изучить способы, методы и приемы активизации речи детей младшего и дошкольного возраста;

Объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи.

2. Развитие речи детей в игровой деятельности.

3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Предполагаемый результат : переоценка педагогических ценностей, своего

профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основные направления деятельности:

1. Повышение уровня самообразования.

2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей.

3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной

деятельности и совместной деятельности.

Перспективный план.

1 этап Установочный

Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме.

2 этап Теоретический

1. Работа с детьми. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.

2. Работа с родителями. Ознакомление родителей с работой дошкольного

учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание).

3. Самореализация. Работа с методической литературой.

3 этап

Практическое решение проблемы.

1.Работа с детьми.

Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Любимая кукла».

Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Репка», «Болтливая утка» т.д.

Изготовление лепбука «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного

возраста».

Проведение проблемной ситуации составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок».

Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических

упражнений, игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук».

Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Матери», «Новый года», «Сөмбелә”, “Нәүрүз”.

Разучивание стихотворений, песен.

Развивающих игры на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?».

Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки»,

«Рассказы для Степашки».

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.

Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.

Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.

2.Работа с родителями -

Анкетирование родителей.

Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 6-7 лет»,

«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 6-7 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»

Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.

Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.

Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

3.Самореализация.

Составление перспективного плана по развитию речи в старшей группе в соответствии с ФГОС.

Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы- схемы)

4 этап

Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

Выступление с творческим отчетом на пед.совете.

Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением учителей начального класса и родителей.

5 этап

Итогово – контрольный

1.Работа с детьми. Мониторинг по развитию связной речи.

2.Работа с родителями. Анкетирование родителей.

3.Самореализация -Анализ итогового мониторинга освоения программного

материала детьми.

Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.

Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений, картотек и т.д

Литература:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М.

Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой

саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой

О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском

саду. Москва ТС Сфера 2004г.

О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство

«Совершенство, 2001г.

О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения,

конспекты. Москва ТЦ Сфера

Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва

«Просвещение» 1984г.

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.

В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.

Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда»,

«Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,

Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».

«Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова.

«Учимся по сказке» Т. Большева.

Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

Воспитатель:

Мингазова З.А.

первой квалификационной категории




Рассказать друзьям