Зачем человеку эмоции и какова их роль? Зачем нужны чувства.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Я слышал немало разных высказываний: «А разве эмоции не в голове?», «Я рациональный человек и этим горжусь, эмоции – для истеричек», «Эмоции мешают думать», «Чувства – это хорошо, когда они под четким контролем и не мешают жить», «А зачем вообще говорить о своих чувствах?», «Сильные чувства опасны и разрушительны»… В подавляющем большинстве подобные мысли озвучивали мужчины. Вернулся домой, выхожу в Сеть – и передо мной сайт, на котором молодой человек, занимающийся «саморазвитием», активно пропагандирует медитацию и – что, к сожалению, очень часто идет в довесок к медитации – борьбу с «разрушительными эмоциями». Его сайт полон слов «перестаньте», «прекратите», «устраните», «сдержите», «победите», «одолейте», «избавьтесь», «справляйтесь», «обуздайте», «заставьте», «дрессировать эго», «терпеть», «выбросить из головы». К психологам он никогда не обращался.

Еще один пример, только уже от женщины. «Я чересчур эмоциональный и агрессивный человек. И это плохо. Я не знаю, как подавить в себе негативные эмоции, ведь они мешают жить мне и моим близким. Буквально сегодня из-за моих бурных реакций мы разъехались с моим молодым человеком. Я прорыдала весь день. Вот опять эмоции. А смысла в слезах нет. Кроме меня никто мне не поможет. И я прекрасно понимаю, что своими криками я его просто задолбала, поэтому хочу научиться контролировать свои эмоции...»

Начнем с начала

В общем, напишу я сейчас про эмоции и зачем они нужны – попытаюсь собрать основную информацию. Начну чуть-чуть издалека. Эмоции – это психический процесс, и для начала важно объяснить, что такое психика. Меня вполне устраивает такое определение: психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Иными словами, живой организм, который приобрел свойство активно, а не пассивно (как растения или простейшие одноклеточные, вроде амебы) взаимодействовать с окружающей средой, обнаруживает наличие психики. Психика не существует отдельно от нервной системы и базируется на нервно-гуморальной (гормональной) регуляции жизнедеятельности организма. Зачем психика (способность активно реагировать на стимулы внешнего мира) нужна живой материи? Представим себе две условные живые клетки, одна из которых вполне обходится без этого излишества, а вторая обзавелась им. Первую будут носить волны/ветер, питательные вещества она будет получать по случайному принципу: если окажется в подходящей среде, то будет питаться, нет – погибнет; то же самое и с опасностью. А вторая начнет активно собирать из внешнего мира информацию о наличии/отсутствии пищи или опасности, причем еще ДО того, как столкнется с опасностью, и реагировать будет не при прямом столкновении с пищей/опасностью, а при получении СИГНАЛОВ о близком присутствии пищи/опасности. Еще ни одно дерево не убежало от дровосека, и дело не только в том, что деревья бегать не умеют, но и в том, что они неспособны отреагировать на шаги или образ приближающегося человека с топором… Понятно, что чем сложнее нервная система, тем разнообразнее способы взаимодействия животного с миром, включая такую крайне важную вещь, как способность к научению.

Высокоорганизованная материя

Приближаемся к теме эмоции. Эмоции относятся к очень древним регуляторам поведения живого организма в его взаимодействии с внешним миром. Намного более древним, чем наше сознательное мышление, которое и вовсе в эволюционном смысле существует всего лишь мгновение. Это своего рода дорациональная сигнальная система, дающая знать всему организму о том, что происходит или с ним, или с окружающей средой, и мобилизующая его на действие. Чем более развиты нервная и гуморальная системы регуляции, тем сложнее эмоциональная жизнь живого существа (важно помнить, что переживание эмоций теснейшим образом связано с гормонами/нейромедиаторами). Эмоции работают БЫСТРЕЕ, чем сознательное мышление человека, причем намного. При этом эмоциональные и когнитивные (познавательные) процессы представляют собой единое целое, и одно от другого оторвать невозможно, хотя бы потому, что эмоции точно так же связаны с обработкой информации. Единой теории эмоции нет, но то, в чем сходится большинство: эмоция – это субъективное переживание реакций организма на различного рода изменения во внутренней или внешней среде. Например, страх можно описать и чисто физиологически (учащение сердцебиения, потоотделения, дрожание в коленках), но на субъективном уровне мы переживаем именно страх, а не просто ощущаем, что «у меня по какой-то непонятной причине коленки подкашиваются». Так, кстати, бывает, когда сознательное переживание страха блокируется полностью: тело страх «испытывает», а вот на субъективном сознательном уровне «все в порядке». Итак, какие функции выполняют эмоции (буду говорить об эмоциях человека)? Как минимум три:

Оценка. Например, страх мы испытываем, когда наш мозг, считав всю возможную информацию во внешней среде, выдает вывод: «Опасность!» Вывод бывает основан на прежнем опыте, поэтому далеко не всегда наши эмоциональные реакции адекватны ситуации: психически здоровый человек с параноидным поведением, став заложником генерализации (сверхобобщения) своего прошлого негативного опыта общения со значимыми людьми, теперь боится всех людей. Позитивные эмоциональные состояния вроде радости и счастья тоже связаны с оценкой того, как обстоят дела. Догадываетесь, почему невозможно «отключить» негативные эмоции, не подавляя при этом и позитивные? Функция-то одна.

Мотивация и мобилизация энергии. Эмоции нас еще и мотивируют на совершение тех или иных действий. Если мы полностью отключим эмоциональную жизнь человека, то он просто ляжет и будет смотреть в потолок – мобилизации энергии нет. Всем нам знакомо мощное «хочу!» и сопутствующие ему эмоции; нервное возбуждение при тревоге; сильный выброс энергии при гневе. Эмоции могут мотивировать и «от противного»: «никогда больше!», мы готовы пойти на многое, лишь бы не испытать какие-то очень и очень негативные переживания. Если же нам все равно – мы ничего не будем делать, потому что энергии нет. С мотивационной функцией есть одна проблема – общей закономерностью нашей психики является борьба мотивов, когда в конфликт вступают прямо противоположные стремления, отчего энергии-то много, но она частично используется на подавление «неправильных» стимулов. Знакома эмоциональная ситуация, когда что-то хочется купить, но при этом цена очень высока, или нужно сделать выбор одной вещи из пяти, например? Но купить ну очень хочется…

Маркировка потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями, и третья их функция (связанная с двумя первыми) – это обеспечение человека энергией для удовлетворения той или иной потребности и оценка того, как это удовлетворение происходит. Например, неудовлетворенная потребность в безопасности «маркируется» страхом (если угроза очевидна и понятна) или тревогой (угроза есть, но непонятно, что), страх и тревога мобилизуют энергию для противодействия угрозе (чаще всего через контроль). Стыд указывает на бездонную дыру в плане невозможности удовлетворить потребность в принятии себя другими людьми, гнев – на возникшее внезапно препятствие на пути удовлетворения тех или иных желаний. Мы можем не осознавать потребность, но при этом испытывать эмоции, связанные с нею, – в этом заключается «маркировка» потребностей.

Эмоции могут быть простыми и сложными. Простые эмоции – это первичные, простые переживания, тогда как сложные эмоции состоят из нескольких простых (и их часто называют «чувствами»). К простым эмоциям можно отнести: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вину, нежность, радость, удовлетворение, любопытство, удивление, благодарность. За каждой этой эмоцией лежит оценка ситуации, мотивация к определенному действию, маркировка потребности. Страх: опасность/избежать угрозы/потребность в безопасности. Вина: я совершил что-то плохое/искупить вину/потребность в принятии другими людьми. Благодарность: мне сделали что-то хорошее/вознаградить благодетеля/потребность в отношениях с другими людьми. И так далее. Простые эмоции легко могут быть переведены в действие.

Рационально или эмоционально?

Итак, попытка стать «рациональной машиной» или игнорировать эмоции, сидя в медитации и ожидая, когда они «сами пройдут, главное – ни во что не вмешиваться», – это попытка игнорировать древний механизм саморегуляции , работающий к тому же на бессознательном уровне (сознание просто не поспевает). Поэтому нам иногда кажется, что эмоции возникают сами собой, без какой-либо причины. Это может быть так, если вы приняли психоактивные вещества или у вас серьезные психические проблемы (при депрессии или шизофрении нарушается баланс нейромедиаторов). В противном случае – эмоции всегда имеют причины (осознаваемые или нет), потому что наша психика находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Поэтому «я не понимаю, что на меня нашло, почему я на всех раздражаюсь без причины!» – это прямое указание на то, что какая-то потребность не удовлетворяется, причем длительное время, и вместо того, чтобы бороться с «истеричностью», хорошо бы послушать то, о чем хочет сообщить эмоция. Впрочем, раздражение на всех и вся – это не эмоция, а мутная солянка/окрошка из недопережитых чувств и недопонятых собственных потребностей. Как говорил Юнг о депрессии: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся с индикатором проблемы, а не с проблемой. Как будто лучший способ бороться с пожаром – это разбить пожарную сигнализацию или орать на горящую красную лампочку.

Как победить ревность? Не с ревностью сражайтесь, а разбирайтесь с ощущением собственной неполноценности и неконкурентоспособности в борьбе за партнера.

Как победить страх публичного выступления? Не со страхом сражайтесь, а разбирайтесь с тем, зачем задачу «понравиться всем присутствующим» вы делаете приоритетнее задачи «донести желаемую информацию до заинтересованных слушателей». Взгляните в лицо тому, что вызывает страх, а не ломайте сигнализацию.

Эмоции, как я уже говорил, не всегда говорят нам правду, потому что в психике человека они преломляются через прошлый опыт или заимствованные чужие установки. Мы можем увидеть пожар там, где его нет. Но они всегда нам сообщают что-то о нашем внутреннем мире, о том, сквозь какую призму мы смотрим на окружающую нас среду, и дают энергию на то, чтобы вносить изменения. Важно научиться пользоваться этим замечательным инструментом, а не относиться к нему как к опасному зверю, которого лучше посадить в клетку и держать на голодном пайке.

Я задумалась вдруг - зачем человеку чувства! Почему мы проживаем так много разных чувств и эмоций? Наверное, для того, чтоб мы поняли всю прелесть жизни)))

Мы скорей всего сюда и приходим для этого - ПРОЧУВСТВОВАТЬ жизнь. Получается проживать - это прочувствовать. Не просуществовать просто как физическая субстанция, как биомасса, а познать радость жизни. Радость я имею в виду как радость ощущений, радость познания самого себя, своего тела, своих
возможностей, своих осознаний. Кстати, вот тут наверное и кроется смысл фразы «жить как дети» - дети познают себя, свое тело, свои возможности, свой мир с интересом и с радостью познания. И им легче жить, какое-то время, пока взрослые не перекроют им этот интерес. А перекрывают тем, что заставляют их поступать
так принято, как «ПОЛОЖЕНО». И мы учимся свои чувства сдерживать. Вспоминаю, когда была маленькая, очень любила кататься на санках с разгону падая на них животом. Вот так разгонишься, упадешь на санки и летишь! Здорово! Я могла так кататься часами! Радость от скорости, свободы! А мама мне сказала почему-то (до сих пор не знаю, почему?!) что так кататься не следует. Пришлось сдержать свою радость. Зато появилось другое чувство. Это чувство неприятное. А высказать маме не могу. Быть недовольной мамой нельзя! Это я усвоила еще будучи эмбрионом.))) Потом таких ситуаций было много! И в детстве и во взрослой жизни. Нельзя обижаться и злиться на маму и папу, на бабушку, на воспитателя, на учителя, на соседку, на подружку (это вообще не прилично!). Нельзя громко смеяться, громко радоваться, нельзя впадать в истерику, нельзя плакать, нельзя говорить, что думаешь, мужчинам вообще ничего нельзя (они же не бабы!). Надо быть хорошей, приличной, порядочной девочкой, девушкой, женщиной, женой, мамой, сотрудницей. Вот так и живу, не проявляя свои чувства, хоть позитивные хоть негативные. Зажатые, замятые чувства, непрожитые, непознанные до конца сидят во мне. И копятся, копятся, копятся… У меня такой образ - кастрюля скороварка.
Чувства варятся, вскипают и вот-вот вылетят наружу. Но скороварка плотно закрыта! Есть только небольшой клапан. Я как клапан часто использую своих близких. Сливаю на них часть, понижаю давление. Муж такой-сякой, не повезло мне! Дети не послушные и неблагодарные! Еще здорово слить это на государство,
на страну, вообще на жизнь. Это не истинные чувства, это просто пена от их кипения. Истинное чувство так и осталось не прожито! Измазали друг друга этой грязной пеной и дальше живем. А чувства копятся. И накапливаются. И мы говорим: «Всё! Сыта по горло такой жизнью!» Действительно, все это накопилось встало у
горла невысказанным криком и перекрыло горловую чакру! Как известно, горловая чакра это чакра творчества. И творчество жизни не идет!!! Хоть в какой медитации сиди, хоть ты чего делай! Не идет! Желания не исполняются, песня не поется! Перекрыт поток энергии!

Я буквально 3 или 4 недели назад была уверена, что у меня все встало на свои места. Я была в таком ровном состоянии духа, что это замечали окружающие и радовались за меня! Но это было затишье перед бурей!
Произошли некие события, неважно какие, важно, что они совершили свою проверочную работу. Эти события вывели меня из этого благодушного состояния! Заставили меня вновь окунуться в себя смело увидеть свою темную сторону, так называемую темную. Свои обиды, злость, зависимость, страх. Еще год назад Мастер
мне посоветовал сходить в лес и как следует повыть на Луну. Не сходила. Из-за того что я не выразила, не высказала свои чувства они продолжали на меня действовать и действовать! У меня крокодил не ловится, не растет кокос, потому что мама мне говорила, что я ничего не умею, что другим родителям повезло с
талантливыми детьми, а ей нет, что я лентяйка и пр. Как я могу начать что-то делать, если внутри «Нет смысла начинать, все равно не получится!» Пришлось сейчас срочно принимать меры. Я решила написать маме письмо и высказать свои обиды и претензии. Ну почти высказала… Внутри сидел контролер и твердил: «Ты с
ума сошла! Твоя мама замечательный добрый человек, в чем ты ее обвиняешь?!! Да и ты же продвинутый эзотерик, ты знаешь, это ваш с ней контракт!» Получилось только чуть приоткрыть крышку скороварки. Ночью приснился сон. Мне бывает снятся сны, в которых я совершаю преступление, уголовное. И потом пытаюсь
замести следы. Представить так, что вовсе не причем. Утром после такого сна состояние неприятное. Мозг воспринимает сон буквально, мне кажется, что я наверное, действительно такая скрытая преступница! Но моя подруга (Вселенная изобильна!) посетила семинар по снам и рассказала, как понимать эти кошмары. Я
воспользовалась этой практикой. И пожалуйста: сон мне говорит, что я должна действовать, проявлять себя, иначе я под давлением накопленных непрожитых чувств начинаю действовать импульсивно, что приводит к бооооольшим неприятностям. Мне Ангелы уже просто кричат! Сегодня утром почувствовала - всё, пора! Промедление смерти подобно! Еще одна подруга, помню, советовала мокрым полотенцем отлупить табуретку. Пожалела табуретку, сломаю. Взяла ремень и отлупила диван! Спасибо тебе, диванчик, принял удар на себя!
Сначала было рыдание и жалость к себе, потом злость на весь мир и опять рыдания. Потом сухая злость. А потом появилось какое-то новое чувство… Вроде даже удовольствие от того, что делаю…

Сейчас, когда я вскрыла этот нарыв, я могу признаться себе - я тихо ненавидела свою маму. Внешне все было благопристойно. Порядочная семья, замечательная жена и мать, хорошие, ухоженные дети. Но внутри….

У любви есть 4 составляющих - позволение, прощение, принятие и благодарность. Я люблю себя - значит я позволяю себе быть всякой, проживать все чувства. Именно проживать до конца. А не прятать. И я позволяю другим это.

Я прощаю себя за эти чувства и прощаю других. Но делаю это без усилий, не из положения «сверху» - я духовный человек, и потому прощаю. Я прощаю, т. е. делаю это простым, проще. Это ПРОСТО жизнь и она без чувств не бывает.

Я принимаю себя, свои чувства и принимаю других и их чувства. Принимаю честно. Я доверяю себе и миру.

Я благодарю себя за проживание этих чувств и благодарю других за честное проживание их чувств. Благодарю за принятие меня и доверие мне, за возможность доверять!

И когда эти четыре составляющих есть, когда пройдешь эти четыре шага, то вот ПОТОК! Любовь течет сквозь тебя, согревая тебя, наполняя силой Духа, Верой в себя, окрыляя тебя, наполняя твои крылья воздухом свободы.

Жить = чувствовать. Живем и чувствуем! Любим, радуемся, сердимся, грустим, снова радуемся! ЖИВЕМ!

Я слышал немало разных высказываний: «А разве эмоции не в голове?», «Я рациональный человек и этим горжусь, эмоции – для истеричек», «Эмоции мешают думать», «Чувства – это хорошо, когда они под четким контролем и не мешают жить», «А зачем вообще говорить о своих чувствах?», «Сильные чувства опасны и разрушительны»… В подавляющем большинстве подобные мысли озвучивали мужчины. Вернулся домой, выхожу в Сеть – и передо мной сайт, на котором молодой человек, занимающийся «саморазвитием», активно пропагандирует медитацию и – что, к сожалению, очень часто идет в довесок к медитации – борьбу с «разрушительными эмоциями». Его сайт полон слов «перестаньте», «прекратите», «устраните», «сдержите», «победите», «одолейте», «избавьтесь», «справляйтесь», «обуздайте», «заставьте», «дрессировать эго», «терпеть», «выбросить из головы». К психологам он никогда не обращался.

Еще один пример, только уже от женщины. «Я чересчур эмоциональный и агрессивный человек. И это плохо. Я не знаю, как подавить в себе негативные эмоции, ведь они мешают жить мне и моим близким. Буквально сегодня из-за моих бурных реакций мы разъехались с моим молодым человеком. Я прорыдала весь день. Вот опять эмоции. А смысла в слезах нет. Кроме меня никто мне не поможет. И я прекрасно понимаю, что своими криками я его просто задолбала, поэтому хочу научиться контролировать свои эмоции...»

Начнем с начала

В общем, напишу я сейчас про эмоции и зачем они нужны – попытаюсь собрать основную информацию. Начну чуть-чуть издалека. Эмоции – это психический процесс, и для начала важно объяснить, что такое психика. Меня вполне устраивает такое определение: психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Иными словами, живой организм, который приобрел свойство активно, а не пассивно (как растения или простейшие одноклеточные, вроде амебы) взаимодействовать с окружающей средой, обнаруживает наличие психики. Психика не существует отдельно от нервной системы и базируется на нервно-гуморальной (гормональной) регуляции жизнедеятельности организма. Зачем психика (способность активно реагировать на стимулы внешнего мира) нужна живой материи? Представим себе две условные живые клетки, одна из которых вполне обходится без этого излишества, а вторая обзавелась им. Первую будут носить волны/ветер, питательные вещества она будет получать по случайному принципу: если окажется в подходящей среде, то будет питаться, нет – погибнет; то же самое и с опасностью. А вторая начнет активно собирать из внешнего мира информацию о наличии/отсутствии пищи или опасности, причем еще ДО того, как столкнется с опасностью, и реагировать будет не при прямом столкновении с пищей/опасностью, а при получении СИГНАЛОВ о близком присутствии пищи/опасности. Еще ни одно дерево не убежало от дровосека, и дело не только в том, что деревья бегать не умеют, но и в том, что они неспособны отреагировать на шаги или образ приближающегося человека с топором… Понятно, что чем сложнее нервная система, тем разнообразнее способы взаимодействия животного с миром, включая такую крайне важную вещь, как способность к научению.

Высокоорганизованная материя

Приближаемся к теме эмоции. Эмоции относятся к очень древним регуляторам поведения живого организма в его взаимодействии с внешним миром. Намного более древним, чем наше сознательное мышление, которое и вовсе в эволюционном смысле существует всего лишь мгновение. Это своего рода дорациональная сигнальная система, дающая знать всему организму о том, что происходит или с ним, или с окружающей средой, и мобилизующая его на действие. Чем более развиты нервная и гуморальная системы регуляции, тем сложнее эмоциональная жизнь живого существа (важно помнить, что переживание эмоций теснейшим образом связано с гормонами/нейромедиаторами). Эмоции работают БЫСТРЕЕ, чем сознательное мышление человека, причем намного. При этом эмоциональные и когнитивные (познавательные) процессы представляют собой единое целое, и одно от другого оторвать невозможно, хотя бы потому, что эмоции точно так же связаны с обработкой информации. Единой теории эмоции нет, но то, в чем сходится большинство: эмоция – это субъективное переживание реакций организма на различного рода изменения во внутренней или внешней среде. Например, страх можно описать и чисто физиологически (учащение сердцебиения, потоотделения, дрожание в коленках), но на субъективном уровне мы переживаем именно страх, а не просто ощущаем, что «у меня по какой-то непонятной причине коленки подкашиваются». Так, кстати, бывает, когда сознательное переживание страха блокируется полностью: тело страх «испытывает», а вот на субъективном сознательном уровне «все в порядке». Итак, какие функции выполняют эмоции (буду говорить об эмоциях человека)? Как минимум три:

Оценка. Например, страх мы испытываем, когда наш мозг, считав всю возможную информацию во внешней среде, выдает вывод: «Опасность!» Вывод бывает основан на прежнем опыте, поэтому далеко не всегда наши эмоциональные реакции адекватны ситуации: психически здоровый человек с параноидным поведением, став заложником генерализации (сверхобобщения) своего прошлого негативного опыта общения со значимыми людьми, теперь боится всех людей. Позитивные эмоциональные состояния вроде радости и счастья тоже связаны с оценкой того, как обстоят дела. Догадываетесь, почему невозможно «отключить» негативные эмоции, не подавляя при этом и позитивные? Функция-то одна.

Мотивация и мобилизация энергии. Эмоции нас еще и мотивируют на совершение тех или иных действий. Если мы полностью отключим эмоциональную жизнь человека, то он просто ляжет и будет смотреть в потолок – мобилизации энергии нет. Всем нам знакомо мощное «хочу!» и сопутствующие ему эмоции; нервное возбуждение при тревоге; сильный выброс энергии при гневе. Эмоции могут мотивировать и «от противного»: «никогда больше!», мы готовы пойти на многое, лишь бы не испытать какие-то очень и очень негативные переживания. Если же нам все равно – мы ничего не будем делать, потому что энергии нет. С мотивационной функцией есть одна проблема – общей закономерностью нашей психики является борьба мотивов, когда в конфликт вступают прямо противоположные стремления, отчего энергии-то много, но она частично используется на подавление «неправильных» стимулов. Знакома эмоциональная ситуация, когда что-то хочется купить, но при этом цена очень высока, или нужно сделать выбор одной вещи из пяти, например? Но купить ну очень хочется…

Маркировка потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями, и третья их функция (связанная с двумя первыми) – это обеспечение человека энергией для удовлетворения той или иной потребности и оценка того, как это удовлетворение происходит. Например, неудовлетворенная потребность в безопасности «маркируется» страхом (если угроза очевидна и понятна) или тревогой (угроза есть, но непонятно, что), страх и тревога мобилизуют энергию для противодействия угрозе (чаще всего через контроль). Стыд указывает на бездонную дыру в плане невозможности удовлетворить потребность в принятии себя другими людьми, гнев – на возникшее внезапно препятствие на пути удовлетворения тех или иных желаний. Мы можем не осознавать потребность, но при этом испытывать эмоции, связанные с нею, – в этом заключается «маркировка» потребностей.

Эмоции могут быть простыми и сложными. Простые эмоции – это первичные, простые переживания, тогда как сложные эмоции состоят из нескольких простых (и их часто называют «чувствами»). К простым эмоциям можно отнести: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вину, нежность, радость, удовлетворение, любопытство, удивление, благодарность. За каждой этой эмоцией лежит оценка ситуации, мотивация к определенному действию, маркировка потребности. Страх: опасность/избежать угрозы/потребность в безопасности. Вина: я совершил что-то плохое/искупить вину/потребность в принятии другими людьми. Благодарность: мне сделали что-то хорошее/вознаградить благодетеля/потребность в отношениях с другими людьми. И так далее. Простые эмоции легко могут быть переведены в действие.

Рационально или эмоционально?

Итак, попытка стать «рациональной машиной» или игнорировать эмоции, сидя в медитации и ожидая, когда они «сами пройдут, главное – ни во что не вмешиваться», – это попытка игнорировать древний механизм саморегуляции , работающий к тому же на бессознательном уровне (сознание просто не поспевает). Поэтому нам иногда кажется, что эмоции возникают сами собой, без какой-либо причины. Это может быть так, если вы приняли психоактивные вещества или у вас серьезные психические проблемы (при депрессии или шизофрении нарушается баланс нейромедиаторов). В противном случае – эмоции всегда имеют причины (осознаваемые или нет), потому что наша психика находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Поэтому «я не понимаю, что на меня нашло, почему я на всех раздражаюсь без причины!» – это прямое указание на то, что какая-то потребность не удовлетворяется, причем длительное время, и вместо того, чтобы бороться с «истеричностью», хорошо бы послушать то, о чем хочет сообщить эмоция. Впрочем, раздражение на всех и вся – это не эмоция, а мутная солянка/окрошка из недопережитых чувств и недопонятых собственных потребностей. Как говорил Юнг о депрессии: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся с индикатором проблемы, а не с проблемой. Как будто лучший способ бороться с пожаром – это разбить пожарную сигнализацию или орать на горящую красную лампочку.

Как победить ревность? Не с ревностью сражайтесь, а разбирайтесь с ощущением собственной неполноценности и неконкурентоспособности в борьбе за партнера.

Как победить страх публичного выступления? Не со страхом сражайтесь, а разбирайтесь с тем, зачем задачу «понравиться всем присутствующим» вы делаете приоритетнее задачи «донести желаемую информацию до заинтересованных слушателей». Взгляните в лицо тому, что вызывает страх, а не ломайте сигнализацию.

Эмоции, как я уже говорил, не всегда говорят нам правду, потому что в психике человека они преломляются через прошлый опыт или заимствованные чужие установки. Мы можем увидеть пожар там, где его нет. Но они всегда нам сообщают что-то о нашем внутреннем мире, о том, сквозь какую призму мы смотрим на окружающую нас среду, и дают энергию на то, чтобы вносить изменения. Важно научиться пользоваться этим замечательным инструментом, а не относиться к нему как к опасному зверю, которого лучше посадить в клетку и держать на голодном пайке.

Действительно – зачем? Часто нам кажется, что они только усложняют жизнь. Да и столько наказов и пословиц впитано с детства: «будь спокойней», «гнев – плохой советчик», «уважающий себя – всегда сдержан», «язык держи, а сердце в кулак сожми», «не к месту печальна, не к добру весела». Ну или что-то в этом роде. Лично я уже в детстве твердо усвоила: своим эмоциям доверять нельзя; стоит начать проявлять эмоции – сразу портятся отношения с близкими; лучше уж перейти на рациональную почву – там безопасней и надежней; меня такую, рациональную и предсказуемую, принимают и одобряют.

Да и выбор-то был невелик: либо становиться удобной и хорошей для родителей, и чувствовать себя принятой, либо проявлять свои чувства и быть отвергнутой. Я выбрала первое (очень рано и совершенно бессознательно). Так я выживала среди взрослых. Мне потребовалось много лет, чтобы осознать всю трагедию потери контакта со своими эмоциями, и пройти долгий путь, чтобы снова начать чувствовать себя живой. Собственно, я и сейчас в пути. Постепенно разбираясь в сложных переплетениях эмоций и чувств, я поняла, что пословицы доносят только половину правды. Основная их цель – разделить на «хорошее» и «плохое» и ввести запреты, чтобы помочь людям худо-бедно уживаться друг с другом. А вот про важность и ценность эмоций народная мудрость часто умалчивает. Попробуем восстановить справедливость.

Так для чего же нам так важно иметь контакт со своими эмоциями?

Во-первых, эмоции дают нам сигнал, что что-то идет не так, и нас это непосредственно затрагивает, но мы пока еще не понимаем что. Мы просто чувствуем легкое раздражение, появляется какое-то беспокойство, а следом и возбуждение – эмоции нам сигнализируют: что-то происходит , что вызывает неудовольствие, фрустрирует наши потребности . Например, если мы сильно проголодались, то почувствуем раздражение, а следом и импульс к действию. А удовлетворив эту потребность, наверняка будем переживать радость и удовольствие.

Или, например, вы куда-то спешите и неожиданно встречаете хорошего знакомого, с которым давно не виделись. Он начинает рассказывать о себе и вас расспрашивать, и вы, в общем-то, рады с ним поговорить, вот только внутри начинаете чувствовать легкое раздражение. О чем это? Да, ведь вы спешили, у вас на это время были другие планы. Эмоции вам об этом сообщают в виде состояния раздражения и нетерпения.

Если мы это раздражение отследили, то тогда появляется выбор — как поступить. Например, мы можем сказать: «прости, старина, но я очень тороплюсь» или, если радости все-таки больше и ситуация позволяет, скажем: «я вообще-то тороплюсь, но с тобой тоже очень хочется поговорить» и остаться. Или же просто будем слушать и злиться, а потом станем обходить товарища стороной — такое случается, когда в отношениях с кем-то нам трудно говорить о своих чувствах и потребностях, а чувства внутри нас «кричат». В каждом из перечисленных случаев эмоции помогают быть чувствительными к ситуации и приспособиться к ней в хорошем смысле этого слова, даже если саму ситуацию мы начинаем избегать. В примере с голодом приспособлением будет поиск еды. Итак, эмоции дают нам импульс к действию , чтобы приспособиться к ситуации, и это их вторая функция.

В-третьих, представим, что мы все-таки слушали товарища, но про себя злились. И пока мы разговаривали, наше внутреннее напряжение выросло. Если мы напряжение осознаем, чувствуем его телесно, то мы можем помочь себе его скинуть, ну, например, пробежаться, подышать, потопать, кому-нибудь рассказать об этом, написать сатирические стихи или хотя бы выругаться в безопасной обстановке. Если же мы свою злость не слышим и напряжение не осознаем, то оно останется где-то в теле в виде зажимов, или мы неосознанно выплеснем его на того, кто под руку попадется. Итак, эмоции помогают нам самих себя услышать и отрегулировать. Чувствуем усталость – отдыхаем, чрезмерное напряжение – расслабляемся. Эмоции говорят нам, когда пора остановиться, передохнуть, позаботиться о себе.

Если контакт с эмоциями потерян, то мы можем обнаружить себя уже в слишком сильной усталости и потере сил или, например, в аффективной злости, или же в глубокой беспомощности. Аффективные, то есть слишком сильные эмоциональные состояния, являются показателем того, что мы себя вовремя все-таки не слышим и не чувствуем, а потом неожиданно для себя и окружающих взрываемся.

Когда в нашей жизни случаются потери, эмоция печали помогает выплакать напряжение, постепенно с потерей примириться и адаптироваться к жизни. Не чувствуя печали, закрываясь от нее, часть души замораживается, каменеет, и это будет влиять на все сферы жизни человека, в том числе и на здоровье, и на отношения с другими людьми.

В-четвертых, эмоции носят коммуникативный характер — они помогают человеку выразить себя в общении, понять другого, почувствовать связь или, наоборот, установить безопасную дистанцию . Живые искренние эмоции в контакте создают надежную атмосферу между людьми. С чувствительными и приветливо-эмоциональными людьми общаться легко и приятно. Если же человек в общении совсем не показывает своих эмоций, не демонстрирует эмоциональную речь и держится нейтрально, он может восприниматься другими как опасный.

Каждому человеку очень важно быть понятым, услышанным. Язык чувств – это прямое сообщение о своем состоянии. Именно этим языком и пользуется ребенок с первых месяцев жизни: он улыбается, выражая удовольствие, злится и плачет, когда что-то ему не нравится. Годовалый малыш может обижаться, кокетничать, печалиться, стесняться, негодовать – все это он легко и естественно выражает своим телом, и мы прекрасно его понимаем.

В-пятых, эмоции помогают нам оценить безопасность ситуации и окружения. Если мы способны чувствовать страх, то мы позаботимся о своей безопасности, и «не зная броду, не полезем в воду». Если же потерян контакт с эмоциями, то и страх не в доступе. Человек может совершать рискованные поступки, но это не мужество, а попытка почувствовать себя живым, желание себя хоть как-то оживить.

Итак, эмоции одной своей стороной связаны с потребностями человека и сигнализируют, когда появляется дефицит или их игнорируют, а другой стороной они связаны с действием, они дают импульс и энергию на то, чтобы этот дефицит устранить. Эмоции связывают человека с окружающей средой: они побуждают на движение «к» среде, и в основе этого движения всегда лежат потребности и нужды человека.

Получается, что теряя контакт с эмоциями, мы теряем контакт с собой и своим телом, связь с другими людьми и с адекватной оценкой реальности. И главное — мы лишаемся способности приспособиться к ситуации так, чтобы это помогало нам эффективно удовлетворять свои потребности, чувствовать себя живыми и иметь силы справляться с жизнью.

Как же узнать, насколько мы в контакте со своими эмоциями? Попробуйте ответить на несколько вопросов.

  • Насколько бережно вы обходитесь с собой и своим телом, когда чувствуете усталость или подавленность?
  • Бывают ли у вас аффективные вспышки?
  • Чувствуете ли вы связь и общность с другими людьми?
  • Можете ли вы чувствовать и проявлять радость, печаль, сочувствие, злость и выражать их в общении?
  • Как много в вашей жизни удовольствия и интереса?
  • Бывает ли, что вы рискуете своей жизнью, и вам даже трудно это признать?
  • Достаточно ли у вас сил и энтузиазма, чтобы справляться с жизненными задачами?

Если вдруг вы осознали, что связь с эмоциями у вас недостаточна — ее можно восстановить. Для этого нужна ваша осознанность и желание делиться своими чувствами, мыслями, состояниями и наблюдениями с человеком, которому вы доверяете – это может быть друг, партнер по браку или психотерапевт. Главное, чтобы вас слушали и принимали без оценок, советов и наставлений. Когда-то способность проявлять и принимать свои эмоции была потеряна в отношениях с другими людьми (как правило, это родители), и именно в отношениях она может быть и восстановлена: человеку нужен человек.

Постепенно, приобретая навык слышать свои эмоции и доверять им, появляется более сложная способность — смешивать чувства, что приводит к внутреннему равновесию и мудрости. Но о смешанных чувствах мы поговорим в следующей статье.

"Миром правят эмоции. Вся судьба цивилизации находится во власти человеческих чувств.

Люди в своих действиях руководствуются не столько разумом, сколько порывами души".

Наполеон Хилл.

Как Вы думаете, сколько эмоций способен испытывать человек?

Психологи выделяют несколько базовых эмоций: радость, гнев, печаль, удивление, отвращение, стыд, вина. И у каждой эмоции есть своя шкала оттенков.

Например, разная степень страха имеет своё название: испуг-страх-ужас-паника. То же самое относится и к другим эмоциям.

Вот такая богатая у нас палитра для того, чтобы нарисовать свою собственную жизнь!

Причём тут эмоции, спросите Вы?

Да ведь именно эмоции и являются теми красками, которые создают полотно наших дней. Именно они в конечном счёте определяют, как Вы будете оценивать прошедшие годы, бросив взгляд назад. То, что не было эмоционально окрашено, быстро забывается. Помним мы лишь то, что является значимым, а, следовательно — вызывает сильные эмоции!

Эмоции такая же неотъемлемая часть жизни, как дыхание. Они позволяют нам:

  • Адаптироваться к окружающему миру и выживать;
  • устанавливать контакт с другими живыми существами;
  • регулировать поведение;
  • определять настроение и настрой.

Эмоции позволяют нам переживать реальность.

Можно сказать, что мы всегда смотрим на мир через увеличительное стекло эмоций.

Если у нас приятные эмоции, то нам кажется, что мир добрый и прекрасный, а все люди вокруг — исключительно замечательные и дружелюбные.

Если мы смотрим через увеличительное стекло в плохом настроении, то нам кажется, что всё вокруг мрачное и враждебное, а окружающее пространство — на редкость неприятное местечко во Вселенной…

Известный профессор психологии Кэрол Изард считает, что " …именно эмоции определяют образ жизни и задают программы познания и поведения" .

Что же такое эмоции?

Эмоции — это оценочная реакция человека на определённые (возможные или существующие) ситуации. Эмоции направлены на сохранение жизни и связаны с нашими потребностями.

Можно сказать, что эмоции — это почтальоны, по меткому выражению Д. Аксенова. Они приносят нам важную информацию о том, в чём мы на самом деле нуждаемся больше всего на свете. Таким образом, наши эмоциональные реакции всегда показывают наши потребности.

Как и всё в природе, эмоции имеют двойственный характер.

С одной стороны, они помогают нам взаимодействовать с другими людьми, с другой стороны — могут и навредить. Видимо, поэтому некоторые эмоции принято считать негативными.

Хотя правда в том, что "вредных" эмоций не существует. Просто у каждой эмоции есть своя собственная функция и своя "полезность".

Возьмём, например, такую эмоцию как страх. Чем она может быть нам полезна?

Страх — одна из самых сильных эмоций, вызывающая значительный выброс гормонов в кровь. Её задача — быстрая реакция на опасность.

Кстати, в результате исследований обнаружили, что люди больше всего боятся испытывать страх. Психологи связывают этот эффект страха перед страхом с потерей контроля над телом и над ситуацией. Как только контроль возвращается, или мы понимаем, что можем влиять на ситуацию, страх проходит.

Когда человека охватывает страх, кровь устремляется к большим скелетным мышцам, в частности, к мышцам ног, помогая быстрее убегать от опасности. Человек при этом бледнеет, что происходит в результате оттока крови от головы.

Появляется ощущение, что кровь "стынет в жилах". В этот момент цепенеет тело, а внимание сосредоточивается на непосредственной угрозе, чтобы быстрее определить, как действовать для спасения жизни.

Со школьных лет мы знаем 2 реакции на опасность: беги и нападай .

Страх активирует реакцию "беги". Но не всегда.

В зависимости от силы испытываемого страха человек может оцепенеть, замереть. Эволюционно самый сильный страх вызывали смертельно опасные хищники, от которых спастись бегством было невозможно. Один выход в этой ситуации — притвориться мёртвым, сделать так, чтобы хищник принял тебя за камень или дерево и прошёл мимо.

Такой "страх оцепенения" возникает в самых критических ситуациях, он сопровождается максимальным выбросом гормонов в кровь и кратковременно парализует мышцы. Наши мыслительные процессы замедляются, давление и температура снижаются.

Иногда говорят: "Страх мозг отключил" . Это означает, что в состоянии страха думать невозможно. Мы не можем думать, анализировать ситуацию, не можем принимать решения.

Дерево. Камень. Спасение.

Это можно сравнить с заполнением стакана водой.

Если воды на дне стакана немного, то песок лежит ровным слоем где-то на дне и никак не мешает течь потоку мыслей. И мысли бурлят, текут, проплывают в нашей голове непрерывно.

Но стоит только песку взбаламутиться и подняться со дна, как прозрачность становится нулевой. Мы не видим дна в стакане — сплошная муть.

То же самое и с эмоциями.

Но если посмотреть глубже в суть проблемы, то становится понятно, что дело не в том, что эмоции наносят вред, а в том, что мы не можем с ними совладать, не понимаем их и не можем остановить свои слова или действия . Собственно, вред, о котором мы все говорим — это последствия необдуманных действий и слов…

На самом же деле эмоции снабжают нас информацией о реальности, они наше зеркало, они дают справедливые оценки и позволяют нам реагировать на ту или иную ситуацию.

Эмоции в прямом смысле управляют всей нашей жизнью.

Эмоции создают движение энергии.

Наполеон Хилл ещё в начале прошлого века предложил вот такую расшифровку:

Е — Motion = Energy Motion

"Эмоции позволяют нам проживать реальность, чувствовать, желать и быть.

Мы подобны потоку, который находится в непрерывном движении". (Д. Гоулман)

Именно эмоции лежат в основе нашего настроения и настроя. А они, в свою очередь, влияют на решения, которые мы принимаем, и на эффективность наших действий.

Настроение — это длительная эмоциональная доминанта. Часто настроение включает в себя целое семейство "родственных" эмоций и продолжается от нескольких часов до дней.

И если сменяющие друг друга за несколько секунд эмоции мы не всегда идентифицируем, то настроение, как правило, заметить успеваем.

"Мне грустно", "сегодня такой приятный день", "у меня радостное настроение".

Это — настроение.

А на что влияет наше настроение?

    Настроение определяет степень работоспособности.

    Позитивное настроение вызывает подъём и возбуждение, у нас появляется бодрость и готовность действовать.

    Настроение определяет степень нашей эффективности.

    Под влиянием грусти и "расстроенных чувств" всё буквально валится из рук. Берёшься помыть посуду — обязательно чашку разобьёшь, делаешь отчёт для начальника — обязательно пару ошибок пропустишь. Можно сказать, что в плохом настроении мы притягиваем к себе неприятности. Мы даже иногда говорим: "Утром не с той ноги встал — и весь день насмарку" . Но дело, конечно же, не в ногах! Просто мы вовремя не осознали свои эмоции и никак не повлияли на них. Хотя могли бы…

    Настроение определяет способность к творчеству. Этот фактор влияния очень важен для людей творческих профессий. Попробуйте написать статью в состоянии апатии! Зато подлинные шедевры в любом виде творчества выйдут из-под Ваших рук в состоянии приподнятого настроения.

    Настроение определяет качество взаимодействия с другими людьми. Чем чаще мы пребываем в хорошем настроении, тем легче нам устанавливать контакты с другими людьми. В хорошем настроении мы более открыты, способны к доверию и со-переживанию. Мы можем со-чувствовать. Такие понятия как эмпатия и социальное взаимодействие становятся нам доступны на практике.

    Настроение определяет способность к счастью. В позитивном настроении мы более склонны видеть свои достоинства, принимать себя и других людей такими, какие они есть. Нам легче достигать внутренней гармонии и целостности. И, конечно же, нам легче поддерживать сильную веру в себя. Именно вера в себя, как корни могучего дерева, удерживает нас в различных жизненных ситуациях и помогает пережить горе и радости.

"…Определённое настроение изменяет и ограничивает наш образ мыслей.

Оно делает нас уязвимыми там, где в нормальном состоянии мы сильны…". (Д. Гоулман)

Наша система образования не предусматривает курса по управлению настроением.

Но каждый может самостоятельно научиться осознавать свои эмоции, понимать их язык и "дружить" с ними.

Как только Вы будете понимать, какую информацию несут Ваши эмоции, как Вы можете превращать одну эмоцию в другую, усиливать или ослаблять свои переживания или создавать "настроение по заказу", качество жизни значительно улучшится.

Ведь именно эмоции — то самое волшебное стекло, которое, как в калейдоскопе, из множества разноцветных кусочков мира создаёт волшебный орнамент Вашей жизни…

В статье использованы материалы книги Полины Рэй "Рецепт жизни — добавляем счастье по вкусу".



Рассказать друзьям