Значение церкви в жизни человека. О значении Церкви в жизни современного человека рассказывает иерей Роман Закиров, руководитель Отдела культуры Кемеровской епархии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д.

Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель.

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

От издательства

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

В «Справочнике православного человека" мы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав для понимания современных христиан. Нами подготовлена первая часть книги – «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью. Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.

Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.

При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.

Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.

Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению. Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы. Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:

1 . Священное Писание и Священное Предание.

2 . Иконопись (без специальных и прикладных сведений).

3 . Богослужение Православной Церкви.

4 . Таинства Православной Церкви.

5 . Годовой круг праздников и православные посты.

6 . Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.

Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.

Храм, его устройство и значение его в жизни христианина.Часть 2, так называлась встреча настоятеля Благовещенского храма отца Иоанна Масягина с телезрителями КТВ-8 передачи «Православие для всех»

Храмы нужны не Богу, Престол Которого - небо и подножие - земля, а нам они нужны.

Архиепископ Иоанн Шанхайский

Совершенство форм православного храма, в которых ясно прослеживается идея о спасении и беспредельной любви Божией к своим созданиям не оставляет равнодушным ни одного проходящего мимо него. Каждая деталь христианского храма рассказывает нам, как величествен, и в тоже время достижим горний мир для истинно верующей человеческой души.

Устроение храма — это своеобразный гимн красоте и премудрости сотворенного Богом мира. Он выражен в единстве трех областей: земной, небесной и Божественной. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: притвор, собственно храм и алтарь. Алтарь знаменует собой область бытия Божия, средняя часть - область горнего Ангельского мира (духовное небо) и притвор - область земного бытия.

После грехопадения человека Царство Божие было закрыто для него. В ветхозаветном храме область бытия Божия символизировала Святая святых, куда никто не мог входить, кроме первосвященника один раз в год с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте откроет Царство Небесное для всех.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Слово “алтарь” происходит от латинского alta ara что означает “возвышенное место”. Алтари христианских храмов устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это правило берет свое начало еще с глубокой древности и соблюдается по сей день.

Первую и важнейшую часть алтаря составляет Святой Престол. Престол для храма - то же, что Церковь для мира. Как знамение Единого Бога Вседержителя, являющегося центром всякого тварного бытия, Престол располагается только в центре алтарного пространства. Он символизирует и Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе. Четырехугольная форма указывает на Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди призываются к общению с Богом в Святых Таинах.

В соответствии с традицией в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие - абсида. Вплотную к середине абсиды сооружается возвышение, где расположено кресло для епископа, как знамение трона, на котором невидимо восседает Господь Вседержитель. Эта часть храма именуется Горним местом. Архиерей, во время сидения или стояния на горнем месте, изображает Самого Иисуса Христа, а священники, служащие с ним - святых апостолов. В первые века христианства горнее место в храмах пользовалось особым почитанием. Священномученик Петр, правивший Церковью в Александрии, в течение всей своей жизни так и не посмел взойти на ступени горнего места, каждый раз видя на нем блистающий свет и чувствуя некую Божественную силу.

В алтаре храма обычно имеется особый светильник из семи ветвей, который располагается с восточной стороны Престола перед Горним местом. Семисвечник знаменует собою райское древо жизни, а число лампад - семь таинств Православной Церкви, тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола находится жертвенник, который по внешнему виду подобен Престолу, а по размерам бывает меньше его. Свое название это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной Литургии, во время которой хлеб и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства. В некоторых случаях при богослужении жертвенник напоминает нам пещеру, в которой родился Иисус Христос. А в некоторых - гору Голгофу, на которой он был распят.

Алтарь, как правило, имеет три окна, символизирующие троический свет Божества. По причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии алтарь как бы повторяет собой ту прибранную горницу, где состоялась Тайная Вечеря перед крестной смертью Иисуса Христа. Святость этого места настолько велика, что в древности вход в алтарь был строго запрещен кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Впоследствии в алтарь стало дозволено входить церковнослужителям в сане иподиакона, чтеца, алтарника или инокиням женских монастырей, которые помогают в соблюдении убранства этого святого места.

Святая церковь заботится о душе каждого, пришедшего в храм, и учит нас основам нашего спасения не только через богослужение и таинства. Но и через устройство православного храма. Каждый священный предмет, находящийся в алтаре имеет свое символическое и богослужебное значение, через которое мы узнаем глубину премудрости и любви Божией ко всем приходящим в храм.

На престоле находятся несколько священных предметов. Это антиминс, Евангелие, дарохранительница, один или несколько напрестольных крестов.

Антиминс — это освященный архиеерем четырехугольный шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам. Без него нельзя совершать Божественную Литургию.

По своему значению Антиминс равен Престолу. В переводе с греческого слово антиминс означает «вместопрестолие».

В первые века христианства, когда совершение богослужения преследовалось, Таинство Евхаристии могло совершаться в частных домах, пещерах и даже под открытым небом. В антиминс вкладывается частица мощей святого, так как в первые века христианства литургия совершалась на гробницах мучеников.

Поверх сложенного антиминса на престоле полагается Святое Евангелие, называемое напрестольным, которое знаменует собой Господа Иисуса Христа. Евангелие значит «благая весть», весть о Воскресении и нашем спасении. Напрестольное Евангелие принято украшать драгоценным окладом, на котором помещается образ Воскресения Христова, или Сошествия во ад.

На престоле всегда находится дарохранительница. Этот особый сосуд предназначен для хранения Святых Даров – Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Святые Таины, находящиеся в ней, предназначены для причащения больных, не способных самостоятельно придти в храм для участия в Таинстве Евхаристии.

Дарохранительница, по обычаю, делается в виде церкви, в старину называвшейся «Иерусалимы» или «Сионы». Внутри этого сосуда в гробнице — особом ящичке, полагаются приготовленные в Великий Четверг Святые Дары.

Напрестольный крест с распятием есть также одна из самых существенных принадлежностей Престола. Крест это не только символ Искупления, но и залог любви к нам Христа Спасителя, и здесь на Святой Трапезе — Престоле он довершает всю символику нашего спасения.

Средняя часть, символизирующая горний, Ангельский мир, самая большая часть храма. Также она знаменует область земного бытия – мир людей, но уже освященный и оправданный – Царство Божие на земле. Часть храма, означающая земной мир непременно должна отличаться от области бытия Божия, которую символизирует алтарь. Возвышение алтаря соблюдалось с древних времен и сохранилось до наших дней. Но постепенно алтарь стал отделяться особой перегородкой. Она получила название — «иконостас».

Иконостас имеет важное богослужебное значение, а также учит верующих основам христианского богословия.

В центре иконостаса располагаются Царские Врата – двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив Престола. Свое название Царские Врата получили благодаря своему предназначению в Божественной Литургии. Господь Иисус Христос невидимо проходит через них во время входов с Евангелием, в предложенных Честных Дарах во время Великого Входа.

Слева от царских врат всегда помещается икона Божией Матери, справа — икона Иисуса Христа. Сразу за иконой Спасителя расположен образ того святого или священного события, во имя которого освящен престол данного алтаря. Эта икона называется местной или Храмовой.

Над Царскими вратами мы видим образ Тайной Вечери, означающий начало и основание Церкви и её самое главное Таинство – Причащение Тела и Крови Христовых.

Иконостас не закрывает алтарь от молящихся в храме. Он раскрывает для них духовную сущность всего, что совершается в алтаре и в Церкви Христовой. Образы иконостаса, как и всего православного храма открывают человеку Царство Божие, являющееся здесь с особой силой, они создают особые благоприятные условия для встречи и общения человека с Богом.

Православный храм - это гораздо больше, чем дом молитвы, - это целый мир, …собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово.

русский философ, правовед Евгений Николаевич Трубецкой

Православного человека святыни окружают, практически, на каждом шагу. Храм, иконы в храме, хоругви на Крестном ходе — это все святыни. Людей неверующих (или верующих, но неправославных) подобные вещи просто шокируют. «Вот вы говорите, — убеждены они, — будто бы вы лишь одному Богу поклоняетесь. Но так ли это: вон у вас сколько «богов» — людей, которых вы на иконах рисуете и называете святыми. Да и вещей, которым вы поклоняетесь у вас немало: те же иконы, например. А храм: почему вы к зданию-то так благоговейно относитесь? Вы что, и камням покланяетесь? Не заслоняет ли вам Бога вся эта внешняя мишура?» Чему на самом деле поклоняются православные люди и мишура ли все это – давайте попробуем разобраться вместе.

Первая православная святыня, которую видят и которой восхищаются все, даже неправославные, — это храм. Храмы и монастыри России – наше бесценное историческое наследие, подлинное сокровище нашей и мировой культуры. Но почему для православного человека так важен храм? Почему наши предки тратили столько времени, сил, средств и труда для того, чтобы создавать эти архитектурные шедевры?

Храм для православного человека – это примерно то же самое, что оазис с источником воды для странника в пустыне. Для него вода – это не просто жидкость. Это великая ценность. Точно также и для верующего человека храм – не просто здание, но место, где каждый человек здесь и сейчас переживает общение (и встречу) с Богом. Конечно, молиться Богу можно практически везде (например, дома, на работе). Но дома человек общается с Богом как бы один на один. В храме же его личная молитва присоединяется к общей (православные называют ее соборной) молитве других таких же, как он, верующих людей. Таким образом, если храм подобен источнику воды, то домашняя молитва – это вода из фляги, которую человек набрал в этом источнике. Как бы много воды не было во фляге, когда-нибудь фляга все равно опустеет. И с пустой флягой человек идёт к источнику. Точно также и человек, чтобы его общение с Богом не прерывалось, имеет возможность, посещать храм.

У верующих особое отношение к храму еще и потому, что сама его архитектура и внутреннее устройство глубоко символичны, они подчеркивают, что человек оказался в месте, где его ожидает встреча с Царем, Царем Небесным. Храм даже называют маленьким кусочком неба на земле.

Любой храм имеет ступеньки. Они символизируют необходимость для каждого человека подняться (совершить восхождение) от земных сиюминутных забот к вечным духовным истинам и ценностям.

Войдя в храм, человек оказывается в так называемой трапезной части храма. В древние времена (времена первых христиан) здесь совершались общие трапезы (агапы). Потом эта традиция прервалась, но трапезные части во многих храмах сохранились. Их продолжали строить как напоминание, что православные должны не только молиться вместе, но и совершать вместе добрые и полезные для всего общества и каждого конкретного человека (богоугодные) дела. Ведь православные люди, это активные люди, стремящиеся к тому, чтобы воплощать заповеди Христовы в реальной жизни. Вера без богоугодных дел – не вера. Сегодня в трапезной части храма нередко совершается Таинство Крещения. Здесь обычно находятся иконы наиболее почитаемых местных святых.

Во многих храмах трапезной части нет, но есть притвор – своеобразная «прихожая», что отделяет мир повседневной суеты от кусочка неба на земле. Пройдя притвор или трапезную часть, мы оказываемся в основной части храма – месте, где, собственно, и проходят богослужения.

Первое, что бросается в глаза человеку, оказавшемуся здесь – иконостас. Это передняя стена с рядами православных икон.

Кто же такие святые и почему православные обращаются к ним в молитвах? Святые – это люди, которые научились никогда не прерывать своего общения с Богом. Это те, для кого Бог стал всем. И которые пред Ним живы, ведь наш Господь – Бог живых! И когда мы обращаемся к ним в молитвах, мы просим их помочь нам стать ближе к Нему, наладить наше общение с Ним, разделить с нами наш путь в Небесное наше отечество. Просим также, как мы бы просили помощи в наших земных нуждах наших родственников (старших братьев, сестер) или друзей. И они помогают, свидетельства о чем мы найдем в многочисленных эпизодах из житий святых.

Молясь перед иконами, мы молимся не доскам и краскам, но обращаемся с молитвой к тому, кто на сей иконе изображен. Каждая икона – это, говоря языком Интернета, своеобразная ссылка. Ссылка на житие святого, на его жизнь, которая всегда может послужить достойным примером для любого человека. Ссылка на историю нашей страны, ведь все российские святые были лучшими гражданами нашего Отечества, многие из которых оставили яркий след в истории (святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков). Не почитать их – это забыть лучшие страницы Отечественной истории, потерять бесценный опыт.

Иконостас отделяет от нас алтарь. Возвышения на полу перед иконостасом – солея и амвон. Они подчеркивают, что за иконостасом находится самая большая святыня в храме – престол. Престол – это действительно удивительное и непостижимое место в храме. Во время Евхаристического канона (когда хлеб и вино сошествием Св. Духа пресуществляются в Кровь и Тело Иисуса Христа) вокруг него разрывается время и пространство и буквально в прямом смысле мы переносимся в сионскую горницу, где Сам Иисус преподаёт своим апостолам, а теперь уже и нам, Св. Дары, источник бессмертия.
Более подробно о Таинствах Православной Церкви мы расскажем в следующих номерах.

Разве может не быть святыней место, где происходят такие чудесные события? Храм, иконы и помогают человеку понять суть православного вероучения, причем эта сфера познания не имеет конца. И это не «внешняя мишура». Это сжатое до символов, образов знание, которое дает возможность жить, постоянно находясь в общении с Богом.

Пишите на электронную почту миссионерского отдела епархии mission@сайт или на электронный адрес сайта епархии info@сайт, если статья у вас вызвала интерес или желание высказаться.

Руководитель миссионерского отдела Нижегородской епархии иерей Валентин Марков


Методическая разработка урока

Тема: Внешний вид и духовный смысл православного храма
. В работе проводится анализ внутренней и внешней символики православного храма, в результате которого выделяются особенности христианской модели мира.
Тип урока:
изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели:
 изучение особенностей христианской модели мир;  анализа основных внутренних и внешних символов храма
Задачи урока:
Воспитательные:  воспитание чувства любви к Родине;  воспитание культурно-ценностного отношения к русской истории;  воспитание чувства национальной гордости за великие культурные достижения наших предков; Образовательные:  познакомить учащихся с символикой православного храма;  активизировать познавательный интерес к духовному наследию наших предков; Развивающие:  развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать символы, отражающие христианскую модель мира;
Тип урока:
формирование новых знаний.
Ход урока:
Русь невозможно представить без храмов. Купол церкви, увенчанный крестом православным, для всего мира является символом России. С момента крещения Руси храм играл необычайно большую роль в жизни наших предков. Вся жизнь русских людей неразрывно была связана с храмом: от крещения в студеной купели до гробовой доски. Родился человечек - его крестили, женился - венчали, при болезни - соборовали, исповедовали, а когда уходил человек из этого мира, то его отпевали. -
Найдите в словаре понятие храм?
В словаре Ожегова читаем: "здание для богослужения, церковь". Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества
Христова. Христианские храмы сначала были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания (в 313-ом году), христианские храмы начали возникать повсеместно. Поначалу храмы имели форму базилики - продолговатого четырехугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых «нефами» (или кораблями). Средний неф был выше боковых. Наверху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха. Вскоре стали возникать и другие формы храма. Начиная с V-го столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на православную Русь.. Православный храм являет собой неразрывное религиозное и эстетическое единство. Православный храм представляет сбой сложный символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. Храм как целостный символ - это образ Вселенной. Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль, должен иметь три двери, как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море. Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.
- Может кто-нибудь из вас знает, а на какую часть света ориентированы католические храмы?
(Католические и протестантские храмы ориентированы на Запад.)
- Почему так?
(Потому, что западные храмы полностью воспроизвели конструкцию античных храмов, в которых первые лучи восходящего солнца должны были осветить статую божества, стоящую в глубине храма).
Особенностью русского храма является ориентация на восток.

Восточная часть в православии
– «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный рай был на Востоке, в Эдеме (Быт. 2, 8). Восток так же место вознесения Христа.
Х
рам имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света. Этому символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский (киевский, новгородский, владимирский, московский). Каждая стена должна соответствовать одной из сторон свет и, одновременно, - той или иной области церковной жизни.

По образцу ветхозаветного храма, который имел двор, святилище и святая святых, православный храм также разделяется на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. РИСУНОК 1. Поднявшись по ступеням, (символ духовного восхождения) входим в притвор.
Притвор
является символом мира греховного. Он находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая. Здесь стоят некрещеные люди (не христиане) и кающиеся (те, кого Церковь не допускает к причащению
Святых Таинств). Они не изгоняются из храма, но и не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее Таинствах. Внутри храм встречает человека необычной красотой и тишиной. Храм имеет два духовных центра – алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему. РИСУНОК 2. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается
свод
и символизирует Царствие Божие (Горний мир) . В куполе изображается Глава Церкви - Христос Вседержитель. В храме входящего человека окружают изображения на стенах.
Стены
, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов. На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных –проповедовавших закон христианской веры.
Алтарь
- это самая священная часть храма. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения (Евхаристии) - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Алтарь устраивается на возвышении. Посреди алтаря находится Святой престол- особо освященный четырехугольный стол, покрытый священными одеждами. На нем лежат крест, Евангелие, антиминс, стоят дарохранительница и дароносица. На престоле невидимо восседает Сам Господь (Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенности, как бы приближая к небу). Самое главное богослужение в Православной церкви называется Литургия. Службу совершают священнослужители, обращаясь к прихожанам храма с амвона.
Солея, амвон
– продолжение алтарного возвышения. Амвон (гр.) – «восхождение», знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль). Амвон возвещает так же о воскресении Христовом, означает камень, отваленный от дверей Гроба Господня. На амвоне совершается Таинство Причащения Святыми Дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места. Общую идею храма выражают иконография его средней части.
Средняя часть храма
, «корабль» - представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Место, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря
иконостасом:
перегородкой с множеством икон. Иконостас символически соединяет мир земной и Царство небесное. В самых древних храмах эта перегородка была низкой и не имела икон. Только с конца VIII-го столетия после осуждения иконоборческой ереси к перегородке между алтарем и средней частью храма стали прикреплять иконы. Так с веками образовался иконостас, состоящий из нескольких рядов икон, расположенных по определенному плану. Иконы передают в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами.
- Скажите, а в чем разница между языческим поклонением идолам и православным

почитанием икон?
(Язычники обожествляли предметы. Простому камню или изваянию
приписывалась магическая сила, это и было само божество. Молясь же перед иконой, мы молимся не веществу, из которого она сделана, а Господу, Богоматери или святому, которые на ней изображены.)
Западная сторона
храма символизирует «страну мертвых», ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших внутри или снаружи храма, в притворе, реже на прилегающей северо- западной стороне. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного Суда, а светские сцены забав и игрищ (Храм св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к гибели.
На северных и южных стенах
храма – изображение Вселенских соборов – важных событий Церковной истории. Вся роспись храма – символ Церкви вечной. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерархию. Поддерживающие купол "
паруса
" храма с изображенными на них Евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, - это крепящиеся к мачте «корабля спасения» паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.
Столбы
–опоры -соединение неба и земли.
Окна
символизируют свет учения Церкви.
Пол
- нижняя часть храма, знаменует собой землю. В архитектуре православного храма небо и земля не противопоставляются, а напротив, находятся в тесном единстве.
- Итак, мы разобрали значения внутренних символических частей храма, рассмотрим теперь

внешние символические составляющие. Внешняя форма храмов может быть различна: крест,

круг, восьмиконечная звезда, прямоугольник, но духовное значение одно - это «ковчег

спасения».
Увенчанные крестами купола церкви связывают небесное и земное.
- Что напоминает плоский византийский купол над храмом?
(Небесный свод над землей)
- А готический шпиль католического храма?
(Выражает стремление души ввысь, к небесам). Русская луковичная глава, покрытая позолотой, как гигантская свеча, устремленная в небеса, символизирует идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.
Крест
является обязательным атрибутом православного храма. Он завершает купол. Крест – главный христианский символ. Языческий символ крест, означавший счастье, свет, жизнь или животворящие силы, получил совершенно новый смысл в христианстве: в нем слились воедино и мученическая смерть Иисуса Христа во имя человечества, и избавление от страданий, и вечная жизнь. Почитание креста в православной традиции начинается только с IV в. н. э. В христианском искусстве первых веков изображение креста отсутствует - это связано с тем, что в античности крест воспринимался как орудие пытки. Изменение отношения к кресту связано с именем императора Константина Великого, который приказал изобразить знак креста на своих знаменах.
Войско победило. После этого крест стал символом победы в широком смысле - победы над смертью, знак духовного ограждения от воздействия злой силы. В самом храме знаком креста отмечена вся церковная утварь - чаша для причастия, сосуды для освящения воды, кисточка, которой совершается помазание и т.д. Многочисленные кресты украшают богослужебные облачения духовенства. Священника в храме всегда можно узнать по нагрудному кресту. Православный обычай - после окончания службы обязательно приложиться к кресту. -
И так, что же мы узнали сегодня на уроке? В сознании наших предков храм олицетворял

вселенную, космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем

фоне. Под куполом небом развертывалось литургическое действо. Узнали также, что зодчие

уделяли огромное внимание как внешнему, так и внутреннему убранству храма, где

собиралась община верующих, приобщаясь к миру духовному, божественному, ища в нем

душевное спокойствие и надежду на спасение после смерти.
Божии храмы как связь времен, и сегодня являются центрами духовной жизни граждан, россиян. Смотришь на великолепные храмы, соборы, и чувствуешь великую благодатную силу, ощущаешь в душе светлое и доброе чувство сопричастности к истории своей страны, своему народу.
Домашнее задание:
Ответить на вопросы: Каково космологическое значение иконостаса в структуре Православного храма? С чем у вас ассоциируется подкупольное пространство с изображенным в нем Пантократором? Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с изображением Пантократора, если бы оно было расположено на стене? В свою очередь купол без изображения Пантократора был бы для верующего символом места обитания небесных жителей? Как вы думаете, воздействует ли внешняя и внутренняя красота Православного храма на душу человека? Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?

Список используемой литературы:
Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. С. 37. Бычков В.В. Павел Флоренский // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 31 Вагнер Г.К. От символа к реальности. М., 1980. Забелин И.Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве // Вопросы науки, искусства, литературы и жизни. Вып. 24. М., 1900. Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм // К свету. 1994, № 17. С. 60. Лосев А.Ф. Проблемы символа в религиозном искусстве. М., 1995. Лотман Ю.М. Символы в системе культуры. Тарту, 1987. Миронов А.М. История христианского искусства. Казань, 1914. Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. 1981, № 29. С. 70-79. Русская Православная Церковь. М., 1980. С. 203-204. Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К свету. 1994, № 17. С. 26. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение. 1891, кн. 4. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. М., 1980. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 322.
РИСУНОК 1.
Рисунок 1

РИСУНОК 2. Рисунок 2

Открытая городская исследовательская конференция

"Краеведческие чтения"

Значение православных храмов в жизни города Курчатова

секция Культурное наследие

тип работы исследовательская работа

Обыденных Людмила Ивановна,

учитель начальных классов,

МБОУ "Гимназия № 2"

г. Курчатов, 2017 г

I. Введение..........................................................................................................1

II. Храм в жизни города......................................................................................4

III. Храм Успенья Пресвятой Богородицы.........................................................5

IV. Храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в

земле Курской просиявших.................................................................................7

V. Храм святого Луки Крымского, исповедника..............................................8

VI. Заключение.....................................................................................................10

I . Введение.

В 2014 году в г. Курчатове в рамках фестиваля детского творчества "Сияние Рождества" проходила исследовательская конференция "Радость моя!", где я принимала участие со своей работой "Письмо батюшке Серафиму Саровскому" и стала ее лауреатом. Конференция проходила в храме преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших. В тот январский день я впервые осознанно познакомилась с храмом. (слайд 1, слайд 2)

Так началась моя дорога к Храму, идя по которой, я хотела узнать, что находят там люди, как их деятельность влияет на жизнь города? Я поняла, что храм это не только красивое здание, а нечто большее.

В беседах с одноклассниками, в ходе проведенного анкетирования школьников, я выяснила, что очень много людей, не знают, чем еще кроме молитвы занимаются прихожане в храме, не знают какую большую просветительскую и благотворительную работу они делают. Об этом, конечно, нельзя рассказать без понимания православия, основных понятий веры в Бога. Ведь нашу великую страну Россию создали своими трудами именно православные люди. И не знать этого, и не говорить об этом в наше время нельзя. Ведь нация, не знающая своих корней, теряющая свои духовные основы, обречена.

В начале своей работы, я видела проблему в отсутствии информации у людей и недостаточности ее в целом, о православных храмах нашего города. Люди имеют очень смутные представления о их значении и деятельности.

Целью моей работы было побольше узнать, из первых уст, о значении храмов в жизни города Курчатова, рассказать о замечательных, скромных людях- настоятелях храмов, учителях воскресных школ, членах групп милосердия, о той большой благотворительной и просветительской работе, которую они ведут.

Задачами своей работы я видела восполнение пробела информации об этих жителях нашего города, о храмах, изучение просветительской и благотворительной деятельности прихожан, их роли в жизни Курчатова.

О храмах города Курчатова, написано мало, в интернете на официальных сайтах есть только сухая информация, но за этими строками не видно живых людей, подвижников, живущих среди нас.

Храмы нашего города играют исключительно важную роль в воспитании: духовных и нравственных качеств людей, патриотизма, особенно подрастающего поколения.

Методами решения поставленных задач, у меня были интервьюирование настоятелей храмов, членов групп милосердия, преподавателей воскресной школы, жителей г. Курчатова, проведение анкетирования.

Свою работу я построила на живом общении с ними, изучением их деятельности, посещением храмов, изучением литературы, интернет ресурсов, исследования уровня знаний школьников о деятельности православных храмов.

Я посетила все три храма нашего города, взяла и записала интервью с батюшками, сделала фотографии храмов, их внутреннего убранства.

Но прежде, чем подойти к раскрытию темы своей работы, я хочу рассказать, что мне удалось узнать о значении храма в жизни города.

II. Храм в жизни города.

По духу, по образу мыслей - мы православные. Символ православия -храм. На Руси всякий город, всякое селение начиналось с Храма.

В 20 веке эта традиция была утеряна: церкви не строились, а наоборот разрушались. Но в 90-е годы прошлого столетия изменилось отношение людей к своим православным корням, во многих городах началось строительство храмов. (слайд 4)

"Не хлебом единым жив человек!" Не только им. С детства в каждом из нас теплится духовная искра. Не потерять ее, в течении жизни, помогает нам - вера и храм - Дом Божий, место соединения Бога и людей.

Наш город - совсем еще юный в историческом летоисчислении, ему 48 лет. Но в нашем маленьком городе действуют уже три храма, о которых, вот что мне удалось узнать.

III . Храм Успенья Пресвятой Богородицы.

(слайд 5)

История Успенского Храма уходит в глубь веков. С 17 века известно село Успенское Колпаковской волости Льговского уезда. Село и церковь располагались вдоль оживленного Киевского тракта, ныне проходящего как и встарь на том же месте. Вероятно, именно по этой дороге в Киев шли будущие великие святые и наши земляки- преподобные Феодосий и Серафим.(слайд6)
Судьба Успенского храма после 1917 года была печальна, как и многих церквей той эпохи. Его закрыли и разграбили.

В 1990 году в город приехал молодой священник отец Георгий. По просьбе прихожан власти передали ему небольшой деревянный домик. (слайд 7)

______________________________________________________________________

1.Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011.

2.Храмы России. Москва 2012, С.Минаков

В этом домике начали вести богослужения.
Одновременно с этим началось строительство храма.

В интервью, (слайд 8) взятом мною в ходе своей работы, настоятель храма протоиерей Роман отметил, что в первую очередь, активное участие в строительстве храма принимал настоятель протоирей Георгий (Нейфах), он был очень образованным и деятельным человеком. Финансовые расходы по строительству взяла на себя Курская Атомная Станция. Также активное участие в строительстве принимали жители нашего города.

Меня очень интересовал вопрос: "Почему люди идут молиться именно в храм, ведь молиться можно везде- на улице, дома, в дороге?"

Батюшка отец Роман рассказал мне, что в воскресные и праздничные дни, а также в будни, мы должны ходить в храм Божий, куда собираются подобные нам христиане. Там мы молимся сообща, все вместе. Именно храм является единственным местом для полноценного общения с Богом. Ведь Сам Господь нам сказал: "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я среди них". *

Батюшка пояснил мне, что сердце храма - это алтарь, и что храм наш украшен святыми изображениями (фресками, иконами).(слайд 9) В некоторых иконах, находящихся в Успенском Храме хранятся частицы мощей святых, они пользуются особым почитанием верующих.

Из одной из паломнических поездок, батюшка привез частичку мощей особо почитаемого святого - преподобного Серафима Саровского. (слайд 10)

Из бесед с прихожанами, я узнала, что храм это не только величественное здание, но и люди, которые не только молятся Богу, но и делают большое количество добрых дел. Так при храме действует группа милосердия. Члены данной группы помогают бедным, больным, немощным. Организуют сбор вещей, средств, с последующей передачей их нуждающимся. В данную группу входят простые люди, жители нашего города, которые нигде не афишируют свои благие дела, таких людей при храме Успения, больше двадцати человек. Ежегодно прихожане храма собирают пожертвований на сумму около полумиллиона рублей, вся сумма из которых идет на помощь больным, малоимущим семьям, покупку всего необходимого для школьников многодетных семей. Все эти добрые дела делаются абсолютно бескорыстно, и как правило, никто об этом никогда не рассказывает.

IV . Храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в

земле Курской просиявших.

(слайд 11)

На берегу Курчатовского водохранилища возвышается красавец - храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших.

В храме Серафима Саровского я увидела икону с частичкою мощей святого Ильи Муромца. Для меня было открытием узнать, что любимый герой народных сказок и былин - богатырь Илья Муромец - реальное историческое лицо! Да еще и причисленное к лику святых православной церкви. Отец Николай в интервью рассказал мне, (слайд 12) что в 2006 году, их приходу были передана эта частица мощей и ещё 90 святых Киево-Печерской лавры.

Другой важной новостью для меня было то, что при храме действует православная воскресная школа.(слайд 14) И многие вещи, которые для меня были открытием, а именно жития святых - Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, русских князей, адмирала Ушакова, хорошо известны воспитанникам этой школы. В настоящее время их более 100 человек. В беседе с преподавателем школы Батяевой Ириной Дмитриевной (слайд 15) я узнала о большой творческой работе, проводимой с детьми, многочисленных поездках, конкурсах, фестивалях, патриотических конференциях. В этот храм приходят воины - афганцы, сотрудники полиции, спортсмены, деятели культуры, которые рассказывают воспитанникам воскресной школы о патриотизме, любви к Родине.(слайд 16) С каждым годом воспитанников воскресной школы становится все больше. В помещении воскресной школы действуют секции настольного тенниса, шахмат. Ведут их взрослые, настоящие мастера своего дела, бескорыстно отдающие свое время и силы любимому делу.

V . Храм святого Луки Крымского (слайд 17)

Особое место в нашем городе занимает храм, расположенный во дворе медсанчасти. Этот храм, где в основном люди молятся об исцелении болезней своих и близких. Познакомившись с отцом Валерием, (слайд 18) настоятелем больничного храма, удивительно добрым и спокойным человеком, я узнала, что этот храм построен в честь святого Луки Крымского.(аудио запись интервью ) Меня очень заинтересовала судьба этого необычного святого, человека жившего среди нас совсем недавно, работавшего врачом в простых больницах, в том числе и в селе Верхний Любаж Курской области.

Главный врач нашей медсанчасти Щербаков Владимир Алексеевич, принимавший большое участие в строительстве храма, рассказал мне, что и до сих пор, и во всем двадцатом веке, нет хирурга равного святителю Луке. Он один, работая в маленькой больнице на 10 коек, делал операций больше, чем вся Курская областная больница в настоящее время!

_________________________________________________________________

Жития святых.интернет ресурс PRAVMIR.RU.

Отец Валерий пояснил, что больничный храм - это не обычный приходской храм. При храме создана служба Сестёр милосердия, состоящая из четырёх человек. Группу возглавляет Галина Алексеевна Колесникова. Галина Алексеевна рассказала, что они посещают людей, находящихся на стационарном лечении, особое внимание уделяют детям, бедным, скорбящим и требующим утешения.

Сам батюшка скромно рассказал о том, что практически ежедневно он и члены группы милосердия, находящейся при храме, посещают тяжело больных людей, находящихся на излечении, где молитвой, где добрым словом утешают пациентов. Доброе, мудрое слово отца Валерия порою лечит лучше всяких лекарств.

Рассматривая иконы храма (слайд 19), изучая жизнь святого Луки Крымского, меня не покидала мысль о том, как много общего между трудами святого и повседневной работой людей, служащих при храме! Все они бескорыстно помогают людям в болезнях, в скорбях и других неприятностях. И эти люди живут рядом с нами, в нашем городе, и о них, в силу их скромности, мало кто знает! В общении с этими людьми я поняла, что главное для них - просто помочь своим ближним, утешить их.

VI . Заключение

Путем проведения бесед-интервью с замечательными, скромными людьми, изучая жизнь храмов нашего города, я узнала много нового, я увидела тех, с которых во многом можно и нужно брать пример. В ходе своей работы, руководители воскресной школы храма Серафима Саровского пригласили весь мой класс посетить храм и воскресную школу, (слайд 20) чему я очень рада, так как все мои одноклассники побольше узнали о православной вере, о людях, делающих много доброго. Моя гипотеза об исключительно большом значении храмов в жизни нашего города, подтвердилась. В результате моей работы, мы приобщили весь мой класс к великой русской культуре, на живых примерах показали, какими должны быть настоящие граждане нашей страны. Я считаю, что проблему, поставленную перед собой, я раскрыла, цель моей работы достигнута, так как мне опытным путем, удалось выяснить, с одной стороны, явную недостаточность знаний у школьников о храмах, священнослужителях, православной культуре в целом. А с другой стороны, увидеть жажду этих знаний, стремление вернуться к своим духовным корням, и хоть в малой степени удовлетворить ее в результате своей работы.

Практическое значение работы:

Материалы моей работы могут быть использованы на уроках по основам православной культуры, нравственного воспитания, при проведении экскурсий по г. Курчатову. И самое главное, на живых примерах, показать школьникам моральные и духовные ориентиры.

Результаты моих исследований могут помочь, в формирования общественного мнения, выводов, о необходимости более глубокого преподавания основ православной культуры в школах.

Ведь все мы - граждане нашей великой страны России, которая была создана православными людьми, которые и тогда, и сейчас являются основой нашего общества. А храмы- это символы духовного возрождения нашей страны, источник силы и нравственных ценностей. (Слайд 21)

Литература.

1. Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011.

2."Толковая библия" Москва 2014, А.П. Лопухин

3."Жития святых" интернет ресурс PRAVMIR.RU

4. "Храмы России" Москва 2012, С.Минаков

5. "Православный храм" РООССА, 2009, Н. Будур.

6. "Тесный путь" Рязань 2014., О. Рожнева.

7. "Православные святыни" РООССА, Н.Ионина

Аннотация.

Олефиренко Мария. "Значение православных храмов в жизни г. Курчатова."

В исследовательской работе, была изучена роль храмов в жизни города, раскрыта тема благотворительной и просветительской работы священников, преподавателей воскресных школ, прихожан. Путем проведения интервью, изучения истории храмов, бесед с жителями города в доступной и интересной форме раскрыта тема духовного и нравственного труда, и его значения для подрастающего поколения.

Я считаю, что Олефиренко Мария справилась со своею задачей.

Руководитель проекта: __________ Обыденных Людмила Ивановна.



Рассказать друзьям